Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТАБИЛИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СПЕЦИАЛИСТАХ / THE STATE ORDER FOR THE TRAINING OF SPECIALISTS WITH HIGHER EDUCATION / STATE REGULATION OF THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET / STABILIZATION-MOTIVATIONAL MODEL FOR PLACING STATE ORDERS / REGIONAL ECONOMY / FORECAST OF NEEDS FOR SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карцева Н.С.

Целью проведенного исследования является совершенствование подходов к формированию государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров с учетом потребностей в формировании образовательного потенциала и обеспечения устойчивого социально-экономического развития российских регионов. В соответствии с целью в ходе исследования решаются задачи определения роли государственного заказа на подготовку кадров в обеспечении сбалансированного развития рынка труда и формировании образовательного потенциала российских регионов; выявления проблем функционирования существующих подходов к разработке государственного заказа; обоснование новой модели формирования государственного заказа с учетом изменений на рынке труда и в сфере подготовки специалистов с высшим образованием; разработка предложений по развитию системы бюджетного финансирования процесса функционирования организаций высшего образования. Объектом исследования выступают инструменты функционирования системы высшего образования Российской Федерации. Предметом исследования являются модели формирования государственного заказа на подготовку высококвалифицированных кадров как инструмент регулирования процессов подготовки специалистов в российских регионах. Методы исследования. В статье использованы положения государственных целевых программ развития образовательной сферы, фундаментальные научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблематике исследования, системный подход к изучению государственного заказа как инструмента регулирования системы образования, а также общенаучные методы исследования экономических явлений и процессов. Результаты. Проведенный анализ позволил выявить ключевые направления функционирования механизма формирования и размещения государственного заказа на подготовку высококвалифицированных кадров в российских регионах. Вывод. Обоснована необходимость разработки и реализации стабилизационно-мотивационной модели размещения государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров с учетом особенностей сегментированого рынка труда в российских регионах, представлена модель бюджетного финансирования организаций высшего образования, включающая базовый, социальный, бонусный, грантовый и резервный фонды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE ORDER FOR PREPARATION OF PERSONNEL AS A TOOL FOR FORMING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE REGIONAL ECONOMY

The aim of the study is to identify areas of improvement in the methodology of forming the state order for the training of qualified personnel as a tool for accumulating and realizing the educational potential of the Russian regions, aimed at ensuring sustainable socio-economic development. In accordance with the purpose of the study, thispapersolves the problem of determining the role of the state order in training specialistsand ensuring the balanced development of the labor market and the formation of the educational potential of the Russian regions; it is identifiedthe problems in the functioning of the existing methodology for the development of the state order; it is determined the main directions of improving the methodology for the development of state orders. The object of the research is the functioning mechanism of the higher education system of the Russian Federation. The subject of the study is the mechanism of forming the state order for the training of highly qualified personnel as a tool for regulating the processes of the training specialists in Russian regions. Research methods. The article uses the provisions of the state targeted programs for the development of the educational sphere, the fundamental scientific works of Russian and foreign scientists on research issues, a systematic approach to the study of state order as an instrument for the regulating the education system, as well as general scientific methods for studying economic phenomena and processes. Results. The analysis revealed the key areas of the functioning of the mechanism for the formation and placement of the state order for the training of highly qualified personnel in the Russian regions. Conclusion. The necessity of developing and implementing the stabilization-motivational model for placing the state order is substantiated.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК: 33.0; 378.095

ББК: 65.0

Карцева Н.С.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКИ

Kartseva N.S.

THE STATE ORDER FOR PREPARATION OF PERSONNEL AS A TOOL FOR FORMING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE REGIONAL ECONOMY

Ключевые слова: государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием, государственное регулирование рынка образовательных услуг, стабилизационно-мотивационная модель размещения государственного заказа, региональная экономика, прогноз потребностей в специалистах.

