Научная статья на тему 'Развитие государственно-частного партнерства как социально-экономического уклада'

Развитие государственно-частного партнерства как социально-экономического уклада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УКЛАД / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / AN INTEGRATED APPROACH / THE SOCIO-ECONOMIC STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Д. И.

В статье предлагается рассматривать государственно-частное партнерство как формирующийся социально-экономический уклад, доказывается необходимость использования ГЧП в современных условиях, представлены конструктивные элементы уклада и этапы его развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the public-private partnership as the socio-economic structure (Russia, Krasnoyarsk)

The article suggests the public-private partnerships be considered as an emerging socio-economic structure, the author proves the necessity of the use of PPP in modern conditions, presents structural units of practice and the stages of its development

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-частного партнерства как социально-экономического уклада»

_____________________________________________________ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА ^ Д

13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения»: Распоряжение Правительства РФ от 26.03.2013 №435-р. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 24.02.2014).

14. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 № 2074-р. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 24.02.2014).

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 1926-р «Об утверждении плана подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов».

16. Сергеев С.С. Предмет и метод статистики. Объективные статистические показатели, их элементы, формы и основные методы познания: Учеб. пособие / Моск.с.-х. акад. им. К.А. Тимирязева. — М.: ТСХА, 1988. — 45 с.

17. Спесивцева О.И. Социально-экономический мониторинг социальной сферы: учебное пособие. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2006. — 225 с.

18. Стратегические приоритеты регионального развития / А.Н. Михайлов, А.С. Зубарев, С.Г.Емельянов и др. — М.: Альфа-М [и др.], 2011. — 477 с.

19. Стратегические приоритеты социально-экономического развития России / Л.ГЧередниченко, М.В.Савинова, В.В.Громыко и др.; под ред. В.И. Гришина и др. — М.: РЭУ, 2011. — 243 с.

20. Эмиров Н.Д., Джигкаев З.Ф. принципы построения результативных показателей государственного управления в социальной сфере // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент (электронный журнал). — 2014 г. — №1.: Режим доступа к журн.: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/artide/9003/principy _postroeniya_rezultativnyh_

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УКЛАДА

Д.И. Кузьмин,

ст. преподаватель кафедры экономических теорий Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

dikuz20072007@yandex.ru

В статье предлагается рассматривать государственно-частное партнерство как формирующийся социально-экономический уклад, доказывается необходимость использования ГЧП в современных условиях, представлены конструктивные элементы уклада и этапы его развития.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, интегрированный подход, социально-экономический уклад

УДК 330.11 ББК 65.01

Исторически в экономической науке сформировался широкий диапазон взглядов по проблеме взаимодействия государства и бизнеса, который представлен противоположными концепциями. С одной стороны — экономический либерализм, отстаивающий позицию невмешательства государства в регулирование экономической системы. С другой стороны — сторонники экономического этатизма или дирижизма. При этом сторонники различных точек зрения не отрицают необходимости участия государства в обеспечении производственной и социальной инфраструктуры.

Создать условия для проявления положительных качеств как рыночного, так и государственного управления и подавления их отрицательных качеств позволяет рассматривать государственно-частное партнерство как специфическое явление экономики. Это явление выходит за рамки как дирижизма и этатизма со стороны государства, так и простого использования властными структурами возможностей предпринимателей для реализации общественно значимых целей, то есть складывается совершенно особое качество взаимодействия бизнеса и государства, основанное на трансформации экономических отношений.

Несмотря на значительное число работ, посвященных государственно-частному партнерству (ГЧП), до сих пор не сложилось единого определения данной категории, а соответственно и понимания его сути. Разнообразие различных подходов к определению сущности государственно-частного партнерства может быть классифицировано на основе его ключевых признаков, а именно:

— правовой подход, где ключевым признаком являются договорные (контрактные) отношения между государством и бизнесом, закрепленные юридически;

— институциональный подход, в рамках которого государственно-частное партнерство выступает как институт;

— системно-трансформационный подход, где в качестве ключевого признака выступает система отношений, предполагающая трансформацию правомочий собственности.

