Научная статья на тему 'Полвека Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры: опыт общественно-государственного партнерства (на примере отделения ВООПИиК в Красноярском крае)'

Полвека Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры: опыт общественно-государственного партнерства (на примере отделения ВООПИиК в Красноярском крае) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООПИИК / КРАСНОЯРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВООПИИК / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АLL-RUSSIAN SOCIETY OF PROTECTION OF HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS / VOOPIIK / KRASNOYARSK OFFICE VOOPIIK / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / PROTECTION OF MONUMENTS / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слабуха Александр Васильевич

В контексте условий российского законодательства в области культурного наследия с декларированным правом общественных организаций на содействие органам государственной власти в статье излагаются основные этапы локальной истории одного из региональных отделений в Сибири Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), давшего начало современной системе государственной охраны культурного наследия. На примере отделения в Красноярском крае выявлены три основных периода в 50-летней истории формирования и подъема, упадка, адаптации к изменившимся условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Слабуха Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HALF A CENTURY TO THE ALL-RUSSIAN SOCIETY OF PROTECTION OF HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS: EXPERIENCE OF THE PUBLIC AND STATE PARTNERSHIP (ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK TERRITORY)

In the context of conditions of the Russian legislation in the field of cultural heritage with the public authorities declared by the right of public organizations for assistance in article the main stages of local history of one of regional offices in Siberia of the All-Russian society of protection of historical and cultural monuments (VOOPIiK) which has given rise to modern system of the state protection of cultural heritage are stated. On the example of office in Krasnoyarsk Krai three main periods in 50-year history formation and rise, decline, adaptation to the changed conditions are revealed.

Текст научной работы на тему «Полвека Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры: опыт общественно-государственного партнерства (на примере отделения ВООПИиК в Красноярском крае)»

КУЛЬТУРА РЕГИОНОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 316(082.1)

ББК 60.5

ПОЛВЕКА ВСЕРОССИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И

КУЛЬТУРЫ:

ОПЫТ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ ВООПИИК В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ)

Слабуха Александр Васильевич,

кандидат архитектуры, профессор, председатель совета Красноярского краевого отделения ВООПИиК,

член Центрального совета ВООПИиК, профессор кафедры архитектурного проектирования, Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, г. Красноярск,660041,

[email protected]

Аннотация

В контексте условий российского законодательства в области культурного наследия с декларированным правом общественных организаций на содействие органам государственной власти в статье излагаются основные этапы локальной истории одного из региональных отделений в Сибири 94 Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), давшего начало современной системе государственной охраны культурного наследия. На примере отделения в Красноярском крае выявлены три основных периода в 50-летней истории - формирования и подъема, упадка, адаптации к изменившимся условиям.

Ключевые слова

ВООПИиК, Красноярское отделение ВООПИиК, историко-культурное наследие, охрана памятников, общественные организации.

Вопросы содержания исторического самосознания в последнее десятилетие становятся предметом широкого общественного обсуждения, интереса со стороны государства. Сегодня одной из сфер заметных проявлений общественной активности является охрана историко-культурного наследия.

Научные разработки региональных сибирских исследователей актуальной культуры трактуют роль историко-культурного наследия в широком диапазоне общественного пространства современной жизни - от: «историко-культурное архитектурное наследие как символы современного города» 1, - до: «историко-культурное наследие как один из объектов государственной культурной политики»2.

Историко-культурное наследие рассматривается как предмет совместной деятельности государства и общества, общественных объединений, организаций, как важный фактор формирования национального самосознания народов, эффективное средство в образовательном и воспитательном процессах3.

Позиция государства к сфере взаимоотношений с общественными институтами по поводу культурного наследия изложена в основополагающих документах - Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»4, «Основах государственной культурной политики»5. Вопросы общественно-государственного партнерства в сфере культурной жизни - стали предметом актуальных научных исследований 6.

1 Копцева Н. П., Сертакова Е. А. Сумма методов современной урбанистической антропологии: постановка проблемы // Урбанистика. 2015. № 2. С. 40-53.

