Научная статья на тему 'Градообразование у псковских кривичей в работах В. В. Седова (на примере Изборска и Пскова)'

Градообразование у псковских кривичей в работах В. В. Седова (на примере Изборска и Пскова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
904
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСКОВ / ИЗБОРСК / В.В. СЕДОВ / КРИВИЧИ / КНЯГИНЯ ОЛЬГА / ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ / ФИННО-УГРЫ / ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ / ПСКОВСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ / КРЕЩЕНИЕ РУСИ / VALENTIN V. SEDOV / PSKOV''S SANCTUARY / CHRISTIANIZATION OF RUS'' / PSKOV / IZBORSK / KRIVICHS / PRINCESS OLGA / EAST SLAVS / FINNO-UGRIC PEOPLES / INVITATION OF THE VARANGIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Несин М. А.

В.В. Седов внес большой вклад в изучение градообразования у восточных славян, прежде всего, процесса появления первых городов в земле так называемых псковских кривичей, Пскова и Изборска. Применительно к ним учёный развернуто представил свою характеристику и периодизацию восточнославянских центров VIII-XI вв. Большое значение имеют выводы автора об их неаграрном характере и преимущественно славянском составе населения, а также связи происходивших в них социальных изменений с внутренними процессами общественного развития восточных славян, а не внешнего воздействия из других стран. В данной работе, рассматривая проблему этнополитического характера процесса градообразования у псковских кривичей, автор приходит к выводу, что в целом предложенная В.В. Седовым концепция по-прежнему сохраняет свою актуальность и является более убедительной, чем построения его оппонентов. В статье также предложены авторские наблюдения и трактовки истории двух кривичских городов в указанный промежуток времени, касающиеся в первую очередь изменения статуса Пскова в середине X в., и судьбы псковского культового центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCT ION OF TOWNS BY THE PSKOV''S KRIVICHS IN THE WORKS OF VALENT IN V. SEDOV (IZBORSK AND PSKOV)

Valentin V. Sedov greatly contributed to the study of the rise of first towns (Pskov and Izborsk, in particular) and construction of urban settlements by the Pskov's Krivichs. The scientist widely characterized and dated the rise of the East Slavic urban centers in the 8th 9th centuries AD. Of great importance are Valentin Sedov's conclusions about their non-agricultural origin and primarily Slavic population; he has also found that social changes in the urban centers were related to the internal development of the East Slavic states, rather than caused by the external influence of other countries. The author of this paper concludes that the concept proposed by Valentin V. Sedov remains valid and is more convincing than the constructions of his opponents. The author also provides his own interpretation of the history of the two Krivich towns and the fate of the Pskov's Sanctuary in the specified period of time, related primarily to changes in the status of Pskov in the middle of the 10th century AD.

Текст научной работы на тему «Градообразование у псковских кривичей в работах В. В. Седова (на примере Изборска и Пскова)»

№ 3

2015

УДК 903.43

ГРАДООБРАЗОВАНИЕ У ПСКОВСКИХ КРИВИЧЕЙ В РАБОТАХ В.В. СЕДОВА (НА ПРИМЕРЕ ИЗБОРСКА И ПСКОВА)

М.А. Несин

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого Россия, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41

e-mail: [email protected] Scopus Author ID: 55092391600 SPIN-код: 4126-3620

Авторское резюме

В.В. Седов внес большой вклад в изучение градообразования у восточных славян, прежде всего, процесса появления первых городов в земле так называемых псковских кривичей, Пскова и Изборска. Применительно к ним учёный развернуто представил свою характеристику и периодизацию восточнославянских центров VIII-XI вв. Большое значение имеют выводы автора об их неаграрном характере и преимущественно славянском составе населения, а также связи происходивших в них социальных изменений с внутренними процессами общественного развития восточных славян, а не внешнего воздействия из других стран. В данной работе, рассматривая проблему этнополитического характера процесса градообразования у псковских кривичей, автор приходит к выводу, что в целом предложенная В.В. Седовым концепция по-прежнему сохраняет свою актуальность и является более убедительной, чем построения его оппонентов. В статье также предложены авторские наблюдения и трактовки истории двух кривичских городов в указанный промежуток времени, касающиеся в первую очередь изменения статуса Пскова в середине X в., и судьбы псковского культового центра.

Ключевые слова: Псков, Изборск, В.В. Седов, кривичи, княгиня Ольга, восточные славяне, финно-угры, призвание варягов, псковское святилище, крещение Руси.

CONSTRUCTION OF TOWNS BY THE PSKOV'S KRIVICHS IN THE WORKS OF VALENTIN V. SEDOV (IZBORSK AND PSKOV)

Mikhail Nesin

Abstract

Valentin V. Sedov greatly contributed to the study of the rise of first towns (Pskov and Izborsk, in particular) and construction of urban settlements by the Pskov’s Krivichs. The scientist widely characterized and dated the rise of the East Slavic urban centers in the 8th - 9th centuries AD. Of great importance are Valentin Sedov’s conclusions about their non-agricultural origin and primarily Slavic population; he has also found that social changes in the urban centers were related to the internal development of the East Slavic states, rather than caused by the external influence of other countries. The author of this paper concludes that the concept proposed by Valentin V. Sedov remains valid and is more convincing than the constructions of his opponents. The author also provides his own interpretation of the history of the two Krivich towns

72

№3____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ________________________________2015

and the fate of the Pskov’s Sanctuary in the specified period of time, related primarily to changes in the status of Pskov in the middle of the 10th century AD.

Keywords: Pskov, Izborsk, Valentin V. Sedov, Krivichs, Princess Olga, East Slavs, Finno-Ugric peoples, invitation of the Varangians, Pskov’s Sanctuary, Christianization of Rus’.

* * *

В.В. Седов внес большой вклад в изучение градообразования у восточных славян. Как уже отмечалось в историографии (История Отечества: 74), впервые ученый обратился к этой проблематике в монографии 1982 г. о восточных славянах, рассмотрев появление городов на фоне развития славянского хозяйства и общественных отношений (Седов 1982: 13-14, 20, 22-23), а в последующие годы написал нескольких статьей о генезисе восточнославянских городов (Седов 1983; 1989; История Отечества: 75). Уже в этих работах он выделил основные признаки ранних городов и дал четкую схему периодизации протогородских и городских поселений, относя протогородскую стадию к VII-IX вв. (поре появления т.н. «племенных центров»), первый этап образования городов к IX - первой половине Х в. (тогда наблюдается эволюция племенных центров в раннефеодальные города), второй - к середине Х - началу XI в., третий - к рубежу XI-XII вв., четвертый - к середине XII в. (Седов 1982; 1983; 1989).

При этом, конечно, не все древнерусские города родились из протогородов VII-IX вв., но эти хронологические вехи отражали определенный этап социального развития, и возникшие в эти периоды центры являли собой соответствующий тип. Поэтому, при всем существующем в науке многообразии концепций славянского градообразования, данная схема В.В. Седова и поныне сохраняет свою актуальность.

Уже первые протогорода, по мнению ученого, сформировались как неаграрные правящие центры с развитым ремеслом. И основным населением этих протогородов, как правило, были местные славяне. Уже в этих работах он выделил по всему восточнославянскому миру поселения разных этапов и типов, сделав ряд существенных замечаний по поводу их генезиса и развития (Седов 1982; 1983; 1989).

