УДК 7.034; 7.044
DOI: 10.24412/2658-3437-2021-2-16-23
Томирдиаро Галина Владимировна, старший научный сотрудник. Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34. 190000. [email protected]
Tomirdiaro, Galina Vladimirovna, senior researcher. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab. 34, 190000 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]
ГОЙЯ ВО ФРАНЦИИ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО GOYA IN FRANCE. LIFE AND WORK
Аннотация. Статья посвящена периоду жизни и творчества Гойи во Франции. Этот период, как правило, очень скудно освещается в существующей литературе. Ряд авторов даже уверен, что «французские» годы — время угасания таланта мастера. Автор публикации, однако, доказывает, что это совершенно новый, интересный период необычайно интенсивной, несмотря на все сложности преклонного возраста, работы художника — время успешного продолжения его творческой карьеры. Анализируются картины и рисунки Гойи. Автор излагает канву его биографии в этот период, ратифицирует ряд фактов, ставших известными только в последние годы. Показаны основные темы творчества Гойи «французского» периода, проанализирована его художественная манера. Дается интерпретация наиболее характерных для этих лет художественных образов Гойи. Статья проиллюстрирована работами, которые остаются практически не известны не только широкому зрителю, но и специалистам. Рассмотрено влияние, которое творчество Гойи могло оказать на французскую живопись последующего времени. Исследуется специфика позднего этапа творчества Гойи, оттеняемая сравнением работ одного сюжета и жанра из позднего периода и из предшествующей художественной карьеры мастера.
Ключевые слова: Гойя; французское искусство XIX в.; поздний период творчества Гойи; испанское искусство XVIII-XIX вв.; испанская живопись; Моратин.
Abstract. The article is about the period of Goya's life and work in France. This time is usually very poorly covered in the existing literature. A number of authors are even sure that this was the period of fading of the master's talent. The author of the publication showed that this period was the time of the new, most intense despite the difficulties of old age, work of the master, the period of the development of his career. The author analyzed canvases and drawings by Goya and showed in detail some facts of his biography that had been opened only recently. In the article, there are the interpretation of Goya's artistic images, most characteristic of the period in question, and the analysis of the artistic manner and main themes and images of the period. The article is illustrated by works that are unknown neither for the wide audience or specialists. The author studied the influence of Goya's works on French painting, as well as the specificity of the later stage of Goya's work. That is emphasized by the comparison of works of the same plot and genre from the later period and the previous artistic career of the master.
Keywords: Goya; French art of the 19th century; late period of work by Goya; Spanish art of the 18-I9th centuries; Spanish painting; Moratin.
Четыре года из прожитых Гойей восьмидесяти лет — конечно, срок небольшой. Но эти годы были наполнены интенсивной творческой работой. Многие авторы книг о Гойе касаются их очень кратко [5-12]. У некоторых исследователей в их публикациях даже в принципе этот период жизни Гойи опускается [1].
Крупнейший специалист по французскому искусству профессор Нина Николаевна Калитина посвятила один из своих докладов на конференции истфака 2013 г. «Испанские темы и формы» теме «Гойя и Франция» [2]. Но доклад позже не был опубликован на русском языке. Более подробно написала об этом периоде жизни Гойи Ирина Михайловна Левина [3]. Но ее книга была создана в конце 50-х гг. XX в. Теперь же, по прошествии многих лет, стали известны новые обстоятельства жизни Гойи, появились сведения о людях его окружения. Когда-то недоступные, находившиеся в частных коллекциях картины оказались опубликованными в современных изданиях. В результате всего вышесказанного возникла необходимость сейчас вернуться к этому периоду жизни Гойи и к его произведениям, созданным в эти годы.
Для того чтобы понять причины отъезда Гойи в конце его жизни во Францию, надо обратиться к историческому пе-
риоду, предшествующему его отъезду. После изгнания французов из Испании на трон вернулся король Фердинанд VII. Вскоре стало ясно, что надежды на счастливое свободное будущее не осуществились. Особенно обострилась ситуация в связи с восстанием Риего. После его казни в стране начался так называемый белый террор, преследование свободомыслия. На Гойю были совершены две попытки покушения. Дабы избежать конфискации имущества, он передает свой дом внуку, а сам прячется около трех месяцев у священника Латре (Илл. 1), энциклопедически образованного человека, которого называли «человеком Ренессанса». Известно, что Латре укрывал у себя многих либерально настроенных людей.