2 Копцева Н. П., Лузан В. С. Государственная культурная политика в Сибирском федеральном округе. Концепции, проблемы, исследования. Красноярск, 2012. 183 с.

3 Кулемзин А. М. Изучение охраны памятников в современной России // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 (58). Т. 2. С. 53-58.

4 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

5 Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

6 Басов С. А. О путях реализации принципа общественно-государственного партнерства в управлении сферой культуры // Культурное наследие России. 2015. № 3. С.

11-17.

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в статье 8) закрепляет право общественных объединений содействовать органам государственной власти и органам местного самоуправления в государственной охране объектов культурного наследия.

В «Основах государственной культурной политики» одним из принципов государственной культурной политики провозглашено «делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам». Отдельно сформулирована задача по поддержке общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.

Изложенные положения напрямую относится к одной из старейших общероссийских общественных организаций - Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры. В ее Уставе7 среди задач встречно закреплена позиция о «содействии органам государственной власти в реализации единой политики, в совершенствовании законодательства, в государственной охране, в контроле и надзоре, в выполнении государственных программ ... в сфере охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия» (статья 5).

Каковы истоки формирования общественного движения по сохранению культурного наследия, пропаганде историко-культурных ценностей в регионах. Какова новейшая история становления общественного движения по выявлению и спасению лучших материальных образцов отечественной культуры в центре Сибири? Краткому рассмотрению этих вопросов посвящается настоящее исследование.

Красноярский край (охватывает территорию бассейна реки Енисей и занимает более 1/7 территории Российской Федерации) обладает

7 Устав Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», утвержден VI съездом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 3 июля 1991 года; изменения внесены ... Х съездом 28 июля 2012 года. Москва, 2012 [Электронный ресурс] // URL: http://www.voopik. ru/voopiik/documents/ (дата обращения 05.07.2016).

богатейшим культурным наследием, включающем 2006 зарегистрированных объектов 8.

Начало реального современного активного общественного движения по защите культурного наследия в Красноярске и крае связано, прежде всего, с Красноярским отделением Союза архитекторов СССР (КО СА), созданном в 1937 году. С начала 1960-х гг. вопросы по охране памятников архитектуры постоянно ставились на заседаниях правлений, общих собраниях, поднимались перед государственными и партийными органами. Проводились историко-архитек-турные исследования - результаты докладывались на общих собраниях и правлениях КО СА.

Новым явлением для Советского государства, которое прежде рассматривало сферу охраны памятников, как неотъемлемую часть государственной политики и монопольно ею управляло 9, стало Постановление Совета Министров РСФСР 1965 г. об организации Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) 10. В начале июля 1966 г. состоялся Учредительный съезд ВООПИиК, принят устав, в котором одной из главных задач определялось содействие государственным органам охраны памятников.

В том же году в Красноярске на Учредительной конференции было образовано Красноярское краевое отделение (ККО) ВООПИиК (далее - Общество). Значительную роль на подготовительном и начальном этапах работы по организации системы краевого отделения сыграло красноярское краевое управление культуры. В совет краевого отделения ВООПИК вошли историки, археологи, архитекторы от отделения Союза архитекторов СССР.

Содержательное начало Красноярского краевого отделения осуществлялось в соответ-

8 Иванова А. С. О современных вопросах состояния культурного наследия в Сибирском федеральном округе и Красноярском крае - из опыта государственного доклада // Город, пригодный для жизни: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Красноярск, 12-14 ноября 2014). Красноярск, 2015. С. 212-218.

9 Лебедев А. И. Становление и развитие органов государственной охраны памятников истории и культуры в 1917-2010 годах. Уфа, 2012. С. 77.

10 Постановление Советом Министров РСФСР «Об

организации Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры» от 23 июля 1965 г. № 882.

ствии с утвержденным 6 июля 1966 г. на Учредительном съезде ВООПИиК Уставом: создание первичных организаций, выявление, охрана и изучение памятников истории и культуры на территории края.

