https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1 003 Научная статья
¡ccyDJ)
Готовность к профессиональному самоопределению у подростков-участников профессионально ориентированных соревнований
Аннотация
Введение. От обучающихся старших классов общество ждет готовности к профессиональному самоопределению. На основе оценки данной готовности можно выделить разные группы, каждая из которых нуждается в специфической психолого-педагогической поддержке.
Цель. Выявить отличия в готовности к профессиональному самоопределению у финалистов профессионально ориентированных соревнований и их сверстников, не участвующих в подобных соревнованиях.
Методы. Применен количественный анализ данных компьютерного тестирования обучающихся, проведенного с использованием тестового комплекса «Профготов-ность» («Как я выбираю профессию»), разработанного коллективом авторов ЦТР «Гуманитарные технологии».
Результаты. Выявлено, что уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению у старших подростков, являющихся финалистами соревнований WorldSkills и Национальной технологической олимпиады, по многим показателям выше, чем у их сверстников, обучающихся 8-11-х классов, не принимавших участия в данных соревнованиях.
Научная новизна. Обнаружено, что у старших подростков-финалистов профессионально ориентированных соревнований по сравнению с их сверстниками, не принимавшими участия в подобных соревнованиях, более высокие показатели по шкалам самооценки и самостоятельности, они больше знают о профессиях и российской системе образования, у них меньше стереотипов и заблуждений о выборе профессии, они сделали больше шагов на пути к профессиональному самоопределению.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены психологами, классными руководителями, тьюторами, преподавателями дополнительного образования в профориентационной, консультационной и просветительской работе с обучающимися и их родителями.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональная ориентация, выбор профессии, психологическая готовность, конкурс профессионального мастерства, WorldSkills, Ворлдскиллс
Для цитирования: Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л., Жилинская А. В. Готовность к профессиональному самоопределению у подростков-участников профессионально-ориентированных соревнований // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 1. С. 45-60. https://doi.Org/10.52944/PORT.2023.52.1.003
К. Г. Кузнецов1 О. Л. Кувшинова1, А. В. Жилинская2
1 Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»,
Москва, Российская Федерация 2ОАНО «Первый университетский лицей им. Н. И. Лобачевского», г. Усть-Лабинск, Российская Федерация н [email protected]
© Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л., Жилинская А. В., 2023
Статья поступила в редакцию 12 декабря 2022 г.; поступила после рецензирования 26 января 2023 г.; принята к публикации 2 февраля 2023 г.
Original article
Readiness for professional self-determination among teenagers participating in professionally-oriented contests
Kirill G. Kuznetsov1 H, Olesya L. Kuvshinova1, Alice V. Zhilinskaya2
''Center for Testing and Development "Humanitarian Technologies",
Moscow, Russian Federation
2Lobachevsky First University Lyceum, Ust-Labinsk, Krasnodar Krai, Russian Federation
Abstract
Introduction. High school students are expected to define themselves in terms of vocational preference. Having estimated their readiness for self-determination, it is possible to allocate different groups, with specific psychological and pedagogical support for each group.
Aim. To identify differences in readiness for professional self-determination between finalists of professionally-oriented contests and their peers not participating in analogous events. Methods. Quantitative data analysis on the basis of the test kit "Professional readiness" (or "How I Choose a Profession") developed by the team of researchers of the Center for Testing and Development "Humanitarian Technologies" was applied. Results. The level of psychological readiness for professional self-determination among adolescents-finalists of the WorldSkills contests of professional competence and among the adolescents-finalists of The National Technology Initiative Contest by many indicators is higher compared to their peers, students of 8—11th grades of secondary school, who did not participate in these contests.
Scientific novelty. The adolescents, finalists of professionally-oriented contests, compared with their peers who did not take part in such competitions have higher scores on self-esteem and independence scales; they know more about professions and the Russian education system; they have fewer stereotypes and misconceptions about choosing a profession; they took more steps towards professional self-determination. Practical significance. The results of the study can be applied by psychologists, class teachers, tutors, teachers of additional education in career guidance, consulting and educational work with schoolchildren and their parents.
Keywords: self-determination, psychological readiness, vocational orientation, choice of profession, contest vocational of skills, WorldSkills
For citation: Kuznetsov, K. G., Kuvshinova, O. L., & Zhilinskaya, A. V. (2023). Readiness for professional self-determination among teenagers participating in professionally-oriented contests. Vocational Education and Labour Market, 7 7(1), 45-60. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/P0RT.2023.52.1.003
Received December 12, 2022; revised January 26, 2023; accepted February 2, 2023.
