удк 7.034; 7.044
Томирдиаро Галина Владимировна, ст. научный сотрудник. Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34. 190000. [email protected]
Tomirdiaro, Galina Vladimirovna, senior researcher. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 190000 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]
НЕИЗВЕСТНЫЙ ИСПАНСКИЙ ХУДОЖНИК НАТЮРМОРТА ЛУИС МЕЛЕНДЕС (1716-1780)
UNKNOWN SPANISH STILL LIFE ARTIST LUIS MELENDEZ (1716-1780)
Аннотация. Имя Луиса Мелендеса редко встречается в отечественной искусствоведческой литературе. Долгое время оно не упоминалось в изданиях xx века, даже в специальных трудах, посвященных испанскому искусству, и в работах, посвященных собственно исследованию натюрморта. Между тем это крупный представитель испанской живописи xviii столетия. Отечественному зрителю и любителю искусства впервые в пределах нашей страны посчастливилось встретиться с тремя натюрмортами Луиса Мелендеса только в начале xxi века, на выставке «Прадо в Эрмитаже», которая проходила с 25 февраля по 29 мая 2011 г. Биографические данные о Л. Мелендесе и его жизни не отличаются изобилием, они разрозненны и отрывочны. Но работы художника сохранились в значительном количестве. В статье представлены основные факты биографии Л. Мелендеса и дается анализ художественных и образных особенностей его творчества в сравнении с произведениями жанра натюрморта других национальных школ.
Ключевые слова: Луис Мелендес; жанр натюрморта; испанская живопись xvii-xviii вв.; история искусства Испании.
Abstract. The name of Luis Melendez is infrequent in the literature about art in Russian language. For a long time one could not find this name in the books edited in the 20th century, even in special publications about Spanish Art and in the studies on still life. Nevertheless, he is a big painter of the 18th century Spanish Painting. For the first time in our country Russian spectators and art-lovers could see the still lives by Luis Melendez only at the beginning of the 21st century at the exhibition "Prado at the Hermitage", that took place from the 25th of February to the 29th of May in 2011. Biographic information about this painter and his life is limited, incomplete and fragmentary. But the works of Luis Melendez have survived in big quantity. The study overviewed the main facts of the biography of L. Melendez and analyzed the artistic and figurative features of his work in comparison with the works of a still life genre of other national schools.
Keywords: Luis Melendez, still life, Spanish painting of the 17-18th centuries, the history of Spanish art.
Ныне после долгих лет молчания происходит возвращение к зрителю художника Луиса Мелендеса (1716-1780). Новое открытие его искусства произошло в 1980 г. к 200-летию со дня смерти живописца. С тех пор к этому удивительному художнику было приковано внимание исследователей. В музее Прадо открыт зал, где представлено двадцать девять его картин, а в запасниках музея хранится еще одиннадцать произведений. Накопление ранее неизвестных фактов о его жизни и творчестве продолжается. А в истории изучения испанского искусства можно заметить изменение в позитивную сторону отношения в целом к истории натюрморта.
Начальный период жизни Луиса Мелендеса и многие обстоятельства его дальнейшей судьбы нам не известны. По существу, изучение творчества Луиса Мелендеса находится еще в самом начале своего развития. Но уже сейчас становится ясно, что Луис Мелендес является одним из крупных художников XVIII в., чье искусство возвращается к зрителю и интересно современным любителям искусства.
Полное имя испанского живописца Луис Мелендес Еухенио де Рибера Дурасо и Санто Падре. Его произведения, к сожалению, не представлены в наших отечественных музеях и коллекциях. Имя Мелендеса редко встречается и в отечественной искусствоведческой литературе. Долгое время оно не упоминалось в изданиях хх в. даже в специальных трудах, посвященных испанскому искусству, и в работах, посвященных собственно исследованию жанра натюрморта [1]. В нашей отечественной науке имя Мелендеса начинает появляться только
в последнее время, в самом конце хх в. и в начале XXI столетия. Например, в фундаментальной работе Т. П. Каптеревой [2] приведены две работы Мелендеса: «Автопортрет» и один из «Натюрмортов».
