Адонина С. Ю.
законодательства, указано, что в соответствии с принципом верховенства права все участники гражданских правоотношений, в том числе и государство, его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства и др. Все вышеперечисленные субъекты участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных правах с иными участниками этих отношений, что, в свою очередь, свидетельствует о правосубъектности государства, а значит, возможности его рассмотрения в качестве субъекта юридической ответственности.
Таким образом, нормы национального законодательства и современная конституционно-правовая доктрина свидетельствуют о возможности разработки конституционной модели института юридической ответственности государства за нарушение конституционных прав и свобод личности посредством двух подходов - юридической ответственности государства как самостоятельного субъекта правовых отноше-
ний и юридической ответственности его представителей - государственных органов и их должностных лиц.
Литература
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2005. 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г. № 218-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 226-З // Консуль-тантПлюс. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
3. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник. М.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. С. 10.
4. Добрынин Н. М. К вопросу о конституционной ответственности // Государство и право. 2010. № 10. С. 18.
5. Якимов А. Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). М.: ВНИИМВ России, 1996. С. 68.
S. N. Shabunevich
STATE AS AN ENTITY OF THE LEGAL LIABILITY FOR VIOLATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIVIDUAL
In the article the problem of review of the state as an entity of legal liability for the violation of constitutional rights and freedoms of the individual is discussed at the level of Internal Law.
Key words: state, legal liability, entity of liability, constitutional rights and freedoms of the individual.
SHABUNEVICH Svetlana Nikolaevna - Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law of the Academy of Management under the President, the Republic of Belarus, Minsk.
E-mail: snshabunevich@yandex.by
УДК 351/354
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Адонина Светлана Юрьевна,
аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: ado-sve@yandex.ru
В работе проанализировано законодательство о муниципальной службе, определены особенности правового регулирования труда муниципальных служащих. Автор приходит к выводу о необходимости совершенствования законодательства о муниципальной службе в сфере регулирования трудовых отношений.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная служба, трудовые отношения.
Особенности правового регулирования труда муниципальных служащих связаны с такими факторами, как определение принципов и задач организации и функционирования муниципальной службы, с одной стороны, и специфический характер профессиональ-
ной деятельности лиц, исполняющих обязанности муниципальной службы, с другой, что, в свою очередь, определяет муниципальную службу как особый вид трудовой деятельности. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
33
Конституционное, муниципальное и административное право
Российской Федерации» устанавливает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Такая правовая конструкция означает, что трудовые отношения муниципальных служащих регулируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации и иными правовыми актами в области труда, однако при применении положений трудового законодательства должны учитываться установленные Законом о муниципальной службе определенные особенности, связанные с публичностью деятельности муниципальных служащих.
В юридической литературе встречаются различные мнения по вопросу приоритетности норм трудового права над специальными нормами, регулирующими вопросы муниципальной службы: одни юристы, исходя из положений ст. 5 Трудового кодекса РФ, делают выводы о том, что, если отдельные нормы законодательства о муниципальной службе не соответствуют Кодексу, то должен применяться Кодекс, другие - о том, что толкование положений ст. 5 ТК РФ должно быть системным, т. е. с учетом других положений Кодекса, а также федерального законодательства о муниципальной службе, отдавая приоритет специальным нормам права.
Различные подходы в толковании указанных норм становятся причиной судебных разбирательств. Так, например, Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл и судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РМЭ по делу об оспаривании муниципальным служащим заключения срочного трудового договора на период полномочий представителя нанимателя (работодателя) пришла к выводу о правомерном применении к данным правоотношениям норм трудового законодательства, тогда как истец обосновывала свои доводы специальными нормами законодательства о муниципальной службе, а именно, статьей 7 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», устанавливающей право в реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ предусматривать должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения
исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по срочному трудовому договору.
В силу диспозитивности указанной нормы права она не исключает использование норм трудового законодательства.
Данный вопрос является проблемным ввиду особого статуса главы местной администрации, назначаемого по результатам конкурса на условиях срочного контракта и относящегося к должностям муниципальной службы, а не муниципальным должностям. Представляется разумным, что глава местной администрации, выполняя трудовые функции на условиях срочного контракта, заключает трудовые договоры с заместителями главы администрации на срок своих полномочий на основании статей 58, 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Исходя из содержания статьи 22 Трудового кодекса РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления организацией самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение трудового договора на законных условиях, с которыми соглашаются обе стороны, является правомерным.
Во избежание правовой неопределенности, в целях установления необходимого единообразия правового регулирования труда муниципальных служащих следует уточнить нормы законодательства о муниципальной службе, исключив двоякое толкование приведенных норм и применив единообразный подход к регулированию трудовых отношений, связанных с заключением срочных трудовых договоров с муниципальными служащими.
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
2. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
S. Y. Adonina
CHARACTERISTICS OF JURAL ADJUSTMENT IN LABOR OF MUNICIPAL SERVANTS
The author analyzes the legislation of municipal service, determines characteristics of jural adjustment in labor of municipal servants and comes to the conclusion of necessity to improve this sphere.
Key words: Local self-government, municipal service, labor.
ADONINA Svetlana Yurievna - Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: ado-sve@yandex.ru
34
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015