Введение
Согласно представлениям возрастной психологии, одним из важнейших новообразований переходного возраста является самоопределение1: старшеклассник пытается понять, кем он хочет стать, какое образование он должен получить. В последние годы значительно активизировался спрос на профориентацию как со стороны школьников и их родителей, так и со стороны образовательных организаций и работодателей2. Первые руководствуются необходимостью получить некую точку опоры и повысить уверенность в выбранном направлении действий, вторые — желанием рассказать о своих запросах и найти «своего» человека. При этом ситуация, в которой школьникам предстоит самоопределиться, далека от стабильности и характеризуется, с одной стороны, высокой степенью неопределенности социума и рынков труда, с другой — отсутствием единой продуманной системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников при наличии большого разнообразия форм профориентации (Блинов и др., 2020).
Рассмотрим, что специалисты вкладывают в понятие профессиональное самоопределение и что понимают под готовностью к нему старшеклассника.
Многие сходятся во мнении, что профессиональное самоопределение не одномоментно, происходит на протяжении всей жизни человека и связано с решением новых задач на каждом этапе его развития (Е. А. Климов, С. Н. Чистякова3 и др.). Е. А. Климов также обратил внимание на различия в понимании результата профессионального самоопределения в зависимости от ракурса: с точки зрения старшеклассника, это «...относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план. Он, как минимум, предусматривает ближайшие шаги на профессиональном пути: выбор формы профессионального обучения, учебного заведения»; с точки зрения работающего с ним педагога — «.состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию (и сейчас, и в дальнейшем) своего профессионального будущего. Это обдумывание должно быть сообразовано с важнейшими общечеловеческими ценностными представлениями и социальными нормами» (Климов, 2004, с. 57).
Н. С. Пряжников (2006) отмечает, что сущность профессионального самоопределения заключается в поиске и нахождении личностного смысла в трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.
А. П. Чернявская (2001), разрабатывая программу группового психологического консультирования старших школьников по вопросам
1 «В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, — но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни» (Л. Ф. Обухова. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 361).
2 Например, в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии», который является одним из признанных лидеров на российском рынке в области профориентационной диагностики и карьерного консультирования, количество оказанных услуг с 2013 по 2019 год выросло в два раза.
3 «Профессиональное самоопределение — это длительный процесс согласования внутриличностных потребностей и социально-профессиональных потребностей общества. Он охватывает весь жизненный и трудовой путь человека» (Чистякова, 2014, с. 47).
профессиональной ориентации, направленную на повышение уровня профессиональной зрелости, способности сделать профессиональный выбор, презентовала диагностическую методику «Профессиональная готовность», включающую пять шкал: 1) автономность (ощущение независимости от родителей в делах, мыслях, поступках, ощущение «самодетерминации», осознание идеального образа «Я-концепции» и стремление к нему); 2) информированность (интерес к информации о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями); 3) ориентация во времени/планирование; 4) принятие решений (настойчивость, желание и умение собирать информацию; умение предвосхищать трудности, продумывать их решение; умение оценить потенциальный риск принятого решения и применять информацию для решения трудностей; готовность взять на себя ответственность за принятое решение и др.); 5) эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии (к разным профессиям, к необходимости принять решение о выборе профессии).
С. Н. Чистякова с коллегами сформулировала пять критериев готовности к профессиональному самоопределению и показатели к ним для разных возрастов (от дошкольного до юношеского) (2016, с. 14): «1) целевой: наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения; 2) мотивационный: профессионально-трудовая мотивация и ценностные ориентации; 3) информационный: профессиональная (профессионально-образовательная) информированность; 4) опыт профориентационно значимой деятельности (включая наличие профо-риентационно значимых продуктов); 5) рефлексивный: осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов».
Коллектив исследователей под научным руководством И. С. Сергеева отмечает сосуществование в современной России трех моделей профессионального самоопределения: традиционной, индустриальной и постиндустриальной. Наиболее актуальной авторы считают постиндустриальную модель, в рамках которой предлагается отказаться от идеи «призвания», присущей индустриальной модели и ограничивающей человека одной профессией, и рассматривать профессиональное самоопределение как никогда не прекращающийся процесс, а человека — как потенциально мультипрофессиональное «универсальное существо с высоким адаптивным потенциалом». Авторы подчеркивают, что у школьников необходимо формировать комплекс компетенций профессионального самоопределения, обеспечивающих самонавигацию в про-фориентационно значимой среде и дальнейшее профессионально-карьерное продвижение. «Основу обозначенного комплекса компетенций составляет осмысленный опыт многообразных форм активности человека в среде самоопределения. Соответственно, главные задачи персона-лизованного сопровождения — во-первых, формирование устойчивой мотивации человека к «испытанию себя», своих возможностей и их границ в среде самоопределения, в том числе в ситуациях риска; во-вторых, создание условий для осмысления полученного опыта» (Ключевые тезисы, 2019, с. 11). Также исследователи перечисляют профориентационно
значимые компетенции, формирование которых важно для достижения школьником готовности к профессиональному самоопределению. Старшеклассник должен уметь самостоятельно выполнять следующие действия (Блинов и др., 2020):
• «ориентироваться в пространстве профессиональной информации и осуществлять карьерную самонавигацию, при необходимости запрашивая помощь специалистов;
• целенаправленно приобретать и осмысливать профориентацион-но значимый опыт, активно осваивать ресурсы территориальной среды профессионального самоопределения, оценивать степень успешности прохождения профессиональных проб и иных профориентационных практик;
• конструировать собственный профессионально-образовательный маршрут и адаптировать его с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
• совершать обоснованный выбор на основе перебора альтернатив;
• принимать решение и воплощать его в жизнь, преодолевая возможные трудности;
• продвигаться в собственном профессиональном развитии».
