Научная статья на тему 'Государственный учёт недвижимых памятников истории и культуры в Росссийской Федерации (на примере Томска)'

Государственный учёт недвижимых памятников истории и культуры в Росссийской Федерации (на примере Томска) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перетягина Е. В.

Содержание статьи посвящено истории становления системы государственного учета объектов культурного наследия в России и Томской области. Автором изложены основные этапы законодательной деятельности по учёту недвижимых памятников истории и культуры как в России в целом, так и в Томской области. В условиях современных реформ в части государственной охраны объектов культурного наследия тема статьи актуальна, поскольку предлагает читателю проследить последовательность осознания обществом основных проблем сохранения наследия России и раскрывает этапы их правового регулирования. Выводы автора базируются на нормативно-правовых актах РФ различных периодов и практическом опыте по паспортизации объектов культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Перетягина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный учёт недвижимых памятников истории и культуры в Росссийской Федерации (на примере Томска)»

3. Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. - СПб. : Стройиздат, 1992.

4. Кириков, Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм / Б.М. Кириков. - СПб. : Изд. дом «КОЛО», 2006.

5. Кириков, Б.М. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район / Б.М. Кириков. - СПб. : Изд. дом «КОЛО», 2007.

6. Кириков, Б.М. К проблеме неоклассицизма в русской архитектуре начала XX века / Б.М. Кириков // Архитектура : сб. науч. тр. ЛИСИ. - № 109. - 1976.

7. Кон-Винер. История стилей изящных искусств / Кон-Винер. пер. под ред. и с добавлениями М. С. Сергеева. - М. , 1916.

8. Курбатов, В.Я. Подготовка и развитие неоклассического стиля / В.Я. Курбатов // Старые годы. - 1911. - Июль-сентябрь.

9. Лисовский, В.Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов /

В. Г. Лисовский. - СПб, 2006.

10. Лукомский, Г.К. Архитектурные вкусы современности / Г.К. Лукомский // Труды IV съезда русских зодчих. - СПб., 1911.

11. Пилявский, В.И. История русской архитектуры / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. - М. : Архитектура-С, 2004.

12. Хан-Магомедов, С.В. Кринский и архитектурное течение рационализм / С.В. Хан-Магомедов // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры 60-70-х годов. - М. ,1979.

13. Klein, Alexander. Bemerkungen zum Russizismus von 19010-1915 / Alexander Klein // Wasmuth’s Monatshefte fur Baukunst. - 1926. - № 8.

Z.L. AKSENOVA

NEOCLASSICAL TENDENCIES IN ARCHITECTURE OF SAINT-PETERSBURG OF 1900-1917

The given paper is devoted to neoclassical tendencies of Petersburg at the beginning of XX century. The principal reason of appearance of neoclassicism in Petersburg (social, cultural and political, etc.), connections of neoclassical tendencies with the stylistic directions dominating at the beginning of XX century, the basic architectural methods, the influence of “cult of Palladio” on the development of neoclassical architectonical tendencies, and also the basic works of architects and town-planners of that period are considered.

УДК 069.4/6:330.52.051

Е.В. ПЕРЕТЯГИНА, аспирант,

ТГАСУ, Томск

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁТ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКА)

Содержание статьи посвящено истории становления системы государственного учета объектов культурного наследия в России и Томской области. Автором изложены основные этапы законодательной деятельности по учёту недвижимых памятников истории и культуры как в России в целом, так и в Томской области. В условиях современных ре-

© Е.В. Перетягина, 2008

форм в части государственной охраны объектов культурного наследия тема статьи актуальна, поскольку предлагает читателю проследить последовательность осознания обществом основных проблем сохранения наследия России и раскрывает этапы их правового регулирования. Выводы автора базируются на нормативно-правовых актах РФ различных периодов и практическом опыте по паспортизации объектов культурного наследия.

В настоящий момент в Российской Федерации идет процесс формирования новой системы отношений в области управления, использования и контроля за состоянием культурного наследия. Важным элементом этого процесса является регламентация и правовое регулирование в деле учёта памятников. Интерес общества к использованию историко-культурных ресурсов той или иной территории в культурно-просветительских и рекреационных видах деятельности неизбежен, поскольку в современном мире возрастает «стремление сохранить самоидентичность» [2, с. 185] при взаимодействии с множеством культурно-исторических типов.

Российское законодательство по охране памятников истории и культуры прошло сложный путь развития в указанном стремлении. В нём отразились все наиболее важные этапы отечественной истории: от времени правления царя Фёдора Алексеевича до современного периода.

