Артем ЛУКАНИН, Екатерина ЕРЕМИНА
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
В статье автор выдвигает тезис, что в условиях информационного общества электронное правительство предстает не только как новая форма социального взаимодействия, но и как совокупность информационных связей, в которых одним из контрагентов выступает государство.
In the article the author states that in the information society e-govemment appears not only as a new form of social interaction, but also as a set of information ties in which a state is one of contractors.
Ключевые слова:
информационное общество, социальные взаимодействия, электронное правительство, социальный институт; information society, social interaction, e-government, social institution.
ЛУКАНИН
Артем
Викторович — аспирант кафедры государственного управления и социологии региона ПГУ
ЕРЕМИНА Екатерина Витальевна — к.соц.н., доцент; доцент кафедры государственного управления и социологии региона ПГУ
hope [email protected]
В связи с возникновением информационного общества про -исходит трансформация социальных взаимодействий, что приводит к появлению новых социальных институтов. Одним из самых ярких примеров, описывающих изменение обще -ственных отношений между обществом и государством, является становление электронного правительства как социального инсти -тута.
Сегодня дефиниции «электронное правительство», «электрон -ное государство», «информационное общество» широко распро -странены. Однако в Российской Федерации до сих пор не при -няты нормативные правовые акты, которые бы устанавливали еди ные требования к характеристикам электронного правительства. Общепринятого определения электронного государства нет и в остальном мире. Разные специалисты в области государственного управления и информационных технологий, а также нормативные акты различных стран используют разные определения этой дефи ниции.
Необходимо отметить, что в России понятие «электронное правительство» исследуется пока главным образом в политической науке. При этом оно определяется как политическая стратегия и государственно управленческая практика в условиях становления информационного общества1, новый способ организации и разви -тия системы государственного управления, способ его трансфор -мации и совершенствования для ориентации на принципиально более тесную связь с гражданами, кардинального улучшения пока зателей получения конкретных полезных результатов деятельно сти, большей эффективности деятельности и ответственности го сударственных органов2, качественно новая, основанная на ИКТ социально ориентированная форма государственного управления3.
1 Чигасова П.А. «Электронное правительство»: сравнительно-
политологический анализ концептуальных подходов и опыта реализации в США и России : автореф. дис. ... к.полит.н. — М., 2010, с. 8—9.
2 Яковлева Е.А. Электронное правительство: теоретические модели и поли -тическая стратегия российского государства : автореф. дис. ... к.полит.н. — М.,
2006.
3 Кашина Е.А. Формирование электронного правительства в Российской Федерации: социально-политический аспект : автореф. дис. ... к.полит.н. — М., 2009.
Таблица 1
Матрица моделей социального взаимодействия между общественными субъектами
государство (G) Бизнес (B) граждане (C)
Государство (G) G2G B2G C2G
Бизнес (B) G2B B2B C2B
Граждане (C) G2C B2C C2C
Выделяются два основных его компонента — электронная демократия и электронная администрация1. По нашему мнению, изучение электронного правительства как социального института только расширяет исследовательскую область обозначенного объекта, и он перестает быть лишь политической категорией. Электронное правительство как социальный институт становится следствием социального взаимодействия индивидов и институциональных субъектов, исследование которых необходимо развивать при социологическом подходе.
Электронное правительство представляет собой новый тип и форму социального взаимодействия, посредством которого организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной органи зации общества. Электронное правитель -ство как социальный институт характери зуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечиваю щими достижение этой цели, набором социальных статусов и ролей.
Обобщенная сущностная характери -стика электронного правительства вклю чает в себя социальное назначение элек тронного правительства, его организационную структуру, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами, характер отношений с обще ством.
Электронное правительство можно рассматривать, исходя из посылки Т. Парсонса, как систему социального взаимодействия множества индивидов, а не просто систему оказания государ ственных и муниципальных услуг в элек тронной форме, поскольку его основ ными элементами являются люди, их нормы и связи.
Рисунок 1. Типы социального взаимо -действия электронного правительства
Исходя из этого, необходимо выделить структурные элементы электронного правительства как социального института. Предлагаем разделить субъекты социаль -ного взаимодействия (структурные ком -поненты) электронного правительства в соответствии с их ориентацией на сферы общественной жизнедеятельности.
Электронное правительство в соци -альной системе можно представить как систему социальных взаимодействий трех крупных субъектов общества: государ -ства (government, G), граждан (citizen, C) и коммерческих организаций (business, B). Граждане, соответственно, представляют общество, а государство является инте грирующей системой. Комбинируя эти элементы с помощью английского пред лога to, созвучного с two (два), можно представить все многообразие социальных взаимодействий между ними с помощью матрицы типов (см. табл.1)2.
При этом электронное правительство
1 Солодов В.В. Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления : автореф. дис. ... к.полит.н. — М.,
2007.
2 Головин Ю.А. Григорьев П.В., Щенников М.А. Новые политические технологии в современной России : монография. — М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2009, с. 109.