Нашему отечественному зрителю и любителю искусства в пределах нашей страны впервые посчастливилось встретиться с тремя работами Луиса Мелендеса только в начале XXI в. на выставке «Прадо в Эрмитаже», которая была открыта в Петербурге с 25 февраля по 29 мая 2011 г. На ней были показаны три картины: «Натюрморт с лимоном и тремя сосудами» 1772 г., «Натюрморт с коробкой сладостей, кренделем и другими предметами» 1770 г. и «Натюрморт с арбузами и яблоками на фоне пейзажа» 1771 г. На этой временной экспозиции мне неоднократно удавалось наблюдать реакцию посетителей на эти совершенно не известные им картины незнакомого художника. Это было удивление, которое побуждало долго всматриваться в изображаемое, и желание узнать хоть что-нибудь об этом совершенно не известном им художнике.
К сожалению, биографические данные о Луисе Мелендесе и его жизни и сейчас не отличаются изобилием, они отрывочны и часто ошибочны. Приведу только один пример. Так, некоторые авторы называют Мелендеса итало-испанским художником. Он действительно родился в 1716 г. в Италии, где тогда его родители-испанцы проживали в Неаполе. Но через год после его рождения они с годовалым сыном вернулись в Мадрид. Позже, уже будучи тридцатидвухлетним, Луис Мелендес провел в Италии около четырех лет с 1748 по 1752
v Lt ч §
Луис Мелендес. Автопортрет. 1746 Холст, масло. 100 x 82 см. Лувр, Париж
г., изучая искусство итальянских мастеров. Но ни первый, ни второй факты, здесь приведенные, не являются основанием называть его итало-испанским художником, так как стиль его работ характерен именно для испанского искусства.
Отец Луиса Мелендеса Франсиско Антонио Мелендес де Рибера Диас (1682 - после 1758), родом из Астурии (г. Овьедо), вместе со своим старшим братом, также художником, переехал в Мадрид, где пытался получить художественное образование, но в 1799 г., будучи семнадцатилетним, решил отправиться в Италию. Там он посещал итальянские академии, женился, но после восемнадцатилетнего пребывания в Италии вернулся в Мадрид, где в 1725 г. стал королевским художником-миниатюристом. Позже он становится одним из профессором Академии художеств.
.1 А
' '«р.. Ш? w' ту ^
НцрИЯИЭОТНЯ
Луис Мелендес. Натюрморт. 1772 Холст, масло. 42 x 62 см. Прадо, Мадрид
Карьера уже упомянутого дяди Луиса Мелендеса — Мигеля Хуакинто Мелендеса (1679-1734), который оставался в Мадриде, сложилась более успешно. Он стал королевским портретистом при испанском короле Филиппе V. Его картины — портрет Филиппа V и портрет второй жены короля Изабеллы Фарнезе — сейчас хранятся в музее Прадо. Мигель Хуакинто умер в 1734 г., когда племяннику Луису было только семнадцать лет. Сейчас трудно сказать, насколько тесны и интенсивны были контакты у Луиса с дядей и насколько Мигель Хуакинто оказал влияние на сложение манеры живописи молодого художника.
Художниками в этой семье были не только два брата старшего поколения — отец и дядя Луиса, но также брат и сестра самого Луиса, так что семейная атмосфера была творческой. Свое первое художественное образование Луис Мелендес получил в мастерской отца. Известно, что он помогал отцу в написании королевских портретов. Эти портреты и миниатюры, также им сделанные в то время, возможно, не сохранились, по крайней мере, их пока не удается обнаружить или идентифицировать. Другим наставником Луиса в овладении мастерством художника был приглашенный королем Филиппом V французский живописец Ван Лоо (1707-1771). Есть сведения, что с 1737 по 1742 г. Луис Мелендес копировал королевские портреты работы Ван Лоо, предназначенные для подарка членам королевской семьи. Остается немало вопросов по этому поводу: Где находятся эти портреты? Сколько их было создано? И сколько сохранилось? Какие они? Когда Луис начинал работать у Ван Лоо в 1737 г., ему было около тридцати лет. Таким образом, мы видим, что все, им созданное в ранний период его жизни, нам пока неизвестно.
