Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР: ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР: ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
380
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСЗЕМНАДЗОРА / РЕФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STATE LAND SUPERVISION / RESPONSIBILITY FOR LAND VIOLATIONS / THE EFFECTIVENESS OF STATE LAND SUPERVISION / REFORM OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самончик Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются правовые проблемы осуществления органами исполнительной власти такой функции государственного управления в области земель, как государственный земельный надзор, показана важная роль госземнадзора в обеспечении охраны земель, рационального и эффективного использования земельных участков правообладателями как инструмента ответственности за земельные правонарушения. В то же время автор указывает на недостатки в деятельности надзорных органов и высказывает свое мнение о причинах, которыми они вызваны. Анализируются некоторые направления программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, делаются предложения по совершенствованию законодательства, направленные на повышение эффективности госземнадзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State land supervision: problems of increase of efficiency

The article discusses the legal problems of implementing by the executive authorities such a function of state administration in the field of land, as state land supervision, shows the important role of state land supervision in ensuring the protection of land, the rational and efficient use of land by rights holders as a tool of responsibility for land violations. At the same time, the author points to shortcomings in the activities of supervisory bodies and expresses his opinion on the reasons for which they are caused. Some areas of the program for the reform of control and supervisory activities are analyzed, proposals are made to improve legislation, aimed at improving the effectiveness of state land supervision.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР: ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР: ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОНЧИК Ольга Анатольевна,

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: raps-07@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются правовые проблемы осуществления органами исполнительной власти такой функции государственного управления в области земель, как государственный земельный надзор, показана важная роль госземнадзора в обеспечении охраны земель, рационального и эффективного использования земельных участков правообладателями как инструмента ответственности за земельные правонарушения. В то же время автор указывает на недостатки в деятельности надзорных органов и высказывает свое мнение о причинах, которыми они вызваны. Анализируются некоторые направления про-граммы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, делаются предложения по совершенствованию законодательства, направленные на повышение эффективности госземнадзора.

Abstract: The article discusses the legal problems of implementing by the executive authorities such a function of state administration in the field of land, as state land supervision, shows the important role of state land supervision in ensuring the protection of land, the rational and efficient use of land by rights holders as a tool of responsibility for land violations. At the same time, the author points to shortcomings in the activities of supervisory bodies and expresses his opinion on the reasons for which they are caused. Some areas of the program for the reform of control and supervisory activities are analyzed, proposals are made to improve legislation, aimed at improving the effectiveness of state land supervision.

Ключевые слова: государственный земельный надзор, ответственность за земельные правонарушения, эффективность госземнадзора, реформирование контрольно-надзорной деятельности.

Keywords: state land supervision, responsibility for land violations, the effectiveness of state land supervision, the reform of control and supervisory activities.

Как указывается в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы1, обеспечение охраны природы и окружающей среды, в частности охраны земель, создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков является одной из главных задач государственной политики по управлению земельным фондом. В решении этой задачи задействованы различные органы исполнительной власти, осуществляющие определенные функции государственного управления использованием и охраной земель. Одной из важнейших функций является государственный земельный надзор.

Надзорная деятельность в области земель направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства, за нарушение которых предусмотрено применение административ-

1 Распоряжение Правительства РФ от 03 марта 2012 г. № 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы» // СЗ РФ. 2012. № 12. Ст. 1425.

ной и иной ответственности. Принимаются также меры по устранению последствий выявленных нарушений.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в настоящее время это: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Рос-природнадзор) и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальные органы в соответствии с компетенцией, предусмотренной Положением о государственном земельном надзоре 2015 г.2.

Разграничение полномочий между этими органами условно можно провести следующим образом. Надзор за землями как объектами гражданских прав осуществляет Росреестр; надзор за землями как природным объектом и природным ресурсом, представляющий собой часть экологического контроля, - Рос-природнадзор; за землями сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного

2 Постановление Правительства РФ от 02 января 2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» // СЗ РФ. № 2. 2015. Ст. 514.

