УДК 322 (2Р 36) (с173) П 58
Попова К.Ю.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1964-1991 гг. И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Статья представляет собой историографическое исследование проблемы государственно-конфессиональных отношений и их реализации в 1964-1991 гг. на Южном Урале. Опираясь на широкий круг исторической литературы автор анализирует основные периоды развития темы: советский и постсоветский.
Ключевые слова: историографический аспект, религиозная политика, Южный Урал, концепция государственного атеизма, плюрализм.
В отечественной историографии истории взаимоотношений советского государства и религиозных объединений период 1964-1991 гг. остается наименее исследованным, хотя изучение государственно-конфессиональных отношений в указанный период является очень важным, так как именно в указанные годы происходит частичная смена курса религиозной политики, стабилизация в государственно-религиозных отношениях под знаком жесткого контроля, способствовавшие религиозному возрождению конца 1980-х гг.; это переходный период от конфронтации периода «оттепели» к поиску путей взаимопонимания государства и церкви на современном этапе.
Следует отметить, что многие отечественные и зарубежные историки реализацию религиозной политики раскрывают через взаимоотношения государства и Русской православной церкви (РПЦ), являвшихся ключевыми.
В историографии взаимоотношений советского государства и религиозных объединений в 1964-1991 гг. выделяются два периода: советский (с 1964 г. до рубежа 1980-1990-х годов) и постсоветский (с рубежа 1980-1990-х гг. до наших дней). Необходимость подобной периодизации объясняется изменением концептуальных подходов к изучению проблемы и сменой методологической парадигмы.
Первый период характеризуется методологическим единством, господством марксистско-ленинской идеологии, второй - отказом от единства в подходах, поиском новых и более объективных оценок событий.
Советская историография к теме государственно-конфессиональных отношений обра-
щалась в основном с целью «разоблачения» религии в целом и духовенства в частности. Практически до середины 1980-х гг. в историографии господствовала концепция государственного атеизма, в которой РПЦ и другим конфессиям отводилась роль одного из противников советской власти. Проблема взаимоотношений государства и религиозных объединений рассматривалась историками односторонне: атеистическая политика советского государства полностью оправдывалась. Обращение людей к вере, такие исследователи как А. Седюлин, Ю. А. Ро-зенбаум объясняли недостатками научно-атеистической пропаганды [31, 33]. В. А. Куроедов, являвшийся с 1965 по 1984 гг. председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР, в работах, вышедших под его именем, утверждал тезис о полной свободе совести в СССР: «Все конфессии равны перед законом. Ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами и льготами со стороны государства. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела церкви, в свою очередь последняя не вмешивается в дела государства. Это является главной гарантией обеспечения свободы совести» [18, с. 122-123].
Исследователи 1960-1970-х гг., изучавшие историю взаимоотношений советского государства и религиозных организаций, ссылались на идеологические установки КПСС, целью которой являлось построение «бесклассового и безрелигиозного» общества. В целом их выводы не противоречили общепринятым атеистическим взглядам. Так, Н. С. Гордиенко в работе «Критика новых тенденций современного православия» показывал принципиальную невозмож-
ность превращения религии, даже обновленной «в духе времени» в прогрессивное мировоззрение, в позитивный фактор общественного развития [7]. В исследовании Г. Р. Гольста «Религия и закон» пропагандировались и разъяснялись основные положения советского законодательства о культах в рамках заданной атеистической концепции [6].
Таким образом, до конца 1980-х гг. деятельность религиозных объединений изучалась главным образом лишь с точки зрения ее соответствия советскому законодательству о культах 1929 г. Работа государственных органов в отношении религии не подвергалась критике, что, в итоге, приводило к искажению реальных фактов государственно-конфессиональных отношений: отрицались гонения на верующих, умалчивался вклад РПЦ в обеспечение сохранности культурно-исторических ценностей в стране и т.д.
