Научная статья на тему 'Государственный строительный надзор: основания и порядок его осуществления'

Государственный строительный надзор: основания и порядок его осуществления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
876
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / РОСТЕХНАДЗОР / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ПРОВЕРКА / ПРЕДПИСАНИЕ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СООТВЕТСТВИИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЪЕКТА / ЗАСТРОЙЩИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Илья Александрович

В статье раскрывается порядок осуществления государственного надзора в сфере строительства: функции и полномочия ответственного исполнительного органа, обязанности строительной организации по отношению к государству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный строительный надзор: основания и порядок его осуществления»

хранения воды, что позволяло не только снизить риск заражения при утолении жажды, но и поспособствовать улучшению общего состояния организма.

В двадцатом веке биоцидные свойства серебра удалось максимально раскрыть при создании коллоидной системы вода-серебро: наночастицы серебра равномерно распространены по всему объему жидкости, что позволяет максимально продуктивно использовать весь потенциал «серебряной воды».

На сегодняшний день существует большое количество производителей коллоидного серебра. Самыми распространенными способами производства являются химический и электрический. Они имеют существенные недостатки - маленький срок годности, высокую стоимость, наличие ядовитых солей и кислотных остатков, от которых невозможно избавиться [1]. В настоящее время коллоидное серебро получило свое применение как в медицине в качестве обеззараживающего средства и биологически активной добавки [2], так и в промышленности - для изготовлении красок и фильтров для воздуховодов и кондиционеров. Из-за широкого спектра применения коллоидного серебра вопрос качества стоит наиболее остро.

В Московском авиационном институте был предложен принципиально новый способ получения коллоидного серебра. Было доработано оборудование, предназначенное для получения нанопорошков металлов, что позволило получить коллоидное серебро с революционными свойствами. Технология получения наночастиц серебра предельно проста: в дистиллированную воду опускаются 2 серебряные пластины, на которые подается напряжение, в результате чего образуется газовый пузырь, он взрывается и откалывает наночастицы серебра. Ключевым преимуществом является то, что удалось получить раствор серебра идеально чистым. В нем нет ядовитых солей и кислотных остатков, что делает свойства «серебряной воды» действительно революционными: срок годности коллоидного серебра многократно превышает аналоги при гораздо большей концентрации. В процессе создания данной технологии были решены такие проблемы как выбор дистиллированной воды, очищенной оптимальным методом, что позволило минимизировать негативное воздействие примесей на равномерно распространенные по всему объему жидкости коллоиды серебра [3]. Произведена точная настройка технологического процесса получения коллоидной системы для образования частиц коллоидного серебра оптимального заданного размера в диапазоне от 15 до 25 нм, что позволило частицам серебра наиболее активно воздействовать на бактерии.

Литература

1. Игнатов И., Мосин О. В. Методы получения мелкодисперсных наночастиц коллоидного серебра, 2014. С. 1-16.

2. Благитко Е. М., Бурмистров В. А., Колесников А. П., Михайлов Ю. И., Родионов П. П. Серебро в медицине, 2004. 254 с.

3. Левченков С. И. Физическая и коллоидная химия, 2006. С. 13-41.

Государственный строительный надзор: основания и порядок

его осуществления Петров И. А.

Петров Илья Александрович /Ре^оу 11уа Л1екжпйтоу1сЬ — магистр, кафедра организации строительства и управления недвижимостью, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается порядок осуществления государственного надзора в сфере строительства: функции и полномочия ответственного исполнительного органа, обязанности строительной организации по отношению к государству.

Ключевые слова: государственный строительный надзор, Ростехнадзор, технический регламент, проектная документация, проверка, предписание, заключение о соответствии, реконструкция, капитальный ремонт объекта, застройщик.

Согласно Градостроительному кодексу РФ № 54 государственный строительный надзор в России осуществляется исполнительным органом власти (на данный момент это Ростехнадзор), другими органами, уполномоченными указом Президента РФ [2].

В своей работе Ростехнадзор и другие уполномоченные органы руководствуются следующей законодательной базой:

• Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 №384-ФЗ;

• «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);

• Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.12.2006 № 232-ФЗ;

• Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и другие региональные нормативные акты.