Важной заслугой В.В. Седова является комплексное изучение появления и первых веков существования первых городов т.н. псковских кривичей — Изборска и Пскова (Седов 1985; 1998; 1999; 2002; 2003; 2007). И именно в этих исследованиях наиболее ярко и развернуто предстают концепции ученого о восточнославянском градообразовании.

Возникновение и первоначальное развитие Изборска ученый реконструировал на основе собственных раскопок 1971-90 гг. Этому городу исследователь посвятил ряд статей и две монографии, рассмотрев его появление и развитие с VII по XI вв. (Седов 2002; 2007).

Именно В.В. Седову принадлежит честь первой наиболее комплексной реконструкции этого поселения на ранних этапах его истории. И, хотя позднее многие его положения подвергались критике со стороны С.В. Белецкого и некоторых других исследователей (Белецкий 1993; 1997: 142-146, 149; Мачинский 1986; Лебедев 1994; Белецкий, Лесман 2006), никому из оппонентов ученого не удалось создать

____________________________73

№3________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ________________________2015

столь масштабной и подробной картины возникновения, развития и жизни Труворова городища (это отразилось даже в названия статьи С.В. Белецкого, написанной в соавторстве с Ю.М. Лесманом: Белецкий, Лесман 2006). Поэтому работы В.В. Седова (прежде всего — фундаментальные монографии «Изборск-протогород» и «Изборск в раннем средневековье»), где наиболее подробно изложены результаты исследований и концепции ученого (Седов 2002; 2007), поныне не утратили своего значения в качестве основной литературы по данной теме.

Как показал ученый, первоначальное поселение на Труворовом городище (древнейший Изборск, известный еще из летописного предания о призвании варягов в 862 г.) возникло на рубеже VII-VIII вв. в качестве укрепленного поселения местных кривичей с тесной застройкой и утоптанной земляной площадкой в центре, где, по его мнению, собиралось вече и проходили игрища (Седов 1985; 1998; 2002; 2007). То есть, как и В.В. Карлов, А.В. Куза, О.М. Рапов и П.П. Толочко, В.В. Седов рассматривал древнейшие восточнославянские центры в качестве полифункциональных — политических, экономических, культовых и т.д. (Карлов 1980: 81; Куза 1983: 14; 1984: 3; Рапов 1983; Толочко 1983: 30; 1985; Несин 2010: 70. Примеч. № 14).

Любопытно, что и его и их взгляды сформировались одновременно, в первой половине 1980-х гг. Дело в том, что происходившее в это время активное накопление археологического материала давало ученым много новых данных и неизбежно ставило новые задачи по типологизации поселений. И открытый раскопками экспедиции Седова облик Труворова Городища дал этой концепции фактическое обоснование.

При этом, фактически поселение, по-видимому, сформировалось в VIII в. Относящиеся к VII в. находки единичны (Седов 2002; Лопатин 2005: 62). Неслучайно, в некоторых статьях ученый относит возникновение поселения уже к VIII ст. (что даже видно из названия одной работы: Cедов 1985). Это, кстати соответствует времени зарождения других ранних восточнославянских центров, которые во всех областях возникали в VIII-IX ст. (Мавродин, Фроянов 1970: 20; Фроянов, Михайлова 1999; Несин 2010; 2012; 2015).

Как отмечал ученый, Изборск возник как первый центр псковских кривичей. Да и вообще, это было древнейшее тамошнее укрепленное поселение. Помимо данных археологии, исследователь приводил и летописное сказание о призвании ваярягов, в котором именно Изборск стал в 862 г. княжеским центром варяжской династии Рюриковичей, а также слова Устюжской летописи о том, что в то время Изборск был великим городом (Седов 1998: 54).

Для нас важна не достоверность «варяжской легенды», а то, что новгородский сводчик XI в. помнил те времена, когда Изборск, а не Псков, был главным центром псковских кривичей. И если бы брат Рюрика у них вокняжился, то именно в этом городе. Здесь же, в Изборске, сидели первые кривичские князья (сама притяжательная форма названия, по мнению В.В. Седова (Седов 1982: 46; 2007: 17-18; Жих 2009: 53. Примеч. № 17), говорит о том, что его основал некий Избор. Вообще, у восточных славян города порой назывались в честь князей-основателей, как, например, Киев в честь Кия, а Галич - Галича (Галицы), чья «Галичина» могила

_____________________________74

№3______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________2015

середины Х в. и в XIII в. являлась культовым местом, на ней проводили один из обрядов княжеской интронизации (Грушевьский 1992 Т. 2: 465-466; Пастернак 1944: 51-52; Несин 2010: 61; 2011: 10-11), проходивший параллельно с христианской церемонией в кафедральном соборе.

Необходимо отметить, что большинство населения Изборска изначально было славянским. Как отметил В.В. Седов, из массы однотипной, характерной для северной группы славян, жилищной застройки, выделялось лишь несколько нетипичных жилых домов с глинобитными полами, подобные которым встречались и в других поселениях — Рыгуе, Камно и в Пскове (Седов 2002: 15-16, 29-30). Поначалу ученый их относил к древностям латьголы (Седов 1975: 301), но затем установил их связь с местными финно-уграми (Седов 2002: 29-30).

По своему характеру это первоначальное укрепленное поселение изначально было неаграрным, сельское хозяйство в нем было, но играло очень слабую роль, зато процветало ремесленное производство, была развита внешняя торговля (Седов 1985; 1989; 2002: 89-90 и др.). Сам В.В. Седов относил его к протогородской стадии. Как многие советские ученые (Рыбаков 1980: 34; Куза 1983: 4-6; Рапов 1983: 83. См. историографию: Фроянов, Дворниченко 1988: 20. Примеч. № 5), он считал города реалиями феодализма. Поэтому первые славянские «племенные» центры вроде Изборска до X в. ученый считал протогородами. Понятие протогорода присутствует уже в его первой фундаментальной монографии об Изборске «Изборск-протогород». И именно в этой книге наиболее развернуто представлена концепция протогородов у славян (Седов 2002).

Правда, в данном случае, мы считаем сам термин «протогород» немного спорным. Их можно называть ранними городами (Мавродин, Фроянов 1970: 20; Фроянов, Михайлова 1999; Несин 2010; 2011: 40-42; 2012; 2015: 105-106). Ведь как и положено городам, эти поселения возникали как полифункциональные центры восточнославянских общностей - полян, словен, кривичей и т.д., когда на определенном этапе социального развития возникала в них потребность (на наш взгляд, они появлялись в качестве правящих центров восточных славян при затухании родового строя, с преобладанием территориальных связей (Несин: 2010; 2011; 2015). В.В. Седов также не отрицал у них этого значения, отмечая при этом, их правящий и неаграрный характер. Более того, как метко заметили П.А. Корчагин и

A. Ф. Мельничук (Корчагин, Мельничук 2004: 58), еще в 1983 г. он честно признал, что порой трудно провести четкую грань между протогродом и городом (Седов 1983: 43).

