Урбанистика
Правильная ссылка на статью:
Виленский М.Ю. — Градостроитель в США - профессиональная деятельность // Урбанистика. - 2019. - № 4. DOI: 10.7256/2310-8673.2019.4.31546 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=31546
Градостроитель в США - профессиональная деятельность
Виленский Михаил Юрьевич
кандидат архитектуры
доцент кафедры градостроительства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-
строительный университет
190005, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Ул. 2 Красноармейская, 4, оф 308А
Статья из рубрики "Градостроение"
Аннотация.
Переход профессионального подхода к градостроительству на данном этапе инновационных и социальных преобразований от сложившейся исторически двойственной модели пространственного и социально-экономического планирования к трансдисциплинарному подходу, создает предпосылки к формированию нового облика профессии градостроитель в Соединенных Штатах Америки (США). Работодатель, наиболее остро реагируя на изменения, формирует свое представление о профессиональных требованиях и тем самым приводит в действие механизмы, влияющие на всю систему организации профессионального сообщества, включая образовательные программы. Методология исследования базируется на проведенном анализе баз данных вакансий в области градостроительства в США, с использованием инструментов веб аналитики, анализе официальных статистических данных "Бюро статистики труда департамента труда США", данных образовательных учреждений и государственных органов США в области градостроительной деятельности. В исследовании определены тенденции к росту профессиональных требований, в том числе академического образования. Рассмотрена классификация по уровням профессиональных компетенций и выделены требования, предъявляемые для каждого из них. Рассмотрена система профессионального регулирования отрасли без прямого участия государства и ее связь с рынком труда. Даны рекомендации по применения опыта подготовки и сертификации градостроителей США для России.
Ключевые слова: градостроитель, планирование, США, вакансии, профессиональные компетенции, градостроительное образование, сертификация, профессиональные сообщества, трансдисциплинарность, лицензирование
DOI:
10.7256/2310-8673.2019.4.31546
Дата направления в редакцию:
03-12-2019
Дата рецензирования:
30-11-2019
Дата публикации:
03-12-2019
Введение
Градостроительство как профессиональная сфера в Соединенных Штатах исторически формировалась в двух направлениях: организации пространственного развития и политики социально-экономического планирования. Это ситуация неоднократно отмечалась исследователями, занимающимися вопросами планирования в США как одна из основных проблем, в том числе в кадровом вопросе. Согласно П. Х. Глейю такая фундаментальная дихотомия продолжает разделять профессию по двум разным на пра влениям и двум разным подходам к городским проблемам, что создает
напряженность, особенно актуальную в настоящее время Процессы планирования во всем мире постепенно переходят от сферы исключительно государственных интересов и п о д х о д о в к сложным, коэволюционным процессам с участием различных заинтересованных сторон, при этом эти процессы сопровождаются формированием
комплекса взаимных адаптаций [2,3]. Адаптируются в этой связи все участники градостроительной деятельности: государство, общество и профессиональное
сообщество [4,5]. Такое положение обосновано тем, что решение вопросов планирования требует учета мнений множества участников с их различными ценностями, интересами и интерпретациями происходящих событий. Поиск оптимизации решений - одна из основных задач градостроительства, как практики и теории, так и сферы подготовки
специалистов [4,5,6]. Двойственная форма развития профессионального подхода к градостроительству в США на этапе 4-й технологической революции, связанной с цифровыми инновациями, сталкивается с задачей создания интегрированных систем планирования на основе современных технологий и с участием широкого спектра заинтересованных сторон. На федеральном уровне США это направление как актуальное было выделено в специальном отчете «Президентского Совета по Науке и Технологиям» (PCAST) в 2016 г. при администрации Барака Обамы. По мнению авторов отчета «преобразование городов по всему миру уже является гонкой, которую Соединенные
Штаты не могут позволить себе проиграть» В докладе подчеркивается высокая
конкуренцию среди городов, и роль в этом современных систем городского планирования основанных на технологических иновациях.
Таким образом, в США как и во всем мире градостроительство как профессиональное направление деятельности трансформируется от многодисциплинарного к
трансдисциплинарному [7'8,9'10,18]. Современное "умное градостроительство" должно быть гибким позволяющим решать широкий спектр проблем с учетом применения самых различных методов и инструментов, а для его результативности требуется создание нового набора возможностей, в том числе в кадровом вопросе путем подготовки специалистов обладающих широким спектром компетенций.
