УДК 342.5
ГОСУДАРСТВО КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО
ПРАВА
Наталья Станиславовна Грекова1
кандидат экономических наук, доцент
nata6440@yandex.ru Сергей Владимирович Завражин2
студент
Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск Россия 2Тамбовский государственный технический университет
Тамбов Россия
Аннотация. В статье рассматривается категория юридического лица публичного права свойственная для органов государственной власти, действующих от имени публично - правовых образований.
Ключевые слова: юридическое лицо, государство, публичное право, проблемы правового регулирования.
Правовая природа юридического лица публичного права не позволяет до конца определиться с точным соотношением ее как категории юридического лица публичного права. Отсутствие специальныхуточнениями в нормативных документах существенно осложняет его определение.
История изучения данного вопроса уводит нас к Советскому Союзу, где фактически решение данного вопроса постоянно отодвигался в сторону. Этому есть объяснение, ведь в Советском Союзе деление юридических лиц на частные и публичные было не свойственно системе хозяйствования. В своих исследованиях А.В. Венедиктов уделял внимание тому, что юридическое лицо имеет гражданско - правовую природу, в связи с этим нет необходимости вторгаться в сферу действий других отраслей права, связанным с государственным управлением.
В то время фактически в условиях текущейэкономики отсутствовала и сама потребность в изучении правового положения юридических лиц публичного права в системе гражданских отношении.
Распад Советского Союза привел к реформированию всей системы ранее принятого законодательства, и соответственно развитие новых научных представлений в отечественной науке гражданского права и классификации юридических лиц. Так как органы государственной власти создаются с целью внедрения в жизнь решений публично - правовых образований, и наделены нормами разных отраслей права.
В то же время глава 5 Гражданского кодекса РФ [1] определяет особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях фрагментарно, практически без каких-либо разъяснений. Причем занимаемое ими правовое положение не дает возможности вынести их за пределы гражданского права. В п. 2 ст. 124 ГК РФ говорится о том, что к субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной статьи применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов [5; 11].
В связи с этим органы государственной власти можно считать полноправным субъектом гражданских правоотношений и могут вступать в них на правах юридического лица. Другой вопрос состоит в том, что необходимо определить является ли публично - правовое образование юридическим лицом.
На этот счет в науке строится бурная полемика, согласно которой государство является лишь отдельной разновидностью организаций с такими же правами. Вместе с тем данный подход не вписывается ни в концепцию гражданского законодательства, ни в рамки традиционных представлений, исходя из которых это все же самостоятельный субъект гражданского права.
Таким образом, категория юридического лица публичного права свойственна ни для самих публичных образований, а для органов государственной власти, действующих от имени публично - правовых образований.
Отсюда следует сделать вывод, что органы государственной власти и подведомственные организации являются субъектами ,выполняющими полномочия учредителя. В данном случае через свою деятельность они реализуют волю публично - правового образования. Хотя данные структуры также вправе вступать в гражданские правоотношения, но с некоторыми ограничениями. В частности, согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ они «не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах» [2].
Органы государственной власти также вправе закупать имущество, которое необходимо для осуществления своей деятельности в полном объеме. Вследствие того, что ГК РФ соответствующие вопросы регулирует лишь частично, уместно обратиться к текущему законодательству. Вместе с тем наличие статуса юридического лица у властных структур, относится к сугубо факультативным признакам и не влияет на их публично-правовую природу как федеральных органов исполнительной власти и как непосредственного участника конституционных, административных, гражданско-правовых и прочих правоотношений. Далее уместно поставить вопрос о непосредственных формах их участия в гражданских правоотношениях. Думается, что прежде
всего нужно исходить из того, что орган власти имеет основной задачей обеспечение публичных интересов, а участие в частноправовой сфере посредством, например, заключения договоров гражданско-правового характера, является своего рода хотя и необходимой, но вспомогательной формой деятельности. Резюмируя, можно прийти к выводу о том, что в целях совершенствования правового статуса субъектов гражданского права, на органы государственной власти, как это сделано в отношении публично-правовых образований, уместно распространить правовой режим юридического лица. Для этого в ст. 124 ГК РФ следует внести п. 3: «3. К государственным органам и органам местного самоуправления применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов». При этом необходимо исходить из того, что публично-правовое образование не идентично созданным им органам государственной власти как субъектам гражданского оборота [1].
