Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЛОЛОГИИ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЛОЛОГИИ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ШКОЛЬНИКИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Юлия Ивановна, Зайцева Светлана Анатольевна

В данной статье рассматривается владение ИКТ-компетентностью учителем русского языка как необходимое требование к организации образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Именно от педагога во многом зависит уровень коммуникативной грамотности и культуры школьников в цифровой среде, которая для многих обучающихся уже является определяющей и приоритетной. Результаты опроса учителей русского языка показали, что педагоги-филологи нуждаются в организации для них курсов повышения квалификации в области цифровых технологий, осознают серьезность проблемы низкого уровня грамотности школьников при общении в Интернете и готовы решать эту проблему и брать на себя ответственность за формирование у школьников культуры общения в цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Юлия Ивановна, Зайцева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOLOGY TEACHER’S READINESS TO FORM A CULTURE OF COMMUNICATION AMONG SCHOOLCHILDREN IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

This article discusses the possession of ICT competence by a teacher of the Russian language as a necessary requirement for the organization of the educational process in the conditions of digitalization of society. It is the teacher who largely determines the level of communicative literacy and culture of schoolchildren in the digital environment, which for many students is already a defining and priority. The results of the survey of Russian language teachers showed that teachers of philology need to organize advanced training courses in the field of digital technologies for them, are aware of the seriousness of the problem of low literacy of schoolchildren when communicating on the Internet and are ready to solve this problem and take responsibility for the formation of a culture of communication in the digital environment among schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЛОЛОГИИ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

УДК 37.881.161.1

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЛОЛОГИИ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Савельева Юлия Ивановна

студент 1 курса магистратуры, Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский

государственный университет », Шуя, Россия E-mail: saweljewa. dzhulia@yandex. ru

Зайцева Светлана Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики, информатики и методики обучения

Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуя, Россия

THE PHILOLOGY TEACHER'S READINESS TO FORM A CULTURE OF COMMUNICATION AMONG SCHOOLCHILDREN IN THE DIGITAL

ENVIRONMENT

Yulia Ivanovna Savelyeva

1st year Master's student, Shuya Branch of the Ivanovo State University,

Shuya, Russia E-mail: saweljewa. dzhulia@yandex. ru

Zaitseva Svetlana Anatolyevna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Mathematics, Computer Science and Teaching Methods

Shuya Branch of the Ivanovo State University, Shuya, Russia

Аннотация. В данной статье рассматривается владение Некомпетентностью учителем русского языка как необходимое требование к организации образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Именно от педагога во многом зависит уровень коммуникативной грамотности и культуры школьников в цифровой среде, которая для многих обучающихся уже является определяющей и приоритетной. Результаты опроса учителей русского языка показали, что педагоги-филологи нуждаются в организации для них курсов повышения квалификации в области цифровых технологий, осознают серьезность проблемы низкого уровня грамотности школьников при общении в Интернете и готовы решать эту проблему и брать на себя ответственность за формирование у школьников культуры общения в цифровой среде.

Abstract. This article discusses the possession of ICT competence by a teacher of the Russian language as a necessary requirement for the organization of the educational process in the conditions of digitalization of society. It is the teacher who largely determines the level of communicative literacy and culture of schoolchildren in the digital environment, which for many students is already a defining and priority. The results of the survey of Russian language teachers showed that teachers of philology need to organize advanced training courses in the field of digital technologies for them, are aware of the seriousness of the problem of low literacy of schoolchildren when communicating on the Internet and are ready to solve this problem and take responsibility for the formation of a culture of communication in the digital environment among schoolchildren.

Ключевые слова, учителя русского языка, школьники, Некомпетентность педагога, цифровая среда, культура общения.

Keywords: Russian language teachers, schoolchildren, teacher's ICT competence, digital environment, communication culture.

Процесс цифровизации можно смело назвать отличительной чертой современного общества. В.Г. Халин и Г.В. Чернова считают цифровизацию «современным общемировым трендом развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни» [6, с. 47]. Однако улучшение качества жизни возможно лишь в том случае, если каждый человек будет обладать достаточной компетентностью в области цифровых технологий. Поэтому перед государством стоит задача повышения цифровой грамотности и цифровой культуры населения. Одним из значимых показателей цифровой культуры личности является знание и соблюдение речевых и языковых норм при общении в сети Интернет.

