Научная статья на тему 'Government Relations в Санкт- Петербурге: первые итоги исследования'

Government Relations в Санкт- Петербурге: первые итоги исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
384
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / GR / ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ / ИССЛЕДОВАНИЕ GRРЫНКА / GOVERNMENT RELATIONS / INTEREST GROUPS / PUBLIC RELATIONS / RESEARCH OF GR-MARKET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Быков Илья Анатольевич, Дорский Андрей Юрьевич, Филатова Ольга Георгиевна

В статье описывается этап зарождения сообщества GR-профессионалов в СанктПетербурге. В течение нескольких последних лет в Санкт-Петербурге регулярно происходили различного рода события, сигнализирующие о формировании в Санкт-Петербурге рынка GR-услуг. В конце 2013 г. при Санкт-Петербургском государственном университете создан GR-клуб. В статье приводятся результаты двух исследовательских проектов с использованием контент-анализа и структурного анализа. Авторы обсуждают перспективы исследования GR-рынка в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Быков Илья Анатольевич, Дорский Андрей Юрьевич, Филатова Ольга Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government Relations in St. Petersburg: First Results of the Study

This paper describes the formation of community of Government Relations professionals in St. Petersburg. In the past few years in St. Petersburg, the authors claimed, we witnessed the formation of the Government Relations market. At the end of 2013 the GR-club was created. The article presents the results of two research projects which used the methods of content analysis and structural analysis. The authors discuss the prospects to research the GR-market in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Government Relations в Санкт- Петербурге: первые итоги исследования»

УДК 659

И. А. Быков, А. Ю. Дорский, О. Г. Филатова

GOVERNMENT RELATIONS В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ*

В статье описывается этап зарождения сообщества GR-профессионалов в Санкт-Петербурге. В течение нескольких последних лет в Санкт-Петербурге регулярно происходили различного рода события, сигнализирующие о формировании в Санкт-Петербурге рынка GR-услуг В конце 2013 г при Санкт-Петербургском государственном университете создан GR-клуб. В статье приводятся результаты двух исследовательских проектов с использованием контент-анализа и структурного анализа. Авторы обсуждают перспективы исследования GR-рынка в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: связи с общественностью, GR, группы интересов, исследование GR-рынка.

ВВЕДЕНИЕ

В современных связях с общественностью все более и более обособленной отраслью становятся связи с государством, или Government Relations (GR-связи с государством, 2012). Связи с общественностью в России развиваются в сторону дальнейшей институционализации, которая выражается в том числе в возрастающей специализации. Выделение GR из связей с общественностью происходит как по практическим, так и по теоретическим причинам. К практическим обстоятельствам следует отнести тенденцию усложнения функционирования современного государства, которое становится все более и более сложным механизмом, в нем начинают применяться новейшие методы управления, пришедшие из бизнеса, а также разнообразные формы сетевого взаимодействия с представителями гражданского общества. Отсюда проистекает потребность в некоторой специализации PR-специалистов. К теоретической стороне относится тот факт, что связи с общественностью как отрасль знаний испытывают определенные трудности с поиском теоретических оснований. В этом плане GR располагает широким спектром политологических теорий, начиная с классической теории групп интересов Артура Бентли (Бентли, 2012) и заканчивая новейшими теориями сетевого государственного управления (Сморгунов, 2001). Указанные обстоятельства способствуют становлению Government Relations в качестве отдельного направления деятельности по связям с общественностью.

