Научная статья на тему 'Готовность студентов педагогических специальностей к автономии в профессиональном обучении'

Готовность студентов педагогических специальностей к автономии в профессиональном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTONOMY IN LEARNING / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL PROFESSIONS / АВТОНОМИЯ В ОБУЧЕНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушак (присяжная) Алла Федоровна, Сметанина Мария Николаевна

В статье описаны результаты исследования автономии студентов педагогических специальностей в процессе обучения. Авторы исследовали определение «автономности» в обучении, опираясь на труды российских и зарубежных авторов, выделили значимые критерии оценки готовности к автономии: реакция студента на новые самостоятельные задания, успешность выполнения самостоятельных заданий и желание студента принять ответственность за результаты своего обучения. В работе описывается педагогический эксперимент, демонстрирующий предрасположенность и частичную готовность студентов к автономии в начале обучения в вузе, развитие автономии в процессе их профессиональной подготовки и высокую готовность студентов выпускного курса к автономии в профессиональном обучении. В статье представлена методика оценивания готовности студентов к автономии. Цель статьи заключается в исследовании и описании готовности студентов педагогических специальностей к автономии в профессиональном обучении. Методология. Для исследования готовности студентов к автономии в профессиональном обучении используются теоретические методы (теоретико-методологический анализ, синтез, обобщение), эмпирические методы (опрос, наблюдение). Результаты исследования включают методику определения готовности студентов к автономии в профессиональном обучении, а также исследование готовности к автономии в обучении студентов педагогических специальностей. Область применения результатов. Исследование представляет интерес для преподавателей вузов, работающих в сфере высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушак (присяжная) Алла Федоровна, Сметанина Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF PEDAOGICAL STUDENTS FOR AUTONOMY IN PROFESSIONAL TRAINING

The paper describes the results of the research of pedagogical students’ autonomy in the process of professional training. The authors studied the concept of autonomy on the basis of Russian and foreign scholars’ works, distinguished the meaningful criteria to measure students’ autonomy: the response of students to new tasks in autonomous learning, high performance in doing tasks, readiness to take responsibility for the results of training. The paper describes experimental reserch demonstarting students’ predisposition for autonomy in the beginning of training and the development of autonomy in the course of professional training, high level of the fourth year students‘ readiness for autonomy. The article discloses methodology of measuring students‘ readiness for autonomy. The purpose of this article is the study and description of pedagogical students’ readiness for autonomy in professional training. Methodology. To investigate pedagogical students’ readiness for autonomy in professional training theoretical methods (theoretical and methodological analysis, synthesis, generalization), empirical methods (survey, observation) are used. Results of the study include the methodology for determining the readiness of students for autonomy in professional training and the research of their readiness for autonomy in professional training. Practical implications of the research are of interest to professors working in higher pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов педагогических специальностей к автономии в профессиональном обучении»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-47-63 УДК 377

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К АВТОНОМИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Матушак (Присяжная) А.Ф., Сметанина М.Н.

В статье описаны результаты исследования автономии студентов педагогических специальностей в процессе обучения. Авторы исследовали определение «автономности» в обучении, опираясь на труды российских и зарубежных авторов, выделили значимые критерии оценки готовности к автономии: реакция студента на новые самостоятельные задания, успешность выполнения самостоятельных заданий и желание студента принять ответственность за результаты своего обучения. В работе описывается педагогический эксперимент, демонстрирующий предрасположенность и частичную готовность студентов к автономии в начале обучения в вузе, развитие автономии в процессе их профессиональной подготовки и высокую готовность студентов выпускного курса к автономии в профессиональном обучении. В статье представлена методика оценивания готовности студентов к автономии.

Цель статьи заключается в исследовании и описании готовности студентов педагогических специальностей к автономии в профессиональном обучении.

Методология. Для исследования готовности студентов к автономии в профессиональном обучении используются теоретические методы (теоретико-методологический анализ, синтез, обобщение), эмпирические методы (опрос, наблюдение).

Результаты исследования включают методику определения готовности студентов к автономии в профессиональном обучении, а также исследование готовности к автономии в обучении студентов педагогических специальностей.

Область применения результатов. Исследование представляет интерес для преподавателей вузов, работающих в сфере высшего педагогического образования.

Ключевые слова: автономия в обучении; профессиональное обучение; педагогические специальности.

