Исходя из вышеупомянутого, можно заметить, что детализировано представленная информация в разрезе всех поступлений и платежей, доходов и расходов по видам деятельности облегчит анализ и контроль над денежными потоками, что позволит вовремя выявлять отклонения фактических данных. Одним из условий повышения качества функционирования и учета денежных средств является применение процесса планирования денежных средств в организации. Проведение стратегического анализа денежных средств необходимо осуществлять по разработанной методике, где учитывается влияние на организацию факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия.
Список используемых источников:
1. Васильчук О.И. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие. - М.: Форум, 2012. - 560 с.
2. Верещагина, А.К. Организация и проведение аудиторской проверки. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 551 с.
3. Данилевский Д.Ю. Становление аудита в России. - М.: Форум, 2014. -345 с.
4. Зонова А.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие / А.В. Зонов. - М.: Инфра-М. Магистр, 2014. - 276 с
5. Солоненко А.А. Организация учета денежных средств и расчетных операций: учебное пособие / А.А.Солоненко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 219 с.
УДК 336.276
Б01 10.24411/2409-3203-2019-11030
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ
Мустафаева Мадина Арсеновна
студентка 4 к. направления Экономика, профиль «Финансы и страхование» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Россия, г. Махачкала Рябичева Ольга Ивановна научный руководитель к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ «Дагестанский государственный университет» Россия, г. Махачкала
Аннотация: Статья посвящена изучению современного состояния внутреннего и внешнего государственного долга РФ. В работе проведен анализ динамики объемов как государственного внутреннего, так и внешнего долга, а также изучен план погашения задолженности Российской Федерации перед резидентами и нерезидентами. В ходе анализа, были выявлены проблемы, связанные с управлением государственным долгом, а также предложен ряд мер, способствующих преодолению выявленных проблем.
Ключевые слова: государственный внешний долг, внутренний долг, погашение государственного долга, график погашения, управление государственным долгом.
ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE PUBLIC DEBT OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Mustafaeva Madina Arsenovna
4th year sudent of th Faculty of Economics Dagestan State University Russia, Makhachkala Ryabicheva Olga Ivanovna Ph.D, Associate Professor, Department of Finance and Credit of "Dagestan State University" Russia, Makhachkala
Abstact: The article is devoted to the study of the current state of the internal and external public debt of the Russian Federation. The paper analyzes the dynamics of the volumes of both state internal and external debt, and also explores the plan for paying off the debt of the Russian Federation to residents and non-residents. During the analysis, problems associated with public debt management were identified, and a number of measures were proposed to help overcome the problems identified.
Keywords: external public debt, internal debt, repayment of public debt, repayment schedule, public debt management.
На сегодняшний день в ряде стран наблюдается тенденция к значительному росту государственного долга, в том числе увеличению доли государственного долга, приходящейся на иностранных кредиторов, т.е. внешнего долга. Это повод для серьезного беспокойства правительств государств, поскольку от сбалансированности объема государственного долга (как внутреннего, так и внешнего) зависит состояние национальной безопасности страны.
Среди основных причин устойчивого роста государственного долга выделяют следующие:
- увеличение государственных расходов в периоды социальных, политических конфликтов и войн;
- цикличность экономики;
- снижение налогового бремени и увеличение количества налоговых льгот с целью стимулирования экономики ;
- усиление влияние политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;
- рост долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает деление
государственного долга на внутренний и внешний по признаку валюты обязательств. В этом состоит особенность российской практики, в других странах государственный долг рассчитывается с учетом заимствований перед резидентами и нерезидентами. Вследствие этого было бы целесообразно рассмотреть в отдельности внешний и внутренний государственный долг РФ.
Внешний государственный долг-это долговые обязательства по займам, полученным от иностранных государств, организаций и отдельных лиц. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, поскольку она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги для того чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. В объем государственного внешнего долга включаются выраженные в иностранной валюте:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
- размер основного долга по тем кредитам, которые получены Российской Федерацией
- объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации. По данным Министерства финансов Российской Федерации внешний долг РФ на
01.01.2020 год составил 54 848.3 млн. долл. США.
Рис.1 Объем государственного внешнего долга Российской Федерации 2011-2020 гг.
( млн. долл. США)
Анализируя данные рисунка 1, можно заметить, что наибольший объем государственного внешнего долга наблюдался в 2014 г. и составлял 55 794,2 млн. долл. США, что неблагоприятно сказалось на состоянии экономики РФ. Впоследствии, наблюдается положительная динамика снижения объема внешнего долга с 2014г. вплоть до 2019 г. включительно. Наименьшее же значение государственного внешнего долга составляет 35 801.4 млн.долл.США в 2012 г. Но, однако, на сегодняшний день объем государственного внешнего долга почти достигает отметки 2014 г. и составляет 54 848,3 млн. долл. США. Это свидетельствует о высокой зависимости отечественной экономики от внешних займов, что является неблагоприятным явлением для экономики РФ. Также стоит отметить, что примерно 15-20% государственного внешнего долга составляет долг по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте.