Краевое отделение имело значительную поддержку государственных и партийных органов, и к концу 1960-х годов превратилось в многочисленную организацию - в члены Общества были вовлечены 25 тыс. человек, создано 400 первичных организаций, коллективными членами Общества объявили себя 180 учреждений, предприятий, учебных заведений 11. В течение первых пяти лет созданы отделения во всех городах и большинстве районов края. Общая численность индивидуальных членов в краевой организации в отдельные годы составляла около 300 тысяч человек, коллективных -около 500. Председателями президиума краевого совета ВООПИиК избирались известные ученые-историки, общественные деятели, архитекторы.

С первых лет деятельности отделение работало в нескольких профильных направлениях, по аналогии с Центральным советом Общества, поэтому при краевом совете сразу были созданы секции - истории, археологии, архитектуры, краеведения, молодежная секция. Впоследствии секция краеведения переросла в историко-па-триотическое общество «Краевед». С 1983 г. начала работу краевая общественная инспекция по охране памятников.

За 25 лет (от создания отделения и до конца 1980-х гг.) активной работы Красноярское краевое отделение ВООПИиК, благодаря накоплениям от членских взносов индивидуальных членов и крупных предприятий финансировало сооружение памятников, установку памятных досок, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., частично финансировало организацию поисковых экспедиций. Активисты выступали с лекциями, помогали создавать музеи на заводах, в школах.

11 Прядко И. А. 40 лет со дня создания Красноярского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК): 9 февраля 1966 // Край наш Красноярский: Памятные даты Красноярского края. Красноярск, [2006].

В системе общегосударственной программы по подготовке «Свода памятников истории и культуры СССР» в Красноярске с 1974 по 1990 гг. при Красноярском инженерно-строительном институте под руководством доцента Ю. И. Гринберг работала исследовательская группа по выявле-нию и пас-пор-ти-зации памят-ни-ков архи-тектуры края. Группа специалистов из педагогического института под руководством докторов исторических наук Н. И. Дроздова и Г. Ф. Быкони изучала памятники истории и археологии. Основной объем выявленных и поставленных в те годы (1970-1980-е) на охрану памятников составляют сегодня не менее 80% всех объектов культурного наследия на территории Красноярского края.

Одним из первых дел по участию ККО ВО-ОПИиК в исследовательской работе стали пред-проектные исследования в 1968-1969 гг. в селе Шушенском (месте сибирской ссылки В. И. Ленина) - с целью создания историко-мемориаль-ного и архитектурно-этнографического комплекса. Силами и стараниями энтузиастов в Красноярске и других поселениях края сохранены от разрушения и сноса десятки памятников истории и культуры.

Подготовка генпланов и проектов зон охраны для исторических городов - Красноярска, Канска, Енисейска, Ачинска - выполнялась при самом активном участии ККО ВООПИиК.

Отдельное направление работы ККО ВО-ОПИиК посвящено исследовательской работе и популяризации в среде студенческой молодежи. Результатами явились многие десятки дипломных проектов реставрации памятников культовой и гражданской архитектуры края, выполненных под руководством членов ВО-ОПИиК педагогов архитектурного факультета политехнического института.

ККО ВООПИиК готовило и проводило лекции, выступления на радио и телевидении. В 1980-е гг. на Красноярском телевидении подготовлен цикл из 8 передач об архитектуре края «Охрана памятников — дело всенародное». В краевых газетах («Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец») велись посто-

янные рубрики «История одного памятника», «Знаешь ли ты свой город?».

Общество подготовило и выпустило более 50 буклетов, брошюр, плакатов, книг.

Рис. 1. Специальная серия буклетов

«<Памятники архитектуры», 1980-е гг. (издание ККО ВООПИиК)

Общественная экспертиза с участием ККО ВООПИиК в 1960-1980-е гг. была неотъемлемой составляющей архитектурно-проектного процесса в исторических городах края. Общественный совет при государственном органе охраны памятников сформирован по инициативе энтузиаста создателя первого государственного органа охраны памятников Красноярского края Т. А. Коломеец.

