Научная статья на тему 'Государство в системе обеспечения устойчивого развития экономики'

Государство в системе обеспечения устойчивого развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / REFORM OF ECONOMIC SYSTEM / PUBLIC ADMINISTRATION / INVESTMENTS AND INNOVATIONS / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / CIVIL SOCIETY / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зельднер А.

Исследуются теоретические и практические принципы обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Анализируется роль государства в достижении устойчивого развития и обосновывается необходимость активизации государственного влияния на экономические процессы. Рассмотрены цели и базовые принципы системных преобразований в современной российской экономике. Предлагаются приоритетные направления и механизмы формирования устойчивого экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE IN A SYSTEM OF PROVIDING THE ECONOMY'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Theoretical and practical principles of ensuring sustainable social and economic development of the country are investigated in current paper. The state role in a sustainable development achievement and the necessity of the state influence on economic processes are analyzed as well. The purposes and basic principles of system transformations in the modern Russian Economy are considered and the priority directions and mechanisms of sustained economic growth formation are offered.

Текст научной работы на тему «Государство в системе обеспечения устойчивого развития экономики»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2012

ГОСУДАРСТВО: СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

А. ЗЕЛЬДНЕР доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра институтов государственного регулирования Института экономики РАН

ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Исследуются теоретические и практические принципы обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Анализируется роль государства в достижении устойчивого развития и обосновывается необходимость активизации государственного влияния на экономические процессы. Рассмотрены цели и базовые принципы системных преобразований в современной российской экономике. Предлагаются приоритетные направления и механизмы формирования устойчивого экономического роста.

Ключевые слова: устойчивое социально-экономическое развитие, реформа экономической системы, государственное управление, инвестиции и инновации, государственно-частное партнерство, гражданское общество, экономический рост.

Устойчивое социально-экономическое развитие - важнейшая цель государства, бизнеса и институтов гражданского общества.

С макроэкономических позиций устойчивость предполагает постоянную трансформацию производственных отношений и производительных сил, адекватную происходящим изменениям и способную поддерживать систему в равновесном состоянии. Следовательно, запас устойчивости на современном этапе заключается в нарастающих инновациях и инвестициях, постоянном использовании достижений науки и техники, активизации государственного участия в управлении этими процессами. В концепции устойчивого развития, разработанной Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН, опубликованной в докладе «Наше общее будущее», подчеркивается: «...устойчивое развитие является процессом изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технологического развития... находятся в гармонии, повышают ценность текущего и буду-

щего потенциала с целью удовлетворения человеческих потребностей и стремлений»1.

Важнейшим средством для достижения устойчивого развития выступает трансформация как процесс обновления экономической системы, имеющий целью рост уровня жизни населения, формирование конкурентоспособной экономики. Это особенно актуально в связи с тем, что шоковая трансформация плановой экономики, проведенная в России, привела к деиндустриализации и деградации социальной сферы, к развалу единого экономического пространства, потери межрегиональных и межотраслевых технологических цепочек. В итоге за годы реформирования Россия «утратила половину своего экономического потенциала»2.

Многих ошибок можно было бы избежать, если бы в процессе реформирования из сложившейся системы государственного управления экономикой не сделали главного противника прогрессивного развития страны. И это вопреки мировому опыту, включая практический опыт реформ в Китае3, в отсутствии убедительных доказательств более эффективного использования частными владельцами передаваемой им собственности. Разрушение плановых основ государственного управления в России на первом этапе реформ обосновывалось уничтожением предпосылок для реставрации советской власти, однако стратегия, «дух» разрушения сохранился по настоящее время. В стране практически уничтожено ряд несырьевых отраслей экономики, растут цены и тарифы,

1 В России тоже обозначена проблема устойчивости. В 1996 г. Президентом России был подписан Указ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В нем ставилась задача «осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколении людей».

2 Гринберг Р.С. Великая трансформация: невыученные уроки. М.: Международный университет в Москве, 2009. С. 4-6, 7. Как подчеркивает Р.Гринберг, «дискредитация демократии и создание предпосылок авторитаризма - главный общественно-политический итог деятельности российских реформаторов в 90-е годы».

