УДК: 37.048.4
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© З. В. Садретдинова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Россия, г. Санкт-Петербург, 191186, наб. Мойки, 48.
Тел./факс: + 7 (812) 314 75 68.
В статье приведены результаты исследования характеристик нравственной сферы личности старших школьников с разным уровнем профессионального самоопределения. Дается анализ факторной структуры взаимосвязи характеристик нравственной направленности личности, индивидуальных представлений о совести и характеристик готовности к профессиональному выбору. Сделан вывод о том, что старшеклассники с более высоким уровнем готовности к выбору профессии имеют более позитивную нравственную направленность.
Ключевые слова: нравственная направленность, совесть, профессиональное
самоопределение, готовность к выбору профессии.
Одной из ступеней личностного развития в старшем школьном возрасте является профессиональное самоопределение. Отсутствие гарантии трудоустройства, многогранность свободного выбора, наличие социального неравенства усложняют процесс профессионального самоопределения и приводят к стихийному, неадекватному выбору специальности у старших школьников.
Основа личностного развития - нравственная ориентация, служащая критерием оценки и отражением личностного здоровья [1]. Анализ подростком своих нравственных качеств - один из важнейших аспектов образа Я. Сегодня средства массовой информации широко пропагандируют насилие, жестокость, свободные отношения, и все это существенным образом влияет на формирование жизненных смыслов юношей и девушек, на их духовное здоровье. Пока собственная система ценностей не сложилась, юноша легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, то все дозволено; все, что можно понять, можно оправдать, и т. п.
Мировоззренческие идеалы, принятые индивидом, могут соответствовать, а могут и не соответствовать нравственным требованиям совести. Во всех феноменологических описаниях совесть рассматривается как внутреннее нравственное ядро личности, которое обладает также интегральным характером как структура самосознания [2]. Принимая во внимание тот факт, что функционирование совести включает участие ума, чувства и воли, ее представляют одновременно в трех измерениях: как нравственное сознание, как нравственное переживание и как волевую способность личности в ее стремлении к нравственной самоактуализации [3].
Цель нашего исследования заключалась в выявлении взаимосвязи характеристик нравственной сферы личности, индивидуальных представлений о совести с наиболее важными аспектами готовности к выбору профессии у старшеклассников. В нем участвовали учащиеся 9-11 классов средней школы, всего 200 человек, из которых 116 девушек, 84 юноши, в возрасте 14-16 лет.
Профессиональное самоопределение - это формирование отношения к себе как к субъекту конкретной профессиональной деятельности и профессио-
нальной направленности (этой точки зрения придерживаются Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцева, П. А. Ша-вир). С возрастом не происходит автоматического формирования профессионального самоопределения, оно может только изменяться и обогащаться. Ряд исследователей (Е. А. Климов, О. А. Конопкин, Н. С. Пряжников, Е. А. Федоршина, Д. И. Фельдштейн) одним из первых этапов профессионального развития человека выделяют формирование готовности к самоопределению.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению наиболее часто понимается как динамическое личностное образование, которое имеет следующие составляющие: выраженность профессиональных интересов, профессиографическая информированность, самооценка соответствия своих способностей и интересов требованиям интересующей деятельности, сформированность общественно значимых мотивов выбора специальности, наличие профессионального плана [4, 5]. Рассматривая высокий уровень готовности к выбору профессии как критерий успешности процесса самоопределения, данную структуру, по мнению некоторых исследователей, следует дополнить показателем наличия интереса к смыслу жизни, который свидетельствует об активно идущем процессе личностного самоопределения [6, 7].
Для определения уровня готовности к выбору профессии у старших школьников нами была разработана анкета, в которой вопросы соответствовали перечисленным ранее компонентам. В нее вошли следующие вопросы: 1) выбрали ли Вы свою будущую профессию?; 2) как Вы думаете, какими качествами должен обладать человек данной профессии?; 3) обладаете ли Вы данными качествами?; 4) в какой степени Вы знакомы со своей будущей профессией?; 5) по какому принципу Вы выбирали свою будущую профессию?; 6) как Вы собираетесь работать над собой и готовится к профессии? Что Вы делаете уже сейчас?; 7) Ради чего Вы собираетесь прожить жизнь? В чем Вы видите ее смысл?