Keywords: the state order for the training of specialists with higher education, state regulation of the educational services market, stabilization-motivational model for placing state orders, regional economy, forecast of needs for specialists.

Аннотация: целью проведенного исследования является совершенствование подходов к формированию государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров с учетом потребностей в формировании образовательного потенциала и обеспечения устойчивого социально-экономического развития российских регионов. В соответствии с целью в ходе исследования решаются задачи определения роли государственного заказа на подготовку кадров в обеспечении сбалансированного развития рынка труда и формировании образовательного потенциала российских регионов; выявления проблем функционирования существующих подходов к разработке государственного заказа; обоснование новой модели формирования государственного заказа с учетом изменений на рынке труда и в сфере подготовки специалистов с высшим образованием; разработка предложений по развитию системы бюджетного финансирования процесса функционирования организаций высшего образования.

Объектом исследования выступают инструменты функционирования системы высшего образования Российской Федерации. Предметом исследования являются модели формирования государственного заказа на подготовку высококвалифицированных кадров как инструмент регулирования процессов подготовки специалистов в российских регионах. Методы исследования. В статье использованы положения государственных целевых программ развития образовательной сферы, фундаментальные научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблематике исследования, системный подход к изучению государственного заказа как инструмента регулирования системы образования, а также общенаучные методы исследования экономических явлений и процессов.

Результаты. Проведенный анализ позволил выявить ключевые направления функционирования механизма формирования и размещения государственного заказа на подготовку высококвалифицированных кадров в российских регионах. Вывод. Обоснована необходимость разработки и реализации стабилизационно-мотивационной модели размещения государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров с учетом особенностей сег-ментированого рынка труда в российских регионах, представлена модель бюджетного финансирования организаций высшего образования, включающая базовый, социальный, бонусный, грантовый и резервный фонды.

Abstract: the aim of the study is to identify areas of improvement in the methodology ofform-ing the state order for the training of qualified personnel as a tool for accumulating and realizing the educational potential of the Russian regions, aimed at ensuring sustainable socio-economic de-

velopment. In accordance with the purpose of the study, thispapersolves the problem of determining the role of the state order in training specialistsand ensuring the balanced development of the labor market and the formation of the educational potential of the Russian regions; it is identifiedthe problems in the functioning of the existing methodology for the development of the state order; it is determined the main directions of improving the methodology for the development of state orders.

The object of the research is the functioning mechanism of the higher education system of the Russian Federation. The subject of the study is the mechanism of forming the state order for the training of highly qualified personnel as a tool for regulating the processes of the training specialists in Russian regions.

Research methods. The article uses the provisions of the state targeted programs for the development of the educational sphere, the fundamental scientific works of Russian and foreign scientists on research issues, a systematic approach to the study of state order as an instrument for the regulating the education system, as well as general scientific methods for studying economic phenomena and processes.

Results. The analysis revealed the key areas of the functioning of the mechanism for the formation and placement of the state order for the training of highly qualified personnel in the Russian regions. Conclusion. The necessity of developing and implementing the stabilization-motivational model for placing the state order is substantiated.

Процесс формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием не в полной мере соответствует реальным потребностям современного российского общества. Именно это в сочетании со структурными сдвигами в возрастной структуре населения, необоснованным изменением в структуре подготовки кадров и трансформацией потребностей в специалистах, вызванной техническим прогрессом, отсутствием региональных особенностей привело к возникновению значительных диспропорций между спросом и предложением на рынке труда в разрезе отдельных профессий. При этом следует признать несоответствие подготовки кадров высшими учебные заведения России требованиям современных предприятий, которые нуждаются в специалистах, способных стратегически мыслить, креативно и творчески подходить к выполнению задач, которые ставятся перед ними и оперативно реагировать на вызовы отечественного и международного рынков сбыта продукции или услуг. Изучение особенностей формирования и размещения государственного заказа на подготовку специалистов как ключевого инструмента воздействия государства на процесс подготовки кадров и накопления образовательного потенциала национальной экономики и экономики субъектов РФ позволит обосновать рекомендации, направленные на повышение роли высшего обра-

зования в реализации поступательного развития общества.