В этом же русле описывалось и взаимодействие государства с другими религиями, хотя в отношении ислама конфессиональная проблематика затрагивалась редко, в основном работы носили этнографический характер. Значительный вклад в изучение башкирского этноса внес Р. Г. Кузеев, должное внимание в его исследованиях отведено и проблемам ислама [17]. М. В. Вагабов в работе «Ислам и вопросы атеистического воспитания» пишет о приспособленческой деятельности мусульманского духовенства к условиям социалистического государства, выявляет недостатки атеистической работы в отношении верующих мусульман, выделяя в числе первых нехватку литературы по критике ислама [3, с. 228]. Изучением деятельности отдельных антигосударственных сект в 19501970-е гг. занимались такие авторы как В. Д. Граждан, А. Н. Ипатов. В своих исследованиях они в основном рассматривали сущность изучаемых сект, а также способы борьбы государства с ними [8, 11].
Подводя итоги первого периода изучения религиозной политики советского государства 1964-1991 гг., следует отметить, что серьезным препятствием для развития исследований была ограниченность источниковой базы, так как основная масса архивных документов являлась недоступной для большинства историков. Все это и предопределило характерные особенности публикаций советского периода.
Второй период в изучении проблемы связан с пересмотром политики государства в отношении религиозных объединений, произошедшим на рубеже 1980-1990-х гг. Данный этап был вызван новым отношением к религии и ее месту в обществе в условиях начавшейся перестройки, инициированной М. С. Горбачевым. С этого времени религия перестает рассматриваться как враждебная социалистическому государству идеология. Научная литература конца 1980-х - начала 1990-х гг. характеризуется отказом от устоявшихся стереотипов. Новый подход в освещении истории отношений государства и религиозных объединений был обусловлен также возможностью доступа к закрытым ранее архивам партии. Все это способствовало расширению проблематики исследований, более объективному изучению и переосмыслению государственно-конфессиональных отношений в советский период. Важной чертой историографического процесса последних лет стало введение в научный оборот новых архивных материалов.
Стоит выделить, систематическое совместное исследование ученых-историков и философов, вышедшее в 1989 г. «Русское православие: вехи истории», где в основном сохранялись еще прежние подходы, однако уже отсутствовал обличительный пафос; более того, констатировалось, что на конец 1980-х гг. православные верующие составляли значительную и весьма активную часть общества, и содержался призыв использовать их активность при проведении преобразований социалистического общества [32].
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. темой государственно-конфессиональных отношений заинтересовался широкий круг исследователей, включавший историков, философов, религиоведов, юристов, социологов и политологов. В 2002 году было зарегистрировано «Объединение исследователей религии», имеющее статус общественной организации. Отделения Объединения, действующие в регионах Российской Федерации, регулярно публикуют результаты своих исследований в таких сборниках, как «Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций», «Свобода совести в России: исторический и современный аспекты» и т.д. [22, с. 7].
Особое место в ряду исследований по изучению проблем государственно-конфессио-
нальных отношений в России ХХ века занимают труды историка, президента «Объединения исследователей религии» М.И. Одинцова. Он впервые ввел в научный оборот понятие «модель государственной и церковной политики» [27, с. 14].
М. И. Одинцов утверждает, что в ХХ в. сменилось 3 модели религиозной политики государства: самодержавная, буржуазная (Временного правительства) и советская, которые имели разные векторы - проправославный, вероисповедный плюрализм, атеистический. По мнению историка, все эти модели были отвергнуты большей частью духовенства, верующих и общества в целом. Причины заключались в особенностях этой политики: недооценке со стороны государства «религиозного фактора» в предкризисные и кризисные фазы политического развития страны; запаздывании в корректировке курса; исключении религиозной сферы из числа приоритетных интересов. В результате неразрешенность религиозных проблем, потеря государством возможности и способности управлять этой сферой общественных отношений объективно приобретали роль катализатора разрушительных процессов, дезинтеграции страны, а лозунг религиозной свободы подхватывался оппозиционными политическими силами, нередко придававшими ему националистическую окраску. Все это в сочетании с экономическими и социально-политическими трудностями способствовало распаду общественно-политических систем. Так было в 1905 г., феврале и октябре 1917 г., в период развала СССР. Историческая достоверность данных выводов не вызывает сомнений [26, с. 130-131].
