Научная статья на тему 'Анализ инновационного климата и управление экономическим развитием Санкт-Петербурга'

Анализ инновационного климата и управление экономическим развитием Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INNOVATION CLIMATE / МЕГАПОЛИС / METROPOLIS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / КЛАСТЕР / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушивец Евгений Николаевич

Статья посвящена управленческим аспектам анализа инновационного климата Санкт-Петербурга, обеспечивающего развитие мегаполиса. С этих позиций автором исследуется современное состояние и перспективы развития кластерного процесса, напрямую связанного с формированием благоприятного инновационного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF INNOVATION CLIMATE AND THE MANAGEMENT OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF ST. PETERSBURG

The article is devoted to managerial aspects of the analysis of innovation climate in St. Petersburg, ensuring the development of the metropolis. From this perspective, the author examines the current state and the prospects of the cluster process development, directly associated with the formation of favorable innovative climate.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационного климата и управление экономическим развитием Санкт-Петербурга»

анализ

ИННОВАцИОННОГО КЛИМАТА

и управление

эКОНОМИчЕСКИМ РАзВИТИЕМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

THE ANALYSIS OF INNOVATION CLIMATE AND THE MANAGEMENT OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF ST. PETERSBURG

УДК 334.752

УШИВЕЦ Евгений Николаевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Ptsuen2008@ .¡^■bj gmail.com

^^Ир^^ USHIVEZ, Evgeny Nikolaevich

Post-graduate student of Saint-Petersburg State Economic University, [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена управленческим аспектам анализа инновационного климата Санкт-Петербурга, обеспечивающего развитие мегаполиса. С этих позиций автором исследуется современное состояние и перспективы развития кластерного процесса, напрямую связанного с формированием благоприятного инновационного климата.

Ключевые слова: экономическое развитие, инновационный климат, мегаполис, глобализация, управление, кластер.

Abstract.

The article is devoted to managerial aspects of the analysis of innovation climate in St. Petersburg, ensuring the development of the metropolis. From this perspective, the author examines the current state and the prospects of the cluster process development, directly associated with the formation of favorable innovative climate.

Key words: economic development, innovation climate, metropolis, globalization, management, cluster.

В условиях глобализации усиливается конкуренция между странами, стремящимися к лидирующим позициям в экономическом развитии. Это предполагает поиск субъектов, способных стать драйверами развития, преимущественно сконцентрированного в транснациональных компаниях (корпора-

циях) (ТНК) и мегаполисах. В нашей стране на современном этапе, в период углубления кризиса, сопровождающегося экономическими санкциями, использование возможностей ТНК существенно затрудняется. В этой связи научный и практический интерес вызывает анализ тех возможностей, которыми обла-

61

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2016

дают российские мегаполисы. Во многом он обусловлен концентрацией в мегаполисах наиболее передовых, востребованных факторов производства, благодаря которым осуществляется разработка инновационных продуктов, сопровождающаяся формированием устойчивого платежеспособного спроса. Для обеспечения инновационного типа развития необходимо привлечение таких факторов производства в сферу реальной экономики, что невозможно без соответствующего инновационного климата [1].

Формирование благоприятного инновационного климата - сложный процесс, который определяется влиянием множества факторов, таких как динамика экономических интересов, особенности делового климата, трансформация инвестиционной среды, степень открытости национальной экономики, фаза экономического цикла и др. Исходя из этого, важным элементом совершенствования инновационного климата является его анализ [2].

Поскольку в настоящее время отсутствуют единые методики и алгоритмы его проведения, задачей настоящей статьи будет рассмотрение различных аспектов оценки инновационного климата на примере такого российского мегаполиса, как Санкт-Петербург.

Сегодня Санкт-Петербург, с его активным развитием, занимает особое место среди мегаполисов нашей страны. Это является следствием сложившейся системы правового и законодательного обеспечения, действий городской администрации по поддержке и стимулированию инновационной, инвестиционной и деловой активности, а также достаточно высокой стабильности в экономической, политической и социальной сфере, по сравнению с большинством других российских мегаполисов и субъектов Федерации.

