Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА'

ГОСУДАРСТВО КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грекова Н. С., Завражин С. В.

В статье рассматривается категория юридического лица публичного права свойственная для органов государственной власти, действующих от имени публично - правовых образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AS A LEGAL ENTITY OF PUBLIC LAW

The article considers the category of a legal entity of public law peculiar to public authorities acting on behalf of public legal entities.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА»

УДК 342.5

ГОСУДАРСТВО КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО

ПРАВА

Наталья Станиславовна Грекова1

кандидат экономических наук, доцент

nata6440@yandex.ru Сергей Владимирович Завражин2

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск Россия 2Тамбовский государственный технический университет

Тамбов Россия

Аннотация. В статье рассматривается категория юридического лица публичного права свойственная для органов государственной власти, действующих от имени публично - правовых образований.

Ключевые слова: юридическое лицо, государство, публичное право, проблемы правового регулирования.

Правовая природа юридического лица публичного права не позволяет до конца определиться с точным соотношением ее как категории юридического лица публичного права. Отсутствие специальныхуточнениями в нормативных документах существенно осложняет его определение.

История изучения данного вопроса уводит нас к Советскому Союзу, где фактически решение данного вопроса постоянно отодвигался в сторону. Этому есть объяснение, ведь в Советском Союзе деление юридических лиц на частные и публичные было не свойственно системе хозяйствования. В своих исследованиях А.В. Венедиктов уделял внимание тому, что юридическое лицо имеет гражданско - правовую природу, в связи с этим нет необходимости вторгаться в сферу действий других отраслей права, связанным с государственным управлением.

В то время фактически в условиях текущейэкономики отсутствовала и сама потребность в изучении правового положения юридических лиц публичного права в системе гражданских отношении.

Распад Советского Союза привел к реформированию всей системы ранее принятого законодательства, и соответственно развитие новых научных представлений в отечественной науке гражданского права и классификации юридических лиц. Так как органы государственной власти создаются с целью внедрения в жизнь решений публично - правовых образований, и наделены нормами разных отраслей права.

В то же время глава 5 Гражданского кодекса РФ [1] определяет особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях фрагментарно, практически без каких-либо разъяснений. Причем занимаемое ими правовое положение не дает возможности вынести их за пределы гражданского права. В п. 2 ст. 124 ГК РФ говорится о том, что к субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной статьи применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов [5; 11].

В связи с этим органы государственной власти можно считать полноправным субъектом гражданских правоотношений и могут вступать в них на правах юридического лица. Другой вопрос состоит в том, что необходимо определить является ли публично - правовое образование юридическим лицом.

На этот счет в науке строится бурная полемика, согласно которой государство является лишь отдельной разновидностью организаций с такими же правами. Вместе с тем данный подход не вписывается ни в концепцию гражданского законодательства, ни в рамки традиционных представлений, исходя из которых это все же самостоятельный субъект гражданского права.

Таким образом, категория юридического лица публичного права свойственна ни для самих публичных образований, а для органов государственной власти, действующих от имени публично - правовых образований.

Отсюда следует сделать вывод, что органы государственной власти и подведомственные организации являются субъектами ,выполняющими полномочия учредителя. В данном случае через свою деятельность они реализуют волю публично - правового образования. Хотя данные структуры также вправе вступать в гражданские правоотношения, но с некоторыми ограничениями. В частности, согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ они «не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах» [2].

Органы государственной власти также вправе закупать имущество, которое необходимо для осуществления своей деятельности в полном объеме. Вследствие того, что ГК РФ соответствующие вопросы регулирует лишь частично, уместно обратиться к текущему законодательству. Вместе с тем наличие статуса юридического лица у властных структур, относится к сугубо факультативным признакам и не влияет на их публично-правовую природу как федеральных органов исполнительной власти и как непосредственного участника конституционных, административных, гражданско-правовых и прочих правоотношений. Далее уместно поставить вопрос о непосредственных формах их участия в гражданских правоотношениях. Думается, что прежде