В современной России научные исследования в области GR, однако, сталкиваются с определенными трудностями. С одной стороны, российская политическая практика изобилует примерами эффективного лоббизма (Толстых, 2007). С другой стороны, отсутствие прозрачности и какого-либо законодательного регулирования этой деятельности переводит лоббизм в плоскость неформаль-

* Работа выполнена в рамках НИР СПбГУ № 39.23.2211.2013. © И. А. Быков, А. Ю. Дорский, О. Г. Филатова, 2013

ных практик, что затрудняет его исследование. Более того, GR как политическая практика и исследовательская дисциплина переживает период становления, что вызывает сопутствующие проблемы с понятийным аппаратом, демаркацией данного научного и практического поля от других, описанием специфических технологий и т. п. В этой связи любой исследователь в России может обнаружить в специальной литературе состояние экстремального плюрализма мнений. Так, например, в известнейшем учебнике по связям с общественностью говорится о том, что «GR представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений (лоббизм)» (Аги, Кэмерон, Олт, Уилкокс, 2004, с. 362-363). По мнению К. Мака, Government Relations охватывает все уровни властных отношений, поскольку сводится к использованию «коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения местного, регионального, национального или интернационального уровней или их комбинаций» (Mack, 1997, р. 4).

Важнейшей проблемой для теории и практики GR стало дистанцирование от лоббистской деятельности. Например, в учебнике под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой лоббистская деятельность рассматривается как технологическая часть GR: «Лоббизм... является определенной технологией, зарекомендовавшей себя в качестве действенного средства системы GR» (GR-связи с государством, 2012, с. 12). Однако, в отличие от традиционных форм лоббизма, тесно связанных с межличностным взаимодействием с политиками и государственными служащими, GR обладает целым рядом преимуществ.

Во-первых, в общественном сознании лоббизм практически стал синонимом коррупции, поскольку контакты заинтересованных лиц с представителями политического истеблишмента происходят кулуарно. Аура скрытности и недоступности приводит к известному психологическому эффекту негативного восприятия самой деятельности, так как хорошие вещи прятать не принято.

Во-вторых, кулуарный лоббизм приводит к чрезмерной зависимости субъектов GR-деятельности от персоналий во властных структурах, от их субъективных предпочтений и пожеланий. Это не может положительным образом сказываться на долгосрочном планировании инвестиций, а также ставит участников рынка в неравное положение, когда государственные заказы или законодательные решения распределяются в пользу одного из участников.

В-третьих, немаловажным обстоятельством, повлекшим за собой переход к современным формам GR-деятельности, стала проблема исполнения принятых государственными органами решений. Общественная поддержка, публичное освещение и коалиционная политика делают необратимыми решения, полученные в результате современных GR, тогда как лоббистские усилия могут быть дезавуированы спустя некоторое время после принятия государственных решений (Быков, Филатова, 2013, с. 140).

GR как профессия в России переживает период бурного становления. С 2006 г. активно действует Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти под руководством П. А. Толстых. С 2009 г. в Москве проводится масштабная профессиональная конференция «GR-конгресс». В 2012 г. было создано Некоммерческое партнерство содействия формированию цивилизованного рынка взаимодействия общества и государства «Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства» (RGRA). Осуществляются заметные шаги в становлении профессии и в регионах России.

В данной статье представлены первые результаты осуществляемого авторами исследования рынка GR в Санкт-Петербурге.

GR В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ОБЗОР СИТУАЦИИ И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

В последние годы в Санкт-Петербурге прошел ряд мероприятий, объединяющих специалистов отрасли. Среди них — «круглые столы», организованные Санкт-Петербургским государственным университетом, конференция «Лоббизм и GR — эффективные коммуникации бизнеса и власти», проведенная СевероЗападным отделением Центра по изучению проблем бизнеса и власти, и др. В декабре 2013 г. на собрании представителей профессионального сообщества в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета было принято решение о создании GR-клуба «Северо-Запад».

Кроме того, нельзя не отметить знаковые события в области GR-образования и науки, состоявшиеся в Санкт-Петербурге в последнее время. Так, в частности, в 2012 г. при активном участии председателя совета директоров Агентства стратегических коммуникаций «Николло М» И. Е. Минтусова на факультете прикладных коммуникаций СПбГУ была создана кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении и открыта магистратура по Government Relations. В том же году усилиями преимущественно петербургских специалистов было создано учебное пособие «GR-связи с государством» (GR-связи с государством, 2012), а в 2013 г. — учебник «GR: теория и практика» под ред. И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой (GR: теория и практика, 2013).

