Научная статья на тему 'Градостроительная модель линейного типа как выход из цивилизационного и урбанизационного тупиков'

Градостроительная модель линейного типа как выход из цивилизационного и урбанизационного тупиков Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеальный город / «умные города» / линейный тип расселения / жилой кластер / транспортные системы «второго уровня»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Юницкий А.Э., Давыдик М.М.

Рассмотрен генезис градостроительной модели идеального поселения в различные периоды истории. Указаны достижения и недостатки представленных примеров планировки городов. Обозначена необходимость продолжения поиска новых систем расселения с целью проработки идеи линейного города. Проблему организации поселений линейного типа предложено изучить в непосредственной связи с развитием высокоскоростного транспорта и транспортных систем «второго уровня».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительная модель линейного типа как выход из цивилизационного и урбанизационного тупиков»

УДК 711.424

Градостроительная модель линейного типа как выход из цивилизационного и урбанизационного тупиков

Юницкий А.Э.1 2 Давыдик М.М.2

1 ООО «Астроинженерные технологии»,

г. Минск, Беларусь

2 ЗАО «Струнные технологии», г. Минск, Беларусь

Рассмотрен генезис градостроительной модели идеального поселения в различные периоды истории. Указаны достижения и недостатки представленных примеров планировки городов. Обозначена необходимость продолжения поиска новых систем расселения с целью проработки идеи линейного города. Проблему организации поселений линейного типа предложено изучить в непосредственной связи с развитием высокоскоростного транспорта и транспортных систем «второго уровня».

Ключевые слова:

идеальный город, «умные города», линейный тип расселения, жилой кластер, транспортные системы «второго уровня».

Введение

Рост и развитие городских поселений - основополагающая идея эволюции человеческой цивилизации. Определение непосредственной формы городской ткани представляет собой довольно сложный процесс, обусловленный целым рядом факторов: географическим положением поселения; экономической и политической целесообразностью его возникновения; физической, социальной и эстетической значимостью возводимых объектов.

На протяжении веков наблюдается устойчивый запрос на создание места, максимально приспособленного к условиям среды, защищенного от различных опасностей и удобного для жизни. Свидетельством данного факта служат города, описанные в литературных источниках, изображённые в проектах и уже построенные, идеально отвечающие указанным параметрам (т. е. идеальные города) [1].

Благодаря предложенному ниже материалу можно увидеть, как авторы различных концепций градостроительства представляли развитие модели гармоничного устройства поселений и способы достижения всеобщего блага

посредством разумной организации общества. Материальная часть такой гармонии воплощалась в пространственно-планировочном облике городов.

Во времена растущей взаимозависимости между странами и народами становится насущным запрос на построение удобных для жизни мест как условие обеспечения равного развития для всех. В данной статье выделены удовлетворительные параметры поселений нового типа, которые отвечают данному требованию.

Анализ этапов создания идеальных поселений

Земная цивилизация развивалась благодаря строительству городов. Первоначально слово «город» означало «огороженное место» (подразумевалось наличие ограды -стены или вала). В защите от внешнего и враждебного мира заключалась изначальная идея городов. Подобный способ расселения обеспечил целый ряд других преимуществ: это были центры развития ремёсел, в которых процветали искусство и наука. Кроме того, города являлись узлами

технических достижении; через них проходили основные торговые пути. Градостроительство стало отдельной дисциплиной, изучающей законы и правила организации поселений.

Как любое искусство, градостроение стремится к совершенству. Устойчивое желание зодчих создать идеальное место, удовлетворяющее разнообразным потребностям социума, прослеживается на протяжении длительного времени [1, 2]. Степень идеальности определяется представлениями о ней конкретного человека или группы людей.

Планы многих городов показывают, что их разработчики руководствовались различными требованиями. В той или иной мере одни интересы удовлетворялись (будь то возможность эффективного кругового обстрела при защите города-крепости или обеспечения нужд коммуны в городе-утопии), другие остались только в мечтах и представлениях авторов. Окончательный ответ на запрос создания идеального поселения не получен. Современные крупные центры переживают кризис, который проявляется в транспортных коллапсах, ухудшении экологии, дефиците территорий для дальнейшего развития. Долгое время

концентрировалось внимание на городах-спутниках как варианте возможного спасения. Однако данная концепция не способна решить проблему: такие спутники, срастаясь с рядом расположенными городами, превращают их в мегаполисы.

