Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА'

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1180
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бадмаев Мерген Вячеславович, Борманджиева Мария Александровна, Лиджиева Намджила Борисовна, Маргаев Наран Баатрович, Шоволдаев Очир Аркадьевич

Компетенция государства в области финансовой деятельности выражается чаще всего в его суверенных правах в этой области. В статье рассматривается понятие государства, как субъекта права, прежде всего, финансового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AS A SUBJECT OF FINANCIAL LAW

The competence of the state in the field of financial activities is most often expressed in its sovereign rights in this area. The article examines the concept of the state as a subject of law, primarily financial law.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право DOI 10.47643/1815-1329_2020_12_59

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

БАДМАЕВ Мерген Вячеславович,

магистрант ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». E-mail: aldar.badzhaev@mail.ru; БОРМАНДЖИЕВА Мария Александровна,

студент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: aldar.badzhaev@mail.ru; ЛИДЖИЕВА Намджила Борисовна,

студентка ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: aldar.badzhaev@mail.ru; МАРГАЕВ Наран Баатрович,

студент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: aldar.badzhaev@mail.ru; ШОВОЛДАЕВ Очир Аркадьевич,

студент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: aldar.badzhaev@mail.ru; ЭЛЯШОВ Алдар Баатрович,

студент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: aldar.badzhaev@mail.ru

Краткая аннотация: Компетенция государства в области финансовой деятельности выражается чаще всего в его суверенных правах в этой области. В статье рассматривается понятие государства, как субъекта права, прежде всего, финансового права.

Abstract: The competence of the state in the field of financial activities is most often expressed in its sovereign rights in this area. The article examines the concept of the state as a subject of law, primarily financial law.

Ключевые слова: финансовое право, субъект финансового права, финансовые правоотношения, государство, местное самоуправление.

Keywords: financial law, subject of financial law, financial legal relations, state, local government.

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства.

Такая категория как «субъект финансового права» занимает центральное место в числе основных финансово-правовых категорий. Вследствие политических и экономических преобразований в стране количество институтов, вовлекаемых в отношения, регулируемые финансовым правом, постоянно возрастают1.

Общепринято, что субъект финансового права должен обладать финансовой правосубъектностью, чтобы вступать и принимать участие в определенном финансовом правоотношении. В своих исследованиях Д.М. Мошков говорит о том, что финансовая правосубъектность - это отраслевая правосубъектность, которая обладает спецификой, определенной предметом и методом правового регулирования2.

Субъекты финансового права весьма многообраз-

Молостова Т.С. К вопросу о субъектах финансового права // Форум молодых ученых. - №6.-2019.- С.779-783.

Мирошник С.В. К вопросу о субъектах финансового права // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012 [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.10.2020)

ны. Общепризнано они подразделяются на три группы: публично-правовые образования; коллективные субъекты; индивидуальные субъекты.

К публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация в целом и ее субъекты (государство), муниципальные образования, а так же органы государственной и муниципальной власти; к коллективным субъектам - органы государственной власти, организации и проч.; индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица.

Российская Федерация и ее субъекты преобладают в ряду субъектов финансового права и по классификации субъектов финансового права относятся к публично-правовым образованиям. Российская Федерация в целом и ее субъекты представляют собой государство. Поэтому их общие характеристики в качестве субъектов финансового права в значительной мере производны от характеристик государства. В связи с этим, государство можно рассматривать как обобщенный субъект финансового права.

Государство является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которые закреплены в таких нормативно-правовых актах, как: Конституция РФ, НК РФ, БК РФ, а так же в Конституциях и Уставах субъектов РФ и др.

Компетенция государства в области финансовой деятельности выражается чаще всего в его суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относятся: право на установление налогов, утверждение бюджетов и др. Следо-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 12(192)

вательно, государство, будучи субъектом финансового права, чаще всего выступает как властвующий субъект, т.е. суверен. Однако одновременно оно часто выступает в качестве государства-собственника, т.е. казны. Это обусловлено тем, что суверенные права государства в области финансовой деятельности затрагивают, прежде всего, бюджет, государственные внебюджетные фонды, являющиеся составной частью казны.