Государственный строительный контроль осуществляется с целью предотвращения нарушений строительства, ремонта со стороны застройщиков. Например, не соблюдения технических регламентов, несоответствие возведения зданий проектной документации [4].

Порядок осуществления строительного надзора устанавливается Правительством РФ в соответствии с Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.12.2006 № 232-ФЗ, Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ.

Предметом госконтроля со стороны градостроительства является проверка:

• соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства;

• соответствие результатов строительных работ требованиям технических регламентов, проектной документации;

• соответствия требованиям энергетической эффективности, в том числе оснащенности объекта строительства приборами учета потребляемых энергетических ресурсов;

• наличие разрешения на строительство [1].

После проведенной проверки составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписание должно быть указано: вид нарушения со ссылкой на нормативно-правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых были нарушены. Также обязательно устанавливается время, для устранения нарушений.

Данные документы составляются в двух экземплярах. Один пакет документов остается у исполнительного органа, другой - передается заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушения).

После завершения строительных работ органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче или отказе в выдаче заключения о соответствии.

Допускается выдача заключения о соответствии, даже если нарушения выявлены в ходе первой проверки. Естественно, они должны быть устранены.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче его предоставляется органом государственного стройнадзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения заинтересованного лица. Решение об отказе в выдаче данного документа должно содержать обоснование причин такого решения со ссылками на нормативно-правовые акты, требования которых нарушены.

Кроме того, следует отметить, что проверяемая организация имеет право оспорить сроки устранения нарушений. Если представители проверяемого строительного объекта не согласны с указанным в предписании сроком исправления нарушений (он может быть слишком мал), то они могут предпринять следующие действия в рамках закона [3]:

• подписать данные документы с возражениями, которые могут быть направлены в орган Ростехнадзора в течение 15 дней с даты получения акта проверки, предписания;

• подписать документы, получить их копии и сразу же обжаловать.

Также есть возможность у строительной организации подать заявление, ходатайство о продлении сроков исполнения предписания. Такие обращения направляются руководителю органа, выдавшего предписание, или руководителю Ростехнадзора.

Срок рассмотрения заявлений (ходатайств) зависит от сферы деятельности. Также предусмотрены сроки ответа на данные заявления:

• если предписание выдано на устранение нарушений требований безопасности, например, в электроэнергетике, ходатайство о продлении времени для его исполнения рассматривается в течение 30 дней (с даты его регистрации);

• если предписание выдано на устранение нарушений безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, ходатайство подается руководителю Ростехнадзора или его территориального

органа не менее чем за 30 дней до истечения сроков предписания, рассматривается не более 30 дней с даты его регистрации. О принятом решении заявителя уведомляют письменно в течение 3 дней после принятия решения.

Важно знать, что принятие органом государственного строительного надзора решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не препятствует повторному обращению застройщика или заказчика за выдачей заключения о соответствии после устранения причин, послуживших основанием для принятия органом государственного строительного надзора указанного решения. Отказ в выдаче заключения о соответствии может быть оспорен заинтересованным лицом в суде. [1]

Представители госоргана, осуществляющего надзор в сфере градостроения, в ходе проверки имеют следующие полномочия:

• беспрепятственное посещение объектов строительства (только во время исполнения служебных обязанностей);

• требование от организации, ответственной за строительство объекта, результатов исполненных работ, исполнительной документации, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

• составление актов проверок, предписаний, ознакомление с ними строительной организации;

• внесение отметок о проведении проверки в спецжурналы;

• составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ [1].

Следует отдельно сказать, что должно сделать ответственное за строительство лицо после устранения выявленных нарушений. Данное лицо направляет в адрес госорганов, осуществляющих надзор в сфере градостроительства, извещение об устранении нарушений по образцу, предусмотренному в Приложении № 9 к РД-11-04-2006.

После окончания строительства (или иных строительных работ: реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства), устранения всех нарушений, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех строительных или ремонтных работ, а также применением строительных материалов (изделий) застройщик или заказчик направляет в орган государственного строительного надзора извещение об окончании работ, составляемого по образцу, приведенному в Приложении № 10 к РД-11-04-2006.

Таким образом, государственный надзор в сфере градостроения осуществляет важную функцию: обеспечение безопасности граждан РФ при проживании, использовании различных строительных сооружений.

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

2. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.12.2006. № 232-Ф3.

4. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009. № 384-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.