Научная статья на тему 'Экваториальный линейный город: особенности строительства'

Экваториальный линейный город: особенности строительства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
179
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экваториальный линейный город (ЭЛГ) / линейный тип расселения / «умные города» / жилой кластер / геологическая линия экватора / экваториальный климат / транспортные системы «второго уровня» / общепланетарное транспортное средство (ОТС)

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Юницкий А.Э., Давыдик М.М.

Рассмотрены вопросы, связанные с организацией структуры линейного поселения – экваториального линейного города (ЭЛГ), размещённого вдоль стартовой эстакады общепланетарного транспортного средства (ОТС). Обозначены области экваториальной зоны, предпочтительные для расположения основных планировочных элементов линейного города с учётом климата, геологической линии экватора и сложившейся структуры расселения. Указаны направления поиска новых систем планировки. Описаны условия, влияющие на местонахождение, функционирование и эволюцию жилых кластеров ЭЛГ. Предложено проанализировать организацию застройки линейного типа агрегировано с системами транспорта «второго уровня», отметив актуальность комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экваториальный линейный город: особенности строительства»

УДК 711.416-122

Экваториальный линейный город: особенности строительства

99

Рассмотрены вопросы, связанные с организацией структуры линейного поселения - экваториального линейного города (ЭЛГ), размещённого вдоль стартовой эстакады общепланетарного транспортного средства (ОТС). Обозначены области экваториальной зоны, предпочтительные для расположения основных планировочных элементов линейного города с учётом климата, геологической линии экватора и сложившейся структуры расселения. Указаны направления поиска новых систем планировки. Описаны условия, влияющие на местонахождение, функционирование и эволюцию жилых кластеров ЭЛГ. Предложено проанализировать организацию застройки линейного типа агрегировано с системами транспорта «второго уровня», отметив актуальность комплексного подхода.

1 ООО «Астроинженерные технологии»,

г. Минск, Беларусь

2 ЗАО «Струнные технологии» г. Минск, Беларусь

Юницкий А.Э.1' 2 Давыдик М.М.2

Ключевые слова:

экваториальный линейный город (ЭЛГ), линейный тип расселения, «умные города», жилой кластер, геологическая линия экватора, экваториальный климат, транспортные системы «второго уровня», общепланетарное транспортное средство (ОТС).

Введение

Будущее городских поселений в силу особенностей их роста на протяжении последнего времени вызывает тревогу и побуждает к поиску приемлемых решений в планировании урбанизированной среды. В XX в. специалисты по урбанистике обозначали, что «городская ткань будет приобретать всё более чётко выраженную дискретную организацию, поскольку самодостаточность и внутренняя завершённость её структурных единиц становятся одним из определяющих условий создания полноценной жизненной среды - окружения, отвечающего задачам формирования гармоничной личности, обеспечивающего соответствующий комфорт жизни и стимулирующего социальную активность» [1].

В настоящей статье авторы предлагают обратить внимание на взаимосвязь развивающихся городских структур с организацией транспортных коммуникаций.

Становлению человечества сопутствует совершенствование транспортных систем. Заселяются необжитые местности, делаются открытия, осваиваются неизвестные ранее ресурсы. Однако территории конечны, ресурсы не безграничны, а стремление к другим открытиям не имеет пределов. Люди изобретают более рациональные способы расселения, конструируют и производят новые виды транспорта. Прогресс в этом направлении уже привёл цивилизацию к недопустимому техногенному вмешательству в природу. Искусственная среда вытесняет естественные экологические системы. Невиданное ранее количество промышленных и бытовых отходов начинает превышать адаптивные возможности планеты [2, 3]. Подобное положение вызывает необходимость бережного отношения к среде обитания. Озабоченность состоянием окружающей среды отражается в международных соглашениях (Киотский протокол, Парижское соглашение), а также в национальных законодательствах [4].

Противоречия между технологическим прогрессом цивилизации и устоявшимися циклами природы растут и диктуют иные подходы к организации жизни общества, требуют современного взгляда на использование, сохранение и возобновление природных ресурсов. Снять эти противоречия достижимо разумным распределением экологической нагрузки и организацией систем безотходного производства и потребления жизненных благ.

Строительством городов линейного типа можно решить проблему перенаселения мегаполисов и улучшить доступ к живым природным источникам. Возведением домов экологического типа реально снизить энергозатраты и исключить загрязнение окружающей среды бытовыми отходами.

Города нового поколения - линейные города - разрабатываются в рамках программы «ЭкоМир». Создать ЭкоМир, включающий БиоМир, ТехноМир и ХомоМир, - насущная задача для получения приемлемых условий устойчивого роста и эволюционирования техногенной цивилизации в пределах Земли и в космическом направлении [5].