Государственный заказ на подготовку специалистов, научных, научно-

педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров представляет собой средство государственного регулирования удовлетворения потребностей национальной и региональной экономики в квалифицированных кадрах [1; 2], повышение образовательного и научного потенциала нации, обеспечения конституционного права граждан на получение образования в соответствии с их призваниями, интересов и способностей.

Проблемы функционирования рынка труда и рынка образовательных услуг, а также вопросы их взаимодействия, прогнозирования специалистов, регулирования спроса и предложения труда специалистов с высшим образованием стали объектом исследования многих отечественных и зарубежных ученых.

Важным шагом в понимании роли системы образования в социально-экономическом развитии общества является теория человеческого капитала, основы которой были положены в работах Е.Г. Бекке-ра [3] и Т. Шульца [4]. Существенный вклад в развитие инструментов управления организациями образования внесли исследователи закономерностей функционирования образовательных процессов в информаци-

онном обществе (Е.Г. Беккер, Т.Н. Бурдело-ва, А.Ю. Юданов [5] и др.), соотношения между спросом и предложением на отечественном (В.В. Белов, М.А. Смирнова [6]) и зарубежных рынках труда Л.А. Эртель, И.В. Малоухова [7]. Особенности образовательных услуг представлены в работах Ф. Котлера [8]. Инструменты государственного регулирования системы высшего образования отражены в трудах А.А. Кратта [9], Е.П. Брусенцевой, В.В. Репиной [10], А.В. Волошина [11], М.С. Зориной [12], и др. Представляется значимым изучение правовых аспектов функционирования организаций образования (А.А. Ивановой [13] и др.). Значительный вклад в развитие проблемы управления образованиями высшей школы внесли исследования вопросов ценообразования на рынке образовательных услуг [14], индикаторов эффективности управленческих технологий [15], факторов конкурентоспособности российских вузов в образовательном пространстве [16].

Однако остаются нерешенными проблемы совершенствования методики разработки и реализации государственного заказа на подготовку специалистов с учетом изменений в национальной и региональной экономике, обусловленных техническим прогрессом и изменениями в хозяйственной конъюнктуре. Основными проблемами действующего порядка формирования государственного заказа на подготовку специалистов выступают: «недостаток информации относительно отдельных показателей развития рынка труда (отсутствует методика мониторинга потребностей в отдельных специальностях и профессиях, из-за чего эти данные являются приблизительными); непрозрачность самого процесса формированию государственного заказа (данные о расчете потребности в кадрах (по специальностям, профессиям в разрезе регионов) обна-родуются частично); отсутствие обоснованной стратегии развития России с соответствующими планами реализации и расчетом дополнительной потребности в кадрах в зависимости от темпов активизации предпринимательской деятельности и увеличения количества рабочих мест» [17].

Отсутствие программных ориентиров государственные заказчики обязаны про-

гнозировать дополнительные потребности в специалистах с высшим образованием на основе достигнутого уровня. Прогнозирования потребности в специалистах и рабочих кадрах осуществляется министерствами на основе утвержденной методики. Однако действующая система сбора данных не позволяет прогнозировать потребности рынка труда не только на долгосрочную перспективу, но и на среднесрочную. Так, специалисты Министерства экономического развития РФ указывают на следующие основные препятствия: «отсутствуют данные о потребности предприятий в рабочей силе по всему рынку труда; отчетные данные государственных органов официальной статистики о занятых по профессиям недостаточно репрезентативны; отсутствует возможность получения достоверной информация от центральных и местных органов исполнительной власти, не допуская ее искажения; объединения работодателей не предоставляют информацию о реальных потребностях в специалистах и рабочих кадрах» [17]. Очевидно, что расчет потребности в специалистах и рабочих кадрах на среднесрочную перспективу в соответствии с утвержденной методикой является неточным и не отражает реального положения дел на рынке труда.