Санкт-Петербург представляет собой крупный транспортный узел, снабжающий промышленные предприятия необходимым сырьем, материалами, оборудованием для производства и отправки готовой продукции как российским, так и зарубежным потребителям. Исторически город обладает уни-

кальной научной и образовательной базой, обеспечивающей бизнес-структуры квалифицированными кадрами и современными, высокотехнологичными разработками. Благодаря географическому положению города, его развитой, диверсифицированной экономике, эффективному транспортно-транзитному комплексу и действующему инвестиционному законодательству, инновационный климат в Санкт-Петербурге оценивается как благоприятный, что влияет на принятие собственниками решений об инвестировании в экономику мегаполиса. Во многом это зависит от значения и динамики ключевых социально-экономических показателей, представленных в приведенной ниже таблице.

Наибольшее внимание следует уделить промышленности, как ключевой составляющей любой крупной хозяйственной системы. Среди наиболее значимых отраслей промышленности Санкт-Петербурга необходимо выделить автомобилестроение, судостроение, радиоэлектронику, электроэнергетику, фармацевтическую и медицинскую промышленность. Практически все из вышеуказанных отраслей в настоящее время образовали кластеры [4]. Это послужило причиной создания в 2014 г. Центра кластерного развития ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», цель которого заключается в выявлении кластерных инициатив, содействии формированию и развитию территориальных кластеров, координировании взаимодействия их участников, совершенствовании инновационного климата и повышении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, относящихся к малому и среднему бизнесу [5].

Санкт-Петербургским Центром кластерного развития (ЦКР) курируется деятельность восьми территориальных кластеров. Дадим им краткую характеристику, в том числе с учетом влияния на инновационный климат мегаполиса.

Первый - Кластер информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и информационных телекоммуникаций. Его появление связывают с создани-

Показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга в 2014 г.

Показатель Санкт-Петербург РФ

2014 г. в % к 2013 г. в % к 2013 г.

Объем ВРП, млрд руб. 2496,5 109,5

Количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов, ед. 372636 104,3

Индекс промышленного производства, % - 91,8 101,7

Оборот розничной торговли, млрд руб. 1 001,2 100,8 102,5

Величина номинальной средней начисленной заработной платы на 1 работника, руб. 40 660 110,7 109,7

Величина реальной заработной платы 1 работника, руб. 102,8 101,9

Количество безработных, зарегистрированных официально, тыс. человек 10,3 109,6 96,2

Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги, % - 113,3 111,4

Объем инвестиций в основной капитал предприятий, млрд руб. 502,6 101,8 97,5

ем в 2008 г. Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и информационных телекоммуникаций на базе нескольких радиоэлектронных предприятий. На основе этой Ассоциации сформировался кластер, который сегодня осуществляет высокотехнологичные разработки, связанные с использованием приборов, датчиков и автоматизированных систем, применяющихся в городском хозяйстве. Основными направлениями разработок стали комплексная безопасность, ресурсосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, деятельность городской администрации, направленная на повышение качества жизни жителей мегаполиса [6].

Второй - Автомобилестроительный кластер. Как известно, сегодня в Санкт-Петербурге размещаются действующие предприятия таких мировых автомобильных гигантов, как Форд, Ниссан, Тойота, Хендай, МАН, Скания, с годовой совокупной мощностью автосборочных производств до 400 тысяч

единиц и численностью персонала свыше 8 тысяч человек.

Основываясь на данных за 2013 г., можно говорить о том, что на долю указанного кластера приходится более 20% общего объема производства автомобилей в стране. При общем снижении в стране спроса и объема производства, в 2013 г. петербургские автопроизводители не только не сократили выпуск продукции, но и увеличили его на 1%, произведя более 392,8 тысяч легковых автомобилей [7]. Даже в условиях кризиса, когда некоторые иностранные производители значительно сократили свое присутствие или даже приняли решение покинуть Санкт-Петербург, остается заинтересованность в приходе в кластер других мировых автопроизводителей.