Так что Изборск VIII-X вв. наряду с прочими «протогородами» можно считать первичным, дофеодальным городом. Другое дело, что понятие «протогород» не стоит пренебрежительно называть «теоретическим мусором», как это ныне делают некоторые исследователи (Корчагин, Мельничук 2004: 58). Ведь если не замыкаться на терминологии, а обратиться к существу дела, следует признать, что разделение

B. В. Седовым городов на разные стадиальные типы принципиально верно.

Как показывают археологические материалы юга Руси, первые центры IX — рубежа X-XI вв. представляли собой совершенно особый тип. На рубеже X-XI вв., в связи с социальными изменениями в восточнославянском обществе, в облике

75

№3_______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2015

тамошних городов происходят существенные изменения (Корчиньский 1994; Котышев 2009. Об этом также см. Несин 2012: 38; 2015: 104).

По мнению В.В. Седова, смена типов поселений в этот период связана с переходом от дофеодального уклада к раннефеодальному (Седов 1982). Вообще, проблема общественнного уклада восточных словян того времени имеет обширную историографию, и до сих пор, как и в 1980-е гг., является остро дискуссионной, однако, и нас характер первоначальных городов и вечевого уклада также склоняет считать социальные перемены второй половины X - начала XI вв. переходом от доклассового общества к раннеклассовому (Несин 2012; 2015).

Эти перемены отразились и на облике древнейшего Изборска. Около середины X в. он сгорел, но вскоре, во второй половине столетия, вновь возродился, но в ином виде. Теперь он был не скученным поселением, заключенном внутри укреплений. Отныне он четко разделялся на две части - детинец и жилой окольный город. Теперь основная масса горожан проживала на неукрепленном посаде, а крепость представляла собой детинец с редкой застройкой и отсутствием следов ремесленного производства (Седов 1982: 155; 1999: 244-252; 2002: 91-92). Она имела административную функцию и, видимо, служила местом княжеского подворья, наряду с детинцами иных русских городов того времени.

Сходным путем развивался и Псков, судьбу которого ученый проследил в отдельной статье (Седов 2003). Первое, неукрепленное поселение кривичей там возникло еще в середине I тысячелетия н.э. Однако среди его жителей были и местные финно-угры: среди славянских жилищ присутствовали их дома с

глинобитными полами, аналогичные изобрским. Но тут их было больше, чем в Изборске, а сами финно-угры проживали в этом краю еще до прихода славян (Седов 2003: 13-14).

Поэтому название Пскова, как показал исследователь, по-видимому стоит возводить к финноязычному гидрониму, названию реки Псковы (Седов 1996). Кривичи, поселившись на ее берегах, заимствовали его и дали своему поселению производное название в притяжательной форме. При этом, по справедливому мнению В.В. Седова, псковское поселение основывается именно как кривичский центр (Седов 2003: 14-15), и хотя, по словам ученого, трудно выявить соотношение славянских и финно-угорских жилищ, на поселении значительно преобладает именно славянская керамика. Лишь незначительная часть типична для финноугорского производства (Седов 2003: 14). В VIII в. (чуть позже, чем в Изборске, что, впрочем, понятно - именно Изборск тогда был главным центром у псковских кривичей) там возникли укрепления, аналогичные изборским. И, как и Изборск, в X в. Псков тоже делился на детинец и неукрепленный жилой массив (Седов 2003: 1416).

При этом, важной стороной работы В.В. Седова было то, что он писал о местном, славянско-финноугорском составе населения обоих кривичских центров, тем самым показывая, что в основе восточнославянского политогенеза лежали внутренние процессы общественного развития, а не внешний импульс из Скандинавии или иных земель (Седов 2001: 359). Заслуживает внимания и мысль исследователя, что «торговые операции со странами Балтийского региона

___________________________76

№3_______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________2015

осуществлялись кривичскими купцами... Наибольшие связи... Изборск имел с финноязычным миром Финляндии и Юго-Восточной Прибалтики» (Седов 2001: 359).

Выводы В.В. Седова попытался оспорить С.В. Белецкий. По его мнению, первое изборское поселение сгорело еще в IX в., а новый город с детинцем второй половины X в. уже не имел к нему никакого отношения, его создали псковские переселенцы. И именно от первоначального Пскова Изборск, по версии ученого, унаследовал финно-скандинавское название Иссуборг (город на Иссе, псковской р. Великой: Белецкий 1993; 1997: 142-146, 149; Белецкий, Лесман 2006). Концепцию Белецкого полностью поддержали его ленинградские коллеги Г.С. Лебедев и Д.А. Мачинский (Мачинский 1986; Лебедев 1994).

Однако, во-первых, как верно писал В.В. Седов, название Изборска было славянским по своему происхождению (Седов 1996). Да и вообще, к слову сказать, у нас нет весомых данных о наличии каких-либо скандинавизмов в названиях древнерусских городов того времени (Роспонд 1972: 21, 62). Это констатируют и современные лингвисты, подчеркивая, что зафиксированное в памятниках написание «Изборскъ» (только через -з- и без -ъ- после него) не позволяет отождествить формант Из- с названием реки «Иссы» (Джаксон, Рождественская 1988: 224-226).

Да и свои прочие выводы С.В. Белецкий и его единомышленники строят на достаточно шатких основаниях — легенде о призвании варягов (которые на Труворово городище, в ранний Изборск прийти не могли, ибо там нет скандинавских и балтийских находок), а также на отсутствии в Изборске в начале X в. псковского типа керамики, что, по мнению этих ученых, говорит о том, что тогда там не было жизни (Белецкий 1993; 1997). Но, во-первых, следов скандинавских и балтийских поселенцев в X в. не было найдено и во Пскове (Седов 2003). А дошедшая до нас в составе Новгородского свода XI в. легенда о призвании варягов в данном случае не может служить надежным аргументом, ибо она во многом выражала новгородские политические амбиции. Например, новгородцам ничего не стоило отдать своему князю Рюрику в подчинение Полоцк, хотя тот будет завоеван ими лишь в конце X в. (Несин 2012а: 37-38). Не исключено, что известие о вокняжении в Изборске брата Рюрика и последующем переходе этого города под власть Новгородского князя, тоже является легендой, обосновывающей исконные права словенского Новгорода на власть над псковскими кривичами.

Кроме того, говорить о том, что первое изборское поселение погибло еще в IX в. нет оснований. Как отметил Н.В. Лопатин, с западной стороны городища уцелели не полностью сметенные пожаром и последующей застройкой слои первой половины X в. Так что сгорел Изборск именно в середине того столетия, как и полагал В.В. Седов. Но восстановился быстро, и, логичнее всего предположить, что там жили те же люди, а не одни мигранты из Пскова. Просто население достигло в ходе социальной эволюции новой стадии общественных отношений, и поэтому возрожденный город отличался от прежнего.

Что касается причин разрушительного пожара, их допустимо, на наш взгляд, искать в следующим. Как известно, под 947 г. Повесть временных лет сообщает о погостной реформе княгини Ольги, которая для укрепления киевской власти

____________________________77

№3_______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2015

устанавливала на северо-западе восточнославянского мира систему пунктов для сбора дани — погостов, а также личные промысловые угодья (ПСРЛ I: 60; ПСРЛ II. 2000: 48-49; ПСРЛ III: 113; Жих 2013). И хотя, на первый взгляд, речь шла о соседней Новгородской земле, Мсте, Луге (в результате этой реформы в тех краях, на берегах р. Волхов и возник новый город — Новгород, как новый опорный пункт Киева в землях словен: Янин 2004; 2007: 210-211; Жих 2013; Несин 2012а: 38), на самом деле ее реформа имели больший географический размах, ведь заодно она завела село Ольжичи в Южной Руси на Десне (ПСРЛ I: 60; ПСРЛ II: 48-49; ПСРЛ III: 113).