Ответы оценивались следующим образом: наличие выраженного профессионального интереса, информированность о мире профессий, соответствие профессионального интереса и собственных способ-
ностей, наличие профессионального плана и смысложизненных ориентаций соответствовали 2 баллам; неполная информированность о мире профессий, частичное соответствие профессионального интереса и собственных способностей, наличие «размытого» профессионального плана - 1 баллу; отсутствие ответа - 0 баллов. Далее подсчитывалась общая сумма баллов, и, как предполагалось, чем выше этот показатель, тем выше уровень готовности к профессиональному выбору у обследуемого. Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что среднее значение показателя психологической готовности к профессиональному самоопределению - 9.38±2.35, при разбросе значений от 4 до 14 баллов. Распределение полученных значений подчиняется по закону нормального распределения (х2=161.4; р<0,001).
По результатам, полученным после проведения авторского исследования, мы разделили респондентов на две группы: в первую группу вошли учащиеся с низким уровнем готовности к выбору профессии (от 4 до 10 баллами), во вторую - с высоким (от 11 до 14 баллов).
Для изучения нравственной сферы личности использовалась методика «Друг-советчик-3» (ДС-3) -подростковый вариант [8]. Данная методика включает 25 ситуаций морального выбора (МВ). Ответу респондента в каждой ситуации МВ присваивается одна из трех категорий: 1) количество позитивных ответов в ситуации МВ - полное соответствие моральному стандарту - 2 балла; 2) количество негативных ответов в ситуации МВ - отрицание морального стандарта, мнение о необязательности его выполнения - 0 баллов; 3) промежуточные варианты - уклончивые, неопределенные ответы, отсутствие ответа на данный вопрос - 1 балл. Подсчитывались результаты по следующим показателям: общий индекс нравственности (сумма баллов позитивных и неопределенных ответов); количество конкретных предложений решения ситуаций МВ (конструктивность выбора); количество ссылок на внешние мотивы обоснования предлагаемого решения МВ (на социальные нормы, долг, закон, последствия); количество ссылок на внутренние мотивы обоснования предлагаемого решения (чувство вины, совесть, сердце); количество советов сделать позитивный выбор, при условии, если есть возможность, и др.
Нравственную направленность личности формирует не только осознание идеала, закона на рациональном уровне, но и познающий, чувствующий орган сличения поведения с этим эталоном-идеалом, которые вместе образуют когнитивный и эмоциональный компоненты совести.
Совести отводится значительная роль в формировании личности в целом. Главной функцией совести является восприятие и различение добра и зла, сознание обязательности и возможности осуществлять позитивные идеалы в жизни, свободное решение так поступать, наличие угрызений совести в результате нарушения нравственных законов [9, 10].
Поскольку совесть является и внутренним ядром личности, то через механизм идентификации индивид
будет приобретать черты того идеала, на который устремлена свободная воля человека. Если это негативные идеалы, совесть может повредиться [2]. Как показывают исследования представлений о совести, ее описания и рисунки, она для человека предстает в самых разных обличиях. В них представлены когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, а также образные, символические, интуитивные проекции бессознательных структур [10].
Для измерения выраженности разнообразных компонентов совести у конкретного испытуемого была использована методика «Семантический дифференциал совести» [10]. Данная методика дает характеристику индивидуального отношения к совести с помощью основных оценочных факторов (шкал). По инструкции предлагается оценить представление о совести обследуемого по 20 шкалам: 1) голос универсума, голос Космоса; 2) голос Иисуса Христа; 3) голос Бога; 4) «я» - искаженное; 5) «я» - идеальное; 6) разрушает поведение; 7) контролер, регулятор поведения; 8) обманщик; 9) учитель, мудрый советчик; 10) источник отрицательных эмоций; 11) источник положительных эмоций; 12) незначимая сторона личности; 13) центр личности; 14) образ, метафора; 15) символ; 16) принимаемая, важная сторона личности; 17) несущественная, обесцениваемая сторона личности; 18) отвергаемая сторона личности; 19) голос родного человека, 20) абстрактное понятие. Оценка проводилась по 7-балльной шкале.