В 1744 г. была открыта Королевская Академия художеств Сан Фернандо, и Луис Мелендес стал одним из первых ее студентов, а его отец — почетным директором этой Академии. К этому периоду обучения в Академии относится одна из самых ранних дошедших до нас картин Луиса Мелендеса — его «Автопортрет» 1746 г. (Илл. 1). На портрете молодой человек, ему около тридцати лет, но он кажется моложе, изящным жестом левой руки он придерживает рисунок мужской обнаженной фигуры, показанной со спины, в правой руке у него несколько кистей. Уверенная, исполненная достоинства поза, смелый взгляд и свободный жест! Портрет подтверждает высокие оценки, которые Луис заслужил в Академии. Есть сведения о первой премии, полученной им за его работы.
В 1748 г. из-за конфликта с академической администрацией отец и сын Мелендесы вынуждены были покинуть Академию. С 1748 г. по 1752 г. около четырех лет, как уже упоминалось выше, Луис находился в Италии, в Риме и Неаполе, где он, в частности, изучал натюрморты художников Дж. Рекко и Мальтезе. Сравнивая «Натюрморт с восточным ковром» Мальтезе из собрания Государственного Эрмитажа и «Натюрморт с апельсином, виноградом, яблоками и бокалом» Л. Мелендеса (1762 г., Лондон, Национальная галерея), несмотря на большое сходство в мотивах, мы сразу замечаем отличия в подходе к решению картины. Итальянский художник главное место отдает экзотичному ковру, на котором что-то расположено. У Луиса Мелендеса ковер не восточный и нельзя не заметить, что художника очень занимают фрукты, которые располагаются на столе. Это огромная кисть спелого винограда. Дары природы восхищают художника и привлекают его внимание больше, чем ковер.
Отец сообщил Луису в письмах, что есть интересная работа по восстановлению рукописей, пострадавших во время пожара Королевского дворца в 1734 г. Может быть, предложение отца показалось Луису заманчивым. В 1752 г. он возвращается в Мадрид. В дальнейшем на протяжении почти десяти лет сведений о художнике не имеется. И основные произведения, которые нам сейчас известны, относятся к 1760-м и 1770-м годам.
Известно, что один из первых заказов на натюрморты Луис Мелендес получил в 1760-е гг. от короля Карла III для принца Астурийского — Карла, будущего Карла IV. Заказ ставил
Луис Мелендес. Натюрморт с фигами. 1760-е гг. Холст, масло. 37 x 49 см. Лувр, Париж
задачу показать плоды и фрукты Испании как достояние и богатство страны. Это был, по существу, учебный материал. Эти работы художника, предназначавшиеся для обучения принца, позже оставались в Королевских дворцах (дель Принсипе или в Аранхуэсе) и не стали объектами широкого общественного внимания. Других заказов от короля художник не получал.
Но и после исполнения заказа для принца Астурийского Луис Мелендес продолжает писать натюрморты. До наших дней дошли его работы разных лет, некоторые исследователи считают, что последняя датированная картина отмечена 1774 г. Но если учесть, что сейчас постепенно увеличивается количество известных нам произведений художника, то можно предположить, что в будущем появится натюрморт с другой датой, более поздней, так как известен год кончины мастера — 1780 г. Естественно, что не все картины были датированы, так же, как не все имеют подпись автора. Но надо отметить, что и более ранние произведения Мелендеса, и более поздние выполнены на высоком художественном уровне.