3 В Китае трансформация плановой системы проводится в двух направлениях. «С одной стороны, это переход от системы централизованной плановой экономики к системе современной социалистической рыночной экономики, с другой стороны, это преобразование отсталой аграрной страны в современную индустриальную страну. Следовательно, преобразование системы и экономическое развитие, то есть двуединая задача, составляет основное содержание трансформации в Китае». За годы реформирования Китай, по сути, создал общественную систему смешанного типа - «смешанную экономику» с китайской спецификой. Китайская практика показывает, что главное в ходе трансформации - не снижение роли государства и партии, хотя это и не снимается с повестки дня, а «обеспечение структурных изменений, способствующих сравнительно быстрому росту экономики и справедливому распределению доходов». Мао Тяньцы. Китай и Россия: развитие экономических реформ. М.: Наука, 2003. С. 7, 12.

инфляция регулируется только статистикой, продолжается приватизация госсобственности без учета мнения гражданского общества. При этом последовательно проводится курс на необходимость снижения расходов государственного бюджета на финансирование образования, здравоохранения, культуры, забывая при этом, что «развитие социальной сферы, в ее широком значении, определяет перспективы устойчивого экономического роста»4.

Сырьевая направленность российской экономики, монополизация доходов сырьевыми олигархами сдерживает развитие других отраслей экономики, включая сектор высоких технологий. Не хватает силы воли у государства и желания у бизнеса для разработки и внедрения инноваций. В то же время статистика стран «золотого миллиарда» показывает, что до 80% роста их ВВП достигается за счет инновационного сектора. В России эта доля не превышает и десяти процентов.

Если в дореформенный период активно дискутировалась проблема «план или рынок», то в условиях становления рыночных отношений стоит дилемма «невидимая рука рынка или видимая рука государства». Современный этап трансформации российской экономики, судя по выступлениям руководителей страны, направлен на переход от регулируемой экономики к квалифицированному «государственному воздействию на хозяйственные процессы». Прошедшее после перестройки время в сочетании с кризисами, локальными военными и региональными конфликтами позволяет с более прагматических позиций оценить роль государства5 в обеспечении устойчивого развития экономики и социальной стабильности. При оценке масштабов и роли государства в обеспечении устойчивого развития помимо внешних факторов, (включая вялотекущий мировой кризис, колебания мировых цен), необходимо учитывать и внутреннюю специфику развития страны. Рычаги государственного влияния на экономические процессы в России находятся под воздействием:

- сращивания государственного чиновничьего аппарата с крупным бизнесом, направляющим правовое поле и суды на защиту личных интересов части рыночных субъектов;

- личных интересов доминирующих олигархических групп, манипулирующих перераспределением государственных функций и лишающих возможности развивать Россию как единое экономическое пространство.

4 Через консолидированный бюджет стран ОЭСР, то есть самых богатых государств мира, перераспределяется половина ВВП, в то время как сто лет назад этот показатель нигде не превышал 10%.

5 Профессор Ф. Фукуяма в книге «Строительство государства. Управление и мировой порядок в XXI веке» подчеркивает, что в развитых странах государство - это приобретение. Своими успехами Япония, Южная Корея (сюда можно добавить Китай) обязаны существованию сильного, компетентного и динамичного государства.

Формирование крупных монополий (под предлогом конкуренции на мировом рынке), по сути, привело к подавлению конкуренции внутри страны, деградации несырьевых производств, потере квалифицированных кадров и росту скрытой безработицы. При этом следует учитывать, что российские монополии сокращают инвестиции в инновации, соответственно происходит развал науки, со всеми вытекающими для экономики последствиями. Но государство, ограниченное в инвестициях, пока только занято модными лозунгами: «инновация», «модернизация». В свою очередь крупный бизнес из-за неблагоприятного инвестиционного климата (коррупция, рэкет, высокие кредитные ставки и т.п.) также не заинтересован в перестройке несырьевого сектора экономики. Однако в условиях вялотекущего кризиса, когда замедляются темпы роста мировой экономики, неизбежно произойдет падение цен на сырье. Прогнозируется, что при падении цен на нефть до 80 долл. за баррель рост экономики в России сократится до 2-2,5%, а при 60 долл. -сменится падением на 1,5-2%6 .

Для обеспечения устойчивого развития экономики, исходя из теории макроэкономического равновесия (А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Кейнс и др.), созданная в обществе стоимость должна примерно соответствовать величине получаемых доходов, которые можно потратить на произведенные товары. Одновременно должны функционировать экономические рычаги и стимулы для вовлечения имеющихся средств в производственный процесс. Но на современном этапе возникает специфика, в определенной мере дестабилизирующая социально-экономическую устойчивость. Россия не только создает условия для привлечения капитала, но и отечественный капитал стремится (по разным причинам) за рубеж. Мобильность международного финансового капитала порождает зависимость от экономических условий и при малейшем их ухудшении капитал начинает мигрировать, дестабилизируя экономическую устойчивость.