М.И. Одинцов делает вывод о том, что в реализации государственной религиозной политики у руководителей органов управления не было единой линии поведения. Своеобразно сочетались элементы предшествующих моделей церковной политики - традиционной, самодержавной (с опорой на православную церковь); буржуазной (с проведением реформ, обеспечивающих религиозную свободу) и «социалистического» (в понимании идеологов компартии) элемента с преимущественной ориентацией на обеспечение прав атеизма как идеологии. В различные периоды советской истории преобладали то одни, то другие элементы, определяя в це-
лом характер государственно-церковных отношений, а потому ее содержание и направленность неправомерно сводить лишь к идее «атеистического государства», «диктату» и «вмешательству» государства во внутренние дела религиозных организаций и частную жизнь граждан [27, с. 163].
Тема государственно-религиозных отношений стала предметом кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в 1990 - 2000-е гг.: О. Ю. Васильевой, В. А. Ливцовым, Т. А. Чумаченко, М. В. Шкаровским, И. И. Масло-вой и др. [4, 20, 22, 39, 41]. Авторами были введены в научный оборот тысячи новых документов.
Основная историография по проблемам ислама также складывается в 1990 -е - 2000-е гг., что было связано с началом религиозного возрождения. В результате были опубликованы труды, авторами которых предпринималась попытка объективно взглянуть на положение исламских религиозных объединений в СССР [19, 21]. Следует выделить работу Р. Г. Абдула-типова «Судьбы ислама в России: история и перспективы», в которой он отмечает что, «уже в 1960-е - 1970-е гг. простому человеку соблюдать мусульманские обряды никто не мешал, если он не был коммунистом. Коммунист же и тут работал подпольно» [1, с. 45].
В рамках различных научных дискуссий ученые спорят об основных этапах государственно-церковной политики государства. Так, М.В. Шкаровский выделяет «переломными» в религиозной политике Советского государства 1958, 1964 годы [42].
О. Ю. Васильева на страницах журнала «Отечественная история» рассуждает о месте православной церкви в истории страны советского периода и о сложных отношениях ее с государственной властью. Здесь же она выделяет 6 этапов политики Советского государства в отношении Церкви: 1. 1917-1929 гг. - юридическое оформление отделения церкви от государства декретом от 23 января 1918 г. Кампания по изъятию церковных ценностей; 2. 19291943 гг. - православие объявляется извращенным миропониманием, духовенство и верующие - классовыми врагами тоталитарной системы; 3. 1943-1953 гг. - возрождение церковной жизни под строгим государственным контролем; 4. 1953-1958 гг. - относительно благо-
получный период государственно-религиозных отношений; 5. 1958-1964 гг. - ужесточение советского законодательства по отношению к религии. Проведение кампании массового закрытия церквей; 6. 1965-1991 гг. - период по внутреннему содержанию неразрывно связанный с пятым [5].
Достаточно подробно на современном этапе историографического анализа изучаются отдельные аспекты государственно-конфессиональной политики. Так Н. Н. Митрохин, рассматривая РПЦ как субъект экономической деятельности, большое внимание уделяет анализу финансово-хозяйственной деятельности церкви [24]. Н. А. Белякова обращается к проблеме регистрации религиозных обществ в 1980-е -1990-е гг. на примере Украины и Белоруссии и делает вывод, что к середине 1980-х гг. регистрация религиозных объединений все же имела ярко выраженный ограничительный характер: православные религиозные общины не могли получить официальной регистрации, в отличии от протестантских объединений [2, с. 130]. Деятельность Совета по делам религий при Совете Министров СССР анализируется в статье И.И. Масловой. В ней рассматриваются взаимоотношения Совета с управленческими органами и религиозными обществами РПЦ, исследуются его попытки сдерживать укрепление позиций РПЦ, а также анализируется сворачивание его деятельности в 1991 году. Автор указывает, что в рамках советской государственной системы этот орган осуществлял не только контрольно-надзорные, информационно-консультативные, но и правозащитные функции [23].