В 1780 г. Луис Мелендес скончался в возрасте шестидесяти четырех лет. Несмотря на то, что многие факты биографии художника не дошли до наших дней, к счастью, сохранились картины Луиса Мелендеса и даже не в единичных экземплярах, а в довольно большом количестве. Сейчас, вероятно, уже можно говорить не менее, чем о сотне сохранившихся натюрмортов художника. Возможно, их было создано значительно больше. Существует информация о том, что кроме натюрмортов он создавал портреты, религиозные картины и миниатюры, но о них почти ничего не известно. Большая часть произведений Луиса Мелендеса хранится и экспонируется в музее Прадо. Здесь насчитывается около сорока его работ. Но неправы те авторы, которые утверждают, что за рубежом Испании его картин почти нет. Их там найти очень трудно, возможно, потому, что многие хранятся в частных коллекциях и адреса их не всегда известны. Но в зарубежной литературе имя Луиса Мелендеса и упоминание о его произведениях, а также иллюстрации его работ встречаются в каталогах разных музеев и собраний, так как его картины хранятся в разных странах. В частности, его известные натюрморты находятся во Франции (музей Лувр), в Англии (Национальная галерея Лондона и музей г. Йорка), в Германии (Мюнхен, Старая Пинакотека), в Соединенных Штатах Америки (в музеях Бостона, Вашингтона и Нью-Йорка), и в ряде других крупных мировых коллекций, а также в частных собраниях. Но все-таки самое большое количество картин Луиса Мелендеса находится в Испании. Они есть не только в Прадо. В Мадриде
они присутствуют еще и в музее Серральбо и в коллекции Тиссена-Борнемисы. Работы этого замечательного живописца можно увидеть в музее г. Овьедо на родине его предков, его отца и дяди, в Астурии. В музее Овьедо находится шесть его картин. Тремя картинами Мелендеса владеет музей Барселоны. По одной — Бильбао и Вальядолид. И все-таки самое большое количество картин Луиса Мелендеса можно увидеть только в одном месте — в музее Прадо. Если в каталоге Прадо 1972 г. можно было насчитать двадцать две его работы, то сейчас в 2016 г. в музее на открытой для публики экспозиции их показывают двадцать девять, а в фондах я видела более двенадцати. Всего в Прадо их насчитывается около сорока четырех.
Не случайно крупнейший исследователь испанского искусства и один из хранителей музея Прадо сеньор Хосе Хуан де Луна, давая характеристику периода испанского искусства xviii в., упоминает следующее: «В то время [эпоха правления короля Карла Iii (1759-1788)] испанская школа начала обновление и успешное продвижение к новым высотам. Луис Мелендес писал прекрасные натюрморты (каталог 5758), многие для принца Астурийского, будущего короля Карлоса iv» [7, с. 59]. И далее, продолжая и отмечая в своем исследовании значение творчества Луиса Мелендеса для последующего периода истории испанского искусства Х. Х. де Луна говорит о том, что «среди мастеров натюрморта эпохи Карла iv (1788-1808) выделяются некоторые последователи Мелендеса, например, Хуан Баутиста Ромеро, Хосе Лопес Энтиданос и живописцы некоторых провинциальных школ» [7, с. 59].
В Испании в последние годы xx в. и в начале xxi столетия появился ряд исследований, посвященных творчеству Луиса Мелендеса [4; 5; 6; 8; 9; 10; 11]. Но практически они мало доступны нашему читателю и зрителю. Они еще не стали настоящим источником знаний об этом художнике. Задачей моей статьи является ознакомление интересующихся с работами Луиса Мелендеса, постановка вопросов, связанных с разысканием его работ, теоретически известных, но не ясно — существующих или утраченных, с изучением особенностей его стиля. «Появление» для нас этого художника заставляет пересмотреть многие давно сложившиеся мнения, в частности о жанре натюрморта в Испании и о месте художников натюрморта в истории искусства в целом.