После опубликования амнистии Гойя просит разрешения уехать во Францию под предлогом необходимости лечиться на водах в Пломбьере. Получив разрешение, он отправляется за рубеж, но едет не в Пломбьер, а в Бордо — где собирались либерально настроенные испанские эмигранты. Каким он прибыл в Бордо, мы знаем из описания его друга Моратина (Илл. 2): «Гойя приехал старый, глухой, слабый, не зная французского языка, без слуги. Но он полон желания видеть свет» [3]. Действительно, дух Гойи был неукротим. И уже через три дня после приезда в Бордо он уезжает в
Илл. 1. Франсиско Гойя. Хосе Диас-и-Латре. 1824. Холст, масло. 74 x 59 см. Музей изящных искусств, Севилья. URL: http://www.museosdeandalucia.es/web/ museodebellasartesdesevilla/obras-sinaulares/-/asset publisher/ GRnu6ntjtLfp/content/retrato-del-canonigo-d-jose-duaso-y-latre
Илл. 2. Франсиско Гойя. Портрет Моратина. 1824. Холст, масло. 60 x 49, 5 см. Музей изящных искусств, Бильбао. URL: https://www.museobilbao.com/catalogo-online/retrato-del-poeta-moratin-69111
Илл. 3. Франсиско Гойя. Автопортрет в кепке, или Молодой путешественник. Рисунок. 1825. 7 x 8 см. Частная коллекция. URL: http://baulitoadelrte.blogspot. com/2016/09/la-evolucion-de-goya.html
Илл. 4. Франсиско Гойя. Хуан Баутиста де Мугуиро. 1827. 103 x 85 см. Холст, масло. Прадо, Мадрид. URL: https://www.museodelprado.es/ coleccion/obra-de-arte/juan-bautista-de-mupuiro/
Париж, где проводит три месяца. Каким был тогда Гойя, мы можем судить по его автопортрету 1824 г. в возрасте семидесяти восьми лет, который парижские друзья назвали «Гойя-путешественник» (Илл. 3). Гойя изобразил себя в профиль, в кепке, подаренной ему парижскими друзьями Серре. Рисунок был исполнен на синей бумаге сепией. Поражает, как точно и живо художник показал изображенный момент. В лице мастера внимание, реакция на увиденное и, может быть, даже легкая ирония. Портрет поражает своей монументальностью, удивительной при таком малом размере изображения (всего 7 х 8 см). Гойя оставил рисунок у друзей, а их потомки позже передали этот портрет в музей Прадо.
В Париже полиция незаметно следит за Гойей, и по ее донесениям мы можем составить представление о его времяпрепровождении. В частности, мы знаем, что он посетил Салон, где к тому времени были выставлены знаменитые произведения романтиков, и, проходя мимо этих картин, бормотал вполголоса: «Я это уже делал много лет тому назад».
Сведения о его пребывании в Париже не очень многочисленные. Живет он в отеле Фавар на улице Мариво, а через два месяца 31 августа покидает Париж и возвращается в Бордо. Через несколько дней после приезда Гойи в Бордо к нему присоединяется Леокадия Вейс со своими детьми. Наверно, многие знают, что после смерти жены, она поселилась у него дома и вела его хозяйство, по сути дела заменив ему супругу.
Гойя бродит по городу, наблюдая текущую жизнь людей, часто фиксирует в своих рисунках удивлявшие его зрелища — негра с крокодилом, человека со змеей в четыре аршина и так называемого «человека-скелета». К этому времени относится его значительная серия «Быков из Бордо»
(Илл. 5). У Гойи сохраняется интерес к теме корриды (его «Тавромахия» была создана еще на территории Испании). Но французские изображения сделаны в технике литографии, а не офорта. По сравнению с офортами предыдущего периода сцены боя быков выполнены с особой динамикой, удивительной стремительностью движений участников и зрителей корриды.
В следующем 1825 г. Гойя продолжает тему «Боя быков» и обращается еще к одному абсолютно не известному ему до этого времени виду изображения — миниатюре на слоновой кости. Можно вспомнить, что к этому периоду со зрением у него были большие проблемы. И помимо очков он работает с лупой.