Совершенно очевидно, что, в первую очередь, высоким уровнем владения цифровых компетенций должны обладать педагоги. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [5] в рамках одной из задач говорится о необходимости уделять постоянное внимание профессиональной подготовке педагогических кадров и созданию среды для их профессионального развития в условиях внедрения цифровых технологий. Готовность учителей к реализации учебного процесса в школе в условиях цифровизации общества определяется степенью владения профессиональными компетенциями, в основе которых лежат ИКТ -компетенции.

Под ИКТ-компетенциями педагога С.В. Титова понимает «неотъемлемую профессиональную характеристику, отражающую применение ИКТ в профессиональной области как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в

будущей профессиональной деятельности» [4, с. 42]. В профессиональном стандарте «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» отмечается, что владение ИКТ-компетенциями является обязательным требованием к современному педагогу [2]. В структуре ИКТ-компетентности выделяют, наряду с общепедагогической компетентностью, также и предметно -педагогическую.

Учителю отводится ведущая роль в формировании цифровой грамотности школьников. Т.А. Бороненко указывает на то, что «освоение цифровых технологий в школе даёт возможность освоить обучающимся необходимые в будущей профессии компетенции» [1, с. 53]. Логично, что и сам учитель должен овладеть на высоком уровне цифровыми компетенциями. Относится это и к учителям русского языка. В профессиональном стандарте педагога можно выделить следующие ИКТ-компетенции учителя-филолога [2]:

- организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции;

- формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате;

- поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов;

- формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав.

Также педагог-словесник должен «осуществлять автокоррекцию - при сомнении, чьём-то замечании или столкновении с альтернативой обязательно обращаться к толковым и орфоэпическим словарям и Интернет-источникам», а также «давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики» [2].

Несмотря на все вышеуказанные требования, учителя русского языка остаются одними из самых консервативных педагогов в области автоматизации ряда своих профессиональных функций на основе современных ИКТ. Многие из них считают, что процессы цифровизации общества и интернет-коммуникации способствуют снижению уровня грамотности и речевой культуры школьников [3, с. 71]. Зачастую педагоги-филологи почти не используют на уроках цифровые инструменты и сервисы или даже не знают об их существовании. В чём же причина этого? Что мешает педагогам применять ИКТ на уроках? Может быть, в педагогических вузах уделяется недостаточно внимания формированию предметно-педагогической ИКТ-компетентности учителей в области русского языка?

Чтобы ответить на данные вопросы, нами был проведен опрос учителей русского языка. Целью исследования стало выявление отношения филологов к цифровым технологиям, установление того, насколько сами учителя оценивают свою ИКТ-компетентность, а также выявление причин, которые мешают педагогам-филологам результативно автоматизировать ряда своих профессиональных функций на основе современных ИКТ.

В феврале 2022 года нами был организован онлайн-опрос с помощью сервиса Google Формы. Всего в анкетировании приняли участие 102 респондента, из которых 66 человек (64,7%) - это учителя русского языка, работающие в школах Ивановской области, и 36 человек (35,3%) - студенты 4 и 5 курсов Шуйского филиала ИвГУ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профили «Русский язык. Литература»), большинство из которых уже работает в школах или имеет опыт педагогической деятельности.

Опрос был организован на добровольной анонимной основе, включал в себя 7 анкетных и 2 тестовых вопроса. Все вопросы были реализованы в формате одиночного или множественного выбора, некоторые из них предоставляли возможность, помимо выбора, вводить ответ в открытом формате. Отвечали на вопросы анкеты преимущественно молодые учителя: от

20 до 35 лет - 60 человек (58,8%), от 36 до 50 лет - 36 человек (11,8%) и старше 50 лет - 30 учителей (29,4%). Среди опрошенных 27 учителей (26,5%) имеют высшую квалификационную категорию, 24 педагога (23,5%) являются молодыми специалистами и 15 респондентов (14,7%) - первую квалификационную категорию.