К числу суверенных прав государства относятся, прежде всего, ее материальные бюджетные права. Это следует из Конституции РФ (п. з ст.71 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398), которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статьей БК, перечисляющих права Российской Федерации на федеральный бюджет.

К материальным бюджетным правам Российской Федерации относятся: а) право на собственный бюджет; б) право на получение бюджетных доходов и зачисление их в данный бюджет; в) право на использование бюджетных средств; г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; д) право на образование и использование в рамках бюджета специальных фондов.

Суверенные права Российской Федерации на собственный бюджет есть одновременно и право государственной собственности, ибо согласно ст. 214 ГК средства соответствующего бюджета составляют государственную казну.

Исходя из Конституции РФ к суверенным правам Российской Федерации в сфере финансовой деятельности следует относить не только материальные бюджетные права, но и процессуальные. Эти права неразрывны между собой. Права Российской Федерации на получение, распределение, использование бюджетных доходов определены, ограничены и т.д. ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, который и является результатом реализации процессуальных бюджетных прав государства на рассмотрение, утверждение федерального бюджета.

Кроме того, государство в целом должно признаваться субъектом финансового права в отношении права на

Библиография:

установление федеральных налогов и сборов, так как оно реализует свои конституционные, суверенные права. Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право государства требовать их уплаты от субъектов, обязанных их уплачивать. Право Российской Федерации на взимание налогов и сборов производно от ее суверенного права на их установление и также является суверенным.

Российская Федерация, в целом, является субъектом финансового права в отношении права денежной эмиссии и в сфере государственного кредита. Кроме того, к финансовым правам государства следует отнести ее право на выпуск государственных ценных бумаг и определение порядка их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем право Российской Федерации на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) производно от права государственной собственности. Поэтому в данном случае, являясь субъектом финансового права, Российская Федерация выступает как собственник, т.е. казна.

Субъектом финансового права является не только Российская Федерация, но и ее субъекты, которые наделены компетенцией в сфере финансовой деятельности государства, реализуют суверенные права государства в этой сфере и за которыми согласно ст. 214 ГК закреплено право государственной собственности на бюджетные средства. Российская Федерация и субъекты РФ, будучи субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоотношения. В этом случае они становятся субъектами соответствующих финансовых правоотношений и выступают в лице определенных государственных органов.

На основании изложенного необходимо отметить, что в финансовом законодательстве нет единой обобщающей статьи, конкретно указывающей или устанавливающей субъекты финансового права. Их можно определить лишь, обращаясь к нормам различных нормативно-правовых актов. В этой связи, предполагаем, что назрела необходимость законодательно закрепить состав субъектов финансового права.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрании законодательства РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3823.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 31. - .1998. - Ст. 3824.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 40. - Ст. 3822.

5. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. -М.: Издательство НОРМА, 2000. 192 с.

6. К вопросу о субъектах финансового права/ Мирошник С.В. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012 [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.10.2020)

7. К вопросу о субъектах финансового права/ Мошкова Д.М. Актуальные проблемы российского права. 2016. N0 11(72). С. 72-79.

8. Кредитный потребительский кооператив как субъект финансового права / Тихонов К.А. Саратов, 2018.[эл. ресурс] https://elibrary.ru (дата обращения: 21.10.2020)

9. Молостова Т.С. К вопросу о субъектах финансового права // Форум молодых ученых. - №6.-2019.- С.779-783.

10. Финансовое право России: учебник для прикладного бакалавриата / М.В. Сенцова[ и др.] ; отв. ред. М. В. Сенцова. -5-е изд., перераб. и доп. -Москва : Издательство Юрайт, 2019. -388 с.

11. Финансово-правовой статус субъектов, обеспечивающих реализацию социальной функции финансового права Российской Федерации в сфере образования/ Че-репова И.С., Максименко Е.И./ в книге: инновационные процессы в науке и образовании/ монография. Пенза, 2017. С. 18-23.[эл. ресурс] https://elibrary.ru (дата обращения: 21.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.