назначения»1, - Россельхознадзор. Такое рассредоточение полномочий по надзору за единым объектом, каковым является земельный участок, вносит, на наш взгляд, некоторую нечеткость в осуществление надзорной деятельности, ведет в какой-то мере к дублированию функций органов, создает определенные трудности для контролируемых субъектов.

В частности, органы земнадзора проводят проверки по ежегодным планам, которые они разрабатывают независимо друг от друга в отношении подконтрольной им территории субъекта Российской Федерации (пп. 7, 8 Положения о государственном земельном надзоре). В результате в отношении земельного участка в один год может быть проведено несколько проверок разными органами.

Государственный земельный надзор является важнейшим инструментом института ответственности за земельные правонарушения, поскольку его органы осуществляют выявление и пресечение нарушений в области использования и охраны земель, за которые предусмотрено применение административной и иной ответственности. На них также лежит обязанность принимать меры по устранению последствий выявленных нарушений и, что крайне важно, меры по предупреждению совершения новых правонарушений субъектами земельных отношений. Поэтому от эффективности деятельности органов госземнадзора в существенной степени зависит и эффективность института ответственности за земельные правонарушения.

В то же время на практике нередки случаи отмены судами постановлений надзорных органов о привлечении нарушителей к административной ответственности, предписаний об устранении допущенных нарушений и т.д. Как правило, это связано с недоказанностью факта нарушения законодательства, или с незаконностью предписания об устранении нарушения, или с несоблюдением процедуры привлечения к ответственности (например, отсутствие надлежащего извещения лица о дате, месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении)2.

Как отмечается в литературе, проводимые органами надзора проверки зачастую носят формальный характер; не всегда соблюдаются требования к

1 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. № 30. Ст. 3018.

2 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2016 № Ф04-1825/2016 по делу № А46-9057/2015; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.07.2018 № Ф05-10554/2018 по делу № А40-195382/2017.

организации и проведению проверок; нарушаются процедуры уведомления субъектов о предстоящей проверке, а сроки и время проведения проверок не всегда соблюдаются; не всегда осуществляется контроль за устранением выявленных нарушений; имеют место случаи несвоевременного и недостаточного принятия мер к устранению нарушений3.

Недостатки в деятельности органов земельного надзора (контроля) могут быть вызваны различными причинами. Представляется, что определенную дестабилизирующую роль сыграли неоднократно проводимые реорганизации органов управления земельными ресурсами, в том числе упразднение в 2000 г. единого органа управления - Госкомитета РФ по земельной политике с передачей его функций нескольким органам исполнительной власти. К негативным факторам следует отнести и имеющие место сокращения численности работников контрольно-надзорных органов, низкую заработную плату государственных инспекторов. Все это ведет к нехватке кадров, их текучести и недостаточной квалификации.

На эффективность деятельности органов государственного земельного надзора существенное влияние оказывает изменение правового регулирования соответствующих отношений, однако не всегда это влияние позитивное.

Так, в 2016 году была обновлена редакция ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 354-Ф34). Согласно п. 3 ст. 6 в новой редакции земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника, если он не используется в сельском хозяйстве в течение трех и более лет подряд с момента выявления его неиспользования или использования с нарушением законодательства. Обязательным условием при этом является неустранение выявленного нарушения в установленный в предписании срок.

Частью 2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено привлечение к административной ответственности за неиспользова-

3 Хусяйнова С.Г., Кагамлык М.Ю. Проблемы в деятельности органов государственного надзора и муниципального контроля в сфере земельных правоотношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 4. С. 18 - 21.

4 Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 354-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4287.

ние земельного участка, оборот которого регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение срока, установленного этим Законом, то есть в течение трех и более лет подряд с момента выявления нарушения. В результате число случаев привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 КоАП за последнее время резко сократилось.