Исходя из вышесказанного, на начальном этапе проведения реформ необходимо разработать программу и методику выборочного обследования трудоспособного населения с целью определения имеющегося кадрового потенциала страны, в том числе соответствия уровня и направления полученного образования той должности, которую в настоящее время занимают. В то же время, необходимо приступить к созданию электронной базы населения, в том числе трудоспособного, с выделением полученной квалификации и уровня образования. Создание такой базы позволит формировать реестры получателей социальных пособий и льгот и способствовать осуществлению точного прогнозирования не только по расчету потребности в специалистах, но и потребности в средствах для обеспечения прав на социальную защиту, медицинское обслуживание и страхование. При этом необ-

ходимо разработать и действенные механизмы защиты персональных данных.

В этом контексте возникает потребность в консолидации усилий всех заинтересованных сторон в следующих направлениях [18]:

- разработка системы ранней диагностики недостатка (избытка) квалификаций, предусматривает мониторинг рынка труда, в частности в направлении трансформации спроса и предложения на компетенции, выявление объемов их несоответствия, дефицита (профицита) рабочей силы и степени, и направленности дисбаланса;

формирование электронного банка данных о численности, возрастного состава населения в разрезе регионов, его движения, уровня образования и полученной квалификации, а также по уровню занятости населения по специальности;

создание электронной платформы спроса на рабочую силу на рынке труда (Единый портал вакансий) в разрезе регионов и видов экономической деятельности, куда можно было бы оперативно вносить данные о новых вакансиях. Управление и обслуживание этой платформы целесообразно передать в компетенцию государственной службы занятости. При реализации этого мероприятия прогнозирования потребности в специалистах и рабочих кадрах будет более точным, будет способствовать сбалансированию спроса и предложения на рынке труда и эффективному использованию бюджетных средств.

Структурно-логическая схема функционирования Единого портала вакансий и формирования прогноза потребности в специалистах и рабочих кадрах представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структурно-логическая схема функционирования Единого портала вакансий и формирования прогноза потребности в специалистах и рабочих кадрах.

Источник: составлено автором

Учитывая важную роль высшего образования в социально-экономическом развитии страны, повышении ее конкурентоспособности и раскрытии талантов индивида, государство должно позаботиться о сохранении образовательной инфраструктуры и

интеллектуального капитала страны. Осложняет ситуацию существенное уменьшение абитуриентов и усиление этой тенденции еще в течение трех лет вследствие ухудшения демографических показателей. В таких условиях высшие учебные заведе-

ния для сохранения кадрового потенциала большее внимание уделяют достижению некачественных показателей обучения, а количественных, ведь стоят перед дилеммой сокращения преподавателей из-за требования выполнения норматива соотношения между преподавателями и студентами или отчисления неуспевающих студентов, обучающихся за средства юридических или физических лиц ради сохранения дополнительной дохода.

К числу рисков предложенного порядка размещения государственного заказа, по нашему мнению, относятся:

невозможность осуществления достоверного и обоснованного прогноза деятельности вуза в среднесрочной и долгосрочной перспективе вследствие множественности и изменчивости факторов, определяющих поведение потенциальных абитуриентов;

- в качестве существенных факторов выбора потенциальными абитуриентами выступает не качество предлагаемых образовательных услуг, а их доступность, обусловленная объемом финансирования из государственного или муниципальных бюджетов;

- необходимость корректировки размеров бюджетного финансирования вследствие корректировки объема государственного заказа на подготовку специалистов;

- ограниченность объемов бюджетного финансирования, что препятствует сохранению и развитию материально-технической базы подготовки специалистов;

- отток квалифицированных научно-педагогических кадров за границу и / или предпочтение ими других видов деятельности в России;

- отток потенциальных студентов на учебу за границу.