Вместе с тем приходится констатировать, что становление профессии протекает крайне неравномерно, что выражается в значительном разрыве между уровнями формирования специальности в Москве и регионах, между существующими технологиями и их теоретическим осмыслением, между потребностями рынка и возможностями специалистов и т. д. Проводимое авторами данной статьи исследование призвано в некоторой степени способствовать сближению указанных параметров.

Очень кратко остановимся на проекте нашего исследования «Рынок GR-услуг в Санкт-Петербурге: структура рынка, коммуникативные технологии и профессиональные компетенции». Основная цель заключается в следующем: изучить рынок GR-услуг в Санкт-Петербурге, его структуру и тенденции развития. Очевидно, что достижение основной цели и решение задач исследования предполагают использование комплекса методов. Основной подход находится в русле

классического позитивизма и коротко может быть описан как комплексное эмпирическое исследование с использованием конкурентного и конъюнктурного анализов, контент-анализа, экспертного интервью и др.

На данном этапе нам удалось провести два исследовательских проекта. Первый из них связан с контент-анализом восприятия деятельности GR-специалистов и лоббистов средствами массовой информации Санкт-Петербурга. Второй проект заключается в структурном анализе рынка GR-специалистов Санкт-Петербурга. Необходимо отметить, что каждый из этих исследовательских проектов заключал в себе еще одну, общую для обоих проектов, цель, а именно — создание базы данных GR-специалистов Санкт-Петербурга. Наличие такой базы позволит на следующих этапах исследования провести качественный анализ GR-рынка Санкт-Петербурга с помощью экспертных интервью. Остановимся подробнее на результатах этих исследвоательских проектов.

ИМИДЖ ПРОФЕССИИ GR-СПЕЦИАЛИСТА В ЗЕРКАЛЕ СМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Как считают некоторые исследователи, политические процессы в современной России неизбежно сопровождаются подготовкой общественного мнения с помощью экспертного сообщества и средств массовой информации, что регулярно выражается в масштабных PR-кампаниях (Ачкасова, 2006). Таким образом, группы интересов чаще всего манифестируют свое присутствие в политическом пространстве через подконтрольные средства массовой информации (McNair, 2000). GR в таком случае выступает в роли «лакмусовой бумажки», позволяющей картографировать расположение реальных политических сил на политической сцене.

Как мы уже упоминали, в последние годы в Санкт-Петербурге отмечается устойчивый тренд на формирование отдельной суботрасли PR — Government Relations. Внешними признаками этого тренда выступают не только упоминания о «лоббистах» и «джиарщиках», все чаще и чаще встречающиеся в средствах массовой информации, но и разного рода профессиональные мероприятия, собирающие GR-профессионалов для обсуждения тех или иных важных вопросов. На наш взгляд, исследование GR-коммуникаций может выступать в качестве эффективного средства анализа политического процесса в современной России.

Эмпирической базой данного исследовательского проекта выступили шесть средств массовой информации Санкт-Петербурга. Ими стали два наиболее популярных во втором квартале 2013 г. (согласно рейтингу информационно-аналитической системы «Медиалогия») СМИ Санкт-Петербурга в категориях «ежедневная газета», «информационное агентство» и «интернет-издание» (Медиалогия..., 2013). К сожалению, мы не смогли включить в исследование телевидение и радио по техническим причинам, связанным с необходимостью стенографирования огромного количества материалов. Ключевыми фразами и словами были выбраны следующие: «лоббизм», «лобби», «лоббист», «лоббирование», «связи с государством», «связи с государственными органами», «связи с госорганами», «GR», «government relations», «джиар», «джиарщик». Основная цель исследовательского проекта заключалась в выявлении отношения СМИ

к GR-деятельности. Единицей анализа выступали информационные материалы, выходившие во втором квартале 2013 г в вышеперечисленных изданиях. Были проанализированы все номера изданий и все материалы за указанный период. Недостатком нашего подхода следует считать то, что исследователь определял выраженное в информационном материале отношение субъективно. Однако, поскольку использовалась система дублирования, удалось, на наш взгляд, избежать чрезмерного субъективизма.

