Научная статья на тему 'Градостроительное формирование и развитие территории промышленности в структуре города Ростова-на-Дону'

Градостроительное формирование и развитие территории промышленности в структуре города Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленные территории / эволюция развития города / функционально-пространственное развитие / планировочная структура / агломерация / производственные связи / industrial territories / evolution of city development / functional and spatial development / planning structure / agglomeration / industrial relations

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

Статья посвящена выявлению градостроительных особенностей исторического формирования и последующего развития промышленных территорий в Ростове-на-Дону как ведущих планировочных структурных элементов города. Выявлены основные этапы функционально-территориального развития города: крепость, административный центр, транспортный узел и промышленный центр, промышленно-индустриальный центр, постиндустриальный центр. Определены основные проблемы и направления градостроительного преобразования промышленно-производственных территорий в структуре города Ростова. Установлено, что в городе наблюдается смещение промышленно-производственных предприятий на периферию и усиление агломерационных производственных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urban planning formation and development of the territory of industry in the structure of the city of Rostov-on-Don

The article is devoted to identifying the urban planning features of the historical formation and subsequent development of industrial areas in Rostov-on-Don as the leading planning structural elements of the city. The main stages of the functional-territorial development of the city are identified: a fortress, an administrative center, a transport hub and an industrial center, an industrial-industrial center, a post-industrial center. The main problems and directions of urban transformation of industrial and production areas in the structure of the city of Rostov are determined. It has been established that in the city there is a shift of industrial enterprises to the periphery and the strengthening of agglomeration production ties.

Текст научной работы на тему «Градостроительное формирование и развитие территории промышленности в структуре города Ростова-на-Дону»

Architecture and Modern Information Technologies. 2023. № 1(62). С. 287-296

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И УРБАНИСТИКА

Научная статья

УДК/UDC 711.554(470.61-25)

DOI: 10.24412/1998-4839-2023-1-287-296

Градостроительное формирование и развитие территории промышленности в структуре города Ростова-на-Дону

Юлия Владимировна Андреева1

Южный федеральный университет Академия архитектуры и искусств,

Ростов-на-Дону, Россия

an_julia@list.ru

Аннотация: Статья посвящена выявлению градостроительных особенностей исторического формирования и последующего развития промышленных территорий в Ростове-на-Дону как ведущих планировочных структурных элементов города. Выявлены основные этапы функционально-территориального развития города: крепость, административный центр, транспортный узел и промышленный центр, промышленно-индустриальный центр, постиндустриальный центр. Определены основные проблемы и направления градостроительного преобразования промышленно-производственных территорий в структуре города Ростова. Установлено, что в городе наблюдается смещение промышленно-производственных предприятий на периферию и усиление агломерационных производственных связей.

Ключевые слова: промышленные территории, эволюция развития города, функционально-пространственное развитие, планировочная структура, агломерация, производственные связи

Для цитирования: Андреева Ю.В. Градостроительное формирование и развитие территории промышленности в структуре города Ростова-на-Дону // Architecture and Modern Information Technologies. 2023. № 1(62). С. 287-296.

URL: https://marhi.ru/AMIT/2023/1kvart23/PDF/18 andreeva.pdf DOI: 10.24412/1998-48392023-1-287-296

TOWN PLANNING AND URBAN DESIGN

Original article

The urban planning formation and development of the territory of industry in the structure of the city of Rostov-on-Don

Julia V Andreeva1

Southern Federal University, Academy of Architecture and Fine Arts, Rostov-on-Don, Russia an_julia@list.ru

Abstract: The article is devoted to identifying the urban planning features of the historical formation and subsequent development of industrial areas in Rostov-on-Don as the leading planning structural elements of the city. The main stages of the functional-territorial development of the city are identified: a fortress, an administrative center, a transport hub and an industrial center, an industrial-industrial center, a post-industrial center. The main problems and directions of urban transformation of industrial and production areas in the structure of the city of Rostov are determined. It has been established that in the city there is a shift of industrial enterprises to the periphery and the strengthening of agglomeration production ties.

1 © Андреева Ю.В., 2023

Keywords: industrial territories, evolution of city development, functional and spatial development, planning structure, agglomeration, industrial relations

For citation: Andreeva J.V. The urban planning formation and development of the territory of industry in the structure of the city of Rostov-on-Don. Architecture and Modern Information Technologies, 2023, no. 1(62), pp. 287-296. Available

at: https://marhi.ru/AMIT/2023/1kvart23/PDF/18 andreeva.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-20231-287-296

Введение

Современный территориально-промышленный комплекс России испытывает существенные изменения: перенос на новые площадки промышленных и производственных предприятий, модернизация их технологий и производственной базы, трансформация производственно-технологических связей. Все эти изменения требуют тщательного изучения градостроительных условий для их экономико-территориальной оптимизации.