READINESS OF PEDAOGICAL STUDENTS FOR AUTONOMY IN PROFESSIONAL TRAINING

Matuszak (Prisyazhnaya) A.F., Smetanina M.N.

The paper describes the results of the research of pedagogical students ' autonomy in the process of professional training. The authors studied the concept of autonomy on the basis of Russian and foreign scholars' works, distinguished the meaningful criteria to measure students ' autonomy: the response of students to new tasks in autonomous learning, high performance in doing tasks, readiness to take responsibility for the results of training. The paper describes experimental reserch demonstarting students' predisposition for autonomy in the beginning of training and the development of autonomy in the course of professional training, high level of the fourth year students' readiness for autonomy. The article discloses methodology of measuring students' readiness for autonomy.

The purpose of this article is the study and description ofpedagogical students' readiness for autonomy in professional training.

Methodology. To investigate pedagogical students' readiness for autonomy in professional training theoretical methods (theoretical and methodological analysis, synthesis, generalization), empirical methods (survey, observation) are used.

Results of the study include the methodology for determining the readiness of students for autonomy in professional training and the research of their readiness for autonomy in professional training.

Practical implications of the research are of interest to professors working in higher pedagogical education.

Keywords: autonomy in learning; professional training; pedagogical professions.

Введение

Одной из задач современного педагогического образования является подготовка студентов к автономии в обучении. Эта задача вытекает из ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. No 273-Ф3) [13], Федеральных государственных образовательных стандартов. Например, во ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование среди компетенций, которыми должен овладеть выпускник, значатся: способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3); способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5); способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4) [12]. Автономия в обучении закреплена как один и принципов обучения иностранным языкам [1; 5].

В связи с этим умения, которые предполагает автономия, - самостоятельно ставить цели собственного обучения, отбирать материал для изучения, организовывать свою самостоятельную работу, нести ответственность за результаты своего обучения, самостоятельно, без помощи преподавателя изучать новый материал, закреплять его, заниматься учебно-исследовательской работой, - являются сегодня важными для студента, особенно будущего педагога.

Обзор иностранной и отечественной литературы

Исследования на тему разных аспектов автономии в деятельности студентов периодически появляются в отечественных и зарубежных психолого-педагогических публикациях. В отечественной педагогике примерами могут служить работы Ж.С. Аникиной [2;

3], Л.И Агафоновой [2], Носачевой Е.А. [6], Е.Н. Солововой [9], Т.Ю. Тамбовкиной [10], Е.А. Таранчук [11]. В данных работах рассматриваются различные аспекты организации автономии студентов в процессе изучения иностранных языков.

Под автономией в обучении мы будем понимать «способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них, исходя из нравственных законов» [8, с. 11]; а также «признание прав студента в рамках образовательной системы, заключающееся в предоставлении определенной свободы в обучении со стороны преподавателя» [11, с. 2]. Автономия отличается от самостоятельности в обучении, под которой понимается «совершение чего-либо собственными силами, без чужой помощи» [4, с. 138]. Как видно из представленных определений, автономия предполагает суверенитет, профессионально зрелый подход обучаемого к результатам своего труда, ответственность за него. Исходя из положения о том, что в составе автономии обязательным компонентом является ответственность, мы будем в дальнейших разделах статьи выбирать критерии готовности студентов к автономии в их профессиональном обучении.

В российской педагогике учеными предлагаются такие критерии автономии как учебная компетенция, позиции деловой активности, конструктивной деятельности, рефлексивной самооценки [1, с. 16-17]. Педагогами выделяются компоненты автономии: проектировочный, организационно-процессуальный, оценочно-рефлексивный, коррекционный [5, с. 154-155].

В западной педагогической литературе предлагаются разные варианты организации автономии обучаемых. Например, в западных системах обучения применяются технологии: «суперлер-нинг», работа без руководства преподавателя, работа на «станциях самообучения», работа на основе недельного плана [15]. Западные ученые, тем не менее, приходят к выводу о том, что студенты в большей степени готовы сотрудничать с преподавателем, рассчитывая на индивидуализацию [16], или работать в группах и делить ответственность за результаты своей деятельности [15].

Следует отметить, что в представленных литературных источниках не предлагается описания методики определения готовности студентов к автономии, которую можно было бы применить не только к изучению иностранного языка, но распространить на целый ряд предметов, на профессиональную подготовку будущего педагога в целом.