Представляется, что данная норма нуждается в корректировке. В частности, лицо, совершившее земельное правонарушение, выразившееся в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, должно привлекаться к административной ответственности не через три года, как это вытекает из ч. 2 ст.8.8 КоАП, а после выявления нарушения. Если же участок так и не использовался для ведения сельскохозяйственного производства в течение трех и более лет подряд со дня выявления нарушения, виновное лицо может быть повторно привлечено к административной ответственности с вынесением предписания об устранении нарушения с возможным дальнейшим изъятием участка в установленном порядке.

Согласно законодательству основной формой надзорно-контрольных мероприятий являются плановые и внеплановые проверки, по результатам которых субъекты могут быть привлечены к ответственности (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1). Однако, как указывается в литературе, «охват подконтрольных субъектов плановыми и внеплановыми проверками как федеральными, так и региональными органами государственного надзора (контроля) является низким»2.

Следует отметить, что в последнее время наблюдаются определенные положительные тенденции в деятельности органов госземнадзора. В частности, возросли показатели выявления надзорными органами земельных правонарушений, что обусловлено, в том числе, введением в 2015 году процедуры адми-

1 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

2 Жулич Т.В. Государственный надзор как способ правового обеспечения использования земельных участков в соответствии с установленными ограничениями // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8. С. 167 - 172.

нистративного обследования объектов земельных отношений (ст. 71.2 ЗК РФ, введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 2Э4-ФЗ3). Административное обследование осуществляется без выездных проверок и участия правообладателей участков, что увеличивает охват проверяемых объектов и ведет соответственно к увеличению числа выявляемых правонарушений.

Так, по сведениям Росреестра, в первом полугодии 2018 года государственными инспекторами этого органа было выявлено 74,4 тыс. нарушений земельного законодательства, что на 8% больше, чем за аналогичный период 2017 года, на нарушителей наложено административных штрафов на сумму 445,4 млн. руб. В то же время за отчетный период ведомством было проведено 100,8 тыс. проверок, что соответствует уровню 2017 года4. Таким образом, Росреестр повысил эффективность земельного надзора не за счет увеличения количества проверок, а благодаря расширению практики административных обследований земельных участков. В первой половине 2018 года было проведено более 41 тысячи административных обследований, что на 18% больше, чем в первом полугодии 2017 года.

Еще одним нововведением, направленным, по мысли законодателя, на оптимизацию деятельности надзорных органов, является применение проверочных листов (контрольных вопросов, чек-листов) (ч. 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ5). При их применении проверка объектов ограничивается утвержденным перечнем контрольных вопросов, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответы на них однозначно свидетельствовали о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований. Для каждого органа госземнадзора принята своя форма проверочных листов (списков контрольных вопросов)6, включающих различный на-

3 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4235.

4 Журнал «Геодезия и картография» //электр.источник http://geocartography.ru/news/industrynews/v-pervom-polugodii-rosreestr-vyyavil-na-8-bolshe-narusheniy-zemelnogo, дата обращения 13.01.2019.

5 Части 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294 введены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4210.

6 Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утверждена приказом Росреестра от 22 ноября 2017 г. № П/0530 (зарегистрировано в Минюсте России 16 января 2018 г. № 49639) // Офиц. интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.01.2018; Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами

бор вопросов. Например, проверочный лист для проведения земельного надзора Росреестром содержит 9 вопросов, а Росприроднадзором - 19 вопросов (для сравнения проверочный лист, применяемый этим органом при проведении надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, включает в себя 79 вопросов).

В содержательном плане контрольные вопросы также отличаются согласно профилю деятельности соответствующего органа. Для примера приведу следующие вопросы из проверочного листа Росреестра: используется ли проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем земельный участок в соответствии с установленным целевым назначением и (или) видом разрешенного использования; имеется ли у проверяемого лица право на используемый земельный участок; и т.д. Проверочный лист Рос-природнадзора содержит в основном вопросы, связанные с охраной земель: проводятся ли в целях охраны земель правообладателями земельных участков мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, загрязнения химическими веществами и т.п.; обеспечена ли рекультивация земель лицами, деятельность которых привела к ухудшению качества земель; и т.д. Поскольку проверочные листы только начинают применяться надзорными органами, делать какие-либо выводы о результатах их использования пока рано.