Широкие масштабы деятельности и реальные результаты в красноярской краевой организации отмечены наградами - более 300 активистов удостоены знаками Центрального Совета «За активную работу в ВООПИиК». Народному художнику В. И. Мешкову, председателю общественной инспекции Ю.И. Гринберг и заслуженному архитектору РФ Э.М. Панову присвоено звание «Почетный член ВООПИиК».

Наработанный богатый опыт кадровых специалистов региональных отделений ВООПИиК стал надежной базой для создания к середине 1980-х годов в регионах государственных органов по охране памятников истории и культуры. История формирования специализированных органов по охране памятников в Красноярском крае началась с создания в 1984 г. произ-

водственной группы по охране и эксплуатации памятников истории и культуры.

Содержательные результаты работы отделения ВООПИиК первых 25 лет в большей степени были обеспечены государственной поддержкой. Эти взаимоотношения были закреплена законодательно. Вопросы правового участия ВООПИиК в государственной охране памятников регламентированы Законом СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», «Положением об охране и использовании памятников истории и культуры» 12. В Законе РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» эти вопросы получили развитие и конкретизацию - была включена отдельная специальная статья об участии ВООПИиК «в обеспечении сохранности и правильного использования памятников истории и культуры» 13. Этим же законом Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры вместе с Министерством культуры РСФСР было наделено исключительным правом (обязанностью) согласовывать учреждение заповедных зон (Статья 37), проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры (Статья 40). За ВООПИ-иК, как общественной организацией, была законодательно закреплена безальтернативная «монополия» на совместное участие с государственными органами в деле охраны памятников.

Изменившаяся с начала 1990-х гг. социально-политическая ситуация в стране создала новые условия для общественных организаций. В 1990-е годы ВООПИиК и региональные отделения оказались в сложном положении.

Всероссийское общество охраны памятников фактически лишилось ранее полученных организационных, правовых, да и финансовых преференций. При этом, на основании действу-

12 Закон СССР от 29 октября 1976 года № 4692-1Х «Об охране и использовании памятников истории и культуры»; «Положение об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года.

13 Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры»: «Статья

13. Участие Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в обеспечении сохранности и правильного использования памятников истории и культуры».

ющего Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года согласование отдельных актов происходило -Красноярское краевое отделение ВООПИиК в начале 2000-х гг. согласовало разработанный, но так тогда и не утвержденный, Проект зон охраны объектов культурного наследия города Красноярска.

Новый принятый Федеральный закон от 25 июня 2002 года № ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» 14 уже не содержал не только исключительного права ВООПИиК на совместное участие с государственными органами в деле охраны историко-культурного наследия, но и само наименование ВООПИиК в новом законе не появилось, - организация по умолчанию заняла место в ряду других общественных объединений.

Красноярское отделение ВООПИиК, ранее поддерживаемое со стороны государства материально, финансово, организационно и содержательно, оказалось без такой помощи. В течение более десятка лет (1990-е - начало 2000-х гг.) на территории края организация не имела юридической регистрации. Являясь общественной организацией, фактически не получала никакой помощи ни от городских, ни от краевых властей. В постперестроечное время краевое отделение в Красноярске лишилось своих помещений. Такими были организационные проблемы перестроечной и постперестроечной эпох.

Более значимыми оказались проблемы содержательные. В работе ККО ВООПИиК остро проявилось нарушение важного принципа - последовательной смены поколений, постепенной передачи опыта общественной работы от одного поколения энтузиастов к другому. Была приостановлена плановая работа отделений на местах - в городах и районах края. Организация не инициировала и не прошла в 1990-х гг. необходимую перерегистрацию - утратила статус юридического лица. По сути, на протяжении 1990-х - начала 2000-х гг. Красноярское краевое отделение работало с низкой эффективностью, - не прошло проверку на устойчивость в пере-

14 Федеральный закон РФ от 25 июня 2002 года № ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

строечные времена, не смогло вовремя адаптироваться к системе новых взаимоотношений в обществе и государстве.

