человека, который ничего не подозревает, но уже обречен им же создаваемой техникой. Однако более сильную тревогу вызывает понимание того, что за всеми этими процессами грядет омертвление мысли, души человека, его обезличивание и механизация общественной жизни.
Использованные источники:
1. Юнгер, Ф.Г. Совершенство техники [Текст]. - СПб.: Фонд Университет; Владимир Даль, 2003. - 564 с.
2. Михайловский, А.В. Поэт возвращения [Текст] // Юнгер Ф.Г. Ницше. -М.: Праксис, 2001. - 256 с.
3. Кампос, А.Д. Критика рационального гуманизма в философии Фридриха Ницше [Текст] / А.Д. Кампос. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2016.
4. Чебан, А.Г. Мартин Хайдеггер: стратегии господства [Текст] / А.Г. Чебан // Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. - ООО «Издательство «Научная книга», 2006. С. 139-145.
5. К онтологии господства [Текст]: коллективная монография. М.: Издательский дом «Юность», 2007. - 151 с.
УДК 347
Магзанова Е.Ю. студент магистрант Набережночелнинский институт КФУ Россия, г. Набережные Челны ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация:
В статье рассматривается специфика правосубъектности государства, а также исследуются проблемы, затрудняющие ее определение.
Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, государство, правосубъектность, возмещение вреда,
деперсонифицированность.
Magzanova E.Yu. graduate student
Naberezhnye Chelny branch of the Kazan Federal University
Russia, Naberezhnye Chelny STATE AS A SUBJECT OF CIVIL LEGAL LIABILITY
Annotation:
The article deals with the specifics of the legal personality of the state, as well as the problems that make its determination difficult.
Keywords: civil liability, state, legal personality, compensation for harm, depersonification.
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 5/2(21) 2018
httD://forum-nauka.ru
552
Проблема правосубъектности государства относится к наиболее важным и дискуссионным вопросам юридической науки, приобретшим, на сегодняшний день, особую актуальность.
В качестве элемента гражданско-правовой ответственности можно выделить субъекта, чьи действия обусловлены прямой причинно-следственной связью с причинением вреда иным лицам, а также нарушением их законных прав и интересов [1].
Возникновение правоотношения ответственности требует не только нормативно-правового закрепления обязательства государства с возможностью привлечения его к ответственности за нарушение данного обязательства, но и непосредственное невыполнение этого обязательства.
Также существует обратное выражение, согласно которому непосредственное действие (или бездействие) государства недостаточно для возникновения правоотношения ответственности [2].
Государство является субъектом гражданско-правовой ответственности, в виду отсутствия в законодательстве Российской Федерации возможности применения к нему мер административной или уголовной ответственности. Поэтому привлечение государства к ответственности опирается на общие положения, определенные цивилистической доктриной, не выделяющей наличие субъекта правонарушения в качестве элементов гражданско-правовой ответственности.
Вина лица является одним из наиболее существенных условий гражданско-правовой ответственности, предполагающей, что субъект имеет те или иные сознательно-волевые качества.
Однако, одной из проблем, затрудняющих определение правосубъектности государства, является его деперсонифицированность. У государства отсутствует не только физическая, но и юридическая личность, поскольку она принадлежит не собственно государству, а его органам и должностным лицам [3].
Рассматривая государство с формально-юридической точки зрения, нужно отметить, что оно владеет собственными право- и дееспособностью, которые не сводятся к право- и дееспособности его государственных органов и должностных лиц, в социологическом плане государство представляет собой одну из безличных структур, совокупность которых образует «устроение общества». Соответственно, в содержательном проявлении государство представляется как совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти и должностных лиц, а также различного рода отношений с их участием.
Специфика правосубъектности государства отражается на его участии в гражданских правоотношениях с предпринимателями (Таблица 1).
Таблица 1.
Виды правосубъектности государства
Правосубъектность государства Деятельность государства
Суверенный законодатель Принятие нормативно-правовых актов
Публичный предприниматель Участие в лице контрагента, выгодоприобретателя или иного заинтересованного субъекта
Субъект, ответственный за реализацию административных функций Осуществление контроля, надзора, регулирование предпринимательской деятельности
Государство можно рассмотреть в качестве социальной структуры, как организованную и упорядоченную деятельность, направленную на реализацию публично-властных полномочий. Охарактеризовать современное государство можно как организацию в обществе публичной власти, которая, в свою очередь, рассматривается в социальном и правовом аспектах [4].
Помимо государства, как субъекта гражданско-правовой ответственности, можно выделить и иные организации публичной власти, такие как субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Сложность вопроса привлечения к гражданско-правовой ответственности государства вследствие причинения ущерба обусловлена тем, что она непосредственно завязана на результатах деятельности государственных органов, в частности, их должностных лиц. Однако возмещение вреда осуществляется государством за счет средств государственной казны, должностные лица при этом остаются в стороне.
Использованные источники:
1. Гребникова Е. В. Правонарушение: юридический состав и его особенности (применительно к различным видам правонарушений). Саратов: Изд-во СГАП. 2012.
2. Курдюков Г.И., Кривенкова М.В. Основания международно-правовой ответственности государства: от теории к практике отдельных международных судебных органов // Журнал российского права. 2016. № 9 (237). С. 121-129.
3. Красавцев О. А. Юридические факты в гражданском праве // Категории науки гражданского права: избр. труды. / О. А.Красавцев. М.: Статут. 2013. С. 49-241.
4. Чиркин В. К. Публично-правовое образование. М.: Норма. 2013. С. 44-45.