Научная статья на тему 'Градо Якутская Богородицкая церковь - памятник каменной архитектуры XVIII-XIX веков'

Градо Якутская Богородицкая церковь - памятник каменной архитектуры XVIII-XIX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Местников А.Е., Белолюбская С.В.

На основании архивных документов и натурных обследований памятника впервые прослеживаются этапы возведения и особенности формирования архитектурно;планировочной композиции Богородицкой церкви города Якутска. Исследуются строительные материалы и конструкции, применявшиеся на разных этапах возведения каменного церковного здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градо Якутская Богородицкая церковь - памятник каменной архитектуры XVIII-XIX веков»

УДК 726.54

А.Е. МЕСТНИКОВ, д-р техн. наук, С.В. БЕЛОЛЮБСКАЯ, архитектор (mestnikovae@mail.ru), Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Градо-Якутская Богородицкая церковь -памятник каменной архитектуры XVIII-XIX веков

Город Якутск, основанный в начале XVII в. как Ленский (Якутский) острог, был первым военным, политическим и административным центром Северо-Восточной Сибири. Несмотря на быстрые темпы роста города и важную экономическую роль в развитии Восточного региона, Якутск оставался практически деревянным городом вплоть до середины ХХ в.

Каменное строительство в Якутске началось лишь в начале Х^П в. с возведения здания воеводской канцелярии на территории Якутского острога. После большого пожара 1701 г. Петр I разрешил построить в Якутске каменный дом-канцелярию, учитывая роль Якутии в пополнении казны «мягкой рухлядью». Для этой цели по указанию Сибирского приказа из Тобольска в Якутск были направлены уроженцы Москвы «каменных дел мастера» Алексей Иванов Турна и Иван Денисов Сметка [1, с. 20].

В дальнейшем на протяжении XVIII и XIX вв. в Якутске из камня велось преимущественно церковное строительство. Каменные храмы в то время были достаточно уникальным явлением русского зодчества, поэтому и материал для возведения стен производился поштучно. Кирпичи для строительства церквей изготавливались вначале приезжими мастерами, а позднее и местными умельцами «по образчику... из глины хорошо выквашенной и надлежащим образом обозже-ной» [2, л. 36]. Массивные кирпичные стены храмов возводились на ленточных фундаментах из местного бутового камня с глубиной заложения от 1,5 до 2 м. За два столетия в Якутске было возведено всего семь

каменных церквей: Троицкий собор (1728 г.), Богородицкая (1773 г.), Николаевская (1791г., разобрана после 1839 г.) Спасская (1800 г.), Предтеченская (1820 г.), Преображенская (1845 г.) и Никольская (1852 г.). В строгих формах этих небольших северных храмов своеобразно отразились черты, свойственные русской архитектуре Европейской части России, постепенно проникающей в Сибирь.

Наиболее интересным памятником каменной архитектуры является Богородицкая церковь, композиция которой формировалась на протяжении ста лет с середины XVIII до середины XIX в. В результате натурных обследований 2005—2008 гг. удалось подтвердить, что облик Богородицкой церкви сложился в итоге двух основных этапов строительства (рис.1).

Холодная церковь была заложена (предположительно в 1762 г.) на средства купца 1-й гильдии Д. Барабанова и построена в 1773 г. рядом с деревянной церковью в южной части города «на конце посада, за логом», где в XVIII в. вдоль дороги на Иркутск начал складываться приход Заложной части города. При церкви располагалось кладбище, на котором в 1751 г. была похоронена опальная графиня А.Г. Бестужева [1, с. 10].