Рассмотрим, как в этой модели выглядит современное представление в США о
градостроителе как профессионале, осуществляющем непосредственную реализацию актуальных задач градостроительства.
Предпосылки и исследовательский подход
США как федеративное государство с развитой системой местного самоуправления, обширной территорией, различными природно-климатическими характеристиками, высокой урбанизацией и сложившейся системой планирования является наиболее близкой моделью для сравнения с Россией. Обладая при этом множеством отличий, опыт США, может быть использован для выявления возможностей развития как системы организации планирования, так и инструментов регулирования и подготовки кадров.
Изменчивость задач градостроителя в современном динамичном мире требует ответных реакций профессионального сообщества, а основным индикатором для выявления характера требований, предъявляемым к профессии, становятся требования рынка труда, который наиболее быстро по сравнению с другими участниками реагирует на изменения. Работодатель первым ощущает спрос и отвечает на потребность в специалистах с различной квалификацией, базирующейся на профессиональных компетенциях, полученных в результате образования и практического опыта.
Методы исследования
Основным методом исследования профессиональных требований к градостроителю послужил анализ спроса на рынке труда в США. Выборка вакансий осуществлена путем о тб о р а актуальных вакансий поданных в базы данных в период осуществления исследования в течение 30 дней (июнь 2019 год). В качестве баз данных использованы основные агрегаторы - сайты, на которых размещаются вакансии в сфере градостроительства (планирования) в США: indeed.com, careercenter.aia.org, naukri.com, governmentjobs.com, и социальной сети Linkedin. Представленные в исследовании вакансии были отсортированы с учетом их совпадения и составлен список из 100 уникальных вакансий. В качестве фильтров были приняты размещение вакансии на территории США и поступление вакансии в базу данных не более чем за 30 дней с момента начала исследования. Для дополнения материалов исследования полученных на основе выборки и оценки их достоверности использовались данные Бюро статистики труда департамента труда США - Bureau of Labor Statistics - BLS (https://www.bls.gov).
Основой для формирования запросов были выбраны ключевые слова, определяющие понятие профессии градостроителя в английском языке: urban designer, city planner,
urban planner, urbanist [11,19]. Для уточнения пропорционального количества запросов по ключевым словам предварительно был проведен анализ по динамике популярности данных запросов через аналитику «Google trends» ( https://trends.google.ru) позволившую выявить наиболее популярные определения для понятия градостроитель для английского части интернета на базе пользователей Google (График 1). «Динамика популярности» - представлена следующим образом: числа в графике обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю в период времени. Согласно статистике запросов наиболее часто используемое определение в мире и в США - city planner, наименьший спрос имеет понятие urbanist. В результате было определено соотношение различных поисковых слов, на основе которого были составлены запросы для баз данных.
График 1
Анализ по динамике популярности данных по США за 12 месяцев (2018-2019 гг.)
На основе результатов выборки и имеющихся статистических данных BLS были проанализированы следующие характеристики - региональное и территориальное распределение вакансий, основные работодатели и их особенности. Все вакансии были рассмотрены по критериям, которые являются наиболее значимыми: образование, опыт, сертификация, профессиональные навыки, компетенции, личностные характеристики. Рассмотрена профессиональная классификация позиций, выделены уровни и для каждого уровня проведен анализ требований рынка. В данной статье приведены результаты части исследования связанные со следующими характеристиками: территориальное распределение, работодатели, образование и опыт, профессиональная сертификация и лицензирование.
Обзор результатов
Отобранные в результате выборки вакансии были проанализированы по
административно-территориальному распределению. Выявлено, что все они поданы из 25 штатов (Калифорния Канзас, Массачусетс, Нью-Йорк, Флоридаи др.), т.е. 50 % от всех административных единиц на региональном уровне, что позволяет оценивать профессиональные требования в целом по стране. Анализ вакансий по штатам показал, что существует прямая зависимость между количеством вакансий, численностью населения и экономическим развитием территории. Так первая пятерка штатов по числу вакансий входит в 10 штатов с наиболее развитой экономикой - десять золотых штатов
(Бюро экономического анализа США BEA USA за 2018 г.) J20^ Наибольшее число вакансий относится к штату Нью-Йорк - 21%, в котором расположен город Нью-Йорк -крупнейший город в США. Далее по числу вакансий с 18% находится штат Калифорния -первый по численности населения, после него с 10% штат Северная Каролина - самый быстрорастущий по населению и второй по значению банковский центр США. Следующие два штата это Техас и Флорида с 8 и 6 % - соответственно 2-й и 3-й по численности штаты США. Анализ вакансий по городам показывает, что спрос присутствует в сообществах с населением от 2 тысяч жителей. В целом наблюдается прямая зависимость числа вакансий, с числом жителей в городе (30% вакансий сосредоточено в 4-х городах с населением выше 1 млн.) и со статусом города (столицы штатов или центры округов). Таким образом, чем выше урбанизация, тем выше спрос на профессиональные услуги.