Развитие технологий непременно уведёт человечество за границы земного пространства, к масштабному освоению ближнего и дальнего космоса. В программе «ЭкоМир» указано, что данная цель будет достигнута посредством безракетной технологии с помощью строительства и эксплуатации общепланетарного транспортного средства (ОТС) и космического индустриального ожерелья «Орбита» (КИО «Орбита»). Одним из главных вопросов, который предстоит решить в процессе реализации ОТС, является организация поселений для соответствующего ресурсного обеспечения ОТС. Оптимальное место расположения ОТС - экваториальная зона. Как следствие, дислокация обслуживающих его систем планируется в экваториальном линейном городе (ЭЛГ) [6, 7].

ЭЛГ - земной компонент геокосмического транс-портно-коммуникационного комплекса, на территории которого находится взлётно-посадочная эстакада со всей инфраструктурой, необходимой для осуществления полётов ОТС и обслуживания глобальных геокосмических грузо-пассажирских потоков. ЭЛГ гармонично вписан в природную среду сухопутных и водных участков планеты в виде системы расселения нового типа (поселения кластерного типа, которые размещены в полосе экваториальной зоны и соединены между собой транспортными системами «второго уровня» - трассами Струнного транспорта Юницкого (ЮСТ; англ. - иБТ) [8]).

Климатические и географические особенности экваториальной зоны

Строительство ЭЛГ планируется непосредственно в районе экватора. Следовательно, требуется учитывать климатические и географические особенности местности. С одной стороны, экваториальный пояс характеризуется идеальными условиями для жизни и развития жилых поселений. С другой - по этой же причине его площади уже интенсивно заселены не только людьми, но и многочисленными представителями животного и растительного мира. Умение войти в живую ткань сложноустроенного сообщества новым искусственным образованием, не нарушив хрупкого равновесия, в конечном счёте определит успех реализации проекта.

Экваториальный климатический пояс локализован по обе стороны экватора и имеет самую богатую экологическую систему на Земле. Среднегодовая температура воздуха в области Зондских островов и южной части Филиппинских островов составляет 24-26 °С. Максимальная температура - 37 °С, минимальная не опускается ниже 17 °С. За год выпадает 2000-3000 мм осадков. Влажность воздуха не превышает 90 % [9].

В Южной Америке в районе экваториального пояса расположена почти вся Амазонская низменность, юг Оринокской низменности и Гвианского нагорья. Годовая норма осадков - 2000-3000 мм, на западных склонах Анд - до 6000 мм. Температура воздуха находится на отметке 24-30 °С [9].

В Африке экваториальный пояс охватывает котловину Конго до восточного побережья оз. Виктория и проходит узкой полосой вдоль северного побережья Гвинейского залива. Температура воздуха на данной территории держится на уровне 24-30 °С. Влажность воздуха - 90 % и более. Количество осадков доходит до 3000 мм в год [9].

Основные международные географические организации приняли условный вид экватора в форме окружности, тем не менее по линии экватора на материках рельеф имеет перепады в пределах 6000 м. Линия экватора пролегает по дождевым лесам, высокогорным равнинам, пересекает скалистые горные цепи, крупные водоёмы и даже вулкан, проходит через зоны землетрясений. По результатам проведённой под эгидой ООН оценки глобальной сейсмической опасности была составлена предельно точная карта сейсмической опасности (рисунок 1). Наиболее активные сейсмические зоны Южной Америки расположены вдоль тихоокеанского побережья континента. В Африке сейсмо-активность почти не наблюдается в её центральной части. Острова Индонезии, Фиджи и Тонга переживают рекордное число землетрясений. Учитывая протяжённость эстакады ОТС, существует высокая вероятность испытывать постоянное влияние указанных факторов.

Атмосферные явления в экваториальных районах находятся под влиянием земной поверхности и распространяются на всю толщу тропосферы. В тропосфере Земли выделены три (в каждом полушарии) циркуляционных элемента: ячейка Хэдли (экваториальные широты), ячейка Форелла (умеренные широты) и полярная ячейка (рисунок 2). Атмосфера экваториальной зоны формируется из тропических воздушных масс, принесённых пассатами Северного и Южного полушарий с преобразованием воздуха в сторону его увлажнения.

Экваториальный пояс в низинной части признан не самым лучшим местом для жизнедеятельности. Не каждому человеку под силу выдержать условия труднопроходимых влажных многоярусных лесов. Вместе с тем экваториальные леса являются «лёгкими» планеты.

Пиковое ускорение грунта, м/с2 (вероятность возможного повышения интенсивности землетрясений в течение 50 лет - 10 %)

0 0,2 0,4 0,8 1,6 2,4 3,2 4,0 4,8 Рисунок 1 - Карта сейсмической опасности [10]

60° с. ш

Субтропический хребет

Внутритропическая зона конвергенции

Субтропический хребет

Полярная циркуляция

Циркуляция Форелла

Циркуляция Хэдли

Циркуляция Хэдли

60° ю. ш.

