Научная статья на тему 'Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента'

Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT. / ACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES / ECOLOGICAL SELF-EDUCATION / THE COMPONENTS OF ECOLOGICAL SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ольга Ярославовна

Показана актуальность готовности к экологическому самообразованию для студентов специальности естественных наук. Представлена совокупность методов активного обучения для формирования у студентов готовности к экологическому самообразованию, а также эффективность их применения. Раскрыты особенности проведения педагогического эксперимента по формированию готовности к экологическому самообразованию у студентов естественных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Ольга Ярославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The readiness of ecological self-education among natural science students: description of pedagogical experiment

The author shows the urgency of the readiness of natural sciences students to ecological self-education. The author shows the set of innovation pedagogical technologies and its practical effectiveness and describes main features of the pedagogical experiment on the formation of environmental readiness for self-education.

Текст научной работы на тему «Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента»

ART 14231

научно-методический электронный журнал

УДК 37.041 49965. - ISSN 2304-120X.

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14231. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14231.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

Власюк Ольга Ярославовна,

магистр экологии, старший преподаватель Национального университета «Кие-

во-Могилянская академия», Киев, Украина

[email protected]

Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента

Аннотация. Показана актуальность готовности к экологическому самообразованию для студентов специальности естественных наук. Представлена совокупность методов активного обучения для формирования у студентов готовности к экологическому самообразованию, а также эффективность их применения. Раскрыты особенности проведения педагогического эксперимента по формированию готовности к экологическому самообразованию у студентов естественных специальностей. Ключевые слова: экологическое самообразование, компоненты готовности к экологическому самообразованию, активные технологии обучения, педагогический эксперимент.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Развитие современной научной мысли направлено к междисциплинарным исследованиям, которые включают интеграцию знаний различных отраслей науки. Это вполне оправданно с точки зрения экологической системы. Ведь в природе не встречаются отдельно естественные науки (экология, химия, физика, биология) или социальные (педагогика, политология, социология), они взаимоинтегрированны и обычно функционируют как единое целое. Человек склонен вычленять каждый элемент отдельно и, только исследуя его, способен понять окружающий мир. Как следствие такого подхода часто теряется синергия всей системы, становится затруднённым понимание взаимовоздействий. Поэтому возникает необходимость комплексного изучения дисциплин, а в ряде случаев - взаимной интеграции.

Мы сосредоточим внимание на экологическом самообразовании, соединяя результаты научных исследований для педагогики и экологии. Точкой соприкосновения этих дисциплин можно назвать информацию. В современном обществе информация является одним из наиболее эффективных заменителей ресурсов. Именно благодаря новым конструктивным решениям становится возможным снижение потребления ресурсов в производственной сфере или вообще отказ от них. Как известно, именно снижение потребления, а также уменьшение антропогенного воздействия на окружающую среду выступает одной из главных задач экологии. Развитие такого типа поведения способствует формированию экологического сознания общества, повышению его экологической культуры, развитию самоорганизованности.

Большое значение имеют государственное регулирование и поддержка научных исследований в области экологического образования, а также повышение информированности обучающихся и уже готовых специалистов о возможностях экологического самообразования. Сегодня на Украине приняты соответствующие стратегические документы, регулирующие процесс формирования экологической культуры общества через реформирование образовательной системы. Концептуальные положения подготовки специалистов в вузах Украины базируются на основе Закона Украины «О высшем образовании», Национальной стратегии развития образования

f\j ■Л f\j

ART 14231

научно-методический электронный журнал.

УДК 37.041 49965. - ISSN 2304-120X.

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14231. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14231.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

в Украине на 2012-2021 годы, правительственного документа «Стратегия и современные тенденции развития университетского образования Украины в контексте европейского пространства высшего образования на период до 2020 года», документа «Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» и др. В соответствии с «Программой экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.» [1], а также с Законом Украины «Про стратегию государственной экологической политики Украины на период до 2020 года» [2] в современной системе высшего образования Украины приоритетным заданием выбрано комплексная модернизация научно-образовательной сферы. Повсеместно применяются инновационные педагогические технологии, происходит активизация учебного процесса в целом, имеющая целью обеспечивать современного специалиста культурой профессиональной деятельности, умениями приобретать новые знания и применять их в своей практике, готовностью к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию и в конечном счёте к самосовершенствованию.