Были проанализированы работодатели и их распределение. Согласно выборке вакансии частных компаний, общественных организаций, образовательных организаций, не относящихся к государственной и муниципальной службе, составили 21 %. Все остальные вакансии (79%) - это государственная и муниципальная служба. Такие результаты коррелируют с данными за 2016 год приводимыми Бюро статистики труда (BLS) департамента труда США, согласно которомув системе местного самоуправления занято 68% планировщиков в США, а еще 13 % занято на уровне штатов и федерального
правительства. По данным BLS в 2016 году количество занятых в отрасли составляло 36
тысяч человек 12U. Согласно прогнозам, занятость городских и региональных планировщиков вырастет на 13 процентов с 2016 по 2026 год, что выше среднего показателя по всем профессиям и составит 40600 рабочих мест. Такая ситуация позволяет говорить о том что муниципалитеты со стоящими перед ними задачами являются основным потребителем профессии, формируют запрос на специалистов и определяют характер профессиональной подготовки и соответствующие компетенции. Результаты позволяют утверждать востребованность профессии на всей территории США, при этом уровень компетенций для одинаковых позиций не меняется в зависимости от региона.
На основе требований к уровню подготовки, наличия опыта работы, сертификации, уровня оплаты и характера предлагаемой позиции вакансии были классифицированы на три уровня по возрастающим квалификационным требованиям и уровням оплаты. Первый уровень - «базовый или начальный», второй - «руководители среднего уровня и квалифицированные кадры», третий - «руководители и высококвалифицированные кадры». Было проведено ранжирование всех вакансий в выборке. В результате было выделено 33% вакансий первого уровня (таких как, Urban Planner I, Borough Planner I, Assistant Urban Designer I, Long Range Planner I, Architectural Historian I/Planner, Associate Planner I). В первый уровень включаются также должности связанные с профессиональными стажировками. Вакансий второго уровня выделено 38% (например, Urban Analyst, Borough Planner II, Senior Planner, Long Range Planner II), и 29% вакансий третьего уровня (Principal City Planner, Senior City Planner, Borough Planning Specialist, Urban Research Team Leader и.т.д.). Соотношение вакансий каждого уровня связано с системным ростом специалистов и моделью организации большинства компаний работодателей с высоким уровнем профессиональных и высокопрофессиональных сотрудников. В частности можно привести примеры Лос-Анжелеса и Питтсбурга. Департамент городского планирования Лос-Анжелеса (The Department of City Planning
City of Los Angeles) [22], состоит из 382 специалистов (профессиональная планировочная деятельность). Среди них 39% имеют первый уровень, 34% второй уровень и 26% третий квалификационный уровень. В Питтсбурге Департамент городского планирования
(Department of City Planning Pittsburgh)^23^, имеет штат 49 сотрудников и 12 стажеров. Распределение по квалификационным уровням: первый уровень 38%, второй 30% и третий 22% .
Анализ предложений позволил выделить виды деятельности на рынке труда для градостроителей: управление, обеспечение процессов градостроительного регулирования и планирования, стратегическое планирование, градостроительное планирование охраны исторического наследия, градостроительная аналитика, специализированное планирование, в том числе планирование городской среды, консультирование, образование, общественная деятельность (в рамках социальных проектов), градостроительное проектирование.
