Научная статья на тему 'Градостроительные аспекты обеспечения безопасности перевозок пассажиров транспортом общего пользования'

Градостроительные аспекты обеспечения безопасности перевозок пассажиров транспортом общего пользования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ПЛАНИРОВКА ГОРОДОВ / УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК / CITY TRANSPORTATION PLANNING / URBAN AREAS / QUALITY OF PASSENGER SERVICING / TRANSPORTATION SAFETY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Матвеева Мария Александровна, Ковалева Татьяна Сергеевна, Шаров Максим Игоревич

Градостроительные аспекты развития городских территорий должны рассматриваться в контексте не только обеспечения качества и привлекательности жизни, но и вопросов комплексной безопасности. Представлен подход к оценке безопасности пассажирских перевозок с использованием данных GPS/ГЛОНАСС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Матвеева Мария Александровна, Ковалева Татьяна Сергеевна, Шаров Максим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWN PLANNING ASPECTS OF ENSURING PASSENGER TRANSPORTATION SAFETY ON PUBLIC TRANSPORT

Town planning aspects of urban development should be treated from the viewpoint of ensuring life quality and attractiveness as well as from the viewpoint of the issues of integrated safety and security. The article describes an approach to assessing the safety of passenger transportation using GPS/GLONASS data.

Текст научной работы на тему «Градостроительные аспекты обеспечения безопасности перевозок пассажиров транспортом общего пользования»

В третьем варианте реагент вводили в биологически очищенную сточную воду, отобранную после вторичных отстойников. В качестве коагулирующих агентов были использованы: сульфат алюминия, окси-хлорид алюминия (с соотношением ^/^=1,74 и ^/□=1,83), полиоксихлорид алюминия и хлорное железо. Дозы коагулянтов подбирали аналогично предыдущему варианту. Результаты экспериментов при вводе реагентов в распределительную чашу вторичных отстойников и в осветленную сточную воду после вторичных отстойников представлены в табл. 2.

Влияние ввода реагентов на седиментационные свойства ила. Кривые осаждения ила при использовании разных типов и доз коагулянта приведены на рис. 2-4. Как видно из представленных в табл. 2 данных, наиболее глубокого удаления фосфатов (0,5 мг/л) удалось достичь при введении хлорного железа в дозе 12 мг/л.

Характер кривых осаждения ила говорит о том, что влияние добавок коагулянтов на седиментацион-ные свойства ила не всегда носит положительный характер, как утверждают литературные источники. Добавки ПОХА снижают скорость осаждения ила, а добавки железосодержащих реагентов и FeSO4) практически не оказывают влияния.

Влияние добавок реагентов на водоотдающие свойства активного ила. Введение реагентов в

осветленную сточную воду и в иловую смесь может оказать влияние на водоотдающие свойства активного ила. Поскольку на ПОС г. Красноярска в стадии запуска находится цех механического обезвоживания (ЦМО) на центрифугах, в качестве критерия водоот-дающих свойств был выбран индекс центрифугирования, который определяли при введении FeCl3 в оптимальной дозе (12 мг/л) на лабораторной центрифуге марки ЦЛМН-10-01 при числе оборотов N=1000 об/мин и времени центрифугирования 4 мин.

Индекс центрифугирования для осадка без добавок железа составил ^=37,9, а с добавками - !ц=47,3, то есть водоотдающие свойства осадка при введении реагента не улучшились.

На основании проведенных исследований было сделано заключение, что наиболее целесообразно вводить реагент на стадии третичной очистки (в сточную воду после вторичных отстойников), так как в этом случае не будет негативного воздействия реагента на окислительные свойства ила. В пользу этого решения свидетельствует и тот факт, что положительные стороны введения реагента в осветленную воду и в распределительную чашу вторичных отстойников (а именно, улучшение седиментационных и водоотдаю-щих свойств ила) экспериментом не подтвердились.

Из опробованных коагулянтов наиболее эффективным оказался хлорид железа в дозе 12 мг/л.

Библиографический список

Технологические и биохимические процессы вод на сооружениях с аэротенками. М.:

1. Жмур Н.С очистки сточных АКВАРОС, 2003. 512 с.