Им было выполнено около сорока миниатюр. Гойя никогда не копирует, он оригинален. Среди этих работ можно отметить несколько: «Маха и Селестина» (Илл. 6), «Человек, курящий сигару» (Илл. 7) и «Мальчик и седая женщина».
Как свидетельствует его верный друг Моратин, Гойю притягивает родина, и в 1825 г. он едет в Мадрид продлевать лицензию на разрешение жить за границей. В Мадриде он живет с 13 мая по 4 июля. Потом уезжает в Бордо. К сожалению, болезнь возвращается, и у Гойи наблюдается частичная парализация.
В 1826 г. Гойя создает много портретов. Теперь он не выполняет официальные заказы, но пишет только своих друзей и людей, близких ему по духу. К такому типу относится и портрет Галоса (Илл. 8). Галос — крупный финансист, он особенно помогал Гойе справиться в трудные минуты с финансовыми заботами. Достоинство, внимание и сосредоточенность, мы ощущаем, переданы Гойей в этом портрете замечательно.
Илл. 5. Франсиско Гойя. Пикадор, пойманный быком. Из серии «Быки из Бордо». 1824. Литография. 31,1 x 41,6 см. Ашмолиан-музей, Оксфорд. URL: https://collections.ashmolean.org/
Илл. 6. Франсиско Гойя. Маха и Селестина. Миниатюра. 1825. Частная коллекция. URL: https://fundaciongoyaenaragon.es/obra/ maja-y-celestina-1/489
Илл. 7. Франсиско Гойя. Человек, курящий сигару.
Рисунок. 5,5 x 5,5 см. URL: https://fundaciongoyaenaragon.es/obra/
hombre-fumando-un-puro/491
В мае 1827 г. Гойя опять устремляется в Мадрид. Его интересует вопрос о возможности возвращения в Испанию. Во время его пребывания в Мадриде портрет Гойи пишет художник Лопес (Илл. 9). Теперь Лопес — первый живописец короля. Гойя изображен с палитрой в руке, облик его полон величия. Но взгляд серьезен, внимателен и кажется немного печальным.
В 1827 г. Гойя пишет своего давнего помощника и друга Хуана Батисту Мугуиро (Илл. 4). Особенно удивительным произведением Гойи этого периода является портрет его любимого и единственного внука Мариано. Гойя создал в разное время три его портрета. Первый, написанный еще в 1810 г., показывает нам очаровательного двухлетнего малыша с игрушечной коляской, у ребенка прелестное лицо, пышные кур-
Илл. 8. Франсиско Гойя. Портрет Галоса. 1826. Холст, масло.
55,2 x 46,4 см. Фонд Барнса, Филадельфия. URL: https://collection.
barnesfoundation.org/objects/5664/Portrait-of-Jacques-Galos/
чавые и светлые волосы, внимательный взгляд, который как бы таит в себе вопрос. Второй портрет был создан, как предполагают, между 1813 и 1816 гг. Мариано держит в руках ноты. Гойя очень тонко выразил момент пробуждения интереса к духовным ценностям, передал задумчивый отрешенный взгляд ребенка и как бы удивление в его лице перед открывающимся ему еще неведомым миром. А этот третий и последний портрет Мариано, который Гойя создал в 1827 г., когда внуку был двадцать один год, а самому художнику — восемьдесят один, поражает нас не только красотой и молодостью, но дает еще ощущение большой любви Гойи к своему внуку (Илл. 10). Летом этого года Гойя опять оказывается в Испании, оттуда он возвращается в Бордо 20 сентября.
Самый последний кусочек жизни Гойи приходится на три с половиной месяца 1828 г. Но и в это время Гойя создает свои бессмертные творения.
Некоторые произведения, созданные во Франции, не имеют автографов Гойи и точных датировок, но они принадлежат этому позднему периоду. И хочется рассмотреть их иногда в сопоставлении с более ранними работами мастера. Удивителен рисунок «Старика-инвалида с палками» (Илл. 11). Мы видим согбенного старика, мучительно передвигающего больные ноги с помощью двух палок. Рисунок имеет подпись «Так кончают жизнь полезные люди». Рисунок очень мало известен или, можно сказать, почти не известен. Но есть и еще один похожий по теме рисунок, который известен очень давно и даже считается своеобразным поздним автопортретом Гойи. По мнению Х. Гальего, он называется «Я все еще учусь» (Илл. 12). В нем мы видим очень дряхлого старика, обросшего огромной седой бородой. Он тоже с двумя палками, но он не согнут, как на упомянутом выше рисунке. И Гойя, подписывая рисунок, относит изображение не к абстрактным философствованиям вообще, а к себе самому. Это он, который продолжает идти к свету, не раздавленный обстоятельствами, а несгибаемый борец. Конечно, этот рисунок не является изображением Гойи, но, возможно, воплощает его несгибаемый дух.