Образование является основой для дальнейшей профессиональной деятельности. Для тех, кто выбирает путь градостроителя в США, раскрывается широкий спектр образовательных программ, позволяющих заниматься различными вопросами
градостроительства [6,12]. Среди них программы профессионального градостроительного образования, программы по архитектуре, экономике, управлению и целый ряд других направлений, включая технические и гуманитарные. Профессиональные программы подготовки градостроителей в США учитывают разные аспекты профессиональной
деятельности: Master of Urban Planning (в USC Sol Price School of Public Policy), Bachelor of Science in Urban and Regional Planning (BS-URPN), Master of Urban Planning (MUP) Master of Land and Property Development (MLPD), Doctor of Philosophy in Urban and Regional Science (URSC) (в Texas A & M University-College Station);Master of Urban and Regional Planning (в University of California-Irvine). Особенностью всех образовательных программ и в частности по градостроительству в США является их добровольная аккредитация различными профессиональными сообществами в частности Советом по
аккредитации планирования (Planning Accreditation Board- PAB)^24!. PAB аккредитует университетские программы в Северной Америке, ведущие к получению степени бакалавра и магистра по планированию. В настоящее время он аккредитует 75 магистерских и 16 бакалаврских программ в 79 университетах США. И если со стороны работодателя запрос на диплом конкретного университета отсутствует, то требование к аккредитации имеется в 85% всех вакансий. Можно при этом выделить гибкость образовательных программ позволяющих обучающемуся, самостоятельно выбирать те или иные разделы и курсы в рамках программы, формируя свою особую специализацию. Этот подход полностью отвечает рынку труда. В проведенном исследовании выявлено, что в критериях отбора кандидатов на позиции вплоть до третьего профессионального уровня существует запрос работодателей на дополнительные курсы в смежных дисциплинах (в зависимости от базового образования), а также предъявляются требования к дипломной работе с акцентом на планирование в 30% случаев для специалистов первого и второго уровня. Для каждой образовательной степени предполагаются различные дополнительные курсы, которые могут заменить один год практического опыта. Особо можно отметить тот факт, что среди требований к специалистам в области планирования практическое отсутствует юридическое образование (1,5% на третьем профессиональном уровне). Необходимо подчеркнуть, что как правило существует набор минимальных и оптимальных требований запрашиваемых работодателем.
Для первого уровня минимально требуется степень бакалавра в областях: архитектуры, городского планирования, городского дизайна, развития недвижимости, или смежных направлениях, либо любое сочетание опыта и обучения. Степень магистра, желательна, но в большинстве случаев не обязательна и заменяется практическим опытом. Магистратура заменяет 1-2 года практики. Опыт желателен, но требуется только в 63 % случаев и составляет 1-2 года. Это связано в том числе с практикой платных долгосрочных стажировок, как во время учебы, так и по ее окончанию. Для исследовательских вакансий требуется не менее 2 лет опыта, который может быть заменен научными публикациями.
Для второго уровня, требуется степень бакалавра или магистра, причем магистратура предпочтительнее и обязательна в 56 % случаев. Степень желательна в области: городского планирования, регионального планирования, архитектуры, городского дизайна, ландшафтной архитектуры, государственной политики, государственного управления, социологии или делового администрирования с акцентом на финансировании и развитии недвижимости, статистики, финансов, менеджмента. В дополнение к большинству из этих программ требуется определенный набор курсов по планированию и не менее 1 года опыта работы (для магистров опыт от 1 года, для бакалавров от 4 до 6 лет минимум).
Для третьего уровня требуется степень бакалавра в аккредитованном колледже или университете при наличии опыта от 5 лет. Требование опыта более 10 лет составляет 19%. Степень магистра предпочтительна в области городского и регионального
планирования городского дизайна или в смежных областях: государственной политики, управления, управления недвижимостью. На этом уровне в 15 % случаев востребована аспирантура, ведущая к получению ученой степени (Р1^) или наличие таковой степени. Таким образом, можно говорить о том, что профессиональный рост предполагает не только практику, но и повышение академического уровня образования, и эти требования увеличиваются пропорционально на каждом из уровней. Требования для каждого профессионального уровня по степени подготовки и опыту при приеме на работу представлены в таблице №1.
