ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15111. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 15111
УДК 378.046.011.31-021.69.003.12:5(045)
Бабкова Елена Алексеевна,
старший преподаватель кафедры андрагогики КУ «Запорожский областной институт последипломного педагогического образования» Запорожского областного совета, г. Запорожье zcm.2370@gmail.com
Г отовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин
в системе непрерывного образования
Аннотация. В статье раскрывается общая сущность понятий «готовность к оценочной деятельности учителей естественнонаучных дисциплин», «профессиональная компетентность учителей естественнонаучных дисциплин». Особое внимание уделено проблемам подготовки педагогов естественнонаучного цикла в последипломном образовании.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, оценочная деятельность, готовность к оценочной деятельности, непрерывное образование.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Изменения в системе образования требуют компетентного специалиста, так как трансформируется социальный опыт; осуществляется реконструкция образовательных услуг; внедряются в образовательный процесс инновации; растет уровень социальных требований, приоритетность естественнонаучных дисциплин. Существующая система подготовки педагогических кадров направлена на формирование локальных (предметных) умений, которые не позволяют выполнять демонстрационные тесты внешнего независимого оценивания по естественнонаучным дисциплинам на должном уровне, создавать измерители достижения государственного стандарта, исследовать уровень усвоения фактического материала или способность применения его на практике. Оценка осуществляется субъективно, что делает невозможным коррекцию учебного процесса, и способствует формированию неадекватной самооценки у учащихся.
В исследованиях современных ученых определяются основные проблемы подготовки учителей естественнонаучных специальностей в системе непрерывного образования:
- профессионально-педагогическая подготовка как процесс овладения знаниями, умениями и навыками [1,2];
- методическая подготовка как завершающий этап подготовки, базирующейся на основных положениях дидактики [3-5];
- обеспечение творческих основ профессиональной подготовки будущих учителей [6];
- подготовка учителя естественнонаучных специальностей, знания, умения, навыки и качества его личности [7-9];
- функциональный анализ педагогической деятельности [10-12].
Целью статьи является определение сущности готовности к оценочной деятельности как компонента профессиональной компетентности учителей естественнонаучных специальностей.
Понятие профессиональной компетентности учеными трактуется как система компетентностей, что подтверждает отсутствие единого понимания ключевых компе-
1
ISSN 2Э04-120Х
HLierrr
научно-методический электронный журнал
Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15111. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
тентностей, «поскольку они - многомерные образования, содержащие когнитивные, эмоциональные, мотивационные и ценностные элементы; имеют тесную взаимосвязь и взаимозависимость между собой; являются постоянно переменными величинами» [13] (табл.1).
Таблица 1
Определение понятия «профессиональная компетентность педагога» через систему компетентностей, которая соответствует функциональной составляющей деятельности учителей естественнонаучных специальностей
Автор Определение понятия «профессиональная компетентность педагога» через систему компетентностей
М. В. Опачко [14] Методологическая, профессиональная, методическая, психологическая, психолого-педагогическая, социально-культурная, информационно-коммуникативная
В. И. Саюк [15] Психологическая, предметная, дидактическая, методическая, коммуникативная, управленческая, проективная
А. И. Новик-Качан [16] Психолого-педагогическая, аутопедагогическая, коммуникативная
Р. Г. Хамитов [17] Инфомационно-технологическая
На основании анализа трудов ученых-педагогов А. И. Гуры, М. В. Опачко, В. И. Саюк, А. И. Новик-Качана и других нами выделены следующие компетентности учителей естественнонаучных специальностей и определены основные показатели сформированности оценочных умений в разрезе каждой из них.
Когнитивная:
- способность самостоятельного приобретения знаний, умений и получения новой информации в соответствии со спецификой предметов и по вопросам оценивания;
- готовность к постоянному повышению своей квалификации по вопросам оценочной деятельности;
- потребность в реализации собственного научно-теоретического потенциала и приобретенных навыков по развитию оценочной деятельности.
