Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К ВОЛОНТЕРСТВУ В ДИСКУРСЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ГОТОВНОСТЬ К ВОЛОНТЕРСТВУ В ДИСКУРСЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
289
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ВОЛОНТЕРСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДИСКУРС / СУЖДЕНИЯ / COVID-19 / VOLUNTEERING / STUDENT YOUTH / DISCOURSE / JUDGMENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рогова Евгения Николаевна, Яницкий Леонид Сергеевич

Введение. Настоящая статья посвящена анализу дискурса студенческой молодежи с целью выявления оценок и суждений, связанных с пандемией COVID-19, волонтерством и готовностью участвовать в волонтерской деятельности в ситуации пандемии. Данный анализ позволяет выявить степень осведомленности студентов в отношении названных феноменов, что, в свою очередь, показывает необходимость интенсификации педагогической деятельности, в частности воспитательной работы с обучающимися в вузах c целью повышения уровня их социальной активности. Методология. С августа по сентябрь 2020 г. было проведено анкетирование среди студенческой молодежи. В анкетировании приняли участие 250 респондентов мужского (69 %) и женского пола (31 %) от 19 до 22 лет вузов Кемерова, Новосибирска, Томска, Барнаула, Москвы. Следующий этап исследования представляет собой дискурсивный анализ развернутых ответов на открытые вопросы студенческих анкет. Центральным понятием является дискурс, под которым понимается упорядоченное и систематизированное использование социально и идеологически обусловленного языка. Результаты. Анализ дискурса студенческой молодежи продемонстрировал наличие кардинально разнящихся суждений, мнений и оценок относительно COVID-19 и волонтерства в ситуации пандемии. Основной причиной отсутствия потенциальной и реальной волонтерской активности (49 % опрошенных) видится в недостаточной информированности о волонтерской деятельности и ее видах на местах среди студентов вузов. Заключение. Для повышения социальной активности и вовлечения студентов в волонтерскую деятельность необходима активизация информационных центров в вузовской среде, наличие системного подхода к помощи нуждающимся со стороны студентов, развитие студенческих объединений, разрабатывающих и реализующих формат помощи, необходимой для конкретных групп населения в конкретном регионе. Так как волонтерская деятельность для современного общества выполняет важную социальную функцию, видится необходимым формирование вузовской программы по дисциплине, посвященной данному вопросу, и ее включение в учебный план для разных направлений подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FOR VOLUNTEERING IN STUDENT YOUTH DISCOURSE IN THE COVID-19 PANDEMIC

Introduction. This article is devoted to the analysis of the discourse of student youth in order to identify assessments and judgments on the COVID-19 pandemic, volunteering and willingness to participate in volunteering in a pandemic situation. This analysis allows us to identify the degree of awareness of students in relation to these phenomena, which, in turn, shows the need to intensify pedagogical activity, in particular, educational work with students in order to increase the level of social activity of students in universities. Methodology. From August to September 2020, a survey was conducted among student youth. 250 male (69 percent) and female (31 percent) respondents attended the survey from 19 to 22 years old of higher educational institutions of Kemerovo, Novosibirsk, Tomsk, Barnaul, Moscow. The next stage of the research is a discourse analysis of detailed answers to open-ended questions of student questionnaires. The central concept is discourse, which is understood as an orderly and systematic use of socially and ideologically determined language. Results. An analysis of the discourse of student youth showed the presence of radically different judgments, opinions and assessments regarding COVID-19 and volunteering in a pandemic situation. The main reason for the lack of potential and real volunteer activity (among 49 percent of the respondents) is seen in the lack of awareness of volunteer activity and its types on the ground among university students. Conclusion. To increase the activity and involve students in volunteer activities, it is necessary to activate information centers in the university environment, the presence of a systematic approach to providing assistance to those in need from the side of students, the development of student associations that break down and implement the format of assistance needed for specific groups of the population in a particular region. Taking into account the important social function of volunteer activity for modern society, it seems necessary to develop a university course devoted to this issue, and to include it in the curriculum of different majors.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К ВОЛОНТЕРСТВУ В ДИСКУРСЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

development of vocational education, 2019, no. 2 (22), pp. 106-115. (In Russian).

11. Marenceva E. S. Sushchnostnye harakteristiki social'noj aktivnosti studentov [Students' social activeness essential characteristics]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2011, no. 4, pp. 145-148. (In Russian).

12. Martynova T., Yanitskiy M., Zelenin A., Pfettser S. Dobro-vol'cheskaya deyatel'nost' kak forma social'noj i grazhdanskoj aktivnosti studencheskojmolodezhi [Voluntary activity as a form of social and civil activity of student youth]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 1 (33), pp. 160-167. (In Russian).

13. Osipova L. B., Panfilova E. A. Molodezhnaya politika kak faktor razvitiya social'noj aktivnosti molodezhi [Youth policy as a factor of the development of social activity of youth]. Bulletin of Chelyabinsk State University, 2014, no. 24 (353). Philosophy. Sociology. Culturology, iss. 34, pp. 61-64. (In Russian).

