Научная статья на тему 'Государство как ключевой инструмент обеспечения реализации общегосударственных интересов России'

Государство как ключевой инструмент обеспечения реализации общегосударственных интересов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ / STATEHOOD / NATION-WIDE INTERESTS / GUIDING LINES OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якунина И. Н.

Статья посвящена рассмотрению координирующей роли государства в формировании единого ценностного ориентира развития России, выступающего необходимым условием укрепления российской государственности, как необходимого элемента эффективной реализации общегосударственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AS THE KEY INSTRUMENT OF ENSURING OF REALIZATION OF THE NATION-WIDE INTERESTS OF RUSSIA

Article is devoted to the examination of the state coordinating role in the formation process of the unique value guiding line of the development of Russia, which is the important element of the strengthening of Russian statehood, as the necessary element of the effective realization of the nation-wide interests.

Текст научной работы на тему «Государство как ключевой инструмент обеспечения реализации общегосударственных интересов России»

ГОСУДАРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

И. Н. ЯКУНИНА

Статья посвящена рассмотрению координирующей роли государства в формировании единого ценностного ориентира развития России, выступающего необходимым условием укрепления российской государственности, как необходимого элемента эффективной реализации общегосударственных интересов.

Ключевые слова: государственность, общегосударственные интересы, ориентиры развития России.

Любое современное общество представляет собой сложную организованную систему, при этом способ организации общества обозначается термином «государство». В настоящее время цивилизованные страны ориентируются на идеи «правового государства», разработанные И. Кантом, а также на построение социально ориентированной экономики.

Правовое государство подразумевает наличие демократизма, суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Главное в идее правового государства - связанность государства с правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства закону. Правовое государство - не самоцель, а форма выражения, организации, защиты и упорядочения общественных отношений. Содержание и характер общественной свободы и ее структура определяются уровнем развития общества [1].

«Социально ориентированная экономика -это особая форма хозяйствования, так направляемая и регулируемая государством, всем обществом, что конечные его цели подчиняются не интересам одних только собственников средств производства, владельцев предприятий, но также и других участников процесса. В том числе непосредственно производителей материальных благ. В этих рамках возникает «государственное попечительство», «государственное социальное обеспечение» и многие другие меры, улучшающие жизнь всех слоев населения, что и объединяется понятием «социальное государство» [2].

Только сильное государство способно эффективно бороться с возникающими социальноэкономическими и политическими проблемами, как внешними, так и внутренними. Для того что-

бы государство было «сильным», а не «силовым», важны следующие аспекты:

- наличие национальной идеи, сплачивающей граждан вокруг основных моральнонравственных ценностей российской цивилизации (государственность, социальная справедливость, духовность и т. п.);

- авторитет политической власти, возможный, если власть, выражая интересы народа, будет компетентной, эффективной, некоррумпированной;

- способность государства сформировать здоровую конкурентную среду в рамках национальной экономики, в которой были бы поставлены действенные барьеры для теневой деятельности олигархических и криминальных структур.

«Суть новой экономической политики состояла в повышении роли государства в регулировании экономических и социальных процессов, в ориентации на расширение совокупного спроса как решающего фактора экономического подъема, в обеспечении резкого повышения доходов населения. Страна получила четкие ориентиры для того, чтобы вернуть свои ведущие позиции в экономике, укрепить основы гражданского общества, остановить растущую в стране преступность» [3].

Современное состояние российской государственности можно охарактеризовать отсутствием устойчивого стремления власти и политической элиты воздействовать на предупреждение социально-экономической анархии, отсутствие ценностных идеалов и ориентиров для подрастающего поколения. Причем еще Г. Гегель утверждал, что содействие анархии выступает единственным всеобъемлющим преступлением против государства, т. к. оно включает в себя «все остальные государственные преступления, и те, кто наносит

вред государству не опосредованно, подобно другим преступникам, а непосредственно, нападают на само государство, являются самыми страшными преступниками» [4].

Государственная политика - это не просто борьба за власть, как иногда определяют политологи, это сложная управленческая практика.

В этой практике обязательно должны быть ценности, преследуемые управлением, или ценностные цели. Обязательно должны быть:

- выявлены факторы, которые торпедируют эти ценности;

- определены проблемы и задачи, подлежащие решению, соответствующие меры решения, действия в пространстве государственного управленческого инструментария, который воплощается в виде нормативно-правовых актов и организационно-управленческих решений;

- практика должна обязательно сопровождаться сравнением текущих результатов с запланированными и коррекцией государственно-управленческой политики.

Государство, в конечном итоге, должно служить общественным интересам. Его основная функция состоит в выявлении, формировании, развитии, защите, обеспечении общих интересов. «Поскольку человеческая цивилизация развивается, усложняя среду своего обитания, все более интегрируясь в нечто целостное, роль и значение общих интересов возрастает. Мы все больше зависим друг от друга, и, следовательно, все больше нуждаемся в совершенствовании правил поведения в обществе. Следовательно, роль государства, государственного сектора в обществе постоянно возрастает» [5].

