Научная статья на тему 'Государство и национальный экономический суверенитет в эпоху глобализации'

Государство и национальный экономический суверенитет в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВО / GLOBALIZATION / ECONOMIC SOVEREIGNTY / NEOINSTITUTIONALISM / POWERED BY POWERED BY STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудко С.И.

Государство выступает важнейшим выразителем национальных экономических интересов, регулятором макромикроэкономических процессов. Проблема государства и его роли в экономике далеко не нова. Однако в условиях глобализации место данного института в экономическом развитии существенно меняется. Модернизируются и функции государства. На наш взгляд, в центр внимания встает противоречие между возрастающей, существенной ролью государства во внутренней экономической жизни и требованиями ее сужения в связи с глобализацией и формированием мегаэкономики. Традиционная дилемма рынок-государство из макроэкономической среды переместилась во внешнюю мегаэкономическую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state and the national economic sovereignty under the epoch of globalization

The state acts as the most important spokesman of national economic interests, the regulator of macromicroeconomic processes. The problem of the state and its role in economy isn't new. However in the conditions of globalization the place of this institute in economic development significantly changes. Also functions of the state are modernized. In our opinion, in the center of attention there is a contradiction between the increasing, essential role of the state in internal economic life and requirements of her narrowing in connection with globalization and formation of megaeconomy. The traditional dilemma the market state from the macroeconomic environment has moved on external megaeconomic environment.

Текст научной работы на тему «Государство и национальный экономический суверенитет в эпоху глобализации»

ГОСУДАРСТВО И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

С. И. ДУДКО,

аспирант Финансовой академии при Правительстве РФ1

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Государство выступает важнейшим выразителем национальных экономических интересов, регулятором макро- микроэкономических процессов. Проблема государства и его роли в экономике далеко не нова. Однако в условиях глобализации место данного института в экономическом развитии существенно меняется. Модернизируются и функции государства.

На наш взгляд, в центр внимания встает противоречие между возрастающей, существенной ролью государства во внутренней экономической жизни и требованиями ее сужения в связи с глобализацией и формированием мегаэкономики. Традиционная дилемма рынок-государство из макроэкономической среды переместилась во внешнюю мегаэкономическую среду.

С позиций неоинституциональной теории, государство играет важнейшую роль в рыночной экономике. Прежде всего, государство представляет собой институт по спецификации и защите прав собственности. Р. Капелюшников подчеркивает, что «по отношению к организации экономики на основе таких институтов, как рынок и частная собственность, государство представляет собой парадоксальное явление: для нормального функционирования и защиты этих институтов, оказывается, нужен механизм, базирующийся на противоположных принципах централизации и коллективной собственности»2. Это ведет к конфликту между способами организации политической и экономической сфер жизни общества.

Государство как социальный институт выступает важнейшим дополнением к рынку, обеспечивая: свободу заключения контрактов; предоставление товаров и услуг, которые не могут распределяться через рынки.

В целом в неоинституционализме существует два взгляда на природу государства.

С одной стороны, государство рассматривается как добровольный контракт между гражданами и государством, которое взяло на себя защиту договорного права между отдельными субъектами экономики3 . В данном случае, как подчеркивает Р. Капелюшников, «появление государства мыслится как некий первоначальный контракт, предполагающий признание прав индивидуума на опре-

деленные ресурсы со стороны других участников договора в обмен на его отказ от притязаний на остальные ресурсы и согласие уважать чужие права на них. Государство возникает как третейская сторона, гарантирующая соблюдение условий первоначального общественного договора. Контрактный подход объясняет, почему государство может потенциально обеспечить структуру прав собственности для более эффективной аллокации ресурсов, повысив тем самым уровень благосостояния в обществе»4.

С другой стороны, государство может выступать как эксплуататор, который на основе насилия над гражданами увеличивает свой доход в результате сбора налогов и принудительных работ.

Мы примем во внимание первый подход и будем рассматривать государство как контракт, хотя в какой-то степени оба подхода пересекаются. В частности Д. Норт определил государство как организацию «со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющаяся на известный географический район,

границы которого определяются ее властью над налогоплательщиками. Сущность прав собственности - в праве на исключение, и организация, обладающая сравнительным преимуществом в насилии, оказывается в состоянии специфицировать и защищать права собственности»5. Государство понимается как агентство, продающее услуги в обмен на налоги

Перед таким государством стоит задача минимизации всех видов трансакционных издержек в обществе, а тем самым способствовать функционированию рынка. Это такие виды трансакционных издержек, как издержки поиска информации; ведения переговоров; издержки измерения по оценке и измерению количества и качества товаров или услуг (стандартизация, гарантии); издержки заключения контракта (юридическое оформление сделки); издержки оппортунистического поведения (предупреждение уклонения от условий договора и контроль за соблюдением договора); спецификации и защиты прав собственности (специальные институты правовой защиты - суды, арбитражи); издержки защиты от третьих лиц (государство, муниципальные органы, преступники и т. п.). Разумеется, данными вопросами занимаются и сами фирмы, но государство играет большую роль в сокращении их трансакционных издержек, а по ряду издержек имеет приоритет, например, в защите прав собственности.

