Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА К РАБОТЕ С МЕДИЦИНСКИМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ'

ГОТОВНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА К РАБОТЕ С МЕДИЦИНСКИМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / MEDICAL INFORMATION SYSTEMS / MEDICAL PERSONNEL / COMPUTER COMPETENCE / ARKHANGELSK REGION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мохначева Т. Е., Моногарова Ю. Ю., Варакина Ж. Л.

Представлен анализ оснащённости административно-хозяйственного и медицинского персонала медицинских организаций Архангельской области компьютерным оборудованием. Изучен уровень компьютерной грамотности и готовность медицинского персонала к работе с медицинскими информационными системами на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7». Показаны управленческие решения, принятые для повышения качества и доступности медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мохначева Т. Е., Моногарова Ю. Ю., Варакина Ж. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPAREDNESS OF MEDICAL PERSONNEL TO WORK WITH MEDICAL INFORMATION SYSTEMS

The analysis of administrative and medical personnel equipment of medical organizations in the Arkhangelsk region with computer equipment was presented. The level of computer competence and readiness of medical personnel to work with medical information systems on the basis of the state budget health organisation of Arkhangelsk region “Arkhangelsk city clinical hospital № 7” was studied. Management decisions taken to improve the quality and availability of medical services were shown.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА К РАБОТЕ С МЕДИЦИНСКИМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ»

Т.Е. Мохначева,

ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7», г. Архангельск, Россия, e-mail: mohnacheva@agkb-7.ru, http://orcid.org/0000-0001-8833-7713 Ю.Ю. Моногарова,

к.м.н., ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7»,

г. Архангельск, Россия, e-mail: referent@agkb-7.ru, http://orcid.org/0000-0001-5541-0574 Ж.Л. Варакина,

д.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» (г. Архангельск) Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Архангельск, Россия,

e-mail: ravenzh@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-8141-4269

ГОТОВНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА К РАБОТЕ С МЕДИЦИНСКИМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ

УДК 614.2: 004.5 DOI 10.37690/1811-0185-2020-7-74-80

Мохначева Т.Е., Моногарова Ю.Ю., Варакина Ж.Л. Готовность медицинского персонала к работе с медицинскими

информационными системами (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7», г. Архангельск, Россия; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Архангельск, Россия)

Аннотация. Представлен анализ оснащённости административно-хозяйственного и медицинского персонала медицинских организаций Архангельской области компьютерным оборудованием. Изучен уровень компьютерной грамотности и готовность медицинского персонала к работе с медицинскими информационными системами на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7». Показаны управленческие решения, принятые для повышения качества и доступности медицинских услуг.

Ключевые слова: медицинские информационные системы, медицинский персонал, компьютерная грамотность, Архангельская область.

Введение

настоящее время вопросы информатизации медицинской организации (МО) являются безусловно актуальными. В официальных документах информатизация здравоохранения рассматривается как «обязательная составляющая при оказании медицинской помощи». МО в современных условиях вынуждена анализировать большое количество информации: показатели общественного здоровья, фармацевтическое обеспечение, а также стратегию и тактику развития МО. В таких условиях бесспорным фактом является организация налаженной, современной и оперативной информационной системы, что возможно при применении комплексных медицинских информационных систем (МИС) [1]. В 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова отметила оптимизацию цифровых технологий как один из главных направлений развития здравоохранения.

Анализ опыта информатизации медицины показывает, что важнейшая цель информатизации здравоохранения на всех уровнях оказания медицинской помощи - доступность медицинской помощи и повышение качества оказания медицинской помощи.

В настоящее время в каждой МО в той или иной степени используется МИС. Согласно «Методическим рекомендациям по обеспечению

© Т.Е. Мохначева, Ю.Ю. Моногарова, Ж.Л. Варакина, 2020 г.