При этом, из источника явствует, что Ольга посетила и земли псковских кривичей. В Пскове она оставила свои сани, стоящие там до «сего дне» (ПСРЛ I: 60), то есть до XII в., когда была составлена ПВЛ. Значит, происходит заметное усиление роли Пскова. Именно Псков теперь становится столицей кривичей, а в 1014 г. в нем даже появилось княжение — туда был прислан отцом из Киева княжич Судислав Владимирович (Седов 1998: 34). Возвысив Псков, Ольга хотела избавить край от влияния старого центра — Изборска, и создать там новый опорный пункт киевской власти.

Может быть, тогда и установилась его зависимость от Новгорода, куда в эти годы был посажен на княжение сын Ольги Святослав, и когда в 980-е гг. происходило крещение Руси, Псков автоматически попал под власть Новгородской епархии. Правда, сам В.В. Седов отнес господство Пскова над Изборском уже к XI ст., когда в последнем возвели каменные укрепления, и он стал псковским форпостом (Седов 1998: 38). Но в ту пору Псков постепенно усиливается, становясь менее зависимым от Новгорода (в 1130-х гг. он сам начнет призывать князей: Янин 1992), и поэтому начинал влиять на собственные пригороды с новой силой.

Любопытна в этой связи история псковского святилища, возникшего именно в X в. Не было ли связано его появление именно с усилением роли Пскова при Ольге? Исчезновение святилища археологи относят к периоду со второй половины X в. до первой половины XI. (Лабутина 1989). Это, заметим, совпадает со временем крещения Новгорода и появлением в 1014 г. в Пскове собственного князя Судислава, который, вероятно, не потерпел в своем городе открытого отправления нехристианских обрядов.

Видимо, псковское святилище было главным религиозным центром не только Пскова, но и всей земли псковских кривичей. Поэтому и появилось оно уже в X в., когда Псков стал главным городом вместо Изборска. Оно представляло собой круглую окруженную рвом площадку. И по своему облику весьма напоминало открытый археологами памятник на Перыни близ Новгорода. Поскольку ныне существуют разные версии интерпретации данного археологического объекта, остановимся на этом вопросе поподробнее, так как это важно и для принципиальной характеристики псковского культового памятника, устроенного, во многом, наподобие новгородского. В начале 980-х гг. близ Новгорода сподвижником киевского князя Добрыней было устроено святилище Перуна. Это было связано с так называемой языческой реформой князя Владимира. Чтобы больше подчинить прочие восточнославянские общности власти Киева, он установил единый пантеон богов.

78

№3_______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2015

И Новгород, как второй по значимости город Руси, был подвергнут этому первым (или, во всяком случае, для современников его подчинение было важнее всего, поэтому летописец и соредоточился на новгородском идоле). Согласно известной новгородской летописной повести о крещении Новгорода, идол находился у реки Волхов, выше по течению города (как, кстати говоря, и Перынь). В 1951-1952 годах отряд Новгородской Археологической экспедиции под руководством В.В. Седова совершил там археологические исследования. В итоге В.В. Седов смог сделать наиболее известную на сегодняшний день реконструкцию памятника. Он атрибутировал его, как святилище Перуна (Седов В.В. 1953; 1954).

Святилище представляло собой три немного приподнятых над землей гладких круглых площадки, которые были окружены рвами со следами кострищ (очевидно — жертвенных огней) (Седов В.В. 1953; 1954), наподобие святилища в Пскове. При этом, посреди площадок обнаружились следы засыпанной ямы. Здесь, видимо, и был идол. Интересно, что площадок было целых три, хотя летописи упоминает лишь одного Перуна. В.В. Седов допустил, что идолов было несколько (Седов 1954). В самом деле, Перун не обязательно был один. Просто он занимал важное место в сомне дохристианских богов и не являлся традиционным богом новгородских словен. Его навязали киевские власти, чтобы создать общий пантеон по всему подвластному Киеву восточнославянскому миру.

Интересно в этой связи предположение Б.А. Рыбакова, что идолу Перуна предшествовало изваяние какого-то иного божества. По словам ученого «обращает на себя внимание двухъярусность центральной ямы среднего, основного капища. Создается впечатление, что первоначально в центре капища была вырыта широкая яма глубиною в 60 см, в которой могло помещаться основание деревянного столба -идола в 1 м в диаметре или же огромного священного валуна типа "Борисовых камней"... Позднее этот идол был извлечен из земли и на этом же месте была вырыта несколько более узкая, но более глубокая яма для нового идола, от нижней части которого уцелели фрагменты дерева» (Рыбаков 1987: 254).

Кроме того, как отметил ученый, «дату юго-западного круга В.В. Седов определяет по лепной керамике так: "время сооружения святилища следует отнести по крайней мере к IX столетию» (Рыбаков 1987: 254). Значит, еще за столетие или более до Добрыни в этих краях существовало святилище ильменских словен, у которых как раз в IX в. начался процесс градообразования (Несин 2010: 60; 2012: 37).

Перуна же поставили в 980 г. по приказу киевских властей на месте прежнего идола. Вдобавок, он требовал человеческих жертвоприношений, и это распространялось и на Новгород. Когда через несколько лет стали крестить Русь в Христианскую веру, а идол Перуна низвергли в Волхов, то, согласно новгородскому летописному преданию, один пригородный крестьянин вновь спихнул приставший было к берегу идол, со словами, мол, довольно он попил человеческой крови. Если прочие идолы на Перыни могли соответствовать новгородским верованиям, то Перун был также навязан Новгороду, как и Христианство, при этом, играл роль главного Бога, и потому его свержение во время христианизации города заслонило собой демонтаж иных капищ.

79

№3_______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2015

Однако недавно выводы В.В. Седова были оспорены В.Я. Конецким и Е.Н. Носовым (Конецкий 1995; Носов 2007). Версия Конецкого принята также в книге Л.С. Клейна (Клейн 2004). По мнению данных авторов, круги святилищ представляли собой вовсе не площадки с идолами, а основания погребальных сопок со следами трупосожжения в центре. В ходе крещения Новгорода в 989 г. эти сопки срыли (Конецкий 1995; Клейн 2004; Носов 2007). Но их гипотеза не кажется убедительной. В сущности, она основывается на том, что археологи пока не нашли подобных аналогов в восточнославянском мире, если, впрочем, не считать не учтенного ими псковского святилища, культовый статус которого пока еще никем не был подвергнут сомнению.