Результаты исследовательского проекта суммированы в таблице. Приходится констатировать в целом негативное или нейтральное отношение к GR в средствах массовой информации Санкт-Петербурга. Число позитивных упоминаний составляет всего 3,66%. Более того, негативных публикаций больше, чем позитивных. Слово «лоббизм» упоминается в крайне негативных контекстах, например рядом с фамилиями таких политиков, как Б. Немцов и Г. Каспаров. Это говорит о большой проблеме в области формирования позитивных отношений к отношениям между бизнесом и властью не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Отметим тот факт, что и в научной литературе отношения между бизнесом и властью на постсоветском пространстве чаще всего рассматриваются в коррупционном, т. е. негативном, контексте ^Маре^окИ, 2013).

Таблица. Отношение СМИ Санкт-Петербурга к GR-коммуникациям (количество информационных материалов)

СМИ Всего материалов, количество Позитивно Негативно Нейтрально

«Невское время» 16 2 6 8

«Деловой Петербург» 15 1 3 11

«Балтинфо» 11 — 6 5

«Росбалт» 14 — 10 4

«Фонтанка» 10 — 5 5

«ЗаксРу» 16 — 11 5

Итого 82 3 (3,66 %) 41 (50%) 38 (46,33%)

Подведем итоги первого исследовательского проекта. Во-первых, к основному выводу контент-аналитического исследования восприятия деятельности GR-специалистов и лоббистов средствами массовой информации Санкт-Петербурга следует отнести практически полное отсутствие положительных информационных материалов. Вместе с тем среди наиболее часто употребляемых ключевых слов и фраз доминируют слова «лобби» и «лоббизм». Они составляют 94%, тогда как ключевые слова и фразы «GR» и «связи с государством» используются в 6% информационных материалов. Таким образом, негативное отношение относится скорее к лоббизму, а не к GR-коммуникациям. Отсюда следует, что формирующемуся GR-сообществу следует активнее использовать термин «связи с государством» и избегать употребления слова «лоббизм» для описания собственной деятельности.

Во-вторых, нам практически не удалось обнаружить упоминания конкретных субъектов GR-деятельности и даже её отраслей, за исключением строительства и телекоммуникаций, упоминавшихся по одному разу. Очевидно, что это связано с боязнью судебных исков со стороны конкретных субъектов экономической деятельности к средствам массовой информации. Уменьшая риски судебных разбирательств, СМИ предпочитают не называть в своих материалах конкретных представителей GR-деятельности. Таким образом, вторая задача исследовательского проекта — создание базы данных GR-специалистов Санкт-Петербурга — в ходе реализации данного исследовательского проекта практически не была реализована.

СТРУКТУРА РЫНКА GR-КОММУНИКАЦИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кроме того, на данном этапе исследования мы изучили структуру рынка GR Санкт-Петербурга. В начале исследования мы обратились к изучению состава группы GR-специалистов, признанных сообществом в качестве лидеров. Эмпирической базой послужили два общенациональных рейтинга. В рейтинге директоров по отношениям с органами государственной власти, составленном в 2013 г. Ассоциацией менеджеров России (АМР), всего 99 фамилий (Рейтинг директоров, 2012). Из них лишь один — представитель компании, головной офис которой зарегистрирован в Санкт-Петербурге (В. А. Славуцкий, работающий в Группе «Илим»). 60 человек занимают должности, в названии которых так или иначе присутствует прямое указание на функцию выстраивания отношений с органами власти — «вице-президент по связям с государственными органами», «руководитель департамента по региональной политике и взаимодействию с органами власти», «руководитель службы инвестиционного контроля и взаимодействия с регулирующими органами» и т. д.