14. Rassohina I. Yu., Bilan M. A., Arshinova E. V., Gorbatova M. M. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi v organiza-ciyah dopolnitel'nogo obrazovaniya Kuzbassa [Civil and patriotic education of youth in the organization of additional education in Kuzbass]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 4 (24), pp. 41-49. (In Russian).

15. Sitarov V. A., Maralov V. G. Social'naya aktivnost' lichnosti (urovni, kriterii, tipy i puti ee razvitiya) [A person's social activity (levels, criteria, types and ways of development)]. Knowledge. Understanding. Skill, 2015, no. 4, pp. 164-176. (In Russian).

16. Stradze A. E. Social'naya aktivnost': pozicionirovanie v social'nom prostranstve [Social activity: positioning in the social space]. Theory and practice of social development, 2013, no. 5, pp. 96-99. (In Russian).

17. Teterskij S. V. Social'noe sluzhenie [Social service: a tutorial]. Moscow, 2005, 376 p. (In Russian).

18. Cifrovoj detoks: zachem, kak i pochemu?: analiticheskij obzor [Digital detox: why, how and why?: analytical review]. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10149. (In Russian).

19. Shalamova L. F. Social'noe samochuvstvie i social'naya aktivnost' molodezhi [Social well-being and social activity of young people]. Social and Humanitarian Knowledge, 2008. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-i-sotsialnaya-aktivnost-molodezhi. (In Russian).

20. Shamionov R. M. Social'naya aktivnost' lichnosti i riski [Social activity of the individual and the risks]. Izvestiya of Saratov University, 2012, vol. 1. Series: Acmeology of education. Development psychology, iss. 3, pp. 2-7. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-lichnosti-i-riski. (In Russian).

21. Yanickij M. S. Sistema cennostnyh orientacij lichnosti i social'nyh obshchnostej: strukturno-dinamicheskaya model' i ee primenenie v psihologicheskih issledovaniyah i psihologicheskoj praktike [System of value orientations of personality and social communities: structural and dynamic model and its application in psychological research and psychological practice]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22, no. 1, pp. 194-206. DOI: https://doi.org/ 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206. (In Russian).

УДК/UDC 378.18 Е. Н. Рогова, Л. С. Яницкий

E. Rogova, L. Yanitskiy

ГОТОВНОСТЬ К ВОЛОНТЕРСТВУ В ДИСКУРСЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

READINESS FOR VOLUNTEERING IN STUDENT YOUTH DISCOURSE IN THE COVID-19 PANDEMIC

Введение. Настоящая статья посвящена анализу дискурса студенческой молодежи с целью выявления оценок и суждений, связанных с пандемией COVID-19, волонтерством и готовностью участвовать в волонтерской деятельности в ситуации пандемии. Данный анализ позволяет выявить степень осведомленности студентов в отношении названных феноменов, что, в свою очередь, показывает необходимость интенсификации педагогической деятельности, в частности воспитательной работы с обучающимися в вузах с целью повышения уровня их социальной активности.

Методология. С августа по сентябрь 2020 г было проведено анкетирование среди студенческой молодежи. В анкетировании приняли участие 250 респон-

дентов мужского (69 %) и женского пола (31 %) от 19 до 22 лет вузов Кемерова, Новосибирска, Томска, Барнаула, Москвы.

Следующий этап исследования представляет собой дискурсивный анализ развернутых ответов на открытые вопросы студенческих анкет.

Центральным понятием является дискурс, под которым понимается упорядоченное и систематизированное использование социально и идеологически обусловленного языка.

Результаты. Анализ дискурса студенческой молодежи продемонстрировал наличие кардинально разнящихся суждений, мнений и оценок относительно COVID-19 и волонтерства в ситуации панде-

мии. Основной причиной отсутствия потенциальной и реальной волонтерской активности (49 % опрошенных) видится в недостаточной информированности о волонтерской деятельности и ее видах на местах среди студентов вузов.

Заключение. Для повышения социальной активности и вовлечения студентов в волонтерскую деятельность необходима активизация информационных центров в вузовской среде, наличие системного подхода к помощи нуждающимся со стороны студентов, развитие студенческих объединений, разрабатывающих и реализующих формат помощи, необходимой для конкретных групп населения в конкретном регионе. Так как волонтерская деятельность для современного общества выполняет важную социальную функцию, видится необходимым формирование вузовской программы по дисциплине, посвященной данному вопросу, и ее включение в учебный план для разных направлений подготовки.

Introduction. This article is devoted to the analysis of the discourse of student youth in order to identify assessments and judgments on the COVID-19 pandemic, volunteering and willingness to participate in volunteering in a pandemic situation. This analysis allows us to identify the degree of awareness of students in relation to these phenomena, which, in turn, shows the need to intensify pedagogical activity, in particular, educational work with students in order to increase the level of social activity of students in universities.

