Научная статья на тему 'Государство и русская православная церковь в ХХ веке: историографический аспект'

Государство и русская православная церковь в ХХ веке: историографический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1530
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ГОСУДАРСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маслова Ирина Ивановна

В статье рассматривается историография проблем взаимоотношений российского государства и Русской Православной церкви в ХХ веке. Автор предлагает свою периодизацию процесса изучения государственно-церковных отношений в нашей стране, а также проблемный анализ наиболее значимых исследовательских работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Маслова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство и русская православная церковь в ХХ веке: историографический аспект»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х

адыгского этноса) //Новые технологии. - 2008. - №. 6.

9. Набок И.Л. Этноним в межэтнической коммуникации // Вестник Герценского университета, 2011. - № 5. -С. 59-64.

10. Харченко В.Д. Особенности изучения самосознания этноса в современных условиях // Этносоциальные процессы и риски на Юге России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию АГУ (25-26 сентября 2015 г., г. Майкоп). Отв. ред. Р.Д. Хунагов. - Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2015. - С. 283-285.

11. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования. - 1999. - №. 9. - С. 67-74.

12. Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Бромлей. Ред. коллегия: С.А. Арутюнов, С.И. Брук, Т.А. Жданко и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 624 с.

13. Народы Северо-Востока Сибири / отв. ред. Е.П. Батьянова, В.А. Тураев ; Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. -М.: Наука, 2010. - 773 с.

14. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации / В.А. Тураев, Р.В. Суляндзига, П.В. Суляндзига и др. - М., 2005. - 465 с.

15. Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата / под ред. В.А. Козьмина, В.С. Бузина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 438 с.

16. Алексеева С.А. Эвены [Электронный ресурс] // Арктический многоязычный портал Wiki. - URL: http://arctic-megapedia.m/wiki/Эвены (дата обращения 09.12.2016).

17. Пестерев В.И. Этнонимика Якутии [Электронный ресурс] // Открытая дверь - из истории. - URL: http://chaika4444.narod.ru/yakutia1_4.html (дата обращения 09.12.2016).

18. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык [Электронный ресурс] : в 2 т. / А.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов, Г.С. Журавлева и др. ; под общ. ред. А.Н. Тихонова, Р.И. Хашимова. - Т.2. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 814 с.

19. Происхождение селькупов [Электронный ресурс] // Коренные народы Севера в современном мире. -URL: http://etnic.ru/etnic/narod/proiskhozhdenie-selkupov.html (дата обращения 08.12.2016).

© Гресь Р.А., 2017

УДК 94(47).084.9

Маслова Ирина Ивановна

Доктор ист. наук, профессор ПГУАС,

г.Пенза, РФ Е-mail:imas2010@yandex.ru

ГОСУДАРСТВО И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХХ ВЕКЕ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье рассматривается историография проблем взаимоотношений российского государства и Русской Православной церкви в ХХ веке. Автор предлагает свою периодизацию процесса изучения государственно-церковных отношений в нашей стране, а также проблемный анализ наиболее значимых исследовательских работ.

Ключевые слова

Историография, государство, Русская Православная церковь, религия.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ.

Проект № 15-31-14003/15

В начале XXI века не утратили актуальности исторические уроки взаимоотношений власти и Русской Православной церкви в минувшем столетии, т.к. они позволяют учесть ошибки прошлого при осуществлении современной государственной конфессиональной политики. Исследователи продолжают проявлять большой интерес к историческим предпосылкам религиозного подъема постсоветского периода, к феномену устойчивости религиозных традиций, сохранившихся и получивших новое развитие вопреки попыткам советской власти изолировать религиозные объединения от жизни общества.

В становлении соответствующей историографии можно выделить три крупных этапа. Большое методологическое значение для исследования эволюции вероисповедной политики советского государства второй половины ХХ века сохраняют положения выдающихся мыслителей: А.В.Карташева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.Н. Ильина, Н.М. Зернова и др. Плеяда этих авторов исследовала вопросы взаимоотношения государства и Церкви в дореволюционной России, а также отношение государства и коммунистической партии к религии в первые десятилетия советской власти [1].