Таблица 2
Сегменты социальных взаимодействий в структуре электронного правительства
№ Тип взаимодействия Характеристика
1 G2G Совершенствование межведомственных связей и функций управления внутри государства. Социальные взаимодействия внутри государственных органов (между законодательной, исполнительной и судебной властью, между федеральными и региональными властями). Внутри данного вида отношений также можно выделить подсегмент отношений, характеризую щих взаимодействие органов государственной власти и отдельных государственных служащих
2 G2B Социальные взаимодействия с коммерческими структурами, выступающими чаще всего в качестве поставщиков
3 G2C Социальные взаимодействия с гражданами, выступающими одновременно клиентами и субъектами принятия решений (избирателями)
можно представить как совокупность информационных связей, в которых одним из контрагентов выступает государство — G2G, G2В, G2С. Данные типы социальных взаимодействий показаны на рис.11.
Социальные взаимодействия между структурными компонентами электрон -ного правительства реализуются в самых различных отношениях. Это могут быть международные отношения для стран, торговля — для бизнес - структур, для граждан — от семейных отношений до уча -стия в работе общественных объедине -ний. Кроме отношений взаимодействия, между упомянутыми субъектами могут реализовываться и другие, например отношения принадлежности, собственно сти. «Бизнесы в любой стране, при любой системе всегда принадлежат либо граж данам, либо другим бизнесам, либо госу дарству. Государство принадлежит своим гражданам — то есть граждане являются владельцами своего государства, а граждане уже никому не принадлежат, кроме самих себя»2.
Помимо описанных субъектов социаль -ных взаимодействий электронного прави тельства, можно выделить и другие формы отношений. Например, тип социального взаимодействия В2С характеризуется реа лизацией государственных полномочий
1 Там же.
2 Агамирзян И.Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства // Технологии информационного общества. Интернет и современное общество : материалы V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25-29 ноября 2002 г. - СПб, 2002, с. 2.
с помощью бизнеса. В таком типе соци -ального взаимодействия правительство создает общественную инфраструктуру, а бизнес предоставляет удобные формы доступа к ней.
Если же говорить о типе социального взаимодействия С2С, то тут ярким при мером будет создание социальных сетей и виртуальных сообществ. Здесь электрон -ное правительство является существен ным условием объединения сообществ и создает возможности для их результатив -ного участия в общественном процессе: интернет- форумы, блоги и т.д.
Функции электронного правительства как системы социального взаимодействия можно определить исходя из функций традиционного института правительства и той формы, которую они обретают при трансформации общественных отноше ний под воздействием информационно коммуникационных технологий. К таким задачам относятся предоставление обще ственных благ для населения, содействие социальному и экономическому разви тию, обеспечение условий равенства в распределении благ на основе принципов социальной справедливости.
Можно выделить три группы функций электронного правительства как системы социального взаимодействия.
1. Направление «государство — государ -ство» (G2G) — организация систем межведомственного электронного докумен -тооборота и внедрение стандартов электронного делопроизводства, разработка отраслевых программ информатизации, подключение к информационным сетям
органов государственной власти, разви тие межведомственных информационных систем и баз данных.
2. Направление «государство — бизнес» (О2В) — повышение эффективности соци -ального взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, формиро вание условий, необходимых для развития механизмов электронной торговли и уско ренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере ИКТ, совершенствование управления государ -ственным заказом.
3. Направление «государство — граж -дане» (О2С) — реализация действительных прав граждан на свободный поиск, полу чение и передачу информации, повыше ние информационной открытости органов государственной власти, а также качества оказываемых гражданам услуг.
Электронное правительство также должно изменить однонаправленные формы социального взаимодействия вну три политических структур. Одним из таких инструментов является предостав ление возможности прямого волеизъявле ния граждан в процессе подготовки и при нятия управленческих решений. Формами осуществления этого инструмента явля ются электронное голосование, обсужде ние политических вопросов на форумах и в блогах, создание в сети виртуальных сообществ. Такая форма социального взаимодействия между государством и социумами создает потенциал для преодо -ления сложной иерархии политической системы, содействует росту капитала общественного доверия, при этом к мини -муму сводится зависимость граждан от го сударственных гражданских служащих.
Сегодня государственная служба жиз -
неспособна и эффективна только в том случае, если она функционирует как открытая социальная система — в усло -виях свободного обмена информацией, т.е. в системе тесного информационного взаимодействия (обратной связи) с обще ством1. Тем самым электронное правитель -ство становится одним из поставщиков услуг, а гражданин становится клиентом. Использование инструментов электрон ного правительства направлено на макси мальное удовлетворение запросов населе ния, что является основным индикатором эффективности работы органов государст венной власти. В такой схеме социальных взаимодействий реализуются социальные роли гражданина, т.е. клиента, а синони -мом бизнеса являются гражданские слу жащие органов государственной власти. Но на их социальные взаимодействия накладываются воздействия других важ нейших общественных отношений, кото рые определяют и социальную структуру, и социальное неравенство в обществе. Это и формирует социальное поведение граж дан и оказывает влияние на деятельность электронного правительства как системы социальных взаимодействий.
Статья написана в рамках исполнения гранта РФФИ№12-06-97023-р_поволжье_а «Социализирующая и программирующая роль системы массовых коммуникаций в процессе модернизационно-инновационного развития региона и формирования региональной идентичности».
1 Борисова Т.Ф. и др. Связи с общественностью и общественными организациями («паблик рилейшнз») / под общ. ред. В.С. Комаровского. — М. : РАГС, 1996, с. 26.