Цель нашей статьи - описание педагогического эксперимента, осуществлённого нами для изучения вопроса о формировании готовности будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию в процессе их профессиональной подготовки.

Анализируя европейский опыт реализации концепции экологического самообразования, можно выделить в нём характерные черты: активность и самостоятельность студентов в профессиональной подготовке; научность учебных материалов; связь теории с практикой; межкультурная коммуникация для решения проблем в едином экологическом пространстве; применение интернет-технологий; кооперированное обучение.

Важнейшие принципы экологического самообразования в определенной степени применяются и в украинских высших учебных заведениях, однако еще требуют более детального исследования и комплексного внедрения. В целом применение основных принципов экологического образования способствует разработке организационных форм, методов и средств формирования готовности к экологическому самообразованию будущих специалистов экологической специальности в процессе их профессиональной подготовки в вузах Украины. Часто самообразованию предоставляется роль мотивационного фактора самосовершенствования и профессионального роста личности специалиста после получения профессионального образования. Следует отметить, что экологическое самообразование - это междисциплинарный термин, означающий самопознавательный процесс получения специалистами новых знаний, умений и навыков в экологической отрасли как на аудиторных занятиях, так и во внеурочное время. Специалисты экологических специальностей нуждаются в развитии своей профессиональной компетентности, что наиболее эффективно может осуществляться путем формирования у них готовности к экологическому самообразованию во время приобретения профессионального образования в вузе.

Именно система высшего образования оказывает наиболее сильное влияние на развитие личности будущего специалиста и, как результат, на формирование экологически ответственного общества. Поэтому предметом нашего исследования послужило экологическое самообразование именно будущих специалистов экологической специальности. Многие учёные [3; 4; 5; 6] в своих работах подчёркивают необходимость овладения будущими специалистами культурой самообразования, которая в будущем позволит самостоятельно, без помощи преподавателя развивать и совершенствовать свой профессионализм.

КОНЦЕПТ

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09

ноучпо-методич.есши э^ро^ щршг, ^b)u/-20A1R4^i442233i;htm0'-6 ¿ср-г ART 14231 УДК 37.041 49965. - issn 2304-120X.

Принципы экологического образования [7; 8; 9] тесно связаны с современными тенденциями в реформировании высшего образования. Часто практикуется переход всей университетской системы на принципы устойчивого развития [10-12]: формирование зеленого кампуса, строительство экологически эффективных зданий, переход на энергосберегающие технологии, использование органической еды, ре-сайклинг бумажных ресурсов, электронное документоведение. Такой подход мы наблюдаем во многих современных университетах [13], где наглядно показывается практическое применение изложенных теорий и концепций.

В итоговых материалах, разработанных на Межгосударственной конференции в Тбилиси в 1997 г., экологическое образование рассматривается прежде всего как процесс воспитания населения Земли в осознании и заботе об окружающей среде и взаимозависимых вопросах, а также таким, которое владеет знаниями навыками, отношением, мотивацией и ответственностью самостоятельно и вместе работать над решением текущих проблем и предупреждать появление новых [14].

Экологическое образование - комплексная наука, характеризующаяся рядом особенностей, включающих и субъектную составляющую, которая изучает и решает проблемы окружающей среды; общественную составляющую, базирующуюся на знании социальных, экономических и экологических систем человечества; эмоциональную сферу (отношения, ценности и саморазвитие есть необходимые условия для развития самодостаточного общества), которая даёт возможность сформировать следующие навыки: общение (активное слушание, публичное выступление, убедительный стиль изложения, графическое оформление), изучение (планирование исследований, работа в библиотеке, проведение интервью, анализ данных), работа в группах (управление, принятие решений, сотрудничество), способствующие решению экологических проблем будущими специалистами.

Таким образом, экологическое образование имеет выраженную субъектную направленность, так как студент переходит от роли объекта обучения к активному участнику процесса обучения - становится субъектом учебного процесса. Такое образование предусматривает не просто перетекание знаний от преподавателя к студенту, а самостоятельное усвоение знаний последним как субъектом учебной деятельности.