Однозначное определение государственно-частного партнерства необходимо для его законодательного закрепления. С экономической точки зрения более целесообразным является интегрированный подход через введение категории «уклад», соединяющий различные трактовки государственно-частного партнерства. Экономический уклад — определенный тип производственных отношений со специфической системой хозяйствования и организацией жизнедеятельности его субъектов. Его конструктивными элементами являются: система хозяйственных отношений, система институтов хозяйственной деятельности, система мотивов к хозяйственной деятельности [1]. Государственно-частное партнерство соединяет в себе все эти три элемента. При этом трактовка государственно-частного партнерства через понятие «уклад» включает институциональный подход, поскольку институты отражают основу экономических интересов — собственность, которую фиксируют в своих формах. Для государственно-частного партнерства характерно наличие институциональной составляющей сотрудничества — договора, определяющего цели, направления и принципы отношений власти и бизнеса в той или иной сфере. В рамках государственно-частного партнерства осуществляется трансформация правомочий собственности, происходит обмен ресурсами между участниками, который проявляется в передаче бизнесу части полномочий государственного управления теми или иными объектами в ответ на инвестиции и другие формы помощи от частных компаний. Поэтому здесь видится включение и системно-трансформационного подхода.

Таким образом, интегрированный подход позволяет рассматривать государственно-частное партнерство как форму

8 1

а

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

хозяйствования, особый формирующийся экономический уклад, создающий трансформационный потенциал внутри действующей экономической системы и возможность проявления синергетического эффекта при объединении рыночного и государственного регуляторов.

Аргументом в пользу интегрированного подхода является также и наблюдающаяся смена парадигм в понимании роли государства — от восприятия его как института, самостоятельно производящего общественные блага, к отношению к нему как институту, создающему рамочные условия для производства общественных благ бизнесом. Интегрированный подход позволяет согласовать и взаимно увязать различные позиции по отношению к государственно-частному партнерству, тем самым расширить и обогатить не только определение сущности данной категории, но и область ее анализа.

Необходимость использования государственно-частного партнерства как формы экономических отношений в современных условиях предопределяется созданием возможности нивелирования негативных сторон, как рынка, так и государства, возможности перераспределить, трансформировать единичные экономические интересы отдельных субъектов во всеобщий экономический интерес, поскольку все субъекты получают определенные выгоды, недостижимые при попытке самостоятельного осуществления отдельных проектов. Необходимость сотрудничества частного бизнеса и государства обусловлена также наличием ряда общих проблем социально-экономического развития страны, таких как несовершенство отраслевой структуры и недостаточное развитие инновационной деятельности, неразвитость инфраструктуры и социальной сферы в сочетании с ограниченными возможностями их государственного финансирования.

Так, абсолютная величина внутренних затрат на исследования и разработки в России в 12 раз ниже, чем в США, в 4,2 раза — чем в Японии, в 2,6 раза — чем в Германии. При этом для российского сектора исследований и разработок характерна организационная и финансовая зависимость от государства: доля государственного сектора, финансирующего исследования и разработки, составляет 67,8%, в то время как в США она составляет 33,4%, в Японии 16,4% [2, С.355-356, 348-349; 3, С.72. 4, С. 503]. Важно в этой связи отметить, что структурные трансформации инвестирования инновационного развития в развитых странах происходят преимущественно за счет частного капитала.

Производственные активы в таких отраслях как электроэнергетика, железные и автомобильные дороги, магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы, морские порты, аэропорты, коммунальное хозяйство крайне устарели, большинство из них является советским индустриальным наследием. При этом, например, для организации нормального транспортного потока на территории России, как отмечено в Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» нужно построить как минимум 544 тыс. км дорог, а общая потребность в современных дорогах составляет около 2 млн км. Для строительства дорог по европейским или американским стандартам и с учетом климатических особенностей России потребуется не менее 540 млрд долл. Высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития инфраструктуры, определяют их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия государства в их реализации.

Образование и здравоохранение нуждаются в строительстве и реконструкции многих школ, детских садов, больниц и других учреждений. Несмотря на абсолютный рост инвестиций в основной капитал, направленных на развитие здравоохранения и образования, их доля от общего объема инвестиций в экономике остается достаточно низкой. Основным источником инвестиций в строительство этих объектов являются бюджетные средства, при этом степень износа основных фондов в здравоохранении и образовании составляет более 50%, расходы в расчете на одного обучающегося в России в среднем ниже, чем в развитых странах на общее образование в 4,5 раза, на профессиональное образование почти в два раза, расходы на

здравоохранение отстают от развитых стран в 2-2,5 раза [5, С. 263, 264; 6, С. 336, .351,352; 7, С.78, 214.].