Годы последнего десятилетия, с середины 2000-х гг., дают надежду к обретению нового опыта - становления и самоорганизации в новых условиях. Красноярское краевое отделение ВООПИиК проходит стадию адаптации к новым реалиям социальной жизни, к системе новых взаимоотношений в обществе и государстве, пытаясь занять свое место в современной системе государственно-общественного партнерства в пространстве Красноярском крае.

Как и прежде, основной целью Красноярского отделения, как и в целом ВООПИиК 15, (в соответствии с Уставом) яв-ляется осуществление функ-ций общественного ор-гана охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Среди них: содействие госорганам в обеспечении охраны наследия...; общественный контроль над соблюде-нием зако-но-дательства в сфере охраны объектов культурного нас-ледия.

В последнее десятилетие заметны изменения, достижения в результатах работы краевой организации:

- Красноярское отделение в 2006 г. прошло процедуру с оформлением юридического лица - возобновило официальный статус регионального отделения ВООПИиК;

- возобновлено деловое сотрудничество с красноярскими краевыми и городскими органами охраны наследия, с Средне-Сибирским территориальным управлением Минкультуры России; руководители и представители краевого отделения ВООПИиК включены и активно участвуют в работе экспертного совета по культурному наследию при министерстве культуры края, Службе по государственной охране объектов культурного наследия края;

- налажены партнерские связи в работе краевого отделения ВООПИиК с другими общественными организациями (Красноярской орга-

низацией Союза архитекторов России), учреждениями, отдельными энтузиастами, учеными;

- налажена регулярная работа по участию отделения в организации проведения государственной историко-культурной экспертизы (в соответствии с Уставом ВООПИиК);

- при необходимости принимается участие в делах органов правопорядка по соблюдению законности в области охраны культурного наследия (подача исков в органы прокуратуры);

- налажено ежегодное совместное проведение с партнерами мероприятий, посвященных Международному дню памятников и исторических мест;

- участие во всероссийских конкурсах, организуемых Центральным Советом ВООПИиК;

- регулярное отражение в региональных и местных средствах массовой информации острых проблем охраны наследия;

- осуществление популяризации культурного наследия; к 50-летнему юбилею Общества почетный член ВООПИиК, член президиума краевого отделения Э.М. Панов подготовил книгу «Загадки краеведческого музея» об уникальном памятнике архитектуры начала ХХ в. - здании красноярского музея, построенном по проекту известного сибирского зодчего Л. А. Чернышева;

- члены ККО ВООПИиК стали инициаторами открытия в Сибирском федеральном университете актуальных для Сибири направлений подготовки - магистров по программе «Реставрация и охрана архитектурного наследия», повышения квалификации специалистов-реставраторов.

15 Ливцов В. А. Участие всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) в сохранении культурного наследия Российской Федерации // Первые Тихоновские чтения: материалы конференции (15 ноября 2011 года). СПб., 2012. С. 43-61.

Рис. 2, 3. Обложка и страница книги Э. М. Панова «Загадки краеведческого музея», 2016 г. (издание ККО ВООПИиК).

В современных условиях разнообразия общественных движений и организаций у ВОО-ПИиК, в отличие от советского периода истории, нет гарантированной исключительности в отношениях с государством. Как и многие общественные организации, сегодня ВООПИ-иК переживает не лучшие времена - статистика свидетельствует, мотивация к участию в общественной жизни у традиционно активной и конструктивно настроенной части населения заметно снизалась. Позитивный факт - в юбилейном для ВООПИиК году в структуре краевого отделения создано Железногорское городское отделение ВООПИиК.