Особенностью формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием в России является его двойное назначение. С одной стороны, с помощью государственного за-

каза удовлетворяется потребность экономики в квалифицированных специалистах, а с другой - обеспечивается конституционное право граждан на получение высшего образования. Важную роль играет не только формирование государственного заказа на подготовку специалистов, но и порядок его размещения. Согласно действующим нормативным документам, при размещении государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием оно должно осуществляться на принципах добросовестной конкуренции, открытости и прозрачности, равноправия, объективного и беспристрастного оценке предложений участников конкурса [19]. Для соблюдения указанных принципов представляется необходимым разработать модель, которая позволит повысить эффективность реализации государственного заказа на подготовку специалистов. В качестве подобной модели может выступить стабилизационно-мотивационная модель размещения государственного заказа, которая должна состоять из двух блоков: стабилизационного и мотивационного. Стабилизационный пакет формирования государственного заказа формируется с целью стабилизации ситуации и создания соответствующей защиты для сохранения существующей инфраструктуры и ресурсного потенциала вуза. Моти-вационный пакет зависит от предоставления приоритетности той или иной специальности и том или ином вузе и создается с целью обеспечения конкурентных условий функционирования национального и регионального рынков образовательных услуг.

Распределение государственного заказа между стабилизирующим и мотивацион-ным блоками предлагаем по такому соотношению 0,3/0,7, то есть 30% государственного заказа государство отдавать государственным высшим учебным заведениям для поддержания их материально-технической базы независимо от определения приоритетных специальностей и вузов потенциальными абитуриентами.

Рисунок 2 - Стабилизационно-мотивационная модель размещения государственного заказа подготовки специалистов. Источник: составлено автором

В качестве критерия распределения 30% государственного заказа на подготовку специалистов между вузами целесообразно использовать показатель общего лицензированного объема по всем специальностям (Ь02), скорректированного на индекс норматива площади учебных помещений (Кп). Скорректированный лицензированный объем ьтой специальности j-того образовательного уровня (CLQij) определяется по формуле (1)

СЮ =Ю * К

где LOz - общий лицензированный объем (по всем специальностям и вузов;

- коэффициент доли лицензированного объема по ьтой специальности j-того образовательного уровня (бакалавр, магистр);

N - индекс норматива площади учебных помещений.

Индекс норматива площади учебных

помещений можно определить по формуле (2)

= ^

п

Л , (2) где Pz - площадь для проведения учебных занятий и контрольных мероприятий;

Ба - количество студентов дневной формы обучения.

При разработке формул расчета соответствующих показателей использованы экономико-математические модели, представленные в работах С.А. Ашманова [20].

В случае если значение N<1, для расчета ^Оу используют полученное значение; если N>1, для расчета используют 1 (значение N не может быть выше единицы, поскольку на лицензированный объем влияют иные факторы, определенные лицензионным условиям осуществления образовательной деятельности учебных заведений).

Коэффициент доли лицензированного объема по ьтой специальности j-того образовательного уровня (бакалавр, специалист) рассчитывается по формуле (3)

К- - ю'

11~1о

г] , (3)

где LOij - общий лицензированный объем (по всем вузам) по ьтой специальности j-того образовательного уровня (бакалавр, магистр).

Алгоритм распределения между вузами объема государственного заказа подготовки специалистов, входящего в общий объем стабилизационного пакета, с учетом уровней высшего образования (бакалавриат, магистратураим) представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Алгоритм распределения объема государственного заказа (стабилизационного пакета) подготовки специалистов по ьтой специальности. Источник: составлено автором

Базовый объем государственного заказа на подготовку специалистов по ьтой специальности j-того образовательного уровня (Оьу) по критерию скорректированного лицензированного объема определяется по формуле (4)

Оц = 0,05 (5%) х СЬОф (4)

Распределение базового объема государственного заказа на подготовку специалистов между вузами осуществляется пропорционально, исходя из их скорректированного лицензионного объема по ьтой специальности j -того образовательного уровня (5):

Оьуп = Оы| х СЬО8]п / СЬО8], (5)

где ОьуП - базовый объем государственного заказа на подготовку специалистов по ьтой специальности j-того образовательного уровня п-ного вуза;

СЬО8]П - скорректированный лицензионный объем по ьтой специальности j-того образовательного уровня п-ного вуза.