В первую очередь, в ходе опроса мы постарались выяснить, считают ли возможным учителя организовать процесс обучения русскому языку только средствами цифровых технологий, без использования традиционных средств обучения. Как показали результаты опроса, большинство педагогов -словесников (41,2%) считает, что обучить русскому языку современных школьников без ручки и тетради, только применяя ИКТ-технологии нельзя, что объясняется спецификой предмета «Русский язык». Действительно, на уроках отводится много времени развитию речи обучающихся, формированию правописных и пунктуационных умений. Почти столько же опрошенных (38,2%) придерживаются мнения, что на уроках русского языка необходимо сочетание традиционных и цифровых технологий, признают эффективность применения цифровых технологий в процессе формирования языковой грамотности школьников.

Подавляющее большинство учителей единодушны в том, что процесс обучения школьников русскому языку в современных условиях будет успешен только при разумном сочетании традиционных и цифровых инструментов. Девять респондентов (8,8%) ответили, что для организации результативного учебного процесса с использованием цифровых технологий необходимо достаточно высокая компетентность педагога-филолога и они пока не готовы к цифровой трансформации образования. Среди опрошенных учителей (5,8%) нашлись и такие, которые уверены в том, что уже сейчас смогут обойтись в обучении школьников русскому языку без традиционных инструментов (ручки и тетради) и готовы реализовывать весь образовательный процесс исключительно цифровыми инструментами. Три респондента (все из них молодые, начинающие педагоги) считают, что

цифровые технологии оказывают только негативное влияние на обучающихся и препятствуют успешному формированию у школьников языковой грамотности.

Один из вопросов анкеты имел своей целью выявление тех разделов школьного курса русского языка, изучение которых достаточно трудно организовать в дистанционном формате. По мнению большинства опрошенных, сложнее всего обучать в дистанционном формате такие разделы, как «Орфография и пунктуация» (55,9%), «Речь. Культура речи. Стилистика» (38,2%), «Фонетика и графика» (35,3%) и «Синтаксис» (32,4%). Это можно объяснить спецификой методики изучения данных разделов. Так, фонетику нужно изучать, обязательно проговаривая слова устно. Это же касается культуры речи и стилистики. Учителя должны на данных уроках научить обучающихся правильно говорить и строить высказывания. Видимо поэтому учителям представляется сложным организовать процесс освоения этих тем и разделов в дистанционном формате взаимодействия с обучающимися. Наряду с этим, в данный момент существуют различные инструменты организации онлайн-занятий и видеоконференций, голосовые тренажеры, аудиоупражнения и др. Закономерно возникает вопрос об осведомлённости учителей о существовании данных сервисов, их функциях, инструментах и возможностях.

Как следует из опроса, наибольшие затруднения вызывает у педагогов-филологов выбор цифровых инструментов для организации уроков по орфографии и пунктуации. Многие учителя достаточно консервативны в этом вопросе и считают, что любые цифровые инструменты, наоборот, снижают грамотность обучающихся. На наш взгляд, причина такой позиции педагогов-филологов кроется в их осознанном нежелании включать в сферу профессиональной деятельности диалоги обучающихся в социальных сетях и мессенджерах. Однако задача учителя русского языка в современных реалиях -формировать грамотность не только в текстах, написанных от руки в тетрадях, но и в электронных текстах. Об этом говорится и в профессиональном

стандарте педагога. Сейчас всё больше информации мы получаем и сами передаём именно на цифровых носителях. Но готовы ли педагоги-филологи брать на себя ответственность за грамотность учеников при общении в Интернете?

Большая часть опрошенных педагогов (79,4%) дали утвердительный ответ: они готовы брать на себя ответственность за формирование у школьников грамотности при общении в сети «Интернет». Около 18% учителей русского языка затруднились дать ответ на такой вопрос и только три респондента (2,9%) считают, что не должны добиваться соблюдения современными школьниками при общении в сети «Интернет» норм русского литературного языка. Полученные результаты свидетельствуют о высокой степени ответственности опрошенных педагогов-филологов, их добросовестном отношении к работе даже при условии, что некоторые из них оценили свой уровень ИКТ-компетентности как низкий.