Но предметных контраргументов убедительной реконструкции В.В. Седова оппоненты противопоставить не смогли. Равно как и объяснить, где же, в таком случае, выше Новгорода по течению р. Волхов, располагалось святилище Перуна. Если бы святилище Перуна было не здесь, то было бы трудно объяснить, как в веках осталось за этим местом название Перынь, которое, надо полагать, восходило именно к имени языческого громовержца. Не говоря уж о том, что сколько нелепых и затратных усилий пришлось бы с неясной целью потратить людям конца X века, чтоб идеально ровно срыть курган (при этом на некотором возвышении от земной поверхности), а все кучи земли до крупинки унести так, чтобы в окрестном культурном слое не оставалось никаких вкраплений. А вокруг выкопать рвы, зажечь в них костры и зачем-то при этом засыпать местным береговым песочком.

Думается, все-таки было именно так, как предполагал В.В. Седов — на Перыни были святилища, в виде окруженных рвами с кострами круглых площадок с деревянными идолами посередине. Один из идолов и представлял собой изваяние Перуна, описанного в летописи. Потом, во время крещения края, идола срубили, а рвы засыпали прибрежным песком (отряд В.В. Седова нашел в них почти чистый песок с небольшими вкраплениями лежащего под ним земляного слоя: Седов 1953; 1954).

К такому же типу славянских святилищ относилось и святилище в Пскове. Только появилось оно не в IX в. и не ближе к концу X в., а до второй половины X в., когда Псков сделался главным городом псковских кривичей. А исчезло или в конце X в., или в первой половине XI в., с появлением распространившейся на Северо-запад восточнославянского мира Новгородской епархии и, вероятно, со времени вокняжения во Пскове сына киевского князя Владимира Судислава.

Как мы видим, в целом, предложенная В.В. Седовым этнополитическая характеристика Пскова и Изборска до сих пор является весьма актуальной и перспективной. И нам она кажется более основательной и перспективной, чем построения его оппонентов.

ЛИТЕРАТУРА

Белецкий 1993 - Белецкий С.В. Изборск «Варяжской легенды» и Труворово городище (проблема соотношения) // Скифы. Сарматы. Славяне. Русь. Петербургский археологический вестник. Вып. 6. СПб., 1993.

80

№3____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________________2015

Белецкий 1997 - Белецкий С.В. Возникновение города Пскова (К проблеме участия варягов в судьбах Руси) // Шведы и Русский Север: историко-культурные связи (К 210-летию Александра Лаврентьевича Витберга). Материалы Международного научного симпозиума. Киров, 1997.

Белецкий, Лесман 2005 - Белецкий С.В., Лесман Ю.М. О нижнем слое Труворова городища (заметки на полях монографии В.В. Седова) // Мастера Средневековья. СПб.; Кишинев; Одесса; Бухарест, 2005.

Грушевський 1992 - Грушевський М.С. Iсторiя Украши-Руси. К., 1992. Т. II.

Джаксон, Рождественская 1988 - Джаксон Т.Н., Рождественская Т.В. К вопросу о происхождении топонима «Изборск» // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1986. М., 1988.

Жих 2009 - Жих М.И. Летописная статья 6714 года Ипатьевской летописи и вопрос о возникновении Галича // Международный исторический журнал «Русин». 2009. № 4 (18).

Жих 2013 - Жих М.И. Реформа княгини Ольги как попытка централизации Руси // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: материалы научной конференции 17-18 ноября 2011 г. Великий Новгород, 2013.

История Отечества 2004 - История Отечества. Проблемы, взгляды, люди. Псков, 2004.

Карлов 1980 - Карлов В.В. К вопросу о понятии раннефеодального города и его типов в отечественной историографии // Русский город (К проблеме градообразования). Вып. 3. М., 1980.

Клейн 2004 - Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004.

Конецкий 1995 - Конецкий В.Я. Некоторые аспекты источниковедения и интерпретации комплекса памятников в Перыни под Новгородом // Церковная археология. Ч. 1: Распространение христианства в Восточной Европе. СПб.; Великий Новгород, 1995.

Корчагин, Мельничук 2004 - Корчагин П.А., Мельничук А.Ф. «Протогород»: а была ли проблема? // Вестник Пермского Университета. 2004. Вып. 4.

Корчинський 1994 - Корчинський О. Про один тип городищ IX - початку XI ст. у Верхньому Подшстров'!' // Населення Прутсько-Дшстровського межирiччя та сумiжних территорш. Тези Мiжнарод. кт.-арх. семшару. Чершвщ, 1994.

Котышев 2009 - Котышев Д.М. Эволюция территориальной структуры среднеднепровского правобережья в конце X - начале XII века // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 38 (176). История. Вып. 27.

Куза 1983 - Куза А.В. Социальная типология древнерусских городов // Русский город (исследования и материалы). Вып. 6. М., 1983.

Куза 1984 - Куза А.В. Города в социально-экономической системе древнерусского феодального государства X-XIII вв. // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 179. М., 1984.

Лабутина 1989 - Лабутина И.К. Языческое святилище Пскова // История и культура древнерусского города. М., 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лебедев 1994 - Лебедев Г.С. Труворово городище и западные форпосты Руси Рюрика (обозначившаяся проблема) // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994.

Лопатин 2005 - Лопатин Н.В. О версиях периодизации и хронологии нижних горизонтов Труворова городища // Изборск: история и современность (Материалы научно-практической конференции «Музей как центр развития местных сообществ. Имидж музея - открытость», посвященной 40-летию образования музея). Изборск, 2005.

Мавродин, Фроянов 1970 - Мавродин В.В., Фроянов И.Я. Фридрих Энгельс об основных этапах разложения родового строя и вопрос о возникновении городов на Руси // Вестник Ленинградского государственного университета. 1970. № 20.

Мачинский 1986 - Мачинский Д.А. Этносоциальные и этнокультурные процессы в Северной Руси (период зарождения древнерусской народности) // Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. Л., 1986.

Несин 2010 - Несин М.А. К истории происхождения Галича // Международный исторический журнал «Русин». 2010. № 3 (21).

81

№3____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________________2015

Несин 2011 - Несин М.А. Галицкое вече и Даниил Галицкий в 1205-1229 гг. // Международный исторический журнал «Русин». 2011. № 2 (24).

Несин 2012 - Несин М.А. История происхождения Новгорода как проявление общих и частных закономерностей процесса градообразования // Х Плехановские чтения «Россия: средоточие народов и перекресток цивилизаций». СПб., 2012.

Несин 2015 - Несин М.А. Некоторые черты социальной трансформации в X-XI вв. в восточнославянском обществе в летописной социальной терминологии // Исторический формат. 2015. № 2.

Носов 2007 - Носов Е.Н. Перынь // Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб., 2007.

Пастернак 1944 - Пастернак Я. Старий Галич. Краюв; Львiв, 1944.

ПСРЛ. I - Полное собрание русских летописей. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 1997.

ПСРЛ. II - Полное собрание русских летописей. Т. II. Ипатьевская летопись. М., 1998.

ПСРЛ. III - Полное собрание русских летописей. Т. III. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (репринт издания 1950 г., подготовленного А.Н. Насоновым). М., 2000.

Рапов 1983 - Рапов О.М. Еще раз о понятии «русский раннефеодальный город» // Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1983.

Роспонд 1972 - Роспонд С. Структура и стратиграфия древнерусских топонимов // Восточнославянская ономастика. М., 1972.

Рыбаков 1980 - Рыбаков Б.А. Город Кия // Вопросы истории. 1980. № 5.