Некоторые исследователи среди важных составляющих профессионального самоопределения называют готовность гибко реагировать на изменяющиеся требования профессиональной деятельности (career adaptability) (Чеснокова и др., 2019).
Ю. В. Громыко и др. считают, что при работе с профессиональным самоопределением подростков в первую очередь важно выявлять уровень субъектности выбора — меру самостоятельности и осознанности выбора профессии. Авторы разработали анкету для подростков, состоящую из восьми вопросов, позволяющих педагогу в экспресс-режиме определить уровень субъектности профессионального выбора у подростка. Вопросы касаются того, на каком этапе выбора профессии подросток находится, как участвуют родители в выборе профессии, совершает ли подросток уже сейчас какие-либо действия в области своего профессионального интереса, ищет ли подросток информацию о профессии, и если да, то в каких источниках, какие он ставит перед собой задачи, которые ему нужно решить на пути выбора и получения профессии/будущей занятости, каковы основания выбора профессии (Организация рефлексии, 2020).
Теоретико-методологические подходы подкрепляются данными эмпирических исследований готовности к профессиональному самоопределению. Так, исследование, проведенное среди 125 учащихся 11-х классов г. Сургута, показало, что примерно половина его участников (48 %) еще не совершили выбор профессии (Гузич, Хохлова, 2016). И. С. Арон, проводившая исследование среди разных групп подростков — учеников специальной школы для детей с девиантным поведением, воспитанников интерната для детей-сирот, учеников многопрофильного лицея для одаренных детей и учеников общеобразовательной школы, — выявила, что готовность к профессиональному самоопределению в каждой из групп обладает специфической дефицитарностью (Арон, 2017). Например,
у подростков-сирот психологическая готовность к профессиональному самоопределению ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях (Арон, 2018), а личная профессиональная перспектива у старшеклассников со склонностью к девиантному поведению менее конкретна, чем у «благополучных» сверстников (Бусарова, Евсина, 2022), они менее самостоятельны в вопросах профессионального самоопределения (Смоленкова, Шпагина, 2022).
Профессиональное самоопределение опирается на образ себя в будущем, поэтому важно отметить, что отношение человека к себе и к собственному будущему может испытывать значительное влияние предшествующего опыта, в том числе травмирующего (Боголюбова, 2006; Кузнецова, 2007; Слабинский и др., 2018). Выясняя, на что должна быть направлена работа по формированию у подростков психологической готовности к профессиональному самоопределению, исследователи установили, что готовность к выбору профессии прямо коррелирует с самооценкой, социальной адаптацией, автономностью, самостоятельностью, целеустремленностью и выраженностью волевых качеств в целом (Хо-лостова, Гилемханова, 2019). К подобным выводам пришла Л. А. Головей с соавторами, отметив наличие связи между подходами подростка к решению задач профессионального самоопределения и его эмоционально-личностными качествами, психологическими установками и убеждениями: удовлетворенностью жизнью, чувством осмысленности жизни, наличием жизненных целей, принятием себя, позитивной оценкой своих способностей и возможностей, ориентацией в окружающем мире, открытостью новому опыту (Головей и др., 2019).
При том, что в каждом из рассмотренных исследований готовность к профессиональному самоопределению понимается по-своему (одни делают акцент на ценностях, лежащих в основе выбора профессии, другие — на компетенциях, необходимых для совершения выбора, третьи — на мере субъектности выбора, четвертые — на степени определенности и продуманности образа будущего и т. д.), во всех работах подчеркивается актуальность задачи исследования и формирования готовности старших подростков к профессиональному самоопределению.