Менеджер №7

здравоохранения 2020

Ш

функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций от 01.02.2016» МИС предназначены для обеспечения «информационной поддержки процесса оказания медицинской помощи (МП), включая ведение электронной медицинской карты пациента; информационной поддержки процесса управления МО, включая управление административно-хозяйственной деятельностью, формирование и передача данных о затратах на оказание медицинской помощи и лекарственное обеспечение; информационной поддержки процессов взаимодействия с пациентами, включая возможность записи и самозаписи пациента на прием к врачу, формирование и наполнение личного кабинета пациента, выдача копий электронных медицинских документов пациентам». МИС - это и «информационное взаимодействие между различными медицинскими организациями в рамках оказания медицинской помощи (направление пациентов в другие МО для диагностики и оказания медицинской помощи); информационное взаимодействие с централизованными региональными и федеральными информационными ресурсами в части обмена информацией, связанной с лечебно-диагностическим процессом» [2].

С целью информационного обеспечения государственного регулирования в сфере информатизации здравоохранения в настоящее время в Российской Федерации реализуется Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». ЕГИСЗ включает в себя 2 основных направления: внедрение и развитие медицинских информационных систем во всех медицинских организациях; электронный документооборот между всеми медицинскими организациями, органами управления здравоохранением [3].

МИС в настоящее время активно внедряются в практическом здравоохранении, при этом формирование электронного документооборота находится в процессе развития. Так, по данным министерства здравоохранения Архангельской области, в регионе в 2019 году доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, использующих медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам, обеспечивающих информационное взаимодействие с ЕГИСЗ, составила 75,0%. При этом доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения,

обеспечивающих преемственность оказания медицинской помощи гражданам путем организации информационного взаимодействия с централизованными подсистемами государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации - 17,0% [4].

При внедрении МИС МО сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, необходимо отметить, что термин «инсталляция МИС» каждый разработчик понимает по-разному. Ряд разработчиков считают за инсталляцию факт продажи системы заказчику (но в реальности система может не применяться вообще), другие - поставку и эксплуатацию системы в медицинскую организацию на несколько рабочих мест и лишь некоторые компании занимаются проектами полной автоматизации с выходом на запланированный уровень использования МИС [5]. Таким образом, МО нередко остаются «один на один» с МИС, практически не используя всех их возможностей.

Во-вторых, внедрение МИС осложняется тем, что сами врачи, медицинские сестры, административный и обслуживающий персонал МО не стремятся осваивать новые технологии. Отсутствует взаимодействие между административно-управленческим блоком и клиническими специалистами, а также интеграция между административно-хозяйственными системами и МИС. Большая часть медицинских работников не знают всех возможностей МИС и принимают внедрение МИС как «нововведение», усложняющее процесс работы, в то время как цель внедрения МИС - это в первую очередь повышение качества и доступности медицинской помощи населению и повышение эффективности работы медицинской организации. При этом важно понимать, что наличие негативной оценки и отсутствие эффективности работы хотя бы для одного из участников здравоохранения - это препятствие для дальнейшей реализации всего проекта.

Изучение общеобразовательной ИКТ-компе-тентности («компьютерной грамотности») медицинских работников проводилось рядом учёных. Так, Н.Г. Дрезанова (2013) отмечает недостаточную готовность медицинских работников к внедрению МИС, что объясняется в первую очередь низким уровнем навыков владения персональным компьютером (ПК) (в начале 2000-х гг. уровень общеобразовательной ИКТ-компетентности среди медицинских работников составил 22,0%, в 20072008 гг. - 40,7%, в 2010-2011 гг. - 48,1%) [6]. В то же время В.Г. Кудрина и соавторы (2017)

С

#хс

№7

2020

Менедже,

показывают увеличение «компьютерной грамотности» до 84,1% [7].

На процесс внедрения МИС также влияет и оснащенность компьютерным оборудованием МО. В результате анализа, проведённого Е.П. Какориной и соавторами (2015), было получено, что в 2014 году на 100 медицинских работников приходилось только 34,7 ПК в амбулаторных подразделениях и 29,0 -в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в условиях стационара [8].

Таким образом, процесс информатизации в МО зависит от ряда причин:

1. уровня развития МИС, комплексного использования МО всех возможностей МИС;

2. уровня оснащения МО компьютерным оборудованием;

3. заинтересованности руководителей в информатизации МО;

4. уровня «компьютерной грамотности» специалистов.

Цель исследования — изучение компьютерной грамотности медицинского персонала для повышения качества и доступности медицинских услуг на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7».