Социальная:
- умение оценивать свою деятельность и учебные результаты учащихся;
- готовность к оценке результатов своего труда;
- способность соотносить свою оценочную деятельность с деятельностью других предметников.
Социально-информационная:
- владение критическим отношением к социальной информации, распространяемой СМИ;
- владение сетевыми технологиями и использование интернет-ресурсов для получения учащимися качественного образования.
Следовательно, оценочная деятельность является структурным компонентом профессиональной компетентности учителя.
В системе последипломного образования осуществляется подготовка учителей естественнонаучных специальностей по разным направлениям: развитие творческого потенциала [18], формирование профессиональной компетентности педагога как содержательной основы его профессионального развития [19], формирование информационно-технологической компетентности [20], формирование готовности к профильному обучению старшеклассников [21].
Вместе с тем педагогическая практика свидетельствует о недостаточном внимании учителя к развитию умений оценочной деятельности, что приводит к некорректным оценкам, негативному влиянию на мотивацию, самооценку учащегося и его результативность [22]. Соответственно, актуализируется проблема разработки модели
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15111. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
повышения квалификации, которая обеспечит формирование в системе непрерывного образования готовности учителей естественнонаучных специальностей к оценочной деятельности. Модель должна охватывать курсовой и межкурсовой периоды, структурными элементами которых являются: курсы повышения квалификации; семинары, творческие группы в межкурсовой период; самообразование. Способствуют непрерывному образованию методические кабинеты, которые выполняют компенсаторную («предоставление педагогическим работникам информации, которая не была получена ими во время получения высшего педагогического образования»), моделирующую («моделирование содержания, форм и методов повышения профессиональной квалификации педагогических работников»), диагностическую («систематический мониторинг учебно-воспитательного процесса, уровня знаний, умений и навыков учащихся в учебных заведениях, их учебных достижений и воспитанности, а также профессионального уровня педагогических работников») функции [23].
Н. В. Пахомова в исследовании выявила, что значительное количество учителей естественнонаучных специальностей отмечают недостаточность подготовки по данному виду деятельности, тем самым подтверждают необходимость разработки образовательной программы для учителей, которая способствует развитию умений применить полученные теоретические знания в практических ситуациях педагогической деятельности [24].
Стоит отметить, что отсутствие специальных исследований сущности готовности учителей естественнонаучных специальностей к оценочной деятельности приводит нас к необходимости использовать более общее понятие, а именно «готовность».
На основании проведенного анализа современной научно-теоретической базы можно условно дифференцировать подходы к определению понятия готовности на системно-структурный, личностно-деятельностный и знаниевый (табл. 2), которые хотя и имеют разную форму, но являются очень близкими по своему содержанию.
Таблица 2
Подходы к определению понятия «готовность»
Научный подход Автор Определение понятия «готовность»
оа'Э , I 5? -0 3*55 ° 1 IS: о ° £ А. И. Новик-Качан Потенциальное состояние; компетентность проявляется в деятельности
С. М. Калаур [25] Сложно структурированное и целостное образование; избирательная активность; включение в деятельность
i i ’S е § ^ 0 £ £ 1 « о 3- ф о з I сз Н. Д. Левитов [26] Специфическое состояние; пригодность или непригодность к выполнению
Д. Н. Узнадзе [27] Специфическое состояние; установка к осуществлению определенной деятельности
Ж. В. Федирко [28] Активное состояние личности; установка на профессиональную деятельность
(В ф >3 I з 3 О 1 ® С. Д. Максименко и А. Н. Пелех [29] Интеллектуальные качества, знания, умения, навыки
Так, согласно системно-структурному подходу, основными родовыми признаками понятия «готовность» определяются единство и системность психологической и практической готовности педагога [30-31].