Исторические аспекты формирования производств и промышленных предприятий

Ростов-на-Дону - один из опорных узлов системы расселения России, центр формирующейся Ростовской агломерации [1]. Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Ростов-на-Дону - один из перспективных крупных центров экономического роста Южного макрорегиона РФ2.

Система расселения Юга России складывалась исторически на пересечении основных водных и сухопутных путей, где образовались в последующем крупные и большие промышленные центры, такие как Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань, Краснодар и другие города. История развития этих городов связана с градостроительным освоением и последующим развитием южно-российского региона еще с середины XV века (рис. 1). В эволюции развития этих городов можно выделить несколько общих этапов трансформации, обусловленных спецификой исторического развития региона [2].

Рис. 1. Карта Юга Европейской части России, 1909 г.

2 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. № 207-р // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/news/1258998/ (дата обращения: 07.01.2023).

I этап - Крепость. Ростов, Волгоград и Астрахань на ранних этапах развития выполняли функции военного укрепления: крепость Св. Димитрия Ростовского (1761 - начало XIX века); Царицынская крепость (1589-1608 гг., 1614 - до XVIII века); Астрахань (15581580 гг., Астраханский кремль был построен в 1589 гг.).

II этап - Административный центр. После изменения южно-российских административных границ, их смещение далее на юг бывшие крепости получили статус уездных городов: Ростов-на-Дону - в 1797 г., Царицын (Волгоград) - в 1780 г., Астрахань -в 1717 г. В городах стали строиться административные и учебные здания, формировались центры управления.

III этап - Транспортный узел и промышленный центр. Ведущей функцией в развитии южных городов длительное время оставалась торговля рыбой и продуктами сельского хозяйства. Ростов, Астрахань, Царицын, Екатеринодар (Краснодар) были важными коммуникационными центрами с развитой торговлей. В российских южных городах промышленные предприятия появились несколько позже, чем в других областях Российской Империи. В XIX - начале XX века быстрыми темпами развивается машиностроение, химическая промышленность, литейные заводы, табачные фабрики. Со второй половины XIX века Ростов, Волгоград и Астрахань стали трансформироваться в производственные и промышленные центры. Важнейшую роль в становлении промышленности в регионе сыграла прокладка железнодорожной линии. К Царицыну железная дорога была подведена в 1862 г., к Ростову в 1876 г., к Астрахани в 1909 г [8].

IV этап - Промышленно-индустриальный центр. С 1920-х гг. начался индустриальный этап развития крупнейших городов. Развитие промышленности шло совместно с совершенствованием транспортной инфраструктуры: строительством новых дорог, прокладкой инженерных коммуникаций. В послереволюционный период появились первые производственные комбинаты, машиностроительные заводы-гиганты, а также рабочие поселки, новые жилые районы. Пик индустриально-промышленного развития пришелся на 60-70 гг. прошлого столетия.

Vэтап - Постиндустриальный. Ростов-на-Дону, Волгоград и Астрахань сегодня позиционируют себя в качестве административных, научных, учебных и культурных центров региона с преимущественным развитием непроизводственной сферы деятельности.

Далее более подробно были рассмотрены историко-градостроительные аспекты формирования, развития и трансформации территории Ростова-на-Дону как промышленно-производственного центра.

Формирование и развитие промышленности в Ростове-на-Дону

Основание города Ростова связано со строительства Темерницкой таможни и сооружения речного порта в устье реки Темерник в 1749 г. Выгодное географическое и геополитическое положение стало ключевым фактором в развитии поселения - будущего Ростова-на-Дону. Поселение близ таможни лежало на пересечении важных сухопутных дорог и водных торговых путей, что обеспечило его последующее развитие и превращение в крупный промышленный и торговый центр региона [6].

После 1860 года на Дону появились первые предприниматели, которые стояли у истоков развития производства в Ростове. Начиная с 1868 г. этот процесс усилился, так как территория казачьей Донской Области стала местом для свободного поселения [8]. В начале 90-х годов XX века в области войска Донского насчитывалось более восьми тысяч фабрично-заводских предприятий. Это были машиностроительные, чугунолитейные, гвоздильно-проволочные, кожевенные фабрики, а также предприятия по переработке

сельхозпродуктов. Наиболее крупными из них были табачные фабрики, завод водопроводных труб, мельницы, железнодорожные мастерские [5].