В этом же направлении работают и процессы глобализации, связанные со стратегией транснациональных корпораций (ТНК) по расширению рынков производства и сбыта. Это проявляется в переводе части своей производственно-сбытовой деятельности за рубеж путем создания бизнес-сетей. Идет активный процесс отпочкования стоимостных цепочек и создания сборочных производств без передачи всей технологической системы. Такая схема технологической «колонизации» приводит к рассогласованию интересов государства и крупного бизнеса. Возникают проблемы конкуренции, регулирования спроса, создания рабочих мест, социальной инфраструктуры, инновационного развития в регионах сборочных производств и др.

6 Коммерсантъ. 2011. 7 октября.

Развитие ТНК, их влияние на национальную экономику и непредсказуемость действий в сочетании с внутренней проблемой постоянной нехватки инвестиций, выступает значительным фактором дестабилизации социальной устойчивости. В этих условиях государство находится в поиске более «легких» путей решения социальных проблем, в том числе на основе перехода от политики «социального государства» к политике «эффективного государства». Государство стремится переложить большую часть социальных расходов на самих граждан через развитие накопительных пенсионных систем, роста тарифов ЖКХ, сокращение объемов бесплатного образования и здравоохранения. Однако, как показал мировой опыт, «сокращая социальные расходы, государство на самом деле не решает свои проблемы, а лишь усугубляет их»7.

Необходимость государственного воздействия на социально-экономические процессы обусловлена и современным уровнем развития рыночных отношений, который характеризуется большой степенью неопределенности (величина спроса, резкое изменение цен, биржевые скачкй, природные катаклизмы, инновационные и технологические прорывы, рейдерство, состояние кредитных и бюджетных процессов, кризисные циклы, прочие эндогенные и экзогенные факторы). Как подчеркивал Дж. Кейнс, «не существует научной основы для вычисления какой-либо вероятности этих событий. Мы этого просто не знаем»8.

Крупнейший исследователь проблем неопределенности рынка Ф. Найт в 1921 г., накануне великой депрессии, опубликовал работу «Риск, неопределенность и прибыль». В изложении своего теоретического подхода он обосновал положение о том, что в рыночной экономике невозможно измерить ее неопределенность, так как не существует объективных критериев для измерения. Важнейшее значение имеет не процесс производства, а принятие решения о том, что и как производить. То есть, по сути, речь идет о необходимости принятия решения о разработке направления развития страны, на основании консенсуса государства, бизнеса, гражданского общества.

Современное государство - важнейший институт, воздействующий на обеспечение населения общественными благами и выступающий равно-

7 Мысаляева И.Н. Экономические функции государства в условиях открытой экономики // Сб. Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. М., 2007. С. 977.

8 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег М.: Истоки, 1998. Вып. 3. С. 284. Кейнс считал, что реальный рынок к долговременному саморегулированию не способен, поскольку относительно устойчивый рост и относительно высокая занятость требуют от государства активной налоговой и кредитно-денежной политики, а также готовности к прямому участию в инвестиционном процессе. (Цитируется по журналу «Мир перемен». 2011. № 4. С. 95).

правным субъектом рыночных отношений9. Следует отметить, что на каждом этапе развития в различных странах имелись и имеются как сторонники, так и противники государственного вмешательства в решение социально-экономических проблем.

Если исходить из того, что экономика - это открытая, но не саморегулирующаяся система, то следует согласиться с тем, что государство использует свои полномочия для сознательного поддержания социальной устойчивости общества, в том числе и путем предоставления населению общественных благ. Но при этом следует опираться на конкретные социально-экономические условия функционирования государства, его возможности, пути и методы развития.

Функции государственного воздействия многообразны (от социально-экономических до военно-политических), но в процессе эволюционной трансформации, с учетом специфики страны, меняются подходы государства к реализации функций. Дж. Бьюкенен выделяет защищающую и производящую функции. Первая функция рассматривается как институциональное соглашение людей вторая - касается роли государства в производстве общественных благ. Причем обе функции тесно связаны или взаимодополняющи10.

