УДК 78С1(092) ББК 85.3131
ГОВОРЯТ АРХИВЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭССЕ С. ТАНЕЕВА
Самойлова Наиля Камилевна,
кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры специального фортепиано и ансамблевой подготовки, Оренбургский государственный институт искусств
им. Л. и М. Ростроповичей, ул. Ленинская, д. 27, г. Оренбург, Россия, 460000
Аннотация
Статья посвящена неизвестным страницам теоретических работ С. Танеева. В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) удалось обнаружить две неопубликованные работы Танеева, одна из которых содержит его мысли об ансамблевых взаимоотношениях скрипки и фортепиано, а вторая посвящена «Аппликатуре скрипки». Последняя статья представляет особый интерес. В ней помещены схемы, математические расчеты, указывающие на внутреннюю самообразовательную работу Танеева над текстом струнных сочинений.
Ключевые слова
Архивные материалы, ансамбль с фортепиано, камерная музыка, струнные инструменты, аппликатура.
Личность и творчество Сергея Танеева поражают многогранностью и неповторимым соединением, казалось бы, взаимоисключающих черт и качеств. Так исключительное исполнительское дарование Танеева получило признание раньше, чем в других областях, однако выдающийся музыкальный деятель отечественной культуры достаточно широко проявил себя и в эпистолярной сфере (имеется в виду его переписка с П. Чайковским). Как и известная переписка Н. Метнера с С. Рахманиновым или С. Прокофьева с Н. Мясковским.
Вместе с тем наше музыкознание еще в полном объеме не изучило литературные рукописи великого музыканта, которые рассредоточены в различных источниках хранения. Имеется в виду: отдел редких изданий и руко-
писей Научно-музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), архив музея им. М.И. Глинки (ВМОМК), архив Государственного дома-музея П.И. Чайковского в Клину. Так в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) удалось обнаружить два неопубликованных манускрипта Танеева, один из которых содержит его мысли об ансамблевых взаимоотношениях скрипки и фортепиано под названием «Скрипка и фортепианная партия» Также в них Сергей Иванович размышляет об увлечения исполнителями упражнениями для развития техники: «...мы встречаем упражнения необходимые для развития средней тех-
ники, также как упражнения способствующие развитию техники виртуозной. Последними нужно заниматься с осторожностью то временами оставлять их, то временами к ним возвращаться. Слишком усердные занятия могут взамен ожидаемой пользы, принести, пожалуй, и вред. Но при благоразумном пользовании они сразу могут дать больше пользы и больше преимущества как в данный момент, так и в других исполнениях. Но не надо и преувеличивать их значений» и далее делает авторское примечание весьма колоритного свойства: «Кто не рожден быть музыкантом тому никакие упражнения не нужны».
Второй очерк - «Аппликатура скрипки» -также представляет особый интерес. В нем помещены схемы, математические расчеты, указывающие на интересную внутреннюю самообразовательную работу Танеева над текстом струнных сочинений. Как и в различных формах творчества, здесь Сергей Иванович использовал излюбленные математические методы. Подтверждают это взятые Танеевым в качестве эпиграфа к своему труду «Подвижной контрапункт строгого письма» слова Леонардо да Винчи: «Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения». Учитывая характерную особенность композитора, имеется в виду доскональное изучение явлений, попадающих в круг его творческих интересов, можно констатировать, что стиль данной работы приближается к научному труду.
Общеизвестно, что камерная музыка явила собой одну из наиболее весомых сторон композиторского наследия художника. Камерному творчеству как существенному направлению композитор-пианист отдавал много творческих помыслов. Отсюда и внушительный итог: шесть струнных квартетов, фортепианный квартет, два струнных и фортепианный квинтет, два струнных и одно фортепианное трио, соната для скрипки и фортепиано. Среди ансамблей с фортепиано особое место принадлежит «Фортепианному квартету ор. 20». Так, по наблюдению В. Протопопова, «Квартет» явился опытом
создания в камерно-инструментальном жанре «некоей этико-философской концепции, подобной той, которая лежит в основе «Орестеи» и симфонии с-то11». Интеллектуализм и взвешенность эмоций проявились здесь в ясности, стройности композиции. Однако классическая строгость в нем органически сочетается с романтическим содержанием, индивидуальностью тематизма, нередко связаного с полифо-ничностью фактуры. Все это обусловило востребованность ансамбля для современных исполнителей.
В отделе редких изданий и рукописей Научно-музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева Московской государственной консерватории посчастливилось обнаружить экземпляр «Фортепианного квартета» с рукописными пометами мастера. Уникальность данного экземпляра показал его анализ. В нем содержатся истинные сокровища: композитор, в частности, проставил аппликатуру не только партии пианиста, но и внес ее в партию струнной группы. Основная же направленность помет коснулась рельефности исполнительской фразировки, связанной либо с усилением певучего начала мелодики, либо с подчеркнуто декламационным произнесением отдельных интонаций, звуков. Другой же ряд помет отнесен к некоторой детализации динамики. Заметим, что появление таких помет абсолютно органично для композитора-пианиста, они украшали в большей или меньшей степени рукописи С. Рахманинова и Н. Метнера.
