УДК 72.03(09)(086.6)
Е.В. Пономаренко
д-р архитектуры, доцент, ведущий сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук
АРХИТЕКТУРА СЕЛЬСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ
ЮЖНОГО УРАЛА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности композиции, планировки и декоративного решения церквей XVIII - начала XX века, которые расположены в северо-восточной части Южного Урала. Приведен обширный материал натурных обследований памятников. Проанализированы этапы развития архитектуры церквей региона.
Ключевые слова: архитектура основных типов церквей северо-востока Южного Урала.
E.V. Ponomarenko, Scientific-Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning of Russian Academy of Architecture and Building Sciences
THE ARCHITECTURE OF RURAL CHURCHES IN THE NORTH-EASTERN TERRITORY OF
THE SOUTHERN URALS
Abstract. This article discusses the features of the composition, design and decorative solutions churches XVIII-early XIX century, situated in the north-eastern part of the Southern Urals. Reviewed extensive material of field surveys of monuments. Analyzed the development stages of architecture of churches in the region.
Keywords: architecture of basic types of churches in the North-East of the Southern Urals.
До освоения Южного Урала русскими основную часть населения этой территории составляли башкиры. На западе и северо-западе жили болгары и удмурты, на севере - потомки угров (ханты), на юге и юго-востоке - различные тюркоязычные племена, в основном киргиз-кайсаки (казахи). Арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан писал в Х веке, что, переправившись через реку «Джайх» (Урал) и ряд других рек «мы попали в страну башкир, которые относятся к тюркскому племени» [3, с.26]. Таким образом, в регионе наиболее значительной религией был ислам.
Стремление распространить на завоеванные территории православную культуру было одной из важнейших задач русской колонизации региона. Ее решал основанный в 1644 году на реке Исеть Далматовский Успенский монастырь, который впоследствии сыграл значительную роль в освоении края. «... На реке Исети, на землях, принадлежащих татарину Илигею, поселился инок Невьянского Богоявленского монастыря Далмат и положил начало заселению русскими этого плодороднейшего края...» [4, с.51]. До конца столетия рядом с монастырем возникло более двух десятков слобод, т.е. довольно значительных стратегических и административных пунктов, к которым приписывалось по нескольку деревень. Со временем монастырь стал практически военной крепостью и оказал большое влияние на присоединение новых территорий, распространение православной культуры и развитие земледелия.
Строительство православных, а позднее и единоверческих храмов на Южном
Урале было чрезвычайно важной для государства задачей еще и потому, что это регион, где традиционно селились раскольники. Еще в середине XIX века А.Е. Алекторов отмечал, что «раскольники различных сект явились здесь в разные времена. Самые древние из них - нынешние единоверцы, которые в лице яицких казаков, заселили Уральскую линию еще до Алексея Михайловича...» И далее: «В заводах нашел себе полное покровительство раскол. Раскольники скрывались и вне заводов, заводили скиты свои в лесах, пещерах и, вообще, в местах малодоступных и малоизвестных для правительства. Неплюеву [губернатору] было велено посылать военные команды для захвата раскольников, разорять скиты. Всего более пострадали от военных команд попов и дьячков яицкие казаки. Заводы не находились в ведомстве губернатора, туда не могли явиться солдаты для поимки старообрядцев. Архиереи же не находили для себя полезным затрагивать заводчиков, людей сильных и щедрых на подарки. И заводы стали местом, где могли скрываться раскольники и процветать раскол» [1, с.41].
Храмов первой половины XVIII в. в регионе сохранилось очень мало. От многих из них остались только фотографии конца XIX века и описания. Например, в Челябинске наиболее значительным зданием являлся Христорождественский собор на Соборной площади, разрушенный в начале ХХ в. Он был построен в 1766-1768 гг. на месте первой в городе деревянной Никольской церкви (1739 г.) На сохранившихся изображениях Христорождественского собора он пятиглавый, имеет гранную апсиду и почти квадратную в плане центральную часть. К центральной части примыкают трапезная и колокольня. По воспоминаниям Н. Лендера: «Около Челябинского базара - старинный и типичный собор в честь Рождества Христова. Он мрачный с высокими сводами и с иконами старого письма. Массивные стены переносят нас в прошлое столетие» [2].