Ряд авторов (Р.А. Масгрейв и др.) выделяет следующие функции государства: аллокационную; распределительную; стабилизационную. Из этих трех функций в дополнительном объяснении нуждается алло-кационная, вследствие того, что этот термин используется в нескольких значениях. Аллокационную функцию государства связывают с эффективным размещением факторов производства, с действием государства, направленным на обеспечение выпуска экономически «невыгодных» благ, товаров и услуг11. Считается, что аллокационная функция государства необходима, так как определенные блага, называемые общественными, не могут быть предоставлены на частных рынках, а также вследствие проблем внешних эффектов, когда действия одного лица приводят к издержкам или выгоде других.

9 Разные исторические этапы характеризуются и спецификой в функциональном определении роли государства. Государство: а) совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих решения, распоряжающихся госсобственностью; б) все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящихся в госсобственности. «Государство - политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов» (Философский словарь. М.: Политиздат, 1981. С. 77). «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В .И. Ленин. ПСС. Т. 3. С. 75).

10 Бьюкенен Дж. Избранные труды. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М., 1997. Т. 1. С. 23.

11 Райсберг и др. Современный экономический словарь. М., 2007.

Регулирование перераспределительным процессом было определено Р. А. Масгрейвом как аллокационная функция государства, которая необходима для социально справедливого решения проблемы нерационального распределения ресурсов, возникающего в условиях несовершенства конкуренции. В каждом конкретном случае используются определенные экономические рычаги государственного воздействия на частное производство (налоги, субсидии, правовые нормы, штрафы и др.) и стимулы.

В связи с возрастающей ролью фондового рынка возрастает корректирующая государственная функция. Массовая закупка акций и резкие колебания их курса приводят к обвалу цен и панике на фондовом рынке. Ученые из Университета в Палермо во главе с Р. Мантена12, обобщив данные по огромному массиву сделок Нью-Йоркской фондовой биржи, пришли к выводу, что цена акций сильно зависит от объема сделки, и рынки акций ведут себя совершенно случайным образом. Эта модель противоречит традиционной точке зрения экономистов. По сути, рынок - это игра: там есть сильный иррациональный фактор. Учитывая социальные последствия резкого и масштабного колебания курса акций, необходимы корректирующие государственные меры.

Складывающаяся ситуация в условиях неопределенности и противоречивого характера современного рыночного хозяйства приводит к необходимости разумного государственного вмешательства в обеспечение процесса расширенного воспроизводства, минимизации безработицы, социальной дифференциации в доступности к благам и доходам, покрытия провала рынка в таких сферах, как образование, здравоохранение, наука. Как подчеркивает лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, «...возрастание роли государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения»13.

При прочих равных условиях, устойчивость развития экономики определяется четким взаимодействием государственного и рыночного механизмов, рациональным соотношением институтов и механизмов, нацеленных на желательный конечный результат. При этом государство настраивает камертон звучания, прикрывая недостатки рынка и сохраняя функции, присущие только ему. При таком соблюдении интересов, отраженных в деятельности институтов гражданского общества14, мы

12 Государство и экономика: факторы роста. М.: Наука, 2003. С. 6.

13 Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964. С. 203.

14 Эффективно функционирующее гражданское общество предусматривает гражданский контроль за властью и подотчетность власти, реформирование под контролем общества. Гражданское общество по сути - система общественных отношений: институты гражданского общества представляют структурированную часть правовых, экономических и социальных частей общественной системы. Все это требует формирования правового поля, обеспечивающего появление граждан (а не подданных), реальных свобод и прав для различных объединений и институтов. Между тем ст. 11 Конституции РФ не

получаем свою национальную идею - устойчиво развивающееся российское государство, поощряющее развитие предпринимательства, контролирующее национальное богатство, повышающее уровень жизни народа и стимулирующее инновационное развитие.

Оптимальное сочетание государственных и рыночных механизмов воздействия на устойчивость хозяйственных процессов возможно в условиях развития смешанной экономики с широким использованием форм и моделей государственно-частного партнерства. «Эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы -рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки - одной рукой аплодировать невозможно»15.

В условиях ограничения по ресурсам управление процессом устойчивого экономического развития - это всегда оптимальный выбор приоритетов развития, обеспечивающих планируемый конечный результат - устойчивый рост экономики и социальную стабильность. Как подчеркивал Дж. Стиглиц, «экономика как наука - это учение о том, как общество делает выбор в использовании своих ограниченных ресурсов»16. В этом плане исключительное значение имеет участие государства в выработке приоритетов в процессе стратегирования экономического развития страны.

