Научная статья на тему 'Готический субстрат на уровне пространственной организации и интерьера в повести А. К. Толстого «Упырь»'

Готический субстрат на уровне пространственной организации и интерьера в повести А. К. Толстого «Упырь» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / РУССКАЯ ФАНТАСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алюнина Ю. М.

В статье рассмотрена готическая традиция, реализованная в повести «Упырь» как приём ретроспекции, аккумулирующая свою энергию на создании острого сюжета, а также показывающая чужеродность описываемого топоса в контексте произведения русской литературы. Автор сосредотачивает внимание читателя на внутритекстуальных связях, отчётливо проявляющихся при взаимодействии поэтического и прозаического текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готический субстрат на уровне пространственной организации и интерьера в повести А. К. Толстого «Упырь»»

Гуманитарный научный журнал

№1, 2013

ЯЗЫК И КОММУНИКАЦИИ В КООРДИНАТАХ XXI ВЕКА

УДК 82-31

ГОТИЧЕСКИЙ СУБСТРАТ НА УРОВНЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНТЕРЬЕРА В ПОВЕСТИ А.К. ТОЛСТОГО

«УПЫРЬ»

Ю.М. Алюнина

Национально-исследовательский Томский государственный университет

Аннотация. В статье рассмотрена готическая традиция, реализованная в ; повести «Упырь» как приём ретроспекции, аккумулирующая свою энергию на создании острого сюжета, а также показывающая чужеродность описываемого ■! топоса в контексте произведения русской литературы. Автор сосредотачивает ; внимание читателя на внутритекстуальных связях, отчётливо проявляющихся при ; взаимодействии поэтического и прозаического текстов.

Ключевые слова: история литературы, русская фантастика.

История русской фантастической повести берёт своё начало с середины 20-х годов XIX века. Данный жанр появился в русской литературе благодаря влиянию «иноземных литературных традиций» [5, с. 85], широко распространённых в английской готической прозе, прозе гей-дельбергского романтизма и произведениях Э. Гофмана.

Во многом на становление русской фантастической повести повлиял жанр готического романа, сформировавшийся благодаря творчеству английских писателей («Замок Отранто» Х .Уолпола, 1764; «Старый английский барон» К. Рив, 1777; «Монах» А. Радклиф, 1796 и др.). Однако активизировался этот тип дискурса в пародическом плане в связи с переосмыслением романтических основ литературы, на границе романтизма, на пути к «золотому веку» русской классической прозы.

Готическое как литературоведческая категория представляет собой нечто «изображаемое в художественных произведениях <...>, где странные события случаются в пугающих местах» («describes writing <...> in which strange things happen in frightening places») [7, с. 623]. Готическое всегда в определённой степени коррелирует с фантастическим, т. к. всё страшное здесь связано с нереальным, потусторонним.

Как отмечает В.Э. Вацуро, «<...> самый сильный импульс к зарождению в России «готической волны» [3, c.105] дал Н.М. Карамзин («Остров Борнгольм», 1793). Позднее черты готического романа стали проявляться в произведениях других русских писателей, например, А.К. Толстого, анализу повести которого посвящена данная статья.

Повесть «Упырь» впервые была опубликована в 1841 г. под фамилией Краснорогский. Второе издание повести вышло лишь в 1900 г. В.Г. Белинский в статье «Упырь. Сочинение Краснорог-ского» 1841 г. пишет, что повесть Толстого — «произведение фантастическое, но фантастическое внешним образом: незаметно, чтоб оно скрывало в себе какую-нибудь мысль, и потому не похоже на фантастические создания Гофмана» [2, с.473-476]. Уже тогда было отмечено, что творение начинающего писателя типологически отличается от новелл немецкого романтика как произведение иного направления, что свидетельствует о зарождении нового типа русской фантастической повести.

Предметом изысканий настоящей статьи выступает уровень пространственной организации и интерьера в повести «Упырь» с точки зрения проявления готического субстрата.

Одним из основных макропространств в повести является дача бригадирши Сугробиной, в контексте описания которой автор акцентирует внимание на двух микропространствах: гостиная и зелёные комнаты. «Традиционно в английском готическом романе все фантастические и невероятные события происходят в так называемом «дурном месте»: это либо монастырь, либо старинный замок» [1, с. 7-8]. В русской готической прозе образ замка трансформировался в образ особняка, который у Толстого предстаёт следующим образом: «Здание было вместе легко и величественно; можно было с первого взгляда угадать, что его строил архитектор итальянский, ибо оно во многом напоминало прекрасные виллы в Ломбардии или в окрестностях Рима» [6, c. 15]. Такое описание ISSN 2078-9661 3

Humanitarian scientific journal

VOL 1, ISSUE 1, 2013

позволяет понять, что для России подобная архитектура была не характерна, поэтому здание выделяется среди прочих. Избрание итальянского стиля обусловлено стремлением показать чужерод-ность описываемого топоса и настроить читателя на восприятие предстоящих событий, в которых итальянская традиция сыграет не последнюю роль.