Самообразование как необходимый компонент профессионализма будущих специалистов рассматривалось в научных трудах А. Алексюка, Л. Долговой, В. Козакова, Дж. Равена, В. Свистун, Г. Селевко, Н. Солдатенко, А. Фортунатова, Т. Шамовой, В. Ягупова. Среди молодых украинских ученых, которые исследовали проблему формирования готовности будущих специалистов к определённому виду деятельности, наиболее известны О. Бойко (2005), О. Керницкий (2004), О. Малыхин (2000), М. Рогозина (2005), Н. Терещенко (2000). И всё же вопрос формирования готовности будущих специалистов к экологическому самообразованию остаётся открытым. Чтобы проследить, каким образом процесс учебы в университете может способствовать развитию таких качеств личности, как саморазвитие, самоорганизация, самостоятельность, любознательность, способность решать экологические задачи, мы специально разработали и провели педагогический эксперимент.

Базируясь на современных исследованиях проблемы готовности к самообразовательной деятельности [15; 16; 17], а также публикациях по экологической педагогике [18; 19-24; 25], нам удалось проследить многогранность качества готовности специалиста к экологическому самообразованию. Оно состоит в первую очередь в интегри-рованности психологических и профессиональных характеристик личности как субъекта профессиональной деятельности. Таким образом, готовность к экологическому

м Q м

КОНЦЕПТ

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09

ноуыо-методичесшй эмистрошшй щрно. ^b)u/-20A1R4^i442233i;htm0'-6 ¿с р-г ART 14231 УДК 37.041 49965. - issn 2304-120X.

самообразованию проявляется в активно-деятельном состоянии будущих специалистов экологической специальности, в их способности к успешной познавательной деятельности и формируется с помощью самооценки, саморазвития, самоопределения, самообучения и самовоспитания в экологической сфере.

Рассматривая готовность к экологическому самообразованию будущих специалистов-экологов в целом, мы выделили такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, оценивающе-корректирующий и субъектный. Формирование каждого компонента отражается в овладении ими определёнными знаниями, умениями, навыками, способностями и профессионально важными качествами. Так, мотивационный компонент обеспечивает высокую степень заинтересованности, осознание необходимости и важности своей деятельности, постоянное стремление к приобретению новых знаний и усовершенствованию своих профессиональных и специальных способностей. Содержание когнитивного компонента включает базовые теоретические и практические знания, глубокую осведомлённость в экологической проблематике, отслеживание специализированных данных и инновационных технологий, а также знание того, как можно пополнять и совершенствовать свои экологические знания и способности. Операционно-деятельностный компонент включает специальные учебно-познавательные навыки, умения и способности, лежащие в основе самообразовательной деятельности. Содержание оценива-юще-корректирующего компонента позволяет объективно оценить поставленные задачи перед своим самообразованием, чтобы найти их успешное решение, а также осуществлять рефлексию и саморефлексию своих учебно-познавательных действий. Безусловно, важной является способность принимать решение о внесении определённых корректив в свою самообразовательную деятельность. Субъектный компонент - один из самых важных, так как студент переходит из роли объекта учебного процесса в роль его субъекта, беря на себя больше ответственности за обретённые знания, самосовершенствуясь и саморазвиваясь в процессе самообразовательной деятельности. Этот компонент указывает на определяющую роль личности в самообразовательной деятельности, ведь изменение стиля жизни, поведения и профессиональной деятельности оказывает наибольшее влияние на уровень антропогенного воздействия на окружающую среду. И действительно, учёные Латвийского университета [26] исследовали изменение модели поведения и формирование экологической сознательности человека (табл. 1) в зависимости от субъектного поведения.

Таблица 1

Классификация процесса осознанного поведения

Модель поведения Индивидуальный процесс (убеждённость, личные потребности, индивидуализм) Социальный процесс (нерешительность, социальные потребности, эгалитарные ценности)

Когнитивный (высокий уровень мотивации, низкий контроль поведения) Рассудительность; реакция на возможный выбор поведения, «за» и «против»; альтернативы оценивания Социальное сравнение; пребывание под чужим влиянием

Бихевиоризм (низкий уровень мотивации, высокий контроль поведения) Повторяемость; регулярное позитивное повторение одиночного опыта; привычка Имитация; люди автоматически копируют поведение других, следуя их нормам или примеру

ГУ yj nj

КОНЦЕПТ

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09

ноучпо-методич.есши э^ро^ щршг, ^ь)и720А^4^114422з31^-т0'- гг р-гurln^?-ART 14231 УДК 37.041 49965. - issn 2304-120X.