Методы

На основании годовой формы федерального статистического наблюдения № 30 (таблица № 7000) за 2019 год проведён анализ оснащённости компьютерным оборудованием МО Архангельской области. Данная форма утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2019 года № 830 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья». Для расчета интенсивного показателя оснащённости в соответствующем периоде были использованы данные Федеральной службы государственной статистики Архангельской области по числу врачей и среднего медицинского персонала.

Социологическое исследование среди медицинских работников проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7» (ГБУЗ АО «АГКБ № 7») в 2019 году. ГБУЗ АО «АГКБ № 7» представляет собой многопрофильное учреждение, оказывающее

лечебно-профилактическую помощь отдельного территориального округа г. Архангельска, которое включает круглосуточный стационар (50 коек), дневной стационар (53 койки), поликлинику (629 посещений в смену). Поликлиника имеет детское и взрослое отделения, стоматологическое отделение, отделение медицинской реабилитации, а также женскую консультацию.

В качестве инструментария исследования была использована полуструктурированная анкета, состоящая из 45 вопросов.

Анкета включает три блока:

1) Первый блок - паспортная часть (пол, возраст, образование, профессия, стаж работы и т.д.).

2) Второй блок позволяет выявить уровень компьютерной грамотности.

3) Третий блок характеризует отношение респондента к работе с МИС, его мнение об использовании информационных технологий в МО.

Дизайном явилось поперечное (одномоментное) исследование. Объем выборочной совокупности составил 94 респондента.

Критерии Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилкса при уровне значимости р < 0,05 использовались для анализа типа распределения данных. Данные представлены в виде медианы (Ме) и межквартильного размаха (Q25-Q75). Сравнение долей проводилось с помощью критерия %2 Пирсона. Анализ связей проводился с использованием рангового коэффициента корреляции Спирмена (г. ) и Кендалла (г( ).

Результаты

В 2019 году административно-хозяйственный и медицинский персонал МО Архангельской области был оснащен компьютерным оборудованием в объёме 10 969 единиц, включая моноблоки, системные блоки, терминалы, ноутбуки (таблица № 1). При расчете на 100 медицинских работников уровень оснащённости составил 37,6.

Результаты социологического исследования показали, что большую часть респондентов составили женщины (88,3%), что соответствует в целом по больнице, 47,9% - врачи. Чуть меньше чем три четверти специалистов (69,1%) в возрасте до 50 лет, т.е. это уже сформировавшиеся специалисты трудоспособного возраста. Средний возраст респондентов составил 43,0 года (31,0-55,0). По результатам анализа средний уровень «компьютерной грамотности» медицинского персонала ГБУЗ АО «АГКБ № 7» составляет 57,0%, при этом определена прямая

енеджер № 7

здравоохранения 2020

Таблица № 1

Оснащённость компьютерным оборудованием в медицинских организациях Архангельской области (абс.

Компьютерное оборудование Всего Для административно-хозяйственной деятельности Для медицинского персонала (для автоматизации лечебного процесса)

в амбулаторных условиях абс. (%) в стационарных условиях абс. (%) в амбулаторных условиях абс. (%) в стационарных условиях абс. (%)

ПК 10969 1584 (14,4) 1343 (12,2) 5329 (48,6) 2713(24,8)

Серверное оборудование 352 116 (33,0) 67 (19,0) 125 (35,5) 44 (12,5)

Автоматизированные рабочие места, подключенные к медицинской информационной системе 8144 597 (7,3) 576 (7,1) 4657 (57,2) 2314 (28,4)

Количество точек подключения к сети Интернет 490 99 (20,2) 24 (4,9) 330 (67,3) 37 (7,6)

Число ФАП и ФП, подключенных к сети Интернет 70 - - 70 (100,0) -

корреляционная связь средней силы между возрастом респондентов и уровнем владения ПК (г. = 0,4, р < 0,001). При этом статистически значимая зависимость от уровня образования выявлена не была. Несомненным фактом является наличие корреляционной ранговой связи средней силы между стажем работы с ПК и уровнем навыков при работе с МИС (г = 0,4, р < 0,001).