Аналогичная картина наблюдается в рейтинге, составляемом Центром по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (Рейтинг наиболее эффективных, 2013). Из 142 человек, в 2013 г. попавших в списки по разным отраслям, в названии своей должности имеют оборот «работа с органами власти» (или подобный) — 91, или 64%. В отношении петербургских специалистов в этом рейтинге ситуация несколько более благоприятная. В номинации попали 9 компаний, зарегистрированных в Санкт-Петербурге. Однако, по данным Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, как минимум, на трёх из них трудятся специалисты из Москвы. Таким образом, около 9% списка составляют профессионалы, работающие в Северной столице. Что, конечно, лучше, чем 1% списка АМР.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Большинство компаний, успешных в отношениях с государственными органами, в современной России предпочитают выделять эти отношения в относительно самостоятельное направление работы, создавать в штатном расписании должность, прямо указывающую на специфику деятельности.

2. Открытость рейтингов, должностей и фамилий в них означает, что профессия GR-специалиста сегодня является не только востребованной, но и до_ 257

ПОЛИТЭКС. 2013. Том 9. № 3

статочно престижной. В профессиональной среде словосочетание «работа с государственными органами» не является свидетельством противоправности или аморальности. Кроме того, во многих случаях GR-специалист имеет в компании статус вице-президента, директора и т. д. (об этом свидетельствует и само наличие указанных рейтингов с открытым указанием в них фамилий и иных данных специалистов).

3. Основные силы профессионального сообщества сосредоточены в Москве, что объясняется как концентрацией там основных субъектов (крупных компаний), так и основных объектов (органов федеральной власти) GR-воздействия.

Несмотря на последнюю констатацию, очевидно, что региональные рынки нуждаются в налаживании отношений с органами государственной и муниципальной власти. Согласно исследованию, проведенному в 2010 г., 25% петербургских компаний оценивали государственную власть как приоритетную группу общественности, а еще 29% полагали ее значимость как среднюю или выше средней (Крылова, Филатова, 2012, с. 79). Опираясь на выводы, сделанные при анализе общероссийских (читай — московских) рейтингов, можно предположить, что исследование петербургского рынка приведет нас к аналогичным результатам. Например, выяснится, что более 30% компаний имеют в штате должность GR-специалиста. Поясним: 30% — это экстраполяция выявленных нами 60% в федеральных рейтингах на 54% заинтересованных фирм Петербурга. Заранее предположим, что, если указанное число не будет достигнуто, это может свидетельствовать о слабой развитости петербургского рынка GR-услуг, точнее — об отставании институциализации GR-профессии от реальных потребностей коммерческих субъектов.

В основе данного исследовательского проекта лежит гипотеза, что указание компании на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга свидетельствует о налаженных отношениях между данной компанией и властью субъекта Федерации. Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере инвестиционной, единой инновационной политики, промышленности и агропромышленного комплекса осуществляет Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (Положение, 2012). Таким образом, именно в Комитете по промышленной политике концентрируется информация о состоянии экономической сферы города, разрабатываются основные направления ее развития. Страницы Комитета на портале Администрации Санкт-Петербурга содержат сведения об основных субъектах экономической деятельности, структурированные по отраслям и кластерам. Выделены кластеры: автомобильный, судостроительный, радиоэлектроники, фармацевтической и медицинской промышленности, а также агропромышленный комплекс и промышленность.

Автомобильный кластер: на территории Санкт-Петербурга функционируют пять автомобилестроительных заводов, ведется также строительство завода по производству Ё-мобилей.

Кластер радиоэлектроники сформирован на базе Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций. Всего в Ассоциацию входят 52 члена (Список..., 2013).

Судостроительный кластер насчитывает 43 предприятия, однако в качестве основных, объединенных в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», Комитетом выделяются шесть проектно-конструкторских бюро (Судостроительный..., 2013).