Поражает в творчестве этого художника удивительная красота и музыкальность цветовой гаммы. В картине из Прадо, которая по каталогу числится под номером 933 изображение вещей задумано в бело-серо-коричневой гармонии. Уже не думаешь, что перед глазами зрителя помятая корзина, кособокий глиняный кувшин и неловко вылепленный хлеб — все
Луис Мелендес. Натюрморт с дыней и грушами. Ок. 1770 г. Холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон
Луис Мелендес. Натюрморт с фруктами и кувшином. Ок. 1773. Холст, масло. 48 x 36, 5 см. Музей изящных искусств, Бильбао
это музыка цвета. В другой картине из частной коллекции, на которой мы видим представленными сыр, хлеб, рюмку и два яйца, композиция освещена сияющим сильным светом. Все изображенные предметы и продукты расположены в одной плоскости близко к переднему плану, и поэтому зритель переводит взгляд от одной вещи к другой, любуясь различными оттенками желтого и розового в показе сыра и булочки. В картине 1770 г. из Прадо Мелендес отходит от простонародных грубоватых кухонных вещей. Он изображает шоколадницу (прибор для изготовления горячего шоколада), тонкостенную фарфоровую маленькую чашечку, небольшую булочку и сладости. Шоколадница — изящных вытянутых пропорций, мерцающая медно-золотистыми боками, ее длинная ручка тянется вверх с легким наклоном. Колорит картины очень деликатный и создает настроение тишины и покоя. Не случайно Л. Мелендеса называли «испанским Шарденом». Это был настоящий комплимент. В те времена, когда на испанском троне оказались французские Бурбоны, многое из французского стало модным. Правда, позже, подражание вызвало протесты у испанских патриотов. Но это уже не относится к Луису Мелендесу.
Одним из особенно изящных решений отличается картина из Прадо 1770 г.: «Натюрморт с коробкой сладостей, хлебом и холодильником». На краешке стола на первом плане наискосок положена вилочка, за ней подымается сверкающая металлическая плоская вазочка, а на ней установлен пустой сверкающий стакан, на котором играют блики света, правее в том же ряду аппетитная булочка. Перед ней низкая круглая коробка со сладостями. В глубине все собранное на столе замыкает специальный агрегат для охлаждения напитков. Это произведение еще раз свидетельствует о виртуозном мастерстве Мелендеса в поздние годы его творчества.
Известен и еще один автопортрет Луиса Мелендеса (Частная коллекция), обнаруженный сравнительно недавно. На нем мастер также смотрит на зрителя, но в лице уже другое выражение, нет бравады, уверенности и вызова. Ощущается печаль и, может быть, некоторая ирония.
Умер художник в глубокой бедности и долгие годы тяжко нуждался, несмотря на исполнение картин для королевских резиденций. Теперь же общепризнанным является приведение имени Л. Мелендеса в ряду с такими величайшими художниками, как Тициан, Рубенс, Веласкес и Гойя в высказывании Хуана де Луны: «...И все же с фондами Прадо необходимо считаться всем, кто хочет ближе познакомиться с такими художниками, как Ван дер Вейден, Босх, Патинир, Рафаэль, Мор, Рубенс, Ван Дейк, семья Брейгелей, Тициан, Веронезе, отец и сыновья Бассано, Эль Греко, Сурбаран, Веласкес, Мурильо, Гойя, Джордано, Пуссен, Лоррен, Мелендес, Парет-и-Алькасар и, разумеется, с испанской школой в целом» [3, с. 43].