Изучение аспекта влияния внедрения МИС на качество оказания медицинских услуг показало, что 47,8% респондентов отмечают безусловное повышение качества, 30,8% - ответили, что качество скорее улучшилось, 16,0% - не изменилось, 5,4% ответили, что качество выполняемых работ ухудшилось. Лица более старших групп склонны считать, что с внедрением МИС качество оказываемых медицинских услуг не изменилось, а более молодое поколение - улучшилось (х2 = 21,557, р = 0,015).

Треть респондентов (34,0%) считают, что с внедрением МИС производительность труда у них снизилась или не изменилась, 66% медицинских работников все же признают, что производительность труда с внедрением и использованием МИС увеличилась. При оценке производительности труда более взрослое поколение сотрудников менее оптимистично (х2 = 27,419, р = 0,003).

Лишь 70,2% медицинских работников отметили успешность внедрения МИС в МО, 28,7% нейтрально отнеслись к внедрению и 1,1% ответили отрицательно. В возрастной группе 50 и более лет 60,0% респондентов считают, что внедрение МИС в ГБУЗ АО «АГКБ № 7» прошло неудачно (х2 = 21,944, р = 0,003).

Практически все медицинские работники доверяют информации из МИС (х2 = 14,436, р = 0,164), статистически значимых различий в возрастных группах не выявлено, несмотря на это 10% сомневаются в правдивости данных информации из МИС.

Почти каждый пятый (23,4%) положительно относится к переходу заполнения учётной документации в электронном формате, 51,1% относятся положительно, но при условии надлежащей реализации идеи, при этом старшие возрастные группы более скептически относятся к замене бумажной истории болезни/амбулаторной карты на электронный эквивалент (х2 = 30,733, р < 0,001), и только 5,3% респондентов относятся отрицательно к ведению электронной документации.

Обсуждение

Анализ годовой формы федерального статистического наблюдения № 30 по Архангельской области показывает недостаточный уровень оснащённости административно-хозяйственного и медицинского персонала МО компьютерным оборудованием, что соответствует данным других исследований [8, 9].

Анализ готовности медицинских работников к работе с МИС в ГБУЗ ОА «АГКБ № 7» показал следующее - в целом медицинский персонал готов работать с МИС. Сотрудники признают что, с использованием МИС увеличилась производительность труда, улучшилось качество выполняемых работ, доверяют информации из МИС.

Процесс внедрения МИС в МО сложен в своем исполнении, и отношение к нему неравнозначное. Результаты исследования связаны с возрастом

№ 7 Менеджер

2020 адравоохрвнвния

респондентов, с уровнем компьютерной грамотности специалистов, желанием и стремлением их к внедрению новых технологий, пониманию значимости компьютеризации и автоматизации рабочего процесса. Отрицательные ответы объясняются тем, что в настоящее время осмотры специалистов должны быть введены в МИС и только после этого распечатаны и подшиты к медицинской карте, которая все еще дублирует электронный вариант. А если учесть, что уровень компьютерной грамотности составляет в среднем 57,0%, то заполнение медицинской документации в электронном варианте действительно занимает много времени у некоторых специалистов, что соответственно увеличивает время, затраченное на одного пациента на приеме.

При обращении к МИС можно получить любую информацию, касающуюся любого пациента, который хотя бы один раз обращался в медицинскую организацию, что, несомненно, облегчает труд медицинского персонала, поскольку нет необходимости делать запрос на амбулаторную карту и проводить необходимый анализ медицинской документации на бумажном носителе, а достаточно только ввести корректный запрос в поисковую систему МИС и получить необходимые сведения на любого пациента. Очевидным фактом является наличие старшей возрастной группы персонала, независимо от уровня образования, кто отрицательно воспринимает внедрение новых информационных технологий.

В настоящее время МИС необходимо рассматривать с позиции «искусственного интеллекта»: в первую очередь это должны быть интеллектуальные системы поддержки принятия врачебных решений. За годы применения МИС в МО накапливается большое количество данных как по количеству, так и по объему. Вся эта информация останется в базах данных во взаимоувязанном структурированном виде, удобном для медицинских работников, но совершенно не предназначенном для технического обучения с целью поддержки принятия врачебных решений [10].

