Научная статья на тему 'Говорящий и слушающий в процессе речевого взаимодействия'

Говорящий и слушающий в процессе речевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9811
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ / МАНИПУЛЯТОР / УЧАСТНИКИ ОБЩЕНИЯ / АДРЕСАТ / АДРЕСАНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чалый Виктор Валентинович

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы словесного воздействия одного субъекта общения на другого. Манипуляция изучается в сфере тех коммуникативных отношений, которые устанавливаются между двумя субъектами речи. Описывается роль манипулятора, а также его скрытые приёмы подчинения личности собеседника. В процессе работы исследуется уровень речевого влияния говорящего человека на своего слушателя. Характеристики говорящего и слушающего представлены с учётом анализа определённых словесных средств, отражающих мысли и чувства людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Говорящий и слушающий в процессе речевого взаимодействия»

УДК 801:316 ББК 81.001.2 Ч 17

В.В. Чалый Говорящий и слушающий в процессе речевого взаимодействия

(Рецензирована)

Аннотация:

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы словесного воздействия одного субъекта общения на другого. Манипуляция изучается в сфере тех коммуникативных отношений, которые устанавливаются между двумя субъектами речи. Описывается роль манипулятора, а также его скрытые приёмы подчинения личности собеседника. В процессе работы исследуется уровень речевого влияния говорящего человека на своего слушателя. Характеристики говорящего и слушающего представлены с учётом анализа определённых словесных средств, отражающих мысли и чувства людей.

Ключевые слова:

Речевая ситуация, коммуникативная роль, манипулятор, участники общения, адресат, адресант.

Среди многочисленных вопросов, которые возникают при рассмотрении проблемы использования средств, с помощью которых осуществляется вербально выраженное воздействие на человека, как нам кажется, наиболее важным и значимым является вопрос о речевом (языковом) манипулировании. Степень влияния адресанта (отправителя информации) на своего адресата (получателя этой информации) зависит от многих условий, прежде всего от социального статуса каждого из участников коммуникативного акта, смысловой направленности общения и обстоятельств, в которых оказались собеседники.

М.В. Колтунова считает, что исполнение коммуникативной роли говорящего или слушающего базируется на устойчивых представлениях о том, как протекает взаимодействие партнёров в режимах обмена информацией и эмоционально-волевыми импульсами. Основными параметрами, отражёнными в социокультурных конвенциях, регулирующих процесс устного диалогического общения, учёный называет следующие: « как ориентировать коммуникативного партнёра в намерениях (цель, как правило, уже задана рамками того или иного жанра), как структурировать информацию, передавать речевую инициативу в рамках мены коммуникативных ролей, а самое главное - как избегать конфронтации и своевременно уходить из зоны потенциально конфликтного общения» [1: 272-273].

В процессе коммуникативного акта речь манипулятора, изначально адресованная «жертве» манипуляции, имеет особый порядок слов в предложении, а также содержит завуалированную установку - реализовать корыстный замысел или коварный расчёт. В этой связи С.А. Мегентесов и Ибрахим Мохамад справедливо указывают на то, что «фонетико-интонационные и собственно знаковые средства языка, несущие семантическую нагрузку, преимущественно участвуют, по всей видимости, в реализации разных планов суггестивного воздействия» [2: 21].

Межличностное взаимодействие, в рамках которого возможно манипулирование одного человека другим, - важное и перспективное явление для изучения современной лингвистической наукой. Учёные-языковеды, исследуя структуру речевой деятельности, обращают внимание не только на то, что оно выполняет когнитивную функцию, но и на то, что оно всегда вступает в контакт с другими действиями человека, состоит из разных элементов знаковой системы, сохраняя свои коммуникативные способности быть

понятым. Поэтому анализ речевой манипуляции как особого вида деятельности манипулятора (первого субъекта коммуникации) по отношению к манипулируемому (второму субъекту, который принимает участие в коммуникативном акте) должен быть сосредоточен, прежде всего, на изучении тех слов, которые отражают психологическое состояние, мысли, чувства и поступки людей.