Полярная циркуляция Рисунок 2 - Циркуляционные ячейки в тропосфере [11]

Циркуляция Форелла

Климат нагорных районов экваториального пояса - это вечное лето с регулярными дождями, постоянным солнцем и теплом. Условия благоприятны для проживания людей, а также благодатны для земледелия (имеется возможность дважды в год собирать урожай) [11,12]. Нагорные районы имеют достаточно плотную заселённость (рисунки 3-6). Линия экватора на приведённых иллюстрациях обозначена красным цветом.

На начало 2021 г. плотность населения по странам экваториального пояса составляла (чел/км2): Сомали - 24,22; Кения - 81,75; Уганда - 166,01; Демократическая Республика Конго - 37,01; Конго - 15,73; Габон - 8,12; Бразилия - 24,73; Колумбия - 42,27; Эквадор - 64,15; Индонезия - 140,15. При этом средняя плотность населения Земли - 57,7 чел/км2 [12, 13].

Проводя анализ потенциальных площадок для строительства эстакады ОТС и сопутствующего ей ЭЛГ, отметим, что настала необходимость сосредоточиться на формулировке точного технического задания, описывающего все требования к системе. Для этого нужно объединить усилия не только инженеров, но также привлечь специалистов, имеющих компетенции в иных областях знаний (урбанистов, экологов, биологов, экономистов, социологов и др.).

Если отправиться в кругосветное путешествие по линии экватора с побережья Индийского океана в Сомали и продолжить его в западном направлении, то путь пройдёт через страны Африки, Южной Америки и острова Индонезии по маршруту, отображённому в таблице.

Рисунок 3 - Жилая застройка и фермерские хозяйства в экваториальной зоне - оз. Солай (Кения, Африка) [14]

Рисунок 5 - Экваториальная зона -г. Сан-Антонио (Эквадор, Южная Америка) [14]

Таблица - Анализ дистанции пути по линии экватора с учётом рельефа

Географическое местоположение Дистанция пути, км Отрезок пути, км Высота над уровнем моря, начало, м Высота над уровнем моря, окончание, м

1 2 3 4 5

1. Африка 4026

1.1. Сомали 211

1.1.1. Сомали (берег Индийского океана -поселение) 0-24 24 0 7

1.1.2. Поселение - река 24-25 1 7 10

1.1.3. Река 25-40 15 10 0

1.1.4. Река - граница с Кенией 40-211 171 0 89

1.2. Кения 780

1.2.1. Граница с Сомали - Хагадера Рефьюджи Кэмп 211-279 68 89 124

1.2.2. Хагадера Рефьюджи Кэмп - Ижара 279-319 40 124 168

1.2.3. Ижара - Айло 319-461 142 168 338

1.2.4. Айло - Меру 461-502 41 338 378

1.2.5. Меру - Нхарака Нити 502-519 17 378 476

1.2.6. Нхарака Нити - Меру 519-556 37 476 859

1.2.7. Меру (жилая зона) 556-594 38 859 2163

1.2.8. Меру (жилая зона) - Нанюки 594-632 38 2163 2409

1.2.9. Нанюки 632-666 34 2409 1817

1.2.10. Зелёная зона 666-677 11 1817 1920

1.2.11. Фермы 677-700 23 1920 2098

1.2.12. Фермы - Ндогино 700-717 17 2098 2297

1.2.13. Ндогино - Найяеруру (взлётно-посадочная полоса) 717-726 9 2297 2364

1.2.14. Найяеруру (взлётно-посадочная полоса) - Шаменеи 726-737 11 2364 2555

1.2.15. Шаменеи - Сабекия 737-739 2 2555 2298

1.2.16. Сабекия - Солай 739-748 9 2298 2085

1.2.17. Солай - Баринго 748-749 1 2085 2037

1.2.18. Баринго - Моготио 749-769 20 2037 1548

1.2.19. Моготио - экватор 769-807 38 1548 2515

1.2.20. Экватор 807-829 22 2515 2563

1.2.21. Экватор - Нанди Хиллс 829-871 42 2563 1725

1.2.22. Нанди Хиллс - восток Кахулу 871-897 26 1725 1739

1.2.23. Восток Кахулу - оз. Виктория 897-991 94 1739 1135

1.3. Уганда 478

1.3.1. Оз. Виктория - остров б/н 991-1026 35 1135 1147

1 2 3 4 5

1.3.2. Остров б/н 1026-1027 1 1147 1135

1.3.3. Озеро 1027-1109 82 1135 1135

1.3.4. Остров б/н 1109-1112 3 1135 1150

1.3.5. Озеро 1112-1123 11 1150 1135

1.3.6. Остров б/н 1123-1129 6 1135 1150

1.3.7. Остров б/н - озеро -берег оз. Виктория 1129-1178 49 1150 1135

1.3.8. Берег оз. Виктория - Кайябве 1178-1206 28 1135 1147

1.3.9. Кайябве - Сеета 1206-1216 10 1147 1142

1.3.10. Сеета 1216-1223 7 1142 1159

1.3.11. Сеета - Биронго 1223-1232 9 1159 1152

1.3.12. Биронго - Кибиси - Китэми 1232-1264 32 1152 1179

1.3.13. Каванда 1264-1290 26 1179 1218

1.3.14. Нтуси 1290-1307 17 1218 1291

1.3.15. Бугологоло 1307-1324 17 1291 1245

1.3.16. Рвемикома - Казо 1324-1363 39 1245 1291

1.3.17. Касози - Лвемизиму 1363-1406 43 1291 965

1.3.18. Оз. Джордж 1406-1424 18 915 915

1.3.19. Катохо - граница с Демократической Республикой Конго 1424-1469 45 918 1053