Рыбаков 1987 - Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Седов 1953 - Седов В.В. Древнерусское языческое святилище в Перыни // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1953. Вып. 50.

Седов 1954 - Седов В.В. Новые данные о языческом святилище Перуна (по раскопкам Новгородской экспедиции 1952 г.) // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1954. Вып. 53.

Седов 1975 - Седов В.В. Жилища Юго-Восточной Прибалтики (I - начало II тысячелетия н.э.) // Древнее жилище народов Восточной Европы. М., 1975.

Седов 1982 - Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

Седов 1983 - Седов В.В. Начало городов на Руси // Древнерусское государство и славяне: Материалы симпозиума, посвященные 1500-летию Киева. М., 1983.

Седов 1985 - Седов В.В. Изборск в VIII-X вв. // Новое в археологии Прибалтики и соседних территорий. Таллин, 1985.

Седов 1989 - Седов В.В. Становление европейского раннесредневекового города // Становление европейского средневекового города. М., 1989.

Седов 1996 - Седов В.В. Топоним Псков // Археология и история Пскова и Псковской земли: Материалы семинара. Псков, 1996.

Седов 1998 - Седов В.В. Древний Изборск // Древний Псков: История. Искусство. Археология. Новые исследования. М.; Изобрск, 1998.

Седов 1999 - Седов В.В. Изборск в конце X — начале XI в. // Великий Новгород в истории Средневековой Европы: к 70-летию В.Л. Янина. М., 1999.

Седов 2001 - Седов В.В. Международные контакты Изборска в IX - начале X в. // Норна у источника Судьбы: Сборник статей в честь Елены Александровны Мельниковой. М., 2001.

Седов 2002 - Седов В.В. Изборск - протогород. М., 2002.

Седов 2003 - Седов В.В. Становление Пскова // Псков в российской и европейской истории: Материалы Международной научной конференции. М., 2003.

Седов 2007 - Седов В.В. Изборск в Раннем Средневековье. М., 2007.

Толочко 1983 - Толочко П.П. Древний Киев. К., 1983.

Толочко 1985 - Толочко П.П. Происхождение древнейших восточнославянских городов // Земли Южной Руси в IX-XIV вв. (история и археология). К., 1985.

82

№3___________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________________2015

Фроянов, Михайлова 1999 - Фроянов И.Я., Михайлова И.Б. Город или протогород? (об одной надуманной исторической категории) // Раннесредневековые древности Северной Руси и её соседей. СПб., 1999.

Янин 1992 - Янин ВЛ. «Болотовский» договор о взаимоотношениях Новгорода и Пскова в XII -XIV вв. // Отечественная история. 1992. № 6.

Янин 2004 - Янин ВЛ. Княгиня Ольга и проблема становления Новгорода // Янин В.Л. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004.

Янин 2007 - Янин ВЛ. О начале Новгорода // У истоков русской государственности: Историкоархеологический сборник: материалы международной научной конференции 4-7 октября 2005 г. Великий Новгород. СПб., 2007.

REFERENCES

Beleckij 1993 - Beleckij S.V. Izborsk «Varjazhskoj legendy» i Truvorovo gorodishhe (problema sootnoshenija) [Izborsk of «A Varangian legend» and Truvorovo ancient settlement (ratio problem)], in: Skify. Sarmaty. Slavjane. Rus’. Peterburgskij arheologicheskij vestnik [Scythians. Sarmatians. Slavs. Russia. Petersburg archaeological bulletin], Vyp. 6, St. Petersburg, 1993 [in Russian].

Beleckij 1997 - Beleckij S.V. Vozniknovenie goroda Pskova (K probleme uchastija varjagov v sud’bah Rusi) [Emergence of the city of Pskov (To a problem of participation of Varangians in destinies of Russia)], in: Shvedy i Russkij Sever: istoriko-kul’turnye svjazi (K 210-letiju Aleksandra Lavrent’evicha Vitberga). Materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma [Swedes and Russian North: historical and cultural communications (To Alexander Lavrentyevich Vitberg’s 210 anniversary). Materials of the International scientific symposium], Kirov, 1997 [in Russian].

Beleckij, Lesman 2005 - Beleckij S.V., Lesman Ju.M. O nizhnem sloe Truvorova gorodishha (zametki na poljah monografii V.V. Sedova) [About the lower layer of Truvorov of the ancient settlement (marginal notes of the monograph of V.V. Sedov)], in: Mastera Srednevekov’ja [Masters Srednevekovya], St. Petersburg; Kishinev; Odessa; Buharest, 2005 [in Russian].

Dzhakson, Rozhdestvenskaja 1988 - Dzhakson T.N., Rozhdestvenskaja T.V. K voprosu o proishozhdenii toponima «Izborsk» [To a question of a toponym origin «Izborsk»], in: Drevnejshie gosudarstva na territorii SSSR: Materialy i issledovanija [The most ancient states in the territory of the USSR: Materials and researches], 1986, Moscow, 1988 [in Russian].

Frojanov, Mihajlova 1999 - Frojanov I.Ja., Mihajlova I.B. Gorod ili protogorod? (ob odnoj nadumannoj istoricheskoj kategorii) [City or protogorod? (about one far-fetched historical category)], in: Rannesrednevekovye drevnosti Severnoj Rusi i ejo sosedej [Early medieval antiquities of Northern Russia and its neighbors], St. Petersburg, 1999 [in Russian].

Grushevs’kij 1992 - Grushevs'kij M.S. Istorija Ukraini-Rusi [History of Ukraine-Russia], Kiev, 1992, T. II [in Ukrainian].

Istorija Otechestva 2004 - Istorija Otechestva. Problemy, vzgljady, ljudi [Fatherland history. Problems, views, people], Pskov, 2004 [in Russian].

Janin 1992 - Janin V.L. «Bolotovskij» dogovor o vzaimootnoshenijah Novgoroda i Pskova v XII - XIV vv. [«Bolotovsky» the contract on relationship of Novgorod and Pskov in the XII-XIV centuries], in: Otechestvennaja istorija [National history], 1992, № 6 [in Russian].

Janin 2004 - Janin V.L. Knjaginja Ol’ga i problema stanovlenija Novgoroda [Princess Olga and problem of formation of Novgorod], in: Janin V.L. Srednevekovyj Novgorod: Ocherki arheologii i istorii [Medieval Novgorod: Sketches of archeology and history], Moscow, 2004 [in Russian].

Janin 2007 - Janin V.L. O nachale Novgoroda [About the beginning of Novgorod], in: U istokov russkoj gosudarstvennosti: Istoriko-arheologicheskij sbornik: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj

konferencii 4-7 oktjabrja 2005 g. Velikij Novgorod [At sources of the Russian statehood: Historical and archaeological collection: materials of the international scientific conference on October 4-7, 2005 Veliky Novgorod], St. Petersburg, 2007 [in Russian].

Karlov 1980 - Karlov V.V. K voprosu o ponjatii rannefeodal’nogo goroda i ego tipov v otechestvennoj istoriografii [To a question of concept of the early feudal city and its types in a domestic historiography], in:

83

№3_______________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________________________2015

Russkij gorod (K probleme gradoobrazovanija) [The Russian city (To a gradoobrazovaniye problem)], Vyp. 3, Moscow, 1980 [in Russian].