Сегодня в России получают широкое распространение профори-ентационные программы, поддерживаемые государством, где центральное место занимают конкурсы профессионального мастерства, близкие, по сути, к практической (деятельной) профориентации добровольного характера, но проходящие в условиях конкуренции. В то же время связь между участием подростков в таких программах и уровнем их готовности к профессиональному самоопределению изучена недостаточно. Цель настоящего исследования — отчасти восполнить данный пробел. Гипотеза описанного ниже исследования заключалась в том, что готовность к профессиональному самоопределению будет выше у обучающихся, участвующих в профессионально ориентированных конкурсах, инженерных соревнованиях и олимпиадах. Основой гипотезы служит положение о деятельнос-тном подходе в психологии: «неразрывная связь знаний и действий находит отражение в том, что знание порождается в действии,
являясь его результатом, и выступает ориентировочной основой осуществления действия в новой проблемной ситуации» (Асмолов и др., 2011, с. 106).
Методы исследования
В рамках исследования было проведено сравнение уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков, участвовавших в конкурсах профессионального мастерства в рамках WorldSkiUs или Национальной технологической олимпиады1 (Олимпиады), с уровнем готовности подростков, не принимавших участия в этих конкурсах2. Обе группы участников исследования прошли компьютерное тестирование по методике «Как я выбираю профессию»3. Данный тестовый комплекс выявляет внутреннюю готовность (насколько респондент психологически уверен в себе и готов принимать самостоятельные решения), внешнюю готовность (общую осведомленность о мире профессий и системе образования) и факторы принятия решения (что именно оказывает влияние на принятие решения о выборе профессии: подвержен ли человек влиянию различных стереотипов и заблуждений, мифов о выборе профессии, готов ли учесть мнение окружающих, какие реальные шаги на пути к выбору профессии уже сделаны). Дополнительно оцениваются представления о высшем и среднем профессиональном образовании.
Оцениваемые факторы (шкалы)
1. «Как я себя оцениваю» (Самооценка) — уверенность в своих силах, уверенность в том, что обладает необходимой информацией для выбора профессии, направленность на самореализацию.
2. «Самостоятелен ли мой выбор» (Самостоятельность) — ответственность, самостоятельность, внутренний локус контроля; понимание того, что только сам школьник может сделать выбор и будет нести ответственность за этот выбор, каким бы он не был.
3. «Что я знаю о профессиях» (Профессии) и «Что я знаю об образовании» (Образование) — реальные знания о профессиях и системе российского образования (вопросы ограничены по времени).
4. «На что я опираюсь» (Опора) — оценка отсутствия стереотипов и заблуждений, которые могут привести к ошибкам при выборе профессии (например, что главный и единственный критерий при выборе профессии — уровень заработка или престиж профессии).
5. «К чему я прислушиваюсь» (Советы) — готовность выслушивать других, обсуждать с ними выбор, советоваться, собирать информацию из разных источников, но при этом не ждать, что выбор сделают за тебя.
1 Бывшая Олимпиада Кружкового движения, подробнее см. здесь: http://nti-contest.ru
2 Авторы благодарят Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия) и лично А. И. Федосеева за помощь в сборе данных и консультационную поддержку.
3 Тестовый комплекс «Профготовность» (или «Как я выбираю профессию»), с помощью которого производится оценка готовности выстраивать свою учебно-профессиональную траекторию, был разработан в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» с опорой на методические разработки Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, А. П. Чернявской. Психометрические характеристики методики рассмотрены в отдельной статье (Кузнецов и др., 2022). Существенным дополнением и фактическим отличием от других инструментов измерения является то, что методика основана не только на самооценке обучающегося, но и содержит шкалы, оценивающие его знания о содержании профессий.
6. «Какие шаги я делаю» (Шаги) — какой путь проделан школьником, какие конкретные шаги сделаны и насколько далеко удалось продвинуться.
7. «Какое образование мне нравится» (ВО или СПО) — оценка ценностей и представлений школьника об «идеальном» варианте образования.
В рамках исследования было проведено сравнение результатов по шкалам теста у участников, отнесенных к трем группам: прошедшие массовое тестирование в рамках проекта «Билет в будущее»1 (группа 1, 2019 год, 8-11-е классы); принявшие участие в чемпионате национального уровня по стандартам ШогЫБкИЬ (группа 2, Казань, 2019 год, 8-9-е классы); участники Олимпиады (группа 3, 2019 год, 8-11-е классы). Сравнение проводилось отдельно среди учащихся 8-9-х классов и 10-11-х классов (Табл. 1, 2).