Второй этап ознаменовался дальнейшим расширением Богородицкой церкви на средства купцов А.И. Че-паловой, М. Максимова, Г. Павлова и прихожан церкви. В 1860 г. по поручению архиепископа Иннокентия (Вениаминова) к холодной старой церкви должны были пристроить теплый придел и колокольню. В процессе

Рис. 1. Богородицкая церковь в Якутске: а - фото церкви начала XX в.; б - план церкви; в - продольный разрез церкви

s» №*MÎ ■

-г .-¿я

О) М}

гъ Qj

МП ы о

( Û i__а

Рис. 2. Декоративные детали XVIII в.: а - полуколонны северного входа; б - сохранившиеся детали восьмерика; в - обрамление окна с рисунком сбитого рельефного наличника; г - набор профильных кирпичей

■f: ■ научно-технический и производственный журнал

AiJ : : ® апрель 2010 TÔT

Рис. 3. Декоративные детали XIX в.: а - обрамление западного входа; б - наличник окна; в - детали окна и карниза; г - фрагмент штукатурного наличника

Рис. 4. Богородицкая церковь перед реставрацией: а - фото церкви 2007 г.; б -в - северный придел XIX в. с деревянными балками перекрытия

кирпичный свод апсиды XVIII в. с распалубками над окнами;

строительства архитектор П.П. Лейман изменил первоначальное решение и предложил новый проект церкви. В 1862 г. были завершены работы по расширению и переделке Богородицкой церкви [2, л. 13, 14].

В конце XVIII в. Богородицкая церковь представляла собой тип «нарышкинского» храма. О связи архитектуры холодной Богородицкой церкви с московским стилем в первую очередь можно судить по характерной постановке «восьмерика на четверике». Это было чрезвычайно компактное, двухчастное по структуре плана сооружение. Почти квадратное в плане внутреннее двусветное пространство храма со сторонами 8,4x7,8 м было перекрыто восьмигранным сомкнутым сводом. По углам здания для осуществления плавного перехода от основания к восьмерику были выложены конические тромпы. Небольшая граненая апсида глубиной 5 м также имела сводчатое перекрытие в виде четверти сферы (конхи) с распалубками над оконными проемами. Как и в древнерусских храмах, в Богородицкой церкви было три входа: с запада, севера и юга. При перестройке церкви в XIX в. вместо северного входа был выполнен оконный проем, скорее всего с целью экономии тепла. О существовании северного входа свидетельствуют остатки арочной перемычки и сохранившиеся полуколонны (рис. 2 а). Массивный восьмигранный купол храма венчался небольшой главкой на высоком барабане, украшенном по углам «барочными» волютами.

Другая отличительная черта архитектуры Богоро-дицкой церкви, свидетельствующая о связи с московским храмовым строительством XVII в., — декоративное убранство храма, которое отличалось своей особой рельефностью. Колончатые наличники с килевидными кокошниками, угловые пилястры с профилированными поясками, пластичные элементы перспективных порталов выложены из профильного кирпича. При обследовании церковного здания был выявлен ряд профильных кирпичей, которые применялись при строительстве церкви наряду с брусковым «большеразмерным» кирпичом (30х16х(7)8 см) (рис. 2). На одном из кирпичей

XVIII в. был обнаружен выпуклый знак в виде буквы «И», заключенный в круг диаметром 4,5 см. Предположительно, что это личный знак опытного мастера, направленного в Якутск с целью налаживания производства кирпича для возведения церкви. Архитектор К.А. Лешевич, работавший в Якутске в начале XX в., считал, что первые каменные постройки «сработаны московскими мастерами в кирпичном стиле без штукатурки» [3]. Сравнение кирпичных деталей Богородиц-кой церкви с элементами декора московских храмов XVII в. обнаруживает их родственность. В то же время в пластической обработке восьмерика сказывается влияние декоративных мотивов иркутских храмов.

В середине XIX в. завершается формирование композиции Богородицкой церкви. С пристройкой трапезной, приделов и колокольни церковь получила трехчастное членение вдоль главной оси здания. Таким образом, общая композиция плана стала традиционно русской, когда на одной композиционной оси последовательно с востока на запад располагаются основные помещения: собственно храм, трапезная и колокольня. Симметричность композиции подчеркивали два придела трапезной части — северный и южный. Общая длина здания составила 31 м, ширина — 23 м. В архитектуре Богородицкой церкви преобладающим стал объем трехъярусной столпообразной колокольни, увенчанной «барочным» куполом, переходящим в шпилеобразную вертикаль. Общая композиция с доминирующими ярусными объемами основного храма и колокольни позволяет отнести Богоро-дицкую церковь к типу ярусных храмов, получивших распространение в городах Сибири в XVIII в. [4].