В связи с рассмотрением вопроса о повышении эффективности госземнадзора необходимо сказать о начавшемся приблизительно с 2014 года новом витке осуществляемой в стране еще с начала 2000-х годов административной реформы. Кардинально вектор развития системы государственного контроля (надзора) изменила принятая в 2014 году Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 гг.1. Для регулирования вводимых изменений был утвержден

территориальных органов Россельхознадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора, утверждена Приказом Россельхознадзора от 18 сентября 2017 г. № 908 (зарегистрировано в Минюсте России 29 ноября 2017 г. № 49045) // Офиц. интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2017; Приказ Росприроднадзора от 18 сентября 2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (зарегистрировано в Минюсте России 9 ноября 2017 г. № 48820) // Офиц. интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.11.2017. 1 Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 гг. утверждена Председателем Правительства РФ 19 июня 2014 г. № 3853п-П16.

Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»2 (далее - Паспорт программы), внесены существенные новации в Федеральный закон № 294-ФЗ, принято большое число подзаконных актов, подготовлен проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»3.

Паспортом программы предусмотрены такие направления (проекты) реформы, как: внедрение системы комплексной профилактики; применение риск-ориентированного подхода; внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; систематизация и актуализация органами надзора обязательных для соблюдения подконтрольными субъектами требований; и другие.

Новая система профилактики ставит целью изменить мотивацию и мировоззрение должностных лиц контрольно-надзорных органов, при этом выдвигается задача ухода от «палочной системы» к оказанию помощи подконтрольным субъектам в их деятельности. Как указано в программе, контролирующий и подконтрольный субъекты должны стать партнерами в предотвращении возможного вреда, что представляется несколько нереальным в современных условиях.

Внедрение в практику надзорных органов риск-ориентированного подхода предусмотрено ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ (введена Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ4). Необходимость применения этого подхода вызвана объективными причинами. Существовавшая все годы модель контрольно-надзорной деятельности обязывала соответствующие органы осуществлять сплошную проверку всех субъектов рынка раз в 3 года вне зависимости от их индивидуальных характеристик или от отраслевых особенностей. При этом нередко складывались ситуации, когда количество подконтрольных объектов превышало воз-

2 Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утвержден 21 декабря 2016 г. по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12 (Опубликован на сайте Ь|йр://контроль-надзор.рф по состоянию на 03.08.2017) //СПС КонсультантПлюс.

3 Проект федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в I чтении. - Постановление Гд ФС РФ от 21 февраля 2018 г. № 3575-7 ГД // СЗ РФ. 2018. № 10. Ст. 1445.

4 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4372.

можности контрольно-надзорного органа по их проверке. Как указывается в Паспорте программы, переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований и одновременно снизить нагрузку на тех субъектов, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.

Смысл этого подхода состоит в том, что земельным участкам присваивается категория риска, от чего будет зависеть периодичность проведения плановой проверки1. Органы госземнадзора используют различные критерии отнесения участков к определенной категории риска. Росреестр и Россельхознадзор присваивают категории среднего, умеренного или низкого риска. Определенная несогласованность при определении категории риска конкретного земельного участка связана с тем, что Росприроднадзор, который проводит земельный надзор в рамках экологического надзора, присваивает категории риска не земельным участкам, а объектам, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (п. 5(1) Положения о государственном земельном надзоре, п. 17 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре2). Росприроднадзор применяет свои критерии и присваивает объектам категорию чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного или низкого риска. Если правообладатель участка не согласен с присвоенной категорией риска, то он может подать заявление о ее изменении в установивший категорию риска орган (п. 17 Правил).