Кластер фармацевтической и медицинской промышленности представлен двумя общественными организациями: некоммерческое партнерство «Медико-фармацевтические проекты. XXI век», объединяющее 11 компаний отрасли, и Некоммерческое партнерство «Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий», в которое входит 85 членов. Впрочем, из 13 компаний (Кластер., 2013), занимающихся реализацией проектов кластера, лишь одна — «Меделком» — входит в некоммерческое партнерство.

Агропромышленный комплекс представлен 11 основными отраслями, включающими в себя 80 крупных и средних предприятий, а также 159 малых производств. Из них специального упоминания на сайте профильного ведомства удостоились лишь четыре (Агропромышленный., 2013). Кроме того, на вкладке «Национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса"» специально отмечается, что в приоритетном национальном проекте участвует только одно предприятие — СПК «Племенной завод "Детскосельский"» (Приоритетный., 2013).

На вкладке «Промышленность» не упомянуто ни одного предприятия. Комитет ведет рейтинги предприятий исходя из различных критериев: по объему инвестиций в основной капитал, по размерам платежей в бюджет, по численности работающих, по объему отгруженной продукции. Последний рейтинг имеет своего рода приложения по отраслям — для пищевых продуктов и табака, производства машин и оборудования, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производства транспортных средств и оборудования, а также для металлургии и производства готовых металлических изделий. Эти рейтинги нашей задаче не релевантны, так как содержат «объективные» статистические данные, не давая понимания того, кто из компаний, расположившихся в топ-10 или топ-20, систематически работает над отношениями с властью. Кроме того, ряд компаний, попавших в рейтинги, встречается на страницах кластеров. Тем не менее необходимость изучить промышленный сектор заставляет проанализировать и эти списки, прежде всего — крупнейших налогоплательщиков.

На основании анализа официального сайта Администрации Санкт-Петербурга можно сделать вывод, что более эффективное продвижение интересов компании осуществляется в том случае, если у нее есть собственные ресурсы для выстраивания отношений с властью. Если таких ресурсов нет, бизнес-субъектам целесообразно объединяться в ассоциации, де-факто, а возможно, и де-юре выполняющие функции GR-структур. В пользу этого вывода свидетельствуют ссылки Комитета на сайты профессиональных ассоциаций и прямые указания на то, что среди задач «Кластера медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий» — представление интересов участников при взаимодействии с государственными органами, а Санкт-Петербургская Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотеле-

коммуникаций служит организации взаимодействия предприятий Ассоциации с комитетами городского правительства. При этом примеры судостроительного кластера, тем более кластера фармацевтической и медицинской промышленности, говорят о том, что самостоятельность компаний на петербургском рынке приносит большие дивиденды.

Перед исследователями стояла задача выявить успешных в отношениях с властью компаниях структуры и конкретных персон, специализирующихся на GR. По открытым интернет-источникам были проанализированы данные по всем компаниям, непосредственно упомянутым на страницах Комитета по промышленной политике и инновациям, а кроме того, по 13 предприятиям из Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций; 25 — из НП «Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий»; топ-20 — из рейтинга крупнейших налогоплательщиков (из них 6 компаний уже были упомянуты в других списках) и топ-20 — крупнейших предприятий по численности работающих в 2012 г. (из них 9 компаний были упомянуты в ранее проанализированных списках). Таким образом, в сферу нашего внимания попали 92 компании, имеющие «петербургскую прописку».