2. Серпокрылов Н.С., Вильсон Е.В., Гетманцев С.В., Мароч-кин А.А., Экология очистки сточных вод физико-химическими методами. М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2009. 264 с.

3. СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Гостроя СССР,1986. 72 с.

4. СП32.13330.2012. Канализация. Наружные сети и соору-

жения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200094155 5. Методика технологического контроля работы очистных сооружений городской канализации; утв. Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Стройиздат, 1977. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nglib.ru/book_view.jsp?idn=017947& page=302&format=free

УДК 711.7

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

© М.А. Матвеева1, Т.С. Ковалева2, М.И. Шаров3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Градостроительные аспекты развития городских территорий должны рассматриваться в контексте не только обеспечения качества и привлекательности жизни, но и вопросов комплексной безопасности. Представлен подход к оценке безопасности пассажирских перевозок с использованием данных GPS/ГЛОНАСС. Ил. 4. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: транспортная планировка городов; урбанизированные территории; качество обслуживания пассажиров; безопасность перевозок.

1Матвеева Мария Александровна, магистрант, тел.: 89500659466, e-mail: maria-matveeva@list.ru Matveeva Maria, Graduate student, tel.: 89500659466, e-mail: maria-matveeva@list.ru

2Ковалева Татьяна Сергеевна, магистрант, тел.: 89501326669, e-mail: deva.8@mail.ru Kovaleva Tatyana, Graduate student, tel.: 89501326669, e-mail: deva.8@mail.ru

3Шаров Максим Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, 89148868118, e-mail: sharov.maksim@gmail.com Sharov Maxim, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel. 89148868118, e-mail: sharov.maksim@gmail.com

тел.:

TOWN PLANNING ASPECTS OF ENSURING PASSENGER TRANSPORTATION SAFETY ON PUBLIC TRANSPORT M.A. Matveeva, T.S. Kovaleva, M.I. Sharov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Town planning aspects of urban development should be treated from the viewpoint of ensuring life quality and attractiveness as well as from the viewpoint of the issues of integrated safety and security. The article describes an approach to assessing the safety of passenger transportation using GPS/GLONASS data. 4 figures. 4 sources.

Key words: city transportation planning; urban areas; quality of passenger servicing; transportation safety.

В условиях развивающегося крупного города вопросы обеспечения комплексной безопасности наряду с проблемами обеспечения максимальной экономической эффективности градостроительных мероприятий занимают важную позицию. Конфликтные ситуации являются следствием одностороннего подхода к решению комплексных градостроительных задач. Существующая градостроительная политика в области застройки новых территорий в основном не обеспечивает транспортную доступность, пренебрегает экологической ситуацией и историко-культурным наследием городов. Это приводит к формированию неразвитой, а следовательно по ряду параметров небезопасной городской среды.

Таким образом, актуальность вопросов обеспечения безопасности всех видов деятельности в рамках городской среды не требует доказательств. В связи с этим безопасность городской среды может достигаться за счет приведения комплекса компонентов к оптимальному состоянию. В качестве таких компонентов можно выделить (рис. 1):

Рис. 1. Компоненты городской среды

- природные (химическая агрессия среды, тектоническая агрессия среды, климатическая агрессия среды);

- антропогенные (техногенные аварии, состояние компонентов инфраструктуры, промышленные загрязнения);

- социально-экономические (социальные противоречия, демократические факторы и процессы, ава-

рийность на автодорогах);

- экологические (загрязнение окружающей среды).

Одним из основных элементов социально-экологических факторов, требующих внимательного рассмотрения, является транспортная система города, в частности, перевозки пассажиров общественным транспортом.

Качество пассажирских перевозок определяется совокупностью показателей, характеризующих уровень удовлетворения потребностей пассажиров в транспортном обслуживании.

К основным показателям качества перевозок пассажиров относятся: комфортность поездки (наполнение автобусов и регулярность движения их на маршрутах); время, затрачиваемое пассажирами на передвижение; безопасность перевозок. Условиями, определяющими эти показатели, являются: плотность автобусной сети; частота и точность движения автобусов на маршрутах; скорость сообщения. Большое социально-экономическое значение качества транспортного обслуживания населения предопределяет необходимость точной оценки его уровня.