В 2000-х гг. стала также появляться литература исследовательского характера, выпускаемая религиозными издательствами. Здесь особо выделяется весьма обширное и обстоятельное исследование профессора Московской духовной академии протоиерея В.Цыпина «История Русской Церкви. 1917-1997» написанное с достаточно взвешенных позиций, чем существенно отличается от ряда других, посвященных этой теме работ. Однако в книге преобладает описательность и ощущается недостаток аналитики [38]. Интерес представляет также работа А.Л. Дворкина в которой рассматриваются тоталитарные секты современной России, появившиеся еще в СССР, и достаточно четко представлены различия в этимологии понятий
«сектанты», «инославные», «еретики» [9].
Наибольшим достижением церковных историков стал выпуск «Православной энциклопедии», 1-й том которой вышел в 2000 г. На сегодняшний день в феврале 2010 г. свет увидел 22-й том энциклопедии [30].
Положение религии, Церкви и верующих в России всегда было объектом пристального интереса зарубежных ученых. Особое место занимают труды Д. Поспеловского, в первую очередь, его книга «Русская православная церковь в ХХ веке», охватывающая период от дореволюционных лет и до эпохи перестройки и отличающаяся широкой источниковой базой [28]. Известный американский богослов Иоанн Мей-ендорф оценил монографию как «образцовое пособие для понимания всех аспектов новейшей истории Русской Церкви, исчерпывающий синтез громадного количества источников [22, с. 9].
Южный Урал не являлся объектом специального исследования религиозной политики в 1964-1991 гг., настоящий интерес к данной проблеме проявляется с конца 1990-х гг. Немногочисленные публикации историков Южного Урала отражают лишь отдельные аспекты темы.
Так, в Курганской области проблемами государственно-конфессиональных отношений занимается М. Н. Федченко. В своей работе «Русская православная церковь на территории Курганской области (1943-начало 2000-х гг.)» он достаточно подробно описывает церковноприходскую жизнь, анализирует количество совершенной религиозной обрядности православным населением области, рассказывает о судьбе священнослужителей этого периода, в том числе в работе содержатся значительные сведения о деятельности старообрядцев и истинно-православных христиан. В целом работа носит аналитический характер [37].
А. Н. Потапова проанализировав религиозную политику на Южном Урале в 1941-1958 гг. делает вывод о ее непоследовательности, подчеркивая что, законодательно закрепленные права верующих на практике не могли быть реализованы в полной мере [29, с. 26].
Интересным с научной точки зрения представляется учебное пособие Э.З. Шакировой, В.И. Банновой «Эволюция государственной политики в области этноконфессиональных отношений на примере Оренбургской, Челя-
бинской, Курганской и Самарской областей (середина 1950-х-2005 гг.), где особое внимание уделяется периодам обострения отношений, когда прессинг власти был особенно ощутим и выражался в ужесточении законодательства о культах [40].
В Республике Башкортостан проблемами взаимоотношения государства и РПЦ преимущественно занимается Ю. Н. Сергеев. Автор предлагает свою периодизацию государственно-церковных отношений на советском этапе истории, сочетающую общероссийскую периодизацию с региональной корректировкой. Он выделяет следующие этапы: 1918-1921; 1922-1929;1929-1941; 1941-1948; 1949-1957; 1958-1964; 1965-1988; 1988-1991 гг., при этом он замечает, что данная периодизация условна, так как курс башкирского правительства в определенной степени менялся и внутри выделенных временных промежутков [34, с. 31]. В сфере государственно-исламских отношений на территории республики крупным специалистом является А. Б. Юнусова, в ее исследованиях представлена история распространения и функционирования ислама в Башкортостане в Х-ХХ вв., на основе широкого круга архивных источников дан комплексный анализ современных процессов в сфере религиозных отношений [43]. Г. Б. Фаизов в своей работе конкретизировал понятие «государственно-исламские отношения», выделив их из сово-
купности государственно-религиозных отношений [36]. В монографиях Г. Г. Косача содержится богатый фактический материал об исламе в Оренбургской области [14].
Изучением истории РПЦ на Южном Урале занимались и церковные ученые. Н. С. Стрем-ский рассматривает вопросы, касающиеся периода гонений на церковь и священнослужителей, истории православных храмов в Оренбургской области. В целом работа носит описательный характер[35].
В настоящее время публикуются статьи в энциклопедических изданиях, справочниках-путеводителях, где упоминается и о государственно-религиозных отношениях изучаемого периода на Южном Урале [13, 15, 16].