Для диагностирования сформированности каждого компонента готовности будущих специалистов естественных специальностей к экологическому самообразованию нами определены следующие критерии:

- ценностно-мотивационный критерий, который отражает основные цели, потребности, мотивы, ценности и мотивацию, побуждающие к повышению мотивации будущих специалистов естественных специальностей к достижению профессионализма, острой потребности в овладении современными знаниями, видение перспектив профессиональной реализации культуры экологической самообразования и стремление постоянно развиваться как специалист естественной специальности в экологической сфере. Диагностические признаки: определена четкая сфера заинтересованности, сформированы профессиональные цели;

- понятийно-содержательный - определяет непосредственно профессиональные знания, цели, задачи, содержание, методики, технологии и результат решения экологических вопросов, общий уровень развитости психических познавательных процессов специалистов естественных специальностей. Также критерием сформированности будут обязательный для усвоения и предусмотренный учебным планом теоретический и практический материал, широкая осведомленность в экологической проблематике и с экологическими инновациями. Диагностические признаки: гибкость мышления, системность, устойчивость знаний, умение правильно решать поставленные задачи, умение быстро ориентироваться в специализированном материале;

- эмоционально-деятельностный - указывает на ощущение характера деятельности, наличие удовольствие от выполнения своих служебных обязанностей, отражает непосредственность эмоциональных реакций, эмпатическое отношение. Процесс мышления тесно связан с эмоциями и переживаниями, которые сопровождают специалистов естественных специальностей при решении сложных (нетипичных) ситуаций. Именно от сформированности показателей этого критерия зависят такие качества: практические умения, профессиональные навыки, способность к экологическому самообразованию. Диагностические признаки: умение применять на практике полученные знания, экологически дружественное поведение, аргументированность собственной позиции во время дискуссий;

- рефлексивный - определяет умение самостоятельно оценивать свой профессиональный уровень, способность видеть ошибки и работать над их исправлением, быстро заполнять свои профессиональные пробелы в естественной сфере и делать их своими преимуществами. Диагностические признаки: объективная оценка своих профессиональных качеств, осознание идеальных качеств специалиста экологической области, качественная работа над ошибками;

- субъектный - определяет субъектную активность специалистов естественных специальностей, проявляется в ответственности, понимании себя как активного деятеля профессиональной деятельности, адекватном понимании собственного места и роли в процессе экологического самообразования, а также сформированности Я-концепции, стремлении к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, развитии культуры самообразования. Диагностические признаки: активное отношение к действию, участие в дискуссиях, высокий уровень культуры самообразования.

Таким образом, каждый из изложенных нами критериев формирования готовности к экологическому самообразованию является крайне необходимым в профессиональной деятельности будущих специалистов естественных специальностей. Следует отметить, что они тесно связаны между собой и являются интегральными показателями естественной профессиональной деятельности.

PU г М

КОНЦЕПТ

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09

ноуыо-методичесшй эмистрошшй щрно. i^^^li.htm0'- г^г^?!!?;^^

ART 14231 УДК 37.041 49965. - issn 2304-120X.

Соответственно, педагогу приходится подбирать нужный метод или педагогическую технологию для достижения поставленной цели. Специально разрабатываются целые системы обучения. Среди важных методов, способствующих формированию готовности к экологическому самообразованию, следует назвать суггестопедию, систему обучения, способствующую развитию в учащихся внутреннего чувства свободы и самодисциплины [27]. Основной акцент в суггестопедии делается на освобождение потенциальных возможностей индивида. Происходит обращение ко всему комплексу возможностей человека: усиливаются эмоциональные реакции и мотивация, интерес и установки вследствие релаксации становятся более активными. Система суггестопедического обучения, разработанная Г. К. Лозановым [28], базируется на трёх принципах: удовлетворении, релаксации и сконцентрированной психорелаксации; единстве сознательного и несознательного; обеспечении обязательной обратной связи между педагогом и учащимся с целью контроля полноты усвоения учебной информации. Таким образом, прослеживается превалирующее использование индивидуальных способностей учащегося, тренировка его психологических качеств (первые два принципа). Лишь на третьей стадии реализуются помощь и контроль со стороны педагога. Суггестопедическое обучение является прекрасным примером работы самообразовательных процессов во время аудиторных занятий. Вначале, под руководством преподавателя, учащийся старается самостоятельно воспринять и усвоить материал и лишь после этого получает обратную связь от преподавателя для рефлексии и укрепления знаний.