Третий - Судостроительный кластер. Традиционно судостроительной отрасли принадлежат ведущие позиции в промышленности Санкт-Петербурга. Сегодня в городе действуют 43 предприятия, относящиеся к судостроительной отрасли, численность

работников которых превышает 50 тысяч человек. Отрасли судостроения, наряду с капиталоемкостью, присущи такие характеристики, как высокая наукоемкость проектов и существенная инерционность разработок. В силу этого кластерное развитие становится наиболее адекватным специфике обеспечения конкурентоспособности судостроительных предприятий, обусловленной локализацией на одной территории ключевых звеньев производственного процесса.

Основные научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации отрасли и ее производственные мощности сегодня сконцентрированы именно в Санкт-Петербурге, где осуществляется постройка надводных судов и кораблей, среди которых -танкеры, ледоколы и ракетные крейсеры, а также подводной техники, глубоководных аппаратов и специального морского оборудования.

Кластер образуют предприятия, входящие в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ОАО «Адмиралтейские верфи». Ими выполняются заказы отечественного и зарубежного флота, относящиеся к подводному кораблестроению, строительству судов гражданского назначения, в том числе особо мощных современных танкеров [8]. Сотрудничество производственных судостроительных предприятий с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями способствует дальнейшему усилению концентрации производства в отрасли и укреплению связей с предприятиями других отраслей в области научных исследований, развития радиоэлектроники и металлообработки.

Четвертый - Кластер фармацевтической и медицинской промышленности, ориентированный на производство и внедрение таких инновационных разработок, как оригинальные и воспроизведенные лекарственные препараты, медицинская техника и изделия медицинского назначения. В 2010 г. было создано Некоммерческое партнерство «Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий», которое сегодня объеди-

няет более 85 предприятий малого и среднего бизнеса. В рамках Партнерства реализуются общие интересы его участников на основе взаимодействия с администрацией мегаполиса и федеральными органами государственного управления, в целях продвижения фармакологической и медицинской продукции на уровне региона, страны, а также на международном уровне [9].

По оценкам Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», Санкт-Петербург сегодня можно считать одним из наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов, рассматривая его как стартовую площадку для внедрения результатов инновационных разработок в области медицины и фармакологии [10]. Мегаполис обладает уникальной базой для проведения научных исследований в указанной сфере благодаря имеющемуся потенциалу действующих научно-исследовательских учреждений и учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, а также наличию высококвалифицированного персонала. В то же время в условиях действия секторальных санкций, введенных по отношению к нашей стране рядом экономически развитых стран, а также значительного снижения курса российской национальной валюты, возникает дополнительная потребность в производстве высококачественных лекарств и медицинского оборудования. В этой связи следует активизировать работу по подготовке перспективных территорий и производственных площадей для наращивания производства фармкласте-ра, заключая соглашения о сотрудничестве с разработчиками инновационной продукции и перспективными инвесторами. Эффективная кластерная политика в сфере фармацевтической и медицинской промышленности будет оказывать положительное влияние на инновационный климат не только в данном сегменте, но и во всей производственной сфере мегаполиса.

Пятый - Кластер развития инноваций в энергетике и промышленности, который в настоящее время объединяет 19 предприятий.

Он создан с целью внедрения инноваций и реализации политики импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе, что предполагает решение двух основных задач:

• повышение конкурентоспособности участников кластера на основе сотрудничества при формировании расширенного запроса на результаты научно-технической деятельности;

• реализация проектов по внедрению инновационного оборудования для топливно-энергетического комплекса, в том числе импортозамещающего [11].

Шестой - Кластер высоких технологий и инжиниринга, базирующийся на сложившемся в Санкт-Петербурге центре технического образования и инженерных разработок, с большим количеством проектно-конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, инженерных центров и инженерно-технических служб, а также действующих инжиниринговых компаний. Предприятия кластера оказывают услуги в сфере инноватики, системной интеграции, оснащении измерительным оборудованием, изготовлении электронных компонентов, создании 1Т-инфраструктуры, технологического консалтинга, телекоммуникаций, проектирования предприятий и т. д. Развитие инжиниринговых технологий на предприятиях промышленной сферы города обеспечивается на основе интеграционных процессов и взаимодействия бизнес-сообщества, государственной власти и общественных организаций [12]. Это создает основу для решения задач, связанных с модернизацией и повышением конкурентоспособности промышленного производства в Российской Федерации, в том числе работающего на территории мегаполиса.