Погашение государственного долга, в особенности его внешней части оказывает большое влияние на экономику страны, поскольку несвоевременное осуществление платежей влечет за собой не только начисление процентов за просроченные платежи, но и к нарушению авторитета РФ на мировом кредитном рынке.
<
3
и с; с; о с. х с;
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
«С? сО
Рис.2 График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, по
состоянию на 1 апреля 2019 г. (млн.руб.)
Анализируя данные рисунка 2 можно сделать вывод,что наибольшая к погашению внешнего долга сумма наблюдается в 2047г в размере 7000 млн.долл. США, что почти на 2000 млн.долл.США превышает сумму 2020 года. Наименьшая к погашению внешнего долга РФ сумма приходится на 2030 г. и составляет менее 1000 млн.долл США. Также стоит отметить, что не предусматривается выплата платежей государственному внешнему долгу в 2032-2034гг, 2036-2041гг..
Что касается внутреннего долга, то он представляет собой задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам. В состав государственного внутреннего долга включаются:
- номинальная сумма долга по ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
- объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям и гарантиям муниципальных образований, выраженных в валюте РФ;
- объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых осуществляется в валюте РФ
Более подробно рассмотрим государственный внутренний долг РФ в динамике.
12 000,00 10 000,00 8 000,00 6 000,00 4 000,00 2 000,00
0,00
ю
»4?
о>
о*
о*
о*'
ЯР
чУ
годы
Рис.3 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации 2011-2020гг.
(млрд. руб.)
По состоянию на 01.01.2020 объем внутреннего долга РФ составил10 171,932 млрд.руб, и является наибольшим долгом с 2011 по 2020 г. Значение внутреннего долга 2020 г. на 995,5 млрд.руб. больше чем в 2019 году; и почти на 7 231,5 млрд.руб. превышает значение 2011 года. Наименьшее значение государственного внутреннего долга приходится на 01.01.2011 г и составляет 2 940.392 млрд.руб. Значительная часть внутреннего долга РФ приходится на государственные гарантии РФ в валюте РФ. То есть, анализируя данные рисунка 3, стоит отметить постепенное повышение объема внутреннего государственного долга с 2011 по 2019 гг. Наибольший рост наблюдается в 2015 г. на 1500 млрд.руб. по сравнению с 2014 г.
Досрочное погашение внешнего долга способствует укреплению международного авторитета России, как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране. Ввиду этого, было бы целесообразно изучить график погашения внутреннего долга РФ.
ю
£ 1200
Годы
Рис.3 График погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации по
состоянию на 1 июня 2019 г.(млрд.руб.)
На рисунке 3 можно наблюдать, что наибольшую сумму внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, планируется выплатить в 2024 г. в размере 1 040,863 млрд.руб., наименьшая сумма долга будет уплачена в 2030 и в 2035 годах, в размере 27,871 млрд.руб. и 17,105 млрд руб. соответственно. На конец 2019г. РФ должна будет погасить свой долг в виде ценных бумаг на сумму 291,119 млрд. руб. В целом, график свидетельствует о цикличности осуществления платежей, что позволит сбалансировать долговое бремя, и постепенном снижении суммы платежей к окончанию 2036 года.
Следует отметить, что новой реальностью для России может стать возможность финансирования бюджетного дефицита преимущественно за счет заемных источников, а не накопленных резервов, при относительно малоблагоприятной рыночной конъюнктуре. Как следствие, предстоит оперативно адаптировать государственную заемную политику к новым реалиям, скорректировать стратегию присутствия России на долговых рынках в качестве заемщика, выработать комплекс мер, направленных на сохранение гибкости при осуществлении государственных заимствований.
На сегодняшний день важными вопросами в сфере управления государственным долгом являются следующие:
- большой объем заимствований в национальной валюте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга;
- проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;
- ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России и неблагоприятного кредитного рейтинга страны, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;
- неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ.
Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики.
Проблема управления государственным долгом находится постоянно в центре внимания Правительства РФ. Ее решение определяет состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Ввиду этого, можно предложить несколько приоритетных направлений в части управления государственным долгом:
- постепенно снижать зависимость состояния экономики и Федерально бюджета РФ от нефтегазовых доходов
- стимулировать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на долгосрочный период
- поддерживать величину государственного долга на безопасном для экономики уровне, что предполагает рациональное планирование предельного уровня долга.
- лимитировать размер принимаемых новых обязательств, связанных с привлечением кредитов Всемирного банка, с целью решения структурных проблем социального и государственного управления.
Список использованной литературы:
1. Минаев Р. М. Государственный долг России и способы его регулирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 1476-1480.
2. Яруллин Р.Р. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика.2017. С 210-212
3. Милютенко Т. Р. Управление государственным долгом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 416-420. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970410.htm.
4. ЕВ. БабкинаЕ.Н. Ушмарова, ВВ. Черяпина «СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСВЕННОГО ДОЛГА В РФ» [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-gosudarsvennogo-dolga-v-rf
5. Данные с сайта Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/.