Затем мы на основании опроса проанализировали, как часто используют цифровые инструменты и сервисы в педагогической деятельности учителя русского языка. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

■ Постоянно, на каждом уроке

■ Регулярно, 2-3 урока в неделю

■ Эпизодически

■ Не использую

■ Использую только в перид дистанционного обучения

Рис. 1. Регулярность включения цифровых ресурсов в процесс изучения

русского языка

Как видно из представленных выше данных, все респонденты используют цифровые инструменты и сервисы, так как вариант «Не использую» не был выбран ни одним из педагогов. Постоянно применяют на уроках русского языка цифровые ресурсы 23,5% учителей; 32,4% педагогов используют

11,8%

цифровые инструменты на уроках регулярно, столько же педагогов (32,4%) цифровые ресурсы применяют в своей практике редко; 12 респондентов (11,8%) столкнулись с необходимостью использования цифровых технологий только в период реализации учебного процесса в дистанционном формате.

Какие цифровые инструменты и онлайн-сервисы наиболее часто используют в образовательном процессе учителя русского языка? Как показали результаты опроса, самыми часто используемыми в педагогической практике являются программы подготовки медиапрезентаций (85,3%), текстовые процессоры (79,4%) и информационные порталы для подготовки к экзаменам и ВПР (РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) - 61,8%. Также активно применяют педагоги инструменты для проведения онлайн-занятий (70,6%), что объяснятся переходом на дистанционное обучение, и, следовательно, педагоги смогли приспособиться к организации учебного процесса в новых условиях. Всё большую популярность среди учителей русского языка набирают цифровые образовательные платформы Учи.ру, РЭШ, Яндекс учебник, Якласс и онлайн-тренажёры по русскому языку, которые используют 42% респондентов. Используются, но достаточно редко, учителями сервисы для организации тестирования (Google-формы, Kahoot, Quizizz, Online Test Pad), сервисы для создания интерактивных упражнений LearningApps, WordWa ll.

Наименее востребованными оказались сервисы по созданию рабочих листов (WIZER.ME, liveworksheets), по созданию дидактических игр (GamiLab, Е-Треники), сервисы по созданию инфографики (Canva, Genially и др.) и электронные виртуальные доски (Padlet, Lino.it, Miro и др). Вероятно, это объясняется либо отсутствием навыков работы с вышеназванными инструментами или даже незнанием педагогов о существовании этих ресурсов.

После этого мы постарались установить, как сами педагоги оценивают уровень своей ИКТ-компетентности. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

2,9% г2,9%

26,5%

■ Низкий

■ Средний

■ Высокий

■ Очень высокий

67,5%

Рис. 2. Уровень самооценки ИКТ-компетентности учителями русского языка

Как видно из представленных данных, большинство учителей русского языка (67,5%) оценивают уровень владения цифровыми технологиями как средний: они понимают, какой потенциал имеют цифровые технологии, знают примеры их использования, но пока широко не применяют их в учебном процессе. Эти результаты подтверждают и ответы на вопрос о наиболее часто используемых цифровых инструментах на уроках. Достаточно много респондентов (26,5%) считают, что у них высокий уровень ИКТ -компетентности: они уверенно используют широкий спектр цифровых технологий, постоянно изучают и внедряют новые инструменты. Уровень владения информационными технологиями как низкий и, наоборот, очень высокий оценивают только по 3 педагога (по 2,9%).

Для нас важно было выяснить, стремятся ли педагоги-словесники в условиях цифровой трансформации школы повышать свою ИКТ-компетентность, учитывая, что преимущественно они оценивают свой уровень как средний и хотели бы его повысить. В случае положительного ответа нужно было уточнить, в какой форме это происходит. Большинство респондентов (94,1%) занимаются повышением своей ИКТ-компетентности, наиболее популярной формой для этого является самообразование. 61,8% опрошенных самостоятельно проходят в Интернете различные бесплатные курсы в области цифровых технологий; 58,8% респондентов обсуждают с коллегами

возможные способы использования цифровых технологий для улучшения учебного процесса и обмена опытом; 44,1% педагогов используют педагогические сообщества для повышения ИКТ-компетентности; 38,1% учителей записываются на соответствующие обучающие курсы повышения квалификации и еще столько же самостоятельно экспериментируют с разными онлайн-сервисами и инструментами. Варианты ответов позволяют судить о высокой заинтересованности педагогов в достижении эффективности осуществляемого ими учебного процесса.