Заметим, что в условиях глобализации и формирования мегаэкономики данные функции минимизации всех видов трансакционных издержек при помощи института государства в масштабах макроэкономики, не только, несомненно, сохраняются, но и расширяются, так как в условиях международной конкуренции и открытости макроэкономических единиц расширяются и усложняются задачи поиска информации, стандартизации товаров и услуг, предупреждение уклонения от условий договора спецификации и защиты прав собственности. Международные органы по многим направлениям только создаются, поэтому данные вопросы решаются на уровне национальных единиц мегаэкономики.

Институциональный подход, на наш взгляд, наиболее плодотворен для изучения роли и места национального государства в условиях глобализации. Он выходит на такой уровень обобщения, который позволяет определить не просто конкретные узкие функции государства, которые должны остаться в ведении национальных правительств и государственных органов, но дает теоретическое обоснование значимости тех или иных функций и ролей государства, помочь выявить те функции, которые могут быть переданы наднациональным организациям, и те, которые не могут быть переданы ни при каких условиях.

Таким образом, перечисленные функции по минимизации трансакционных издержек были и будут прерогативой национальных государств.

В условиях глобализации ряд функций государства усиливается и приобретает новую значимость:

1) защита конкуренции на внутренних рынках;

2) создание конкурентных преимуществ, как для национальной экономики в целом, так и для отдельных национальных компаний;

3) создание и поддержание общенациональной инфраструктуры (с привлечением частного сектора);

4) развитие человеческого капитала;

5) создание и передача новых технологий.

Среди отечественных и зарубежных специалистов стало распространяться мнение, что глобализация хозяйственных связей радикально ограничит функции национальных государств в определении и проведении в жизнь мероприятий экономической политики.

Так, в своей известной книге «Мир без границ» К. Омае написал, что «экономический национализм отдельных государств стал бессмысленным». Б. Бади также старается обосновать объективный характер утраты национальным государством своих регулирующих функций6. Среди российских экономистов данной точки зрения придерживается Ю. В. Шишков7, который в частности пишет: «В последние десятилетия XX в. глобальные экономические процессы шаг за шагом становились доминирующими, оттесняя на обочину национальные экономики, как бы растворяя их в гигантском хозяйственном организме планетарных масштабов. В ходе этой трансформации совершается один из важнейших поворотов в истории мирового сообщества, пока еще недостаточно осмысленных и теоретиками, и практиками, - девальвация государств, которые на протяжении многих десятилетий служили системообразующими организационными структурами»8.

Дж. Стиглиц в частности указал на противоречие: «На протяжении большей части XX в. от государства ожидали увеличения расходов и более активного вмешательства в экономику. Политика Вашингтонского консенсуса, напротив, основывалась на отрицании активной роли государства: масштабы последнего должны быть минимальными, а его вмешательство в экономику - предельно ограниченным. При этом подразумевалось, что государство менее эффективно выполняет экономические функции, чем рынки. Следовательно, чем его меньше, тем лучше»9.

Однако уже в конце 90-ых годов в области теории глобализации начали происходить существенные сдвиги. Начался пересмотр роли национальных государств в глобальной экономике. Знаковым явлением стало опубликование Всемирным банком в 1997 г. доклада «Государство в меняющемся мире», который привлек большое внимание научной общественности, экономистов, политиков. «Далеко идущие изменения в глобальной экономике вынуждают нас вернуться к базисным вопросам о государстве: какова должна быть его роль, что оно может делать, что не может и как действовать наилучшим образом?» - так сформулированы задачи доклада.

В докладе отмечается тенденция расширения роли государства: «В течение последнего столетия функции государства значительно расширились, особенно в промышленно развитых странах, в большинстве развивающихся стран была сделана ставка на те стратегии общественного развития, в которых ведущую роль играло государство. В результате государственные расходы достигают сей-

час почти половины ВВП в промышленно развитых странах и примерно одной четверти в развивающихся странах»10.

Бывший директор Всемирного банка Дж. Вулферсон подчеркивал во вступлении к докладу, что мир движется к минималистскому государству: «Подобное государство не причиняет вреда, но не может принести и много пользы. История настойчиво повторяет, что хорошее правительство - это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие - и экономическое и социальное - невозможно»11.