Таблица 1/Table 1
Численность выборки по группам Sample size by groups
Группа 8-9 классы 10-11 классы
Группа 1 13028 // 270 / 248 11789 // 239 / 222
Группа 2 224 0
Группа 3 103 233
Примечание. Объем выборки в группе 1 указан по принципу «общий объем выборки»//«объ-ем первой подвыборки»/«объем второй подвыборки». Подвыборки были сформированы случайным образом с помощью функций RV.Bernoulli в пакете SPSS. Так как общий объем выборки группы 1 несопоставим с другими группами, то были выделены подвыборки 1 и 2 в рамках группы 1. Выделялись они случайным образом, но при этом соответствовали следующим требованиям: подвыборка 1 должна соответствовать примерно по двум другим группам; подвыборка 2 должна соответствовать не только по объему, но и пропорции девушек и юношей, так как предварительное исследование показало существенные различия в ответах юношей и девушек. Выделенные случайным образом подвыборки практически не пересекаются по составу участников, поэтому они могут рассматриваться как независимые группы (процент пересечения участников в обеих возрастных группах не превышает 3 %).
Таблица 2/Table 2 Распределение участников по полу и классам Distribution of participants by gender and class
Группа и подвыборка 8- 9 классы 10- 11 классы
пол классы пол классы
Общая 55,5 % (ж) 44,5 % (м) 46,6 % (8) 53,4 % (9) 59,8 % (ж) 40,2 % (м) 63,8 % (10) 36,2 % (11)
1 Подвыборка 1 59 % (ж) 41 % (м) 52,1 % (8) 47,9 % (9) 64,4 % (ж) 35,6 % (м) 59 % (10) 41 % (11)
Подвыборка 2 49,2 % (ж) 50,8 % (м) 44,4 % (8) 55,6 % (9) 42,8 % (ж) 57,2 % (м) 65,8 % (10) 33,8 % (11)
2 Общая 49,6 % (ж) 50,4 % (м) - - -
3 Общая 43,7 % (ж) 56,3 % (м) - 43,8 % (ж) 56,2 % (м) -
1 О Всероссийском проекте «Билет в будущее» см. здесь: https://bvbinfo.ru
Статистический анализ проводился в пакете SPSS 21. Сравнение трех групп 8-9-х классов проводилось с помощью метода ANOVA. Для оценки значимости различий были использованы критерии Шеффе и Геймс-Хо-уэлл (сразу для трех групп попарно). Сравнение двух групп 10-11-х классов проводилось с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Анализ данных показал, что подростки группы 1 показывают более низкие результаты практически по всем шкалам теста (исключение составляет только шкала «К чему я прислушиваюсь» — рис. 1).
Рис. 1. Средние значения по тесту «Как я выбираю профессию» (участников конкурса WorldSkills и Олимпиады), 8-9-е кл. Fig. 1. Mean values of the test "How I Choose a Profession" (participants of the WorldSkills competition and the Olympiad), 8-9th grades
Сравнение групп 2 и 3 с подвыборками 1 и 2 группы 1 полностью подтвердило полученные ранее результаты (табл. 3 и 4).
Таблица 3/Table 3 Средние значения по шкалам теста в разных группах (8-9-е кл.) Mean values of the test scales in different groups (8-9th grades)
Группа 1 Группа 2 Группа 3
Фактор Общая Подвыбор-ка 1 Подвыбор-ка 2 Общая Общая
Как я себя оцениваю 63,1 1 63,2 62,0 77,6 74,5
Самостоятелен ли мой выбор 59,4 58,6 58,9 74,7 75,5
Что я знаю о профессиях 56,6 1 57,9 56,8 77,9 81,9
Что я знаю об образовании 35,3 34,6 35,8 51,3 46,8
На что я опираюсь 49,7 1 50,3 48,9 64,1 66,4
К чему я прислушиваюсь 63,6 65,1 62,4 62,6 62,4
Какие шаги я делаю 60,2 1 59,9 58,7 77,2 76,5
Какое образование мне нравится 56,5 55,6 55,5 65,2 79,6
Таблица 4/Table 4 Значения F-критерия и уровень значимости различий в 8-9-х кл.
(для подвыборки 2 гр. 11) F-criterion values and significance level of differences in 8-9th grades (for subsample 2 group 1)
Фактор F-крите- Значимость различий для Значимость различий между группами (Шеффе)
рий критерия F 1 и 2 1 и 3 2 и 3
Как я себя оцениваю 44,6 < 0,001 < 0,001 < 0,001 0,363
Самостоятелен ли мой выбор 42,5 < 0,001 < 0,001 < 0,001 0,948
Что я знаю о профессиях 112,6 < 0,001 < 0,001 < 0,001 0,149
Что я знаю об образовании 50,1 < 0,001 < 0,001 < 0,001 0,084
На что я опираюсь 40,8 < 0,001 < 0,001 < 0,001 0,659
К чему я прислушиваюсь 0,007 0,993 0,996 0,999 0,995
Какие шаги я делаю 49,4 < 0,001 < 0,001 < 0,001 0,966
Какое образование мне нравится 54,1 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001
Анализ данных по 10-11-м классам также показал, что участники из группы 1 демонстрируют более низкие результаты практически по всем шкалам теста (исключение составляет только шкала «К чему я прислушиваюсь» — рис. 2).