Для этих целей необходимо разрабатывать и внедрять национальные клинические рекомендации (протоколы лечения) на основе классификаторов, единых справочников, включающих критерии качества медицинской помощи и их обновление по мере необходимости, активное использование медицинских калькуляторов, с целью исключения врачебных ошибок, что было включено в 2017 году при разработке проекта Указа Президента РФ «О стратегии развития здравоохранения Российской Федерации

на период до 2025 года». Однако при утверждении Стратегии в 2019 году данные направления были сформулированы как «создание централизованных цифровых платформ в целях диагностики заболеваний, в том числе с использованием искусственного интеллекта» [11]. На наш взгляд это недостаточно полно учитывает возможности МИС в МО. Активное всестороннее, полноценное использование МИС с позиции «искусственного интеллекта», несомненно, приведет к повышению качества оказания медицинской помощи, к снижению количества врачебных ошибок, увеличению производительности труда медицинского персонала. Использование классификаторов, единых справочников при диагностике позволит подойти к централизации диагностических исследований по региону, что приведет к увеличению доступности медицинской помощи пациентам всего региона.

Важнейшим приоритетом является обеспечение совместимости информационных систем в сфере здравоохранения всех уровней (государственных информационных систем, информационных систем в сфере здравоохранения ФОМС и ТФОМС, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, МИС государственных и муниципальных МО. Главным условием реализации совместимости любых информационных систем, включая информационные системы в сфере здравоохранения, является соблюдение единых подходов и форматов электронного взаимодействия, что, в свою очередь, предполагает ведение унифицированных справочников [3].

Повышению «компьютерной грамотности» медицинского персонала, повышению уровня квалификации медицинских работников приведет доступность системы непрерывного профессионального образования медицинских специалистов; развития дистанционных форм обучения; динамической актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и постоянного обновления образовательных программ медицинского и фармацевтического образования всех уровней с учетом требований профессиональных стандартов специалистов в области здравоохранения, новейших достижений мировой медицинской науки и медицинских технологий, что также предполагалось при разработке проекта Стратегии развития здравоохранения, но также при утверждении Стратегии в 2019 году данное направление свелось к «совершенствованию системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы

енеджер № 7

здравоохранения 2020

здравоохранения, предусматривающее в том числе: постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников» [11]. На наш взгляд, именно развитие дистанционных форм обучения способствует повышению уровня ИКТ-компетентности медицинского персонала.

В ГБУЗ АО «АГКБ № 7» по состоянию на январь 2020 года вовлечены в процесс непрерывного медицинского образования (являются активными пользователями) 95,0% врачей и 77,0% специалистов со средним медицинским образованием.

На основании проведённого исследования в ГБУЗ АО «АГКБ № 7» были приняты следующие управленческие решения:

1. Создана инициативная группа с целью развития, комплексного использования всех возможностей МИС в подразделениях учреждения.

2. Проводится работа по оснащению ПК рабочих мест сотрудников и по обновлению имеющихся ПК: по состоянию на 2019 год в ГБУЗ АО «АГКБ № 7» (по данным формы № 30) 214 ПК (из них: со сроком эксплуатации более 5 лет - 172 ПК).

3. Сформирован компьютерный класс, в котором установлены ПК с выходом в сеть Интернет, для обучения сотрудников в рамках непрерывного медицинского образования и повышения навыков работы с ПК.

4. Внедрены протоколы осмотров специалистов, основанные на клинических рекомендациях, классификаторах, единых справочниках для текущей работы; активно используются медицинские калькуляторы.

5. Внедрен электронный документооборот между всеми подразделениями МО, включая административно-хозяйственный блок; органами управления здравоохранением; ТФОМС.

Выводы

1. В Архангельской области отмечается недостаточный уровень оснащённости административно-хозяйственного и медицинского персонала МО компьютерным оборудованием.

2. Средний уровень «компьютерной грамотности» медицинского персонала ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7» составил 57,0%. С повышением возраста медицинских работников снижается уровень владения персональным компьютером.

3. В наибольшем удельном весе медицинский персонал готов работать с МИС. Практически все доверяют информации из МИС, с использованием которой увеличилась производительность труда, улучшилось качество выполняемых работ. При этом чуть меньше трети нейтрально отнеслись к внедрению новых информационных технологий.