Накопленный фактический материал обобщается в диссертационных исследованиях, выполненных на региональном материале в той или иной степени охватывающих эволюцию государственно-церковных отношений в советский период [10, 12, 25, 40].
Таким образом, историографический анализ показал, что имеется широкий пласт публикаций, посвященных отдельным аспектам государственно-религиозных отношений в советский период. В то же время на региональном уровне проблема взаимоотношения государства и религиозных объединений в 19641991 гг. не становилась предметом специального исследования.
20.05. 2011
Список литературы:
1. Абдулатипов Р. Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М.: Мысль. - 2002. 320 с.
2. Белякова Н. А. Власть и религиозные объединения в «позднем» СССР: проблема регистрации // Отечественная история. -2008. - № 4. - С. 124 - 130.
3. Вагабов М. В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М.: Высшая школа. - 1988. 272 с.
4. Васильева О. Ю. РПЦ в политике советского государства в 1943 - 1948 гг.: автореф. дис...д-ра ист. наук. М., 1998.
5. Васильева О. Ю. История Православной церкви на страницах школьного учебника // Отечественная история. - 2002. -№ 3. - С. 44 - 48.
6. Гольст Г. Р. Религия и закон. М.: Юридическая литература. - 1975. 112 с.
7. Гордиенко Н. С. Критика новых тенденций современного православия. Л.: Знание. - 1974. 32 с.
8. Граждан В. Д. Вероучение и мораль пятидесятников. М. - 1989. 63 с.
9. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека». - 2006. 816 с.
10. Ермолюк А. В. Взаимоотношения Русской православной церкви с государством и интеллигенцией в 1988 - 2000-х годах (по материалам Челябинской области): автореф. дис... канд. ист. наук. Челябинск, 2007.
11. Ипатов А. Н. Меннониты. Вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности. М.: Мысль. - 1978. 213 с.
12. Киреева Н. А. Русская православная церковь и советское государство с октября 1917 по 1928 год (на материалах Уфимской губернии - Башкирской АССР): автореф. дис. канд. ист. наук. Оренбург, 2009.
13. Конфессии и религиозные объединения Оренбургской области. Справочник. Оренбург: Издательский центр ОГАУ. -2007. 208 с.
14. Косач Г. Г. Ислам в Оренбургской области. М.: Логос. - 2008. 148 с.
15. Край Оренбургский: Праведной дорогой ислама. Оренбург: Издательство «Орлит-А». - 2007. 192 с.
16. Край Оренбургский. Стопами православия. Оренбург: Издательство «Орлит-А». - 2006. 207 с.
17. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. - М., 1974.; Историческая этнография башкирского народа. - Уфа, 1978.
18. Куроедов В. А. Религия и церковь в советском государстве. М.: Политиздат. - 1981. 263 с.
19. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. - М., 1995.
20. Ливцов В. А. Государственно-церковные отношения в СССР и России: (Проблема религиозной безопасности, 60-90-е годы): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1997.
21. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998; Ислам для России. - М., 2007.
22. Маслова И. И. Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской православной церкви: 1953 - 1991.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2005.
23. Маслова И. И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русская православная церковь (1965 - 1991 гг.) // Отечественная история. - 2005. - № 6. - С. 52 - 64.
24. Митрохин Н. Н. Русская православная церковь как субъект экономической деятельности // Вопросы экономики. -2000. - № 8. - С. 54 - 70.
25. Назарова Ю. В. Конфессиональная политика Российского государства в постсоветский период (на примере Южного Урала): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2009.
26. Одинцов М. И. Государство и церковь в России. ХХ век. - М.: Луч. - 1994.
27. Одинцов М. И. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.
28. Поспеловский Д. Русская православная церковь в ХХ веке. М.: Республика. - 1998. 511 с.
29. Потапова А. Н. Религиозная политика Советского государства и ее осуществление на Южном Урале в 1941 - 1958 гг.: автореф. дис. . канд. ист. наук. Оренбург, 2004.
30. Православная энциклопедия: Русская православная церковь. М., 2000.
31. Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М., 1985.