• i^ iiii.I 3 ■ (доши J
Рис. 2. Средние значения по тесту «Как я выбираю профессию» у гр. 1 и участников заключительного очного этапа Олимпиады 10-11-х кл. Fig. 2. Mean values of the test "How I Choose a Profession" in group 1 and participants of the final full-time stage of the Olympiad in 10-11th grades
Сравнение результатов групп 2 и 3 с результатами подвыборок 1 и 2 группы 1 практически полностью подтвердило полученные ранее результаты (табл. 5 и 6).
1 В остальных случаях результаты аналогичные, но этот случай более сбалансирован по объему выборки и соотношению по полу
Таблица 5/Table 5 Средние значения по шкалам теста в разных группах, 10-11-х кл. Mean values of the test scales in different groups, 10-11th grades
Группа 1 Группа 3
Фактор Общая Подвыбор-ка 1 Подвыборка 2 Общая
Как я себя оцениваю 68,1 68,3 68,2 73,1
Самостоятелен ли мой выбор 64,0 62,2 64,2 70,8
Что я знаю о профессиях 52,8 51,7 52,3 78,9
Что я знаю об образовании 43,5 44,7 41,1 64,7
На что я опираюсь 51,7 50,6 49,1 64,6
К чему я прислушиваюсь 63,5 62,8 61,9 59,9
Какие шаги я делаю 61,5 62,3 63,2 75,2
Какое образование мне нравится 59,3 59,0 58,9 83,0
Таблица 6/Table 6 Значения t-критерия и уровень значимости различий у 10-11-х кл. (для подвыборки 2 гр. 11) Values of t-test and significance level of differences in 10-11th grades (for subsample 2 group 1)
Фактор t-критерий Значимость различий для критерия t
Как я себя оцениваю -2,66 0,008
Самостоятелен ли мой выбор -3,6 < 0,001
Что я знаю о профессиях -17,3 < 0,001
Что я знаю об образовании -13,3 < 0,001
На что я опираюсь -7,7 < 0,001
К чему я прислушиваюсь 0,9 0,364
Какие шаги я делаю -5,6 < 0,001
Какое образование мне нравится -16,3 < 0,001
Исследование выявило, что подростки из 2-й и 3-й групп (участники конкурса ШогЫБкИЬ и заключительного очного этапа Олимпиады) демонстрируют очень похожие результаты. Косвенно это может указывать на валидность методики, выявляющей у представителей 2-й и 3-й группы большую готовность к профессиональному самоопределению.
Кроме того, проведенное исследование дает основание утверждать об эффективности деятельностных форматов профориентационной работы (возможность реализовать профессиональный замысел, поставить цель, добиться результата), способствующих готовности к профессиональному самоопределению при возможности свободного выбора вида деятельности.
Следует допустить, что в некоторой степени на результаты повлияло то, что тестирование участников 2-й и 3-й группы проводилось в ситуации соревнования. Остается открытым вопрос, почему не было
1 В остальных случаях результаты аналогичные, но этот случай более сбалансирован по объему выборки и соотношению по полу
выявлено различий по шкале «К чему я прислушиваюсь». Можно предположить, что указанные виды практической профориентационной работы направлены на развитие внутренней и внешней готовности, повышение веры в свои возможности, активизацию школьника как субъекта профессионального самоопределения, повышение уровня его осведомленности, но не связаны с развитием навыка и умения прислушиваться к мнению других людей, готовности услышать иную позицию.
Заключение
Исследование подтвердило исходную гипотезу, согласно которой участники финала Олимпиады и участники заключительного этапа соревнований ШогЫБкИЬ имели более высокую готовность к профессиональному самоопределению практически по всем шкалам. Организаторам профессионально ориентированных соревнований стоит обращать внимание на исследуемые элементы готовности к профессиональному самоопределению как на категории, по которым участники таких соревнований отличаются от обучающихся, не участвующих в подобных мероприятиях. И если получит подтверждение гипотеза, что подобные мероприятия способствуют развитию готовности к профессиональному самоопределению, то данный жанр профориентационной работы получает дополнительную значимость.
Требует дальнейшего исследования вопрос, чем обусловлено отличие готовности к профессиональному самоопределению у участников 2-й и 3-й групп и участников контрольной группы. Является ли это отличие результатом участия в профессионально ориентированных конкурсах или подростки выбрали участие в данных программах, уже имея высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению? Для ответа на вопрос, какое влияние оказывает участие в профессионально ориентированных конкурсах, важно провести исследование, включающее замеры до и после участия в подобных конкурсах. Необходимо установить, какие факторы лежат в основе различий: личностные качества, особенности самосознания, исходный уровень эрудиции и компетенций, наличие определенной области интересов, наличие поддерживающего социального окружения — например, наличие наставника в вопросах профессионального самоопределения (родители, учитель, тьютор, преподаватель дополнительного образования и т. д.), качество школьного образования и др. Продолжением данного исследования также может служить отслеживание динамики готовности к профессиональному самоопределению обучающихся в течение времени.