Идея эффективного государства, то есть задачи повышения эффективности экономической деятельности государства, совершенствования механизмов государственного регулирования экономики были поставлены в нем с учетом глобализации. Данные задачи актуальны как для развитых стран, так и для стран с трансформируемой экономикой. Первым условием эффективного государственного вмешательства является способность правительства в максимальной степени избавить бизнес от чрезмерностей бремени государственного управления, от рисков и неопределенности, вызванных слабостью и неустойчивостью государственной власти.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Как было показано выше, государство не отмирает в условиях формирования мегаэкономики, а меняются его функции. В то же время проблема постепенного разрушения национального экономического суверенитета существует.

Возрастает роль отношений, устанавливаемых хозяйствующими субъектами «поверх» государственных границ, по сравнению с национальными законами и нормами. Государству приходится считаться с надгосударственными институтами, а также с различными институтами транснационального капитала12. Также к стиранию экономических границ ведет либерализация международных экономических отношений и информационная революция.

В результате происходит расщепление национально-хозяйственных комплексов - национальные хозяйства «растаскиваются» на отдельные части, становятся звеньями различных транснациональных образований. В рамках национальных географических границ появляются зоны (анклавы, территории), больше связанные с экономическими интересами других стран, чем с экономическими интересами собственной страны. Подобные хозяйственные анклавы, «завязанные» на внешний мир, есть во многих странах.

Воздействие подобных образований на национальную экономику носит неоднозначный характер.

С одной стороны, имеет место положительное воздействие: приток финансовых ресурсов и строительство новых комплексов производственного и непроизводственного назначения, расширяют сферу приложения труда местного населения. Проводятся исследования и опытно-конструкторские работы. Формируется соответствующая инфраструктура (коммунальная, бытовая, культурная и т.п.). Все это способствует экономическому оживлению региона (в первую очередь, слаборазвитого).

С другой стороны, формирование таких анклавов само по себе еще не гарантирует экономического роста. Относительно высокий уровень производства и доходов в этих анклавах практически может не влиять на положение основной массы населения. В результате на определенной территории формируется воспроизводственный цикл, осуществляемый без участия населения данной страны13. Соответственно происходит и распределение дохода14. В рамках национального хозяйственно-

го комплекса могут сложиться две системы: одна, относительно процветающая в анклавах, и другая, деградирующая на остальной территории страны.

Н. Н. Думная в этой связи отмечает: «Значение национальных границ резко уменьшилось. Бывшие внешние факторы экономического развития стали как бы внутренними не только для транснационального бизнеса, но и для национального предпринимательства. Глобализация потребовала от стран передать часть своих функций управления международным организациям, и в первую очередь Всемирной торговой организации, которая существенно расширила свои функции в последнее время и делает невиданную попытку унификации норм и правил международной торговли товарами и услугами. В этих условиях роль наднационального регулирования должна повышаться, но до какого предела? Если оно зайдет слишком далеко, то нарушатся свойства мировой экономики как рыночной системы, а, следовательно, и ее свойства самоорганизации, что недопустимо. Таким образом, сакраментальный вопрос экономической теории и экономической политики о правильном сочетании рынка и государственного, а в нашем случае надгосударственного регулирования, вновь встает на повестку дня15.

Таким образом, если первоначально национальные границы совпадали с экономическими, то в настоящее время происходит «размывание границ». В мегаэкономике помимо государственных (географических) границ можно выделить экономические границы16.

Экономическая граница - весьма сложное институциональное образование, объемное поле деятельности. С одной стороны, она нигде официально не оговорена. Ее нет на географических картах. С другой стороны, экономическая граница - реальна. Достаточно упомянуть о системе таможенной организации границы, чтобы представить, насколько непростым оказывается явление. И еще более сложным феноменом выглядит экономическая граница, если принять во внимание наличие внешних экономических балансов (торгового, платежного, капитального) и валютных систем.

Существует узкое и широкое понимание экономической границы.

В узком смысле слова, экономическая граница связана с экономическими интересами национальных макроэкономик. Макроэкономическое хозяйство, осваивая заграничные пространства посредством ТНК и других субъектов мирохозяйственного взаимодействия, постепенно очерчивает свои экономические интересы, то есть, экономические границы. В последнее время получило распространение и широкое понимание экономической границы. Рассматривается не только зона экономических интересов той или иной страны, но и зоны экономического влияния17.

Экономические границы в отличие от географических подвижны, размыты и трудноуловимы. Э. Г. Кочетов особое внимание обращает на блуждающий характер экономических границ, формируемых под воздействием интернационализированных воспроизводственных ядер18.

