Научная статья на тему 'Государственный мониторинг земель и его связь с другими подсистемами государственного экологического мониторинга'

Государственный мониторинг земель и его связь с другими подсистемами государственного экологического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
1919
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE MONITORING OF LAND INFORMATION (INTER-AGENCY) INTERACTION / PART (SUBSYSTEM) OF THE STATE OF ENVIRONMENTAL MONITORING / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ (МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЧАСТЬ (ПОДСИСТЕМА) ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА / STATE ENVIRONMENTAL MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Бойко Павел Дмитриевич, Филиппова Татьяна Анатольевна

Исследование условий эффективного функционирования системы государственного экологического мониторинга, законодательно закрепленных рядом нормативно правовых актов, позволяет выделить ряд принципов информационного взаимодействия его основных подсистем. На примере одной из таких подсистем, а именно на примере государственного мониторинга земель, выделены показатели состояния каждого из наблюдаемого природного ресурса, а также обобщены необходимые параметры их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Бойко Павел Дмитриевич, Филиппова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State monitoring of the land and its relationship with other subsystems of state environmental monitoring

Research of conditions of the effective functioning of the state environmental monitoring of statutory number of normative legal acts of different levels can identify a number of principles for the information interaction of the major subsystems of this type of monitoring, by the example of one of them namely, the example of public land monitoring.

Текст научной работы на тему «Государственный мониторинг земель и его связь с другими подсистемами государственного экологического мониторинга»

УДК 504.064:349.422.234.622.2

П. Д. БОЙКО щ Т. А. ФИЛИППОВА И

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ И ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПОДСИСТЕМАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Исследование условий эффективного функционирования системы государственного экологического мониторинга, законодательно закрепленных рядом нормативно правовых актов, позволяет выделить ряд принципов информационного взаимодействия его основных подсистем. На примере одной из таких подсистем, а именно — на примере государственного мониторинга земель, выделены показатели состояния каждого из наблюдаемого природного ресурса, а также обобщены необходимые параметры их взаимодействия.

Ключевые слова: государственный экологический мониторинг, государственный мониторинг земель, информационное (межведомственное) взаимодействие, часть (подсистема) государственного экологического мониторинга.

Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации (РФ), состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Организацию и осуществление государственного экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным и региональным законодательством Министерство природных ресурсов РФ, а также специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти путем:

— формирования государственной системы наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечения функционирования этой системы;

— взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов РФ;

— осуществления с участием органов исполнительной власти субъектов РФ сбора, хранения, аналитической обработки и формирования государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

При этом при осуществлении государственного экологического мониторинга выделяется ряд управленческих функций, возложенных на Министерство природных ресурсов РФ, таких как:

— координирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга;

— согласование методических и нормативнотехнических документов федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга;

— обеспечение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ совместимости информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере [1].

Выполнение вышеуказанных функций осуществляется в рамках действия единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), созданной в целях обеспечения охраны окружающей среды. Основными задачами данной системы являются:

— регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

— хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

— анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

— обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды [2].

Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы, действующие на всей территории РФ:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 НАУКИ О ЗЕМЛЕ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013

*

Рис. 1. Схематическое отображение информационного взаимодействия государственного мониторинга земель с другими подсистемами государственного экологического мониторинга

— государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

— государственного мониторинга атмосферного воздуха;

— государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

— государственного мониторинга земель;

— государственного мониторинга объектов животного мира;

— государственного лесопатологического мониторинга;

— государственного мониторинга состояния недр;

— государственного мониторинга водных объектов;

— государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

— государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря РФ;

— государственного мониторинга исключительной экономической зоны РФ;

— государственного мониторинга континентального шельфа РФ;

— государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

— государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Следовательно, государственный мониторинг земель является частью (подсистемой) государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. В качестве объекта государственного мониторинга земель выступают все земли РФ. Ведение государственного мониторинга земель является одной из функций Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестра) [3, 4].

Законодательно государственный мониторинг земель разделен на несколько частей, одной из которых является государственный мониторинг мелиорированных земель. В качестве объекта данного вида мониторинга определены все мелиорированные земли и мелиоративные системы, мониторинг и оценка состояния которых, отнесены к функциям федеральных государственных учреждений по мелиорации земель. Другой составляющей частью рассматриваемого вида подсистемы государственного экологического мониторинга, является государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, ведением которого занимается Ми-

нистерство сельского хозяйства РФ. Важно учитывать при этом, что исполнение функций, возложенных на указанные органы государственной власти, ориентировано на достижение основной цели государственного мониторинга земель — наблюдение за состоянием всех земель в РФ [5, 6] (рис. 1).