Однако если с организационно-правовой формой предприятий и учреждений все очевидно, то по поводу самих органов власти в этой части правового регулирования в ГК РФ ответа не содержится. При этом в ч. 5 ст. 1 Закона о НКО прямо указано: «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом». Следовательно, говорить о том, что учреждения является органом государственной власти и наоборот было бы неверно, поскольку это не соответствует действующими законодательству. Фактически фрагментарные положения, регулирующие не публичную, а частноправовую сторону деятельности учреждаемых органами государственной власти организаций установлены ни ГК РФ, а федеральными законами. ГК РФ такого рода положений практически не содержит. В связи с тем, что положение казенных
учреждений в основном регулируется нормами БК РФ, это свидетельствует о том, что их деятельность в большей мере тяготеет к публичному, то есть финансовому праву, подотраслью которого является бюджетное право, одновременно при их непосредственном участии в гражданско - правовых отношениях [4:10].
Подытоживая, можно сделать вывод о том, что перечисленные проблемы правового регулирования уже длительное время остаются нерешенными. При этом органам государственной власти присущ особый смешанный - частно-публичный правовой статут. Поэтому, как представляется, вполне уместного включить в гражданское законодательство самостоятельную категорию субъектов - юридические лица публичного права. Данные положения позволят конкретизировать и упорядочить гражданско-правовое регулирование статуса органов государственной власти, определить их место и роль в частноправовых отношениях.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239.
2. Об автономных учреждениях: федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 45. Ст. 462
3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
4. Грекова Н.С. Стратегия развития муниципальных образовательных учреждений // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-6. С. 63-66
5. Грекова Н.С., Киреев А.М. Стратегия управления рисковыми событиями сельскохозяйственных организаций // Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Н.В. Карамновой. 2019. С. 81-84.
6. Грекова Н.С. Формирование стратегии развития сельскохозяйственной организации // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.
7. Грекова Н.С. Особенности развития предприятий малого бизнеса в аграрном секторе // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2014. № 4 (4). С. 101 -106.
8. Грекова Н.С. Мероприятия по повышению уровня социально-экономического развития муниципальных образований // Приоритетные направления регионального развития. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией И.Н. Миколайчика. Курган, 2021. С. 74-79.
9. Грекова Н.С., Гладышева Е.А. Особенности и функции агромаркетинга // Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Н.В. Карамновой. 2019. С. 70-72.
10. Боженок С.Я. О гражданской правосубъектности органов государственной власти // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 47 - 52.
11. Венедиктов А.В. Органы управления государственной социалистической собственностью // Советское государство и право. 1940. № 5 - 6. С. 24 - 51.
12. Маркварт Э. Публичные компании в России и Германии -основания создания и организационно-правовые формы // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти в России и зарубежных государства / под ред. А.А. Ларичева. Петрозаводск. 2017. С. 287 - 317.
13. Усков О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 101 - 111.
УДК 342.5
THE STATE AS A LEGAL ENTITY OF PUBLIC LAW
Natalia S. Grekova1
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
nata6440@yandex.ru Sergey V. Zavrazhin2 student
1Michurinsk State Agrarian University
Michurinsk Russia 2Tambov State Technical University
Tambov Russia
Annotation. The article considers the category of a legal entity of public law peculiar to public authorities acting on behalf of public legal entities.
Keywords: legal entity, state, public law, problems of legal regulation.
Статья поступила в редакцию 16.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.
The article was submitted 16.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.