«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ - 2012»: В ПОИСКАХ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
Инфраструктура для государственных и муниципальных закупок — понятие комплексное, а сами государственные закупки, по мнению мэра Москвы Сергея Собянина, превращаются в новую и перспективную отрасль государственного управления, неразрывно связанную с информационными технологиями. Тема повышения эффективности закупок и роли ИТ в этом процессе звучала во многих выступлениях участников форума-выставки «Госзаказ — 2012», прошедшего в международном выставочном центре «Крокус Экспо».
Содержательный разговор о совершенствовании системы государственных закупок в России необходимо начинать с обсуждения темы «закупочного» законодательства, увязки его с общегосударственными программами и задачами, решением наболевших проблем. Если вести этот разговор в конструктивном ключе, то он неизбежно перейдет в обсуждение конкретных ИТ-систем и технических решений, от которых и будет зависеть, удастся ли реализовать на практике те передовые принципы, которые заложены в законодательстве.
«Сегодня сфера государственного заказа, включая сектор государственных компаний, — это огромные деньги, 13 трлн руб., примерно 20 % внутреннего спроса, и мы понимаем, какой это значимый ресурс для развития», — заявила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, открывая пленарное заседание форума. Правильно им распорядившись, можно добиться повышения эффективности государственных закупок, создать дополнительные стимулы и преференции для отечественного производителя в период, когда изменяется внешнеэкономическая конъюнктура, развить конкуренцию, обеспечить устойчивый экономический рост.
«Нужно обновление всей системы государственных закупок — не только обновление законодательства, но и изменение организационной структуры управления государственными и муниципальными закупками, методическое обеспечение заказчиков, развитие информационной системы, профессиональных требований и стандартов, расширение инструментов эффективного контроля» — считает министр.
Федеральная контрактная система вместо существующей. Важной вехой в развитии системы закупок станет принятие федеральной контрактной системы (ФКС), проект которой Президент РФ Дмитрий Медведев поручил разработать в 2012 г. По мнению министра, в рамках ФКС нужно перейти к управлению всем циклом, включая этапы прогнозирования и планирования, осуществления закупок, контроля и аудита, а также увязать этот процесс с приоритетами государственной политики на федеральном и региональном уровнях.
«В Совете Федерации обсудили новый федеральный закон, касающийся контрактной системы. И можно сказать, что мы практически договорились о концепции. То лучшее, что есть в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», должно остаться. Уверена, что в первом полугодии 2012 г. мы новый закон примем», — считает заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова, подчеркнувшая, что сегодня стране нужны новые специалисты и новые информационные технологии. ФКС должна прийти на смену нынешней системе государственных закупок. По мнению большинства участников форума, этот закон выполнил свою миссию, заложив основы для регулирования и повышения эффективности закупочных процедур в государственном секторе. Вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который распространил похожую систему отношений на естественные монополии, государственные корпорации и компании с государственным участием.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев убежден, что так и должно быть: «Мы должны модернизировать то, что имеем. Можно уже точно сказать, что попытка России использовать самые современные телекоммуникационные технологии для целей государственного заказа увенчалась успехом».
Инфраструктура — для государственных закупок, рынок сбыта — для бизнеса. В рамках форума-выставки «Госзаказ — 2012» прошло
множество мероприятий, в том числе круглый стол «Информационные технологии обеспечения государственного заказа. Единое экономическое пространство», привлекший многочисленных посетителей. Наибольший интерес его участников вызвали доклады представителей Федерального казначейства, рассказавших о практических аспектах функционирования общероссийского официального сайта для размещения информации о заказах, а также о перспективах его развития.
«Одним из достижений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является открытость и, как следствие, подотчетность заказчика общественному мнению. В 2011 г., когда мы реализовывали проект сайта для всех заказчиков, мы обнаружили, что в ряде муниципалитетов этот закон вообще не применялся. Нам приходилось объяснять заказчикам, что есть такой федеральный закон, который к тому времени действовал уже около 5 лет, и им нужно руководствоваться», — поделился проблемой с участниками круглого стола руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин.
«Объем рынка государственного заказа и то, каким именно образом эти 13 трлн руб. реализуются — одна из самых волнующих тем для бизнеса, — справедливо полагает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. — Всем интересно, какие применяются новые технологии, как регионы работают с государственным заказом, какие решения показываются на выставке для государственных заказчиков. Волнует и то, будем ли мы прозрачно распределять этот государственный заказ, понятно ли для всех, каким именно образом он реализуется. И тогда, наверное, каждое предприятие станет искать инновационные пути и решения. Или будет по-другому, и тогда вместо этого начнутся поиски кратких путей к высоким кабинетам, где проблему реализации государственного заказа на своем предприятии можно решить без всяких инноваций».
«Многие предприниматели поверили, что на конкурсах можно выигрывать реально, честно, прозрачно. Впервые за многие годы мы получили систему, которая моментально реагирует на наши жалобы. Если брать арбитражную статистику, то все меняется в пользу предпринимателей», — считает президент Московской ассоциации предпринимателей Андрей Поденок.
Пример Москвы — другим наука. Пока законодатели спорят о том, какой должна быть идеальная во всех смыслах и отношениях ФКС, практики ставят акцент на применении тех законов, которые уже
действуют, а также на развитии соответствующей ИТ-инфраструктуры.
«Москва полностью готова к внедрению ФКС», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин в своем обращении к участникам форума-выставки. Технические задания публикуются на специальном сайте. Практикуется рассылка приглашений непосредственным производителям. В конце 2011 г. было разработано примерное положение для организации закупок ГУПами и казенными предприятиями, утвержденное департаментом имущества Москвы, выполняющим по отношению к ним функцию собственника. Предусмотрен разный порядок рассмотрения контрактов в зависимости от их суммы с привлечением к работе комиссий представителей общественных организаций, причем все больше сообщений о нарушениях приходит через систему общественного контроля. К недобросовестным подрядчикам применяются санкции, за год они пополнили казну города примерно на 1 млрд руб.
Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов рассказал, что в 2011 г. было проведено 85 тыс. процедур, связанных с государственным заказом, в ходе которых потрачено 650 млрд руб. — это более трети бюджета Москвы, или бюджет целого федерального округа: «При этом только за счет соблюдения закупочных процедур общее снижение затрат составило 65 млрд руб. За счет уменьшения стартовых цен удалось сэкономить еще порядка 50 млрд руб.».
Не менее впечатляющие цифры привел Сергей Кириенко, генеральный директор «Росато-ма» — корпорации, являющейся одновременно и государственным заказчиком, и распорядителем бюджетных средств. Итоговую совокупную экономию «Росатома» от эффективных закупочных процедур он оценил суммой более 50 млрд руб. — это примерно столько же, сколько «Росатом» закупает в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Сергей Кириенко рассказал о практике «Роса-тома»: «У нас, как правило, не типовая закупка, а достаточно сложные технические объекты, сооружения и оборудование. Основные выигрыши, где цена падала в 2—3 раза, мы получили так: выходили на разных поставщиков, обсуждали, кто сможет изготовить корпус реактора или его отдельные части. То есть мы вместе с поставщиками создаем конкуренцию монополистам».
Инфраструктура для государственных и муниципальных закупок — понятие комплексное, а
сами государственные закупки, по мнению мэра Москвы Сергея Собянина, превращаются в «новую и перспективную отрасль государственного управления», неразрывно связанную с информационными технологиями. Тема повышения эффективности закупок и роли ИТ в этом процессе звучала во многих выступлениях участников форума-выставки «Госзаказ — 2012».
Говоря о государственных закупках, вспоминаем об ИТ. «Сегодня объем государственного и муниципального заказа сопоставим с объемом федерального бюджета. Размещение государственного заказа — это важная функция государства, и от того, как оно с этой функцией справляется, можно смело судить об эффективности работы государства в целом», — предложил критерий для оценки первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ Мартин Шакум.
Тема повышения эффективности государственных закупок, обогащения государственного управления лучшими практиками и вопрос о том, как этому могут помочь ИТ, красной нитью проходила через большинство докладов на семинарах и конференциях, проведенных в рамках форума-выставки. Например, аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов считает так: «Необходимо рассматривать пространство управления контрактами, проектами и активами как единое целое, где надо решать задачу синхронизации управления этими объектами для получения целевых эффектов, начиная с уровня операций и транзакций. Технологически это вполне решаемая задача, требующая, однако, законодательного регулирования».
В конечном счете, эффективность государственных закупок определяется не только продуманным до мельчайших деталей законодательством и развитием современной технологической инфраструктуры для закупок, но и качеством тех продуктов и услуг, которые заказчик в конечном итоге получает, совершив закупку. Что же ему сегодня предлагают? Ответ на этот вопрос можно было получить, скорее, не на пленарном заседании и круглых столах, а на самой выставке, где были показаны действительно эффективные решения и предложения, отвечающие нуждам сегодняшних государственных заказчиков.
МГТС: плоды модернизации. О своих разработках и эффективных решениях, а также о работе в рамках муниципального заказа Москвы рассказали участники форума — представители компании МГТС: «На муниципальном уровне мы обслуживаем различные образовательные учреждения: школы,
детские сады и прочие», — сообщил заместитель генерального директора, коммерческий директор МГТС Олег Попов. — Сегодня у нас добавились и контракты по видеонаблюдению, которому столичные власти уделяют повышенное внимание. Сеть МГТС присутствует во многих точках Москвы, что позволяет предлагать комплексные качественные услуги и сервисы. Благодаря этим преимуществам мы выиграли в 2011 г. значительное количество конкурсов, и именно поэтому мы сейчас здесь присутствуем. До конца 2011 г. МГТС не имела такой чести и возможности заявить о себе как о крупном игроке на рынке государственных услуг. Сегодня же мы успешно выполняем доверенные нам задачи, важные как с общегосударственной, так и с социальной точек зрения.
Одно из наших решений, представленных на выставке, — это решение для видеонаблюдения, которое можно разворачивать как в местах массового скопления людей, так и в подъездах и дворах, выбирая каждый раз наилучшее для заказчика, оптимальное сочетание параметров наблюдения. Все это возможно благодаря техническим ресурсам МГТС, которые раньше не эксплуатировались в коммерческом смысле по-настоящему, в полной мере и объеме».
Тему эффективности развил зам. начальника центра внедрения технической дирекции МГТС Андрей Летников: «Наше преимущество на рынке государственного и муниципального заказа технически базируется на том, что за свои 130 лет развития МГТС создала самую мощную и разветвленную сеть в столице. Практически же это выражается в том, что мы присутствуем примерно в 99 % зданий Москвы. Затраты и инвестиции у нас намного меньше, цены — конкурентоспособные, мы предлагаем такие услуги, которые другие сети предоставить не в состоянии. Например, предлагая SaaS-сервис с расширенным функционалом УАТС IP-Centrex, мы не только освобождаем клиентов от лишних затрат, но и можем следовать за всеми переездами клиента в пределах Москвы, сохраняя номер и набор услуг.
Мало кто знает, что компанией МГТС уже сегодня создана самая современная и большая в Европе пакетная сеть, в частности, это одна из крупнейших сетей, которая когда-либо была построена на базе оборудования Cisco. Идущая сегодня в МГТС масштабная модернизация должна закрепить имеющиеся у нас конкурентные преимущества, которые любой маркетолог, не задумываясь, назовет уникальными».
Антон Степанов / CNews