Сопоставляя натюрморты разных стран и сравнивая их с произведениями Луиса Мелендеса, можно увидеть, что он никому не подражает, его манера абсолютно самостоятельна. Голландский художник Питер Клас в картине «Завтрак с рыбой» (1653 г., Государственный Эрмитаж) дает небольшой уголок стола, где представлена скромная трапеза, картина его передает атмосферу уюта и покоя. У итальянца Караваджо в натюрморте «Корзина» (Пинакотека Амброзиана, Милан) царит ликование, восхищение красотой и ликующим светом. У фламандца Франса Снайдерса в «Рыбной лавке» (1620-е гг., Государственный Эрмитаж) потрясает изобилие даров природы и удивление ее мудрости и разнообразию. У Луиса Мелендеса в натюрмортах поражает удивительная естественность того, что хочет показать художник — плоды, фрукты, посуда. Нет ничего, что было бы рассчитано на любование красотой. Грубоватые толстостенные тарелки, простая глиняная утварь, котелки и сковородки с помятыми боками, но при этой простоте и грубоватости предметов, бывших в долгом употреблении, художник добивается пристального внимания к ним зрителя благодаря своим удивительным приемам живописи: выбору предметов, их соседству в картине, игре форм, размеров, пропорций света и цвета. Когда мы начинаем сопоставлять работы Луиса Мелендеса с картинами испанских художников, то находим ряд близких ему родственных приемов у многих его соотечественников: темные фоны, неглубокое пространство, простые овощи у фрукты. Явно ощущается сходство с манерой Сурбарана.
Художник часто использует очень красивые изысканные контрасты: яркий слепящий белый цвет скорлупы яиц на первом плане на фоне желтовато-золотистого хлеба и сыра, расположенных на втором плане (Натюрморт из частной коллекции, 1770-е гг.). Приемы показа предметов у Луиса Мелендеса очень разные. Немногочисленны запоминающиеся сцены, где фрукты изображены на фоне пейзажа, даже грозового неба и представлено несколько огромных груд гранатов или всего несколько, но тяжелых, больших, грубо разрезанных или даже расколотых арбузов (музей Сарагосы). Чаще всего Луис Мелендес берет четыре-пять предметов, акцентируя внимание на одном из них цветом или светом (как в натюрморте с лососем в центре из Прадо (Илл. 2)).
Манеру Луиса Мелендеса нельзя принять за работу каких-то других художников. При кажущейся простоте мотива Мелендес никогда не повторяет одни и те же формы предметов. Просматривая репродукции около сотни его работ, убеждаемся, что ни разу не повторяется ни один предмет. Часто встречающиеся в композициях корзины в разных полотнах — различных типов плетения из разных веток и разного цвета древесины и ее окраски (Илл. 3, 4). Если он включает среди изображенных предметов бочку, то в разных картинах она будет разной высоты, пропорций и формы. Ее перехваты, стягивающие деревянные пластины основного тела бочки, каждый раз
разные по количеству, расположению, они будут отличаться по цвету от основного объема (как в картине из Лондонской Национальной галереи, 1770-е гг.) или будут даны в том же тоне, как в работе, хранящейся в частном собрании Лондона (1770-е гг.). Кажущаяся простота предметов при подробном осмотре натюрмортов оказывается очень разной. Необычный вкус, мастерство художника сказываются в выборе, компоновке вещей, показе их материала, формы, цвета, размеров и очертаний. Это вещи, бывшие неоднократно в употреблении. Помятые бока металлических котелков, старые глиняные кувшины преображаются у Луиса Мелендеса в прекрасные цветовые гармонии. Для его натюрмортов характерны немногочисленность предметов, их простота и подчеркнутая демократичность, разнообразие их форм, размеров, пропорций, цвета, материала; удивительная естественность их расположения в картине, выражаясь фигурально, их «поведения» в картине. Вещи и дары природы не застыли, они живут
в картине. Маленькие вишенки раскатились по столу (Илл. 5), деревянные коробки со сладостями, помещенные друг на друга, готовы рухнуть, потеряв равновесие. Нагроможденные куски арбуза «покачиваются» в разные стороны. Персики в картине из Бильбао соскальзывают со стола. Глиняные мисочки в картине из Вальядолида небрежно поставлены на кувшин. Кажется, что в любую минуту они могут потерять равновесие и, свалившись, разбиться.