Необходимость использования государственно-частного партнерства как особой формы экономических отношений между государством и бизнесом подтверждает также положительный зарубежный опыт реализации ГЧП. Так, сравнительный анализ проектов, выполненных за счет государственного бюджета, и проектов, базировавшихся на партнерстве государства и бизнеса, осуществленный независимыми британскими экспертами, показывает, что в течение 25 лет расходы на финансирование государством проектов превышали плановые расчеты на 40%, при реализации около 70% этих проектов были нарушены установленные сроки. В то же время среди 400 проектов, выполненных на основе государственно-частного партнерства, свыше 80% были закончены в срок и без превышения сметы. Аналогичная оценка экономической эффективности проектов государственно-частного партнерства проводилась в Германии, где было реализовано 46 проектов в области наземного строительства. Эти проекты оказались в среднем на 16% эффективнее тех, где не использовались инструменты ГЧП [8, С.5-6.].

В России в 2014 г по данным, представленным на Федеральном портале «ГЧП ИНФО» [9], из 188 проектов 34 реализовано, 41 имеют статус планируемых и 113 находятся на стадии реализации. На рис. 1. представлена диаграмма, отражающая динамику численности проектов ГЧП в России (за основу расчетов был взят год начала реализации проекта), которая показывает колебательный характер его развития, не в последнюю очередь связанный с мировым экономическим кризисом.

Рис.1. Динамика численности проектов ГЧП в России

Источник: [9].

В отраслевой направленности проектов за период с 2004-2014 гг. заметно уменьшается их доля в жилищно-коммунальной сфере, существенно растет доля проектов в сфере транспорта, строительства и энергетики, незначительно число объектов социального назначения, в целом российская модель ГЧП тяготеет к решению инфраструктурных задач (табл.1).

Таблица 1

Отраслевая структура проектов государственночастного партнерства в России,%

Реализо- Реали- Плани-

ванные зуемые руемые

проекты проекты проекты

ЖКХ 32 21 15

Транспорт, строительство и энергетика 35 38 61

Промышленное и сельскохо- 9 9 0

зяйственное производство

Социальная сфера 15 20 12

Прочее 9 12 12

Рассчитано автором на основе данных, представленных на Федеральном портале«ГЧП ИНФО». Режим доступа: http://www. pppi.ru/projects/russian.

В стране сформирован законодательный каркас для развития государственно-частного партнерства — приняты различные нормативные акты по вопросам ГЧП и создан правовой фундамент для реализации соответствующих проектов.

82

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА ^ Д

В то же время развитие ГЧП сдерживается наличием целого ряда проблем, в частности, в качестве основной из них следует отметить отсутствие четкой концепции развития и поддержки ГЧП, которая порождает ряд следующих вопросов.

Во-первых, проблемы правового характера. Прежде всего, это отсутствие закона о ГЧП на федеральном уровне, который должен обеспечить легальность действий органов власти и бизнеса в области ГЧП, нормативно защитить их интересы в случае возникновения споров, повысить качество и количество реализуемых проектов.

Во-вторых, проблемы, связанные с управлением развитием государственно-частного партнерства, следствием чего является отсутствие координации действий, затягивание сроков рассмотрения проектов, нестыковки в нормативно-правовом обеспечении, необходимость нести дополнительные трансакционные издержки компании-партнеру государства при подготовке и реализации проекта. Немаловажной проблемой управления проектами ГЧП является недостаточное наличие соответствующих управленческих компетенций.

Ввиду того, что государственно-частное партнерство рассматривается нами как особый формирующийся уклад, основой которого являются экономические отношения конструктивного взаимодействия между государством и бизнесом, следует также обозначить круг проблем, возникающих в процессе формирования уклада, взаимосвязанных с его конструктивными элементами. К таковым относятся следующие:

1. Проблемы формирования системы хозяйственных отношений:

— отсутствие опыта исторически устойчивого партнерства власти и бизнеса, что обусловливает отсутствие принципов практического осуществления партнерства между государством и бизнесом, четких правил диалога, а также реальных инструментов для выстраивания отношений;

— исторически сложившаяся нерациональная и громоздкая структура управления, номенклатурные традиции, являющиеся объективными предпосылками для развития и постоянного воспроизводства бюрократии, что в дополнении с неразвитой системой отношений собственности создает благоприятную почву для коррупции. В свою очередь, это препятствует установлению доверительных и конструктивных отношений государства с предпринимателями и обусловливает высокие риски ведения предпринимательской деятельности.

2. Проблемы формирования системы институтов хозяйственной деятельности:

— слабость институтов гражданского общества и гражданского контроля за деятельностью государства и частных компаний, излишние административные барьеры, недостаточный уровень защиты прав собственности, что создает условия для манипулирования государством уровня контроля, а также поддержки того или иного бизнеса с применением избирательных стимулов и избирательного привлечения к ответственности;

— асимметрия информации, которой располагают взаимодействующие стороны;

— неразвитость неформальных норм предпринимательской этики, несформировавшаяся культура контрактов.