1.4. Демократическая Республика Конго 1621

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4.1. Граница с Кенией - Киондо 1469-1502 33 1053 1970

1.4.2. Киондо - Мьюзенен 1502-1524 22 1970 1783

1.4.3. Джунгли 1524-3022 1498 1783 310

1.4.4. Мбанджа 3022-3039 17 310 318

1.4.5. Мбанджа - граница с Конго 3039-3090 51 318 322

1.5. Конго 426

1.5.1. Граница с Демократической Республикой Конго - Макуа 3090-3325 235 322 330

1.5.2. Макуа 3325-3330 5 330 303

1.5.3. Джунгли (Макуа - граница с Габоном) 3330-3516 186 303 539

1.6. Габон 510

1.6.1. Граница с Конго - джунгли -побережье Атлантического океана 3516-4026 510 539 0

2. Атлантический океан 6534

2.1. Океан (берег Габона - о. Сао-Томе) 4026-4339 313 0 (66) (66) 0

2.2. Океан (о. Сао-Томе - берег Южной Америки) 4339-10 560 6221 0 0

1 2 3 4 5

3. Южная Америка 3417

3.1. Бразилия 2304

3.1.1. Побережье Атлантического океана -дельта Амазонки - Масара 10 560-10 751 191 0 5

3.1.2. Масара 10 751-10 755 4 5 7

3.1.3. Масара - Сантана 10 755-10 763 8 7 18

3.1.4. Сантана 10 763-10 766 3 18 3

3.1.5. Сантана - джунгли -граница с Колумбией 10 766-12 864 2098 3 170

3.2. Колумбия 616

3.2.1. Граница с Бразилией - джунгли -граница с Эквадором 12 864-13 480 616 170 199

3.3. Эквадор 497

3.3.1. Граница с Колумбией -джунгли Мариан 13 480-13 554 74 199 248

3.3.2. Мариан 13 554-13 562 8 248 250

3.3.3. Мариан - джунгли - гора 13 562-13 738 176 250 3246

3.3.4. Гора 13 738-13 748 10 3246 4666

3.3.5. Гора - Кунибуро 13 748-13 765 17 4666 2954

3.3.6. Кунибуро - Асьенда Танда 13 765-13 784 19 2954 2480

3.3.7. Асьенда Танда - Сан-Антонио 13 784-13 797 13 2480 2406

3.3.8. Сан-Антонио 13 797-13 804 7 2406 2773

3.3.9. Калакали 13 804-13 813 9 2773 2730

3.3.10. Калакали - джунгли -побережье Тихого океана 13 813-13 977 164 2730 0

4. Тихий океан, Индонезия и вулкан Вульф (океан/суша) 18 746/1501

4.1. Океан (берег Эквадора - вулкан Вульф) 13 977-15 224 1247 0 0

4.2. Вулкан Вульф (Галапагосские острова) 15 224-15 256 32 0-1186 1186-0

4.3. Океан (вулкан Вульф - Маршалловы острова) 15 256-25 809 10 553 0 0

4.4. Океан (Маршалловы острова -Индонезия) 25 809-30 644 4835 0 0

4.5. Остров б/н 30 644-30 644 0,05 11 2

4.6. Океан (лагуна) 30 644-30 644 0,07 0 0

4.7. Остров б/н 30 644-30 644 0,07 0-262 262-0

4.8. Океан (лагуна) 30 644-30 644 0,26 0 0

4.9. Остров б/н 30 644-30 645 0,1 0-77 77-0

4.10. Океан (лагуна) 30 645-30 645 0,08 0 0

4.11. Остров б/н 30 645-30 645 0,07 0-62 62-0

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

4.12. Океан 30 645-30 646 0,81 0 0

4.13. Остров б/н 30 646-30 646 0,02 0-50 50-0

4.14. Океан 30 646-30 646 0,03 0 0

4.15. Остров б/н 30 646-30 646 0,08 0-20 20-0

4.16. Океан 30 646-30 650 4,24 0 0

4.17. Остров б/н 30 650-30 650 0,15 0-40 40-0

4.18. Океан 30 650-30 651 0,64 0 0

4.19. О. Балабалак 30 651-30 654 3,26 0-254 254-0

4.20. Океан (о. Балабалак - о. Джу) 30 654-30 709 54,73 0 0

4.21. Океан (о. Джу - о. Гебе) 30 709-30 733 24,22 0 0

4.22. О. Гебе 30 733-30 735 2,49 0-72 72-0

4.23. Океан 30 735-30 899 163,21 0 0

4.24. Северный Малуку 30 899-30 920 21,4 0-222 222-0

4.25. Океан 30 920-30 967 47,3 0 0

4.26. О. Кайоа 30 967-30 970 3,11 0-320 320-0

4.27. Океан (лагуна) 30 970-30 971 0,75 0 0

4.28. Остров б/н 30 971-30 972 1,34 0 0

4.29. Океан (море Хальмахера, Молуксское море, залив Томини) 30 972-31 787 814,55 0 0