Сегодня содержательное состояние работы ВООПИиК - отражение уровня реальных возможностей участия гражданского общества в деятельности по защите объектов культурного наследия 16. Потребность к расширению компетенции общественных объединений по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране историко-культурного наследия - актуальная тема современного гражданского общества не только в Российской Федерации, но и других странах Содружества Независимых Государств 17. Выводы:

В деятельности региональной организации ВООПИиК выделяем три основных периода:

первый - период формирования и подъема (1966-1980-е гг.),

второй - период упадка (1990-е - начало 2000-х гг.),

третий - период адаптации к изменившимся условиям (с середины 2000-х гг.).

(1) Первый период - период формирования и подъема (1966-1980-е гг.) - характеризуется следующими особенностями:

16 Слабуха А. В. Вопросы истории изучения и сохранения архитектурного наследия в Приенисейской Сибири // Город, пригодный для жизни: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Красноярск, 1214 ноября 2014). Красноярск, 2015. С. 188-192.

17 Мартыненко И. Э. Участие институтов гражданского общества в защите историко-культурного наследия // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсиэта iмя Яню Купалы. Серыя 4. Правазнауства. 2014. № 5 (181). С. 45-54 (Вестник Гродненского государственного университета им. Янки Купалы. Серия 4. Правоведение)

созданное при активном участии государства Общество охраны памятников истории и культуры с широкомасштабной сетью региональных отделений, являясь по сути единственной в стране официальной общественной организацией в сфере историко-культурного наследия, законодательно обладало исключительной безальтернативной гарантированной «монополией» на совместное участие с государственными органами в деле охраны и использовании памятников истории и культуры;

в работе по расширению количества рядовых и коллективных членов организации ВО-ОПИиК широко и эффективно использовало административно-управленческий ресурс государства;

в активной созидательной работе ВООПИ-иК действовало в условиях высокого патриотического подъема в стране;

в формировании к завершению этого этапа новой системы государственной охраны памятников истории и культуры, - государственных органов по охране культурного наследия, созданных на основе наработанного опыта региональных отделений ВООПИиК, принявших на себя роль, которую до середины 1980-х годов в большей степени выполняло ВООПИиК.

(2) Второй период - период упадка (1990-е - начало 2000-х гг.) - характеризуется особенностями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

понижением роли ВООПИиК в принятии решений при реализации политики и программ в области историко-культурного наследия в связи с переходом части функций от ВООПИ-иК к вновь созданным госорганам;

фактической утратой ранее существовавшей поддержки со стороны государства;

угасанием общественной активности Общества в изменившейся общей социально-политической ситуации в стране; значительным понижением или даже потерей ощущения востребованности общественного единства;

сохранением внутриорганизационной опеки от Центрального правления ВООПИиК, давшей воодушевление от совместных мероприятий, а также обеспечившей, как минимум, формальную и содержательную возможность со-

хранения и возобновления функционирования регионального отделения.

(3) Третий период - период адаптации к изменившимся условиям (с середины 2000-х гг.) -характеризуется следующими особенностями: сохранением в Уставе ВООПИиК основополагающего принципа - содействие государству в охране памятников при осуществлении функ-ций общественного ор-гана охраны объектов культурного наследия;

адаптацией к изменившимся реалиям к «самостоятельной» общественной жизни без целевой государственной поддержки (без специально ориентированной исключительно на ВООПИиК как было в первом периоде 19661980-х гг.);

в условиях разнообразия общественных движений и организаций, объектом уставной деятельностью которых является историко-культурное наследие - поиском новых взаимоотношений с государственными органами в формах общественно-государственного партнерства, законодательно обеспеченных наравне с другими общественными организациями и объединениями. Заключение

В современной истории системы государственной охраны культурного наследия принципиальные субъекты этой деятельности - Общество (ВООПИиК) и Государственные органы

- прошли путь от последовательного формирования и развития (первый этап: 1966-1980-е гг.) через почти индифферентную самостоятельность (второй этап: 1990-е - начало 2000-х гг.)

- к взаимовыгодному и взаимообогащающему союзу (третий этап: с середины 2000-х гг.).