Выход из урбанизационного кризиса найдётся, когда будут изучены и учтены достижения и недостатки прошлых времён. Примеры, приведённые в анализе развития концепции идеального города (таблица), не отражают весь опыт, приобретённый создателями городов, однако иллюстрируют их представления о гармонично устроенном мире. Градостроительные идеи демонстрируют упорядочение пространства в противоположность хаотичному миру. Враждебно отделённый и защищённый город-крепость постепенно трансформируется в объединённый с окружающей природой город-сад.

Следует отметить, что в данной статье рассмотрены как воображаемые города-утопии, так и воплощённые проекты. В таблице приведён анализ планировочных решений различных поселений с античного периода до нынешних дней.

Таблица - Анализ развития концепции идеального города

Город Атлантида, IV в. до н. э.

Автор концепции: Платон (427-347 гг. до н. э.) [1-5]; изображение: [3]

Особенности:

расположен на воображаемом острове; храм и дворец царя находятся в центре города; имеет кольцевую планировку (два укреплённых земляных и три водных кольца, а также лучевые дороги, идущие от центра);

благополучие и процветание города связаны со способом организации гармоничных общественных отношений внутри города, противопоставленных хаосу за его пределами

Достижения:

защищённость от врагов;

экономия земли за счёт компактности плана;

оптимизация связи вследствие функциональной организации

территории;

регулярное обеспечение города продуктами питания благодаря компактному размещению полей и ферм по периметру; гармоничные отношения между жителями

Недостатки:

не учтена несовершенная природа человека; централизованное управление двумя высшими классами общества (правители-философы и воины) оказалось неспособным сохранить устойчивость системы;

отсутствуют перспективы городского пространства, что ограничивает возможности для роста и развития

Города-крепости, I в. до н. э. - XVI в. н. э.

Авторы концепции: строители Древнего Рима и эпохи Ренессанса (I в. до н. э. - XVI в. н. э.) [1, 5]. Автор концепции города-крепости Пальма Нуова: Винченцо Скамоцци (1548-1616); изображение: [6]

Особенности:

город Пальма Нуова, изображённый на иллюстрации, расположен на северо-востоке Италии; обладает чётко выраженными границами; отличается компактным размером; характеризуется симметричностью застройки; правильная форма в виде девятиугольной звезды решает задачи обороны; города-крепости, или звездообразные города, характерны для периода Ренессанса

Достижения:

оптимальное использование внутреннего пространства; удобство ориентирования; геометрическая композиция плана отражает мировоззрение общества

Недостатки:

более удобен для ведения войны, чем для мирной жизни;

недостаточное количество зелёных насаждений; слабое развитие системы жизнеобеспечения; не привлекателен для бизнеса

Город Амаурот (Утопия), XVI в.

Автор концепции: Томас Мор (1478-1535) [4, 7]; изображение: [8]

Особенности:

место размещения - воображаемый остров; план города - квадрат 3 х 3 км; кварталы - 200 х 200 м; наличие сада возле каждого дома; озеленение городской среды (парковая зона, река);

обнесение города крепостными стенами с башнями

Достижения:

удобство ориентации;

регулярная планировка;

защищённость от внешнего мира;

сад возле каждого дома;

озеленение городской среды;

организация мест общественного пользования,

парков, наличие реки

Недостатки:

больше напоминает военный лагерь,

чем место для повседневной жизни;

не предусмотрена территория для размещения производства,

имеются только жилые кварталы;

отсутствие возможности дальнейшего планировочного развития поселения

Город Солнца (Италия), XVI в.

Автор концепции: Томмазо Кампанелла (1568-1639) [4, 6]; изображение: [6]

Особенности:

теократический город-государство с верховным правителем

Солнцем, или Метафизиком;

концентрическая схема организации;

место расположения - воображаемый остров

в районе экватора на горе (возвышенности);

на главной площади в окружении парка -

храм и дворец царя;

кольцевая террасная планировка,

предполагающая семь поясов-колец,

отделённых крепостными стенами,

и лучевые дороги, идущие от центра;

отсутствие частной собственности, всё является общим

Достижения: компактность;

функциональная организация плана; удачный пример освоения сложного рельефа; смешение элементов фантазии с реалиями жизни

Недостатки:

не предусмотрены места для размещения производства, построены только жилые кварталы; невозможность дальнейшего развития поселения

Город Шо (Франция), XVIII в.