Илл. 9. Висенте Лопес. Портрет Гойи с палитрой. 1826. Холст, масло. 94 x 78 см. Прадо, Мадрид. URL: https://www.museodelprado.es/ coleccion/obra-de-arte/el-pintor-francisco-de-goya/
Илл. 10. Франсиско Гойя. Портрет Мариано, внука художника. 1827. Холст, масло. 52 x 41,2 см. Медоус-музеум, Даллас. URL: https:// meadowsmuseumdallas.org/collections/pages/objects-1/info/2238/
Илл. 11. Франсиско Гойя. Старик-инвалид с палками. Рисунок. 20,6 x 14,2 см. Прадо, Мадрид. URL: https://www.museodelprado.es/ coleccion/obra-de-arte/asi-suelen-acabar-los-hombres-utiles/
Илл. 12. Франсиско Гойя. Я все еще учусь. Альбом G. Около 1826. Рисунок. 19,2 х 14,5 см. Прадо, Мадрид. URL: https://www. museodelprado.es/coleccion/obra-de-arte/aun-aprendo
К 1828 г. многие исследователи относят знаменитый портрет Пио де Молино (Илл. 14). Может быть, это одна из самых последних работ художника. Это необыкновенное произведение иногда считают неоконченным. Манера создания портрета действительно не сравнима с тем, что было сделано ранее. Человек, показанный в этой картине, как бы растворяется и исчезает из нашего поля зрения. И одновременно он так осязаемо существует, что кажется, он даже общается с нами. Гойя как бы призывает остановиться перед этим портретом и прислушаться к тому, что говорит нам этот человек. Картина намеренно монотонна по красочному решению, фигура лишена определенности контуров.
К поздним годам жизни Гойи также относят удивительную картину «Молочница из Бордо» (Илл. 13). Говорили, что она приносила молоко, и Гойя ее увидел отдыхающей на конце его дома. Невозможно согласиться с мнением И. С. Осиповой о том, что эта картина не окончена [4]. Некоторые называют ее полужанровым произведением. Может быть, образ девушки полон очарования. Но простота замысла никого не может смутить, так как картина очень сложна по исполнению. И об этом можно говорить с точки зрения не только художественной стилистики, но и самого замысла, выбора позы и движения изображенных, техники наложения мазков красок. Художественное впечатление от картины не ограничивается лишь упоением красотой молодости изображенной. Картина необычна по манере живописи, все в ней строго продумано. Картина как бы пришла к нам из другого времени. Трудно объяснить предвидение Гойей импрессионизма, что появится во Франции через 40-50 лет после его смерти. В картине воплощаются особенности этого будущего искусства.
17 января 1828 г. в письме сыну Хавьеру Гойя сообщает о своих болезнях. 23 марта приезжает с матерью в Бордо
его внук Мариано. 1 апреля Мариано отправляет письмо отцу с просьбой приехать и трогательно упоминает, что несколько линий в этом послании исполнено самим Гойей. 2 апреля Гойю парализовало, и он скончался в ночь с 15 на 16 апреля. Его похоронили на местном кладбище в Бордо. Здесь же мавзолей семьи Мугуиро рядом с могилой Мартинеса Гойкоичеа, который умер раньше.
В 1888 г. в присутствии испанского консула была совершена эксгумация тела Гойи, но голову художника так и не могли обнаружить. В 1899 г. останки Гойи были перевезены на кладбище Сан-Исидро в Мадрид, а позже перенесены в так называемый Пантеон Гойи в церковь Сан-Антонио-делла-Флорида в Мадриде (Илл. 15), которую художник расписал в 1896 г. Сейчас существуют еще некоторые невыясненные вопросы, связанные с захоронением Гойи. В частности, почему в кенотафе на площади собора в Сарагосе, как некоторые утверждают, хранились его останки.