3. Проблемы формирования мотивации хозяйственной деятельности. В настоящее время социальная ориентированность бизнеса, его заинтересованность в решении не только своих частных, но и общенациональных проблем, еще недостаточно развита. Бизнес демонстрирует в основном стремление к максимизации прибыли, перераспределению средств федерального и региональных бюджетов, правительственных фондов, а не к инвестированию или иному участию в инфраструктурных проектах, имеющих особое значение для экономики страны.

Наиболее серьезной причиной и одновременно важнейшим следствием, оказывающим существенное влияние на глубину и динамику развития государственно-частного партнерства, является его «точечный», эпизодический, скорее стихийный, чем управляемый характер, поскольку на практике чаще реализуются краткосрочные «альянсы», когда усилия и ресурсы партнеров объединяются для достижения некой конкретной цели.

Решение представленных выше проблем и более позитивные результаты может обеспечить придание объективно формирующимся экономическим отношениям партнерства между государством и бизнесом долгосрочного характера стратегического сотрудничества, эволюционного накопления качественных и количественных параметров государственно-частного партнерства, Это возможно при подходе к формированию и развитию государственно-частного партнерства как социально-экономического уклада, а не только как к проектной деятельности.

Эволюционное развитие государственно-частного партнерства как социально-экономического уклада предполагает поэтапное формирование трех его конструктивных элементов.

Первый этап — организация экономических (партнерских) отношений государства и бизнеса, что предполагает:

— образование формальных институтов партнерства бизнеса и государства, системы формальных правил взаимодействия этих субъектов, которые задаются законодательством, правами собственности и конкретными отношениями в экономике;

— ясное и определенное формулирование своих интересов, целей и задач каждым субъектом партнерства;

— изменение акцентов в методах экономического воздействия с принуждения на побуждение, то есть на создание условий заинтересованности в экономически выгодном партнерском сотрудничестве хозяйствующих субъектов.

Второй этап — углубление и расширение партнерских экономических отношений государства и бизнеса:

— институционализация партнерства укрепляется на основе отработки процедур согласования интересов и общих целей общества, власти и бизнеса в рамках правового поля, выработки и реализации неформальных правил;

— трансформация отношений собственности, в процессе которой государственная собственность, попадая под влияние рыночных методов управления, меняет свой экономический смысл, а также свою структуру. Частная собственность, в свою очередь, также видоизменяется, приобретая смешанные формы. В результате разделения правомочий собственности создаются условия для эффективного функционирования объектов партнерства, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов;

— наличие у хозяйствующих субъектов (государства и бизнеса) специфицированных и защищенных прав собственности на ресурсы и результаты их использования, в свою очередь, создает условия для развития системы мотивов к хозяйственной деятельности, которое будет происходить в направлении действия экономической мотивации субъектов хозяйствования, проявляющейся как необходимость обеспечения рентабельности производства и получения прибыли с целью создания условий для дальнейшего производства и воспроизводства товаров и услуг, осуществляемых на основе государственно-частного партнерства.

Третий этап — гармонизация экономических (партнерских) отношений государства и бизнеса, проявление которой в конструктивных элементах уклада имеет свои особенности:

— в рамках институционального обеспечения действия принципов ГЧП в полной мере реализуются формальные и неформальные правила;

— в рамках элемента «обеспечение формирования системы хозяйственных отношений» достигается баланс интересов всех субъектов;

— в рамках элемента «обеспечение формирования системы мотивов к хозяйственной деятельности» достигается действие социальной мотивации и ответственности бизнеса.

Государственно-частное партнерство в данном случае выступает и как инструмент, и как механизм, и как форма гармонизации интересов общества, государства и бизнеса, поскольку его сущностью является паритетное сотрудничество на основе соглашений и переговоров, в ходе которых создаются возможности для учета и балансирования интересов всех участников.

Государственно-частное партнерство создает объективную основу для гармонизации экономических отношений между обществом, государством и бизнесом, что объясняется общностью их перспективных интересов, взаимной потребностью

83

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

друг в друге, а также тем, что ряд функций государства тесно корреспондирует с интересами бизнеса.

Каждая из сторон партнерства преследует собственные цели, решает свои задачи, имеет различные мотивации. Так, государственные органы власти хотят получить рост объема и улучшение качества предоставляемых услуг населению, частный сектор стремится обеспечить и повысить прибыль. При этом и государство, и бизнес, и общество заинтересованы в успешной реализации проектов. Государство, вступая в партнерство с бизнесом, получает возможность привлечения дополнительных источников финансирования, снижающих нагрузку на бюджет, а также более гибкую и действенную систему управления своим имуществом.