Промышленные предприятия располагались в Ростове и Нахичевани-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Александровск-Грушевске (ныне г. Шахты). Ростов тогда занимал лидирующие позиции по производству промышленных товаров и торговле в крае. В обзоре торгово-промышленной деятельности Донского края за 1898 г. отмечалось, что деятельность иностранных подданных «выражается по экспортированию хлеба за границу и по выработке недр земли» [4].

К числу самых первых предприятий города можно отнести Мукомольный завод П. Посохина; «Машиностроительное производство Грюнфельд и Кайлих», 1895 г. (радиаторный завод); табачная фабрика, 1857 г.; винно-водочный завод, 1900-е гг.; плодовоовощной завод («Смычка»), 1914 г.; завод Аксай,1891 г. («Красный Аксай»); Макаронную фабрику [6].

На территории края были налажены тесные экономические связи с другими областями России. Особую роль в развитии города сыграла работа ростовского и таганрогского портов, благодаря которым шла активная торговля с зарубежными предприятиями.

В советский период в Ростове были построены крупнейшие машиностроительные предприятия и заводы: ОАО «Десятый подшипниковый завод», 1955 г., ОАО «10-ГПЗ»; Часовой завод, 1950-е гг.; ПАО «Роствертол»; ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» и другие [10]. Вокруг этих предприятий были возведены новые жилые районы, рабочие городки с развитой сетью объектов культурно-бытового обслуживания: школами, детскими садами, больницами, домами культуры [3].

Градостроительные аспекты формирования и развития ТПК в структуре города

Исследование историко-градостроительных аспектов развития Ростова-на-Дону свидетельствует о том, что именно уникальное географическое положение стало ключевым фактором для развития промышленного производства [1]. Предпосылками формирования территориально-производственного комплекса (ТПК) на начальном этапе индустриализации в больших городах является наличие инфраструктуры и трудовых ресурсов. Именно эти аспекты являются ключевыми для развития тПк в структуре Ростова-на-Дону.

Анализ расположения и трансформации территорий промышленных комплексов в структуре города Ростова-на-Дону позволил выявить основные тенденции в их развитии. Определено, что первые промышленные и производственные предприятия формировались в прибрежной зоне для удобства транспортного сообщения (рис. 2). Такое территориальное положение полностью или частично отрезало застройку города от реки (середина XIX - начало XX века).

Важными инфраструктурными объектами в городе являлись порт, пристани, а после -железнодорожные станции (со второй половины XIX века).

В послереволюционный период, с 1920-х годов были построены крупные металлургические комбинаты и заводы, которые располагались уже на окраинах города. Такое размещение предприятий было удобно для производства, рядом с комбинатами строились рабочие поселки, жилые районы. Однако новая селитебная застройка 1970-1980-х годов начала строится на окраинах города, перешагнув через «кольцо» промышленных комплексов и предприятий. Город рос и интенсивно застраивался [11].

б)

Рис. 2. Планы города Ростова-на-Дону: а) план 1917 г.; б) план 1931 г.

Итогом градостроительного развития стала чересполосица селитебно-производственных зон - чередование крупных промышленных территорий с жилой застройкой. Такая градостроительная ситуация - срединное положение крупных производственных территорий в структуре города - привела к усугублению основных транспортных и экологических проблем. Сегодня многие предприятия в городах не функционируют, их территории подвержены деградации и нуждаются в качественном изменении, реновации.

Постиндустриальное развитие Ростова-на-Дону

После развала Советского Союза, с 1990-х годов целое десятилетие наблюдался процесс разрушения территориально-производственного комплекса СССР. Были ликвидированы многие предприятия, а также разрушены производственно-технологические связи между ними. В итоге в структуре города появились свободные производственные площадки, которые были раскуплены или сданы в аренду [9]. Преобразование и развитие промышленно-производственных центров в современных городах связано с решением многих проблем. Зачастую выполнить качественную реновацию бывших промышленных площадок в современных городах дорого и технологически сложно. Многими предприятиями нанесен ущерб экологии и естественному ландшафту городов.

Тем не менее, сегодня на месте бывших предприятий наблюдается процесс интенсивного строительства многоквартирных жилых комплексов (МЖК) и торговых центров. В Ростове-на-Дону на месте бывших предприятий «Смычка», «Красный Аксай», ОАО Электроаппарат построены новые МЖК, здание Табачной фабрики реконструировали под коворкинги, офисы, торговые залы и рестораны [7]. На месте старого аэропорта также планируют построить общественный деловой центр и жилой район.

