The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.
ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ПАРТНЕРОВ: ЭКОНОМИКА И ПРАВО
EXPERIENCE OF FOREIGN PARTNERS: ECONOMICS AND LAW
УДК 342.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Уметов Кадырбек Акунович, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического факультета, КНУ им.Ж.Баласагына
Аннотация: В одной только статье невозможно исчерпывающим образом исследовать такую сложную по времени, многогранную по общественным явлениям — тему о суверенитете. Данная тема статьи требует усилий многих ученых и целых научных коллективов. Автор статьи определил и решил таких конкретных задач как, на основе исторических источников, показать понятие и феномены суверенитета. Изучены процессы создания предпосылок и исторических условий, обеспечивающих Кыргызской Республике активное участие в 36 суверенизации бывших союзных республик.
Определил конкретные направления, ход и степень преобразований политической системы Кыргызстана на основе деклараций о суверенитете и независимости, а также Конституции Кыргызской Республики. Анализируя наиболее важных аспектов государственного суверенитета, автор пришел к выводу о том, что эта категория является сущностной характеристикой любого государства, и государственный суверенитет является принципом,
предопределяющим всю систему и содержание принципов государственного устройства Кыргызской Республики.
Ключевые слова: Декларация, конституция, источники суверенитета, внешняя и внутренняя политика, международные правоотношения, государственный
суверенитет, международно-правовой статус Евразийского экономического союза.
STATE SOVEREIGNTY: SOME THEORETICAL ASPECTS
Kadyrbek Umetov, PhD in Law, Professor of theory and history of state and law, faculty of Law, KNU.J. Balasagyn
Abstract: In one article it is impossible to exhaustively explore such a complex time, multifaceted social phenomena — the topic of sovereignty. This theme requires the efforts of many scientists and research teams. The author of the article has defined and decided such specific tasks as, based on historical sources, show the concept and phenomenon of sovereignty. Studied processes of creation of preconditions and historical conditions of the Kyrgyz Republic actively participated in the suverenizacii of former Soviet republics. Identified specific directions, course and degree of transformation of the political system in Kyrgyzstan on the basis of the declarations of sovereignty and independence, as well as the Constitution of the Kyrgyz Republic. Analyzing the most important aspects of State sovereignty, the author came to the conclusion that this category is an essential characteristic of any State, and State sovereignty is the principle of determining the entire system and the content of the principles of the State.
Key words: Declaration, Constitution, sources of sovereignty, foreign and domestic policy, international legal relations, state sovereignty, international legal status of the Eurasian economic Union.
В современной юридической науке государственный суверенитет, в самом общем виде, понимается «как свойство и способность государства самостоятельно, без
вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм
международного права [6]. Единственным источником суверенитета государства современные конституции признают его народ, то есть в основе государственного суверенитета находится суверенитет народа.
Суверенитет государства имеет два аспекта — внутренний (территориальное верховенство) и внешний (независимость в международных делах), при этом суверенитет как качественное явление возможен только в совокупности двух вышеуказанных аспектов.
37
Внутренний аспект государственного суверенитета означает, что государство осуществляет высшую, верховную власть над всеми лицами и объединениями, находящимися на государственной территории.
Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан, принятая 15 декабря 1990 года [1], провозглашало исключительное право Верховного Совета республики выступать от имени народа. По существу, это было провозглашением парламентской системы правления. Но уже Декларация "О государственной независимости Республики Кыргызстан", принятая 31 августа 1991 года, наделила этим правом наряду с Верховным Советом и Президента Республики Кыргызстан [2]. Следует отметить, что Декларация о государственном суверенитете Кыргызстана имеет глубокую историю и является закономерным результатом многовековой истории кыргызского народа.
Декларация о государственном суверенитете, принятая в 1990г., по существу была провозглашением внутреннего суверенитета Кыргызстана, осуществляемого от имени всего населения республики. Его главная форма - это право на участие представителей любой национальности в формировании государственной власти и на развитие своей национальной культуры. Декларацию же о государственной
независимости Республики Кыргызстан можно считать формой внешнего самоопределения Кыргызской Республики.
Виды суверенитетов различаются не только по субъектам, но и по политико-правовому содержанию, сущности, по своей государственно-правовой форме проявления,
объектом, что является темой социального глубокого их исследования с учетом новых практических данных, реалий сегодняшнего дня. Здесь же мы коснемся только некоторых из указанных вопросов.
Политико-правовое содержание
народного, национального, государственного суверенитетов проявляется в совокупности суверенных прав в различных сферах общественной жизни, которые между собой существенно разнятся по составу. Кроме того, народный и национальный суверенитет отличаются тем, насколько они взаимосвязаны с социально-экономической структурой общества.
Суверенное государство выражает интересы и характеризует суверенитет народа, а также национальный суверенитет отдельных наций и народностей. Суверенитет государства включает народ, государственную власть и территорию, в пределах которой она действует. Государство является юридической формой воплощения полновластия народа,
суверенности наций, верховенства
государственной власти в границах территории государства[5]. Таким образом, суверенитет государства выражает диалектическое единство народного, национального, и государственного суверенитета.