Логическим продолжением наших теоретических поисков и проверкой их достоверности является педагогический эксперимент, представленный в этой работе. Педагогический эксперимент по формированию готовности будущих специалистов к экологическому самообразованию был проведен в период 2009-2011 учебных годов. В этом эксперименте принимали участие студенты экологических специальностей пяти разных университетов Украины (Житомирский государственный технологический университет (ЖДТУ), Житомирский национальный агроэкологический университет (ЖНАУ), Киевский национальный университет строительства и архитектуры (КНУСА), Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» (НТУУ «КПИ») и Национальный университет «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА), см. табл. 2).

Таблица 2

Студенты пяти университетов, участвовавшие в педагогическом эксперименте по формированию готовности к экологическому самообразованию

Вуз Количество студентов

Контрольная группа Экспериментальная группа

III курс IV курс III курс IV курс

ЖДТУ 33 23 18 37

ЖНАЕУ 54 46 52 45

КНУБА 10 12 11 12

НТУУ «КПИ» 10 8 11 8

НаУКМА 17 10 18 10

Общее количество студентов, принявших участие в педагогическом эксперименте 124 99 110 112

Всего по контрольной и экспериментальной группам 223 222

Всего студентов 445

ART 14231

научно-методический электронный журнал

УДК 37.041 49965. - ISSN 2304-120X.

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14231. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14231.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

Целевой группой нашего исследования стали студенты специальности 6.040106 «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование». Для проведения основной части исследования (констатирующего и формирующего экспериментов) мы задействовали студентов III-IV курсов, но в пилотных исследованиях принимали участие также студенты начальных курсов и магистры. Мы считаем, что именно студенты III-IV курсов наиболее репрезентативны для проведения исследования показателей формирования готовности к экологическому самообразованию, так как они уже имеют базовые профессиональные знания и более осознанно подходят к формированию своих профессиональных навыков, чем студенты начальных курсов. У магистров зачастую уже происходит выбор более узкой специализации обучения, и их выбор более осознан.

Исходя из результатов пилотных исследований, мы определили, что у студентов экологической специальности существует потребность в формировании мотива-ционной, психологической и когнитивной составляющих готовности к экологическому самообразованию. Изучая опыт современных педагогических технологий, которые используются в ведущих зарубежных и украинских университетах [29-31; 32; 33], а также учитывая особенности нашей аудитории студентов, мы разработали дидактическую модель [34], способствующую формированию у студентов-экологов готовности к экологическому самообразованию. Основу этой модели составило теоретическое изучение категории «экологическое самообразование» и выделение в ней структурных компонентов, о которых упоминалось выше.

Проводя педагогический эксперимент, мы работали со студентами экологических специальностей пяти университетов Украины (табл. 2). Показательным оказался факт активного участия всех без исключения студентов группы при выполнении ими заданий интерактивного характера. В каждом учебном заведении, где мы проводили занятия со студентами, преподаватели, присутствующие в аудитории, отмечали полную вовлеченность студенческого коллектива при выполнении и презентации заданий, активное обсуждение и высказывание новых идей решения даже среди обычно пассивных студентов, с не очень высоким уровнем знаний. Становится очевидным, что методы активного обучения способствуют мотивации учащихся, повышают их вовлечённость в процесс обучения, усиливают интерес к предмету.

Нам удалось проследить результаты применяемой педагогической технологии благодаря анализу результатов успеваемости будущих специалистов, опросу преподавателей, начальному и конечному тестированию групп студентов, принимавших участие в эксперименте.

Большое количество современных педагогических методов [35-37; 38; 39], адаптированных нами к экологической тематике, было использовано на аудиторных занятиях. Среди них - кейс-стади (Case study), работа в маленьких группах и обучение в команде (Student Team Learning - STL), обучающее сотрудничество (Cooperative Learning), SWOT-анализ, анализ заинтересованных сторон (Stakeholder Analysis), «Круглый Робин» (Round Robin), метод «Шести шляп мышления» Едварда де Боно и другие интерактивные техники.