Вклад государства в государственно-частное партнерство осуществляется в виде собственности, налоговых и иных льгот, гарантий, частично — финансовых средств. Бизнес, участвуя в партнерстве с государством, рассчитывает на поддержку за счет административных, материальных, финансовых, природных ресурсов государства. Кроме того, бизнес получает определенный набор гарантий, преференций и надеется снять

многие барьеры, препятствующие его развитию. В результате реализации проектов государственно-частного партнерства общество получает качественное и количественное развитие общественно значимой инфраструктуры (жилищное строительство, ЖКХ, дорожное строительство, железные дороги и т.д.) и социальной сферы.

Государственно-частное партнерство определяет форму взаимоотношений двух субъектов хозяйствования — государства и бизнеса, в рамках которой реализуются специфические экономические отношения между ними. В рамках института ГЧП в диалектическом единстве согласуются (но не ликвидируются) различные по своей природе разнополюсные интересы государства, как уполномоченного представителя общества, и бизнеса, основанные на их конструктивном взаимодействии. Полноправной стороной взаимодействия должно быть и общество, которое в настоящее время не проявило своей роли во всей полноте. При этом именно общество должно решать задачу создания условий для эффективного совместного функционирования и развития государства и бизнеса в интересах общества, то есть для достижения главной цели его развития.

Литература

1. Куракин А.А. Анализ понятия социально-экономического уклада // Экономическая социология. — 2003. — Т. 4. — № 1. — С. 81-104.

2. Индикаторы науки: 2014: статистический сборник. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014.

3. Индикаторы науки: 2009. Статистический сборник. — М.: ГУ-ВШЭ, 2009.

4. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб. / Росстат. — М., 2013.

5. Индикаторы образования: 2013: стат.сб. — М.: ГУ-ВШЭ, 2013.

6. Здравоохранение в России. 2013: Стат.сб. / Росстат. — М., 2013.

7. Индикаторы образования: 2013: статистический сборник. — М.: ГУ-ВШЭ, 2013.

8. Семенова Е.А. Партнерство государства и бизнеса в интересах инновационного развития в странах ОЭСР / Рос. ин-т стратег. исслед. — М.: РИСИ, 2007 (Аналитические обзоры РИСИ) № 4(17).

9. Федеральный портал «ГЧП ИНФО» Режим доступа: http://www.pppi.ru/projects/russian.

МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ХРУПКОСТИ В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. И. Оноков,

аспирант кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета

v onokov@mail.ru

В статье рассматривается роль финансовой хрупкости в экономическом цикле. На основе комплексного исследования базовой модели принятия инвестиционных решений на уровне фирмы и теорий длинных волн в статье обосновывается перевес институциональной сферы в последние столетие, доказательством которого является появление финансовой хрупкости, являющейся следствием функционирования институтов.

Ключевые слова: финансовая хрупкость, длинные волны, экономический цикл, финансовые кризисы, технико-экономическая парадигма

УДК 330.3

Рост экономики мирового хозяйства и отдельных стран периодически прерывается резкими кризисами. Примером подобной остановки роста является мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., который начался с обвала рынка недвижимости в Соединенных Штатах в 2007 г., а закончился спадом большинства национальных экономик в мире почти на всех рынках. Природа таких кризисов рассмотрена в работах многих авторов, в том числе Х.Ф. Мински, Бойда-Блатта, Н.Д. Кондратьева, К. Перес-Перес, И.В. Розмаинского. В качестве основной причины подобных кризисов определяется финансовая хрупкость. Несмотря на интерес к данной теме, определенные аспекты природы кризисов слабо раскрыты. По этой причине в данной статье в качестве основных вопросов ставится проблема природы экономического цикла с позиции теории финансовой хрупкости, а также проблема определения оптимальных

инструментов, противодействующих финансовой хрупкости и стимулирующих принципиальные инновации.

1. Понятие и механизм формирования финансовой хрупкости в экономике

Проведем обзор теорий, описывающих природу финансовой хрупкости. Данный вопрос наиболее полно раскрыт в работах посткейнсианских представителей экономической теории, отличительной чертой которых является определение психологических факторов, своего рода «параметров уверенности» хозяйствующих субъектов [1, С.145], в качестве фундаментальных основ циклического роста экономики. Хаймен Мински, автор базовой модели принятия инвестиционных решений на уровне фирмы, считает риски заимодавцев и заемщиков основными психологическими факторами. Бойд и Блатт в качестве

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.