В 92 компаниях было выявлено 8 человек, занимающих должность, в названии которой фигурирует оборот «работа с государственными органами» или ему подобный. К этому списку стоит добавить представителей еще 4 компаний, вошедших в федеральные рейтинги, но по различным причинам выпавшим из исследовательского поля при анализе материалов Комитета по промышленной политике и инновациям Правительства Петербурга. Итого, в 98 компаниях удалось выявить 12 соответствующих специалистов. Среди этих двенадцати такие безусловные лидеры бизнеса, как «Петро» ^Т1), «Дженерал Моторз», «Форд», «Газпром-Нефть», «Балтика», «Петербургский тракторный завод», что еще раз подтверждает наше предположение о том, что выделение специалиста по взаимодействию с органами государственной власти является перспективной стратегией. Однако получившийся итог — 12% — очень далек от тех 30%, которые мы предположили, основываясь на передовых российских тенденциях. Вероятно, некоторая часть специалистов по связям с органами государственной власти указанными выше методами не была выявлена. Так, на настоящий момент наша база корпоративных ОЯ-специалистов содержит в два раза больше человек. Тем не менее можно с уверенностью говорить, что при расширении исследовательского поля и изменении методологии указанный процент изменится не сильно. Таким образом, можно констатировать, что ин-ституционализация профессии вИ заметно отстает от реальных потребностей петербургского рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Итак, проведенное нами исследование выявило зарождающийся тренд, направленный на институционализацию деятельности GR-специалистов в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности. Этому способствует развитие биз-

нес-структур, общественных институтов и курс на информационную открытость органов государственной власти в России. К тому же на совершенствование механизмов коммуникации между обществом и властью влияет развитие новых информационных технологий, требующих инновационных коммуникативных подходов как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса. «Взаимная заинтересованность государственной власти, бизнес-сообщества и общественных организаций в установлении понятной, стабильной системы отношений привела к расширению стратегического и тактического арсенала коммуникативного менеджмента в сфере Government Relations» (GR: теория и практика, 2013, с. 3).

Тем не менее, отрасль Government Relations остается пока еще достаточно закрытой и труднодостижимой для исследователей. Что касается Санкт-Петербурга, то нам удалось выявить на настоящий момент около трех десятков специалистов, занимающих в бизнес-структурах штатные должности специалистов по связям с органами государственной власти.

Необходимо подчеркнуть, что различные деловые ассоциации также обеспечивают значительную поддержку GR-деятельности компаний. Эта поддержка пока осталась за рамками нашего исследования. Дальнейшего исследования также требует и роль первых лиц компаний в налаживании эффективных взаимоотношений между бизнесом и властью. В исследовании осталась не затронутой проблематика взаимодействия власти и некоммерческих организаций, а также их готовности и готовности бизнеса к открытому и интерактивному взаимодействию с властью в Интернете. Исследования в данных направлениях являются следующими логическими шагами аналитической деятельности.

Литература

Аги У., Кэмерон Г., ОлтФ., УилкоксД. Самое главное в PR. СПб.: Питер, 2004. 426 с. (Agi U., Camaron G., Olt F., Wilcox D. The Most Important in PR. Spb.: Piter, 2004. 426 p.).

Агропромышленный комплекс в Санкт-Петербурге. 2013 // http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_ industrial/agro_prom/ (Agro-Industrial Complex of St. Petersburg. 2013 // http://gov.spb.ru/gov/ otrasl/c_industrial/agro_prom/).

Ачкасова В. А. Лоббирование и GR: точки профессионального пересечения // Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти / под ред. В. И. Быкова, Л. Н. Галенской, Л. В. Сморгунова. СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006. С. 101-112 (Achkasova V. A. Lobbing and GR: Common Points in Professions // Formatting the System of Civilized Lobbing in Russia: GR and the Problems of Effective Interaction of Business and Power / ed. by V. I. Bykov, L. N. Galenskaya, L. V. Smorgunov. St. Petersburg, SKF «Russia-Neva», 2006. P. 101-112).

БентлиА. Процесс государственного управления. М.: Николо М, 2012. 312 с. (BentleyA. The Process of Government. M. : Nikkolo M, 2012. 312 p.).

Быков И. А., Филатова О. Г. Government Relations: Современные теоретические подходы и практические решения // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 52-й междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосен-ко. СПб.: СПбГУ, 2013. С. 137-140 (BykovI. A., Filatova O. G. Government Relations: Contemporary Theories and Practices // Mass Media in Today Worl: St. Petersburg Readings / ed. by S. G. Korko-nosenko. St. Petersburg, St. Petersburg State University, 2013. P. 137-140).