Таким образом, последний период жизни Гойи, проведенный им во Франции, так называемый «бордосский», не был этапом угасания таланта мастера — напротив, это был период интенсивной духовной жизни Гойи и продолжающегося расцвета его художественного творчества. Даже в чисто количественном отношении, несмотря на многочисленные недомогания и болезни, Гойей в это время было создано очень много работ, как рисунков, литографий, миниатюр, так и произведений станковой живописи. Но, главное, предвосхищая французских романтиков и даже импрессионистов, Гойя пришел к совершенно новой живописной художественной манере и новому Герою, способному противостоять невзгодам жизни и даже самой Смерти. Этот новый Герой во многом был воплощением несломленного внутреннего духа самого Гойи.
Илл. 13. Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. Около 1827. Холст, масло. 74 x 68 см. Прадо, Мадрид. URL: https://www.museodelprado.es/coleccion/obra-de-arte/la-lechera-de-burdeos/
Илл. 14. Франсиско Гойя. Портрет Пио де Молино. 1827-1828. Илл. 15. Надгробие над захоронением Гойи в Сан Антонио
Холст, масло. 60,5 x 50 см. Коллекция Оскара Рейнхардта, делла Флорида в Мадриде. URL: http://baulitoadelrte.blogspot.
Швейцария, Винтертур. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/ com/2016/09/la-evolucion-de-goya.html File:Portrait of Jose Pio de Molina Goya.JPG
Список литературы:
1. Жабцев В. M. Испанская живопись. Минск: Харвест, 2008. 128 c.
2. Калитина H. Н. Гойя и Франция // Испанские темы и формы: искусство, культура и общество: Сб. тез. науч. конф. 26-28 ноября 2013 г. С. 41-44.
3. Левина И. М. Гойя. Л.; М.: Искусство, 1958. 350 с.
4. Осипова И. С. Гойя. М.: Олма Медиа Групп, 2008. 127 с.
5. Перес Санчес Э. А. Испанский рисунок от Эль Греко до Гойи. М.: Изобразительное искусство, 1985. 96 с.
6. Angelis R. de. La obra pictorica de Goya. Barcelona: Planeta, 1975. 144 p.
7. Goya. La decada de los Caprichos: retratos, 1892-1804. Madrid: Academia de Bellas artes de San Fernando, 1992. 308 p.
8. Harris E. Goya. London: Phaidon Press, 1998. 128 p.
9. Harris E., Gil L. Goya. Barcelona: Ediciones Nauta, 1975. 88 p.
10. Lepore M. Francisco Goya. Madrid: Prenca Española, 1972. 75 p.
11. Los retratos Goya / Ed. X. Bray. London: Turner, 2015. 272 p.
12. Torralbo Soriano F. Goya en Aragon. Leon: Everest, 1977. 64 p.
References:
Angelis R. de. La obra pictorica de Goya. Barcelona, Planeta Publ., 1988. 144 p. (in Spanish) Bray X. (ed.). Los retratos Goya. London, Turner Publ., 2015. 272 p. (in Spanish)
Goya. La decada de los Caprichos: retratos, 1892-1804. Madrid, Academia de Bellas artes de San Fernando Publ., 1992. 308 p. (in Spanish)
Harris E. Goya. London, Phaidon Press Publ., 1998. 128 p.
Harris E.; Gil L. Goya. Barcelona, Ediciones Nauta Publ., 1975. 88 p. (in Spanish)
Kalitina N. N. Goya and France. Spanish Themes and Images: Art, Culture, and Society. Saint Petersburg, 2013, pp. 41-44. (in Russian and English)
Lepore M. Francisco Goya. Madrid, Prenca Española Publ., 1972. 75 p. (in Spanish) Levina I. M. Goya. Leningrad, Moscow, Iskusstvo Publ., 1958. 350 p. (in Russian) Osipova I. S. Goya. Moscow, Olma Media Grupp Publ., 2008. 127 p. (in Russian)
Pérez Sánchez A. E. Ispanskii risunok ot El' Greko do Goii (Spanish Drawing from El Greco to Goya). Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1985. 96 p. (in Russian)
Torralbo Soriano F. Goya en Aragon. Leon, Everest Publ., 1977. 64 p. (in Spanish)
Zhabtsev V. M. Ispanskaia zhivopis' (Spanish Painting). Minsk, Harvest Publ., 2008. 128 p. (in Russian)