Автор концепции: Клод-Николя Леду (1736-1806) [5, 9]; изображение: [6

Особенности:

производственные помещения сознательно объединены с жилищами рабочих;

центральная площадь круглой формы застроена главными городскими общественными зданиями; улицы расходятся радиальными лучами, обсажены деревьями; озеленённые кольцевые магистрали; здания без главных фасадов со всех сторон окружены пространством; близлежащая природа естественным образом вливается в пределы города

Достижения:

окружающая среда перестаёт быть враждебной и становится частью жизни горожан; оптимальное чередование жилых и производственных пространств; одинаково благоприятные условия жизни в городе и деревне

Недостатки:

идеальный город так и не был построен; тесная привязка к технологиям текущего времени приводит к потере смысла строительства ещё до окончания возведения объекта

Город-сад (Англия), XX в.

Автор концепции: Эбинезер Говард (1850-1928) [6, 10]; изображение: [6

Особенности: компактный размер; поясное зонирование;

строится на землях несельскохозяйственного назначения;

имеет зелёный (парковый) центр,

где сосредоточены главные административные,

торговые и культурные здания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

улицы и бульвары радиально-кольцевой планировки

застроены жилыми кварталами зданий

коттеджного типа;

радиус жилой зоны составляет примерно 1 км; на периферию вынесены сельскохозяйственные зоны и промышленность; несколько городов организованы в группу с единым центром

Достижения:

предполагается равное и свободное участие

каждого жителя в управлении

социальным организмом города;

идея города побудила движение по созданию

обособленных самодостаточных поселений

кооперативного типа (жилищных товариществ),

способных решать жилищную проблему малоимущего населения;

предложение строительства за пределами сложившихся городов

позволило серьёзно снизить стоимость земли

и дало возможность комплексного сооружения

обслуживающей инфраструктуры

и инженерных коммуникаций;

упрощён процесс регулирования численности населения

и размеров территории, нормирования величины

земельных участков, а также осуществления контроля

за их рациональным использованием;

все объекты расположены в радиусе пешеходной доступности;

в дальнейшем подобная идея воплощена в различных проектах

городов XX в.

Недостатки:

реализация идеи предпринята в разных странах, однако в чистом виде не осуществилась ни в одной из них; поскольку в подобных поселениях общая транспортная сеть начинает играть существенную роль, следовало учесть непосредственное участие государственных структур в разработке системы расселения; для полного воплощения идеи требуются значительные социально-политические преобразования; возведение поселений в разных странах в основном инициировалось крупными частными промышленными компаниями, стремившимися к улучшению жизни своих рабочих; вмешательство городских властей или инициаторов застройки, а также владельца земли и инвестора (промышленная компания) в функционирование жилищных товариществ исключает социальную суть данного начинания

Линейный город (Испания), XX в.

Автор концепции: Артуро Сориа-и-Мата (1844-1920) [5, 11]; изображение: [11]

Особенности:

реализация проекта - 1894-1910 гг.;

рассчитан на 30 000 человек;

построен в пригороде Мадрида узкой полосой

вдоль трамвайной магистрали;

транзитно-ориентированный город;

транспортная сеть сформирована из главной магистрали

шириной 40-100 м и поперечных улиц шириной 20-40 м;

высота домов - до трёх этажей

Достижения:

вид транспорта определяет форму города;

сокращение времени передвижения;

удобство ориентирования;

отсутствие центра выравнивает стоимость земли

по всей протяжённости;

улучшение доступности к природе;

каждой семье - дом, при каждом доме - сад;

возможность развития городской структуры

Недостатки:

протяжённость города удлиняет коммуникации и ограничивает пешеходную доступность к объектам общего пользования; удалённость от мест приложения труда; непривлекательность для размещения мест приложения труда; схема линейного города противоречит концепции самого города

Город Бразилиа (Бразилия), XX в.