Повышению активности студентов также способствовало внедрение инновационных форм обучения во время преподавания экологических дисциплин. В первую очередь это использование работы в малых группах, работа в формате «проблема -решение», постановка общего вопроса перед аудиторией с электронной системой ответов всех студентов, дискуссия в виде научной конференции, ассистирование преподавателю во время лекций. Таким образом, все студенты в группе заняты

(Vi "7 «j

КОНЦЕПТ

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09

ноуыо-методичесшй эмистрошшй щрно. Î^^^IÎ.htm0'- г^г^?!!?;^^

ART 14231 УДК 37.041 49965. - ISSN 2304-120X.

увлекательным и результативным делом, которое помогает приобрести нужные профессиональные знания и увидеть возможности их практического применения.

Результирующее тестирование тех же групп студентов показало повышение уровня их готовности к экологическому самообразованию по сравнению с контрольными группами. Студенты, с которыми мы проводили занятия, стали более осознанно понимать причины экологического кризиса на Украине и мире, проявляли интерес к самостоятельному поиску дополнительной информации при подготовке заданий, научились самостоятельно решать сложные экологические ситуации и выражали предпосылки к самостоятельному профессиональному росту, научились анализировать и моделировать различные экологические ситуации, приобрели умения решать различные отраслевые проблемные задачи, научились эффективно пользоваться экологическим законодательством и другими нормативно-правовыми документами, стали готовы планировать и осуществлять различные экологические мероприятия, научились использовать современные информационные технологии с целью решения экологических проблем, приобрели сформированную профессиональную и гражданскую позицию относительно охраны окружающей среды.

Таким образом, исходя из решения конференции ООН (1992 г., Рио-де-Жанейро), ряда нормативно-правовых документов Украины, основой решения глобальных экологических вопросов является образовательная и просветительская деятельность. Современные экологические, экономические и социальные условия обусловливают потребность в формировании общества устойчивого развития. Этому способствует реформирование системы высшего образования и внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс. Ожидаемые результаты в основном соответствовали реальным, полученным в ходе эксперимента. В статье показано, что особое значение имеет активизация учебно-познавательной деятельности студентов для формирования у них готовности к экологическому самообразованию и непосредственному развитию экологической культуры.

Ссылки на источники

1. Закон Украши «Про основы засади (стратепю) державно!' еколопчноТ пол^ики УкраТни на перюд до 2020 року» // Вщомосп Верховно!' Ради УкраГни (ВВР). - 2011. - N 26. - С. 218. - URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2818-17 - название с экрана.

2. Реформа системи осв^и. Програма економiчних реформ УкраТни на 2010-2014 роки. - URL: http://www.president.gov.ua/docs/Programa_reform_FINAL_1 .pdf - название с экрана.

3. ДЫманор Д., Мейра М. Визначення еколопчно!' освгги. - URL: http://collections.infocollections.org/ukedu/uk/d/Js5131 u/ - название с экрана.

4. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения: [учеб. пособие] / А. М. Алексюк, А. А. Аюрзанайн и др. - Киев: ИСДО, 1993. - 336 с.

5. Педагопчна майстернють: хрестомата: [навч. поаб.] / [упоряд. I. А. Зязюн, Н. Г. Базилевич, Т. Г. Дмитренко та ¡н.]; за ред. I. А. Зязюна. - Кив: Вища шк., 2006. - 606 с.

6. Фрейре П. Педагопка свободи: етика, демократа i громадянська мужнють / пер. з англ. О. Дем'янчука. - Кив: Видавничий дiм «КМ Академiя», 2004. - 124 с.

7. Червонецкий В. В. Экологическое образование в школах развитых стран мира. - М.: [б. м.], 1992. - 93 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Environment and Sustainable Development. - Riga: Academic Press of University of Latvia, 2010. - 300 p.

9. Elliott J. Environmental education in Europe: innovation, marginalization or assimilation. - Paris: OESD, 1991. - P. 19-36.

10. Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Op. cit.