Methodology. From August to September 2020, a survey was conducted among student youth. 250 male (69 percent) and female (31 percent) respondents attended the survey from 19 to 22 years old of higher educational institutions of Kemerovo, Novosibirsk, Tomsk, Barnaul, Moscow.

The next stage of the research is a discourse analysis of detailed answers to open-ended questions of student questionnaires.

The central concept is discourse, which is understood as an orderly and systematic use of socially and ideologically determined language.

Results. An analysis of the discourse of student youth showed the presence of radically different judgments, opinions and assessments regarding COVID-19 and volunteering in a pandemic situation. The main reason for the lack of potential and real volunteer activity (among 49 percent of the respondents) is seen in the lack of awareness of volunteer activity and its types on the ground among university students.

Conclusion. To increase the activity and involve students in volunteer activities, it is necessary to activate

information centers in the university environment, the presence of a systematic approach to providing assistance to those in need from the side of students, the development of student associations that break down and implement the format of assistance needed for specific groups of the population in a particular region. Taking into account the important social function of volunteer activity for modern society, it seems necessary to develop a university course devoted to this issue, and to include it in the curriculum of different majors.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, волонтер-ство, студенческая молодежь, дискурс, суждения.

Keywords: COVID-19, volunteering, student youth, discourse, judgments.

Введение

Исторические перемены, смена экономических условий, социальные потрясения и эпидемии вынуждают человека решать возникающие проблемы, адаптироваться к нестабильному миру, осмыслять жизнь и себя в обновленных ценностных координатах. Пандемия COVID-19 поставила каждого человека перед необходимостью пересмотра имеющихся ресурсов и возможностей. Ситуация пандемии неизбежно ведет к обострению общественных, государственных, мировых и личностных проблем, достаточно сложно найти человека, которого бы она не затронула, в этой связи особый интерес представляет ее субъективное оценивание, преломление через конкретный социально обусловленный опыт.

Решение социальных проблем в той мере эффективно, в какой каждый представитель общества осознает меру собственной ответственности в отношении собственной жизни и здоровья и здоровья окружающих. Социально приветствуемыми в сложные периоды общественного развития являются сплочение и взаимопомощь людей. В настоящее время важны объективное оценивание сложившейся эпидемиологической обстановки и активность, связанная с волонтерской помощью конкретным людям, оказавшимся в зоне риска, в первую очередь именно со стороны студенческой молодежи как группы населения, обладающей необходимыми ресурсами для волонтерской деятельности. С целью выявления особенностей отношения к эпидемии COVID-19 и возможности участия в волонтерской деятельности студенчеством и было проведено анкетирование, а также анализ дискурса, посвященного названным темам, результаты которого представляются в данной работе.

Методология

В работе использованы элементы критического дискурс-анализа. Исследование посвящено изучению средств дискурсивного конструирования отношения студенческой молодежи к пандемии и волонтерству.

Материалом послужили развернутые ответы студентов на открытые вопросы анкеты, размещенной в соцсетях. Анкетирование, в котором участвовали 250 человек, обучающихся в разных вузах страны, было проведено с использованием приведенной ниже анкеты.

Вопросы анкеты:

- Укажите свой пол, возраст.

- Назовите учебное заведение.

- Готовы ли вы внести свой вклад в улучшение ситуации с ^Ю-19?

- Как вы оцениваете серьезность ситуации пандемии для человечества? (Оцените степень серьезности по десятибалльной шкале.)

- Какие изменения произошли в вашей жизни из-за пандемии (дайте развернутый ответ от 3 и более предложений)?

- Оцените свой уровень тревоги, связанный с риском для вашей жизни, в период пандемии по десятибалльной шкале.

- Необходимо ли оказывать помощь людям в ситуации пандемии, или это дело каждого?

- Что вы знаете о волонтерской деятельности в период ^Ю-19?

- Кто, на ваш взгляд, больше всего нуждается в волонтерской помощи в ситуации пандемии?

- Готовы ли вы участвовать в волонтерской деятельности для улучшения ситуации с COVID-19?

Методологической основой исследования является постулат о диалектическом единстве сознания, языка и культуры: положение о единстве формального и содержательного планов в языке позволяет использовать системный подход к изучению феномена дискурса через взаимосвязь его элементов, высказываний, тем и суждений. Исследование дискурса как феномена осуществляется в рамках разных областей знаний и является на сегодняшний день перспективным, так как позволяет понять работу речи, ментальные процессы, осуществляющиеся в тесной связи с социально-культурными факторами.

Из многочисленных подходов к дискурсу мы избираем социально-прагматический подход, в рамках которого дискурс рассматривается как текст, погруженный в жизнь, в ситуацию общения [1, с. 136-137]. Важно подчеркнуть, что понятие дискурса не сводимо к понятию текста, так как является более «„Широким

образованием, осложненным индивидуальными авторскими интенциями и экстралингвистическим фоном» [2, с. 156-160], каковыми выступают мнения, суждения, оценки адресанта, социальная среда во всей своей конкретике.