Второй подход, личностно-деятельностный, раскрывает сущность готовности компонентов, характеризующих педагога как личность, субъекта профессиональной деятельности: специфическое состояние; пригодность или непригодность к выполнению [32]; установка к осуществлению определенной деятельности [33]; активное состояние личности, установка на профессиональную деятельность [34].
3
ISSN 2Э04-120Х
научно-методический рег Эл № ФС 77-49965 ISSN 2304-120Х. электронный журнал
Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15111. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15111.htm. - Гос.
Представители третьего подхода основными родовыми компонентами в определении готовности понимают интеллектуальные качества, знания, навыки, умения [35].
Очень часто ученые в своих работах рассматривают указанные родовые признаки как синонимы, определяя готовность как системное качество личности и как систему знаний, умений, навыков педагога.
Таким образом, несмотря на различие научных подходов, в современной психолого-педагогической литературе отсутствует концептуальная разнообразность и разноплановость трактовки данного понятия, что обусловлено особенностями культурно-исторического развития отечественной психолого-педагогической науки.
На основании определений понятия готовности учителей естественнонаучных специальностей к оценочной деятельности понимаем её как сложное личностное образование, систему качеств и свойств личности, которые дают возможность учителю успешно выполнять качественную оценочную деятельность.
Исходя из научного исследования [36], в структуру готовности к оценочной деятельности учителей предметов естественнонаучного цикла включаем мотивационно-ориентировочный, содержательный (когнитивный), процессуальный (технологический), оценочно-рефлексивный компоненты.
Мотивационно-ориентировочный компонент заключается в осознании необходимости и значимости оценочной деятельности, которая должна основываться на положительном принципе, что, прежде всего, предполагает учет уровня достижений ученика, а не степень его неудач; гуманистическое отношение к ученикам; способность педагога удерживать устойчивую профессиональную позицию, управлять своим эмоциональным состоянием; стремление к развитию педагогических способностей, совершенствование своих знаний, умений и навыков.
Содержательный (когнитивный) компонент профессиональной готовности учителя к оценочной деятельности предусматривает глубокие знания психолого-педагогических основ оценивания. В этом аспекте педагоги должны:
- знать основные компоненты структуры процесса оценки, а именно: а) определение целей оценки; б) выбор объекта оценки; в) разработку контрольных заданий, проверяющих достижение определенных целей; г) определение начального уровня успешности ученика с учетом предыстории обучения; д) особенности планирования и выбора оценочных педагогических воздействий с учетом личности ученика; е) выбор алгоритмов и критериев оценки; ж) организацию процесса контроля; с) определение результата оценивания; и) выбор средств коррекции;
- уметь определять объекты оценивания учебных достижений учащихся (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности учащихся, опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности); цель оценочной деятельности, который предусматривает контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки; результаты оценки, которые могут выражаться знаком, баллами, вербальным сообщением т. д.;
- знать и осознавать основные функции контроля знаний: контролирующую, обучающую, диагностико-корректирующую, стимулирующую, воспитательную, развивающую, организационную;
- грамотно выбирать и применять существующие виды (предварительный, текущий, тематический, итоговый), формы (индивидуальная, групповая, фронтальная, самоконтроль) и методы (устный, письменный, тестовый, программируемый) оценивания; знать преимущества и недостатки видов, форм и методов оценки;
- знать нормативные критерии оценки учебных достижений учеников, которые требуют, чтобы оценки основывались на положительном принципе, учитывали
4
ISSN 2304-120X
научно-методический рег Эл № ФС 77-49965 ISSN 2304-120Х. электронный журнал
Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15111. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15111.htm. - Гос.
уровень достижений ученика, а не степень его неудач; знать количественные критерии и алгоритмы оценивания учебных достижений учеников, используемых в информационных технологиях;
- знать педагогические требования к оценке знаний учащихся (объективность, индивидуальный характер, гласность, обстоятельность, дифференцированность оценивания, разнообразие форм и методов контроля, подготовка школьников к осуществлению контроля и самоконтроля) и придерживаться их.