Конец XVIII - начало XIX века на Южном Урале является новым этапом развития архитектуры церквей, связанным с распространением классицизма. На северо-западе современной территории Челябинской области в селах Красноармейского района сохранился целый ряд церквей, построенных в XIX столетии. Эти земли непосредственно примыкают к территории Далматова монастыря, который являлся центром православия на Южном Урале в XVII-XIX веках. Многие из этих сел были основаны монахами монастыря. Территориальная близость к православному центру края определила строительство в этих селах храмов крупных размеров и интересной архитектуры.
Богородицкая церковь в селе Беликуль построена в середине XIX века на высоком берегу озера. На этом месте долго существовала часовня, которая в 1842 году была перестроена в деревянную церковь в честь иконы Владимирской Божьей Матери. В связи с ростом села, в котором к концу XIX века насчитывалось около 400 дворов, в 1843 году было заложено каменное здание церкви, законченное в 1848 году. Для строительства был приглашен нижегородский мастер Иван Сараев.
Церковь является главной высотной доминантой села и окрестностей, живописно отражаясь в глади озера. Объем здания состоит из квадратной в основании основной части с пристроенной почти во всю ее ширину полукруглой апсидой алтаря, трапезной и колокольни с двумя боковыми и одним более низким небольшим входным приделами. В целом здание относится к позднему классицизму. Чрезвычайно интересен объем центральной части храма. На мощном бесстолпном четверике располагается восьмерик, завершенный куполом. Четверик имеет лопатки по углам и треугольные
фронтоны с севера и юга. Фронтоны декорированы нишами (рис. 1а).
Восьмерик центральной части отличается мощными пропорциями. Он перекрыт в настоящее время опорными конструкциями купола, имевшего луковичную форму. Углы восьмерика декорированы полуколонками, а грани парными высокими окнами с полуциркульным завершением. Окна имеют выступающие наличники, состоящие из архивольта и двух пилястр, акцентированных пьедесталами в нижнем ярусе восьмерика. В верхней и нижней части восьмерика располагаются пояса горизонтальных тяг. Купол отделен от восьмерика мощным карнизом классического профиля.
Алтарная апсида перекрыта конхой. Верх ее стены декорирован небольшим профилированным карнизом и мощным горизонтальным поясом под ним, состоящим из нескольких горизонтальных тяг и пояса небольших прямоугольных горизонтальных ниш в центре. Стена апсиды имеет три равномерно расположенных высоких окна с полуциркульным завершением и наличниками, которые аналогичны уже описанным. Все окна, кроме колокольни, закрыты коваными решетками.
а) б) в)
Рисунок 1 - а) Богородицкая церковь; б) Митрофановская церковь;
в) Ильинская церковь
Колокольня состоит из двух ярусов восьмериков на четверике и перекрыта шатром. С трех сторон от восьмерика пристроены прямоугольные в плане приделы. Боковые приделы равны по высоте четверику, а входной имеет меньшую высоту. Четверик, северный и южный приделы перекрыты поперечными цилиндрическими сводами. В западном приделе располагалась деревянная лестница на колокольню. Северная и южная стены боковых пределов украшены лопатками по углам и тремя окнами, аналогичными уже описанным. Входной придел имеет по одному окну с севера и юга и вход с запада. На западном фасаде в верхней части стены четверика сохранился фрагмент пояса горизонтальных тяг, аналогичный поясу апсиды. Нижний восьмерик колокольни глухой, имеет в каждой грани высокую перспективную прямоугольную нишу. Глухие ниши чередуются с прямоугольными окнами. Верхний восьмерик (звон) декорирован полуколонками по углам и мощными наличниками проемов с полуциркульным завершением. Сверху каждый проем завершен двускатным свесом кровли, переходящим в конструкцию кровли шатра. Шатер увенчан луковкой на высоком барабане с крестом.
Митрофановская церковь живописно расположена посреди небольшого села Попово на берегу маленького озера. Она построена в середине XIX на пожертвования
крестьян. Здание кирпичное, было оштукатурено внутри и снаружи. Этот храм является интересным примером небольшой сельской церкви. Он состоит из основного объема с полукруглой апсидой алтаря и пристроенной колокольни, фланкированной двумя приделами небольшой высоты.