М. Стаббс говорит о следующих возможностях понимания дискурса: «„Это единица языка, превосходящая по объему предложение; в содержательном плане дискурс связан с использованием языка в социальном контексте; по своей организации дискурс интерактивен...» [9, р. 1].

При изучении дискурса студенческой молодежи мы также берем за основу текстоориентированный дискурс-анализ в понимании Н. Фэркло, для которого значимыми при характеристике дискурса являются формальные свойства текста, связи между создающими текст и самим текстом, а также социальный контекст, влияющий на текстопорождение [6, с. 117]. Таким образом, центральным для нашего исследования является понимание дискурса как систематизированного и упорядоченного особым образом языка, за которым встает особая идеологически и социально обусловленная ментальность [7, с. 2].

Существует множество определений понятия дискурса, это связано с многоуровневостью феномена, его междисциплинарным функционированием. Т. А. ван Дейк, в частности, дает следующее определение: «„Дискурс - это речевой поток, язык в его постоянном движении, вбирающий в себя многообразие эпохи, индивидуальных и социальных особенностей как коммуниканта, так и коммуникативной ситуации, в которой происходит общение. В дискурсе отражается менталитет и культура как национальная, всеобщая, так и индивидуальная, частная» [3].

Под дискурсом, вслед за М. В. Йоргенсен и Л. Дж. Филлипс, мы понимаем также «„форму социальной практики, которая одновременно и воспроизводит, и изменяет знания, идентичности и социальные взаимоотношения „ в то же время сам дискурс формируется другими социальными практиками и структурами» [6, с. 116].

На основании теории Л. Витгенштейна можно говорить о том, что дискурс является средой, формирующей познавательную деятельность, частью социального мира и, одновременно, способом его познания. Всякое социальное отношение находит воплощение в том или ином тематическом дискурсе, представляющим собой матрицу, состоящую из различных дискурсивных пластов [8].

Анализируемый нами дискурс является отражением социального мира, общественной жизни, кон-

кретного измерения исторического времени, участниками которого являются его субъекты. Студенты, находящиеся в ситуации пандемии COVID-19, сами являются частью человечества, которому приходится меняться, чтобы выжить, им необходимо осуществлять социальные роли и паттерны поведения, позволяющие реализовывать помощь и участие в жизни других людей, как одну из базовых человеческих потребностей. Дискурс как социокультурный феномен связан, в данном случае, с конкретной областью социального опыта: опыта проживания в обществе, все члены которого подвержены риску заболевания, до конца не исследованного, течение которого разнообразно, от бессимптомного протекания до летального исхода. Тревога населения, возникающая на фоне ежедневной, неоднозначной, порою противоречивой информации, порождает ощущение невозможности контролировать и прогнозировать ход событий, способствует формированию мифов, слухов и ложных представлений о болезни. Объективная угроза здоровью населения сочетается с изменением повседневной жизни, условий работы, учебы: большинство студентов перешли на дистанционный или смешанный тип обучения. Некоторые из них остались дома, не имея возможности выехать на места учебы, часть из них из-за карантина вернулась домой, к родителям. Многие студенты проявляют озабоченность материальным положением дел, нестабильностью доходов родителей, а также своих доходов, не имея возможности для подрабатывания, так как в результате пандемии изменилось положение на рынке труда. Определенное напряжение испытывают студенты, обучающиеся на последних курсах вузов: из-за эпидемии COVID-19 перспективы трудоустройства стали непредсказуемыми. Важной характеристикой социальной составляющей исследуемого дискурса является и локализация субъектов высказывания: все они студенты российских вузов, наблюдающие за пандемией сначала со стороны, не предполагающие, что она достигнет России, коснется их родных, близких и их самих. Спецификой локализации следует объяснить и возникающие в данных условиях смыслы, формирующиеся вокруг темы болезни: возрастающая ценность здоровья, ответственность за свое самочувствие и поведение в обществе, необходимость заботы о родных и близких людях, осознание взаимосвязи с окружающими и со всем человечеством. Дискурс о пандемии COVID-19 и волонтерстве, таким образом, демонстрирует вовлеченность студентов в область социальных норм и законов, так как дискурс как многоуровневое коммуникативное явле-

ние включает в себя не только текст, но и «...экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, цели адресанта.)» [5, с. 8].

Проведенное анонимно анкетирование позволяет многим студентам вполне искренне и экспрессивно выразить свою социальную, личностную позиции, порою в направлении нарушения заведомо одобряемых ответов. Можно таким образом определить матрицу исследуемого дискурса как сформированную определенной тематической структурой. Данный дискурс, как любой «тематический», может быть вписан в конкретную область дискурсивных практик, в данном случае - психологическую, социальную, педагогическую.