Список литературы
1. Арон И. С. Субъектность профессионального самоопределения подростков с особыми социальными ситуациями развития // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 64-72. Ьйр8:/Мо1 огд/10.17759/еЬр.2017130407
2. Арон И. С. Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития //
Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 1. С. 8-19. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100102
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И.А, Карабанова О.А., Молчанов С. В., Салмина Н. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 104-110. https://npsyj.ru/articles/article/3554/
4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3 (42). С. 72-85. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10310
5. Боголюбова О. Н. Субъективная картина будущего и дезадаптация у людей, переживших насилие в детстве: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 221 с.
6. Бусарова О. Р., Евсина Е. О. Особенности личной профессиональной перспективы старших подростков и юношей со склонностью к деви-антному поведению // Психология и право. 2022. Т. 12. № 1. С. 147-159. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120112
7. Головей Л. А., Данилова М. В., Груздева И. А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 63-73. https://doi.org/10.17759/pse.2019240606
8. Гузич М. Э., Хохлова Н. И. О готовности юношества северного региона России к профессиональному выбору // Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8. № 1. С. 86-95. https://doi.org/10.17759/ psyedu.2016080108
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
10. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи / Сергеев И. С., Блинов В. И., Есенина Е. Ю. [и др.]. М.: Перо, 2019. 20 с.
11. Кузнецова О. В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. № 3. С. 5-15.
12. Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л. Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1 (48). С. 88-111. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.48.1.006
13. Организация рефлексии, формирование целей и повышение уровня осознанности в ситуации профессионального выбора подростка: методические рекомендации / Под науч. ред. Ю. В Громыко, О. И. Глазуновой. М.: Ин-т им. Е. Л. Шифферса. 2020. 133 с.
14. Пряжников Н. С. Профориентация. М.: Академия, 2006. 496 с.
15. Слабинский В. Ю., Воищева Н. М., Чехлатый Е. И., Подсадный С. А. Профессиональное выгорание и восприятие времени при посттравматическом стрессовом расстройстве // Экология человека. 2018. Т. 25. № 2. С. 45-50. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2018-2-45-50
16. Смоленкова В. А., Шпагина Е. М. Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19. № 1. С. 109-118. https://doi.org/10.17759/bppe.2022190110
17. Холостова Н. Б., Гилемханова Э. Н. Психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению подростков // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1 (132). С. 188-192.
18. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2001. 96 с.
19. Чеснокова О. Б., Чурбанова С. М., Молчанов С. В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 109-118. https://doi.org/10.17759/chp.2019150411
20. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 45-50. http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2014 3 045-050.pdf
21. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. C. 10-16.
References
Aron, I. S. (2017). Agency in professional self-determination in adolescents with special social situations of development. Cultural-Historical Psychology, 13(4), 64-72. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2017130407 Aron, I. S. (2018). Readiness for professional self-determination of orphaned adolescents in the context of their social situation of development. Psychological-Educational Studies, 10(1), 8-19. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/ psyedu.2018100102
Asmolov, A. G., Burmenskaya, G. V., Volodarskaya, I. A., Karabanova, O. A., Mol-chanov, S. V., & Salmina, N. G. (2011). Program of development of universal educational actions in high school. National Psychological Journal, 1, 104110. (In Russ.) https://npsyj .ru/articles/article/3554/ Blinov, V. I., Esenina, E. Y., Rodichev, N. F., & Sergeev, I. S. (2020). Pedagogical support of professional self-determination and its possible models in the conditions of uncertainty of society and labor markets. Vocational Education and Labour Market, 3, 72-85. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10310
Bogoliubova, O. N. (2006). Sub'ektivnaia kartina budushchego i dezadaptatsiia u liudei, perezhivshikh nasilie v detstve [Survivors' of violance in childhood maladaptation and subjective picture of the future] (Unpublished PhD thesis). Saint Petersburg. (In Russ.) Busarova, O. R., & Evsina, E. O. (2022). Specifics of personal vocational outlook of senior adolescents and youth with sociopathy. Psychology and Law, 12(1), 147-159. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120112 Cherniavskaia A. P. (2001). Psikhologicheskoe konsul'tirovanie po professional'noi
orientatsii [Psychological consulting for career guidance]. Vlados-Press. Chesnokova, O. B., Churbanova, S. M., & Molchanov, S. V. (2019). Professional self-determination in young age as a structural component of future profes-
sionalism: socio-cognitive and creative factors. Cultural-Historical Psychology, 15(4), 109-118. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2019150411
Chistiakova S. N., Rodichev N. F., & Sergeev, I. S. (2016). Kriterii i pokazateli got-ovnosti obuchaiushchikhsia k professional'nomu samoopredeleniiu [Kriteria and indicators of students' readiness for professional self-determination]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, 8, 10-16. (In Russ.)