11. Elliott J. Op. cit.

12. Corcoran P. B., Wals A.E.J. Higher Education and the Challenge of Sustainability: problematic, promise, and practice. - The Netherlands: Kluwer academic publishers, 2004. - 355 p.

13. Elliott J. Op. cit.

m Q

КОНЦЕПТ

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - АКТ14231. - °,6 п. л. - Ь«р://е-

' тпгопт п I.

koncept. ru/2014/14231.htm. 49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. рег. Эл № ФС 77-

ART 14231 УДК 37.041

14. Intergovernmental Conference on Environmental Education: Tbilisi (USSR): 14-26 Oktober 1977: final report / Unesco. - P. 7.

15. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения ....

16. Гавриш I. В. Теоретико-методолопчш основи формування готовносл майбутшх учителiв до шновацшноТ професшноТ дiяльностi: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - X., 2006. - 475 с.

17. Бойко О. В. Формування готовносп до управлшськоТ' дiяльностi у майбутшх мапс^в вшськово-со^ального управлшня: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - КиТв, 2005. - 22 с.

18. ДЫманор Д., Мейра М. Op. cit.

19. Педагопчна майстернють: хрестоматiя ...

20. Фрейре П. Op. cit.

21. Червонецкий В. В. Указ. соч.

22. Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Op. cit.

23. Elliott J. Op. cit.

24. Corcoran P. B., Wals A.E.J. Op. cit.

25. Barkley E. F., Cross K. P., Major C. H. Collaborative Learning Techniques: a handbook for college faculty. - Published by Jossey-Bass, 2005. - 303 p.

26. Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Op. cit. - P. 278.

27. Власова О. I. Педагопчна психолопя: навч. поабник. - КиТв: Либщь, 2005. - 400 с.

28. Там же.

29. Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Op. cit.

30. Elliott J. Op. cit.

31. 31 Corcoran P. B., Wals A.E.J. Op. cit.

32. Barkley E. F., Cross K. P., Major C. H. Op. cit.

33. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Б-ка журнала «Директор школы», 1996. - 96 с.

34. Власюк О. Я. Еколопчна самоосв^а як фактор професшного розвитку // Основи психологи та педагопки: [методичний поабник] / [А. Я. Боднар, М. О. Голубева, Н. М. Давидюк та ш.]. - КиТв: Видавництво ТОВ «НВП 1НТЕРСЕРВ1С», 2011. - C. 151-163.

35. Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Op. cit.

36. Elliott J. Op. cit.

37. Corcoran P. B., Wals A.E.J. Op. cit.

38. Barkley E. F., Cross K. P., Major C. H. Op. cit.

39. Якиманская И. С. Указ. соч.

Olga Vlasyuk, issn 2304 120x

Master of Ecology, Senior lecturer, National University of Kiev-Mohyla Academy, Kiev, Ukraine [email protected].

Readiness of natural sciences students to ecological self-education: pedagogical experiment

Abstract. The author shows the urgency of the readiness of natural sciences students to ecological self-education. The author shows the set of innovation pedagogical technologies and its practical effectiveness and describes main features of the pedagogical experiment on the formation of environmental readiness for self-education.

Key words: ecological self-education, components of ecological self-education, active learning technologies, pedagogical experiment. References

1. "Zakon Ukrami 'Pro osnovni zasadi (strategiju) derzhavnoi' ekologichnoi' politiki Ukrami na period do 2020 roku'", Vidomosti Verhovnoi Radi Ukra'ini (VVR), 2011, № 26, pp. 218. Available at: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2818-17 - nazvanie s jekrana (in Ukrainian).

2. Reforma sistemi osviti. Programa ekonomichnih reform Ukrami na 2010-2014 roki. Available at: http://www.president.gov.ua/docs/Programa_reform_FINAL_1.pdf - nazvanie s jekrana (in Ukrainian).

3. Dikimanor, D. & Mejra, M. Viznachennja ekologichnoi' osviti. Available at: http://collections.infocollections.org/ukedu/uk7d/Js5131u/ - nazvanie s jekrana (in Ukrainian).

4. Aleksjuk, A. M. & Ajurzanajn, A. A. et al. (1993) Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v uslovi-jah intensifikacii obuchenija: [ucheb. posobie], ISDO, Kiev, 336 p. (in Russian).