Авторы концепции: Лусио Коста (1902-1998), Оскар Нимейер (1907-2012) [12]; изображение: [12]

Особенности:

является новой столицей Бразилии; построен в 1960 г.;

использована идея линейного города;

расположен на Бразильском плоскогорье на высоте 1050-1200 м

над уровнем моря;

включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО; изначально спланирован для размещения 500 000 жителей, живущих в равных условиях

Достижения:

построен строго по плану;

чёткое функциональное зонирование;

много свободных озеленённых пространств;

в жилой части города автомобильное движение почти отсутствует

(тишина и чистый воздух);

предполагает равные условия проживания для всех горожан

Недостатки:

по причине высоких цен на жильё из более чем 2,5 млн жителей столицы Бразилии только 400 000 живут в запланированном городе; свыше половины населения - иностранцы; город спроектирован для машин;

пешеходные связи растянуты, много «мёртвого» пространства

НЭР (новый элемент расселения) в системе линейного города (Россия), XX в.

Авторы концепции: Алексей Гутнов, Илья Лежава и др. (группа НЭР) [13-15]; изображение: [15]

Особенности:

НЭР - кластер, своеобразная автономная единица в системе расселения;

схема расселения строится на основе транспортных и коммуникационных русел; сложившиеся центры соединены с новой структурой; значительно сокращены расстояния за счёт использования скоростного транспорта

Достижения:

решение проблемы перенаселения больших городов; ликвидация транспортного коллапса мегаполисов; существенное улучшение экологии. Отношения «человек - природа» переводятся в дружественный режим; формирование ресурсосберегающей экономики; создание нового качества комфорта проживания

Недостатки:

отсутствие скоростного линейного транспорта

делает идею нереальной;

имеющиеся способы организации производства

требуют кардинальной трансформации;

недостаточная проработка социальных изменений

и способов перехода сложившейся государственной системы

к новым видам самоуправления

Приведённый обзор выявляет позитивные параметры города будущего [16]:

• проживание в просторном, благоустроенном жилье;

• обеспечение повышенной безопасности;

• благоприятная экологическая обстановка;

• осуществление управления поселением согласно мнению обитателей;

• достаточное количество социальных объектов (школ, детских садов, больниц и т. д.);

• постоянное развитие и совершенствование транспортной системы;

• комфортные условия для групп населения с различными потребностями и предпочтениями.

Кроме того, на основе анализа концепций определены тупиковые направления, которые следует учесть в будущем во их избежание:

• отсутствие скоростного линейного транспорта как структурной основы системы расселения;

• отсутствие транспортных систем «второго уровня», освобождающих землю для пешеходов и растений;

• несовершенство социальной организации, где преобладает централизация, но не развито самоуправление;

• отсутствие механизмов регулирования численности населения городов и бесконтрольный рост мегаполисов;

• изолированность от живых природных ресурсов;

• противоречие между перспективой развития поселений и нехваткой территорий, а также затруднениями, связанными с транспортной доступностью;

• ограничения в развитии новых производств и новых мест приложения труда.

Учёт позитивных параметров города будущего обеспечит успех в создании поселений нового типа. Авторы считают, что правильный путь лежит в направлении развития идеи линейного расселения.

Линейный город как возможность выхода из урбанизационной ловушки

Профессор Московского архитектурного института И.Г. Лежава утверждал: «Один из парадоксов города

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

будущего в том, что он никогда не будет построен. Это линия горизонта, которую невозможно достичь. Она всегда уносится вдаль и остаётся недосягаемой» [17]. Анализ показывает, что города и агломерации концентрированного (звёздчатого) типа теряют свою актуальность. Экологические и территориальные ресурсы в них практически исчерпаны, на урбанизированных землях происходит уничтожение природы, традиционная планировка становится непреодолимым препятствием для транспорта. Ежегодно в Азии от загрязнения атмосферы умирают 1,56 млн человек. Из-за изменений климата, вызванных деятельностью человека, опустынивание затрагивает 1/3 суши, в 2050 г. оно коснётся 2 млрд человек. К 2025 г. 2 млрд человек будут испытывать нехватку воды, а к 2050 г. это число может достичь 3 млрд человек [18].