Таблица 1
Требования для выделенных профессиональных уровней
по ка з а те ли вакансии начального или базового уровня руководители среднего уровня и квалифицированные кадры руководители и кадры высокой квалификаци
1 уровень 2 уровень 3 уровень
№ образование % % %
1 бакалавр 44 6 0
2 бакалавр/ ма гис тр 35 38 37
3 магистр 21 56 46
4 PHd 0 0 15
№ опыт % % %
1 без опыта 37 0 0
2 1 год 33 15 4
3 2 года 30 38 12
4 3 года 0 26 12
5 4 до 10 лет 0 21 54
6 более 10 лет 0 0 19
Одним из важных требований для профессионального роста в США для различных профессий является система сертификации и интеграции в профессиональное сообщество. Через профессиональное сообщество и его институты осуществляется форма регулирования различных сфер деятельности, в том числе градостроительства. При этом градостроительная деятельность имеет значительные отличия от архитектурной. В США для архитекторов во всех штатах требуется лицензирование и связанная с ним
система практик и непрерывного образования Г13,14,15!. Такая модель в значительной степени основывется на харатере проектной работы архитектора и ее связанностью со знанием номативных требований при проектировании различных объектов. Для градостроителей обязательное лицензирование т.е. получение личной профессиональной лицензии, дающей право на работу, в том числе в государственных
или муниципальных органах, установлено только в штате Нью-Джерси [25]. Эта особенность связана с характером работы градостроителя, в задачи которого входит в первую очередь формирование стратегий и практик развития территорий -устанавливаемых или разрабатываемых в рамках правовых документов и деятельность по регулированию, планированию и управлению территориями в рамках действующей правовой модели. Именно правовая модель регулирования в области градостроительной деятельности, которая базируется на федерализме, основных базовых полномочиях местных сообществ, и опирается на понимание права собственности сформулированной
в V поправке к конституции США является основой природы профессии градостроитель в США ¿Щ
В связи с отсутствием центрального регулятора особое значение приобретает система профессиональной сертификации со стороны профессиональных объединений. Сертификация, как и членство в профессиональных сообществах, носит характер профессионального статуса и во многих случаях требует также регулярного подтверждения, связанного с прохождением экзаменов и соответствия квалификационным требованиям. Сертификаты бывают международного уровня, национального и регионального. Для лицензирования архитекторов (на уровне всех штатов) и градостроителей (штат Нью-Джерси) наличие сертификатов или членства в профессиональных обществах и объединениях не является обязательным. Однако для всех работодателей, в том числе федерального правительства, правительства штатов и муниципалитетов требования по сертификации, а также членство в профессиональных объединениях являются важными показателями. Основные общества и объединения, связанные с градостроительной деятельностью (Таб.2): AICP, ASLA, APA, AIA, NTHP. Согласно исследованию, членство в ряде этих организаций является в 10% случаев одним из требований при приеме на работу. Сертификация или лицензирование требуются только на двух уровнях: втором уровне (руководители среднего звена и квалифицированные кадры) - 47% и третьем уровне (руководители и высококвалифицированные кадры) - 77%. В то же время лицензирование (архитектурное) составляет менее 2% несмотря на востребованность данного профильного образования (архитектор) при приеме на работу. Наиболее востребованной является сертификация Американского института сертифицированных специалистов по планированию (AICP) - в 50 % от всех вакансий для второго и третьего кадрового уровня.
Специализированные сертификаты требуются в ряде штатов (но не во всех) для устройства на государственную или муниципальную службу в рамках должностей по зонированию, например CZA сертифицированный администратор зонирования и CZO сертифицированный специалист по зонированию. Сертификат выдается на уровне профессиональных объединений штата, таких как VAZO - Virginia Association of Zoning Officiais или в рамках специальных сертификационных университетских программ. Он предполагает знание местных нормативных документов и особенностей, однако фактически принимается всеми штатами США. Появление такой сертификации связано с тем, что зонирование стало крайне сложным инструментом, что привело к формированию особых требований к специалистам.