Процессуальный (технологический) компонент готовности учителя к оценочной деятельности предполагает умение и навыки организовывать и проводить процесс оценивания, умение учитывать нервно-эмоциональное состояние ученика в процессе оценивания, анализировать результаты этого процесса, выбирать средства коррекции, использовать и создавать компьютерные контролирующие системы.
Оценочно-рефлексивный компонент предполагает сознательное осуществление рефлексивной деятельности, самоконтроля, самоанализа, самооценки, выявление затруднений и ошибок в процессе оценочной деятельности, коррекцию собственной оценочной деятельности. В психолого-педагогической литературе рефлексия характеризуется, с одной стороны, как процесс самопознания человеком своих внутренних психических актов и состояний (переживаний, чувств, мыслей), то есть способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, изучать свой собственный мир, понимать себя. С другой - это способность видеть и осознавать, как к тебе относятся другие люди, как они тебя понимают.
Учитывая актуальность и важность исследуемой проблемы, считаем, что дальнейшего научно-теоретического осмысления и практического воплощения требуют организационно-педагогические условия формирования готовности учителей естественнонаучных специальностей в последипломном образовании к оценочной деятельности.
Анализ развития профессиональной компетентности учителей-естественников в системе непрерывного образования показывает, что окончательное формирование умений оценочной деятельности осуществляется в последипломный (курсовой и межкурсовой) период. Этому способствует педагогическая практика. Остается вопрос, как определить состояние готовности учителей естественных специальностей к оценочной деятельности с целью прогноза программы самосозидания, саморазвития и создания индивидуальной программы профессионального роста педагогов этой категории.
Ссылки на источники
1. Гура О. I. Психолого-педагопчна компетентнють викладача вищого навчального закладу: теоре-тико-методолопчний аспект: монографiя. - Запорiжжя: ГУ «З1ДМУ», 2006. - 332 с.
2. Поликарпова В. В. Развитие оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». - СПб., 2009. - 35 с.
3. Опачко М. В. Дiагностика сформованосл оргашзацшно-управлшськоТ компетентносл вчителя фiзики. - URL: http://vuzlib.com/content/view/355/84/.
4. Пахомова Н. В. Диагностические задания как компонент содержания интегрированного курса естественнонаучной направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец.13.00.01 «Общая педагогика». - СПб., 1997. - 32 с.
5. Стрижак С. В. Науково-методичн основи подготовки майбутшх учителiв природничих дисциплш у вищих педагопчних навчальних закладах: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя та методика професшноТ освгги». - КиТв, 2005. - 27 с.
6. Там же.
7. Поликарпова В. В. Указ. соч.
8. Опачко М. В. Указ. соч.
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15111. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
9. Саюк В. I. Розвиток професшноТ компетентност вчител1в географи у систем! шслядипломноТ педагопчноТ осв1ти: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теор1я та методика професшноТ освти». - КиТв, 2007. - 22 с.
10. Гура О. I. Указ. соч.
11. Опачко М. В. Указ. соч.
12. Стрижак С. В. Указ. соч.
13. Гура О. I. Указ. соч. - С. 14.
14. Опачко М. В. Указ. соч.
15. Саюк В. I. Указ. соч.
16. Новик-Качан А. И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». - Ставрополь, 2005. - 35 с.
17. Хамитов Р. Г. Информационно-технологическая подготовка учителей естественноматематического цикла в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. . канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». -Казань, 2006. - 26 с.
18. Самигулина Г. С. Развитие творческого потенциала учителя естественно-научных дисциплин в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. l3.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». - Казань, 2006. - 31 с.
19. Саюк В. I. Указ. соч.
20. Хамитов Р. Г. Указ. соч.
21. Сотшченко I. I. Пщготовкка вчител1в природничих дисциплш до профтьного навчання стар-шокласнимв у систем! шдвищення квал1ф1кац1Т: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец.13.00.04 «Теор!я та методика професшноТ освти». - КиТв, 2009. - 22 с.