Второй, внутренне неоднородный историографический этап охватывает работы советской эпохи, вплоть до середины 1980-х гг. Мировоззренческие установки первых руководителей советского государства могут объяснить сущность вероисповедной политики первых послереволюционных десятилетий. Атеистическая деятельность советского государства строилась на тезисе В.И. Ленина: «Религия - враг культуры и прогресса»[2]. Высказывания Ленина о конкретных методах и формах борьбы с религией, Церковью, духовенством были противоречивы. Публично он призывал сражаться «чисто идейным» оружием, выступал против «всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма»[3]. Но в секретных письмах он писал: «Чем большее число представителей реакционного духовенства... удастся нам ... расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»[4].

И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Е.М. Ярославский в 1920-1930-е гг. продолжили и развили теорию борьбы с религией как классово чуждым явлением. Религия рассматривалась как «остаточное явление досоциалистических формаций», а проявление религиозности - как пережиток прошлого, который должен быть искоренен[5].

В течение последующих десятилетий - до середины 1980-х гг. - в советской историографии господствовала атеистическая концепция, в которой РПЦ отводилась роль идеологического противника советской власти. В русле данного подхода историки рассматривали проблему с идеологических и политических позиций, оправдывая атеистическую политику советского государства и утверждая о полной свободе совести в СССР. Зарубежные исследования по проблеме взаимоотношения государства и Церкви опровергались, объявлялись фальсификацией[6]. Авторы богословских и историко-церковных сочинений обвинялись в ненаучном подходе к истории и современным социальным явлениям. Основным лейтмотивом большинства религиоведческих работ был тезис о происходящем процессе отмирания и преодоления религии как чуждой идеологии. Советские авторы писали о РПЦ, как правило, с негативным оттенком и в разоблачительном тоне[7].

В 1950-1970-х годах исследователи, изучавшие историю взаимоотношений советского государства и религиозных организаций, ссылались на идеологические установки правящей партии, целью которой являлось построение «бесклассового» и «безрелигиозного» общества. Их выводы не противоречили общепринятым атеистическим взглядам, однако исследования порой содержали новые факты [8].

До конца 1980-х гг. деятельность Церкви изучалась главным образом лишь с точки зрения ее соответствия советскому законодательству, получили распространения суждения о свободном развитии РПЦ в рассматриваемый период и невмешательстве государства в церковные дела. Подобные взгляды нашли отражение и на страницах церковных изданий [9].

Деятельность государственных органов по отношению к РПЦ не подвергалась критическому анализу.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

В итоге искажались реальные факты взаимоотношений советского государства и Церкви: отрицались гонения на верующих, репрессии духовенства, умалчивалось участие РПЦ в Великой Отечественной войне, ее материальный и моральный вклад в миротворческое движение и обеспечение сохранности культурно-исторических ценностей.

Серьезным препятствием для развития исследований по истории государственно-церковных отношений в СССР была ограниченность источниковой базы, т.к. основной массив документов находился в спецхранах и спецфондах под грифами «секретно» или «совершенно секретно» и был недоступен для большинства историков.

Период с середины 1980-х гг. и по настоящее время стал новым этапом в развитии историографии вероисповедной политики в России. Этот этап был вызван новым отношением к Церкви и ее месту в обществе в условиях начавшейся перестройки М.С. Горбачева. Впервые после Октябрьской революции религия стала рассматриваться как социокультурный феномен, а не враждебная социализму идеология. Научная литература конца 1980-х - начала 1990-х гг. характеризуется отказом от устоявшихся ранее догм, развенчанием стереотипов и сменой концептуальных основ исследований.

Новый подход в освещении истории отношений государства и Церкви был обусловлен также возможностью доступа к закрытым ранее архивам партии, спецслужб и государственных ведомств. Введение в научный оборот новых архивных материалов является важной чертой историографического процесса последних десяти лет. Можно выделить исследования В.А.Алексеева, А.А. Данилова, А.А. Королева, М.Н. Бессонова, Г.Ю.Тихоновой [10].

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. тема государственно-конфессиональных отношений стала предметом научного интереса широкого круга исследователей - историков, философов, религиоведов, юристов, социологов и политологов. В апреле 2002 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало Устав общероссийской общественной организации «Объединение исследователей религии». В настоящее время отделения Объединения действуют в 51 субъекте Российской Федерации и объединяют около тысячи членов и активистов, которые регулярно публикуют результаты своих исследований в сборниках и монографиях[11]. Особое место в ряду исследований по изучению проблем государственно-конфессиональных отношений в России ХХ века занимают труды историка и философа, президента «Объединения исследователей религии» М.И. Одинцова [12]. В результате многолетних исследований им было выявлено и опубликовано около тысячи ранее неизвестных документов. Он впервые ввел в научный оборот понятие «модель государственной и церковной политики», включающее концептуальные (теоретико-методологические) положения, нормативно-правовую базу и организационно-управленческие структуры.