В основе перехода к стратегии приоритетного развития - управление инвестициями. Функциональная роль инвестиционного процесса в структуре общественного воспроизводства состоит в конвертации добавочного капитала в обновление и совершенствование базовых факторов производства. Мобилизация инвестиций - проверка силы воли государства и уровня понимания бизнесом национальных проблем. Как известно, привлечение инвестиций в экономику России происходит достаточно сложно. Если в начале процесса приватизации государственные инвестиции в основной капитал в общей структуре уменьшились с 51% (1993 г.) до 23,9% (2000 г.), а затем до 16,7% (2010 г.), то частные инвестиции выросли соответственно: на 12,1%, 29,9%, 59,4%17.

Показателем, реально отражающим возможности инвестиционного процесса, выступает норма инвестирования (как отношение суммы

допускает передачу функций государственной власти от госорганов иным структурам. По Г. Гегелю, гражданское общество вырастает на основе процесса кристаллизации частных интересов, но при этом следует осознавать, что индивидуум выступает частью общества, успехи которого и есть его собственные достижения. В России же власть никогда не любила неконтролируемую активность «снизу». В итоге увеличивается разрыв между личными и общественными интересами.

15 Самуэльсон П., Нордхаус В. М.: Экономика. М., 2000. С. 58

16 Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М.: ИГУ, 1997. С. 18.

17 Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 1999. С. 532; Росстат. 2010. С. 672; Россия в цифрах 2011. М.: Росстат, 2011. С. 486.

инвестиций к ВВП). Если в 1990 г. норма инвестиций в России составляла 38,6%, то в 2000 г., т.е. спустя 10 лет, - 15,9%. После 2000 г. начался медленный рост нормы инвестиций в среднем по проценту в год, и к 2010 г. она достигла 20,3%18.

Положение с недостаточной инвестиционной обеспеченностью устойчивого развития за счет бюджетных средств столь серьезно, что в своей предвыборной статье «О наших экономических задачах» премьер-министр России В. Путин отметил, что «главный источник создания новых производств, новых рабочих мест - частные инвестиции»19 (Ведомости. 2011. 30 января). Ключевым механизмом привлечения частных инвестиций в воспроизводственный процесс выступает государственно-частное партнерства (ГЧП). Различные формы и модели ГЧП позволяют на основе симбиоза интересов государства, бизнеса и гражданского общества решать общественно значимые задачи социально-экономического развития. При этом государство сохраняет за собой правовые гарантии, стратегию развития, формирование институциональной среды, соблюдение интересов партнеров по ГЧП.

Использование потенциала ГЧП и полученных инвестиционных ресурсов на современном этапе развития российской экономике целесообразно сконцентрировать на следующих приоритетах:

1. Развитие инноваций и модернизация производства на новейшей технологической основе. Это предполагает рост, (а не снижение) финансирования науки, стимулирование бизнеса для участия в инновационных исследованиях. Как известно, развитие экономики ограничено возможностями науки и техники, что в конечном итоге определяет и экономический рост. По мнению Й. Шумпетера20, любые нововведения связаны с риском и требуют отказа от старого в пользу непривычного нового. Он выделяет следующие виды инноваций: создание нового продукта, внедрение передовой технологии производства, использование новой организации производства, открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

Парадокс сложившейся ситуации с развитием науки в России состоит в том, что при понимании ее роли в обеспечении устойчивого экономического роста значительно сокращается финансирование. За последние годы наблюдается снижение затрат на развитие науки. В постоянных ценах 2000 г. затраты на фундаментальные исследования снизились с 23,0 млрд руб. в 2009 г. до 19,4 млрд руб. в 2011 г., что составляет 0,48%

18 В системе пороговых значений экономической безопасности уровень порогового показателя «Инвестиции в основной капитал», в процентах к ВВП, установлен в 25%. См. Экономическая безопасность России: общий курс. (Под ред. В.К. Сенчагова). М.: БИНОМ, 2009. С. 63.

19 Ведомости. 2011. 30 января

20 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

к ВВП страны. В 2009 г. затраты на исследования и разработки, в процентах к их мировому объему составили в России 2,8%, в Германии - 6,7%, в Японии - 11,3%, в Китае - 12,6%, в США - 32,7%21. Объем затрат в значительной мере определяет и объем наукоемкой продукции на мировом рынке.