Кластер фармацевтической и медицинской промышленности. 2013 // http://gov.spb.ru/ gov/otrasl/c_industrial/farmklaster/ (Cluster pharmaceutical and medical industry. 2013 // http:// gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/farmklaster/).

Крылова Е., Филатова О. Рынок коммуникационных услуг Санкт-Петербурга: потребности базисных субъектов PR. Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 93 с. (Krylova E., Filatova O. The Market of Communications Servicies in St. Petersburg: The Demands of PR Basic Subjects. Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 93 p.).

Медиалогия: информационно-аналитическая система. 2013 // http://www.mlg.ru/ratings/ regional_media/2551/25/2013/2/ (Mediology: Information and Analitic System. 2013 // http://www. mlg.ru/ratings/regional_media/2551/25/2013/2/).

Положение о Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Утверждено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1043 // http:// gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/information/polnomoch/ (Regulations on the Commi ttee on Industrial Policy and Innovation in St. Petersburg. Approved by the Resolution of the Government of St. Petersburg of 27.09.2012 N 1043 // http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/information/polno-moch/).

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» и реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге. 2013 // http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/agro_prom/nacproekt/ (Priority National Project "Development of agriculture" and the implementation of the State Program of development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food in St. Petersburg. 2013 // http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/agro_prom/nacproekt/).

Рейтинг директоров по отношениям с органами власти, 2012 // Ассоциация менеджеров России, 2012 // http://amr.ru/upload/GR_2012.pdf (Rating Directors on relations with the authorities, 2012 // Russian Managers Association, 2012 // http://amr.ru/upload/GR_2012.pdf).

Рейтинг наиболее эффективных отраслевых специалистов по связям с органами государственной власти России // http://www.gr-congress.ru/rating/fr! (Rating the most effective industry experts Relations with public authorities Russia // http://www.gr-congress.ru/rating/fr!)

Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. 2001. № 3. С. 23-32 (Smorgunov L. V. Network Aproach to Politics and Government // Polis. 2001. No 3. P. 23-32).

Список членов Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций. 2013 // http://spbapr.ru/content/spisok_ chlenov_assotsiatsii (List of members of the St. Petersburg Association of electronics, instrumentation, communications, and information and telecommunications. 2013 // http://spbapr.ru/content/ spisok_chlenov_assotsiatsii)

Судостроительный кластер Санкт-Петербурга. 2013 // http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_indus-trial/sudostroitelnyj-klaster/ (Shipbuilding cluster of St. Petersburg. 2013 // http://gov.spb.ru/gov/ otrasl/c_industrial/sudostroitelnyj-klaster/).

Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму. М.: Николло М; Альпина Бизнес Бук, 2007. 379 с. (Tolstyh P. A. GR. Practices of Lobbism. M.: Nikkolo M, 2007. 379 p.).

GR: теория и практика: учебник / под ред. И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 177 с. (GR: Theory and Practice / ed. by I. E. Mintusov, O. G. Filatova. St. Petersburg, St. Petersburg State University, 2013. 177 p.).

GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / под ред. Л. В. Сморгунова, Л. Т. Тимофеевой. М.: РОС-СПЭН, 2012. 408 с. (GR-Connections with Government. Theory, Practice and Mechanisms of Interaction of Business, Civil Society, and State / ed. by L. V. Smorgunov, L. T. Trofimova. M.: ROSSPEN, 2012. 408 p.).

Mack С. S. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Westport: Greenwood Publishing Group, 1997. 216 p.

McNair B. Power, profit, corruption, and lies: The Russian media in the 1990s // De-Westernizing Media Studies / James Curran, Myung-Jin Park (eds.). L. ; N.Y : Routledge, 2000. P. 79-94.

Shlapentokh V. Corruption, the Power of State and Big Business in Soviet and Post-Soviet Regimes // Communist and Post-Communist Studies. 2013. Vol. 46. P. 147-158.

ЛОЛИМЭКС. 2013. Том 9. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.