Вся 50-летняя деятельность Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры - это последовательность взаимоотношений Общества и государства, демонстрирующая и отражающая в большей или меньшей степени роль и место участия общественности в государственной политике и деятельности государства в сфере охраны историко-культурного наследия. Истоки силы и жизнеспособности ее

- в сформированной при помощи государства системе всероссийского масштаба, поддерживаемой внутренней самоорганизацией, ответственностью и деятельностью инициатив, основанной на отношении к непреходящим ценностям - культурному наследию Отечества.

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры явилось организационной, методической, кадровой базой для начального формирования в 1980-х годах в СССР полномасштабной профильной государственной системы в области охраны памятников истории и культуры, по-сути явилось «колыбелью» современной российской системе государственной охраны историко-культурного наследия.

Список литературы

1. Басов С. А. О путях реализации принципа общественно-государственного партнерства в управлении сферой культуры // Культурное наследие России. 2015. № 3. С. 11-17.

2. Иванова А. С. О современных вопросах состояния культурного наследия в Сибирском федеральном округе и Красноярском крае — из опыта государственного доклада // Город, пригодный для жизни: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Красноярск, 1214 ноября 2014). Красноярск, 2015. С. 212-218.

3. Копцева Н. П., Лузан В. С. Государственная культурная политика в Сибирском федеральном округе. Концепции, проблемы, исследования. Красноярск, 2012. 183 с.

4. Копцева Н. П., Сертакова Е. А. Сумма методов современной урбанистической антропологии: постановка проблемы // Урбанистика. 2015. № 2. С. 40-53.

5. Кулемзин А. М. Изучение охраны памятников в современной России // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 (58). Т. 2. С. 53-58.

6. Лебедев А. И. Становление и развитие органов государственной охраны памятников истории и культуры в 1917-2010 годах. Уфа, 2012. С. 77.

7. Ливцов В. А. Участие всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) в сохранении культурного наследия Российской Федерации // Первые Тихоновские чтения: материалы конференции (15 ноября 2011 года). СПб., 2012. С. 43-61.

8. Мартыненко И. Э. Участие институтов гражданского общества в защите историко-культурного наследия // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсггэта iмя Яню Купалы. Серыя 4. Правазнауства. 2014. № 5 (181). С. 45-54 (Вестник Гродненского государственного университета им. Янки Купалы. Серия 4. Правоведение).

9. Прядко И. А. 40 лет со дня создания Красноярского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК): 9 февраля 1966 // Край наш Красноярский: Памятные даты Красноярского края. Красноярск, [2006].

10. Слабуха А. В. Вопросы истории изучения и сохранения архитектурного наследия в При-енисейской Сибири // Город, пригодный для жизни: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Красноярск, 12-14 ноября 2014). Красноярск, 2015. С. 188-192.

HALF A CENTURY TO THE ALL-RUSSIAN SOCIETY OF PROTECTION OF HISTORICAL AND CULTURAL

MONUMENTS: EXPERIENCE OF THE PUBLIC AND STATE PARTNERSHIP (ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK TERRITORY)

Slabukha Alexander Vasilyevich,

candidate of architecture, professor, Chairman of the Board of the Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian Society for Protection

of Historical and Cultural Monuments (VOOPIiK), VOOPIiK member of the Central Council , Professor of the Department of Architectural Design, Siberian Federal University, av. Svobodniy, 79, Krasnoyarsk, 660041,

[email protected]

Abstract

In the context of conditions of the Russian legislation in the field of cultural heritage with the public authorities declared by the right of public organizations for assistance in article the main stages of local history of one of regional offices in Siberia of the All-Russian society of protection of historical and cultural monuments (VOOPIiK) which has given rise to modern system of the state protection of cultural heritage are stated. On the example of office in Krasnoyarsk Krai three main periods in 50-year history - formation and rise, decline, adaptation to the changed conditions are revealed.

Keywords

All-Russian society of protection of historical and cultural monuments, VOOPIiK, Krasnoyarsk office VOOPIiK, historical and cultural heritage, protection of monuments, public organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.