VII Международная научно-практическая конференция
© И.Д. Данилушкина, М.А. Калмыкова, 2021
УДК 336.3
Калмыкова Мария Александровна Данилушкина Инна Дмитриевна Danilushkina Inna Dmitrievna Kalmykova Maria Alexandrovna
Студенты Students
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Plekhanov Russian University of Economics
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ И ЕГО ОЦЕНКА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
THE STATE EXTERNAL DEBT OF RUSSIA AND ITS ASSESSMENT
AT THE PRESENT STAGE
Аннотация. Данная статья посвящена анализу состояния государственного внешнего долга в Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы изменения основных показателей внешнего государственного долга страны и изучена его структура. Сделаны выводы о проблемах управления внешним государственным долгом в Российской Федерации.
Abstract: This article is devoted to the analysis of the state of the state external debt in the Russian Federation at the present stage. Changes in the main indicators of the country's external
VII Международная научно-практическая конференция public debt are analyzed and its structure is studied. Conclusions are drawn about the problems of managing external public debt in the Russian Federation.
Ключевые слова, внешний государственный долг, государственный бюджет, внешние и внутренние займы, облигационные займы, государственные гарантии.
Key words: external public debt, the state budget, external and internal loans, bond loans, state guarantees.
На современном этапе Российская Федерация ощущает дефицит ресурсов, обеспечивающих удовлетворение потребностей государства и реализацию возложенных на него функций. Чтобы покрыть данный дефицит, государство зачастую берет внешние и внутренние займы, образуя тем самым государственный долг.
Одним из видов государственного долга является внешний государственный долг. Он представляет собой совокупность финансовых средств, которые были заимствованы государством за рубежом, то есть у других стран, международных организаций и т.д.
Внешний государственный долг играет важную роль в макроэкономической системе страны. Отношения, возникающие в результате формирования, поддержания и погашения госдолга оказывают огромное воздействие на состояние государственных финансов, движение денежных средств и развитие международного сотрудничества между странами.
Таким образом, особенно важно определить характеристики внешнего государственного долга Российской Федерации и определить, как должен быть оплачен бюджетный дефицит.
Прежде всего, исследуем динамику изменения государственного внешнего
долга.
Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации можно сделать вывод о том, что за период 2016-2020 гг. объемы внешнего госдолга увеличились (рисунок 1). Как можно заметить, резкий рост был зафиксирован за последние два года. В целом за последние 5 лет данное увеличение составило 5 491,1 млн. долларов США, то есть 10,7%. В 2017 году объемы внешнего госдолга
VII Международная научно-практическая конференция были равны 48 827,3 млн. долларов США, что является самым низким
показателем за указанный промежуток времени. Однако начиная с 2017 года, государственный внешний долг начинает неуклонно расти. Связано это, в первую очередь, с ослаблением конъюнктуры мировых сырьевых рынков, достаточно низкими темпами роста экономики России, последовательным истощением государственных резервов, а также эпидемиологической обстановкой в мире.
58 000,00 56 000,00 ^ 54 000,00
и
и 52 000,00 а
§ 50 000,00
о
ч
I
ч
48 000,00 46 000,00 44 000,00
70'
-56 ,90
- : 48 ,30
[5
512 ,80 5Г
48 7,30 49 ),50
■- -
2016
2017
2018
2019
2020
Рис. 1. - Динамика объема внешнего государственного долга в России
2016-2020 гг., в млн. долларов США
Источник: составлено авторами на основе материалов [3].
Изучим изменение объемов внешнего долга Российской Федерации в 2021 году. По информации Центрального банка России показатели внешнего долга были достаточно нестабильны: в феврале и апреле долг резко уменьшался, а в марте наоборот увеличивался (рисунок 2). Несмотря на это, можно отметить, что в целом за период государственный долг сократился. На начало апреля госдолг оказался равен 56 104,6 млн. долларов США, тогда как на январь он составил 56 702,9 млн. долларов. То есть, снижение составило 598,3 млрд. рублей или 1,1%. Причинами данной динамики могут быть снижение обязательств прочих
VII Международная научно-практическая конференция секторов по внешним кредитам, а также уменьшения портфелей нерезидентов
в суверенных ценных бумагах.
апр.21
мар.21
фев.21
янв.21
55 800,00 56 000,00 56 200,00 56 400,00 56 600,00 56 800,00
56 104,60
56 629,30
56 260,10
56 702,90
Рис. 2. - Динамика объема внешнего государственного долга в России в январе - мае 2021 года, в млн. долларов США
Источник: составлено авторами на основе материалов [3].
Далее рассмотрим структуру государственного внешнего долга РФ за прошедшие пять лет. Как было сказано ранее, показатели внешнего долга России за последнее время стабильно растут. Изучив структуру долга, необходимо выяснить, за счет чего он увеличивается.