Понятие суверенитета народа является определяющим, основным среди всех остальных значений суверенитета. По своему содержанию оно шире понятий национального и государственного суверенитета, в том смысле, что народ является источником любой, в том числе и государственной власти и круг суверенных прав народа является
основополагающим в общественной жизни.
Положение о том, что в основе государственного суверенитета может народный и национальный суверенитет отнюдь не означает прямой трансформации одного вида суверенитета в другой. Сравнение и соотношение народного, национального и государственного суверенитетов возможно не напрямую, а через понятие государственной власти, власти народа, власти нации. Только в
38
указанном плане возможна связь данных видов суверенитетов. Единство народного, национального и государственного суверенитетов не означает тождества указанных категорий, а обусловливает такое соотношение между ними, которое исключает возможность их противопоставления и предполагает органическую взаимосвязь, общность основного социально-политического содержания.
На пути становления суверенный Кыргызстан преодолел сложные процессы формирования конституционного строя. В истории кыргызского народа особое значение имеет советский период, который сыграл решающую роль в формировании и развитии национальной государственности.
В начале 1924 года вопрос о национально-территориальном размежевании Средней Азии стал обсуждаться на партийных собраниях, беспартийных конференциях, на пленумах ЦК партии, съездах Советов. 28 апреля 1924 года Среднеазиатское бюро ЦК РКП (б) принимает постановление о целесообразности размежевания региона по национально-территориальному признаку. Образуются временные (Узбекская, Туркменская, Кыргызская, Казахская, Таджикская) территориальные комиссии. 12 июня того же года подписывается постановление ЦК РКП (б) «О национально -государственном размежевании республик Средней Азии». 14 октября 1924 года вторая сессия ВЦИК Советов утверждает
постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размежевании республик. В этот же день принимается постановление ВЦИК об образовании Кара-Кыргызской автономной области в составе РСФСР.
В конце мая 1925 года Кара-Кыргызская автономная область
постановлением ВЦИК РСФСР было переименована в Кыргызскую автономную область (КАО). III сессия исполкома КАО (2527 ноября 1925г.) провозглашает преобразование Кыргызской автономной области в автономную республику, а 1 февраля 1926 года Президиум ВЦИК принимает соответствующее решение. В последующем оно было утверждено III сессией ВЦИК, которая поручила Кыргызской АССР издать «Положение о государственном устройстве Киргизской АССР». 1 марта 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР утверждают «Положении о государственном устройстве Киргизской
АССР». 30 апреля 1929 года на II съезде Советов Кыргызской АССР была утверждена первая Конституция республики. Она закрепила основы общественного и государственного устройства, принципы организации и деятельности органов власти и управления республики, основные права и обязанности граждан, избирательную систему.
Следующий этап в национально-государственном строительстве Кыргызстана был связан с проектом новой Конституции. Чрезвычайный VII Всесоюзной съезд Советов 5 декабря 1936 года утвердил новую Конституцию СССР (первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 г.). Кыргызская АССР была преобразована в союзную республику и непосредственно вошла в состав Союза ССР.
11 марта 1937 года Президиум ЦИК Кыргызской ССР рассмотрев проект Конституции Кыргызской ССР, одобрил и внес его на утверждение чрезвычайного V съезда Советов Кыргызской ССР. После обсуждения и внесения изменений и дополнений окончательный текст Конституции,
представленный Редакционной комиссией, 23 марта 1937 года был утвержден чрезвычайным V съездом Советов Кыргызской ССР.
Дальнейшее развитие Кыргызстана связано с принятием новой Конституции (основного Закона) Киргизской ССР на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета Киргизской ССР от 20 апреля 1978 года[4]. Особенностью Конституции Киргизской ССР 1978 года является закрепление всей политической системы советского общества как совокупности государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС,
общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа Кыргызстана.
Принятие Конституции Кыргызской Республики 1993 года явилось исключительно важным этапом конституционного
эволюционирования, начало которому положила Декларация о государственном суверенитете Кыргызстана. В Декларации содержалось положение о том, что она является "...основой для разработки новой Конституции, ...законодательных актов, реализующих статус республики как суверенного государства"[1].
В силу своей значимости принципы государственного устройства получили закрепление в главе 1 Конституции
39
Кыргызской Республики «Основы
конституционного строя». Конституция КР включает в себя следующий перечень принципов: государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий.
Это положение ускорило государственно-правовое развитие Кыргызстана. Наличие Декларации было отправной точкой для новой Конституции Кыргызской Республики, основанной на теоретических принципах и практическом опыте национального и международного конституционализма. Первая Конституция суверенного, независимого Кыргызстана, отражавшая логику нового конституционного и политического процесса, положила начало демократическому конституционному строю.
Немаловажным событием данного периода стала символизация государственной независимости Кыргызстана, которая является одним из важнейших компонентов процесса суверенизации. Символы государственности -необходимые атрибуты любого
государственно-правового образования. Они олицетворяют прошлое государства, его настоящее и перспективы развития. Как отражение исторических особенностей, основных идей национальной государственности и фундаментальных принципов общечеловеческих ценностей, символика государства является выражением подлинного суверенитета Кыргызстана, его стремления к построению демократического правового государства.