Постановка задачи

Исходя из того, что автономия в профессиональной подготовке студента нуждается в дальнейшем исследовании, поставим цель данной статьи. Автономия студента, в первую очередь, невозможна без понимания студентами ее важности, готовности к ней. Поэтому цель работы мы видим в измерении и описание готовности студентов, обучаемых на разных курсах бакалавриата педагогических специальностей, к автономии. Сопутствующей задачей статьи является описание методики исследования готовности студентов педагогических специальностей к автономии.

Описание исследования

Методы исследования В исследовании применялись следующие методы. Из теоретических методов в работе использовался теоретико-методологический анализ, синтез, обобщение для изучения теоретических аспектов проблемы. Основными методами эмпирического исследования являются наблюдение и опрос. На основе наблюдения делались выводы о реакции студентов на новые самостоятельные задания. Опрос использовался при изучении отношения студентов к готовности принять ответственность за результаты своего обучения, брать на себя обязанности самостоятельно, без помощи преподавателя изучать новый материал, закреплять его, заниматься учебно-исследовательской работой, участвовать в составлении контрольно-измерительных материалов. Опрос также использовался для изучения готовности студентов педагогических специальностей ставить цели собственной учебной деятельности, отбирать материал для изучения.

Характеристика студентов по готовности к автономии в профессиональной подготовке

Выявление уровня подготовленности студентов к автономии в профессиональной подготовке позволило выявить их группы. При этом, опираясь на вывод, сделанный в процессе определения базовых понятий, о том, что в состав автономии должна входить ответственность за результаты собственной деятельности, мы выделили следующие критерии: реакция студента на новые самостоятельные задания (по результатам наблюдения за деятельностью студента в учебном процессе) (К 1 в таблице 2); успешность выполнения самостоятельных заданий (К 2 в таблице 2); желание студента принять ответственность за результаты своего обучения (брать на себя обязанности самостоятельно изучать и закреплять новый материал, заниматься учебно-исследовательской работой, участвовать в составлении контрольно-измерительных материалов) (К 3 в таблице 2).

Опишем группы студентов по отношению к готовности к автономии в профессиональном обучении.

1. Первая группа студентов хорошо реагирует на новые задания для автономного обучения, быстро адаптируется к новым видам самостоятельных заданий, успешно их выполняет, осознает необходимость отвечать за результаты собственного профессионального обучения.

2. Вторая группа студентов принимает новые самостоятельные задания, в процессе адаптации к ним частично пользуется помощью преподавателя и других студентов, конечный результат работы студента над заданием хороший. При этом студент не видит необходимости полностью отвечать за результаты собственной учебной деятельности, готов частично разделить за нее ответственность с преподавателем.

3. Третья группа студентов с трудом принимает самостоятельные задания, при их выполнении зависит от помощи преподавателя и других студентов, при отсутствии этой помощи выполнение задания не может быть успешным. В большинстве случаев студент не желает отвечать за результаты своей учебной деятельности, считает, что это в большинстве случаев является обязанностью преподавателя.

Шкала оценки готовности студентов к автономии в профессиональной подготовке

Для оценки готовности студентов к автономии в профессиональной подготовке мы разработали интервальную шкалу, опираясь на отечественные и зарубежные исследования [7; 14; 17]. Шкала предполагает четыре уровня готовности студентов к автономии в профессиональном обучении: высокий, средний, низкий, низкий недопустимый.

Численные показатели уровней описаны ниже.

Высокий (I): принятие и выполнение самостоятельных заданий, желание взять на себя полностью ответственность за выполнение заданий, организовать самостоятельно свою деятельность, полное самостоятельное планирование работы на серии занятий. Численный показатель 3 балла.

Средний (II): принятие и выполнение самостоятельных заданий, желание частично взять на себя ответственность за выполнение заданий, организовать самостоятельно часть своей работы, самостоятельно планировать на серии занятий. Численный показатель 2 балла.

Низкий (III): принятие и выполнение самостоятельных заданий, редко проявляющееся желание брать на себя полностью ответственность за выполнение заданий, организовать самостоятельно свою деятельность. Самостоятельное планирование работы на серии занятий практически отсутствует. Численный показатель 1 балл.