Наиболее ранним документом, направленным на сохранение наследия, может считаться именной указ царя Фёдора Алексеевича 1680 года, гласивший: «В земском приказе делать описать... и описные книги и счётные списки в Земском приказе сделать и объявить себе великому государю генваря в 1 числе нынешнего 189 году; а буде к тому вышеописанному сроку описных книг и счётных списков они не сделают и ему великому государю не объявят, и им за то от него великого государя быть в опале» [3, с. 5]. Текст документа своеобразен, однако целиком укладывается в культурную средневековую традицию. Сохранение документов в надлежащем порядке являлось постоянной заботой власти со времён Средневековья. Мера ответственности за неисполнение предписанных правил может считаться первым шагом в процессе формирования отечественного «охранного» законодательства [Там же, с. 6].

Начало формирования развитого законодательства по учёту различных древностей России связано с реформаторской деятельностью Петра I. В Петровскую эпоху было принято несколько десятков царских и сенатских указов, регламентировавших сбор и учёт различных древностей и «кури-озных вещей»:

1. «О присылке из монастырей Российского государства жалованных грамот», 1720 г.

2. «О покупке в Сибири куриозных вещей и о присылке оных в Берги Мануфактур-коллегию», 1721 г.

3. «О бережении остатков кораблей, галер, яхт», 1722 г.

4. «Об отдаче Соборных церковных уставов и ризницы из Патриаршего дома в Синод и об отдаче серебряных вещей на Денежные дворы весом», 1722 г.

5. «О присылке из всех епархий и монастырей древних рукописей и подобных книг в Москву в Синод», 1722 г.

6. «О делании кровель в Москве по примеру, как сделана кровля на тереме в Кремле», 1722 г.

7. «О сделании каменной пирамиды на Полтавском поле, в память победы, держанной над шведами», 1723 г.

Каждый из приведённых правовых актов впервые определял круг предметов и объектов, подлежащих учёту и сохранению, закрепляя за ними юридический статус памятника [3, с. 7].

Преемниками Петра I Екатериной I, Петром II, Анной Иоанновной, Елизаветой Петровной также рассматривался вопрос сохранения древностей. Большинство принятых ими документов по учёту регламентировали и работы на древних архитектурных памятниках.

Вопрос учёта культурного наследия - памятников древности значительно расширен Екатериной II, правившей во времена расцвета русской культуры. Впервые учтённые ценности, древние сооружения Российского государства вступили в конфликт с нуждами нового строительства.

В 1763 г. Указом Екатерины II предписывалось «сделать всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо», что позволяло составить достаточно полное представление о характере застройки российских городов [Там же, с. 8] и принять меры к их сохранению и перестройке.

Следующим ярким периодом в законодательстве по учёту и охране древних ценностей приходится в России на правление Николая I. Одним из первых документов в период его царствования (1825-1855 гг.) стал циркуляр «О доставлении сведений о памятниках архитектуры и о воспрещении разрушать их», опубликованный в 1826 г. Он предписывал собрать сведения: 1. В каких губерниях есть остатки древних замков и крепостей. 2. В каком они положении находятся. Последствием этого распоряжения было доставление из разных губерний многочисленных описаний и планов зданий, изданных впоследствии в «Материалах для статистики Российской империи» под редакцией А. Глаголева. [Там же, с. 475]. Таким образом, историческая значимость данного распоряжения состоит в том, что в России появился свод культурных ценностей и «целенаправленная деятельность по выявлению и учёту всех существовавших в империи памятников архитектуры» [Там же, с. 11]. Основы этой деятельности остались неизменны и являются базой для современного учёта памятников истории и культуры.

Многоплановая и сложная работа над законодательными актами советского времени выразилась в принятии следующих документов:

1. Постановление Совета Министров РСФСР «Об охране памятников архитектуры» от 22.05.1947.

2. Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении дополнительного списка памятников архитектуры, подлежащих государственной охране» от 22.05. 1948.

3. Постановление Совета Министров СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры» от 14.10.1948, утверждающее Положение об охране памятников культуры.

4. Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении инструкции о порядке учёта, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР» от 28.05.1949.

Согласно указанным документам памятники истории и культуры разделили на архитектурные, исторические, искусства и археологии. Полномочиями по составлению списков памятников были наделены:

1. Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР в отношении архитектурных памятников.

2. Комитет по делам культурно-просветительских учреждений при Советах Министров союзных республик в отношении памятников археологии и истории.

3. Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР в отношении памятников искусства.