4.30. О. Сулавеси 31 787-31 811 24,24 0-378 378-0

4.31. Океан (лагуна) 31 811-31 832 20,49 0 0

4.32. О. Сулавеси 31 832-31 835 3,21 0-320 320-0

4.33. Океан 31 835-32 076 240,77 0 0

4.34. О. Калимантан (фермы и плантации, г. Понтианак) 32 076-33 005 928,92 0-831 831-0

4.35. Океан 33 005-33 514 508,92 0 0

4.36. О. Лингга 33 514-33 524 10,85 0-10 10-0

4.37. Океан 33 524-33 600 76,02 0 0

4.38. О. Суматра (фермы, плантации, населённые пункты) 33 600-34 059 458,4 0-1055 1055-0

4.39. Океан 34 059-34 201 142,38 0 0

4.40. О. Танахмаса 34 201-34 210 8,73 0-25 25-0

4.41. Океан (лагуна) 34 210-34 220 9,64 0 0

4.42. Остров б/н 34 220-34220 0,55 0-18 18-0

4.43. Океан (пролив) 34 220-34 222 1,72 0 0

4.44. Остров б/н 34 222-34 223 1,53 0-15 15-0

5. Индийский океан 6159

5.1. Океан (побережье о. Танахмаса -побережье Сомали) 34 223-40 382 6158,7 0 0

Экваториальный линейный город в районе эстакады ОТС

В данной статье рассмотрены особенности строительства ЭЛГ на сухопутных участках экваториальной зоны. В таблице отображена протяжённость суши на континентах и островах по линии экватора по следующим территориям:

• Африка - 4026 км (в том числе 1498 км - джунгли);

• Южная Америка - 3417 км (в том числе 2098 км - джунгли);

• острова Индонезии и вулкан Вульф - 1501 км.

Протяжённость дистанции по суше (включая острова) -

8944 км (в том числе 3596 км - джунгли). Протяжённость по океанам - 31 438 км. Следует отметить, что дистанция по суше указана с учётом рельефа. Если считать по радиусу Земли, то протяжённость суши в проекции на окружность экватора равна 8637 км. Говоря о строительстве ЭЛГ в районе эстакады ОТС, необходимо понимать, что речь не идёт о сплошной застройке. Структура поселений ЭЛГ образуется системой градостроительных комплексов, объединённых транспортно-коммуникационной осью. Проектные решения по каждому комплексу принимаются с учётом местных условий.

Эстакада ОТС, вдоль которой находятся функциональные элементы системы (кластеры), является главной осью ЭЛГ. Для того чтобы определить конкретное положение кластеров на той или иной территории, надлежит разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства ЭЛГ, что потребует детального исследования и расчётов по всем элементам комплекса.

Высокая степень автоматизации и роботизации ОТС не исключает участия человека. На всём протяжении геокосмического сооружения присутствует обслуживающий и производственный персонал. Строительством ЭЛГ решается задача жизненного обеспечения всех категорий работников, занятых в обслуживании ОТС, а также их семей.

Основные элементы ЭЛГ распределяются вдоль эстакады ОТС согласно общей функциональной схеме. Их территориальное положение зависит от условий местности и в каждом конкретном случае определяется при соответствующем обосновании. Использование надземных транспортно-инфраструктурных комплексов ЮСТ намного упрощает решение задач транспортной доступности [6, 8].

Основные элементы проектируемой структуры:

• эстакада ОТС с размещёнными на ней инженерными и коммуникационными сетями;

• комплексы астронавигации и автоматизированного управления ОТС;

• производственные кластеры по сборке, обслуживанию и ремонту узлов ОТС;

• энергетические кластеры, обеспечивающие энергией все части геокосмического комплекса и процессы взлёта-посадки ОТС;

• участки глобальной сети и№1:, сети регионального и внутригородского транспортного сообщения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• логистические центры, пересадочные станции, пассажирские вокзалы;

• жилые комплексы;

• кластеры с учебными, культурными, оздоровительными и спортивными учреждениями;

• кластеры по производству и переработке сельхозпродукции;

• сохраняемые и развиваемые природные комплексы.