22. Поликарпова В. В. Указ. соч.
23. Положення про районний (мюький) методичний кабшет (центр). - URL:
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1239-08.
24. Пахомова Н. В. Указ. соч.
25. Калаур С. М. Пщготовка майбутшх учител!в до оцшювання навчальних досягнень школяр!в з предме^в природничого циклу: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теор!я та методика професшноТ освти». - Терношль, 2004. - 22 с.
26. Левитов Н. Д. Психологическое состояние беспокойства-тревоги // Вопросы психологии. - 1996. -№ 1. - С. 88-93.
27. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - С. 405-406.
28. Фед!рко Ж. Оргашзацшно-педагопчш та методичн умови шдготовки вчителя географи до здшснення шновацшноТ освтньоТ д!яльносл у систем! шслядипломноТ педагопчноТ освгги: (ма-тер!али Всеукр. конф. «Готовнють педагопв до шновацшноТ д!яльносл в умовах безперервноТ шслядипломноТ педагопчноТ освти») // Наукова педагопчна думка. - 2012. - № 2. - URL: http://www.on-libr.info/?p=1553.
29. Максименко С. Д., Пелех О. М. Фах!вця потр!бно моделювати (Науков! основи готовносл випуск-ника педвузу до педагопчноТ д!яльносл) // Рщна школа. - 1994. - № 3-4. - С. 68-72.
30. Новик-Качан А. И. Указ. соч.
31. Калаур С. М. Указ. соч.
32. Левитов Н. Д. Указ. соч.
33. Узнадзе Д. Н. Указ. соч.
34. Фед!рко Ж. Указ. соч.
35. Максименко С. Д., Пелех О. М. Указ. соч.
36. Калаур С. М. Указ. соч.
Elena Babkova,
Senior lecturer of the chair of Andragogy, Zaporizhzhyr Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Zaporozhye zcm.2370@gmail.com
Readiness of natural sciences teachers to estimation activity as a part of professional competence in a system of non-stop education
Abstract. The paper deal with the common sense of such concepts as “readiness to estimation activity of natural sciences teachers” and “professional competence of natural sciences teacher”. Special attention is paid to the issues of training of natural sciences teachers in post-graduate education.
Key words: professional competence, estimation activity, readiness to estimation activity, non-stop education.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15111. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
References
1. Gura, O. I. (2006) Psihologo-pedagogichna kompetentnist' vikladacha vishhogo navchal'nogo zakladu: teoretiko-metodologichnij aspekt: monografija, GU “ZIDMU”, Zaporizhzhja, 332 p. (in Ukrainian).
2. Polikarpova, V. V. (2009) Razvitie ocenochnoj dejatel'nosti uchitelja v processe ego professiona-l'nogo stanovlenija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija”, St. Petersburg, 35 p. (in Russian).
3. Opachko, M. V. Diagnostika sformovanosti organizacijno-upravlins'koi kompetentnosti vchitelja fiziki. Available at: http://vuzlib.com/content/view/355/84/ (in Ukrainian).
4. Pahomova, N. V. (1997) Diagnosticheskie zadanija kak komponent soderzhanija integrirovannogo kursa estestvennonauchnoj napravlennosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec.13.00.01 “Obshhaja peda-gogika”, St. Petersburg, 32 p. (in Russian).
5. Strizhak, S. V. (2005) Naukovo-metodichni osnovi pidgotovki majbutnih uchiteliv prirodnichih disciplin u vishhih pedagogichnih navchal'nih zakladah: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorija ta metodika profesijnoiosviti", Kiiv, 27 p. (in Ukrainian).
6. Ibid.
7. Polikarpova, V. V. (2009) Op. cit.
8. Opachko, M. V. Op. cit.
9. Sajuk, V. I. (2007) Rozvitok profesijnoi' kompetentnosti vchiteliv geografii u sistemi pisljadiplomnoipedagogichnoi osviti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorija ta metodika profesijnoi osviti”, Kiiv, 22 p. (in Ukrainian).