Сегодня современные крупнейшие предприятия, пережившие кризис, функционируют в виде консорциумов и холдингов. Такая единая система управления и финансирования позволяет развиваться многим промышленным предприятиям. Постепенно налаживаются производственные и технологические связи. Наиболее эффективно развиваются предприятия машиностроения и приборостроения, энергетической отрасли.

Заключение

Сегодня на градостроительном уровне наблюдается процесс освобождения центральных районов города Ростова от промышленных функций (рис. 3а). Промышленные инфраструктурные объекты и предприятия выносятся на периферию. В условиях развитых агломерационных процессов наиболее эффективно развиваются предприятия, расположенные на расстоянии оптимальной транспортно-временной доступности от крупных экономических центров - около 15-20 км, удобно связанные с агломерационным центром (рис. 3б).

РОСТОВ-НАгДОНУ. генеральный план

а)

б)

Рис. 3. Градостроительное развитие Ростова-на-Дону как центра Ростовской агломерации: а) генеральный план Ростова-на-Дону 2007 г.; б) схема территориально-пространственной организации Ростовской агломерации (рисунок автора)

Современный Ростов-на-Дону формирует свою агломерационную зону развития. Размещение предприятий в этой зоне обеспечивает их трудовыми ресурсами, инженерной инфраструктурой и связями с другими дочерними предприятиями, рынком сбыта. Таким образом, вокруг крупных городов формируются новые производственно-технологические и экономические центры развития. Выделены следующие принципы пространственного развития производственных территорий в структуре Ростовской агломерации:

- смещение производственных территорий в агломерационную зону Ростова-на-Дону на расстояние 10-20 км, что приводит к расширению его урбанизированной области;

- локализация производственных территорий вдоль транспортных магистралей, которая сопровождается сокращением сельскохозяйственных и естественно-зеленых ландшафтных территорий;

- организация полифункциональных производственных зон вокруг транспортно-логистических центров, которые становятся кластерами производственно-экономического развития всей территории агломерации.

Особо важным условием для эффективного экономического и устойчивого развития территории Ростова-на-Дону сегодня является разработка стратегии развития Ростовской агломерации, в которой необходимо согласовать размещение промышленно-производственных кластеров и транспортно-логистических центров. При этом очень важно обеспечить сохранение единого зеленого природного каркаса вокруг Ростова и близлежащих поселений.

Источники иллюстраций

Рис.1. URL: http://kartolog.ru/wp-content/uploads/2009/08/h96-150.jpg Рис. 2а. URL: http://q-map.ru/tag/карты-ростова-на-донv/ Рис. 2б. URL: http://q-map.ru/tag/KapTbi-pQCTOBa-Ha^OHv/

Рис. 3а. URL: https://www.donnews.ru/V-Rostove-sozdadut-Bolshoe-i-Maloe-transportnye-koltsa 287

Рис. 3б. рисунок автора.

Список источников

1. Андреева Ю.В. Градостроительное развитие агломераций в системе расселения Юга России: дисс. кан. арх.: 05.23.22 / Андреева Юлия Владимировна. Санкт-Петербург, 2019. 315 с.

2. Андреева Ю.В. Историко-эволюционные процессы формирования опорного каркаса расселения юга России // Architecture and Modern Information Technologies. 2020.

№ 3(52). С. 228-241. URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/3kvart20/PDF/12 andreeva.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15212

3. Бредихин А.В. Ростовская агломерация: интеграционные приоритеты развития // Вопросы территориального развития. 2016. № 4(34). С.1-14. URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1978

4. Есаулов Г.В. Архитектурно-градостроительное наследие Юга России: его формирование и культурный потенциал: автореф. дисс. ... д-ра арх.: 18.00.01 / Есаулов Георгий Васильевич. Москва, 2004. 57 с.

5. Иванова-Ильичева А.М. Архитектурно-градостроительное развитие Нахичевани-на-Дону в контексте формирования городской культуры / А.М. Иванова-Ильичева, И.А. Стушняя, О.В. Баева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10. Ч. 3. С. 81-83.

6. Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. Ростов-на-Дону: Изд-во «ГинГо». 1996. 276 с.

7. Макареня Т.А. Анализ основных тенденций и перспективы развития промышленности Ростовской области / Т.А. Макареня, А.В. Куликова // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 1(448). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/analiz-osnovnyh-tendentsiy-i-perspektivy-razvitiya-promyshlennosti-rostovskoy-oblasti (дата обращения: 11.01.2023).

8. Орлова А.Ю. Градостроительная трансформация исторического центра Ростова-на-Дону / А.Ю. Орлова, А.Е. Прудкова // Молодой ученый. 2021. № 22(364). С. 144-146. URL: https://moluch.ru/archive/364/81581/ (дата обращения: 11.01.2023).