Низкий недопустимый (IV): непринятие самостоятельных заданий, невозможность выполнить их самостоятельно, отсутствие умения самостоятельно планировать работу на серии занятий. Численный показатель 0 баллов.

Описание процесса исследования готовности студентов к автономии в профессиональной подготовке

Первая задача исследования состояла в определении реакции студента на новые задания для работы в автономном режиме. Для решения данной задачи нами применялись методы наблюдения (за реакцией студента на задания), опрос (для исследования мнения

студентов о предлагаемых видах работы), а также мы учитывали оценки за выполняемые задания.

В процессе исследования мы провели срез готовности к автономии студентов первого, второго, третьего и четвертого курса бакалавриата педагогического вуза. Нами было опрошено 88 студентов, за которыми мы наблюдали в процессе работы, задания которых нами оценивались. Все студенты обучались по основным образовательным программам с дополнительной специальностью «Английский язык». Изучение реакции студентов на новые задания в автономном режиме проводилось на предметах «Практика устной и письменной речи», «Практическая грамматика», «Методика обучения и воспитания (иностранный язык)».

Определение уровня готовности студента к автономии в профессиональном обучении определялся следующим образом. Суммарный балл оценки трех критериев изменяется от 9 (максимально) до 0 (минимально). Следовательно, диапазон каждого из четырех уровней (9-0): 4 = 2,25. Таким образом, представим численные значения каждого уровня (таблица 1).

Таблица 1.

Значения уровней готовности студентов к автономии по критериям (в баллах)

Уровень готовности к автономии Высокий Средний Низкий Низкий недопустимый

Оценка в баллах 7, 76 - 9 5,1 - 7,75 2,26 - 5,0 0 - 2,25

Примеры определения уровня готовности к автономии в профессиональном обучении у студентов отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Техника оценки уровня готовности студентов к автономии по критериям (в баллах)

ФИО слушателя К 1 К 2 К 3 I Уровень

Студент 1 3 2 3 8 высокий

Студент 2 1 2 2 5 Средний

Результаты исследования

1. Результаты исследования по критерию К 1 «реакция студента на новые самостоятельные задания» и К 2 «успешность выполнения самостоятельных заданий»

Результаты наблюдения показали, что из восьмидесяти восьми студентов принять и выполнить задания самостоятельно, а также спланировать работу на серии занятий с результатом «отлично» смогли тридцать три, что соответствует высокому уровню готовности к автономии. Тридцать четыре студента покали средний уровень, пятнадцать - низкий. Шесть студентов имели готовность к автономии в профессиональной подготовке на низком недопустимом уровне, то есть продемонстрировали непринятие самостоятельных заданий, невозможность выполнить их без помощи преподавателя, не смогли самостоятельно спланировать работу на серии занятий. В таблице 3 показаны результаты по годам обучения.

Таблица 3.

Результаты исследования по критериям «реакция студента на новые самостоятельные задания» и «успешность выполнения самостоятельных заданий»

Курс Высокий уровень % Средний уровень % Низкий уровень % Низкий недопустимый уровень %

Первый 20 40 20 20

Второй 37,5 50 - 12,5

Третий 25 53 15 7

Выпускной 65 17,5 17,5 -

2. Результаты исследования по критерию К3 «желание студента принять ответственность за результаты своего обучения»

Данный критерий оценивался на основе опроса студентов. При этом мы выясняли у студентов степень готовности брать на себя обязанности самостоятельно изучать и закреплять новый материал, заниматься учебно-исследовательской работой, участвовать в составлении контрольно-измерительных материалов. Мы начали

исследование с проса мнения студентов о том, кто несет ответственность за результаты обучения (таблица 4).

Таблица 4.

Результаты исследования мнения студентов об ответственности за результаты обучения

Высокий уро- Средний уровень Низкий недопу-

вень % (при- % (готовность стимый уровень %

Курс знание ответ- делить ответ- (неготовность отве-

ственности за ственность с чать за результаты

результаты) преподавателем) деятельности)

Первый 25 75 -

Второй 25 62,5 12,5

Третий 25 62,5 12,5

Выпускной 25 75 -

Как показывают эти результаты, мнение студентов, кто (студент или преподаватель) несет ответственность за результаты обучения, практически не зависит от курса и не меняется в процессе обучения.