Таблица №2
Основные общества и объединения связанных с градостроительной деятельностью их
сертификационные программы и лицензии
Название профессиональной организации Статус
Сертификация
AICP American Institute of Certified Planners Американский институт сертифицированных специалистов по планированию А1СР сертификация для специалистов по планированию. Чтобы получить сертификат, AICP
кандидаты должны соответствовать
определенным требованиям в
отношении образования и опыта и
сдать экзамен. Наиболее часто
встречающееся требование по
сертификации - сертификат могут
получать - члены APA
CZA Certified zoning administrator сертифицированный администратор зонирования добровольная сертификация, предназначенная главным образом для чиновников по зонированию местных органов власти. Сертификат выдается уполномоченными организациями Шта та . CZA
CZO Certified Zoning Officer с е ртифициро в а нный с пе циа лис т по зонированию добровольная сертификация, предназначенная главным образом для чиновников по зонированию местных органов власти. Сертификат выдается уполномоченными организациями Шта та . CZO
LEED The Leadership in Руководство в энергетическом и LEED
Energy & Environmental Design экологическом проектировании Сертификация по двум направлениям Green Associate LEED AP
PMI Project Management Institute Институт управления проектами. Сертифицированный управляющий про е кта ми PMI
NDC National Development Council Национальный совет развития. Сертификат финансирования экономического развития Национальным советом по развитию EDFP
IEDC International Economic Development Council Международный совет по экономическому развитию сертификат специалиста по экономическому развитию CEcD
Членство
ASLA American Society of Landscape Architects Американское общество ландшафтных архитекторов ч л е нс тв о
APA American Planning Association Американская ассоциация планирования ч л е нс тв о
AIA American Institute of Architects Американский Институт Архитекторов ч л е нс тв о
NTHP National Trust for Historic Preservation Национальный фонд охраны исторических памятников. ч л е нс тв о
J_I_L
Лицензирование для планировщиков
SBPP NJ State Board of Professional Planners NJ Совет профессиональных планировщиков штата Нью-Джерси. Лицензированный специалист по пла ниро в а нию шта та Н ью Д ж е р с и. Нью-Джерси единственный штат, который требует лицензирования городских и региональных планировщиков - NJ Professional Planners LNJPP
Таким образом, можно выделить ведущую роль профессиональных объединений в рамках формирования требований к профессии. Необходимо отметить также требуемый высокий уровень подготовки для потенциальных сотрудников штатов и муниципалитетов, поддерживаемый за счет профессиональной сертификации.
Выводы
Роль градостроителя в США связана в первую очередь с работой в интересах региональных и местных сообществ, которые в свою очередь выступают как основные работодатели. Широкие полномочия местного уровня позволяют использовать градостроительную документацию и систему регулирования не только как эффективный инструмент сбалансированного развития территорий и привлечения инвестиций, но и как систему общественного компромисса. Конкуренция отдельных территорий между собой создает особые требования к специалистам в области планирования, в которой градостроитель является специалистом, формирующим эти подходы к развитию и обладающим широким профессиональным инструментарием. Его статус является достаточно высоким, а роль максимально публична. Несмотря на отсутствие вертикального государственного регулирования отрасли, система существует посредством самоорганизации профессиональных сообществ, формирующих требования как к образованию (сертификация образовательных программ), так и к профессиональной сертификации. Это - основа, позволяющая определять компетентность сотрудников и в том числе поддерживать определенный
профессиональный стандарт. Рынок труда показывает высокий спрос на профессию и тенденцию к росту требуемых компетенций. Образование для градостроителя является базовой формой, которая может иметь множество направлений, при этом сохраняя общий вектор пространственного развития. Учитывая возможности установления и расширения индивидуальных компетенций и гибкости программ, градостроители изначально становятся специалистами с трансдисциплинарным подходом к реализации задач.
Для России в рамках применения опыта может быть широко использована практика сертифицирования на базе профессиональных сообществ и гибкости подготовки специалистов в рамках корректировок и подготовки новых образовательных программ и стандартов. Также важным фактором для использования современных инновационных подходов в градостроительной деятельности является расширение полномочий регионов и муниципалитетов, в том числе возможность расширения их инструментов регулирования. Крайне важным является также задача интеграции всех представителей сообщества в решение задач по преобразованию территорий и учет их интересов при принятии решений. Градостроитель в этой ситуации становится важным элементом коммуникации между разными участниками градостроительной деятельности, что также
необходимо учитывать при подготовке и переподготовке специалистов. Библиография
1. Gleye, P.H. City Planning versus Urban Planning: Resolving a Profession's Bifurcated Heritage / P.H. Gleye // J. Plan. Lit. - 2014. - № 10. - P. 1-15. - DOI: 10.1177/0885412214554088
2. Albrechts, L. Reframing Strategic Spatial Planning by Using a Coproduction Perspective / L. Albrechts // Plan. Theory. - 2013. - Vol. 12, № 1. - P. 46-63.
3. De Roo, G. A Planner's Encounter with Complexity / G. De Roo, E. Silva. - Burlington: Ashgate Publ. Ltd., 2010.
4. Boelens, L. Planning of Undefined Becoming: First Encounters of Planners Beyond the Plan / L. Boelens, G. De Roo.// Plan. Theory. - 2014. - Vol. 12. - P. 46-63.