Информационное взаимодействие подсистемы государственного мониторинга земель с другими подсистемами осуществляется на основе соглашений между соответствующими государственными органами исполнительной власти. Такие соглашения определяют необходимость использования, а также основные параметры информационного взаимодействия ведомств, ответственных за функционирование вышеуказанных подсистем единой системы государственного мониторинга окружающей среды.

Так, для функционирования единой системы государственного мониторинга окружающей среды и ее подсистем Росреестр, его территориальные органы и подведомственные организации предоставляют соответствующим министерствам, ведомствам и их подведомственным организациям следующую информацию:

— сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);

— сведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН);

— сведения о категориях земель и угодьях;

— сведения о развитии негативных процессов;

— сведения о материалах и материалы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

— иные имеющиеся картографические и геодезические материалы.

Порядок заключения межведомственных соглашений, обеспечивающих функционирование вышеуказанных подсистем, регламентируется рядом законодательных актов, устанавливающих принципы использования информационных ресурсов различного уровня.

В целом же, государственные информационные системы, необходимые для осуществления государственного экологического мониторинга, представляют федеральные и региональные информационные ресурсы, созданные на основании соответственно федеральных законов и законов субъектов РФ, а также на основании правовых актов государственных органов исполнительной власти. В качестве дополнительных примеров государственных ин-

формационных ресурсов можно привести государственный лесной реестр, государственный водный реестр и т.д. Особую роль для ведения государственного мониторинга земель представляют показатели использования земель, отнесенные к данным государственной статистики. Такие показатели являются общими для многих подсистем государственного мониторинга окружающей среды и формируются рядом уполномоченных государственных органов исполнительной власти.

Исследование состава задач всех подсистем государственного мониторинга окружающей среды, позволяет прийти к выводу о том, что информация, обеспечиваемая некоторыми подсистемами, может быть использована непосредственно для оценки состояния и использования земельных ресурсов в рамках государственного мониторинга земель.

Результатом проведенного анализа является обобщение основных подсистем государственного мониторинга окружающей среды, сведения из которых должны поступать в систему государственного мониторинга земель, показатели эффективности проведения которого, достигают в настоящее время недостаточного уровня. Установление обратного характера связей, а также детальное разграничение параметров информационного взаимодействия при этом позволит выполнять отдельные задачи каждой из указанных подсистем.

Непосредственный интерес при осуществлении государственного мониторинга земель представляют процессы, выступающие как факторы негативного воздействия на состояние земель и снижающие возможности использования земель. Так, негативные природные процессы геологического и гидрологического характера, приводящие к деградации земель, способны активизироваться в результате антропогенного воздействия, являющегося в некоторых случаях прямой причиной ухудшения состояния земель (как в случае загрязнения территорий продуктами промышленного производства при аварийных выбросах). Данные процессы являются объектами наблюдения выделенных подсистем государственного экологического мониторинга.

Из данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, являющегося частью государственного мониторинга земель, при решении ряда общих задач, может быть использована в порядке информационного взаимодействия следующая информация:

— сведения о площадях сельскохозяйственных угодий, посевных площадях сельскохозяйственных культур;

— данные о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, включая: данные о загрязнении тяжелыми металлами, пестицидами, нефтепродуктами, радионуклидами и другими загрязнителями; данные о происходящих на них негативных почвенных процессах (эрозия, засоление, подкисление, подтопление, заболачивание, закуста-ривание, опустынивание и др.);

— сведения о проведении агрохимических, мелиоративных, культуртехнических, и агротехноло-гических мероприятий влияющих на состояние земель.

Государственный мониторинг мелиорированных земель представляет собой систему непрерывного слежения за параметрами состава, свойств и режимов почв, оросительных, грунтовых (подземных) и других вод в границах мелиоративной системы и прилегающих территорий. Здесь, для целей

государственного мониторинга земель, важна своевременная и достоверная информация о состоянии осушенных и орошаемых земель и прилегающих территорий (в том числе показатели технического состояния), проводимых эксплуатационных, производственно-технологических и других мероприятий по окультуриванию почв, предотвращению их деградации и загрязнения. По технологическим, организационным и экономическим соображениям особенно целесообразно выделить такие приоритетные показатели, как засоленность, солонцева-тость, кислотность почв в слое до 1 метра, глубина залегания уровня грунтовых вод, минерализация и химический состав солей в водах, сроки отвода избыточной влаги из пахотного слоя, водопотребление на орошение и т.д.