Результаты

В результате анализа развернутых ответов на открытые вопросы анкеты о COVID-19 и волонтер-стве были выделены повторяющиеся темы, относительно которых студенты выражали свои субъективные мнения, суждения и оценки. Отношение к пандемии оказалось неоднозначным: можно говорить, в целом, о реалистическом взгляде части студентов («Я считаю, что относиться к прогнозам эпидемии стоит серьезно. Все-таки не каждый день случается такое, и нужно прислушиваться к рекомендациям врачей, вовремя обращать внимание на свое состояние и при необходимости принимать меры»; «Лучше всего для нас - не поддаваться панике и соблюдать меры, которые придуманы властью, если вы потеряли работу, то всеми возможными способами получить поддержку государства»). Недооценивание опасности ситуации в мире из-за пандемии не свойственно студентам (только единичные ответы содержат игнорирование опасности COVID-19: «Это обычная вспышка пневмонии»). Также мал процент поддающихся панике, тотальной тревоге (7,6 %): «...За окном слышались поли -цейские сирены и предупреждения в громкоговоритель о том, что выход из дома опасен для здоровья -вот тогда мне стало страшно, заходя в Интернет, каждый раз ужасалась от количества заболевших и умерших в мире. На моем здоровье это сильно отразилось, я стала много нервничать, плакать, меня буквально накрыло волной страха за будущее».

Большинство же (54,5 %) выражает свое негативное отношение к возникшей ситуации: «Из-за коронавируса умерло множество людей и подкосилось здоровье еще большей части населения. Пострадала мировая экономика и многие бизнесы, вследствие чего люди остались без работы, либо с минимальной зарплатой, которой не хватает на жизнь. Огромная ответственность легла

на медработников, которые были вынуждены подвергать опасности свои жизни и работать дни напролет, без перерыва. Некоторые предприятия, воспользовавшись ситуацией, начали наживаться на проблеме, повысив цены на услуги доставки на дом и на такие необходимые в это время товары, как антисептики, перчатки и маски»; «Что же касается моей жизни? ...Я потеряла работу. На карантине очень сложно найти новую работу, так как ТЦ и кафе были закрыты долгое время, что принесло убыль работодателям. В какое-то время появилось чувство «ненужности», ощущение «уже везде занято и тебя вряд ли кто возьмет», так и случилось. Много отправленных резюме не принесло плодов».

В ответах студентов присутствует раздраженность в отношении темы пандемии («Мнеуже эта тема надоела, разговоры о ковиде только отвлекают народ от решения настоящих проблем») и пессимизм, неверие в положительную динамику заболеваемости, помощь со стороны общественности: «Оптимисты и эксперты говорят, что сейчас врачи и больницы более подготовленные, нежели в марте-апреле, а значит и летальных случаев будет меньше, в целом, период пройдет легче. Пройти пройдет, конечно, но в остальное я не верю, потому что часть врачей на больничном, а оставшиеся -работают на пределе. В больницу обращаются и с сезонными заболеваниями, и с частными случаями, и с подозрениями на COVID-19. Мы не можем ничего, кроме как соблюдать рекомендации».

Отдельной составляющей темы отношения к COVID-19 является оценка дистанционной формы обучения: «Сфера образования пережила достаточно серьезное испытание, детям тяжело осваивать информацию таким образом, а преподавателям пришлось находить подходы и учиться преподавать в режиме онлайн»; «Наше халатное отношение к миру повлекло за собой такие последствия, как ограниченное количество продуктов для жизни, масочный режим, дистанционное обучение, закрытие рабочих сфер и закрытые границы»; «...Пандемия затронула каждого: закрывались торговые центры и предприятия, дети и студенты переходили на дистанционное обучение, улицы пустели с каждым днем». Вместе с тем дистанционное обучение нашло своих сторонников: «Я перешла на дистанционное обучение. Заочная учеба предполагает в 70 процентах изучать материалы самостоятельно, поэтому «дистанци-онка» показалась несложной, нашла свои плюсы».

Длительность периода пандемии привела к динамике взглядов студентов, как и большинства людей на планете, сначала не подозревающих о возможных масштабах заболеваемости коронавирусом: «С COVID-19 мы живем уже более полугода. Поначалу

большинство охватило недоумение, не было понятно, насколько ситуация серьезная и как долго придется ее решать. Позже людей обуял страх, особенно москвичей и петербуржцев, поскольку в этих городах число заразившихся было разительно выше. Тут значительную роль сыграло то, что расстояния по России огромные - до регионов вирус доходил медленнее, в то время как Москва и Петербург были поражены. Сейчас снова наблюдается высокий рост выявленных случаев заражения, но напряженная ситуация уже по всей России. Недели две назад моя знакомая из Иркутска переболела «ковидом».