Определение коэффициента распределения остаточного объема госзаказа для ь той специальности j-того образовательного уровня п-ного вуза (^О^) по критерию объема госзаказа предыдущего года определяют по формуле (6)

KZOz1Jn = / (6)

где DZijn- государственный заказ по ь той специальности j-того образовательного уровня п-ного вуза;

DZij- государственный заказ по ьтой специальности j -того образовательного уровня (в целом по России).

Определение остаточного объема госзаказа для каждого вуза ^О2уП) осуществляется по формуле

^п _ ZOziJ х KZOziJn, (7)

где ZOziJ- остаточный объем госзаказа по ьтой специальности j-того образовательного уровня (в целом по России).

Представляется целесообразным сохранить механизм распределения объема государственного заказа на подготовку специалистов (мотивационного пакета), действующий по состоянию на 2018 г.

Реализация предложенных изменений в системе государственного заказа на подготовку высококвалифицированных кадров предполагает необходимость качественного изменения модели бюджетного финансирования. Предложенные изменения предполагают внедрение в существующую систему бюджетного финансирования базового, социального, бонусного, грантового и резервного фондов.

Базовый фонд формируется на основе учета объема государственного заказа и ориентированной средней стоимости обучения одного студента, аспиранта или докторанта. Средства этого фонда должны распределяться между вузами с учетом объема их государственного заказа. При определении объема финансирования для конкретного вуза (Ofn) целесообразно использовать следующую формулу

°fi=Lj*,2,3..J,DZ'J**VOS(P)*K«Jt (8)

где DZijn - государственный заказ подготовки специалистов (аспирантов, докторантов) по i-той специальности, j - того образовательного уровня n-ного вуза;

Vos (p) - средняя ориентировочная стоимость подготовки специалистов (аспирантов, докторантов) в целом по России;

Kvij - коэффициент стоимости i-той специальности, j -того образовательного уровня.

Действующая в настоящее время методика расчета ориентировочной средней стоимости подготовки специалистов (аспирантов, докторантов) предполагает, что первым ее этапом является расчет этой стоимости непосредственно вузами, учитывающими соответствующие расходы. Проведенный анализ показывает, что при осуществлении расчета ориентировочной средней стоимости необходимо учесть прогнозный индекс инфляции и коэффициент прогнозируемого повышения оплаты труда в сфере высшего образования, а также коэффициент прогнозируемого повышения стоимости коммунальных услуг. Таким образом, расчет ориентировочной средней стоимости подготовки специалиста может осуществляться по формуле

Vos(p) = bs(z)*0,60*Rzp + ros(z)*0,10*Rkp+ bs(z)* 0,30* Rif (9)

где Vos (p) - плановая ориентировочная средняя стоимость подготовки специалиста по государственному заказу;

Vos (z) - ориентировочная средняя стоимость подготовки специалиста (аспиранта, докторанта) по государственному заказу за период, предшествующий плановому;

Rzp- коэффициент прогнозируемого повышения оплаты труда в сфере высшего образования;

Rkp- коэффициент прогнозируемого повышения стоимости коммунальных услуг;

Rif- коэффициент прогнозируемого уровня инфляции.