Klejn 2004 - Klejn L.S. Voskreshenie Peruna. K rekonstrukcii vostochnoslavjanskogo jazychestva [Perun’s revival. To reconstruction of East Slavic paganism], St. Petersburg, 2004 [in Russian].

Koneckij 1995 - Koneckij V.Ja. Nekotorye aspekty istochnikovedenija i interpretacii kompleksa pamjatnikov v Peryni pod Novgorodom [Some aspects of a source study and interpretation of a complex of monuments in Peryni near Novgorod], in: Cerkovnaja arheologija. Ch. 1: Rasprostranenie hristianstva v Vostochnoj Evrope [Church archeology. P.1: Distribution of Christianity in Eastern Europe], St. Petersburg; Velikij Novgorod, 1995 [in Russian].

Korchagin, Mel’nichuk 2004 - Korchagin P.A., Mel'nichuk A.F. «Protogorod»: a byla li problema? [«Protogorod»: and whether there was a problem?], in: Vestnik Permskogo Universiteta [Bulletin of the Perm University], 2004, Vyp. 4 [in Russian].

Korchins’kij 1994 - Korchins'kij O. Pro odin tip gorodishh IX - pochatku XI st. u Verhn’omu Podnistrov'i [About one type of ancient settlements of IX - the beginning of the XI century in the Top Podnestrovye], in: Naselennja Pruts’ko-Dnistrovs’kogo mezhirichchja ta sumizhnih territorij. Tezi Mizhnarod. ist.-arh. Seminaru [Population of Prutsko-Dnestrovsky Entre Rios and neighboring territories. Theses of the international historical and archaeological seminar], Chernivci, 1994 [in Ukrainian].

Kotyshev 2009 - Kotyshev D.M. Jevoljucija territorial’noj struktury srednedneprovskogo

pravoberezh’ja v konce X - nachale XII veka [Evolution of territorial structure of a srednedneprovsky right bank at the end of X - the beginning of the XII century], in: Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state university], 2009, № 38 (176), Istorija, Vyp. 27 [in Russian].

Kuza 1983 - Kuza A.V. Social’naja tipologija drevnerusskih gorodov [Social typology of the Old Russian cities], in: Russkij gorod (issledovanija i materialy) [Russian city (researches and materials)], Vyp. 6, Moscow, 1983 [in Russian].

Kuza 1984 - Kuza A.V. Goroda v social’no-jekonomicheskoj sisteme drevnerusskogo feodal’nogo gosudarstva X-XIII vv. [The cities in social and economic system of the Old Russian feudal state of the X-XIII centuries], in: Kratkie soobshhenija Instituta arheologii [Short messages of Institute of archeology], 179, Moscow, 1984 [in Russian].

Labutina 1989 - Labutina I.K. Jazycheskoe svjatilishhe Pskova [Pagan sanctuary of Pskov], in: Istorija i kul’tura drevnerusskogo goroda [History and culture of the Old Russian city], Moscow, 1989 [in Russian].

Lebedev 1994 - Lebedev G.S. Truvorovo gorodishhe i zapadnye forposty Rusi Rjurika (oboznachivshajasja problema) [Truvorovo the ancient settlement and the western outposts of Russia Rurik (the designated problem)], in: Pamjatniki srednevekovoj kul’tury. Otkrytija i versii [Monuments of medieval culture. Opening and versions], St. Petersburg, 1994 [in Russian].

Lopatin 2005 - Lopatin N.V. O versijah periodizacii i hronologii nizhnih gorizontov Truvorova gorodishha [About versions of a periodization and chronology of the lower horizons of Truvorov of the ancient settlement], in: Izborsk: istorija i sovremennost’ (Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Muzej kak centr razvitija mestnyh soobshhestv. Imidzh muzeja - otkrytost’», posvjashhennoj 40-letiju obrazovanija muzeja) [Izborsk: history and present (Materials of scientific and practical conference «Museum as center of development of local communities. Image of the museum - openness», devoted to the 40 anniversary of formation of the museum)], Izborsk, 2005 [in Russian].

Machinskij 1986 - Machinskij D.A. Jetnosocial’nye i jetnokul’turnye processy v Severnoj Rusi (period zarozhdenija drevnerusskoj narodnosti) [Ethnosocial and ethnocultural processes in Northern Russia (the period of origin of an Old Russian nationality)], in: Russkij Sever. Problemy jetnokul’turnoj istorii, jetnografii, fol’kloristiki [Russian North. Problems of ethnocultural history, ethnography, folklore studies], Leningrad, 1986 [in Russian].

Mavrodin, Frojanov 1988 - Mavrodin V.V., Frojanov I.Ja. Fridrih Jengel’s ob osnovnyh jetapah razlozhenija rodovogo stroja i vopros o vozniknovenii gorodov na Rusi [Friedrich Engels about the main stages of decomposition of a patrimonial system and a question of emergence of the cities in Russia], in: Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Leningrad state university], 1970, № 20 [in Russian].

84

№3_______________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________________________2015

Nesin 2010 - Nesin M.A. K istorii proishozhdenija Galicha [To history of an origin of Galich], in: Mezhdunarodnyj istoricheskij zhurnal «Rusin» [International historical magazine «Rusin»], 2010, № 3 (21) [in Russian].

Nesin 2011 - Nesin M.A. Galickoe veche i Daniil Galickij v 1205-1229 gg. [Galitsky veche and Daniil Galitsky in 1205-1229], in: Mezhdunarodnyj istoricheskij zhurnal «Rusin» [International historical magazine «Rusin»], 2011, № 2 (24) [in Russian].

Nesin 2012 - Nesin M.A. Istorija proishozhdenija Novgoroda kak projavlenie obshhih i chastnyh zakonomernostej processa gradoobrazovanija [History of an origin of Novgorod as manifestation of the general and private regularities of process of a gradoobrazovaniye], in: X Plehanovskie chtenija «Rossija: sredotochie narodov i perekrestok civilizacij» [X Plekhanovsky readings «Russia: center of the people and intersection of civilizations»], St. Petersburg, 2012 [in Russian].

Nesin 2015 - Nesin M.A. Nekotorye cherty social’noj transformacii v X-XI vv. v

vostochnoslavjanskom obshhestve v letopisnoj social’noj terminologii [Some lines of social transformation in the X-XI centuries in East Slavic society in annalistic social terminology], in: Istoricheskij format [Historical format], 2015, № 2 [in Russian].

Nosov 2007 - Nosov E.N. Peryn’ [Peryn], in: Velikij Novgorod. Istorija i kul’tura IX—XVII vekov. Jenciklopedicheskij slovar’ [Veliky Novgorod. History and culture of the IX—XVII centuries. Encyclopedic dictionary], St. Petersburg, 2007 [in Russian].

Pasternak 1944 - Pasternak Ja. Starij Galich [Old Galich], Krakiv; L’viv, 1944 [in Ukrainian].

PSRL. I - Polnoe sobranie russkih letopisej, T. I, Lavrent’evskaja letopis’ [Complete collection of the Russian chronicles. T. I. Lavrentyevsky chronicle], Moscow, 1997 [in Russian].