Будущее принадлежит жилым единицам нового типа. Идея сформулирована следующим образом: «Город является целостным сложноорганизованным организмом, а следовательно, сложной системой. Город невозможно изучать иначе, чем по подсистемам, потому что, являясь частью целого и подчиняясь целостной системе, каждая из подсистем обладает относительной самостоятельностью, внутренней структурой, собственными признаками, интересами, ритмами функционирования, требует для своего описания иного языка... Идея линейной организации города стала настоящей революцией в умах людей, так как все известные до этого планы идеальных городов - круглые, шестигранные, города с радиальной системой планировки, с регулярной системой - были различны по своему устройству, но так или иначе являлись центрированными городами. Оформившись в цельную идею организации планировочной структуры в конце XIX в., тип «линейного города» остаётся актуальным и по сей день. Грамотное переосмысление основ и принципов линейного типа планировки позволит кардинально изменить ситуацию в крупных и крупнейших городах, а также транспортную проблему в масштабах целой страны или континента» [13, 14].

Поселения нового типа несут в себе черты идеального города, основанные на таких принципах, как [19]:

• ресурсосбережение - самодостаточное и цикличное использование ресурсов;

• доступность - справедливый и равный доступ к жилью, городским удобствам, принятию решений, занятости, здравоохранению, образованию, услугам, культуре, бизнесу, отдыху, культурному наследию, спорту и природе;

• чувство общности - сотрудничество и единство в социальных взаимодействиях, обмен навыками, совместная инициатива, поощрение значимых социальных связей;

• безопасность - устойчивость к изменению климата, экстремальным погодным явлениям, здоровая окружающая среда, доступ к важным ресурсам (продовольствие, вода, жильё и др.);

• желанность - место, где приятно находиться и хочется жить, где всё спроектировано в соответствии с человеческими потребностями и существуют привлекательные общественные пространства для отдыха, обучения и др.

Новый элемент расселения (жилой кластер) станет ключевой единицей среды обитания при соединении его с системой «русло - город». Его основа - транспортный коридор, по которому начнут перемещаться потоки людей, грузов (воды, энергии, полезных ископаемых и др.). Каналами передвижения будут дороги, трубопроводы, транспортёры и рельсовые системы. В русле, имеющем ширину 10-15 км, расположатся тысячи объектов: жилые поселения, заводы, образовательные центры, места отдыха и целые города. Вдоль русла и вблизи него появятся территории интенсивного землепользования: пахоты, фермы, пастбища, рыбные и лесные хозяйства. Многие участки, находящиеся вдали от русла, освободятся от населения; на покинутых местах возродится первозданная природа.

Бесконечные бетонные коробки, построенные за последнее время, будут успешно заменены новыми жилыми системами. Размещённые вдоль русел цепочки стотысячных городов, обладающих новыми экологическими стандартами проживания, близостью нетронутой природы и вместе с тем плотностью социальных контактов, свойственных центрам старых городов, образуют современную систему расселения, привлекающую активное население [14].

Ещё одной заметной тенденцией является переход от архитектуры фасада и объёма отдельного здания к созданию удобной для жизни и комфортной среды обитания. Во главу угла данной концепции ставятся задачи формирования города, все технические системы которого работают взаимосвязанно и стабильно в течение многих десятилетий. Такие свойства можно обеспечить на территории, имеющей ясно очерченные границы по площади участка и вместимости населения. Важным свойством этого города станет компактность. Всё необходимое для жизни будет в пределах пешеходной доступности. Здания города представят собой автономные и самодостаточные единицы, своеобразные «дома-машины для жилья». Планировочная структура - это «город-машина для жилья». Уйдут в прошлое спальные районы, их заменит градостроительный комплекс, дающий возможность жить, трудиться, отдыхать, получать новые знания, заниматься

любимым делом, наслаждаться природой, имея всё это в непосредственной близости. Кластерная планировка, соединённая современными транспортными системами, делает воплотимым всё перечисленное выше. В древние времена линейное расселение людей проходило вдоль русел рек. Современное расселение начнёт разворачиваться вдоль транспортных русел.

Новое наступает сегодня, но старое ещё долго будет сопровождать его и влиять на будущее. Использовать опыт прошлых времён, взять его достижения и учесть недостатки - вот задача для современного градостроителя. Профессор Пенсильванского университета В. Рыбчинский заметил: «Будущий город во многом будет новым, иным, но, чтобы успешно развиваться, он не должен пренебрегать тем, что было раньше. Связь между прошлым и настоящим, способность увидеть старое заново всегда были неотъемлемой частью нестандартных урбанистических решений» [20].