Предлагаемую выше формулу расчета ориентировочной средней стоимости обучения целесообразно использовать, начиная со второго года внедрения этой модели. Использование этой формулы в первый год представляется некорректным, поскольку ориентировочная средняя цена подготовки специалиста (аспиранта, докторанта) по государственному заказу рассчитана на основе действующей методики и учитывает расходы, относящиеся в авторской модели финансирования к социальному фонду (стипендии). В этой связи расчет ориентированной средней стоимости обучения для первого года внедрения новой модели финансирования целесообразно проводить по следующей формуле (10):

Vos (p1) = (V1*K1 + V2*K2 + ... + Vn*Kn) / (К1 + К2 + ... + Kn), (10)

где V1, V2, Vn - стоимость подготовки одного квалифицированного рабочего, специалиста, аспиранта, докторанта в соответствии с государственным заказом и с учетом образовательно-квалификационного уровня, ученой степени, специальности, направления, отрасли знаний, вида экономической деятельности (для профессионально-технического учебного заведения), профессии и формы обучения;

К1, К2, Kn- контингент образовательной организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальный фонд предназначен для финансирования академической стипендии, льгот и пособий студентам и аспирантам и формируется, исходя из расчета потребности в стипендиальном обеспечении, а также потребностей для обеспечения предусмотренных законодательством других социальных трансфертов студентам (аспирантам, докторантам, слушателям, интернам). По-

требность в стипендиальном обеспечении определяется, исходя из среднегодового количества студентов, обучающихся по государственному заказу, норматива доли студентов-стипендиатов и среднемесячного размера стипендии. Предлагаем установить норматив доли студентов-стипендиатов на уровне 50% от общей численности студентов, обучающихся по государственному заказу.

Бонусный фонд может составлять от 25% до 40% от базового фонда. Средства этого фонда должны использоваться для дополнительного финансирования образовательных организаций с учетом динамики показателей эффективности их функционирования.

Грантовый фонд будет выполнять миссию развития научных исследований в вузе. Его размер зависит от возможностей бюджета, однако не может быть меньше 5% от базового фонда. (В 2019 объем запланированных средств на научные исследования и подготовку научных кадров составлял 4,3% от объема средств, предусмотренных по программам подготовки кадров высшими учебными заведениями). Заметим, что средства на подготовку научных кадров (докторов философии и докторов наук), должны предусматриваться в рамках базового фонда. Средства этого фонда вуза смогут получить на основе конкурса грантовых научных проектов, представленных вузов.

Резервный фонд формируется в размере 2% базового фонда и может быть использован на нужды вузов, вызванных непредвиденными обстоятельствами. В случае неиспользования этих средств в течение года, эта сумма распределятся пропорционально между всеми вузами, и может быть использована ими на обновление материально-технической базы к концу первого квартала года следующего года. При таких условиях указанная сумма средств должна быть учтена в бонусном фонде в следующем году и, соответственно, в сметах вузов и профинансирована в январе месяце года, следующего за отчетным.

Такой подход финансирования вузов позволит эффективнее расходовать бюджетные деньги и создать соответствующую

систему надзора за качеством предоставляемых образовательных услуг.

Внедрение предложенного механизм распределения объема государственного заказа на подготовку специалистов в систему высшего образования предполагает необходимость разработки надлежащего контроля (надзора) со стороны государства, которая выступает надежным источником информации о достижении субъектами образовательной деятельности поставленной цели, выявление отклонений, недостатков и причин их возникновения.

Проведенный анализ показывает, что система государственного надзора (контроля) в сфере высшего образования функционирует эффективно при выполнении следующих условий:

- выполнение консультативной функции наряду с функциями надзора (контроля);

- наличие единых транспарентных для высших учебных заведений и общества процедур контрольно-надзорной деятельности;

- процедуры контрольно-надзорной деятельности должны иметь, в подавляющем большинстве, стимулирующий характер и быть направлены на повышение квалификации работников высших учебных заведений, а также создание благоприятных условий для их развития и ориентации на индивидуальные и коллективные потребности субъектов рынка труда;

- повышение заинтересованности образовательных организаций в проведении объективной оценки своей деятельности и ее результатов;

- результаты контрольно-надзорных мероприятий должны быть открытыми и доступными для органов власти, общественных организаций, работодателей и других заинтересованных лиц.