По распространенной традиции того времени жанр натюрморта считали второстепенным. Сложившаяся историческая ситуация в царствование Карла IV, война с Наполеоном не способствовали подъему интереса к натюрморту. Поэтому талант Л. Мелендеса оказался невостребованным, а позже о нем скоро забыли.
Можно порадоваться за нас, так как такой большой художник, наконец, стал известен зрителям и вернулся в историю искусства.
Список литературы:
1. Виппер Б. Р. Проблемы и развитие натюрморта. спб. : Азбука-классика, 2005. 384 с.
2. Каптерева Т. П. Испания. История искусства. М.: Белый город, 2003. 496 с.
3. Прадо в Эрмитаже. Каталог выставки. Мадрид-Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. 472 с.
4. Cherry P. Luis Melendez, Still-Life Painter. Madrid: Fundación de Apoyo a la Historia del Arte Hispánico, 2006. 761 p.
5. Garrido C., Cherry P. Luis Meléndez. La serie de bodegones para el Príncipe de Asturias: estudio técnico. Madrid: Museo Nacional del Prado, 2004. 393 p.
6. Gaya Nuño J. A. Historia y Guia de los Museos de España. Madrid: Espasa-Calpe, S. A. 1968. 996 p.
7. Luna J. J. El bodegon español en el Prado. De Van Hamen a Goya. Madrid: ed. del Museo Nacional del Prado, 2008. 175 p.
8. Luna J. J. Los alimentos de España en la pintura: Bodegones de Luis Melendez. Madrid: Mercasa, 1995. 195 p.
9. Luna J. J. Luis Melendez, bodegonista español del siglo xviii. Exhibition catalogue. Madrid: ed. del Museo Nacional del Prado, 1982. 143 p.
10. Tufts E. Luis Melendez: Eighteenth-Century Master of Spanish Still Life: with a Catalogue Raisonné. Columbia: University of Missouri Press, 1985. 240 p.
11. Tufts E. Luis Melendez. Still life painter sans pareil // Gazette des Beaux-Arts, series vi. 1982. 100. 1366. P. 144-148. References:
Vipper B. R. Problemi i razvitie naturmorta (Issues and Development of Still Life). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2005. 384 p. (in Russian) Kaptereva T. P. Ispaniya. Istoriya iskusstva (Spain. History of Art). Moscow, Belyi gorod Publ., 2003. 496 p. (in Russian) Prado v Ermitazhe. Katalog vistavki (Prado at the Hermitage. The Catalogue of the Exhibition). Madrid-Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2011. 472 p. (in Russian)
Cherry P. Luis Melendez, Still Life Painter. Madrid, Fundación de Apoyo a la Historia del Arte Hispánico Publ., 2006. 761 p.
Garrido C.; Cherry P. Luis Meléndez. La serie de bodegones para el Príncipe de Asturias: estúdio técnico. Madrid, Museo Nacional del Prado
Publ., 2004. 393 p. (in Spanish)
Gaya Nuño J. A. Historia y Guia de los Museos de España. Madrid, Espasa-Calpe, S. A. Publ., 1968. 996 p. (in Spanish)
Luna J. J. El bodegon español en el Prado. De Van Hamen a Goya. Madrid, Museo Nacional del Prado Publ., 2008. 175 p. (in Spanish)
Luna J. J. Los alimentos de España en la pintura: Bodegones de Luis Melendez. Madrid, Museo Nacional del Prado Publ., 1995. 195 p. (in Spanish)
Luna J. J. Luis Melendez, bodegonista español del siglo xviii. Exhibition catalogue. Madrid, Museo Nacional del Prado Publ., 1982. 143 p. (in Spanish)
Tufts E. Luis Melendez: Eighteenth-Century Master of Spanish Still Life: with a Catalogue Raisonné. Columbia, University of Missouri Press
Publ., 1985. 240 p.
Tufts E. Luis Melendez. Still life painter sans pareil. Gazette des Beaux-Arts, series 6, 1982, 100, 1366, pp. 144-148. (in French)