Более целенаправленно началась работа по выявлению, изучению и пропаганде историко-культурного наследия в Томске с 1965-1966 гг. с созданием Томского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), одним из организаторов которого был яркий, талантливый педагог и ученый Израиль Менделевич Разгон [7], сформировавший крепкую команду из числа специалистов историков, археологов, архитекторов. Материалы работы ВООПиК до сих пор являются базой для работы государственных органов в области государственной охраны объектов культурного наследия в части учёта памятников истории и культуры.

На сегодняшний день Федеральным законом от 25.06. 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под мероприятиями в сфере государственной охраны объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия [6].

Федеральным законом от 25.06. 2002 № 73-ФЗ (статья 63) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что впредь до вступления в силу нормативных актов, утвержденных Правительством Российской Федерации о едином государственном реестре памятников истории и культуры, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865, изданной в развитие этого Положения Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, и методическими рекомендациями «Первичная учетная документация на памятники градостроительства и архитектуры», утвержденными Министерством культуры РСФСР 14 июня 1989 года.

В соответствии с указанными документами все права и обязанности по учету объектов культурного наследия народов Российской Федерации переданы государственным органам охраны памятников.

На территории Томской области в соответствии с областным законом № 304-ОЗ от 12.12.2006 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Томской области» специально уполномоченным органом исполнительной власти Томской области является департамент по культуре Томской области.

В связи с отсутствием Положения о ведении единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, формы и порядка оформления акта заключения историко-культурной экспертизы, утвержденных Правительством Российской Федерации, департамент не ведет единый государственный реестр объектов культурного наследия, а занимается подготовкой и учетом первичной документации на объекты культурного наследия (паспорта и учетные карточки).

Департамент проводит работы по согласованию с секцией государственного учета культурного наследия и экономико-правового обеспечения научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при Минкультуры России, созданного приказом Минкультуры России от 27 января 2005 года.

В настоящее время учет памятников ведется на основе сводных списков всех памятников, категория историко-культурного значения которых определялась на основании ранее издававшихся постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, указов Президента Российской Федерации за период с 1935 по 2008 год, а также решений Томского областного исполнительного комитета совета народных депутатов с 1960-х по 1980-е гг. и постановлений администрации и губернатора Томской области с 1990-х по 2008 гг.

Согласно сводным перечням, сформированным органами охраны памятников истории и культуры, на территории Томской области расположены и поставлены на учет 996 объектов культурного наследия, в составе которых 383 объекта недвижимости, которые могут быть использованы тем или иным хозяйственным способом. 56 объектов являются памятниками истории и культуры федерального значения.

Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, Госстроя РСФСР и президиума центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1990 году г. Томск и с. Нарым Парабель-ского района включены в список 115 исторических населенных мест РСФСР.

Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 г. за № 275 и от 15 января 1998 г. за № 30 Томский политехнический университет и Томский государственный университет включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Анализ выявления, изучения и учёта всего периода работы органов охраны памятников в г. Томске, (до 1990-х гг.) выявил следующие положительные моменты:

1. Паспортизация выполнена на большое количество объектов.

2. Паспортизацией занимались специалисты высокого уровня из Москвы и Томска.

3. Паспортизация велась согласно утверждённой программе по составлению Свода памятников истории и культуры. На эти цели государством выделялись немалые целевые средства.

Содержание первичной учётной документации в разные годы менялось, однако в основном оставалось одинаковым. Формы первичной учётной документации утверждены приказом Министерства культуры СССР от 27.03.1972 № 153. Количественный состав учётных документов установлен приказом Министерства культуры РСФСР от 17.07.1972 № 843. Последним действующим документом, регламентирующим порядок составления паспорта на объект культурного наследия, являются рекомендации, утверждённые Министерством культуры РСФСР 14.06.1989 г., которые должны были упорядочить и сконцентрировать в унифицированных учётных документах (паспортах и учётных карточках) обширную информацию, собранную в ходе выявления и изучения объекта культурного наследия.

Качественный и методический подход к учёту объектов культурного наследия существенно отличался от современного тем, что в основном выделялись как памятники истории культуры единичные объекты. Это, конечно же, отрицательный момент или недостаток паспортизации указанного периода (до 1990-х гг.).

Кроме того, первичная учетная документация, составленная на отдельные (единичные) памятники истории и культуры Томской области, по степени изученности дает следующее представление. По памятникам истории можно отметить, что отражены в целом события всех исторических эпох, но по типам и видам преобладают историко-революционные памятники, связанные с завоеваниями и защитой Советской власти. Затем памятники боевой и трудовой Славы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., памятники науки и культуры.

Памятники архитектуры представлены только досоветского периода, деревянное зодчество в основном конца ХК - начала ХХ века.