Далее взору предстаёт описание интерьера гостиной — первого микропространства: «Богатое убранство высоких комнат, освещённых сальными свечами; картины итальянской школы, покрытые пылью и паутиной; столы из флорентийского мозаика, <...>» [6, с. 16]. Безусловно, целостное представление об интерьере формируется благодаря деталям, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку. Во-первых, это образ свечи, которая определяет точку встречи посюстороннего с потусторонним, а также пыль и паутина. Эти образы больше характерны для описания старинных готических замков, в которых обитают привидения. Употребление их в качестве одних из основных составляющих для характеристики жилого помещения, особенно такого, как дача в итальянском стиле, свидетельствует о стремлении автора провести параллель с готическим миром.

Второе микропространство также являет собой интересное поле для исследований с точки зрения анализа трансформаций готических категорий - это зелёные комнаты, то есть ночлег, предоставленный Руневскому хозяйкой дома: «Он вошёл в просторную комнату с высоким камином, в котором уже успели разложить огонь.» [6, с. 20]. Здесь присутствует образ огня, который, по замечанию Руневского, был разведён не для того, чтобы нагреть комнату, а чтобы придать ей более жилой вид, ведь до него здесь уже много лет не было живой души.

При описании этих комнат автор упоминает о таких деталях, как старинный портрет и кровать с балдахином. Первый элемент — портрет — ещё одна пограничная точка. На портрете изображена молодая девушка, очень похожая на возлюбленную Руневского, Дашу. Как выяснилось позже, то была Прасковья Андреевна — Дашина двоюродная прабабушка, скончавшаяся при загадочных обстоятельствах. Каждую ночь её портрет оживает, т.к. душу покойной не отпускает родовое проклятье. Таким образом, здесь портрет — это портал, очередной канал связи с инфернальным миром. Кровать с балдахином — предмет мебели, характерный для готического стиля.

Зелёный цвет комнат имеет символический характер. По мнению Хуана Кирло, «Зелёный <...> является связующей ниточкой между чёрным, минеральной жизнью, и красным, кровью и животной жизнью, в равной степени соединяя жизнь животных, разложение и смерть)». [4, с. 463] Этот цвет символизирует промежуточное состояние между двумя мирами, концентрирует в себе такие противоположные категории, как смерть и жизнь. В зелёных комнатах происходит первая встреча Рунев-ского с сошедшим с портрета привидением, которое просит его об услуге — обручиться со своим портретом, чтобы освободить её душу Если между чёрным и красным установить соотношение, равное связи между жизнью и смертью, то такой брак можно было бы считать союзом между миром живых и миром мёртвых, что привело бы к нарушению существующего равновесия, если о таковом вообще можно говорить в контексте художественного мира анализируемой повести.

Завершая рассмотрение настоящего макропространства, можно сказать, что готическая традиция здесь реализуется как приём ретроспекции, аккумулируя свою энергию на создании острого сюжета, а также с целью показать чужеродность описываемого топоса в контексте произведения русской литературы и сосредоточить внимание читателя на внутритекстуальных связях, отчётливо проявляющихся при взаимодействии поэтического и прозаического текстов в повести «Упырь».

Библиографический список

1. Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики: сб. науч. ст. / под ред. И.Ф. Гнюсова - Томск: ТГУ 2011. - Т. 2, вып. 12.

2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. / В.Г. Белинский. — М. : АН СССР, 1954. -Т. 5.

3. Вацуро, В.Э. Готический роман в России. / Вацуро В.Э. - М. : Новое литературное обозрение, 2002

4. Кирло Х. Словарь символов. / Х. Кирло - М. : Центрполиграф, 2010.

5. История русской литературы XIX века: в 3 ч. / под ред. В.И. Коровина. - М. : Владос, 2005. - Ч. 2.

6. Толстой, А.К. Собрание сочинений: в 4 т. / под. ред. И. Ямпольского. - М. : Правда, 1969. - Т. 2.

7. Cambridge Advanced Learner's Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 2010

4

ISSN 2078-9661

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.