Проведенный анализ показывает, что использование стабилизационно-мотива-ционной модели размещения государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием и совершенствование системы контрольно-надзорной деятельности государства создаст защитный механизм для сохранения материально-технической базы вузов государственной

формы собственности и позволит учесть особенности региональной структуры рынка труда, а также тенденции ее изменения

под влиянием поступательной экономической динамики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 года N 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20142020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно -педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (с изменениями на 23 октября 2014 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 499022176. Дата обращения: 01.02.2020.

2. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» (с изменениями на 22 ноября 2017 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420276588. Дата обращения: 01.02.2020.

3. Беккер, Е.Г. Бренд и экономическая устойчивость вуза: монография / Е.Г. Беккер, Т.Н. Бурделова, А.Ю. Юданов. - М.: КНОРУС, 2012.

4. Белов, В.В. Высшее профессиональное образование и рынок труда / В.В. Белов, М.А. Смирнова // Актуальные проблемы качества образования в высшей школе материалы докладов научно-практической конференции, 2018.

5. Эртель, Л.А. Высшее образование и рынок труда: проблемы и перспективы / Л.А. Эртель, И.В. Малоухова // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона Сборник научных трудов. - Краснодар, 2018.

6. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Краткий курс / пер с англ. - М.: Вильяме, 2007. - 656 с.

7. Кратт, А.А. Квалификация понятия «услуги высшего образования» в контексте маркетинговой доктрины / А.А. Кратт, П. Доровских // Вестник ЖДТУ. Серия: Экономические науки. - 2013. - №3 (65).

8. Брусенцева, Е.П. К вопросу об оценке качества образовательных услуг высшего образования / Е.П. Брусенцева, В.В. Репина // Современные исследования. - 2018. - № 11 (15).

9. Волошин, А.В. Формирование механизма повышения конкурентоспособности организаций высшего образования на рынке образовательных услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.В. Волошин; [ФГАОУ ВО «Сиб. федер. ун-т»; науч. рук. Ю.Л. Александров]. -Красноярск, 2017.

10. Зорина, М.С. Государственное регулирование формирования системы ценностей, знаний и компетенций сферы образовательных услуг в условиях их коммерциализации / М.С. Зорина, В.В. Жильченкова // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона: материалы I-й Международной научно-практической конференции, 2017.

11. Иванова, А.А. Правовое регулирование государственного управления образованием / А.А. Иванова // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. - 2018. -Т. 28. - № 4.

12. Лопушняк, Г.С. Государственное регулирование цен на образовательные услуги в сфере высшего образования / Г.С. Лопушняк // Научный вестник Полтавского университета экономики и торговли. - Полтава: ПУЭТ. - 2014. - №3 (65).

13. Куринский, М.В. Эффективность управления образовательным процессом в вузе по выполнению заказа на подготовку специалистов: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / М.В. Куринский. - Омск, 2002.

14. Лесных, Е.В. К проблеме государственного регулирования конкурентной среды на рынке образовательных услуг / Е.В. Лесных // Экономика и социум. - 2017. - № 12 (43).

15. Павлова, О.Н. Научно-инновационный потенциал вуза в контексте развития человеческого капитала современной экономики России: автореферат дис. ... к.э.н. - СПб., 2015. -19 с.

16. Прокопьев, А.В. Трансформация системы высшего образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: материалы пятой международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2013.

17. Резник, Н.А. Education policy as a tool of state influence on higher education system / Н.А. Резник // Экономический вестник университета: сборник научных трудов ученых и аспирантов. - 2017. - № 33-2.

18. Ашманов, С.А. Введение в математическую экономику / С.А. Ашманов. - М.: Наука, 1984.

19. Becker, Gary S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.

20. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.