Далее мы опросили студентов, кто, по их мнению, должен ставить цель их профессионального обучения (таблица 5).

Таблица 5.

Результаты исследования мнения студентов том, кто должен ставить цель их обучения

Высокий Средний Низкий

уровень % (са- уровень % (го- недопустимый

Курс мостоятельная товность делить уровень %

постановка ответственность с (неготовность

цели) преподавателем) ставить цель)

Первый - 25 75

Второй - 25 75

Третий 25 62,5 12,5

Выпускной 25 75 -

Результаты показали, что мнение студентов зависит от года обучения.

В таблице 6 представлены результаты исследования готовности студента самостоятельно изучать новый материал.

Таблица 6.

Результаты исследования готовности студента самостоятельно изучать материал

Курс Высокий уровень % Средний уровень % Низкий уровень % Низкий недопустимый уровень %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый - - 50 50

Второй - 25 50 25

Третий - 50 50 -

Выпускной - 50 50 -

Как видно из таблицы, готовность работать самостоятельно /делить ответственность с преподавателем в процессе изучения нового материала повышается у студентов с каждым курсом обучения.

Составление контрольно-измерительных материалов считают функцией преподавателя 87,5% первокурсников, 75% второкурсников, 100% третьекурсников, 75% студентов четвертого курса. Следовательно, мнение по данному вопросу не зависит от стажа обучения.

Что касается учебно-исследовательской работы студента, 100% студентов всех курсов готовы делить ответственность с преподавателем.

Заключение

Характеристика готовности к автономии в профессиональном обучении студентов разных курсов бакалавриата

Анализ готовности студентов к автономии проведем по выделенным выше критериям:

- реакция студента на новые самостоятельные задания;

- успешность выполнения самостоятельных заданий;

- желание студента принять ответственность за результаты своего обучения.

1. Как видно из полученных результатов, реакция студентов на самостоятельные задания находится примерно на одинаковом

уровне. Но успешность выполнения заданий повышается к старшим курсам.

2. Исходя из этого, можно охарактеризовать состав студентов по отношению к готовности к автономии в профессиональном обучении. Студентов первой группы - 25% на первом курсе и 50% на четвертом. Они хорошо реагируют на новые задания для автономного обучения, быстро адаптируются к новым видам самостоятельных заданий, успешно их выполняют. Студентов второй группы больше всего на третьем курсе (62,5%). Третья группа достаточно малочисленна.

3. Готовность студента брать на себя ответственность за различные виды работ в процессе профессионального обучения, самостоятельно ставить цель своей профессиональной подготовки, делить ответственность с преподавателем за результаты учебных исследований, участвовать в составлении контрольно-измерительных материалов почти не меняется с взрослением студента. Исключение составляет готовность самостоятельно работать с новым материалом. Она повышается в процессе перехода студента курса на курс, что, возможно, связано с тем, что студенты в процессе профессиональной подготовки научаются учить.

Выводы

Результат исследования видится автору:

- в описании методики измерения готовности студентов к автономии в профессиональном обучении;

- в сравнительном анализе готовности студентов разных курсов к автономии в профессиональном обучении.

1. Методика измерения готовности студентов к автономии в профессиональном обучении базируется на составлении критериально-уровневой шкалы, основанной оценке критериев: реакция студента на новые самостоятельные задания, успешность выполнения самостоятельных заданий, желание студента принять ответственность за результаты своего обучения. Разработанная интервальная шкала имеет четыре уровня: высокий, средний, низкий, низкий недопустимый.

2. Охарактеризованы три группы студентов по готовности к автономии в профессиональном обучении. На первом курсе преобладает вторая группа, студенты которой принимают новые самостоятельные задания, имеют хороший уровень работы, но готовы только частично принять ответственность за результаты своей деятельности. На выпускном курсе преобладает первая группа, студенты которой хорошо реагируют на новые задания для автономного обучения, быстро адаптируются к новым видам самостоятельных заданий, успешно их выполняют, осознают необходимость отвечать за результаты собственного профессионального обучения.

Это позволяет заключить, что студенты, во-первых, имеют некоторую предрасположенность к автономии уже в начале обучения, что обеспечивается хорошо организованным набором в вуз. Во-вторых, они становятся более подготовленными к автономии в профессиональном обучении в процессе подготовки в вузе, что должно впоследствии привести их к автономии в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. Вестник МГЛУ. Вып.461. М.: МГЛУ, 2001. 20 с.