Студенты видят и положительные аспекты (9 %), связанные с новой для них ситуацией пандемии, чаще всего в ответах говорится о возможности проводить больше времени дома за занятиями, на которые раньше не хватало времени, о саморазвитии: «.Мы все стали чаще находиться дома и добрались до дел, на которые не хватает времени в повседневной жизни: генеральная уборка, разбор старых вещей, чтение книг или просмотр фильмов/сериалов». Наряду с выражением тревоги, опасениями за жизни родных и близких (находящихся в зоне риска) в ответах присутствует надежда на постепенное завершение критической ситуации: «Но подобные случаи массового заражения не новы в мировой истории, поэтому я хочу верить, что мы восполним потери и в скором времени вернемся в обычный темп жизни»; «.Пока примерно 70 процентов населения не переболеет и человечество не приобретет иммунитет, вирус не оставит нас в покое. Если болезнь неизбежна, то предлагаю не паниковать, вести себя разумно, жить, радоваться, смеяться, соблюдая элементарные правила гигиены».

Следует отметить наличие темы динамики жизненных ценностей и приоритетов в условиях пандемии, многие студенты (14,6 %) подчеркивают, что пересмотрели свое отношение к возможности быть рядом с близкими, стали ценить само здоровье и больше уделять внимание его сохранению, отмечают студенты и возросший уровень осознанности и ответственности за свое поведение и самочувствие окружающих людей: «Именно в 20 лет поняла, насколько ценна наша жизнь, здоровье наших близких и родных. В конце хочу просто сказать, что человеку нужен человек, а миру нужен мир. Именно от нас зависит будущее»; «Нужно относиться ко всему с пониманием»; «.Мы проводим больше времени со своей семьей. Это стало для меня поводом переосмыслить жизненные ценности, свое мировоззрение в пользу родных и близких. До карантина я со своей семьей «пересекалась» только поздним вечером»; «Только спустя несколько месяцев мы

начали задумываться о том, как будем жить дальше, на что мы будем жить, чем будем питаться»; «Самым главным положительным моментом для меня стала самоизоляция. Во-первых, каждый из нас начал изучать что-то новое, читать книги, даже заниматься спортом в домашних условиях»; «Я уделяю внимание гигиене. Например, когда нахожусь в магазине или транспорте, надеваю медицинскую маску».

Студенты выражают признательность медицинским работникам, которые подвергают свою жизнь опасности, оказывая помощь больным коронавиру-сом: «Не могу не затронуть тему больниц. Наверное, эта тема остается самой сложной и неоднозначной. Больницы не были готовы к ситуации. Во многих городах не хватает места даже тяжелобольным. Если смотреть статистику заболеваний, с каждым днем она увеличивается. Однако врачи, «герои нашего времени», ста -раются сделать все возможное».

Согласно результатам исследования, 52,5 % опрошенных не информированы о волонтерской деятельности в период пандемии и ее видах. Мнения относительно волонтерства разделились (в процентном соотношении примерно поровну: 49 % выразили отсутствие готовности к участию в волонтерской деятельности, 51 % студентов потенциально открыты для оказания разного рода помощи в ситуации пандемии): «Сейчас волонтеры нужны как никогда, кому-то нужно оставить животных на передержку, у кого-то нет возможности сходить в магазин за продуктами или же за лекарствами. При крайней необходимости могу стать волонтером»; «Поставили на место» свое эго волонтеры, которые оказывают помощь в «красных зонах». Они могли, как и часть людей, строить теории заговоров, перечислять свои права, оправдывая отсутствие маски, но решили, что реальная помощь будет полезнее. Я бы стала волонтером, если бы жила отдельно, потому что могу понадеяться на выносливость своего организма и возраст. Но если я могу рассчитывать на себя, то моя семья, которая находится в зоне риска, не может уповать ни на организм, ни на возраст, ни на врачей»; «Единственный положительный момент - волонтер-ство. Волонтерство всегда есть и будет актуальным ресурсом в сложное время. Помощь нужна всегда, она оказывается максимально разными способами, и даже самая незначительная на первый взгляд поддержка может сыграть решающую роль в той или иной ситуации»; «Волонтерство в данной ситуации - это очень хорошая подмога. Помогать можно по-разному: предлагать помощь пожилым людям, которые, по идее, должны находиться дома; напоминать своим друзьям и знакомым о мерах безопасности и так далее». Студенты выра-

жают готовность к оказанию требуемой помощи в разных формах: «Молодые люди помогают пожилым людям и людям, оказавшимся в непростой финансовой ситуации. Они проявляют инициативу, не ожидая момента, когда их о чем-то попросят. В подобной эпидемиологической ситуации очень важно не оставаться равнодушным. И если у тебя есть возможность, время и средства помочь нуждающимся, то почему бы этого не сделать?». Однако часть студентов не видит в себе потенциальных кандидатов в волонтеры: «...Что касается меня, я бы не вступила в такой отряд. Не потому, что я злая, бессердечная, а просто потому, что меня это не интересует, не является чем-то ресурсным. Может показаться грубым, но как есть». Отдельные студенты сведения о волонтерстве получают только из средств массовой информации: «Я лично не сталкивалась с этими отрядами и их деятельностью, знакомые мои тоже, но во всяком случае, если они действительно есть, то хорошо. В мире без доброты и помощи будет совсем худо».