Безопасность движения является одним из наиболее важных показателей, определяющих уровень качества перевозок пассажиров. Она может характеризоваться коэффициентом Кб.д динамичного изменения уровня дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на автотранспортном предприятии (АТП) (в колонне, бригаде):

" (1)

где а - коэффициент относительной потери времени пассажиров при передвижении, связанной с ДТП, равный 0,2; В 0 - динамический показатель уровня ДТП на АТП.

В0 = ^(Ао + ^В^ штрафных баллов на 1 млн км, (2)

где А0 - показатель уровня ДТП на АТП в текущем году; Цг - общий пробег автобусов в текущем году, млн км; ь'г - общий пробег автобусов по предыдущему году за тот же период, млн км; Б! - динамический показатель уровня ДТП на АТП в предыдущем году.

Ао = (3)

где п0 - количество штрафных баллов, начисленных за ДТП и нарушения правил дорожного движения (ПДД) при участии водителей и автобусов АТП, в том числе за: ДТП по вине работников АТП - I балл; ДТП по вине нетрезвого водителя АТП - 2 балла; каждого раненого при этих ДТП - 1,5 балла; каждого погибшего при этих ДТП - 9 баллов; каждый случай нарушения ПДД водителями АТП - 0,1 балла.

При отсутствии значения динамического показателя предыдущего года В0 определяется по формуле

( n0 П1 п2п3), (4)

где n1, n2, n3 - количество штрафных баллов, начисленных в предыдущие три года.

К сожалению, описанная выше методика оценки безопасности пассажирских перевозок в наше время применятся редко и не учитывает многие другие факторы, оказывающие значительное влияние на безопасность перевозок.

Одним из таких факторов является соблюдение скоростного режима движения при работе пассажирского транспорта. Существующие инструменты, применяемые надзорными органами, действуют локально (например, в местах установки стационарных камер или выездных постов ДПС) и не позволяют оценить реальной картины соблюдения скоростного режима.

Транспортная лаборатория ИрГТУ и студенческое конструкторское бюро «Транспортный менеджер» в последнее время активно применяют в научной работе данные спутниковых навигационных систем. Так, на основе данных GPS была построена карта нарушений скоростного режима движения водителями коммерческих автобусов. Для этого применялась следующая методика:

- запись треков на программу GPS Sports Tracker;

- экспорт записанных треков в компьютер;

- экспорт треков по различным часам суток и дням неделям конкретного маршрута в базу данных Excel;

- расчёт расстояния между координатами в базе

данных Excel;

- построение графика скоростного режима пассажирского транспорта на основе базы данных Excel.

Запись треков производилась в скрытном режиме. Это было вызвано необходимостью получения данных, соответствующих реальным условиям движения на маршруте. На рис. 2 приведен общий вид схемы анализа скоростей движения в программе GPS Sports Tracker.

В результате был сделан анализ скоростей движения подвижного состава, на основании которого построен график значений скоростей движения пассажирского транспорта на различных участках улично-дорожной сети (рис. 3).

Полученные значения скоростей движения (см. рис. 3) дают возможность выявить основные опасные участки движения городского пассажирского транспорта (рис. 4).

На основе проведенного анализа замеров скоростей движения общественного транспорта можно сделать вывод о том, что существующая градостроительная политика в области пассажирских перевозок не в полной мере учитывает возможность превышения скоростного режима общественным транспортном, что в свою очередь значительно влияет на безопасность жизни в городе. Нарушение скоростного режима чаще всего наблюдается в межпиковый период и происходит вследствие высокой конкуренции между перевозчиками, возникающей в связи с большим количеством дублирующих маршрутов общественного транспорта в городе.

Рис. 2. Пример анализа скоростей по GPS-трекам

Рис. 3. Значение полученных скоростей движения городского пассажирского транспорта в г. Иркутске

Рис. 4. Наиболее опасные участки перевозки пассажиров в г. Иркутске на основе данных скоростей движения

Данная проблема может быть решена следующими способами:

1. Сокращение числа дублирующих маршрутов;

2. Контроль скоростного режима, осуществляю-

щийся в результате создания единого диспетчерского центра;

3. Применение различных схем снижения интенсивности движения на улично-дорожной сети.