2. Аникина Ж.С., Агафонова Л.И. Развитие учебной автономии при обучении иностранному языку: к истории вопроса в зарубежной педагогике // Вестник ТПГУ, 2009, № 4 (82). С. 23-27.

3. Аникина Ж.С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в 21 веке // Вестник Томского гос. Ун-та, 2011, № 344. С. 149-152.

4. Днепров С.А., Кадневский В.М. Педагогика в терминах и понятиях: пособие-справочник для самообразования. Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. 191 с.

5. Кобзарь Е.Г. Технология автономного обучения слушателей краткосрочных курсов основам межкультурного иноязычного общения (на материале немецкого языка). Дис... канд. пед. наук. СПб, 2015. 203 с.

6. Носачева Е.А. Профессиональная автономия преподавателя иностранных языков. Ростов н/Д:ИПО ПИ ЮФУ, 2007. 176 с.

7. Присяжная А.Ф. Формирование основ прогностической компетентности школьников. Челябинск: Образование, 2005. 144 с.

8. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. М.: Издательский Дом «Восток», 2001. 81 с.

9. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С. 11-17.

10. Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранным языкам в языковом вузе: Концепция учебного курса // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 77-84.

11. Таранчук Е.А. Автономность в обучении как образовательная и педагогическая цель // Информационные технологии в организации самостоятельной работы и дистанционное образование, материалы научно-методической Интернет-конференции. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им В.П. Астафьева, 2005. С. 74-77.

12. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» http://fgosvo.ru/440401 (дата обращения: 13.03.2016).

13. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ). http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/28/ (дата обращения: 22.06.2016).

14. Goriszowski W. Podstawy metodologiczne badan pedagogicznych. Warszawa: Wydawnictwo WSP TWP, 2006. 236 s.

15. Karpeta-Pec B. Otwarty, aktywny, samodzielny... Alternatywne formy pracy. Przewodnik dla nauczycieli jqizykow obcych. Warszawa: Fraszka Edukacyjna, 2008. 84 s.

16. Money A., Coughlan J. Team-taught versus individually taught undergraduate education: a qualitative study of student experiences and preferences //Higher Education. 2016. № 1. DOI 10.1007/s10734-015-9976-5 http://paperity.org/p/75117271/team-taught-versus-indmdual-ly-taught-undergraduate-education-a-qualitative-study-of (дата обращения: 18.07.2016).

17. Walasek-Jarosz B. Tok realizacji badan oraz opracowanie wynikow // Podstawy metodologii badan w pedagogice / Red. nauk. Stanislaw Palka. Gdansk, 2010, pp. 177-199.

References

1. Avtonomnost v praktikie obuchenia inostrannym yazykam I kulturam [Autonomy in Foreign Languages and Culture Teaching Practice]. Vest-nikMGLU. V. 461. M: MGLU, 2001. 20 p.

2. Anikina Zh.S., Agafonova L.I. Razvitiye uchebnoi avtonomii pri obu-chenii inostrannomu yazyku: k istorii voprosa v zarubezhnoi peda-gogikie [Development in Learning Autonomy in Foreign Language Teaching: to te History of the Problem in Foreign Pedagogy]. Vestnik TPGU [Book of Readings of TPGU], 2009, no 4 (82), pp. 23-27.

3. Anikina Zh.S. Uchebnaya avtonomiya kak nieotyemlemyi component protsessa obuchenia inostrannomu yazyku v 21 viekie [Learning Autonomy as a Constituent Component of Foreign Language Teaching Process in XXI Century]. Vestnik Tomskogo gos. un-ta [Book of Readings of Tomsk State University], 2011, no 344, pp. 149-152.

4. Dnieprov S., Kadnievsky V.M. Pedagogika v terminakh iponyatiyakh [Pedagogy in terminology and concepts]. Omsk: Izd-vo OmGU, 2006. 191 p.

5. Kobzar E.G. Tkhnologia avtonomnogo obuchenia slushatelei krat-kosrochnykh kursov osnovam mezhkulturnogo inoyazychnogo obshe-nia (na materiale niemietskogo yazyka) [Technology of Autonomous Teaching of Short-Term Courses Learners of the Basis of Intercultural Communication (on the Example of Teaching German)]. Dis. ... kand. Ped. Nauk. StPetersburg, 2015. 203 p.