Однако вернемся к труду Танеева «Аппликатура скрипки» и отметим, что одиннадца-тистраничный манускрипт представляется во многом текстом загадочным. Видимо, он явился результатом размышления русского мастера над фактурными элементами и характером их звучания в партии струнных инструментов. Известно, что ансамбли композитор писал в расчете на исполнительские возможности своих коллег по консерватории, прежде всего скрипача Л. Ауэра, которому он посвятил «Концертную сюиту ор. 28, g-mo11». Характер записей позволяет разделить их на несколько категорий: интервальные и цифровые экспликации
(как результат размышлений по поводу акустических свойств интервалов), а также обобщений в виде схем, которые, вероятно, были сделаны Танеевым до его знакомства с классическим трудом Л. Ауэра «Моя школа игры на скрипке». Танеевский манускрипт - редчайший опыт самопознания исполнительских возможностей струнных инструментов, где мастера особенно занимали проблемы аппликатуры. Здесь гениальный пианист проявил себя вольным эмпириком.
Танеевская рукопись также уникальна тем, что она содержит скрипичную аппликатуру. Пианист, никогда не игравший на струнном инструменте, начинает проставлять ему аппликатуру. Можно предположить, что он интересовался не только тем, как будут звучать струнные инструменты в ансамблях, но и какой аппликатурой можно воспроизвести тот или иной прием. Решить эту проблему Танеев попытался самостоятельно, в результате чего он, видимо, хотел предложить свою аппликатурную систему.
Таким образом, перед нами труд, который представляет собой редкую попытку зрелого музыканта, как бы сесть на школьную скамью и начать изучать аппликатурные принципы с самых азов. Конечно, некоторые размышления и «открытия» Танеева, сейчас нам могут показаться порой курьезными, в частности, это касается терминологии. Приведу несколько примеров из данной работы. Так Сергей Иванович выводит и позиционирует такие понятия как «отрицательные» и «положительные» интервалы.
По его мнению: «Отличие отрицательных интервалов от положительных в том, что в положительном высший палец на высшей струне, а в отрицательном на низшей». Вероятно, Танеев имел в виду тот факт, что тесситурно восходящие интервалы он определил как положительные, а нисходящие как отрицательные. По Танееву, положительные интервалы строятся вверх, а отрицательные вниз. Видимо он попытался создать некий конспект для самообучения. «Передвижение сравнительно высшего пальца на струну сравнительно высшую и
сравнительно низшего низшую. Действие положительное. А передвижение сравнительно высшего пальца на струну сравнительно низшую и сравнительно низшего - высшую. Действие отрицательное».
В данной работе композитор уделяет особое внимание соотнесению акустических возможностей скрипки удобной, как ему казалось аппликатурой.
В таблице, которая приводится на последней странице Танеев указывается количество комбинаций (их 72).
Эту цифру ученый выводит из того, что можно сыграть 18 комбинаций, которые он умножает на 4. Далее замечает, что среди 72-х комбинаций, 18 повторяются, поэтому в аппликатурной разметке оставляет только 54 позиции.
В конце Сергей Иванович замечает: «Над каждым интервалом, взятым определенными пальцами можно подписать сверху три интервала. Это - сумма тех интервалов, которые берутся каждым пальцем на сравнительно более высокой струне, за исключением пальца уже находящегося на низшей. Чтобы найти по таблице, какой интервал получится через струну, надо сложить абсолютную величину получившихся интервалов».
Думается, что инструктивные размышления Танеева в сфере струнных инструментов сегодня поучительны, они открывают мастерство музыканта в новой сфере знаний.
Список литературы
1. Протопопов В. Творческий путь С.И. Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева (под ред. В. Протопопова): сб. статей и материалов. М.-Л., 1947.
2. Фонд № 880. Сергей Иванович Танеев. Оп. 1, ед. хр. 53. Танеев С.И. Скрипка и фортепианная партия. Автограф.
3. Фонд № 880. Сергей Иванович Танеев. Оп. 1, ед. хр. 51. Танеев С.И. Аппликатура скрипки. Автограф.
SAY ARCHIVES: THEORETICAL ESSAYS BY S. TANEEV
Samoilova Nailya Kamilevna,
PhD in Arts, associate professor, professor of the special piano Department and ensemble training, Orenburg State Institute of Art named after L. and M. Rostropovich,
Lenin Str. 27, 4600000renburg, Russia, [email protected]
Abstract
The article is devoted to unknown pages of theoretical essays by S. Taneev. In the Russian state archive of literature and art (RGALI) was able to detect two of Taneyev's unpublished manuscript, one of which contains his thoughts about the relationship of ensemble violin and piano (the notes under the name "the Violin and the piano part"). The second essay - "violin Fingering". The last article is of special interest. It provides a schematic mathematical calculations pointing to an interesting internal self-educational work on the text of Taneyev's string works.
Keywords
Archival materials, ensemble with piano, chamber music, stringed instruments, fingering.