Научная статья на тему 'Государство как субъект юридической ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности'

Государство как субъект юридической ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
588
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУБЪЕКТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабуневич Светлана Николаевна

В статье обсуждается проблема рассмотрения государства в качестве субъекта юридической ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности на уровне внутригосударственного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство как субъект юридической ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности»

Конституционное, муниципальное и административное право

УДК 342.72/73

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЮРИДИЧЕСКОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

Шабуневич Светлана Николаевна,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск.

E-mail: snshabunevich@yandex.by

В статье обсуждается проблема рассмотрения государства в качестве субъекта юридической ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности на уровне внутригосударственного права.

Ключевые слова: государство, юридическая ответственность, субъект ответственности, конституционные права и свободы личности.

Широкую дискуссию в конституционно-правовой науке вызывает проблема рассмотрения государства в качестве субъекта юридической ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности на уровне внутригосударственного права. С одной стороны, мы констатируем факт наличия в национальном законодательстве норм, предусматривающих ответственность государства за нарушение конституционных прав и свобод личности, с другой стороны, проблему их практической реализации.

Отметим, что с общетеоретических позиций проблема такого субъекта ответственности, как государство, не является всесторонне раскрытой, а в науке конституционного права носит ещё и спорный характер. В отдельных случаях высказывается мнение о том, что «надежда на то, что государство своевременно и справедливо применит само к себе меры ответственности, во многом несостоятельна» [4].

С формально-юридической точки зрения содержание института юридической ответственности государства за нарушение конституционных прав и свобод личности представляет собой реализацию урегулированных правом отношений между государством и гражданином, возникающих в случае нарушения прав и свобод гражданина действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц. А. Ю. Якимов отмечает, что «ответственными являются те органы и лица, которые в результате деятельности или бездействия не выполняют или выполняют ненадлежащим образом свои обязанности по управлению и наносят тем самым вред гражданам» [5]. Насущной проблемой при этом остаётся выяснение в указанной структуре места юридической ответственности такого публично-правового образования, как государство.

Содержание конституционных обязательств государства по обеспечению гарантий реализации прав и свобод личности предполагает исследование природы правосубъектности государства как самостоятельного субъекта правовых отношений во внутригосударственной сфере.

Следуя представлению о государстве как о совокупности государственных органов, системе учреждений, ведомств и их должностных лиц, наделённых компетенцией и властью, легко согласиться с тем, что вред личности причиняет не государство, как простая абстракция, а конкретные государственные служащие. Вместе с тем, современная конституционная доктрина и анализ правоотношений с участием государства, складывающихся на внутригосударственном уровне в Республике Беларусь, свидетельствует о признании государства в качестве субъекта правовых отношений со всеми присущими ему признаками, одним из которых выступает его юридическая ответственность.

Г. А. Василевич отмечает, в конституционно-правовые отношения государство вступает как в целом, так и через органы власти, а также должностные лица [3]. Подтверждением тому служит ст. 2 Конституции Республики Беларусь, установившая ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, и ст. ст. 59-60, во исполнение которых государственные органы и должностные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности и нести ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности [1]. Смысл указанных норм, свидетельствует о том, что законодатель рассматривает государство с точки зрения разных подходов: как единое целое и как совокупность государственных органов и должностных лиц, вступающих во взаимоотношения с гражданами от имени государства.

Как носитель властных полномочий, государство в Республике Беларусь занимает особое место среди субъектов в гражданских правоотношениях. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РБ таким субъектом может выступать как государство в целом - Республика Беларусь, так и его административно-территориальные единицы [2]. В ст. 2 ГК РБ, закрепившей важнейшие принципы гражданского

32

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

Адонина С. Ю.

законодательства, указано, что в соответствии с принципом верховенства права все участники гражданских правоотношений, в том числе и государство, его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства и др. Все вышеперечисленные субъекты участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных правах с иными участниками этих отношений, что, в свою очередь, свидетельствует о правосубъектности государства, а значит, возможности его рассмотрения в качестве субъекта юридической ответственности.

Таким образом, нормы национального законодательства и современная конституционно-правовая доктрина свидетельствуют о возможности разработки конституционной модели института юридической ответственности государства за нарушение конституционных прав и свобод личности посредством двух подходов - юридической ответственности государства как самостоятельного субъекта правовых отноше-

ний и юридической ответственности его представителей - государственных органов и их должностных лиц.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2005. 48 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г. № 218-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 226-З // Консуль-тантПлюс. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

3. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник. М.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. С. 10.

4. Добрынин Н. М. К вопросу о конституционной ответственности // Государство и право. 2010. № 10. С. 18.

5. Якимов А. Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). М.: ВНИИМВ России, 1996. С. 68.

S. N. Shabunevich

STATE AS AN ENTITY OF THE LEGAL LIABILITY FOR VIOLATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIVIDUAL

In the article the problem of review of the state as an entity of legal liability for the violation of constitutional rights and freedoms of the individual is discussed at the level of Internal Law.

Key words: state, legal liability, entity of liability, constitutional rights and freedoms of the individual.

SHABUNEVICH Svetlana Nikolaevna - Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law of the Academy of Management under the President, the Republic of Belarus, Minsk.

E-mail: snshabunevich@yandex.by

УДК 351/354

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Адонина Светлана Юрьевна,

аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: ado-sve@yandex.ru

В работе проанализировано законодательство о муниципальной службе, определены особенности правового регулирования труда муниципальных служащих. Автор приходит к выводу о необходимости совершенствования законодательства о муниципальной службе в сфере регулирования трудовых отношений.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная служба, трудовые отношения.

Особенности правового регулирования труда муниципальных служащих связаны с такими факторами, как определение принципов и задач организации и функционирования муниципальной службы, с одной стороны, и специфический характер профессиональ-

ной деятельности лиц, исполняющих обязанности муниципальной службы, с другой, что, в свою очередь, определяет муниципальную службу как особый вид трудовой деятельности. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.