В теории речевой коммуникации процесс общения традиционно представляется как диалог между адресантом (отправителем информации) и адресатом (её получателем). Слушатель, к которому обращается говорящий человек, не только становится полноправным участником речевого акта, но и испытывает на себе определённое влияние со стороны собеседника. Адресант в большинстве случаев выстраивает свою речь с учётом существующих у партнёра по общению интересов, потребностей и тех духовных принципов, которых адресат придерживается. Тем не менее, межличностное общение может быть косвенно подвержено изменениям той речью, которая основана на удовлетворении корыстных интересов, собственных амбиций. Составной частью высказывания говорящего человека является его стремление воздействовать на собеседника с помощью специальных манипулятивных приёмов. Таким образом, адресат воздействия - это то действующее лицо в речевой коммуникации, по отношению к которому применяются различные способы, оказывающие давление извне. Слушающий человек невольно становится объектом межличностной манипуляции, её жертвой. Оратор, обращаясь к своему слушателю, рассчитывает получить желаемое, используя элементы тайной власти и одновременно ощущая чувство превосходства. Для манипуляции, по мнению А.А. Осиповой, характерны следующие признаки: «неясность, нечёткость выражений мыслей и просьб; использование эмоционально окрашенных аргументов, когда упор делается на моральные или иные ценности, что должно склонить партнёра, исповедующего данные взгляды, к согласию; стремление переложить ответственность за развитие и исход событий на жертву манипуляции» [3: 5].

Манипулятор достигает желаемого результата, воздействуя на адресата информации (то есть слушателя), через явный и скрытый уровни коммуникации. Как нам кажется, та сторона речевой деятельности, в которой человека принуждают помимо его воли к совершению определённых поступков, имеет особую манипулятивную структуру. Эффект влияния на слушателя превалирует за счёт использования в речи оратора специально разработанных тактик или уловок, способствующих формированию у «молчащего» объекта воздействия выгодной манипулятору точки зрения на предмет разговора. Тем самым адресант передачи информации внушает своему адресату мысль о том, что именно он самостоятельно и стал инициатором принятого решения.

Слушатель, вербально получающий информацию от говорящего субъекта, безусловно, старается понять основную мысль, содержащуюся в высказывании, но может не заметить значимые детали, которые слишком быстро или даже очень коротко были упомянуты в адресованном ему монологе. Поэтому в дальнейшем он, как лицо, от которого ждут ответной реакции, уже сам домысливает в своём сознании то, что «ожидает» (планирует) услышать его манипулятор. Хороший слушатель, как подчёркивает Дж. Адаир, «попытается каким-либо образом справиться с отвлекающими моментами, а плохой позволит им завладеть его вниманием. Чем выше квалификация слушателя, тем слабее негативное влияние внешних отвлекающих факторов на коммуникацию. Слушание подтверждает или формирует связь, сражаясь с силами, стремящимися разорвать её» [4: 96]. Очевидно, что в речевом акте по отношению к слушателю создаётся механизм неявного воздействия, который влечёт за собой суггестивное программирование знания, выгодного, прежде всего, для оказывающей на него влияние стороны. Исследователь А.Ю. Панасюк, определяя манипулирование как вид общественного влияния по шкале нравственности, предлагает расценивать подобный поступок как «безнравственное психологическое воздействие, осуществляя которое

человек преследует корыстные цели, неизвестные его собеседнику, то есть когда, внушая или убеждая, он не ставит об этом в известность своего партнёра» [5: 160].

Если рассматривать конкретного человека как личность, которая является объектом манипулирования, то тогда коммуникативный процесс представляет собой своеобразную систему информационных структур. Эти данные позволяют слушателю получить пусть даже в несколько искажённом по замыслу говорящего лица виде определённые знания о мире, об окружающих его людях или предметах. Иногда манипулятор может словами показывать равнодушие к обсуждаемой проблеме только лишь для того, чтобы спровоцировать слушателя на оглашение личностной точки зрения, которую тот не высказал бы при других обстоятельствах.

Среди распространённых способов манипулятивно-речевого влияния заметно выделяются те, которые основываются на пробуждении интереса собеседника к важной проблеме. Говорящий человек в адресованной слушателю речи умело и целенаправленно употребляет заранее отобранные лексические единицы, что содержат эмоциональную оценку приводимых фактов, примеров, суждений. При этом у адресата его высказывания постепенно формируется положительное или, наоборот, отрицательное мнение об услышанном. Считаем, что слушателю необходимо занимать позицию не жертвы, а защиты своей личности, вскрывая манипулятивные намерения находящегося рядом субъекта. В его сознании должна преобладать мысль о том, что манипуляция человека человеком недопустима не только на вербальном, но и на любом другом уровнях общения. Сегодня каждому из участников речевого акта, становящемуся слушателем, желательно обладать коммуникативной компетентностью в разрешении важных жизненных вопросов, умением правильно реагировать на возможные манипулятивные действия со стороны собеседника.

Примечания:

1. Колтунова М.В. От постулатов прагматики к социокультурным конвенциям // Эмоции в языке и речи. М., 2005.

2. Мегентесов С.А., Мохамад Ибрахим. Лингвистические аспекты психического воздействия и приёмов манипуляции. Краснодар, 1997. 111 с.

3. Осипова А.А. Манипуляции в общении: умей сказать «нет!». Ростов н/Д, 2005. 221 с.

4. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. М., 2003. 240 с.

Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. М., 2002. 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.