5. Sagan, I. Urban Regeneration in Gdansk, Poland: Local Regimes and Tensions between Top-Down Strategies and Endogenous Renewal / I. Sagan, M. Grabkowska // Eur. Plan. Stud. - 2012. - Vol. 20, № 7. - P. 1135-1154.
6. Oonk, C. Educating Boundary Crossing Planners: Evidence for Student Learning in the Multistakeholder Regional Learning Environment / C. Oonk, J. Gulikers, M. Mulder // J. Plan. Educ. Res. - 2019. - Vol. 39, № 3. - P. 360-373
7. Després, C. Implementing Transdisciplinarity: Architecture and Urban Planning at Work / C. Després, G. Vachon, A. Fortin // In: Doucet I., Janssens N. (eds) Transdisciplinary Knowledge Production in Architecture and Urbanism. Urban and Landscape Perspectives. - Vol. 11. - Dordrecht: Springer, 2011. - P. 33-51.
8. Després, C. Collaborative planning for retrofitting suburbs: Transdisciplinarity and inter-subjectivity in action / C. Després, N. Brais, S. Avellan // Futures. - 2004. - Vol. 36. - P. 471-486.
9. Klein, J.T. Applying Interdisciplinary Models to Design, Planning, and Policy-making / J.T. Klein // Knowl. Soc. - 1990/91. - Vol. 3, № 4. - P. 29-56.
10. Бочаров, Ю.П. Трансдисциплинарность как направление развития современного градостроительства / Ю.П. Бочаров, Н.Н. Жаблиенок, М.А.Жаблиенок // Academia. Архитектура и строительство. - 2018. - № 4. - С.66-73.
11. Halbur, T. Insider's guide to careers in urban planning / T. Halbur, N. Berg. -Planetizen Press, 2009. - 125 p.
12. Cullingworth, B. Planning in the USA: Policies, Issues, and Processes / B. Culling-worth, R. Caves. - Routledge, 2008. - 480 p.
13. Степанов, А.В. Лицензирование архитектурной деятельности в США / А.В. Степанов, К.В. Кияненко // Архитектурный вестник. - 2007. - №2. - С. 168-173;
14. Кияненко, К.В. Комментарий к американскому архитектурно-образовательному стандарту / К.В. Кияненко // Архитектурный вестник. - 2006. - №6. - С.132-137.
15. Кияненко, К.В. Аккредитация, лицензирование и непрерывное образование - три кита архитектурной профессии в США / К.В. Кияненко. // Аккредитация в образовании/ - 2011. - № 4. - С. 44-46
16. Milton, J. Planner's Guide to Meeting Facilitation / J. Milton, A. Herd. - FAICP. 2019.108 p.
17. Technology and the Future of Cities.Executive Office of the President.President's Council of Advisors on Science and Technology.February 2016.
https ://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/microsites/ostp/PCAST/pcast _cities_report___final_3_2016.pdf
18- People must be at the centre of smart city planning, say experts.The Straits Time's 09.14.2018, Режим доступа: https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/people-must-be-at-the-centre-of-smart-city-planning-say-experts
19. The Academy of Urbanism. Manifesto.
https ://www.academyofurbanism.org.uk/manifesto/
20. Gross Domestic Product by State, Fourth Quarter and Annual 2018/ The Bureau of Economic Analysis/ https://www.bea.gov/system/files/2019-04/qgdpstate0519_4.pdf
21. Occupational Employment and Wages, May 2018/Urban and Regional Planners/ The Bureau of Labor Statistics (BLS) / https://www.bls.gov/oes/current/oes193051.htm#st
22. Los Angeles City Planning/ https://planning.lacity.org/contacts
23. Department City Planning Pittsburgh / https://pittsburghpa.gov/dcp/key-contacts
24. Planning accreditation board/ Accredited Planning Programs/
https ://planningaccreditationboard.org/~2023440.2214747/htdocs/index.php?id = 30
25. The New Jersey Division of Consumer Affairs/State Board of Professional Planners/ https ://www.njconsumeraffairs.gov/plan/Pages/default.aspx
26. Constitution of the United States / U.S. Senate /
https ://www.senate.gov/civics/constitution_item/constitution.htm