Chistiakova S. N. (2014). Professional'noe samoopredelenie lichnosti: Mekha-nizmy i obrazovatel'nye resursy [A professional self-determination of a person: Mechanisms and resources]. Man and Education, 3, 45-50. (In Russ.). http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2014 3 045-050.pdf
Golovey, L. A., Danilova, M. V., & Gruzdeva, I. A. (2019). Psycho-emotional well-being of high school students in relation to their readiness for professional self-determination. Psychological Science and Education, 24(6), 63-73. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2019240606
Gromyko, Iu. V., & Glazunova, O. I. (Eds.). (2020). Organizatsiia refleksii, formirovanie tselei i povyshenie urovnia osoznannosti v situatsii profession-al'nogo vybora podrostka: Metodicheskie rekomendatsii [Organization of reflection, formation of goals and increasing the level of awareness in a situation of a professional choice of adolescent: Guidelines]. Shiffers Institute. (In Russ.)
Guzich, M. E., & Khokhlova, N. I. (2016). The readiness of young people of the Russian northern region to the profession choice. Psychological and Pedagogical Research, 8(1), 86-95. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/psye-du.2016080108
Holostova, N. B., & Gilemhanova, Je. N. (2019). Psychological factors of adolescents' readiness for professional self-determination. Kazan Pedagogical Journal, 1, 188-192. (In Russ.)
Klimov, E. A. (2004). Psikhologiia professional'nogo samoopredeleniia [Psychology of professional self-determination]. Academia. (In Russ.)
Kuznetsova, O. V. (2007). Time perspective in personal and professional self-determination in adolescents. Psychological Science and Education, 12(3), 5-15. (In Russ.)
Kuznetsov, K. G., & Kuvshinova, O. L. (2022). A methodology of readiness assessment for professional self-determination of school students. Vocational Education and Labour Market, 1, 88-111. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/ PORT.2022.48.1.006
Pryazhnikov, N. S. (2006). Proforientatsiia [Career guidance]. Academia. (In Russ.)
Sergeev, I. S., Blinov, V. I., Esenina, E. Yu., Lopatina, S. D., Marenin, D. A., Makho-tin, D. A., Rodichev, N. F., & Sikorskaya-Dekanova, M. A. (2019). Kliuchevye tezisy kontseptsii professional'nogo samoopredeleniia v usloviiakh postindustri-al'noi epokhi [The key points of the conception of professional self-determination in the post-industrial era]. Pero. (In Russ.)
Slabinsky, V. Iu., Voishcheva, N. M., Chekhlatyi, E. I., & Podsadnyi, S. A. (2018). Professional burnout and time perception in posttraumatic stress disorder. Human Ecology, 25(2), 45-50. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2018-2-45-50
Smolenkova, V. A., & Shpagina, E. M. (2022). Features of professional self-determination of minors with persistent illegal behavior. Bulletin of Psychological Practice in Education, 19(1), 109-118. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/ bppe.2022190110
Информация об авторах
Кузнецов Кирилл Геннадьевич, канд. психол. наук, исполнительный директор Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», ведущий аналитик лаборатории современных форм и методов профориентации РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7539-5885, [email protected]
Кувшинова Олеся Леонидовна, канд. психол. наук, ведущий специалист научно-методического отдела Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», ORCID: https://orsid.org/0000-0002-2637-2019, [email protected]
Жилинская Алиса Викторовна, канд. психол. наук, старший тьютор ОАНО «Первый университетский лицей им. Н. И. Лобачевского», ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8309-6428, [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors
Kirill G. Kuznetsov, Cand. Sci. (Psychology), Executive Director of the Center for Testing and Development "Humanitarian Technologies", Leading Analyst of the Laboratory of Modern Forms and Methods of Vocational Guidance of RAE, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7539-5885, [email protected]
Olesya L. Kuvshinova, Cand. Sci. (Psychology), Leading Specialist of the Scientific and Methodological Department of the Center for Testing and Development «Humanitarian Technologies», ORCID: https://orsid.org/0000-0002-2637-2019, [email protected]
Alice V. Zhilinskaya, Cand. Sci. (Psychology), Senior Tutor of Lobachevsky First University Lyceum, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8309-6428, [email protected]
Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.
All authors have read and approved the final manuscript.