Историк О.Ю. Васильева впервые осветила патриотическую деятельность Церкви в Великой Отечественной войне, проанализировала внутренние и внешние причины нового государственно-церковного курса в 1943 г., дала оценку причин вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей, сделала комплексный анализ взаимоотношений СССР и Ватикана, обобщила опыт по использованию потенциала Церкви во внешней политике СССР в послевоенный период [13].

Многие современные авторы успешно преодолели недостатки исследований предыдущего этапа отечественной исторической науки: ограниченность документальной базы и идеологизированный подход. Следует выделить исследования Н.В. Володиной [14], А.Г. Залужного [15], И.И. Масловой [16], Т.А. Чумаченко [17], В.М. Сторчака [18], М.В.Шкаровского [19] и др. Монографии названных исследователей устранили немало «белых пятен» в истории государственно-церковных отношений 1920-1960-х гг.

На сегодняшний день недостаточно исследованы такие проблемы, как: факторы изменения вероисповедной политики; аргументация внутренних и внешних причин эволюции взаимоотношений государства и РПЦ; функционирование системы органов, осуществлявших вероисповедную политику; роль идеологических структур партии в определении курса данной политики; направления и характер деятельности Совета по делам религий, а также КГБ при Совете Министров СССР; соотношение позиций ЦК КПСС, правительства, Совета по делам религий и КГБ, местных партийно-государственных органов в религиозном вопросе; отношение духовенства и верующих к вероисповедной политике, деятельность Московской Патриархии в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

условиях изменения этой политики; межконфессиональные отношения данного периода и т.д.

Список использованной литературы:

1. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 2000. Т.1-2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Ильин В.Н. Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987; Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991; Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17.С. 420.

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 143. Т. 38. С. 118.

4. Новые документы В. И. Ленина (1920-1922 гг.) // Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 193.

5. Амосов Н. К. Октябрьская революция и церковь. М., 1939; Путинцев Ф. М. О свободе совести. М., 1939$ Мальцев Г. В. «Спасая корабль веры»: Очерки эволюции современного русского православия. Новосибирск, 1981; Рудинский Ф. М. Свобода совести в СССР. М, 1961; Тепляков М.К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. Воронеж, 1972 и др.

6. Михайлов И. А. Церковь в прошлом и теперь. Казань, 1962; Платонов П. Церковь приспосабливается. Минск, 1964; Титов В.Е. Православие. М.,1967 и др.

7. Белов А.В. Правда о православных «святых». М., 1968; Белов А. В., Шилкин А. Д. Диверсия без динамита. М., 1973; Генкина Э.Б. Государственная деятельность В.И. Ленина. 1921-1923 гг. М., 1969; Геродник Г. Правда о Псково-Печерском монастыре. М., 1963.

8. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1979; Бражник И. И. Право. Религия. Атеизм: Правовое содержание научного атеизма. Киев, 1989; Гольст Г. Р. Религия и закон. М., 1975; Гордиенко Н.С. Современное православие и его идеология. М., 1963; Куроедов В. А. Религия и закон. М.,1970.

9. Русская Православная Церковь. 988-1988. Вып.2. Очерки истории 1917-1988 гг. М., 1988.

10.Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М, 1991; Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990; Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история проблемы. М.,1997; Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.С.180-190; Тихонова Г. Ю. Новые тенденции в идеологии русского православия 80-х годов. М., 1988.

11.Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. М., 2002; Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004.

12.Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М, 1994; Он же. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; Он же. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917— 1938 гг.). М., 1991; Он же. Русская православная церковь в 80-х годах XX столетия (Общая оценка состояния, организационная структура, социально-политическая деятельность). М., 1989.

13.Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943 -1948 гг. М., 2001; Она же. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004.

14.Володина Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в современном обществе: отечественный и зарубежный опыт. М, 2003

15.Залужный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. М., 2004

16.Маслова И.И. Советское государство и Русская Православная Церковь: политика сдерживания (1964-1984 гг.). М., 2005

17.Сторчак В.М. Тема российского мессианизма в общественно-политической и философской мысли России. М, 2003.и др.

18.Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999 19.Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах). М., 1999 и др.

© Маслова И.И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.