Большая доля в общем объеме внешнего долга РФ ежегодно приходится на задолженность по внешним облигационным займам (таблица 1). С 2016 по 2020 гг. показатели задолженности были достаточно непостоянны, однако в целом на конец 2020 года незначительно повысились с 37,6 до 38,2 триллионов долларов США. Увеличение составило 1,7% (650,7 триллионов долларов США). Кроме того, значительную часть внешней задолженности страны занимают государственные гарантии в иностранной валюте. За исследуемый период объем государственных гарантий показал значительный рост: за 5 лет было зафиксировано повышение в 5,8 триллионов долларов США, то есть почти 50%. Причем резкий и самый большой прирост гарантий произошел в 2020 году. Объяснить это можно тем, что в кризисное время, связанное, в первую очередь,
VII Международная научно-практическая конференция с пандемией коронавируса, правительство предоставило государственные гарантии на восстановление экономики и поддержку населения. Также в структуре госдолга можно заметить падение показателей. За последние пять лет задолженности перед многосторонними и двусторонними кредиторами показали сокращение результатов. Сокращение задолженности перед многосторонними кредиторами составило 56,6%, а перед двусторонними кредиторами - 54,5%.
Таблица 1. - Структура внешнего государственного долга России 2016-2020
гг., в млн. долларов США
2016 2017 2018 2019 2020
Задолженность по внешним 37 607 38 209,5 36 568,0 40 660,7 38 257,7
облигационным займам
Государственные гарантии 11 730,5 10 357,2 11 567,4 13 252,8 17 596,6
РФ в иностранной валюте
Задолженность перед 822,1 677,6 508,7 492,1 473,8
официальными
многосторонними
кредиторами
Задолженность перед 629,3 559,4 489,4 419,5 349,5
официальными
двусторонними кредиторами -
не членами Парижского клуба
Задолженность по ОВГВЗ 3,4 3,2 2,7 2,7 2,7
Прочая задолженность 19,6 20,4 20,3 20,5 22,6
Источник: составлено авторами на основе материалов [3].
Проведя анализ текущего состояния государственного долга, можно сделать определенные выводы о проблемах управления внешним государственным долгом Российской Федерации. Эффективное управление госдолгом является ключевым фактором, необходимым для социально-экономического развития, так как международное кредитование стабилизирует позиции страны на рынке капитала и привлекает дополнительные финансовые ресурсы в дополнение к укреплению долговой ситуации в стране. Кроме того, кризис внешней задолженности страны негативно сказывается не только на экономической ситуации, но и на политике.
VII Международная научно-практическая конференция
Основными проблемами долговой политики в России являются
следующие актуальные вопросы:
Система управления государственным долгом не позволяет полностью реализовать централизованную политику в отношении долгосрочного государственного долга;
Политика управления госдолгом не всегда может предсказать кризисы экономики, а также принять совокупность мер по предотвращению их последствий;
В России не до конца четко сформулированы и распределены полномочия органов, занимающихся долговой политикой, что вызывает определенные противоречия в их работе;
Управление госдолгом в РФ характеризуется отсутствием системы мер, применяемой к субъектам, которые принимают решения в долговой политике.
Перечисленные проблемы требуют тщательного изучения со стороны государственных органов и немедленного качественного вмешательства в существующую обстановку. В данных обстоятельствах важно обеспечить повышение эффективности управления государственным долгом и осуществлять постоянный контроль над реализацией утвержденных программ.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что анализ внешней задолженности страны показал ее тенденцию к увеличению, при этом положительной стороной этой динамики является отсутствие значительного увеличения общего долга. Однако в его управлении существуют серьезные проблемы, которые необходимо немедленно решить.
Библиографический список:
1. Мустафаева М. А., Рябичева О. И. Анализ современного состояния государственного долга РФ // Эпоха науки. 2020. №21. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/anaHz-sovremennogo-sostoyaniya-gosudarstvennogo-dolga-rf (дата обращения 01.06.2021).
VII Международная научно-практическая конференция
2. Чумакова М. К., Гулмагомедова С. М. Структура внешнего государственного долга российской Федерации и механизм управления им // Эпоха науки. 2020. .№22. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/struktura-vneshnego-gosudarstvennogo-dolga-rossiyskoy-federatsii-i-mehanizm-upravleniya-im (дата обращения 04.06.2021).
3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения 04.06.2021).
© М.А. Калмыкова, И.Д. Данилушкина, 2021
УДК 339.5
Ператинская Дарья Александровна Peratinskaya Daria Alexandrovna
Студент 2 курса бакалавриата «Мировая экономика» 2nd year undergraduate student "World Economy" Дипломатическая Академия МИД РФ Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Научный руководитель. Scientific director: Худякова Ольга Юрьевна Khudyakova Olga Yuryevna Доцент, канд. техн. наук Associate Professor, сand. tech. sciences
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОРГОВЛИ НЕФТЬЮ И НЕФТЕПРОДУКТАМИ ПО РОССИИ
STATISTICAL ANALYSIS OF OIL AND OIL PRODUCTS TRADE INDICATORS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. в настоящей статье приводится статистический анализ показателей участия России в мировой торговле нефтью и нефтепродуктами, который позволяет понять взаимозависимость показателей внешней торговли нефтью и нефтепродуктами в России. На
141