Библиографический список

1. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения. М.: Транспорт, 2005. 190 с.

2. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Ковалева Т.С. Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 9 (68). С. 174-178.

3. Преловская Е.С., Иванченко. Е.С., Левашев А.Г. К вопросу

о транспортной доступности // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1 (4). С. 101-106. 4. Яценко С.А., Колганов С.В. Маркетинговые исследования спроса на рынке пассажирских транспортных услуг в г. Иркутске // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 5 (64). С. 122-128.

УДК 72.012:699,841 УДК 711.4

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО РЯДА ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА УЛАН-БАТОР В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ СЕЙСМИЧНОСТИ

© О.И. Саландаева1, Л.П. Бержинская2

12Институт Земной коры СО РАН, 664033, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 128 1,2Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Представлены и проанализированы данные по исследованию жилой застройки в городе Улан-Батор в условиях высокой сейсмичности с учетом инженерно-геологических и гидрологических условий территории. Дана оценка сейсмостойкости существующих типов жилых зданий на основе исследований, проведенных ИЗК СО РАН (Россия, г. Иркутск), ИЦАГ АН Монголии (Монголия, г. Улан-Батор) и ГИН СО РАН (Бурятия, г. Улан-Удэ). Ил. 12. Табл. 2. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: жилое здание; планировочная структура жилого здания; архитектурно-конструктивный тип жилого дома; класс сейсмостойкости зданий; территориальное зонирование; жилая застройка; жилищный фонд; сейсмическое районирование; природные опасности; сейсмическая опасность; сейсмичность; сейсмический риск.

FORMATION OF ARCHITECTURAL AND TYPOLOGICAL RANGE OF RESIDENTIAL BUILDINGS AND AREAS IN ULAANBAATAR UNDER CONDITIONS OF HIGH SEISMICITY O.I. Salandaeva, L.P. Berzhinskaya

Institute of Earth's Crust SB RAS, 128 Lermontov St., Irkutsk, 664033, Russia. Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The data on residential development in the town of Ulaanbaatar under high seismicity conditions have been presented and analyzed with regard to engineering-geological and hydrological conditions of the area. The earthquake resistance of the existing types of residential buildings has been estimated based on the studies pursued by the IEC SB RAS (Irkutsk, Russia), RCAG MAS (Ulaanbaatar, Mongolia) and GIN SB RAS (Republic of Buryatia, Ulan-Ude). 12 figures. 2 tables. 9 sources.

Key words: residential building; planning structure of a residential building; architectural and structural type of a residential building; aseismic class of buildings; territorial zoning; residential development; housing stock; seismic zoning; natural hazards; seismic hazard; seismicity; seismic risk.

Развитие культуры жилища в Монголии проанализировано в сложной структуре взаимосвязей специфического, традиционного расселения народа. Кочевая культура монгольского народа рассматривает по-

нятие пространства обязательно во временном контексте. Как следствие, в основу планировочной концепции городов Монголии положена куреная структура расселения и особенности кочевой и оседлой жизни

1Саландаева Ольга Ивановна, главный специалист лаборатории сейсмостойкого строительства, доцент кафедры архитектуры и градостроительства ИрГТУ, тел.: 89025100491,e-mail: saland@crust.irk.ru

Salandaeva Olga, Chief Specialist of the Laboratory of Antiseismic Construction, Associated Professor of the Department of Architecture and Town Planning of ISTU, tel.: 89025100491 ,e-mail: saland@crust.irk.ru

2Бержинская Лидия Петровна, кандидат технических наук, старший научный сотрудник лаборатории сейсмостойкого строительства, доцент кафедры строительных конструкций ИрГТУ, тел.: 89025100492, e-mail: berjinska@crust.irk.ru Berzhinskaya Lidiya, Candidate of technical sciences, Senior Researcher of the Laboratory of Antiseismic Construction, Associated Professor of the Department of Building Constructions of ISTU, tel.: 89025100492, e-mail: berjinska@crust.irk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.