В зависимости от категории риска определяется очередность проведения проверок. Так, Росре-

естр и Россельхознадзор проводят проверку земельных участков не чаще одного раза в три года, если категория среднего риска; не чаще одного раза в пять лет, если категория умеренного риска и проверка не проводится при категории низкого риска. Росприрод-надзор осуществляет плановые проверки с несколько иной периодичностью, например, если объект категории среднего риска - не чаще одного раза в четыре года; в случае категорий умеренного и низкого риска -аналогично порядку, установленному Росреестром и Россельхознадзором. Таким образом, в отношении одного земельного участка, как указывалось выше, в один год может быть проведено несколько проверок, что ведет к увеличению нагрузки на его правообладателя. Следует отметить, что в соответствии с Паспортом программы планы проверок на 2019 год должны были утверждаться на основании присвоенных категорий риска (классов опасности).

Несомненный интерес представляют такие проекты (направления) программы, как систематизация и актуализация органами надзора, в том числе органами государственного земельного надзора, обязательных для соблюдения подконтрольными субъектами требований; внедрение механизмов мотивации работников, к которым относятся новая система оплаты труда для снижения текучести кадров и повышения мотивации к эффективной деятельности и комплексная система повышения квалификации и аттестации; внедрение системы оценки результативности и эффективности деятельности каждого органа государственного контроля (надзора); внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов. Все эти проекты, несомненно, важны для повышения эффективности государственного земельного надзора и нуждаются в самостоятельном исследовании.

1 Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 35. Ст. 5326.

2 Положение о федеральном государственном экологическом надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 08 мая 2014 г. № 426 // СЗ РФ. 2014. № 20. Ст. 2535.

Библиография:

1. Распоряжение Правительства РФ от 03 марта 2012 г. № 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы» //Собрание Законодательства РФ. 2012. № 12. Ст.1425.

2. Постановление Правительства РФ от 02 января 2015 г № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» //СЗ РФ. № 2. 2015. Ст. 514.

3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» //Собрание законодательства РФ. № 30. Ст. 3018.

4. См., напр.: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2016 № Ф04-1825/2016 по делу № А46-9057/2015; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.07.2018 № Ф05-10554/2018 по делу № А40-195382/2017.

5. См.: Хусяйнова С.Г., Кагамлык М.Ю. Проблемы в деятельности органов государственного надзора и муниципального контроля в сфере земельных правоотношений //Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 4. С. 18 - 21.

6. Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4287.

7. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» //Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

8. Жулич Т.В. Государственный надзор как способ правового обеспечения использования земельных участков в соответствии с установленными ограничениями //Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8. С. 167 - 172.

9. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4235.

10. См.: журнал «Геодезия и картография» //электр.источник http://geocartography.ru/news/industrynews/v-pervom-polugodii-rosreestr-vyyavil-na-8-bolshe-narusheniy-zemelnogo, дата обращения 13.01.2019.

11. Части 11.1 - 11.5 ст. 9 Закона № 294 введены Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 277-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4210.

12. Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утверждена приказом Росреестра от 22 ноября 2017 г. № П/0530 (зарегистрировано в Минюсте России 16 января 2018 г. № 49639) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.01.2018; Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Россельхознадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора, утверждена приказом Россельхознадзора от 18 сентября 2017 г. № 908 (зарегистрировано в Минюсте России 29 ноября 2017 г. № 49045) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2017; Приказ Росприроднадзора от 18 сентября 2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (зарегистрировано в Минюсте России 09 ноября 2017 г. № 48820) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.11.2017.

13. Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 гг. утверждена Председателем Правительства Российской Федерации 19 июня 2014 г. № 3853п-П16.

14. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утвержден 21 декабря 2016 г. по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12 (Опубликован на сайте http://контроль-надзор.рф по состоянию на 03.08.2017) //СПС КонсультантПлюс.

15. Проект федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в I чтении. - Постановление ГД ФС РФ от 21 февраля 2018 г. № 3575-7 ГД //Собрание законодательства РФ. 2018. № 10. Ст. 1445.

16. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» //Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4372.

17. См.: Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2016. № 35. Ст. 5326.

18. Положение о федеральном государственном экологическом надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 08 мая 2014 г. № 426 //Собрание законодательства РФ. 2014. № 20. Ст. 2535.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.