С 1993 года паспортизацией занимался «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры». Огромный вклад в дело создания учётных документов внес нынешний декан архитектурного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета В.Г. Залесов. По заданию Министерства культуры РФ и под руководством начальника Центра по охране и использованию памятников истории и культуры Л. Д. Димако-вой было выполнено более 200 паспортов на памятники и выявленные объекты культурного наследия, представляющие архитектурную ценность.

В 1996-2000 гг. в Томске активизировалась работа по паспортизации объектов культурного наследия. Отличительной положительной чертой этого периода является тот факт, что на учёт ставились комплексные объекты как единицы планировочной структуры города, удалённые от исторического ядра города; историко-промышленный комплекс «Спичечная фабрика “Сибирь”» (рис. 1); историко-архитектурный комплекс «Иоанно-Предтеченский женский монастырь»; историко-архитектурный комплекс «Томская окружная лечебни-

ца для душевнобольных» (рис. 2); комплекс «Красные казармы»; комплекс «Томск-П» и т. д.

Рис. 1. Генеральный план объекта культурного наследия «Спичечная фабрика “Сибирь”»

Рис. 2. Генеральный план объекта культурного наследия «Томская окружная лечебница для душевнобольных»

На сегодняшний день в деле государственного учёта объектов культурного наследия требуется серьёзная реформа, выраженная в следующих мероприятиях.

1. Обследование памятников должно быть связано с научным, систематическим, тщательным изучением, кропотливой работой, составлением первичной учетной документации, ведением реестра.

2. Сегодня нет единых взглядов на историю и проходившие общественные процессы. В связи с этим необходимо подойти объективно к трактовке исторических событий и дать полную и подлинную информацию о памятниках, расширить имеющуюся информацию сведениями краеведческого характера [8].

3. Необходимо изучение памятных мест, связанных с массовым заселением Томского края в ХК-ХХ вв. ссыльными из центра страны, переселенцами, осуществление ими хозяйственной и культурной деятельности, выявле-

ние имен тех, кто стоял у истоков всех культурных начинаний. Недостаточно изучены исторические и памятные места, связанные с событиями Первой мировой войны 1914-1918 гг., становлением социалистического государства, массовыми репрессиями против народа в 30-50-е гг., восстановлением и развитием народного хозяйства в первые десятилетия послевоенного периода [8].

4. Необходима большая научная работа по изучению архитектурного наследия. В государственном списке отсутствуют памятники архитектуры советского периода, многие культовые строения, более тысячи объектов (в том числе археологических) не имеют статуса памятников истории и культуры, несмотря на ярко выраженные признаки объекта культурного наследия.

5. Сегодня мало изучены памятники истории и архитектуры в районах области. Для проведения этой работы должны быть задействованы несколько экспедиций.

6. Необходима комплексная целевая программа по развитию базовой части государственной охраны - учёту объектов культурного наследия, финансируемая из бюджетов всех уровней.

Библиографический список

1. Закон РФ «О культуре» от 09.10.1992 № 3612-1, ст.3.

2. Кокаревич, М.Н. Концептуальное моделирование в социальной философии / М.Н. Кокаре-вич; под ред. В.В. Чешева. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2003. - 252 с.

3. Охрана культурного наследия в документах XVII-ХХ вв. Хрестоматия. Т. 1. - М. : Весь мир, 2000. - 528 с.

4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры». 1948 г.

5. Инструкция о порядке учёта, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР. 1949 г.

6. Закон РФ «Об объектах историко-культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 № 73-ФЭ.

7. Профессора Томского университета: Биографический словарь (1945-1980) /

С.Ф. Фоминых, С.А. Некрылов, Л.Л. Берцун, А.В. Литвинов, К.В. Петров, К.В. Зленко. -Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001. - Том 3. - С. 333-340.

8. Материалы Центра по охране и использованию памятников истории и культуры.

E.V. PERETYAGINA

STATE REGISTRATION OF IMMOVABLE MONUMENTS OF HISTORY AND CULTURE IN RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF TOMSK REGION)

The paper is devoted to the history and problems of formation of system of the state registration of an immovable cultural heritage in Russia on an example of Tomsk and the Tomsk region. The author gives a historical sketch of formation of system of the state registration of an immovable heritage in Russia, from the end of ХУ11 century (Feodor Alekseevicha's reign) till 2002, considers a current state of an immovable heritage in the Tomsk region, analyzes elements of system of accounting of an immovable heritage and their evolution (principles and forms of fixing of monuments, methodical approaches to the registration of objects).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.