Происходит дальнейшее отделение национального суверенитета от «функционального», о чем в свое время писал Я. Тинберген19. Происходит изменение функций и возможностей государства как части экономической системы и участника экономических процессов. Объектом регулирования становятся общие параметры хозяйственной деятельности.

Под экономическим суверенитетом, на наш взгляд, следует понимать способность государства самостоятельно определять основные макро- и микроэкономические параметры своего развития, воздействуя как на национальное, так и на мировое хозяйство.

По нашему мнению, особенностью настоящего момента является то, что государство должно в первую очередь обеспечить устойчивые и благоприятные рамки для деятельности национальных

экономических субъектов, как в пределах макроэкономик, так и в масштабах мегаэкономики, а также обеспечить защиту своих экономических границ, понимаемых как зона национальных экономических интересов.

В терминах неоинституциональной теории это требование может звучать следующим образом: государство может и обязано минимизировать трансакционные издержки в макроэкономике, связанные с глобализацией.

1 Научный руководитель - профессор Финакадемии Думная Н. Н.

2 Капелюшников Р. И. Теория прав собственности (основные понятия, методология, круг проблем), М.: МЭиМО, 1990 // Libertarium.ru

3 В соответствии с контрактной теорией, государство возникло в результате договоренности людей, которые поручили группе своих сограждан специализироваться на выполнении общественно полезных функций по охране границ и собственности, строительству дорог и друг общественных сооружений, социальной защите граждан и другому. Природа государства определяется отношениями между гражданами и государственным аппаратом по поводу властных отношений. Государство как специализированная организация с меньшими издержками может выполнить общественные функции.// Макроэкономика. Теория и российская практика. Под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. М., Кнорус, 2006. С.

4 Капелюшников Р. И. Теория прав собственности (основные понятия, методология, круг проблем), М.: МЭиМО, 1990.// Libertarium.ru

5 North D. C. Structure and change in economic history. N. Y., 1981. Р. 21

6 Цит. по: Черковец О. В. Региональная интеграция и становление единого экономического пространства. М., 1998. С.11-12.

7 См.: Шишков Ю. В. Глобализация экономики - закономерный продукт индустриализации и информатизации социума // Глобализация экономики - закономерный продукт индустриализации и информатизации социума / Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М., 2001. С.4-32.

8 Цит. по Дробот Г. А. Меняющаяся роль государства в мировой экономике ХХвека//Вестн. моск. ун-та., сер. 18.Социология и политология. 2002. № 3

9 Stiglitz J. More Instruments and Broader Goals: Moving toward the Post-Washington Consensus. WIDER Annual Lectures 2. Helsinki, NU/WIDER, 1998. Вопросы экономики № 8 (1998)

10 The State in a Changing World. World Development Report, 1997. Oxford University Press, 1997

11 The State in a Changing World. World Development Report, 1997. Oxford University Press, 1997.

12 Сколь бы глобальными ни были их операции, эти корпорации не в состоянии создать все необходимые им условия (например, социальные, правовые и т.д.) внутри страны. Более того, чем шире экспансия ТНК в другие суверенные государства, тем сильнее корпорации зависят от согласия заинтересованных стран в вопросе о целях, нормах и принципах управления международным бизнесом.// Игрицкий Ю. Национальное государство под натиском глобализации//http://www.carnegie.ru/ru/print/55830-print.htm

13 Например, крупные американские компании, работающие в индустрии гостеприимства (Марриот, Шератон и др.), проникая на новые рынки, создают первоначально почти замкнутые хозяйственные контуры. Из страны базирования завозится все оборудование, продукты питания (вплоть до воды), приглашается собственный управленческий персонал. Из-за высоких цен подобные гостиничные комплексы ориентируются на иностранных клиентов.

14 См.: Соколов В. Национальные экономические интересы: выработка консенсуса // МЭ и МО. 1996. №3 и др.

15 Думная Н.Н. Риски финансовой глобализации // Бизнес академия. №7(17), 2002. С. 7.

16 См., например: Кочетов Э. Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России// МЭ и МО. 1994. №11; Осипов Ю.М. Теория хозяйства. 1995. Т.1. Гл.12; Badie B. La fin des territoires. P., 1995 и др.

17 Не углубляясь в проблему экономической экспансии и возможности той или страны воздействовать на потоки товаров и капитала, валютные курсы и т.п., отметим, что определение зон экономического влияния имеет большое значение для определения приоритетных направлений развития, разработки долгосрочной программы внешнеэкономических действий. // Более подробно см.: Галицкий В., Попов В. Паутина влияния // Эксперт. 2001. №42; Мир переходит на условные единицы // Эксперт. 2000. №33 и др.

18 См.: Кочетов Э. Стратегия развития: геоэкономическая модель//НАВИГУТ. 1999. №1. С.73-74.

19 См.: Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.