В отличие от ярусных церквей «московского барокко» для сибирских храмов характерны предельно простой силуэт и четкая форма основных объемов, все художественное убранство которых концентрируется на плоскостях стен. Декор фасадов пристроенной части Богородицкой церкви отличается лаконизмом и сдержанностью. Декоративные детали утратили свою рельефность, пластика фасадов стала плоскостной, едва заметной. Изменение характе-

научно-технический и производственный журнал

106 апрель 2010

ра декоративного убранства прежде всего было связано с применением однотипного прямоугольного кирпича.

В кладке стен XIX в. уже отсутствовал набор профильных кирпичей. Фактически использовался только один тип брусковых кирпичей с размерами, близкими к стандарту того времени 6x3x1/2 вершка (27x13x6,6 см). Все декоративные элементы выполнялись из подтесанных во время строительства кирпичей, чтобы только слегка обозначить детали. Законченный вид весь декор приобретал лишь при помощи штукатурки на завершающем этапе отделки фасадов (рис. 3).

Наряду с традиционными архитектурными, декоративными и строительными приемами Богородицкая церковь обладает своими конструктивными особенностями, связанными с суровыми климатическими условиями Якутии. Во-первых, при перестройке церкви отказались от возведения каменных сводчатых перекрытий. По архивным данным, в 1860 г. были разобраны своды северного придела из-за их «дряблости» и тяжести и, вопреки общепринятой церковной традиции, заменены плоскими перекрытиями по деревянным балкам [2, л. 11]. Во-вторых, в пристроенной части церкви были устроены деревянные полы с холодным подпольем. Такая воздушная прослойка между конструкцией пола и землей была необходима для того, чтобы избежать «растепления» грунтов под зданием, ведущего к осадке здания и неизбежной деформации несущих конструкций. Кроме того, для сквозной вентиляции подполья в наружных стенах цоколя были предусмотрены небольшие отверстия — «продухи».

Здание Богородицкой церкви за годы советской власти понесло большие утраты: были сняты главки с крестами, разобраны верхние ярусы колокольни, сбиты декоративные рельефы XVIII в. В 1930-е гг. здание было приспособлено под геофизическую лабораторию. Высокое двусветное пространство было разделено железобетонным перекрытием, над сводом алтаря выстроили еще один этаж. В 2005 г. Богородицкую церковь официально передали Якутской епархии РПЦ. На мо-

мент передачи здание пребывало в аварийном состоянии, так как эксплуатировалось без капитального ремонта и должного ухода (рис. 4).

Прежде чем приступить к реставрации здания Бого-родицкой церкви, необходимо было определить ресурс долговечности кирпичной кладки. Для исследований были отобраны образцы кирпичей XVIII и XIX вв. и проведены испытания их прочности. Кирпичи, прослужившие более 200 и 100 лет соответственно, показали очень близкие по значению и достаточно высокие пределы прочности при сжатии, которые составили в среднем 5,5 МПа. Если учесть, что для испытаний были отобраны кирпичи не из самой кладки, а в местах обрушенных частей, то можно сделать вывод, что при таких прочностных характеристиках стенового материала здание Богородицкой церкви рекомендовано к проведению реставрационных работ.

В настоящее время территория Богородицкой церкви включена в заповедную зону города, где предполагается создать духовно-просветительский центр Якутска. Реставрация Богородицкой церкви входит в строительство комплекса Якутского духовного училища русской православной церкви.

Ключевые слова: памятник архитектуры, этапы возведения, профильный кирпич, конструктивные особенности.

Список литературы

1. Петров П.П. Градоякутские православные храмы. Якутск: Бичик, 2000. 96 с.

2. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Фонд 235-и. Оп. 1. Д. 32 а. 203 л.

3. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Фонд 12. Оп 2. Д 101. Л.1.

4. Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко

// Архитектурное наследство. 1979. № 27. 147. 160 с.

Су ■. ■ научно-технический и производственный журнал

: : ® апрель 2010 107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.