Информация государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и государственного мониторинга радиационной обстановки может быть использована системой государственного мониторинга земель:

— при сборе информации об экстремально высоком загрязнении окружающей среды;

— при формировании обзоров фонового состояния окружающей природной среды на территории РФ;

— при прогнозировании распространения загрязняющих веществ, включая радиоактивные, а также при анализе их концентрации в атмосферном воздухе, водных объектах на основании данных о выбросах и сбросах в аварийных ситуациях.

Из данных государственного мониторинга состояния недр особую важность представляют материалы о развитии опасных экзогенных геологических процессов (овражной и береговой эрозии, подтоплении и заболачивании земель, дефляции и др.).

Государственный мониторинг водных объектов является источником информации о подтоплении территорий, о территориях, подверженных затоплению паводковыми водами, а также об опасных экзогенных геологических процессах гидрологического характера.

Сведения государственного лесопатологического мониторинга могут быть использованы при сборе информации о площадях лесов, погибших в результате пожаров и других причин, а также подверженных антропогенному воздействию (промышленному загрязнению и загрязнению радионуклидами).

В связи с опасными экзогенными геологическими процессами (овражная эрозия, карст и суффозия, термокарст, оползневые процессы, подтопление грунтовыми водами) источником необходимой информации, позволяющей отслеживать указанные изменения состояния земель, является государственный мониторинг состояния недр. На основании данных этого мониторинга также осуществляют мониторинг подземных вод в рамках государственного мониторинга водных объектов.

Таким образом, государственный мониторинг земель представляет собой многофункциональную информационную систему, цель которой — формирование и оказание государственных услуг по получению и предоставлению пользователям регулярной информации о состоянии и использовании земель для обеспечения охраны окружающей среды, управления земельным фондом в интересах рационального и эффективного использования земель и устойчивого развития территорий, подготовки мероприятий по предотвращению и устранению негативных последствий природных и антропогенных

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 НАУКИ О ЗЕМЛЕ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013

*

воздействий. Обеспечение функционирования данной системы основано на межведомственном взаимодействии специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемом в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Библиографический список

1. КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка [Электронный ресурс] : некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. / Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) : постановление Правительства РФ от 31.03.2003 № 177. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2013).

2. КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка [Электронный ресурс] : некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. / Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2013).

3. КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка [Электронный ресурс] : некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. / О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии : постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2013).

4. КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка [Электронный ресурс] : некоммерческая интернет-версия

КонсультантПлюс. / Земельный кодекс Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2013).

5. КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка [Электронный ресурс] : некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. / Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2012 года : О федеральной целевой программе : постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 99. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2013).

6. КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка [Электронный ресурс] : некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. / О Министерстве сельского хозяйства Российской Федекации : постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2013).

БОЙКО Павел Дмитриевич, аспирант кафедры городского кадастра и экономики землепользования. ФИЛИППОВА Татьяна Анатольевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой городского кадастра и экономики землепользования.

Адрес для переписки: pavel_boiko_bpd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2013 г.

© П. Д. Бойко, Т. А. Филиппова

уДК 528.48:69.057 С. Ю. СТОЛБОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИЗГОТОВЛЕННЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛОНН И РИГЕЛЕЙ ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ МНОГОЭТАЖНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЗДАНИЯ______________________________________

Выполнен анализ точности геометрических параметров изготовленных железобетонных колонн и ригелей для возведения многоэтажного производственного здания. Рассчитаны статистические характеристики точности граней колонн и длин ригелей. Осуществлена оценка сходимости эмпирических и теоретических (по нормальному закону) распределений погрешностей в размерах граней колонн и длин ригелей. На основании выполненного анализа установлена действительная точность изготовления строительных элементов и вычислены допуски...

Ключевые слова: точность, геометрические параметры, железобетонные конструкции, многоэтажные здания.

Для анализа точности изготовления сборных железобетонных конструкций и определения уровней производственной базы стройиндустрии (с точки зрения обеспечения геометрической точности конструкций) были проведены линейные измерения граней колонн и длин ригелей многоэтажного здания. Автором лично выполнены исследования

точности изготовления сборных железобетонных элементов (граней колонн, длин ригелей) четырехэтажного здания серии 1.020 — главного производственного корпуса дрожжевого завода, возводимого в городе Омске.

При линейных измерениях граней колонн применялся стальной метр с миллиметровыми делени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.