3 марта 1992 года Верховным Советом республики утвержден государственный флаг Кыргызской Республики, 18 декабря 1992 года государственный гимн Кыргызскогй Республики, 14 января 1994 года был принять госдуарственный герб Кыргызской Республики.
2 марта 1992 года международная правосубъектность Кыргызстана была закреплена принятием его в Организацию Объединенных Наций [8].
Таким образом, начался новый этап развития национальной государственности кыргызского народа - этап независимого, самостоятельного развития.
Следует также отметить, что государственный суверенитет как явление качественное не имеет строго определенного количественного выражения, «суверенитет не
состоит из прав; он является основанием права, выражая вместе с тем и характер осуществления этих прав.
Суверенитет в международном праве означает полные право и дееспособность государства. При этом надо иметь в виду, что конкретный перечень этих прав не является постоянным, раз всегда данным, а определяется функциями государства на данной исторической стадии развития общества[7]. Здесь было бы уместным указать на то, что суверенитет является важнейшим сущностным признаком именно государства, а не такой вторичной по отношению к нему категории как государственная власть. Наоборот, сама государственная власть, наряду с государственным суверенитетом является таким же сущностным признаком государства.
Следовательно, если государственная власть может быть полной или ограниченной, то государственный суверенитет как категория качественная неделим и неотчуждаем.
Если же государство входит в состав другого государства, то потеря, а не просто ограничение суверенитета, неизбежна. Суверенитет — не просто независимость государства, которая всегда относительна. Суверенитет предполагает их неподчиненность друг другу. Исходя из этого, суверенитет — это политико-правовое качество государства, а «не просто определенный объем компетенции, который можно делить с кем-либо».
Следовательно, Конституция
Кыргызской Республики, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полнота
законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международных отношениях, представляет собой необходимый
качественный признак Кыргызской Республики как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус [3].
Государственный суверенитет
Кыргызской Республики как основание его конституционно-правового статуса
предполагает определенный набор суверенных прав, характеризующих его как принцип, предопределяющий содержание остальных принципов унитарного устройства КР, и в первую очередь принцип единства государственной власти является признаком государственного суверенитета.
Суверенитет республики, естественное и необходимое условие существования её
40
государственности, имеющей самостоятельную историю, культуру, и сложившиеся традиции. Следовательно, носителем суверенитета и источником государственной власти является народ. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе действующей Конституции Кыргызской Республики.
В пространственном измерении Кыргызстан имеет важное геополитическое и геоэкономическое значение как связующий мост между Западом и Востоком, а также Севером и Югом. Кыргызстан, как и другие государства Центральной Азии, является центром переплетения четырёх культурно -цивилизационных пластов: европейского, опосредованного через Россию, арабо-мусульманского, персидского и китайского.
С каждым годом растет число стран и международных организаций, оказывающих содействие Кыргызстану. Их интерес к нашей стране объясняется, с одной стороны успешным ходом экономических
преобразований и соответствующей политики кыргызского государства, с другой, - мировое сообщество само заинтересовано в устойчивом развитии всех стран, поскольку это ведет к взаимовыгодной интеграции[9].
Кыргызстан в свою очередь стал первым государством-членом ВТО в Центральной Азии. Интеграция Кыргызстана в Таможенный союз не освобождает его от обязательств перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Решение Кыргызстана вступить в Таможенный союз и далее ЕАЭС -это суверенный выбор страны. Торговые и экономические связи должны расширяться, как суверенное государство Кыргызская Республика может вступать в любой альянс и ассоциацию.
Список источников и литературы:
1. Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан от 15 декабря 1990г. № 273-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан - 16.12.1990г.
2. Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан от 31 августа 1991г. № 578-XII // Ведомости Верховного
Совета Республики Кыргызстан -01.09.1991г.
3. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010г., с учетом изменений, внесенных референдумом от 11 декабря 2016 г., // Закон Кыргызской Республики №218 - 28.12. 2016 г.
4. Бейшембиев Э.Ж., Джунушалиев Дж., Плоских В., Макрынин В. Введение в историю кыргызской государственности. - Б., 1994г.
5. Лазарев В.В. Общая теория государтва и права. - М., 1994г.
6. Марченко М. Н. Государственный суверенитет: проблемы определения, понятия и содержания// Правоведение. 2003. № 1.
7. Ушаков К.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Москва. Журнал международного права.-1994.-№2.
8. http://www.regions.gov.kg/index
9. www.kenesh.kg//Парламентаризм в Кыргызстане - путь к построению нового процветающего и развитого демократического государства // 15 июня 2016 г.
Про конференцию по Международным практикам спорта, которую провел наш журнал рассказали в краевой прессе. Новость про наше мероприятие разместили в "Красноярской газете" вместе с комментариями редактора относительно вопросов организации, проведения и наследия Универсиады.