В иерархии интересов главная роль принадлежит общественному интересу, который призвано выражать государство. «... Общий экономический интерес должен выражать и в действительности выражает отношения между людьми по поводу объективной необходимости поступательного развития производительных сил, прогресса материальной и духовной жизни общества» [6]. Такую трактовку общему экономическому интересу дают многие экономисты. При таком подходе общественный интерес уже выходит за рамки экономических отношений, он модифицируется в социально-экономический, национально-государственный интерес, а степень его реализации зависит от роста экономики и политики государства. Общественный интерес направлен на обеспечение благополучия общества, но организатором реализации данного интереса выступает государство, так как именно оно наделяется обще-

ством полномочиями для проведения единой социально-экономической политики. При этом само государство при реализации интереса решает не только социальные проблемы, связанные с качеством жизни населения, но и экономические.

«Причем национально-общественный интерес, выступая ведущим в системе экономических интересов общества,<...>, не равняется сумме коллективных и личных интересов. Напротив, единичное и особенное существуют лишь благодаря общему, но не совпадают с ним, не составляют его отдельной структурной части» [7]. Степень реализации общенационального экономического интереса зависит от уровня развития экономики и политики государства. Государство выступает в качестве вектора, направляющего различные группы интересов на реализацию общественного интереса. Чем полнее государство учитывает и согласует все многообразие интересов, тем полнее реализуется и общественный интерес. В. Мау по этому поводу пишет: «. наиболее стабильной и эффективной с точки зрения воздействия на экономику политическая система оказывает тогда, когда она формируется индивидами, примерно равными в социальном и экономическом отношениях» [8].

Государство является средством реализации социально-экономического интереса общества. А ведь именно национальный интерес наиболее полно выявляет не только материальные задачи общества, но и его идеологию. Э. Поздняков видит этот интерес, прежде всего, в том, «чтобы организовать все свои внутренние ресурсы в целях обеспечения своей независимости и безопасности, в предотвращении ее распада на многие псевдосуве-ренные образования, в сохранении единого народа, его культуры, его нравственных ценностей» [9].

Доктор исторических наук, профессор

Я. Пляйс выделяет следующие основные национально-государственные интересы, к реализации которых должна стремиться наша страна [10]:

1. Сохранение целостности государства при одновременном кардинальном реформировании взаимоотношений между его Центром и регионами в пользу последних.

2. Восстановление дружественного России окружения. Прежде всего, посредством активного содействия созданию жизнеспособного Союза евразийских государств. Без дружественного окружения Россия не решит проблемы своего внутреннего развития.

3. Формирование новой экономической базы, основанной на конкуренции различных форм собственности и хозяйственных секторов.

4. Создание правового демократического государства, основанного на плюралистической политической системе, также учитывающей российскую специфику и, прежде всего, коллективистские и православные настроения значительной части населения нашей страны.

5. Приоритетное развитие науки, образования и культуры, доступ к которым должен быть максимально облегчен для возможно более широкого круга граждан.

6. Проведение новой внешней политики, основанной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, стремящимися иметь дружественные и партнерские отношения с Россией.

7. Активное участие в решении глобальных проблем. Прежде всего, тех, которые несут в себе угрозу человечеству, его выживанию.

С экономической точки зрения сущность национально-государственных интересов заключается в обеспечении условий развития и укрепления государственной экономики.

Государство призвано устранять органические недостатки рынка, решать специфические проблемы общества, которые не поддаются эффективному рыночному регулированию. Оно взяло на себя функции реализации общенационального экономического интереса. Кроме того, экономический интерес государства проявляется также в функционировании государственного сектора народного хозяйства. Не случайно все экономически развитые страны имеют сильную государственную власть.

В решении проблем, имеющих общегосударственное значение, нельзя руководствоваться ни частными, ни отраслевыми, ни местническими интересами. Здесь должны доминировать интересы государства, а пути и формы их реализации опираться на серьезный научный анализ и прогноз. В этом одна из важнейших экономических функций государства.

Литература

1. Абалкин Л. И. Логика экономического роста М.: Институт экономики РАН. 2002. С. 13.

2. Бутенко А. В поисках новой идеологии // Обозреватель. 1996. № 10-12 (81-83). С. 16.

3. Гегель Г. Конституция Германии // Политические произведения. М., 1978. С. 153.

4. Интересы в системе экономических отношений социализма / Под ред. Ю. И. Палкина, Ю. Н. Пахомова. Киев, 1974. С. 61.

5. Макаров В. Л. Государство в российской модели общества: Доклад на научном семинаре Отделения экономики и ЦЭМИ РАН «Неизвестная экономика», ЦЭМИ РАН, 1997.

6. Мау В. Конституционное регулирование социально-экономических отношений // Вопросы экономики. 1999. № 4. С. 33.

7. Пляйс Я. Идеология во внешней политике России в ХХ веке? М., 2002.

8. Поздняков Э. Мы сами разорили свой дом, сами должны и поднять его // Международная жизнь. 1992. № 3-4. С. 149.

9. Юрьев В. М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 258-259.

10. Юрьев В. М., Смолина Е. Э., Кондрашо-ва И. С., Качалкина Н. В. Государственная собственность в транзитарном хозяйстве России: Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. С. 25.

* * *

THE STATE AS THE KEY INSTRUMENT OF ENSURING OF REALIZATION OF THE NATION-WIDE INTERESTS OF RUSSIA

I. N. Yakunina

Article is devoted to the examination of the state coordinating role in the formation process of the unique value guiding line of the development of Russia, which is the important element of the strengthening of Russian statehood, as the necessary element of the effective realization of the nation-wide interests.

Key words: statehood, nation-wide interests, guiding lines of development of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.