32. Русское православие: вехи истории. - М.: Издательство политической литературы. - 1989. 719 с.
33. Седюлин А. Законодательство о религиозных культах. - М.: Юридическая литература. - 1974. 95 с.
34. Сергеев Ю. Н. Православная церковь и государственная власть в БАССР (1918 - 1991 гг.): этапы взаимоотношений / / Река времени. Сб. статей. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис. - 2000. - С. 31 - 35.
35. Стремский Н. Е. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. - Оренбург, 1999. 385 с.
36. Фаизов Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: УНЦ РАН. - 1995. 114 с.
37. Федченко М. Н. Русская православная церковь на территории Курганской области (1943 - начало 2000-х гг.). Курган, 2006. 124 с.
38. Цыпин В. История Русской православной церкви 1917 - 1990 гг. М.: Хроника. - 1994. 217 с.
39. Чумаченко Т. А. Советское государство и РПЦ: История взаимоотношений, 40-е - первая половина50-х гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1996.
40. Шакирова Э.З., Баннова В.И. Эволюция государственной политики в области этноконфессиональных отношений на примере Оренбургской, Челябинской, Курганской и Самарской областей (середина 1950-х - 2005 гг.): учебное пособие. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. - 2009. 61 с.
41. Шкаровский М.В. РПЦ и религиозная политика Советского государства в 1939 - 1964 гг.: автореф. дис. ... д-ра. ист. наук. М., 1996.
42. Шкаровский М.В. Русская православная церковь в 1958 - 1964 годах // Вопросы истории. - 1999. - № 2. - С. 42 - 57.
43. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. 352 с.
Сведения об авторе: Попова Ксения Юрьевна, аспирантка кафедры истории, методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета по
специальности, [email protected]
UDC 322 (2R36) (S173) P 58 Popova K.Yu.
Orenburg state pedagogical university; [email protected]
THE RELIGIOUS POLICY OF THE SOVIET STATE IN 1964-1991 AND ITS REALIZATION IN SOUTHERN URAL REGION: HISTORIOGRAPHIC ASPECT
Article represents historiographic research of a problem of state-confessional relations and their realization in 1964-1991 in Southern Ural region. Leaning against a wide range of the historical literature the author analyzes the basic periods of development of a theme: Soviet and Post-Soviet.
Key words: historiographic aspect, the religious policy, Southern Ural , the concept of the state atheism, pluralism.
Bibliography:
1. Abdulatipov R.G. A fate of Islam in Russia: history and prospects. М: Thought. - 2002.- 320 p.
2. Belyakova N.A. Power and religious associations in «the late» USSR: a registration problem// National history. - 2008. -№ 4. -p. 124 - 130.
3. Vagabov M.V. Islam and questions of atheistic education. М: the Higher school. - 1988. p. 272 .
4. Vasileva O. Ju. Russian Orthodox Church in the policy of the Soviet state in 1943 - 1948:autoref. М, 1998.
5. Vasileva O. Ju. History of Orthodox church on pages of the school textbook//National history. - 2002. - № 3. - p. 44 - 48.
6. Golst Religion and the law. М: the Legal literature. - 1975. p. 112 .
7. Gordienko N.S. Criticism of new tendencies of modern Orthodoxy. L: Knowledge. - 1974. 32 p.
8. Gragdan V.D.Religious doctrine and morals of five-foremen. М - 1989. 63 p.
9. Dvorkin A.L. Sektovedenie. Totalitarian sects. Experience of regular research. Nizhni Novgorod: Publishing house «Christian library». - 2006. 816 p.
10. Ermoljuk A.V. Relations of Russian Orthodox Church with the state and intelligency in 1988 - 2000th years (on materials of the Chelyabinsk area): autoref. Chelyabinsk, 2007.
11. Ipatov A. N. Mennonits. Questions of formation and evolution of an ethnoconfessional generality. М: Thought. - 1978. 213 p.
12. Kireeva N.A. Russian Orthodox Church and the Soviet state since October 1917 for 1928 (on materials of the Ufa province -Bashkir ASSR):autoref. Orenburg, 2009.
13. Confessions and religious associations of the Orenburg region. A directory. Orenburg: Publishing center OSAU. - 2007. 208 p.