Для обоснования принимаемых решений при проектировании ЭЛГ необходимо обратиться к техническим нормативным правовым актам (ТНПА), действующим на территориях государств экваториального пояса. Поскольку требования ТНПА в разных странах могут варьироваться, при планировании элементов ЭЛГ следует разработать, согласовать и утвердить значительные пакеты документов, имеющих межнациональный статус.

Как правило, планировку и застройку населённых пунктов и территорий в пределах границ их перспективного развития действующие ТНПА [15] предписывают осуществлять на основе государственных и региональных программ социально-экономического роста, градостроительных регламентов, градостроительных проектов общего, детального и специального планирования, утверждённых в установленном порядке. При застройке кластеров и линейных объектов ЭЛГ будут гармонизированы требования национальных законодательств и требования, предъявляемые непосредственно к элементам возводимой структуры.

Планировочная организация жилых кластеров ЭЛГ формируется на основе комплексной застройки, в которую входят:

• жилая застройка с надлежащими объектами социальной инфраструктуры;

• пешеходные улицы и общественные центры;

• элементы природно-экологического каркаса (парки, скверы, бульвары и иные территории общего пользования).

При планировании и застройке жилых кластеров особое внимание уделяется безопасности среды обитания для мира человека, мира растений и мира животных. Тщательное изучение экологической картины местности предшествует любому строительству. Процедура экологической оценки является обязательной частью ТЭО. Если вмешательство в окружающую среду не улучшает или не поддерживает её состояние,

то подобная интерцессия недопустима. Иначе исчезает смысл защиты и сохранения экосистемы планеты.

Новое строительство во многих случаях планируется в сложившихся и обжитых местах. Возникает необходимость проведения мероприятий по их реновации. Модернизируются не соответствующие современным требованиям территории и устаревшие транспортные и инженерные коммуникации. При этом используются наработанные методики сохранения естественно существующих городов, освобождающие их от всего лишнего и закрепляющие всё ценное и характерное. Территории для нового строительства размещаются в пределах доступности к пересадочным узлам и станциям сети и№1

Жилая застройка ЭЛГ формируется из самодостаточных гармонично спроектированных единиц. Основной характеристикой каждой жилой единицы является высокое качество жизненной среды. Воздух, вода, почва, а также флора и фауна не подвергаются угнетающему или разрушающему воздействию. Новые поселенцы оставляют достаточно места для живой природы.

Жилой кластер как элемент ЭЛГ

Новизна идеи, заложенной в планировочный элемент, заключается в жилом доме, который экологически совместим с природой и создаёт условия, максимально поддерживающие её естественное состояние. Здание обладает встроенными технологиями, гарантирующими полный жизненный цикл системы и исключающими какое-либо загрязнение окружающей среды. Несколько домов образуют группу, расположенную в шаговой доступности от основных функциональных зон поселения. Группы строений объединяются в жилые кластеры, содержащие комплексы

социально-бытового обслуживания и энергетического обеспечения. Данный сектор представляет собой не только жилую, но и экономическую единицу ЭЛГ; его площадь колеблется в пределах 1-2 км2 (100-200 га) при длине 10001500 м и ширине 1000-1500 м (рисунок 7).

Кластер спланирован в виде населённого пункта городского типа, вписанного в окружающую среду. В нём комфортно проживают от 2000 до 5000 человек, снабжающих себя всем необходимым, включая пищу, воду, энергию и доступ к полному набору современных услуг. Подобная целостность даст возможность поселению самодостаточно функционировать даже в условиях пандемии, временной изоляции или стихийных бедствий.

Жилая зона кластера разбита на кварталы, разделённые лесопарковой полосой шириной 100-200 м, где находятся места общего пользования для жителей и гостей: зоны досуга и спорта, различные общественные здания и сооружения, спортивные площадки, стадион, оздоровительный центр, медицинский пункт, магазины, кафе, мастерские, детские сады, школа. Лесопарковые полосы (рисунок 8) позволяют устроить продольные и поперечные трассы ЮСТ для связи с параллельно размещёнными линейными поселениями и их кластерами. В общественной зоне кластера могут располагаться офисы или филиалы различных специализированных компаний, занятых в обслуживании ОТС.

Жилые дома-квартиры сблокированы в единый функциональный комплекс в логике многоквартирного «горизонтального небоскрёба», имеющего длину порядка 400-500 м (рисунок 9). В одном подобном «небоскрёбе» соединены 15-25 одноквартирных домов длиной 12-40 м и шириной 12-15 м каждый. Здание имеет проезды шириной не менее 4 м для доступа к земельному участку, находящемуся во внутреннем дворе. Дом-квартира общей площадью 200-300 м2 рассчитан на проживание средней семьи из 3-5 человек.

Рисунок 7 - Схема организации жилого кластера (вариант)

Строения по фронтальной длине могут быть разными - от 12 м (на 1-2 человека) до 40 м и более (на семью из 10 человек и более). Два дома на уровне первого этажа соединяются «стена к стене». Проезды на приусадебные участки устраиваются между парами домов. Жилая часть построек спроектирована по принципу свободной планировки. Конструктивная схема здания обеспечивает возможность организации внутреннего пространства по желанию его обитателей.

