Научная статья на тему 'Количественная оценка альтернативных систем электронного правительства'

Количественная оценка альтернативных систем электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шикульская Ольга Михайловна, Алексеева Юлия Александровна

Рассматривается понятие «электронное правительство» и дается количественная оценка альтернативных систем электронного правительства не только России, но и многих зарубежных стран. Таблицы и диаграммы наглядно демонстрируют тенденцию развития систем электронного правительства в России. Это означает, что Россия учла опыт зарубежных стран и во многом избегает их ошибок. Библиогр. 2. Ил. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шикульская Ольга Михайловна, Алексеева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE ESTIMATION OF ALTERNATIVE SYSTEMS OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT

The concept "the electronic government" is considered and the quantitative estimation of alternative systems of the electronic government not only of our country, but also of many foreign countries is given. The tables and diagrams show the tendency of the development of the electronic government in our country. It means that Russia considered the experience of foreign countries and in many cases avoids their mistakes.

Текст научной работы на тему «Количественная оценка альтернативных систем электронного правительства»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

УДК 681.586

О. М. Шикульская, Ю. А. Алексеева Астраханский государственный технический университет

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Введение

Несмотря на повсеместное внедрение прогрессивных технологий в различные сферы человеческой деятельности, организация работы правительства строится в основном на старых методах, использующих бумажную технологию обработки информации.

Такие технологии не могут обеспечить должного качества управления и обслуживания населения, снижают оперативность принятия управленческих решений, способствуют возникновению очередей при обращении граждан в административные органы.

Для исправления сложившейся ситуации во многих странах мира, в том числе и в России, разрабатываются и внедряются системы электронного правительства.

В настоящий момент проблема создания системы электронного правительства возникла и в Астраханской области.

Во избежание лишних затрат, для оптимизации решения задач, грамотной организации работы электронного правительства необходим глубокий анализ существующих программ по созданию электронного правительства России, а также зарубежных стран, наиболее успешно решающих эту задачу, который и явился целью предлагаемой работы.

Понятие «электронное правительство» Прежде чем приступить к анализу, необходимо было определить понятие «электронное правительство».

Существует несколько определений:

Электронное правительство - это инфраструктура, которая позволяет органам власти любого уровня эффективнее взаимодействовать с гражданами, коммерческими организациями, органами законодательной и исполнительной власти.

Электронное правительство - это трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в управлении государством и совершенствования внутренних процессов.

Под электронным правительством понимают также использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности деятельности правительства и возможности общественного контроля над ним.

Основополагающий принцип системы электронного правительства заключается в том, что она должна быть доступна каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места дислокации [1].

Суть электронного правительства состоит в использовании виртуального пространства для совершенствования моделей оказания услуг и повышения эффективности функционирования органов власти и государственных учреждений.

Структура электронного правительства. Электронное правительство состоит из трех основных модулей:

- G2G, government to government, государство - государству;

- G2B, government to business, государство - бизнесу;

- G2C, government to citizens, государство - гражданам.

Система электронного правительства включает в себя следующие прикладные элементы:

- свободу доступа граждан к государственной информации;

- перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство;

- установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и их регулярный контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами;

- введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих;

- перечисление государственным служащим зарплаты;

- расчеты государственным служащим за командировки;

- перенесение в сеть большинства стандартных операций взаимодействия между государством и гражданами или бизнесом [2].

Сравнение альтернатив. Был выполнен сравнительный анализ следующих программ:

- Е-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age - «Е-граждане, е-бизнес, е-правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху» (Великобритания);

- «Интернет для всех - шаги на пути к информационному обществу» (Германия);

- PAGSI (Франция);

- Electronic Government Action Program и Digital Delta (Нидерланды);

- National Pеrformance Review (Соединенные Штаты Америки)

- Электронная Россия (Россия).

Были определены основные направления исследования программ:

- модуль взаимодействия;

- сфера жизнедеятельности населения страны, затрагиваемая программой;

- страны.

