Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / РROFESSIONAL ACTIVITY / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE / COMPETENCE / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марьясова Д.Д.

в статье проведен семантический анализ понятий: «профессиональная деятельность», «готовность к профессиональной деятельности», «психологическая помощь», «компетентность» и «профессионализм». Отображены подходы к определению готовности к деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READY FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF PSYCHOLOGICAL STUDENTS

The article provides a semantic analysis of the concepts: «professional activity», «readiness for professional activity», «psychological assistance», «competence» and «professionalism». The approaches to determining readiness for activity are displayed.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

УДК 159.99

Марьясова Д.Д. студент

6 курс, медико - психолого -фармацевтического факультета Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого,

Россия, г. Красноярск

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация - в статье проведен семантический анализ понятий: «профессиональная деятельность», «готовность к профессиональной деятельности», «психологическая помощь», «компетентность» и «профессионализм». Отображены подходы к определению готовности к деятельности.

Ключевые слова - профессиональная деятельность, готовность к профессиональной деятельности, психологическая помощь, компетентность, профессионализм.

Maryasova D.D. student

6th year, Medical - Psychological -Pharmaceutical Faculty Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetski,

Russia, Krasnoyarsk

READY FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF PSYCHOLOGICAL

STUDENTS

Annotation - the article provides a semantic analysis of the concepts: «professional activity», «readiness for professional activity», «psychological assistance», «competence» and «professionalism». The approaches to determining readiness for activity are displayed.

Key words - рrofessional activity, readiness for professional activity, psychological assistance, competence, professionalism.

Для эффективной деятельности психолога важным критерием являются способность личности и наличие установки на заинтересованное и добросовестное выполнение всех профессиональных задач и обязанностей. Профессиональное становление правильнее начинать с возможности и желания заниматься определенной деятельностью, то есть готовности к деятельности. Готовность к деятельности в процессе работы преобразуется в компетентность и профессионализм.

Компетентность — наличие определенных личностных качеств,

знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Профессионализм — комплекс свойств личности, теоретических знаний и практического опыта, обеспечивающий высокий уровень качества выполнения деятельности, приобретенный человеком в ходе образования и практической деятельности [3].

Профессиональная успешность психолога зависит от его личностно-профессиональных качеств. Деятельность специалиста подразумевает взаимодействие с людьми, а также влияние на них, определенное изменение их жизни, и важную роль в этом играет эмпатия. Она позволяет узнать личностные особенности людей и их переживания.

На психологах лежит большая ответственность за людей, которым они помогают, поэтому к ним предъявляются особые социально-этические и профессиональные требования. Степень соответствия требованиям отражается в профессиональной квалификации специалиста. Соблюдение всех правил дает психологу продуктивно и успешно осуществлять профессиональную деятельность. Основной род деятельности - это оказание психологической помощи клиентам.

Психологическая помощь — это система мероприятий, которые проводятся психологом и направлены на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у человека или группы людей, посредством практической психологии [4].

Предварительно, однако, нужно отметить несколько принципиальных моментов. Во-первых, для того, чтобы с человеком работал квалифицированный специалист, необходимо осуществить качественную его подготовку, которая определяется, в свою очередь, особенностями его «профессиональной деятельности», определением круга «профессиональных умений», соответствующих основным видам деятельности психолога-практика, а также четкое представление идеальной модели специалиста-психолога поможет качественно организовать, учебный процесс. Во-вторых, показателями успешности подготовки психолога, является, формирование у специалиста способности эффективно работать в рамках широкого спектра профессиональных задач и видов деятельности, свободно переключаться на новые профессиональные задачи, находить нестандартные решения в неожиданных профессиональных ситуациях.

Однако, в большинстве научных работ не акцентируется существеннейший критерий квалифицированного психолога — способность к изменениям, понимание и принятие необходимости изменений. Кроме того эффективная и качественная работа психолога, предполагает такой синтез теории и практики, который обеспечивал бы каждый раз новое конструирование форм и методов работы с людьми. В этой связи особое место занимает личностная и профессиональная позиция психолога.

Также «профессия психолога предполагает одновременное владение двумя прямо противоположными по смыслу позициями - умением отождествляться и умением рефлексировать со стороны», что предполагает

достаточно выраженную представленность в структуре личности психолога флексибильности [2].

В отечественной науке имеется большое количество исследований по проблеме готовности к профессиональной деятельности (К.А.Абульханова-Славская, И.О.Гилева, Д.Н.Узнадзе и др.). Они рассматривали понятия «готовность к деятельности», «психологическая готовность», «готовность к профессиональной деятельности» и др.

Профессиональная деятельность психолога — это тяжелый, сложный и ответственный круг деятельности. От качества работы специалиста зависят изменения в жизни людей. Психолог может оказать как огромную помощь, так и нанести большой вред.

Три подхода к определению готовности к деятельности:

- функциональный (готовность к деятельности понимается как особое психическое состояние и проявляется как целостное проявление личности, занимающее место между психическими процессами и свойствами личности);

- психологическая установка личности;

- готовность к деятельности рассматривается, как форма отражения субъектом профессиональной деятельности, совокупность качеств, свойств и состояний, необходимых для осуществления успешной профессиональной деятельности.

В контексте работы нужно обратиться к понятию личностной готовности к деятельности, личностной готовности к профессиональной деятельности. В отечественной психологии понятие личностной готовности рассматривается в рамках субъектно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода методологических подходов. Основу субъектно -деятельностного подхода составляют идеи А.Н.Леонтьева о неразрывной связи личности и деятельности в основе личностно-ориентированного подхода лежит идея о центральном значение личности.

Личностная готовность к деятельности — индивидуально-психологическая направленность, настроенность на произвольную деятельность, мобилизация способностей на активные и целесообразные умения действия.

Готовность к профессиональной деятельности — результат процесса накопления качественных личностных изменений субъекта будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе [1].

В настоящее время возросла значимость профессии психолога. Данная профессия востребована как в медицинской сфере, так и в сфере образования. Эффективность решения профессиональных задач в деятельности психолога определяется знанием теоретического материала профессиональной деятельности и методической готовностью к реализации профессиональных задач. Успешность психолога определяется знанием всех видов психологической помощи и умением выбрать эффективную технику и метод для наилучшей помощи человеку в трудной жизненной ситуации. А самое важное это компетентность и профессионализм будущего

специалиста.

Использованные источники

1. Барышникова, Е.В. Учебная ситуация как способ подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности / Е.В. Барышникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. Вып.10. - С.9-13.

2. Залевский Г. В. Психическая ригидность - флексибильность в структуре личности людей с субъект - субъектной профессиональной ориентацией / Г.В. Залевский // Автореф. дис. на соискание уч. степени к. пс. н. спец: 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии / Барнаул. -1999. - 25с.

3. Нестерова, О.С. Готовность к профессиональной деятельности как стартовая точка на пути к профессионализму / О.С. Нестерова // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». - 2014. Вып. 4. - С.58-61.

4. Черникова, К.С. Специфика профессиональной деятельности психолога / К.С. Черникова // Символ науки. - 2015. Вып. 11 (2). - С.226-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.