9. Соколова Е.М. Города-миллионники - опорные узлы системы расселения России / Е.М. Соколова, М.М. Кантер, М.Н. Карпенко // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2017. №3 (59). С. 94-101.

10. Соколова Е.М. Пространственное развитие города Ростова-на-Дону: исторический аспект / Е.М. Соколова, М.М. Кантер // Геопространственные исследования общественных и природных систем: теория и практика: сборник статей. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 46-50.

11. Токарев А.Г. Градостроительное развитие Ростова-на-Дону в XIX - начале XX в. // Вестник ТГАСУ. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gradostroitelnoe-razvitie-rostova-na-donu-v-xix-nachale-xx-v (дата обращения: 11.01.2023).

References

1. Andreeva Yu.V. Gradostroitelnoe razvitie aglomeracij v sisteme rasseleniya Yuga Rossii [The urban development of agglomerations in the settlement system of the South of Russia (Cand. Dis)]. St. Petersburg, 2019, 315 p

2. Andreeva J. Historical and Evolutionary Processes that Framed Population Displacement in the South of Russia. Architecture and Modern Information Technologies, 2020, no. 3(52), pp. 228-241. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2020/3kvart20/PDF/12 andreeva.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15212

3. Bredikhin A.V. Rostovskaya aglomeraciya: integracionnye prioritety razvitiya [Rostov agglomeration: integration development priorities]. Voprosy territorialnogo razvitiya, 2016, no. 4(34).

4. Esaulov G.V. Arhitekturno-gradostr,oitelnoe nasledie Yuga Rossii: ego formirovanie i kulturnyj potencial [The architectural and urban heritage of the South of Russia: its formation and cultural potential (Dis. Thesis)]. Moscow, 2004, 57 p.

5. Ivanova-Ilyicheva A.M., Stushnaya I.A., Baeva O.V. Arhitekturno-gradostroitelnoe razvitie Nahichevani-na-Donu v kontekste formirovaniya gorodskoj kultury [Architectural and urban development of Nakhichevan-on-Don in the context of the formation of urban culture]. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. Tambov, 2014, no. 10, Part 3, pp. 81-83.

6. Kukushin V.S. Istoriya arhitektury Nizhnego Dona i Priazovya [The history of architecture of the Lower Don and the Sea of Azov]. Rostov-on-Don, 1996, 276 p.

7. Makarenya T.A., Kulikova A.V. Analiz osnovnyh tendencij i perspektivy razvitiya promyshlennosti Rostovskoj oblasti [Analysis of the main trends and prospects for the development of the industry of the Rostov region]. Regional economy: theory and practice. 2018, no. 6, pp. 166-183. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osnovnyh-tendentsiy-i-perspektivy-razvitiya-promyshlennosti-rostovskoy-oblasti

8. Orlova A.Yu., Prudkova A.E. Gradostroitelnaya transformaciya istoricheskogo centra Rostova-na-Donu [The urban transformation of the historical center of Rostov-on-Don]. Molodoj uchenyj, 2021, no. 22(364), pp. 144-146.

9. Sokolova E.M., Kanter M.M., Karpenko M.N. Goroda-millionniki- opornye uzly sistemy rasseleniya Rossii [The cities with a population of over a million are the supporting nodes of the Russian settlement system]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINH), 2017, no. 3 (59), pp. 94-101.

10. Sokolova E.M., Kanter M.M. Prostranstvennoe razvitie goroda Rostova-na-Donu: istoricheskij aspekt [The spatial development of the city of Rostov-on-Don: historical aspect. Geospatial studies of social and natural systems: theory and practice: collection of articles]. Cheboksary, ID «Sreda», 2019, pp. 46-50.

11. Tokarev A.G. Gradostroitelnoe razvitie Rostova-na-Donu vXIX- nachale XX v [The town-planning development of rostov-on-don in the xixth - at the beginning of the XXth centuries]. Vestnik TGASU, 2011, no. 3, pp. 41-49. Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/gradostroitelnoe-razvitie-rostova-na-donu-v-xix-nachale-xx-v

ОБ АВТОРЕ

Андреева Юлия Владимировна

Кандидат архитектуры, доцент кафедры «Градостроительство», Южный федеральный университет, Академия архитектуры и искусств, Ростов-на-Дону, Россия an julia@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT THE AUTHOR Andreeva Julia V.

PhD in Architecture, Associate Professor of the Department of Urban Planning, Southern Federal University, Academy of Architecture and Fine Arts, Rostov-on-Don, Russia an julia@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.