Крыши домов выполнены в виде застеклённых теплиц (или оранжерей), которые объединены между собой центральным коммуникационным коридором шириной 2-3 м, предназначенным для прокладки инженерных сетей и обслуживающего подвесного струнного транспорта.

По торцам «горизонтального небоскрёба» оборудуются технические помещения, устанавливаются грузовые лифты. Цокольный этаж размещается на общем

фундаменте на всю длину здания и имеет по центру технический проход (проезд) шириной 2-3 м для обслуживающей техники. Здесь располагаются помещения для выращивания микрозелени и грибов, содержания перепелов и других мелких птиц и животных, а также для разведения аквакультур. В целях совместной эксплуатации здания и управления технологическими процессами всех уровней организуется кондоминиум. Любые вопросы, связанные с общей собственностью, обсуждаются на собраниях собственников.

Биотехнологии, разрабатываемые под руководством инженера А.Э. Юницкого, предусматривают безотходные процессы выращивания и потребления продуктов питания. Вместо отходов по завершении технологического цикла получается биологический гумус, который возвращается в виде удобрений в новый цикл. Кластер обеспечен

собственными генерирующими мощностями, включёнными в единую энергосистему.

Подобный принцип естественным образом адаптирует застройку к любым географическим условиям и особенностям местности. Он применим и в гористой части экваториальной зоны. Ряды сблокированных домов размещаются на организованных террасах и принимают форму, соответствующую рельефу. Богатый пейзаж в районе Анд (Южная Америка) и живописный ландшафт в районе оз. Виктория (Африка) позволяют в новых жилых поселениях соединить достижения современной цивилизации и национальные архитектурные традиции. Транспортные комплексы «второго уровня» снимают ограничения, свойственные горным поверхностям, - перепад рельефа не препятствует доступу к объектам. Инженерные коридоры выпрямляются и значительно снижают протяжённость основных коммуникаций. Ранее труднодоступные территории становятся привлекательными и удобными для жизни.

Новая система создаёт неограниченные возможности для беспрепятственной смены места жительства. Население становится чрезвычайно мобильным на всей планете и даже за её пределами.

Стадии жизненного цикла ЭЛГ

Новый элемент расселения, как любой капитальный объект, в своём функционировании проходит определённые стадии жизненного цикла:

• замысел - выбор эффективного использования участка;

• проектирование - разработка проекта, получение экспертных заключений и согласований;

• возведение - реализация проекта соответствующими подрядными организациями, закрепление возведённого объекта в инвентаризационных и кадастровых документах;

• обращение - возникновение имущественных прав и обременений, осуществление операций с объектами недвижимости;

• эксплуатация - техническое обслуживание и рациональное расходование потребительского потенциала объектов;

• модернизация - перепрофилирование или изменение функционального назначения объектов с ликвидацией устранимого физического износа;

• утилизация - снос, захоронение или вторичное использование материалов, завершение жизненного цикла объектов [16].

Любой капитальный объект имеет свой срок службы. Некоторые здания становятся культурно-историческими

и архитектурными памятниками, но основная их часть превращается в строительный мусор и создаёт проблему для живой природы. Материалы для их возведения были изъяты из естественной среды, собраны в определённом порядке и лишены возможности вернуться на первоначальное место. При этом они по-прежнему остаются в природе и принимают участие в обменных процессах.

Новый подход к строительству, принятый при организации ЭЛГ, основан на абсолютном исключении негативного влияния на окружающую среду. Все процессы в нём сформированы с целью устранить:

• чрезмерный расход энергоресурсов;

• изменение окружающей среды и ландшафтов;

• уничтожение представителей флоры и фауны или вытеснение их с привычных мест проживания;

• перегрузку транспортной системы и загрязнение атмосферы строительной техникой и пылью (особенно тонкодисперсными частицами);

• негативное воздействие на природу сточными водами;

• увеличение объёма бытового и промышленного мусора;

• загрязнение водоёмов;

• шумовое загрязнение;

• затенение территорий и дефицит солнечного света;

• локации, менее стойкие к землетрясениям;

• работы, губительные для здоровья людей;

• риск возникновения пожаров.

Кластерная организация ЭЛГ позволяет максимально применить экологический подход к строительным работам. Функционирование объектов и их обслуживание априори безвредны для экосистемы. Ограничение и регулирование размеров жилых кластеров, новые технологии возведения и эксплуатации обеспечивают самодостаточные и безотходные процессы жизненных циклов, по окончании которых все материалы и конструкции перерабатываются или используются повторно. Здания и сооружения кластера спроектированы модульно, что даёт возможность легко заменять дефектные элементы и тем самым продлевать жизнь системы на неопределённо долгий срок.