Для исследования эмоционально-оценочного отношения к категории «совесть» использовалась проективная методика «Нарисуй совесть» [10]. По инструкции испытуемым предлагалось изобразить ее в виде какого-либо образа с использованием цветных карандашей. При анализе рисунков подсчитывалось количество элементов реакции агрессии на нравственную категорию «совесть». Была построена порядковая шкала нарастания агрессии в рисунках: 1) отсутствие элементов агрессии («веселое», «счастливое», «улыбающееся» изображение совести) - 1 б., 2) «безмятежное» (безоценочное, индифферентное изображение) - 2 б., 3) «тревожное» (наличие зачерненных штриховок, элементов тревоги, эмоциональной напряженности) - 3 б., 4) наличие элементов агрессии (присутствие на рисунке любых видов оружия, острых зубов, когтей, злобного выражения лица, устрашающей позы и др.) - 4 б., 5) ярко выраженная агрессия (наличие большого количества элементов агрессии) - 5 б.
Анализ результатов первичной статистической обработки был дополнен выявлением достоверно значимых различий по средним показателям в группах с высоким и низким уровнем готовности к выбору профессии (табл. 1).
Для более глубокого анализа представлений о совести был проведен факторный анализ показателей по методике «Семантический дифференциал совести» отдельно по группам учащихся с высоким и низким уровнем готовности к выбору профессии (число показателей - 20). Результаты факторного анализа представлены в табл. 2:
Таблица 1.
Результаты достоверно значимых различий в средних значениях показателей нравственной сферы учащихся с разным уровнем готовности к выбору профессии.
Методики Наименование показателя Уровень готовности к выбору профессии 1- критерий Стью- дента Уровень достоверности различий
низкий (п=106) высокий (п=94)
среднее тіп- тах среднее тіп- тах
I и Количество позитивных ответов в ситуации МВ 25.8±0.83 16-34 28.6±3.13 18-40 2.85 0.01
Количество уклончивых ответов 6.64±0.82 3-11 5.20±1.99 1-10 2.12 0.05
Количество негативных ответов 6.30±1.49 1-13 5.28±0.99 0-11 1.94 0.05
Количество конкретных решений 4.40±1.37 1-9 5.94±1.25 1-13 3.05 0.01
Количество ответов с внешней мотивацией 3.40±1.41 0-7 4.56±1.52 0-9 2.16 0.05
Количество советов сделать позитивный выбор, но при условии 2.90±1.02 0-6 3.71±1.06 0-7 2.16 0.05
СД совести «голос Иисуса Христа» 1.10±1.08 0-3 1.55±1.20 0-3 2.78 0.01
«учитель жизни, мудрый советчик» 0.93±0.87 0-3 1.23±1.10 0-3 2.11 0.05
«разрушает поведение» 0.36±0.22 0-3 0.16±0.20 20 0-3 2.87 0.01
«Я - искаженное» 0.63±0.49 0-3 0.48±0.46 0-3 2.22 0.05
Рисунок «безмятежность- агрессивность» изображения совести 3.19±0.41 1-5 2.6±0.83 1-5 2.07 0.05
Таблица 2.
Факторная структура показателей по методике «Семантический дифференциал совести у учащихся с разным уровнем готовности к выбору профессии.