Отдельной составляющей исследуемой темы является осуждение людей, не соблюдающих меры предосторожности, гигиены, дистанцию: «Прочитала заметку «Кемеровчанин парализовал движение трамваев, принципиально не надевая маску» («Московский комсомолец в Кузбассе»), удивилась. Не понимаю, почему люди относятся так к «масочному режиму»; «Ношение маски - эффективный способ сдерживания распространения COVID-19, жаль, что большинство считает по-другому». Студенты замечают также разобщенность людей: «Казалось бы, нестабильная ситуация могла вразумить, побудить к взаимному, само собой разумеющемуся уважению друг к другу. Отнюдь. Одни не хотят носить «намордники», вторые убеждены, что нас запугивают, а третьи знают лишь свои права»; сравнивают наше отношение к пандемии с отношением к ней в других странах, возможно, проецируя собственное чувство отчужденности на окружающих: «...В Китае люди сразу начали сообща бороться с проблемой, у нас же каждый сам за себя».

Заключение

Понятие дискурса, которое мы исследуем в данной работе, представляется очень важным для изучения педагогического процесса, поскольку дает возможность педагогу непосредственно оценить и учесть в своей деятельности выражаемые в дискурсе суждения, порожденные спецификой времени, социальным контекстом и влияющие, в свою очередь, на формирование потенциальных дискурсов и взаимодействий.

В результате анализа дискурса студенческой молодежи были выявлены следующие темы, суждения

и оценки в отношении COVID-19 и готовности к волон-терству: негативное отношение к коронавирусу, связанное с опасностью для здоровья, потерей источников дохода, отсутствием поддержки со стороны общественности, нехваткой жизненно важных ресурсов в разных социальных сферах, неподготовленностью общества к подобного рода испытаниям, отсутствием развлечений массового характера; личностная тревога, чувство разобщенности и пессимизма, вызванные невозможностью контролировать ситуацию; динамика ценностей (повышение уровня осознанности и ответственности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих, понимание важности укрепления взаимоотношений с родными и близкими людьми). 70 % опрошенных выразили реалистическое отношение к коронавирусу, к необходимости соблюдать возможные меры гигиены и социальные предписания. Изменение формата обучения, переход на дистанционное обучение, в целом, встретили одобрение, понимание и готовность у студентов. 51 % респондентов высказались положительно относительно волонтерской деятельности и возможности участия в ней в ситуации пандемии. 47,5 % проявили осведомленность о формах возможной помощи (среди них названы помощь медицинским учреждениям, пожилым людям, людям, находящимся на самоизоляции, информационно-просветительская деятельность, психологическая помощь, организация городских патрулей (дружинников)).

Таким образом, результаты исследования дискурса студенческой молодежи способствуют пониманию процессов, происходящих в студенческой среде, что помогает в свою очередь выстроить институциональный педагогический дискурс [4, с. 25], в рамках которого возможно оказание влияния на социальную активность обучающихся в вузе, их мотивацию к волонтерской деятельности. Мы проанализировали дискурс студенческой молодежи, касающийся пандемии COVID-19 и готовности к волонтерству в этой ситуации, и пришли к выводу о наличии определенных ресурсов для волонтерства в данной социальной среде. В то же время данное исследование показало, что необходима серьезная работа по формированию программ волонтерской деятельности, их внедрению в воспитательный и образовательный процесс с учетом существования многообразных форм волон-терства. Разнообразные виды добровольческой деятельности требуют высокой степени осознанности от ее участников, а также развитых навыков и умений. Для успешного осуществления волонтерской деятельности необходима также организация информирова-

ния студенческой молодежи о существующих возможностях для волонтерства, формирование позитивного имиджа волонтера, эта деятельность может осуществляться студенческими организациями.

Изменение отношения к волонтерству, вовлечение молодежи в добровольческую социально активную деятельность возможно и посредством просветительской и образовательной работы: представляется необходимым создание учебной программы по дисциплине, касающейся данного вопроса, и ее включение в общий цикл дисциплин для всех направлений подготовки в вузах.

Безусловно, следует использовать в нашем регионе уже имеющийся опыт разнообразных форм волонтерства в России и за рубежом, развивать социальные добровольческие проекты, волонтерские студенческие объединения, которые могли бы получать поддержку со стороны педагогов, администрации вузов и региональных властей.

Литература

1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136-137.

2. Бажалкина Н. С. К проблеме различных подходов к пониманию дискурса в современном языкознании // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 1 (65). С. 156-160.

3. Дейк Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация [Электронный ресурс]. Благовещенск, 2000, 308 с. URL: https://www. academia.eduЛ2682742Л_А_ван_Дейк_ЯЗЫК_ПОЗНАНИЕ_ КОММУНИКАЦИЯ (дата обращения: 18.10.2020).