Программы каждой из стран были оценены по рассматриваемым в них функциям правительства в соответствии с этими направлениями (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анализа программ «Электронное правительство» различных стран

Модуль Сфера Велико- британия Г ермания Франция Нидер- ланды США Россия

Коммуникации между: департаментами и агентствами +

G2G центральными и местными правительствами + +

отдельными политиками +

Модернизация государственных служб + + +

Поддержка программ развития + + +

G2B Регулирование +

Налогообложение + + + + + +

Электронное снабжение + + + + + +

Информирование + + + + + +

Налогообложение + + + + + +

Здравоохранение + + + + + +

Образование + + + + + +

Телефонная связь + +

G2C Искусство + +

Научные исследования и инновации + +

Строительство + +

Промышленность +

Транспорт +

Социальная сфера + + +

Для сравнения эффективности программ по созданию систем электронного правительства в различных странах и интенсивности функционирования модулей по созданию систем было предложено два количественных показателя: К1 - показатель эффективности функционирования программ по созданию систем электронного правительства по странам и К2 - показатель интенсивности функционирования модулей систем электронного правительства.

Коэффициенты К} и К2 определяются следующим образом: для определения коэффициента К1 любого модуля, например 020, и произвольной страны, например России, необходимо найти отношение количества ячеек со знаком «+» в ячейках соответствующего столбца модуля и разделить его на полное количество ячеек этого столбца и модуля.

Для определения коэффициента К2 любого модуля, например 020, необходимо найти отношение знаков «+» в ячейках соответствующего модуля к общему числу ячеек этого модуля.

Результаты анализа табл. 1 были сведены в табл. 2.

Сводная таблица показателей К1 и К2

Таблица 2

Модуль Великобритания Г ермания Франция Нидерланды США Россия К2

020 0,75 0 0,25 0,25 0,25 0,25 0,29

02В 1 0,5 0,75 0,5 0,5 0,75 0,67

02С 0,36 0,55 0,55 0,55 0,36 1 0,56

К1 0,58 0,42 0,53 0,47 0,37 0,79 0,53

Результаты анализа таблиц представлены ниже в виде диаграмм (рис. 1-3).

0,75

□ 020

□ 02В

□ 020

О

ш

с!

I

<

3

о

Рис. 1. Диаграмма показателей эффективности функционирования модулей программ по созданию электронного правительства в различных странах

о

ш

с!

I

<

3

о

Рис. 2. Диаграмма показателей эффективности функционирования программ по созданию электронного правительства по странам

0,36

0,36

0,55

0,55

0,55

0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,5

0,5

0,75

0,25

0,25

0,25

0,25

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

Рис. 3. Диаграмма показателей интенсивности функционирования модулей программ по созданию электронного правительства

Таблицы и диаграммы наглядно показывают, сколько внимания уделяется различным сферам жизнедеятельности населения страны и в каких программах по созданию электронного правительства.

1. Модуль 020. Государства мало внимания уделяют взаимодействию с государственными органами (или же эта информация является недостаточно прозрачной).

2. Модуль 02В. Здесь картина более оптимистична. Все страны поддерживают программы по развитию налогообложения, электронного снабжения. Три страны поддерживают программы развития бизнеса и одна страна - программы регулирования взаимодействия с бизнесом.

3. Модуль 02С. Все зарубежные страны уделяют внимание информированию, налогообложению, здравоохранению, образованию.

Германия обращает внимание на развитие телефонной связи и социальной сферы. Франция - на сохранение культурного богатства и развитие науки и инноваций. Нидерланды - на развитие строительства и социальной сферы.

Российская программа подразумевает развитие всех сфер взаимодействия государства с гражданами. Это информирование, налогообложение, здравоохранение, образование, телефонная связь, искусство, научные исследования и инновации, строительство, промышленность, транспорт и социальная сфера. В остальных странах взаимодействие государства с гражданами выражено не так ярко.

Это можно объяснить тем, что Россия позже других стран приступила к разработке программы по созданию электронного правительства, и ею был учтен опыт других стран.

Заключение

Выполненный анализ позволяет выявить наиболее сильные и слабые стороны известных программ по созданию системы электронного правительства и учесть их при разработке программы в Астраханской области.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. http://www.microsoft.com/rus/government.

2. http://www.cnews.ru/newcom/.

Получено 1.10.2006

QUANTITATIVE ESTIMATION OF ALTERNATIVE SYSTEMS OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT

О. М. Shikulskaya, Yu. A. Alekseeva

The concept "the electronic government" is considered and the quantitative estimation of alternative systems of the electronic government not only of our country, but also of many foreign countries is given. The tables and diagrams show the tendency of the development of the electronic government in our country. It means that Russia considered the experience of foreign countries and in many cases avoids their mistakes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.