Линейный город

на базе струнных транспортных систем

Струнный транспорт (ЮСТ; англ. - иБТ), разрабатываемый под руководством инженера А.Э. Юницкого, способен

создать ту самую систему транспортных русел - коммуникационно-инфраструктурную сеть uNet. На её основе организуется линейная структура расселения - uCity, или линейный город в его новом понимании, где использованы экоориентированные (биосферные) технологии, как это определено в программе «ЭкоМир» [21].

Строительство uCity на базе транспортно-инфра-структурных технологий ЮСТ осуществляется в логике «умного города» (smart city), земля в котором принадлежит пешеходам и растениям. Отличительные элементы uCity - многофункциональные здания-доминанты со встроенными станциями транспортно-инфраструктур-ного комплекса ЮСТ, находящиеся в каждом кластере. Основу планировочной единицы такого города - жилого кластера - составляют автономные жилые здания: «горизонтальные небоскрёбы» (т. е. высотные дома, «лежащие на боку») или сблокированные в линию многоквартирные малоэтажные здания с набором инженерных систем, обеспечивающих своих обитателей всем необходимым для жизни, включая органические продукты питания, питьевую воду, электрическую и тепловую энергию, а также полный биосферный цикл переработки бытовых отходов.

В жилом кластере практически отсутствует наземный транспорт (кроме велосипедов и лёгких электромобилей),

его заменяют городские транспортные системы ЮСТ, размещённые на втором уровне, лёгкие и ажурные, не дающие даже тени. Среди их преимуществ можно выделить:

• низкие капитальные и операционные затраты комплекса;

• нулевой выброс углекислого газа;

• улучшение биосферы благодаря внедрению инновационных агротехнологий, предназначенных для озеленения пустынных территорий;

• повышение качества жизни за счёт создания природной экосистемы строящихся городов;

• значительная экономия потребляемой энергии, использование возобновляемой энергии;

• существенное изменение логистики и удешевление девелоперских проектов;

• приведение городской инфраструктуры к единым стандартам качества;

• снижение до нуля рисков гибели людей на городских дорогах [22].

Жилые, производственные, образовательные, спортивные, рекреационные, сельскохозяйственные и иные кластеры размещены вдоль транспортно-энергетических и инфраструктурно-информационных русел сети иШ

в соответствии со сложившейся региональной и общепланетарной природно-климатической ситуацией. Кластер обладает высокой степенью автономности и способен как потреблять, так и воспроизводить жизненно важные ресурсы, не загрязняя окружающую среду. Сеть иМ и система неопоселений обеспечат максимальное сохранение природы [23]. Надземные транспортные системы «второго уровня» при повсеместном применении освободят поверхность Земли для гармоничного сосуществования человека и живой природы. Рассредоточенная независимая жизнь, чувство близости к природе, объединение высокоскоростной транспортно-коммуникационной сетью со всем миром, быстрое, комфортное и безопасное передвижение по планете -вот преимущества линейного города кластерного типа.

Цель неопоселений - устранение нарастающих противоречий между биосферой и искусственно созданной техногенной средой. Человек, сотворённый эволюционно из плоти и крови, не конкурент естественной природе, а её дитя, делающее свои первые шаги, может жить в ней гармонично и с любовью относиться к своей матери-природе. Линейная система расселения на основе сети транспортно-инфраструктурных коммуникаций ЮСТ предоставляет такие возможности [24].

Прогноз дальнейшего развития поселений линейного типа приводит к выводу: в будущем ключевым общепланетарным коммуникационно-инфраструктурным комплексом станет экваториальный линейный город (ЭЛГ) длиной чуть более 40 000 км, построенный вдоль взлётно-посадочной эстакады общепланетарного транспортного средства (ОТС). ЭЛГ пройдёт по экватору через материки и океаны, т. е. охватит Землю в плоскости экватора. Размеры такого поселения впервые превысят размеры планеты [24].

В свою очередь геокосмический комплекс ОТС позволит очистить планету от техногенной урбанистической грязи - он вынесет всю вредную составляющую земной промышленности в ближний космос. Это возможно благодаря уникальным технико-экономическим характеристикам гигантского летательного аппарата: за один рейс ОТС способно экологически чисто доставить на орбиту до 10 млн тонн грузов и до 10 млн пассажиров при снижении стоимости геокосмических перевозок в тысячи раз по сравнению с ракетами-носителями.