4. В результате исследования в ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7» были применены следующие направления работы: повышение оснащения ПК рабочих мест; обучение сотрудников в рамках непрерывного медицинского образования; внедрены протоколы осмотров специалистов, а также электронный документооборот между подразделениями МО, органами управления здравоохранением, ТФОМС.

С

«КС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ваганова Е.В. Медицинские информационные системы как объект оценки: факторы и тенденции развития // Вестник Томского государственного университета. Экономика. -2017. - № 37. - С. 113-130.

2. Методические рекомендации по обеспечению фундаментальных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО) (утв. Министерством здравоохранения РФ 1 февраля 2016 г.) - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71238346/ (25.04.2020)

3. Национальный проект «Здравоохранение». Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» Концепция и план разработки единой системы нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения на период 20192024 гг. 16 октября 2019 года. - URL: https://static3.rosminzdrav.ru/system/attachments/ attaches/000/046/71 2/original/FP_Cifrovoj_kontur_zdravooxraneniya.pdf?1565344851 (25.04.2020)

4. Официальный сайт министерства здравоохранения Архангельской области. - URL: https://www.minzdrav29.ru/ (26.04.2020)

5. Гусев А.В. Рынок медицинских информационных систем: обзор, изменения, тренды // Врач и информационные технологии. - 2012. - № 3. - С. 6-15.

№ 7

2020

Менедже,

6. Дрезанова Н.Г. Оценка эффективности обучения медицинских работников информационным технологиям: автореф. дис. ... канд. мед.наук. М., 2013. - 24 с.

7. Кудрина В.Г., Андреева Т.В., Комаров С.Г., Экажева П.С. Информационные ориентиры для развития системы целевой подготовки медицинских работников // Врач и информационные технологии. - 2017. - № 3. -С. 121-127.

8. Какорина Е.П., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Голубева Т.Ю. Оценка оснащенности компьютерным оборудованием медицинских организаций в Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2015. -№ 8. - С. 49-56.

9. Нигмедзянова Н.И. Информационные технологиив здравоохранении региона // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12. - С. 253-256.

10.Карпов О.Э, Субботин С.А., Шишканов Д.В. Системы поддержки принятия решений: Использование медицинских данных для создания систем поддержки принятия врачебных решений (ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» МЗ РФ, г. Москва, Россия) // Врач и информационные технологии. - 2019. - № 2. - С. 11-18.

11.Указ президента Российской Федерации «О стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года», декабрь 2019 года. - URL: https://static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/ аМа^/000/036/956/опдта1/проект_Стратегии.рс^?1516201947 (04.05.2020).

О

UDC 614.2: 004.5

Mokhnacheva T.E, Monogarova Y. Y, Varakina Zh.L. Preparedness of medical personnel to work with medical

information systems (Arkhangelsk city clinical hospital № 7, Arkhangelsk, Russia; Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia)

Abstract. The analysis of administrative and medical personnel equipment of medical organizations in the Arkhangelsk region with computer equipment was presented. The level of computer competence and readiness of medical personnel to work with medical information systems on the basis of the state budget health organisation of Arkhangelsk region "Arkhangelsk city clinical hospital № 1" was studied. Management decisions taken to improve the quality and availability of medical services were shown.

Keywords: medical information systems, medical personnel, computer competence, Arkhangelsk region.

Здравоохранение-SQSQ

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Минздрав России разработал правила, по которым медорганизации будут проводить работу в русле идеологии ЗОЖ. Разработан порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях.

Правила должны вступить в силу с 1 января 2021 года.

В них говорится, в частности, что для профилактики неинфекционных заболеваний должны быть разработаны региональные, муниципальные и корпоративные программы общественного здоровья и созданы условия для ведения здорового образа жизни.

В проекте документа подробно прописаны правила организации деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики для взрослых, центров здоровья и центров общественного здоровья и медицинской профилактики - с рекомендуемыми штатными нормативами и стандартами оснащения.

Предполагается, что представленные правила позволят повысить выявляемость неинфекционных заболеваний на ранних стадиях и принять необходимые меры по предупреждению развития и распространения этих заболеваний среди населения.

Источник: официальный сайт Минздрава России

енеджер № 7

здравоохранения SOSO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.