4. Карасик В. И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации : Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2000. С. 25-33.

5. Петров В. В., Караулов Ю. Н. Вступительная статья // Дейк Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. С.5-11.

6. Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ: теория и метод. Харьков, 2008. 526 с.

7. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М., 2012. 128 с.

8. Шапинская Е. Н. К методологии исследования культуры: дискурсивный анализ [Электронный ресурс]: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-metodologii-issledovaniy-kultury-diskursivnyy-analiz (дата обращения: 18.10.2020).

9. Stubbs M. Discourse analysis: the sociolinguistic analysis of natural language. Chicago : University of Chicago Press, 1983. P. 272.

10. Fairclough N. Language and Power. London : Longman, 1989. 259 p.

References

1. Arutyunova N. D. Diskurs [Discourse]. Linguistic Encyclopedic Dictionary. Moscow, 1990, pp. 136-137. (In Russian).

2. Bazhalkina N. S. K probleme razlichnykh podkhodov k ponima-niyu diskursa v sovremennom yazykoznanii [To the problem of different approaches to the discourse analysis in modern linguistics]. Bulletin of Kemerovo State University, 2016, no. 1 (65), pp. 156-160. (In Russian).

3. Dijk T. A. van. Yazyk. Poznaniye. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Blagoveshchensk. 2000, 308 p. Available at: https://www.academia.edu/12682742/Т_А_ван_Дейк_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H3blK_n03HAHME_K0MMyHM^Mfl (accessed 18.10. 2020). (In Russian).

Karasik V. I. Struktura institutsional'nogo diskursa [The structure of institutional discourse]. Problems of speech communication. Interuniversity collection of scientific papers. Saratov, 2000, pp. 25-33. (In Russian).

Petrov V. V., Karaulov Yu. N. Vstupitel'naya stat'ya [Introductory article]. Dijk T. A. van. Language. Cognition. Communication. Moscow, 1989, pp. 5-11. (In Russian).

Phillips L. J., Jorgensen M. V. Diskurs-analiz: teoriya i metod [Discourse analysis: theory and method]. Kharkov, 2008, 526 p. (In Russian).

7. Chernyavskaya V. E. Diskurs vlasti i vlast' diskursa: problemy rechevogo vozdejstviya [Power discourse and discourse power: problems of speech impact]. Moscow, 2012, 128 p.(In Russian).

8. Shapinskaya E. N. K metodologii issledovaniya kul'tury: diskursivnyy analiz [On the methodology of cultural research: discourse analysis]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7k-metodologii-issledo-vaniy-kultury-diskursivnyy-analiz (accessed 18.10.2020). (In Russian).

9. Stubbs M. Discourse analysis: the sociolinguistic analysis of natural language. Chicago, University of Chicago Press, 1983, pp. 272. (In English).

10. Fairclough N. Language and Power. London, Longman, 1989, 259 p. (In English).

УДК/UDC 378

А. С. Тельманова, В. А. Баутина A. Telmanova, V. Bautina

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

PROBLEMS OF MOTIVATION OF STUDENT UNIVERSITIES OF CULTURE TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

Введение. В статье представлено исследование по проблеме управления процессами профессиональной мотивации студентов вузов культуры с целью дальнейшего трудоустройства по получаемой профессии. Цель статьи - выявление и ранжирование факторов мотивации студентов вузов культуры к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере.

Методология. Исследование проводилось на основе методов анализа, синтеза, аналогии, конкретизации, измерения.

Результаты исследования заключаются в выявлении приоритетных побудительных мотивов будущей профессиональной деятельности у студентов вуза культуры. На основе диагностики разработаны рекомендации для педагогов по управлению образовательным процессом в аспекте формирования устойчивого положительного отношения к будущей профессиональной деятельности по выбранному направлению подготовки.

Заключение. Авторами отмечается, что процесс управления профессиональной мотивацией студентов вузов культуры является ответственным и длительным процессом с включением в него не только педагогических, но и управленческих практик.

Introduction. The article presents a study on the problem of managing the processes of professional motivation

of students of cultural universities for further employment in the profession. The purpose of the article is to identify and range the factors of motivating students of cultural universities to professional activity in the social and cultural sphere.

Methodology. Methods of analysis, synthesis, analogy, specification, measurement were used as the basis for the research.

Results. The results of the research consist in identifying the priority motives of future professional activity among students of a higher educational institution of culture. Based on the diagnostic results, recommendations for teachers on the management of the educational process in the aspect of building a positive attitude towards future professional activity in the chosen direction of training were developed.

Conclusions. The authors note that the process of managing the professional motivation of students of higher educational institutions of culture is a responsible and long-term process, which includes of not only pedagogical, but also managerial practices.

Ключевые слова: вузы культуры, мотивация, профессиональная мотивация, рынок труда, студент, социально-культурная сфера.

Keywords: Universities of culture, motivation, professional motivation, labor market, student, socio-cultural sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.