5. Zjazjun, I. A. (ed.) (2006) Pedagogichna majsternist': hrestomatija: [navch. posib.] / [uporjad. I. A. Zjazjun, N. G. Bazilevich, T. G. Dmitrenko ta in.], Vishha shk., Kiev, 606 p. (in Ukrainian).

г« g г«

977230412014209

ART 14231

научно-методический электронный журнал

УДК 37.041 49965. - ISSN 2304-120X.

Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14231. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14231.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

6. Frejre, P. (2004) Pedagogika svobodi: etika, demokratija i gromadjans'ka muzhnist' / per. z angl. O. Dem'janchuka, Vidavnichij dim "KM Akademija", Kiev, 124 p. (in Ukrainian).

7. Chervoneckij, V. V. (1992) Jekologicheskoe obrazovanie v shkolah razvityh stran mira, Moscow, 93 p. (in Russian).

8. Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010) Environment and Sustainable Development, Academic Press of University of Latvia, Riga, 300 p. (in English).

9. Elliott, J. (1991) Environmental education in Europe: innovation, marginalization or assimilation, OESD, Paris, pp. 19-36 (in English).

10. Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010) Op. cit.

11. Elliott, J. (1991) Op. cit.

12. Corcoran, P. B. & Wals, A.E.J. (2004) Higher Education and the Challenge of Sustainability: problematic, promise, and practice, Kluwer academic publishers, The Netherlands, 355 p. (in English).

13. Elliott, J. (1991) Op. cit.

14. Intergovernmental Conference on Environmental Education: Tbilisi (USSR): 14-26 Oktober 1977: final report / Unesco, p. 7 (in English).

15. Aleksjuk, A. M. & Ajurzanajn, A. A. et al. (1993) Op. cit.

16. Gavrish, I. V. (2006) Teoretiko-metodologichni osnovi formuvannja gotovnosti majbutnih uchiteliv do innovacijno'i'profesijnoidijal'nosti: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.04, X., 475 p. (in Ukrainian).

17. Bojko, O. V. (2005) Formuvannja gotovnosti do upravlins'koi dijal'nosti u majbutnih magistriv vijs'kovo-social'nogo upravlinnja: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04, Kiev, 22 p. (in Ukrainian).

18. Dikimanor, D. & Mejra, M. Op. cit.

19. Zjazjun, I. A. (ed.) (2006) Op. cit.

20. Frejre, P. (2004) Op. cit.

21. 21 Chervoneckij, V. V. (1992) Ukaz. soch.

22. Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010) Op. cit.

23. Elliott, J. (1991) Op. cit.

24. Corcoran, P. B. & Wals, A.E.J. (2004) Op. cit.

25. Barkley, E. F., Cross, K. P. & Major, C. H. (2005) Collaborative Learning Techniques: a handbook for college faculty, Published by Jossey-Bass, 303 p. (in English).

26. Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010) Op. cit., p. 278.

27. Vlasova, O. I. (2005) Pedagogichna psihologija: navch. posibnik, Libid', Kiev, 400 p. (in Ukrainian).

28. Ibid.

29. Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010) Op. cit.

30. Elliott, J. (1991) Op. cit.

31. Corcoran, P. B. & Wals, A.E.J. (2004) Op. cit.

32. Barkley, E. F., Cross, K. P. & Major, C. H. (2005) Op. cit.

33. Jakimanskaja, I.S. (1996) Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole, B-ka zhurnala "Direktor shkoly",Moscow, 96 p. (in Russian).

34. Vlasjuk, O.Ja. (2011) "Ekologichna samoosvita jak faktor profesijnogo rozvitku", in Osnovi psihologii ta pedagogiki: [metodichnij posibnik] / [A. Ja. Bodnar, M. O. Golubeva, N. M. Davidjuk ta in.], Vidavnictvo TOV "NVP INTERSERVIS", Kiev, pp. 151-163 (in Ukrainian).

35. Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010) Op. cit.

36. Elliott, J. (1991) Op. cit.

37. Corcoran, P. B. & Wals, A.E.J. (2004) Op. cit.

38. Barkley, E. F., Cross, K. P. & Major, C. H. (2005) Op. cit.

39. Jakimanskaja, I.S. (1996) Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.