Основной объем церкви - прямоугольный в плане, бесстолпный, перекрыт невысоким цилиндрическим сводом и скатной крышей. Северная и южная стены укреплены двумя мощными кирпичными контрфорсами с каждой стороны. Между контрфорсами расположено три прямоугольных окна в плоских нишах с полуциркульным завершением и киле-видными архивольтами. По верху стены основного объема и апсиды расположены карнизы небольшого выноса. Колокольня храма отличается особенной пластичностью. Она состоит из высокого четверика и двух восьмериков. Завершение колокольни утрачено. Четверик фланкирован двумя приделами в половину своей высоты. Вход имеет глубокий портал, завершенный треугольным фронтоном со срезанным сверху углом. Верх портала завершен общим пластичным карнизом. Внутри портала расположена глубокая полуциркульная ниша с килевидным архивольтом. Сам проем входа прямоугольной формы находится как бы в первом ярусе портала. Фланкирующие колокольню пристрои имеют по одному окну в боковых стенах. Все окна церкви закрыты коваными решетками. Нижний восьмерик колокольни глухой, завершен мощным профилированным карнизом. В четырех его гранях, расположенных по сторонам света, находится по небольшому круглому окошку с плоским обрамлением. В верхнем восьмерике расположен звон. Восьмерик также завершается карнизом (рис. 1б).
Ильинская церковь в селе Сугояк построена в 1868 году. В 1912 году к ней пристроена обширная трапезная с колокольней. Церковь стоит в центре села на берегу озера. Первоначально это был пятиглавый бесстолпный храм с пятигранной алтарной апсидой. В настоящее время главы утрачены. Основной объем принадлежит позднему классицизму: это высокий четверик с сомкнутым сводом и двумя рядами окон на северной и южной стенах. Поверхности стен расчленены четырьмя перспективными лопатками с каждой стороны и завершены карнизом с сухариками. Алтарная апсида пятигранной формы имеет два фланкирующих пристроя, возможно более поздние. Углы апсиды акцентированы широкими лопатками, завершенными мощным профилированным карнизом. В двух гранях апсиды находятся прямоугольные окна, а в центральной грани ниша (ложное окно). Более поздняя часть церкви может быть отнесена к стилю эклектики. Она состоит из трапезной с западным приделом и колокольни. Трапезная имеет плоское перекрытие из кирпича, уложенного по двутавровым металлическим балкам. Балки поддерживаются продольными прогонами, которые опираются на чугунные колонны разного диаметра. Колокольня Ильинской церкви расположена над трапезной. Она состоит из двух ярусов восьмериков и высокого восьмигранного барабана с куполом. Нижний восьмерик глухой, завершен карнизом с сухариками и горизонтальными тягами, которые опираются на лопатки, расположенные в углах восьмерика. В четырех гранях расположены небольшие прямоугольные окна. Верхний восьмерик содержит звон. Купол и барабан выполнены из металла (рис. 1 в).
Таким образом, проследив развитие архитектуры южно-уральских сельских православных храмов, можно констатировать, что на северо-востоке современной территории Челябинской области сохранилось достаточно много интересных памятников. К
сожалению, не все они находятся в хорошем состоянии в настоящее время. Обращает на себя внимание исключительно живописное расположение этих церквей и их сочетание с окружающей природой. Северо-восток Челябинской области это страна озер, где большие и маленькие водоемы неповторимы в расположении относительно друг друга. Это позволяло сельским церквям играть роль доминант застройки сел и окружающего их ландшафта.
Список литературы:
1. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль. [Текст]// Перевод Султана Шамси, М.: Наука, 1992. - 165 с.
2. Шишонко, В.Н. Пермская летопись с 1263 по 1881 г., 2 период [Текст] / В.Н. Шишонко - Пермь: Тип. Губ. земской управы, 1881-1887. - 653 с.
3. Алекторов, А.Е. История Оренбургской губернии [Текст] / А.Е. Алекторов -Оренбург: Тип. Бреслина, 1883. - 128 С.
4. Лендер, Н.И. По северу и югу (картинки России) [Текст]/Н.И. Лендер // Исторический вестник, 1909, N2.
List of references:
1. Ahmed Ibn-Fadlana Travel the River Itil. [Text]//translation of Sultan Shamsi, m.: Nauka, 1992. -
165 p.
2. Sisonko, V.n. Perm Chronicle from 1263 to 1881, 2 period [text]/V.n. Sisonko - perm: type. Lips. zemskii justices, 1881-1887. - 653.
3. Alektorov, A.E. History of Orenburg province [text]/A.e. Alektorov-Orenburg: type. Breslin, 1883.
-128 s.
4. Leander, N.I. On North and South (images) [text]/N. Leander//historical journal, 1909, N2.