Седьмой - Инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника». Он создан с целью развития сотрудничества между крупными потребителями железнодорожной и метровагонной техники и предприятий среднего и малого бизнеса в рамках технологий, обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие участников единой цепи создания стоимости в Санкт-Петербурге.

Предприятия, образующие этот кластер (в количестве 22), специализируются на поставках продукции и услуг Санкт-Петербургскому метрополитену и предприятиям железнодорожного транспорта [13].

В условиях экономического кризиса, оказывающего заметное негативное влияние на работу этого кластера вследствие сокращения спроса на железнодорожные грузоперевозки, предприятия кластера демонстрируют относительно неплохие результаты. Это обеспечивается за счет проектов по модернизации и расширению веток метрополитена в Санкт-Петербурге и других российских мегаполисах, имеющих этот вид городского транспорта.

Восьмой - Инновационный территориальный промышленный кластер «Композитный кластер Санкт-Петербурга». Он является самым молодым, так как сформирован только в 2015 г., с целью повышения конкурентоспособности его участников. Планируется, что предприятиям данного кластера к концу 2020 г. будут принадлежать лидирующие позиции на рынке композитных изделий и технологий в Санкт-Петербурге, и их рыночная доля превысит 50%. Это позволит обеспечить современными, высокотехнологичными композитными изделиями предприятия, относящиеся к основным отраслям городской промышленности (энергетика, судостроение, строительство, транспортное машиностроение и т. д.).

Представленный материал, иллюстрирующий современные черты кластерного развития Санкт-Петербурга, позволяет осуществлять оценку инновационного климата с целью его совершенствования. Уже сегодня можно наблюдать положительные тенденции, проявляющиеся, в частности, в том, что по ряду позиций петербургские предприятия оказываются вполне конкурентоспособными как на российском, так и на международном рынке высокотехнологичной продукции.

В настоящее время предприятиями Санкт-Петербурга установлены торговые связи с партнерами в 196 странах. При этом в связи с экономическим кризисом и введенными против нашей страны экономическими санк-

циями объем внешней торговли снижается. В 2014 г. он сократился, по сравнению с 2013 г., на 8% и составил 50,2 млрд долл. США (без учета торговли со странами Таможенного союза). Отрицательная динамика наблюдается и в импорте. В соотношении между экспортом и импортом за 2014 г. незначительно увеличилась доля экспорта. Коэффициент покрытия импорта экспортом составил 67,9% [14].

Подводя итог анализу экономики Санкт-Петербурга и оценке кластерного процесса в мегаполисе, следует остановиться на государственных инструментах развития инновационного климата в Санкт-Петербурге.

Укажем, что за последнее десятилетие в этом направлении было предпринято множество усилий, часть из которых были более, а часть -менее успешными с точки зрения совершенствования инновационного климата [15, с. 12]. В данном случае наибольший интерес вызывают недавние процессы, поскольку они отражают кризисную ситуацию 2014-2015 гг., а также проблемы, сохраняющиеся и в наступившем 2016 г. Конкретный перечень связанных с этим антикризисных мер представлен на официальном сайте Комитета по экономической политике и стратегическому планированию администрации Санкт-Петербурга.

Следует подчеркнуть, что состояние инновационного климата можно проследить на основе рейтингов. Сведения о текущих позициях Санкт-Петербурга в различных рейтингах и их изменениях регулярно публикуются городской администрацией. Высокие позиции в международных и российских рейтингах служат свидетельством эффективной работы Правительства Санкт-Петербурга и характеризуют, наряду с общим социально-экономическим развитием мегаполиса, его привлекательность с точки зрения инновационного климата и инвестиций. В частности, Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга приводятся показатели Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ для иллюстрации достижений в области снижения административных барьеров. В результате реализации совместного проекта Агентства