всего нужно исходить из того, что орган власти имеет основной задачей обеспечение публичных интересов, а участие в частноправовой сфере посредством, например, заключения договоров гражданско-правового характера, является своего рода хотя и необходимой, но вспомогательной формой деятельности. Резюмируя, можно прийти к выводу о том, что в целях совершенствования правового статуса субъектов гражданского права, на органы государственной власти, как это сделано в отношении публично-правовых образований, уместно распространить правовой режим юридического лица. Для этого в ст. 124 ГК РФ следует внести п. 3: «3. К государственным органам и органам местного самоуправления применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов». При этом необходимо исходить из того, что публично-правовое образование не идентично созданным им органам государственной власти как субъектам гражданского оборота [1].

Однако если с организационно-правовой формой предприятий и учреждений все очевидно, то по поводу самих органов власти в этой части правового регулирования в ГК РФ ответа не содержится. При этом в ч. 5 ст. 1 Закона о НКО прямо указано: «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом». Следовательно, говорить о том, что учреждения является органом государственной власти и наоборот было бы неверно, поскольку это не соответствует действующими законодательству. Фактически фрагментарные положения, регулирующие не публичную, а частноправовую сторону деятельности учреждаемых органами государственной власти организаций установлены ни ГК РФ, а федеральными законами. ГК РФ такого рода положений практически не содержит. В связи с тем, что положение казенных

учреждений в основном регулируется нормами БК РФ, это свидетельствует о том, что их деятельность в большей мере тяготеет к публичному, то есть финансовому праву, подотраслью которого является бюджетное право, одновременно при их непосредственном участии в гражданско - правовых отношениях [4:10].

Подытоживая, можно сделать вывод о том, что перечисленные проблемы правового регулирования уже длительное время остаются нерешенными. При этом органам государственной власти присущ особый смешанный - частно-публичный правовой статут. Поэтому, как представляется, вполне уместного включить в гражданское законодательство самостоятельную категорию субъектов - юридические лица публичного права. Данные положения позволят конкретизировать и упорядочить гражданско-правовое регулирование статуса органов государственной власти, определить их место и роль в частноправовых отношениях.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239.

2. Об автономных учреждениях: федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 45. Ст. 462

3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

4. Грекова Н.С. Стратегия развития муниципальных образовательных учреждений // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-6. С. 63-66

5. Грекова Н.С., Киреев А.М. Стратегия управления рисковыми событиями сельскохозяйственных организаций // Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Н.В. Карамновой. 2019. С. 81-84.

6. Грекова Н.С. Формирование стратегии развития сельскохозяйственной организации // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

7. Грекова Н.С. Особенности развития предприятий малого бизнеса в аграрном секторе // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2014. № 4 (4). С. 101 -106.

8. Грекова Н.С. Мероприятия по повышению уровня социально-экономического развития муниципальных образований // Приоритетные направления регионального развития. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией И.Н. Миколайчика. Курган, 2021. С. 74-79.

9. Грекова Н.С., Гладышева Е.А. Особенности и функции агромаркетинга // Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Н.В. Карамновой. 2019. С. 70-72.

10. Боженок С.Я. О гражданской правосубъектности органов государственной власти // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 47 - 52.

11. Венедиктов А.В. Органы управления государственной социалистической собственностью // Советское государство и право. 1940. № 5 - 6. С. 24 - 51.

12. Маркварт Э. Публичные компании в России и Германии -основания создания и организационно-правовые формы // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти в России и зарубежных государства / под ред. А.А. Ларичева. Петрозаводск. 2017. С. 287 - 317.

13. Усков О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 101 - 111.

УДК 342.5

THE STATE AS A LEGAL ENTITY OF PUBLIC LAW

Natalia S. Grekova1

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

nata6440@yandex.ru Sergey V. Zavrazhin2 student

1Michurinsk State Agrarian University

Michurinsk Russia 2Tambov State Technical University

Tambov Russia

Annotation. The article considers the category of a legal entity of public law peculiar to public authorities acting on behalf of public legal entities.

Keywords: legal entity, state, public law, problems of legal regulation.

Статья поступила в редакцию 16.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 16.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.