ЭЛГ станет основным связующим звеном между живущим на планете человечеством (к тому времени порядка 10 млрд человек) и обслуживающей его космической индустрией - космическим индустриальным ожерельем «Орбита» (КИО «Орбита») [25]. КИО «Орбита» также будет выполнено в логике линейного города, только орбитального, с орбитальными предварительно напряжёнными

струнными коммуникациями, охватывающими планету в плоскости экватора, - лишь они обеспечат устойчивость функционирования этого гигантского промышленно-селитебного комплекса.

Орбитальные жилые кластеры планируется построить в виде ЭкоКосмоДомов (ЭКД) - замкнутых экосистем биосферного типа, внутри которых будут созданы наиболее комфортные для проживания космических поселенцев природно-климатические условия, по типу земных субтропиков [26].

Заключение

Модели гармоничного устройства жизни в рассмотренных исторических примерах различных городов предлагали разные способы достижения всеобщего блага путём разумной структуры общества и взаимоотношений между его членами. Материальная часть такой гармонии воплощалась через пространственную организацию городов как поселений идеального типа.

Анализ достижений и недостатков в приведённом обзоре позволяет выделить позитивные параметры города будущего и применить их в новых условиях. Современная цивилизация стремится обеспечить доступ в самые отдалённые точки планеты, увеличить скорости и уровень безопасности перемещения людей и грузов. Всемирная

транспортная сеть иМ, реализованная на основе транс-портно-инфраструктурных струнных технологий инженера А.Э. Юницкого, заложит базу линейной системы расселения. Возведение поселений нового линейного типа является ответом на запрос построения удобных мест для жизни как условия равного развития для всех.

Будущие геокосмические поселения линейного типа -ЭЛГ и КИО «Орбита» - откроют принципиально новый этап в эволюции земной человеческой популяции. Наша многомиллиардная техногенная цивилизация, созданная человеком и развивающаяся в течение тысячелетий, благодаря инженерным индустриальным технологиям станет космической и, как следствие, получит мощный импульс в своём развитии на миллионы лет вперёд, причём в принципиально новой логике: «Земля - для жизни. Космос - для индустрии».

Литература

1. Витюк, Е.Ю. В поисках идеального города / Е.Ю. Витюк// Академический вестник. УралНИИпроект РААСН. - 2009. -№ 2. - С. 67-72.

2. Платон. Государство /Платон; пер. сдревнегреч. А.Н. Егу-нова. - М.: Академ. проект, 2015. - 398 с.

3. Жиров, Н.Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантоло-гии/Н.Ф. Жиров. - М.: Мысль, 1964. - 436 с.

4. Задбоев, И.Э. Представления об идеальном государстве у Платона, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы / И.Э. Задбоев, О.А. Горощенова //Молодежный вестник ИрГТУ. - 2020. - Т. 10, № 4. - С. 126-133.

5. Пешина, Э.В. Эволюция теоретико-методических подходов к познанию «идеального города» /Э.В. Пешина, А.В. Рыженков // Управленец. - 2013. - № 4 (44). -С. 32-40.

6. Тапалчинова, Д.Н. Проблемы'ы проектирования идеальных городов /Д.Н. Тапалчинова, Н.А. Вахитова // 65-я юбилейн. университет. науч.-техн. конф. студентов и молодых учёных: сб. докл., Томск, 25 апр. 2019 г. / Томский гос. архитектур.-строит. ун-т. - Томск: ТГАСУ 2019. - С. 769-778.

7. Мор, Т. Утопия / Т Мор; пер. с латин. Ю.М. Каган. - М.: Наука, 1978. - 415 с.

8. Бобкова, О.Н. История зарождения и развития «<коллективного»> жилища / О.Н. Бобкова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сб. ст. / Самар. гос. техн. ун-т. - Самара: СГТУ, 2017. - С. 11-14.

9. Леду, К.-Н. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству / К.-Н. Леду; пер. О. Махнева. - М.: Архитектон, 2003. - 35 с.

10. Меерович, М.Г. Рождение и смерть города-сада: действующие лица и мотивыi убийства / М.Г. Меерович // Вестник Евразии. - 2007. - № 1. - С. 118-166.