стратегических инициатив и предпринимателей города Санкт-Петербург в 2015 г. поднялся из пятой группы во вторую [16]. Безусловно, неверно было бы связывать это только с инновационной деятельностью кластеров, однако недооценивать их роль также не стоит. Ключевой характеристикой кластеров, с точки зрения оценки и совершенствования инновационного климата, является их способность стимулировать развитие в области высоких технологий и привлечения инвестиций. Причины этого видятся в следующем:

• предприятия-участники кластеров оказываются способными более быстро и адекватно реагировать на изменения потребительских предпочтений, а также платежеспособного спроса, особенно если речь идет об инновационной продукции;

• участники кластера получают возможность снижать издержки, относящиеся к трансакционным, что стимулирует использование инновационных методов деятельности;

• для предприятий-участников кластера становятся более доступными новые ресурсы и инновационные технологии;

• для участников кластера обеспечивается снижение административных барьеров, связанных с ведением предпринимательской деятельности, преимущественно в высокотехнологичных отраслях, и др.

Обеспечивая активное профессиональное сотрудничество за счет обмена знаниями, опытом, инновациями, предприятия-участники кластера закладывают основы для дополнительного развития, интеграции, а также формальных и неформальных коммуникаций. Результатом такого взаимодействия становится стимулирующий эффект, оказывающий влияние на различные сферы экономической деятельности Санкт-Петербурга и совершенствование инновационного климата мегаполиса в целом. Безусловно, не все задачи сегодня решены; напротив - многое еще предстоит сделать, опираясь как на успешно апробированные модели и инструменты, так и на новые, обусловленные инновационным характером управленческого процесса.

Список литературы

1. Коростышевская Е. М., Плотников В. А. Теоретические аспекты формирования целей в российской региональной политике // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С.62-71.

2. Харламова Т. Л. Управление процессом перевода российских мегаполисов к инновационному типу экономического развития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 1. С. 51-56.

3. Основные показатели социально-экономического развития Санкт-Петербурга в 2014 г. URL: http//www.cedipt.spb.ru/upload_2014.pdf (дата обращения: 7.08.2015).

4. Барсуков Д. П., Кудряшов В. С. Формирование промышленного кластера: теоретические и методические аспекты. СПб.: СПбГУКиТ, 2014. 170 с.

5. Цели и задачи Центра кластерного развития Санкт-Петербурга. URL: http://spb-cluster.ru/cluster_spb/center (дата обращения: 08.03.2015).

6. Кластер радиоэлектроники. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_ industrial/klaster-radioelektroniki (дата обращения: 11.04.2015).

7. Автомобильный кластер. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/ avtomobilnyj-klaster (дата обращения: 09.04.2015).

8. Судостроительный кластер. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_ industrial/sudos-troitelnyj-klaster (дата обращения: 15.04.2015).

9. Некоммерческое партнерство «Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий». URL: http://clustermedtech.ru/o-klastere (дата обращения: 11.08.2015).

10. Центр Маркетинговых Исследований «Фармэксперт». URL: http://www.pharmex-pert.ru (дата обращения: 22.02.2014).

11. Кластер развития инноваций в энергетике и промышленности. URL: http://spb-cluster.ru/clucters/energy_innovations (дата обращения: 14.11.2015).

12. Кластер Высоких технологий и Инжиниринга. URL: http://gov.spb.ru/ gov/otrasl/c_ industrial/klaster-vysokih-tehnologij-i-inzhiniringa (дата обращения: 26.10.2015).

13. Некоммерческое партнерство «Инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения». URL: http://www.metrodetal.ru/ cooperation_clus-ter_membership/sotrudnichestvo (дата обращения: 06.07.2015).

14. Подведены итоги 2014 года в Северо-Западном таможенном управлении. URL: http://customsonline.ru/3403-podvedeny-itogi-2014-goda-v-severo-zapadnom-tamoz-hennom-upravlenii.html (дата обращения: 21.06.2015).

15. Харламов А. В., Харламова Т. Л. Особенности государственного управления национальной экономикой в период глобализации // Вестник НГУЭУ. 2015. № 1. С. 10-17.

16. Маринина А. Инвестиции с человеческим лицом // Комерсантъ. 2015. 31 дек. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2882307 (дата обращения: 09.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.