№ Общий фактор Показатели Нагрузки
к и о о и о & Л о ю 3 И И к н о о к в о н о принимаемая, важная часть 0.85
1 «Недоверие - Позитивное отношение» к личности
низкий совести (общ. дисп 23%) Я - идеальное 0.84
обманщик -0.70
2 Духовная составляющая совести голос Иисуса Христа 0.93
(общ. дисп 18%) голос Бога 0.85
3 Деструктивная совесть (общ. дисп 15%) разрушает поведение 0.90
Я - искаженное 0.84
Духовная составляющая совести (общ. дисп 25%) Г олос Иисуса Христа 0.89
1 голос Бога 0.73
высокий Учитель, мудрый советчик 0.63
нР к И о Л 2 Совесть как принимаемая, важная часть личности (общ. дисп 19%) принимаемая, важная часть 0.91
Я - идеальное 0.86
Совесть как несущественная сторона обесцениваемая сторона 0.91
3 личности отвергаемая сторона 0.79
(общ. дисп 13%) источник отриц. эмоций 0.72
Анализируя полученные результаты, можно сказать, что учащиеся с разным уровнем готовности к выбору профессии имеют разные характеристики нравственной сферы и представления о совести. Учащиеся с более высоким уровнем профессионального самоопределения имеют позитивную нравственную направленность, их представления о совести имеют духовную составляющую. Учащиеся с низким уровнем готовности к выбору профессии представляют совесть, с одной стороны, как «мудрого советчика», а с другой,- как имеющую деструктивную функцию. В рисунках совести у этих учащихся выявлено больше элементов агрессии.
Для анализа взаимосвязи показателей нравственной направленности личности, индивидуальных представлений о совести и готовности к выбору профессии по всей выборке был проведен факторный анализ измеряемых показателей нравственной сферы и уровня профессионального самоопределения (число всех показателей - 37). Полученные результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3.
Факторная структура показателей нравственной направленности личности (по методике «ДС-3» для подростков), представлений о совести (по методике СД «совести») и готовности к выбору профессии у старших школьников (п=200).
Общий фактор % общей дисперсии
«Негативная - Позитивная» нравственная направленность 23
«Деструктивная - Позитивная» совесть 18.5
Отношение к совести как к несущественной стороне личности 14.7
Г отовность к выбору профессии и нравственная направленность 12
Результаты факторного анализа показателей состояния нравственной сферы и готовности к выбору профессии показали, что готовность к выбору специальности взаимосвязана с характеристиками
духовной направленности и возрастом учащихся (4 фактор).
Благодаря данному исследованию мы выяснили, что старшие школьники с низким уровнем готовности к выбору профессии чаще используют элементы агрессии на рисунках совести, чаще представляют этот феномен как важную часть личности, с одной стороны, и как «искажающую» ее, с другой. Старшие школьники с положительной нравственной направленностью и представляющие совесть чаще как голос Иисуса Христа, Бога и «мудрого советчика», более готовы к профессиональному выбору. Также мы определили факторную структуру взаимосвязи характеристик нравственной направленности личности, индивидуальных представлений о совести и готовности к профессиональному выбору.
Таким образом, необходимо осуществление нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы - включение в содержание образования духовных ценностных ориентиров, которые должны стать основой мировоззренческих идеалов подростков. Это, безусловно, будет способствовать повышению уровня готовности к адекватному, продуманному выбору профессии у юношей и девушек старшего школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. М.: Знание, 1985.
2. Веселова Е. К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб., 2002 -316 с.
3. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994.
4. Борисова Е. М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессионализм. М.: Знание, 1991.- 80 с.
5. Пряжников Н. С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: «Академия», 2001. -480 с.
6. Гинзбург М. Р. // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
7. Дворецкая М. Я. // Интегративный подход в психологии: Сб. научных трудов. СПб.: изд-во РГПУ им. Герцена, 2003. С. 116-124.
8. Веселова Е. К., Черняева С. К. // Ананьевские чтения-2000. СПб: Изд-во СПб ун-та, 2000. С. 199-121.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,1990. -384 с.
10. Манеров В. Х. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 166-173.
Поступила в редакцию 02.04.2007 г.