Для того чтобы установить уровень достоверности ответов на вопрос о самооценке ИКТ-компетентности учителями русского языка и определения объективности результатов данной оценки и всего проведенного опроса в целом, в анкету нами было включено два тестовых вопроса, проверяющих базовые знания информационных технологий: 1) «Как Вы думаете, сколько антивирусных программ целесообразно устанавливать на компьютер?» и 2) «Как вы думаете, в чём разница между дистанционным обучением и электронным обучением?». Максимально за эти вопросы можно было получить 2 балла.

После обработки полученных анкет нами была составлена таблица степени адекватности самооценки ИКТ-компетентности учителей в зависимости от набранных баллов (см. табл. 1).

Таблица 1

Степень адекватности самооценки ИКТ-компетентности учителями

русского языка

Уровень Количество Степень адекватности Количество Доля в

самооценки баллов самооценки человек процентах

ИКТ-компетентности (%)

Средний 1 Адекватная 42 41,2

Высокий 1 Приемлемая 9 8,9

Средний 2 Приемлемая 27 26,5

Высокий 2 Адекватная 18 17,6

Очень высокий 0 Неадекватная 3 2,9

Низкий 1 Адекватная 3 2,9

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных учителей русского языка (97,1%) адекватно оценили свой уровень ИКТ-компетентности. И только 3 педагога-филолога (2,9%) переоценили свой уровень цифровой грамотности, что является приемлемой погрешностью для педагогических измерений и позволяет делать выводы на уровне статистической значимости 0,05. Следовательно, мы можем сделать объективные выводы о том, что мешает учителям русского языка активно использовать цифровые инструменты на своих уроках, а также судить об истинном отношении филологов к средствам ИКТ в учебном процессе.

Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- большинство учителей-филологов считают эффективным обучение русскому языку только в сочетании традиционных средств обучения и цифровых инструментов. Пока рано говорить о способности учителей русского языка организовывать результативный учебный процесс только на основе цифровых инструментов в дистанционном формате взаимодействия;

- большинство учителей русского языка готовы брать на себя ответственность за формирование у школьников грамотности при общении в сети Интернет, что говорит о высокой степени ответственности педагогов-филологов;

- цифровые инструменты и сервисы используются всеми педагогами-филологами, но не всегда их использование носит систематичный и продуманный характер;

- наиболее часто применяют в образовательном процессе учителя русского языка программы подготовки медиапрезентаций, текстовые процессоры и информационные порталы для подготовки к экзаменам, инструменты для проведения онлайн-занятий. Более современные цифровые инструменты педагоги используются достаточно редко, что говорит о

необходимости регулярного планомерного процесса повышения квалификации в области цифровых технологий;

- является позитивным тот факт, что практически все респонденты занимаются повышением уровня ИКТ-компетентности в самых разных формах: самостоятельное прохождение в Интернете различных учебных курсов, обсуждение с коллегами возможных способов использования цифровых технологий и обмен опытом, посещение педагогических сообществ, прохождение курсов повышения квалификации, экспериментирование с разными онлайн-сервисами и цифровыми инструментами и др.

Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что цифровая трансформация общества и образования требует от педагогов всех образовательных областей непрерывного совершенствования своей ИКТ-компетентности. От учителя русского языка во многом зависит уровень коммуникативной грамотности и культуры школьников в цифровой среде, которая для многих обучающихся уже является определяющей и приоритетной.

Педагоги-филологи подтверждают необходимость организации для них курсов повышения квалификации в области цифровых технологий, осознают серьезность проблемы низкого уровня грамотности школьников при общении в Интернете и готовы решать эту проблему и брать на себя ответственность за формирование у школьников культуры общения в цифровой среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды школы // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -2021. - Т. 27. - № 1. - С. 51-61.

2. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. - URL:

http://профстандартпедагога.рф/wp-content/uploads/2014/07/ПС_Педагог.docx (дата обращения: 17.02.2022).

3. Савельева Ю.И. Цифровые технологии в практике учителя русского языка // Научный поиск: личность, образование, культура. - 2021. - № 3. -С. 70-78.

4. Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно -коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22. - № 3 (167). - С. 3948.

5. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 17.02.2022).

6. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10 (118). - С. 46-63. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36399688 (дата обращения: 17.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.