6. Nosacheva E.A. Professionalnaya avtonomia prepodavatela inostran-nykh yazykov [Professional Autonomy of Foreign Language Teacher]. Rostov-na-Donu: IPO PI YUFU, 2007. 176 p.

7. Prisyazhnaya A.F. Formirovanie osnov prognosticheskoj kompetentsii shkolnikov [Forming the basis of pupils' prognostic competence]. Chelyabinsk: Obrazovanie, 2005. 144 p.

8. Trubaichuk L.V. Slovar-spravochnik pedagogicheskikh innovatsyi v obrazovatelnom protsessie [Dictionary-reference book of Pedagogical

Innovations in Educational Process]. M.: Bzdatelsky Dom "Vostok", 2001. 81 p.

9. Solovova E.N. Avtonomiya uchashikhsya kak osnova razvitiya sovre-mennogo niepreryvnogo ovrazovania lichnosti [Students'Autonomy as the Basis of Personality's Contemporary Life-long Education Development]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2004, no 2, pp. 11-17.

10. Tambovkina T.U. Samoobuchenie inostrannym yazykam v yazykovom vuzie: kontseptsya uchebnogo kursa [Self-learning of Foreign Languages in a Linguistic University: Concept of Subject]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2007, no 7, pp. 77-84.

11. Taranchuk E.A. Autonomnost v obuchenii kak obrazovatelnaya I ped-agogicheskaya tsel [Autonomy in Teaching as Educational and Pedagogical Objective]. Informatsyonye tekhnologii v organizatsii sa-mostoyatelnoy raboty i distantsyonnoye obrazovanie [Informational Technologies in Independent Work Organization and Distance Education]. Krasnoyarsk, 2005, pp. 74-77.

12. FGOS VOpo napravleniupodgotovki 44.04.01 „Pedagogicheskoye obrazovanie" [Federal State Standard in Direction of Training 44.04.01 „Pedagogical Education"]. http://fgosvo.ru/440401 (accessed: March 13, 2016).

13. FZ "Ob Obrazovanii w Rosyiskoy Federatsii" [Federal Law „On Eduction in Russian Federation"] (of 29.12. 2012 no 273-FZ), http://ipipip. ru/zakon-ob-obrazovanii-2/28/ (accessed July 3, 2016).

14. Goriszowski W. Podstawy metodologiczne badan pedagogicznych [Methodologicl Basis of Pedgogical Research]. Warszawa: Wydawnic-two WSP TWP, 2006. 236 p.

15. Karpeta-Pec B. Otwarty, aktywny, samodzielny... Alternatywne formy pracy [Open, Active, Independent... Alternative Forms of Activity]. Przewodnik dla nauczycieli j^zykow obcych. Warszawa: Fraszka Edu-kacyjna, 2008. 84 p.

16. Money A., Coughlan J. Team-taught versus individually taught undergraduate education: a qualitative study of student experiences and preferences. Higher Education. 2016. no 1. DOI 10.1007/s10734-015-9976-5. http:// paperity.org/p/75117271/team-taught-versus-individually-taught-under-graduate-education-a-qualitative-study-of (accessed 18.07.2016).

17. Walasek-Jarosz B. Tok realizacji badan oraz opracowanie wynikow [Process of Research and Results Representation]. Podstawy metod-ologii badan w pedagogice [Basis of Research Methodology in Pedagogy] / ed. Stanislaw Palka. Gdansk, 2010, рр. 177-199.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Матушак (Присяжная) Алла Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков

Челябинский государственный педагогический университет пр. Ленина 69, г. Челябинск, 454080, Российская Федерация [email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6201-7970

Сметанина Мария Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Челябинский государственный педагогический университет пр. Ленина 69, г. Челябинск, 454080, Российская Федерация [email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1898-4573

DATA ABOUT THE AUTHORS Matuszak (Prisyazhnaya) Alla Fedorovna, Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Foreign Languages

Chelyabinsk State Pedagogical University

69, Lenin Ave., Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

[email protected]

SPIN-code: 6201-7970

Smetanina Maria Nikolayevna, Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Chelyabinsk State Pedagogical University

69, Lenin Ave., Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

[email protected]

SPIN-code: 1898-4573

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.