10. Gura, O. I. (2006) Op. cit.
11. Opachko, M. V. Op. cit.
12. Strizhak, S. V. (2005) Op. cit.
13. Gura, O. I. (2006) Op. cit., p. 14.
14. Opachko, M. V. Op. cit.
15. Sajuk, V. I. (2007) Op. cit.
16. Novik-Kachan, A. I. (2005) Formirovanie jekologicheskoj kompetentnosti studentov v sisteme dopolnitel'noj kvalifikacii “prepodavatel'”: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija”, Stavropol', 35 p. (in Russian).
17. Hamitov, R. G. (2006) Informacionno-tehnologicheskaja podgotovka uchitelej estestvenno-matematicheskogo cikla v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija”, Kazan', 26 p. (in Russian).
18. Samigulina, G. S. (2006) Razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelja estestvenno-nauchnyh disciplin v processe povyshenija kvalifikacii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.01 “Obshhaja pedagogi-ka, istorija pedagogiki i obrazovanija”, Kazan', 31 p. (in Russian).
19. Sajuk, V. I. (2007) Op. cit.
20. Hamitov, R. G. (2006) Op. cit.
21. Sotnichenko, I. I. (2009) Pidgotovkka vchiteliv prirodnichih disciplin do profil'nogo navchannja star-shoklasnikiv u sistemipidvishhennja kvalifikacii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec.13.00.04 “Teorija ta metodika profesijnoi osviti", Kiiv, 22 p. (in Ukrainian).
22. Polikarpova, V. V. (2009) Op. cit.
23. Polozhennja pro rajonnij (mis'kij) metodichnij kabinet (centr). Available at:
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1239-08 (in Ukrainian).
24. Pahomova, N. V. (1997) Op. cit.
25. Kalaur, S. M. (2004) Pidgotovka majbutnih uchiteliv do ocinjuvannja navchal'nih dosjagnen' shkoljariv z predmetiv prirodnichogo ciklu: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorija ta metodika profesijnoi osviti”, Ternopil', 22 p. (in Ukrainian).
26. Levitov, N. D. (1996) “Psihologicheskoe sostojanie bespokojstvatrevogi”, Voprosy psihologiju, № 1, pp. 88-93 (in Russian).
27. Uznadze, D. N. (1966) Psihologicheskie issledovanija, Nauka, Moscow, pp. 405-406 (in Russian).
28. Fedirko, Zh. (2012) “Organizacijno-pedagogichni ta metodichni umovi pidgotovki vchitelja geografii do zdijsnennja innovacijnoi osvitn'oi dijal'nosti u sistemi pisljadiplomnoi pedagogichnoi osviti: (materiali Vseukr. konf. ‘Gotovnist' pedagogiv do innovacijnoi' dijal'nosti v umovah bezperervnoi pisljadiplomnoi pedagogichnoi osviti’)”, Naukova pedagogichna dumka, № 2. Available at: http://www.on-libr.info/?p=1553 (in Ukrainian).
29. Maksimenko, S. D. & Peleh, O. M. (1994) “Fahivcja potribno modeljuvati (Naukovi osnovi gotovnosti vipusknika pedvuzu do pedagogichnoi dijal'nosti)”, Ridna shkola, № 3-4, pp. 68-72 (in Ukrainian).
30. Novik-Kachan, A. I. (2005) Op. cit.
31. Kalaur, S. M. (2004) Op. cit.
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15111. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
32. Levitov, N. D. (1996) Op. cit.
33. Uznadze, D. N. (1966) Op. cit.
34. Fedirko, Zh. (2012) Op. cit.
35. Maksimenko, S. D. & Peleh, O. M. (1994) Op. cit.
36. Kalaur, S. M. (2004) Op. cit.
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Бабкова Е. А., 2015
8