14. Kosach G.G. Islam in the Orenburg region. M: Logos. - 2008. 148 p.
15. Orenburg's region: Just road of Islam. Orenburg: Publishing house «Orlit». - 2007. 192 p.
16. Orenburg's region. Orthodoxy stops. Orenburg: Publishing house «Orlit». - 2006. 207 p.
17. Kuzeev R.G. Origin of the Bashkir people: Ethnic structure, moving history. - M, 1974.; Historical ethnography of the Bashkir people. - Ufa, 1978.
18. Kuroedov V. A. Religion and church in the Soviet state. M: - 1981. 263p.
19. Landa R.G. Islam in the history of Russia. - M, 1995.
20. Livtsov V. A. State-church relations in the USSR and Russia: (the Problem of religious safety, 60-90th years): autoref. M, 1997.
21. Malashenko A.V . Islamic revival in modern Russia. - M, 1998; Islam for Russia. - M, 2007.
22. Maslov I.I. Evolution of the religious policy of the Soviet state and Russian Orthodox Church activity: 1953 - 1991.: autoref. M, 2005.
23. Maslov I.I. Council on affairs of religions at Ministerial council of the USSR and Russian Orthodox Church (1965 - 1991)// National history. - 2005. - № 6. - p. 52 - 64.
24. Mitrokhin N.N. Russian Orthodox Church as the subject of economic activities//economy questions. - 2000. - № 8. -p. 54 - 70.
25. Nazarov JU.V. The Confessional policy of the Russian state during the Post-Soviet period (on an example of Southern Ural region):autoref. M, 2009.
26. Odintsov M. I. The state and church in Russia. The XX-th century. - M: the Beam. - 1994.
27. Odintsov M. I. Russian Orthodox Church in the XX-th century: history, mutual relations with the state and a society. M, 2002.
28. Pospelovsky D. Russian Orthodox Church in the XX-th century. M: Republic. - 1998. 511 p.
29. Potapova A. H. The religious policy of the Soviet state and its realization in Southern Ural region in 1941 - 1958:autoref. -Orenburg, 2004.
30. The orthodox encyclopedia: Russian Orthodox Church. M, 2000.
31. Rosenbaum J. A. The Soviet state and church. M, 1985.
32. Russian Orthodoxy: history marks. - M: Publishing house of the political literature. - 1989. 719 p.
33. Sedulin A. Legislation about religious cults. - M: the Legal literature. - 1974. 95 p.
34. Sergeev J.N. Orthodox church and the government in BASSR(1918 - 1991): stages of mutual relations// River of time.Collection of Articles. Ufa: Open Company «DizajnPoligrafServis. - 2000. - p. 31 - 35.
35. Stremsky N.E. Marturs and confessors of the Orenburg diocese of the XX-th century. - Orenburg, 1999. 385 p.
36. Faizov V. State-Islamic relations in the Volga region and the Ural region. Ufa: USC the Russian Academy of Sciences. -1995. 114 p.
37. Fedchenko M. N. Russian Orthodox Church in territory of the Kurgan region (1943 - the beginning of 2000th ).Kurgan, 2006. 124 p.
38. Tsypin V. History of Russian Orthodox Church 1917 - 1990 M: the Chronicle. - 1994. 217 p.
39. Chumachenko T. A. The Soviet state and Russian Orthodox Church: History of mutual relations, 40 - first half 50-th:autoref. M, 1996.
40. Shakirova E.Z., Bannova V. I. Evolution of a state policy in the sphere of ethnoconfessional relations on an example of the Orenburg, Chelyabinsk, Kurgan and Samara areas (the middle 1950 - 2005): the manual. Orenburg: IPK GOU OSU. -2009. 61 p.
41. Shkarovsky M. Russian Orthodox Church and the religious policy of the Soviet state in 1939 - 1964: autoref. M, 1996.
42. Shkarovsky M.V. Russian Orthodox Church in 1958 - 1964//history Questions. - 1999. - № 2. - p. 42 - 57.
43. Junusova A.B. Islam in Bashkortostan. Ufa: Ufa, 1999. 352 p.