11. От идей Сориа-и-Мата до «<Сибстрима»> и «<Страте-гии-2030»> / И.М. Долинская [и др.] // Universum: Технические науки. - 2021 - № 5 (86). - С. 63-74.

12. Вершинина, И.А. Бразилиа: реализованная утопия, но не сбывшаяся мечта?/И.А. Вершинина, А.Р. Курбанов// Латинская Америка. - 2020. - № 4. - С. 86-95.

13. Гутнов, А.Э. Будущее города. Творческая трибуна архитектора /А.Э. Гутнов, И.Г. Лежава. - М.: Стройиздат, 1977. -126 с.

14. Лежава, И. Линейные города / И. Лежава // Отечественные записки. - 2012. - № 3 (48). - С. 95-107.

15. Гутнов, А.Э. Некоторы1е предпосы>лки формирования перспективной системыi расселения/ А.Э. Гутнов, И.Г. Лежава // Город и время. - М.: Стройиздат, 1973. - С. 273-287.

16. Потаев, Г.А. Экологическая реновация городов / Г.А. По-таев. - Минск: БНТУ 2009. - 173 с.

17. Лежава, И. Будущее города [Электронны>1й ресурс] / И. Лежава. - 2012. - Режим доступа: https://i1ya-1ezhava. 1ivejournal.com/566.htmL - Дата доступа: 04.07.2021.

18. Gauthier, G. The Linear City Promises Humane Living Spaces for Our Small Planet [Electronic resource] / G. Gauthier. - 2010. - Mode of access: http//www.citymayors. com/development/linear-cities.html. - Date of access: 01.07.2021.

19. Harrouk, C. The 5 Guiding Principles for an Ideal City [Electronic resource] / C. Harrouk. - 2021. - Mode of access: https://www.archdaily.com/957073/the-5-guiding-principles-for-an-ideal-city. - Date of access: 07.07.2021.

20. Rybczynski W. Makeshift Metropolis: Ideas About Cities / W Rybczynski. - New York: Scribner, 2010. - Р. 240.

21. Программа «ЭкоМир» [Электронный ресурс]. - 2020. -Режим доступа: http://ecospace.org/images/Program_ EcoSpace_RU.pdf. - Дата доступа: 05.07.2021.

22. Линейный город SkyWay в Абу-Даби [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://unitsky.engineer/assets/ files/shares/2015/2015_05.pdf. - Дата доступа: 23.01.2021.

23. Юницкий, А.Э. Устойчивое развитие населённых пунктов и улучшение их коммуникационной инфраструктурыI с использованием струнной транспортной системыы/ [Электронный ресурс]/А.Э. Юницкий // Междунар. семинар в рамках проекта Центра ООН по населён. пунктам (Хабитат) № FS-RUS-98-S01-A. - Режим доступа: https:// unitsky.engineer/assets/files/shares/1999/1999_04.pdf. -Дата доступа: 23.01.2021.

24. Юницкий, А.Э. Экваториальный линейный город как альтернатива концепции «умных городов» /А.Э. Юницкий, С.С. Семёнов //Безракетная индустриализация космоса: проблемыы, идеи, проекты!: материалы/ II междунар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 21 июня 2019 г. / Астроинженерные технологии; под общ. ред. А.Э. Юниц-кого. - Минск: Парадокс, 2019. - С. 223-229.

25. Юницкий, А.Э. Описание конструктивны>/х элементов астроинженерной транспортной системыы SpaceWay / А.Э. Юницкий // Безракетная индустриализация космоса: проблемыы, идеи, проекты: материалыы II междунар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 21 июня2019г. / Астроинженерные технологии; под общ. ред. А.Э. Юниц-кого. - Минск: Парадокс, 2019. - С. 41-49.

26. Юницкий, А.Э. Особенности проектирования космического кластера «ЭкоКосмоДом» - миссия, цели, назначение /А.Э. Юницкий //Безракетная индустриализация космоса: проблемыы, идеи, проектыы: материалыi II междунар. науч.-техн. конф, Марьина Горка, 21 июня2019 г. / Астроинженерные технологии; под общ. ред. А.Э. Юниц-кого. - Минск: Парадокс, 2019. - С. 51-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.