PSRL. II - Polnoe sobranie russkih letopisej, T. II, Ipat’evskaja letopis’ [Complete collection of the Russian chronicles. T. II. Ipatyevsky chronicle], Moscow, 1998 [in Russian].

PSRL. III - Polnoe sobranie russkih letopisej, T. III, Novgorodskaja pervaja letopis’ starshego I mladshego izvodov (reprint izdanija 1950 g., podgotovlennogo A.N. Nasonovym) [Complete collection of the Russian chronicles. T. III. The Novgorod first chronicle of the senior and younger izvod (a reprint of the edition of 1950 prepared by A.N. Nasonov)], Moscow, 2000 [in Russian].

Rapov 1983 - Rapov O.M. Eshhe raz o ponjatii «russkij rannefeodal’nyj gorod» [Once again about the concept «Russian early feudal city»], in: Genezis i razvitie feodalizma v Rossii [Genesis and development of feudalism in Russia], Leningrad, 1983 [in Russian].

Rospond 1972 - Rospond S. Struktura i stratigrafija drevnerusskih toponimov [Structure and stratigraphy of Old Russian toponyms], in: Vostochno-slavjanskaja onomastika [East Slavic onomastics], Moscow, 1972 [in Russian].

Rybakov 1980 - Rybakov B.A. Gorod Kija [Kia’s city], in: Voprosy istorii [History questions], 1980, № 5 [in Russian].

Rybakov 1987 - Rybakov B.A. Jazychestvo Drevnej Rusi [Paganism of Ancient Russia], Moscow, 1987 [in Russian].

Sedov 1953 - Sedov V.V. Drevnerusskoe jazycheskoe svjatilishhe v Peryni [Old Russian pagan sanctuary in Peryni], in: Kratkie soobshhenija Instituta istorii material’noj kul’tury [Short messages of Institute of history of material culture], 1953, Vyp. 50 [in Russian].

Sedov 1954 - Sedov V.V. Novye dannye o jazycheskom svjatilishhe Peruna (po raskopkam Novgorodskoj jekspedicii 1952 g.) [New data on a pagan sanctuary of Perun (on excavation of the Novgorod expedition of 1952)], in: Kratkie soobshhenija Instituta istorii material’noj kul’tury [Short messages of Institute of history of material culture], 1954, Vyp. 53 [in Russian].

Sedov 1975 - Sedov V.V. Zhilishha Jugo-Vostochnoj Pribaltiki (I - nachalo II tysjacheletija n.je.) [Dwellings of Southeast Baltic (I - the beginning of the II millennium AD)], in: Drevnee zhilishhe narodov Vostochnoj Evropy [Ancient dwelling of the people of Eastern Europe], Moscow, 1975 [in Russian].

Sedov 1982 - Sedov V.V. Vostochnye slavjane v VI-XIII vv. [East Slavs in the VI-XIII centuries], Moscow, 1982 [in Russian].

Sedov 1983 - Sedov V.V. Nachalo gorodov na Rusi [The beginning of the cities in Russia], in: Drevnerusskoe gosudarstvo i slavjane: Materialy simpoziuma, posvjashhennye 1500-letiju Kieva [Old

85

№3______________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________________________2015

Russian state and Slavs: The symposium materials devoted to the 1500 anniversary of Kiev], Moscow, 1983 [in Russian].

Sedov 1985 - Sedov V.V. Izborsk v VIII-X vv. [Izborsk in the VIII-X centuries], in: Novoe v arheologii Pribaltiki i sosednih territorij [New in archeology of Baltic and the neighboring territories], Tallin, 1985 [in Russian].

Sedov 1989 - Sedov V.V. Stanovlenie evropejskogo rannesrednevekovogo goroda [Formation of the European early medieval city], in: Stanovlenie evropejskogo srednevekovogo goroda [Formation of the European medieval city], Moscow, 1989 [in Russian].

Sedov 1996 - Sedov V.V. Toponim Pskov [Toponym Pskov], in: Arheologija i istorija Pskova i Pskovskoj zemli: Materialy seminara [Archeology and history of Pskov and Pskov earth: Seminar materials], Pskov, 1996 [in Russian].

Sedov 1998 - Sedov V.V. Drevnij Izborsk [Ancient Izborsk], in: Drevnij Pskov: Istorija. Iskusstvo. Arheologija. Novye issledovanija [Ancient Pskov: History. Art. Archeology. New researches], Moscow; Izobrck, 1998 [in Russian].

Sedov 1999 - Sedov V.V. Izborsk v konce X — nachale XI v. [Izborsk at the end of X — the beginning of the XI century], in: Velikij Novgorod v istorii Srednevekovoj Evropy: k 70-letiju V.L. Janina [Veliky Novgorod in the history of Medieval Europe: to the 70 anniversary V.L. Yanina], Moscow, 1999 [in Russian].

Sedov 2001 - Sedov V.V. Mezhdunarodnye kontakty Izborska v IX - nachale X v. [The international contacts of Izborsk in IX - the beginning of the X century], in: Norna u istochnika Sud’by: Sbornik statej v chest’ Eleny Aleksandrovny Mel’nikovoj [Norna at the Destiny source: The collection of articles in honor of Elena Aleksandrovna Melnikova], Moscow, 2001 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sedov 2002 - Sedov V.V. Izborsk - protogorod [Izborsk - protogorod], Moscow, 2002 [in Russian].

Sedov 2003 - Sedov V.V. Stanovlenie Pskova [Formation of Pskov], in: Pskov v rossijskoj i evropejskoj istorii: Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Pskov in the Russian and European history: Materials of the International scientific conference], Moscow, 2003 [in Russian].

Sedov 2007 - Sedov V.V. Izborsk v Rannem Srednevekov’e [Izborsk in the Early Middle Ages], Moscow, 2007 [in Russian].

Tolochko 1983 - Tolochko P.P. Drevnij Kiev [Ancient Kiev], Kiev, 1983 [in Russian].

Tolochko 1985 - Tolochko P.P. Proishozhdenie drevnejshih vostochnoslavjanskih gorodov [Origin of the most ancient East Slavic cities], in: Zemli juzhnoj Rusi IX-XIV vv. [Earth of the IX-XIV centuries of the southern Russia], Kiev, 1985 [in Russian].

Zhih 2009 - Zhih M.I. Letopisnaja stat’ja 6714 goda Ipat’evskoj letopisi i vopros o vozniknovenii Galicha [Annalistic article of the 6714th year of the Ipatyevsky chronicle and question of emergence of Galich], in: Mezhdunarodnyj istoricheskij zhurnal «Rusin» [International historical magazine «Rusin»], 2009, № 4 (18) [in Russian].

Zhih 2013 - Zhih M.I. Reforma knjagini Ol’gi kak popytka centralizacii Rusi [Reform of the princess Olga as attempt of centralization of Russia], in: Proshloe Novgoroda i Novgorodskoj zemli: materialy nauchnoj konferencii 17-18 nojabrja 2011 g. [Past of Novgorod and Novgorod earth: materials of scientific conference on November 17-18, 2011], Velikij Novgorod, 2013 [in Russian].

Несин Михаил Александрович - Аспирант исторического факультета Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Nesin Mikhail - Postgraduate at the Department of history of the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University.

E-mail: [email protected]

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.