2. Реальный запуск строительства доступного (по цене) жилья за счет приоритетного развития ипотеки, что приведет в действие мультипликатор Кейнса, обеспечивающий цепную реакцию развития смежных отраслей и рост занятости, заработной платы и спроса, а следовательно, рост отраслей потребительской сферы. Наши расчеты, исходящие из сложившейся структуры затрат на строительство 1 м2 жилья, с учетом роста его объемов и соответственно расширения производства в смежных отраслях, показали, что рост инвестирования в строительство может повысить ежегодный темп роста промышленного производства на 3-3,5% (за счет действия мультипликатора жилищных инвестиций). Кроме того, за счет решения жилищной проблемы существенно улучшается социальная стабильность, вовлекаются в оборот сбережения населения, растет налогооблагаемая база, пополняющая бюджет.

В целом, характеризуя состояние и проблемы ипотеки, отметим, что жилищный рынок в России попал в сферу интересов крупных строительных монополистов, различных фондов и банков. Резко возрастает инвестиционная направленность покупаемых квартир. Положение на этом рынке напоминает Россию времен передела сырьевых ресурсов, и здесь есть за что сражаться: реализация 1 кв. м жилья в Москве обеспечивает в среднем 1,5 тыс. долл. прибыли, что в 5-6 раз больше, чем получают при реализации тонны нефти. При такой прибыли очень сложно разрушить сложившуюся монополию в жилищном строительстве.

Мировой опыт показывает, что только при активной роли государства, заключающейся в создании экономических, законодательных, налоговых, страховых условий для развития всех форм строительства доступного жилья, а также при непосредственном участии государства в создании инфраструктуры рынка жилья, возможно успешное развитие эффективной системы финансирования жилищного строительства в России.

3. В системе приоритетов одно из центральных мест принадлежит сельскому хозяйству, как базовой отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность. Россия обладает одним из наиболее весомых в мире природных потенциалов, позволяющим при соответствующих институциональных условиях решать проблему продовольственной безопасности и, более того, стать крупным экспортером экологически чистых продуктов питания. На Россию приходится 12% мировых пахотных земель, 20% мировых запасов пресной воды, 39,2 млн человек сель-

21 Наука, технологии и инновации России. Статсборник. М.: ИП РАН, 2011. С. 23, 75.

ского населения, из которых более половины в трудоспособном возрасте. На душу населения в России приходится по 0,8 га пашни - это один из самых высоких показателей в мире.

Сельское хозяйство обладает существенным мультипликативным эффектом. С аграрной сферой связана треть отраслей народного хозяйства. По экспертным оценкам, одно рабочее место на селе позволяет обеспечить занятость 5-6 человек в других сферах экономики, а рост производства сельскохозяйственной продукции на 1% гарантирует соответствующий рост всей экономики. При этом доля продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота приближается к 50%.

Все вышесказанное позволяет констатировать, что продовольственная безопасность выступает одним из ключевых государственных приоритетов. Однако годы реформирования привели к такому парадоксу, как наличие продуктов питания в магазинах с одновременным снижением их производства и потребления на душу населения. Причем снижение потребления - это не следствие борьбы нации за хорошие «фигуры», а результат опережающего роста цен, низкой зарплаты и падения покупательной способности в целом. В тоже время продовольственная безопасность предполагает устойчивое производство основных продуктов питания и доступность данных продуктов на нормативном уровне для населения страны.

4. Одним из важнейших приоритетов обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественной продукции является транспортная инфраструктура. Поставленную задачу по резкому увеличению ВВП невозможно решить без существенного развития транспортной инфраструктуры: ее отсутствие увеличивает затраты предприятий, обостряет социальные проблемы. Транспортная инфраструктура обладает значительным мультипликативным эффектом. По данным Федерального дорожного агентства, каждый рубль, вложенный в дорожное строительство, приносит около 3 руб. чистой прибыли. Важнейшей проблемой при формировании транспортной инфраструктуры выступает необходимость привлечения значительных инвестиций, которые можно получить за счет широкого использования ГЧП22.

Формирование системы устойчивого социально-экономического развития России возможно только на базе четко продуманной экономической стратегии, имеющей обоснованные приоритеты для концентрации ресурсов и получения максимального мультипликативного эффекта. Политика государства должна быть экономически грамотной и открытой для выработки общенационального консенсуса по выводу страны на траекторию устойчивого роста.

22 Подробно проблема развития дорожной инфраструктуры рассматривается в статье к.э.н. Р. Халтурина в данном номере «Вестника ИЭ РАН».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.