Заключение

Структура ЭЛГ, расположенного вдоль стартовой эстакады ОТС, организована с учётом климатических и геологических условий, а также сложившейся структуры расселения. Дислокация новых элементов расселения

учитывает условия функционирования ОТС и позволяет структуре ЭЛГ эволюционировать в процессе его развития. Поселения линейного типа агрегированы с транспортными системами «второго уровня» в единую макроструктуру. Дальнейшее совершенствование транспортных коммуникаций на базе ЮСТ обеспечивает технический потенциал для строительства систем нового типа - линейных городов. ЭЛГ станет связующим звеном между ОТС и глобальной системой расселения.

Реализация проекта начинается с разработки ТЭО строительства комплекса ЭЛГ с выделением нескольких этапов, каждый из которых является основанием для дальнейшей детализации концепции.

На первом этапе будут обоснованы размещение, планировка и технические детали основных элементов ЭЛГ. В последующем планируется определить все аспекты строительства комплекса, включая политические и правовые вопросы.

Литература

1. Гутнов, А.Э. Будущее города. Творческая трибуна архитектора /А.Э. Гутнов, ИГ. Лежава. - М.: Стройиздат, 1977. -126 с.

2. Тетиор, А.Н. Материя и атомы: почему так велика их пус-тотность? Для обеспечения существования Вселенной / А.Н. Тетиор // Sciences of Europe. - 2019. - Vol. 1, No. 46. - P. 8-20.

3. Тетиор, А.Н. Сложности возвращения природыi и человека в поле естественной эволюции / А.Н. Тетиор // Sciences of Europe. - 2019. - Vol. 2, No. 44. - P. 16-26.

4. О Государственной программе «Охрана окружающей среды>1 и устойчивое использование природны>/х ресурсов» на 2021-2025 годы1 [Электронны>/й ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 февр. 2021 г., № 99 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https:// pravo.by/upload/docs/op/C22100099_1614200400.pdf. -Дата доступа: 11.06.2021.

5. Программа «ЭкоМир» [Электронный ресурс]. - 2020. -Режим доступа: http://ecospace.org/images/Program_ EcoSpace_RU.pdf. - Дата доступа: 18.06.2021.

6. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание /А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 с.: ил.

7. Юницкий, А.Э. Исторические предпосылки программыi SpaceWay как единственного пути устойчивого развития цивилизации технократического типа /А.Э. Юницкий //

Безракетная индустриализация космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы>/ II междунар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 21 июня 2019 г. / Астроинженерные технологии; под общ. ред. А.Э. Юницкого. - Минск: Парадокс, 2019. - С. 23-29.

8. Устойчивое развитие населённых пунктов и улучшение их коммуникационной инфраструктурыi с использованием струнной транспортной системы: итоговый отчёт по проекту Центра ООН по населённым пунктам (Хабитат) FS-RUS-98-S01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// docplayer.com/35738376-Ustoychivoe-razvitie-naselyonnyh-punktov-i-uluchshenie-ih-kommunikacionnoy-infrastruktury-s-ispolzovaniem-strunnoy-transportnoy-sistemyhtml. - Дата доступа: 09.04.2021.

9. Любов, М.С. Физическая география материков и океанов: учеб. пособие / М.С. Любов. - Арзамас: Арзамас. фил. ННГУ 2015. - 147 с.

10. The GSHAP Global Seismic Hazard Map [Electronic resource] / P. Zhang [et al.]//Annali di Geofizica. - 1999. -Vol. 42, No. 6. - P. 1225-1230. - Mode of access: https:// www.annalsofgeophysics.eu/index.php/annals/article/ view/3784/3848. - Date of access: 04.06.2021.

11. Earth Global Circulation [Electronic resource]. - Mode of access: https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Earth_Global_Circulation_-_ru.svg. - Date of access: 04.06.2021.

12. Географический атлас учителя: пособие / Л.В. Ком-панец [и др.]. - Минск: Белкартография, 2017. - 392 с.

13. Население Земли - онлайн счётчик населения мира [Электронны>й ресурс]. - Режим доступа: https:// rosinfostat.ru/naselenie-zemli/. - Дата доступа: 12.06.2021.

14. Google Earth [Electronic resource]. - Mode of access: https://earth.google.com/web/@2.42492364,85.54510585,-7790.43226032a, 8033619.03982043d,35y,359.19183477h, 0t,0r. - Date of access: 04.06.2021.

15. Об утверждении и введении в действие строительных норм СН 3.01.03-2020 [Электронный ресурс]: постановление М-ва архитектуры/ и строительства Респ. Беларусь, 27 нояб. 2020 г, № 94 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https:// pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22136480p&p1=1. -Дата доступа: 11.06.2021.

16. Гайдайчук, О.С. Жизненный цикл и управление недвижимостью [Электронныйресурс]/О.С. Гайдайчук//Учёные заметки ТОГУ. - 2013. - Т. 4, № 4. - С. 268-271. - Режим доступа: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles/2013/ TGU_4_74.pdf. - Дата доступа: 12.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.