Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / информационные системы / коммуникативные компоненты / прослеживаемость продукции / государственный контроль / food security / information systems / communication components / product traceability / state control
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Васильев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ»

Васильев В.В.

генеральный директор ООО «Железный дровосек»

vasilievv@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: продовольственная безопасность, информационные системы, коммуникативные компоненты, прослеживаемость продукции, государственный контроль.

Keywords: food security, information systems, communication components, product traceability, state control.

Функцию государственного контроля (надзора) в важных сферах обеспечения продовольственной безопасности выполняет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (Россельхоз-надзор). В целях повышения безопасности и качества продуктов питания важно обеспечить прослеживаемость подконтрольных товаров, результатов ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторных исследований, владеть оперативной информацией об эпизоотической ситуации в России и за рубежом, предотвращать завоз и распространение заболеваний.

Решение этих задач осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС ВетИС), активное развитие которой началось в 2005 году, а с 2008 года осуществляется внедрение отдельных компонентов (систем, ИС) и сопровождение с их помощью контрольно-надзорной деятельности. Сегодня ФГИС ВетИС включает 18 информационных систем (ИС), обслуживающих конкретные направления деятельности. Среди них - 7 основных специализированных систем, автоматизирующих отдельные бизнес-процессы или группы сходных бизнес-процессов (табл. 1).

Таблица 1

Структура информационной системы ФГИС ВетИС

№ п/п Компоненты Год внедрения Назначение

Специальные информационные системы

1 Аргус 2008 Учет перемещений поднадзорных грузов через границу Российской Федерации и границу Таможенного Союза (ввоз, вывоз, транзит)

2 Веста 2011 Регистрация лабораторных исследований образцов подконтрольных товаров, сохранение и обработка информации о них

3 Меркурий 2010 Регистрация результатов ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров. Электронная сертификация продукции, контроль перемещения ее по территории Российской Федерации и Таможенного Союза

4 Гален 2015 Регистрация лекарственных препаратов, кормовых добавок для животных, генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов. Мониторинг безопасности лекарственных препаратов для ветеринарного применения

5 Дюма 2014 Автоматизация процесса формирования официальных писем и указаний Россельхознадзора и рассылки получателям

6 Хорриот 2019 Сбор информации об идентификации и учете животных, включенных в Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету1

7 eCert 2018 Сертификация поднадзорных госветнадзору грузов, экспортируемых из Российской Федерации в зарубежные страны

Информационные реестры

1 Ирена 2009 (с 05.10.2022 вошла в Гален) Регистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения кормовых добавок для животных, генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с их применением

2 Гермес 2012 Лицензирование фармацевтической деятельности и производства лекарственных средств, предназначенных для животных

3 Цербер 2013 Единая база данных по произведенным надзорным действиям и мероприятиям. Ведение реестров регионализации и компартментализации

4 Паспорт 2014 База данных о зарегистрированных пользователях ВетИС и установления им прав доступа

5 Икар 2012 Единое хранилище адресных данных в структуре информационных систем Россельхознадзора

1 Приказ Минсельхоза России от 22.04.2016 № 161 «Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету».

6 Тор 2012 Единое хранилище информации обо всех учреждениях Россельхознадзора в структуре информационных систем Россельхознадзора

Информационные компоненты. агрегирующие информацию с целью информирования пользователей

1 Ассоль 2011 Сбор отчетности подведомственных учреждений Россельхознадзора, агрегация полученных данных для дальнейшего анализа сотрудниками центрального аппарата

2 Атлас 2017 Анализ информации и составление аналитических отчетов по данным компонентов ФГИС ВетИС: Аргуса, Весты, Ветис.АР1, Меркурия, Паспорта, Цербера

3 Сирано 2014 Система раннего оповещения заинтересованных лиц по всей Российской Федерации о вспышках заразных болезней животных, выявлении возбудителей болезни, нарушениях требований по пищевой безопасности

Универсальные шлюзы

1 Ветис.АР! 2014 Предоставление возможности сторонним информационным системам обмениваться информацией с компонентами ВетИС для выполнения прикладных задач, получения справочной информации и сведений из реестров

Веб-сайт ВетИС (https://vetrf.ru) - 2013 г.

Коммуникативные компоненты

1 Веб-форум Ветис 2014 Обмен информацией между пользователями через электронную приемную на официальном сайте

Источник: составлено автором на основе данных Россельхознадзора. - https://vetrf.ru/

В структуре ФГИС ВетИС отдельные компоненты представляют собой информационные реестры, формирующие хранилища специализированных справочников (Ирена, Гермес, Цербер, Паспорт, Икар, Тор). Другие выполняют функции агрегирования данных отчетности подведомственных учреждений, а также специальных информационных систем, информационных реестров (Ассоль, Атлас, Сирано) с целью подготовки аналитических отчетов для разных уровней пользователей.

Обмен информацией между пользователями осуществляется с помощью универсального шлюза Ветис.АР1, предоставляющего внешним программным продуктам возможность обмена информацией с ФГИС Ветис. Веб-сайт ВетИС дает возможность получить полную информацию о работе с компонентами системы. Также на официальном сайте для консультирования пользователей работает электронная приемная - Веб-форум Ветис.

Комплексно работа информационных систем направлена на обеспечение прослеживаемости продукции «от поля до тарелки» за счет внесения сведений о производителях, местах выработки, свойствах продукции, участниках ее обращения. Важной целью их внедрения является добросовестное и полное информирование покупателей по всей торговой цепочке. Кроме того, базы данных информационных систем аккумулируют сведения о результатах испытаний образцов продукции, выполненных надзорных действиях и принятых решениях, идентификации животных, электронной сертификации животноводческой и растительной продукции и автоматизации процессов оформления и учета документов.

Центральным звеном системы прослеживаемости продукции животного происхождения является программный комплекс «Меркурий», введенный в эксплуатацию в 2010 году, основная функция которого состоит в поддержании внутренней электронной сертификации всех типов грузов.

Существенные преобразования в системе прослеживаемости продукции животного происхождения произошли в 2018 году с введением требования оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) только в электронной форме1. Бумажная форма допускается в исключительных случаях (отсутствие Интернета на территории, форс-мажорные обстоятельства), а также при необходимости сохранения государственной (служебной) тайны, перевозке на территорию стран Таможенного Союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). Одновременно был расширен перечень продукции, на которую необходимо оформлять электронные ВСД, с включением в него готовой молочной продукции, готовых или консервированных продуктов из мяса, мясных субпродуктов, рыбы, макаронных изделий с мясной или рыбной начинкой и др.2

Электронные ВСД оформляются на всех этапах товарной цепочки подконтрольного продукта: производство, перемещение (перевозке), переход права собственности (за исключением реализации подконтрольного товара покупателю для личного или другого использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Использование ИС «Меркурий» имеет весомые плюсы как для участников рынка, так и для потребителей. Прежде всего - это доступность системы из любой точки мира, где есть Интернет, с использованием веб-приложения, работающего через любой браузер. Система предусматривает защиту данных, она располагается на специальном сервере, а в случае сбоя в его работе подключается к резервному серверу.

ИС «Меркурий» позволяет в любой момент времени получить исчерпывающую информацию о сырье и продуктах, производителях, перевозчиках, продавцах (от крупных оптовиков до небольшого магазина шаговой доступно-

1 Приказ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 589 «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» (с изменениями от 2 апреля 2020 года).

Приказ Минсельхоза России от 27.06.2018 г. № 251 «О внесении изменений в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648.

сти). Это дает возможность контролировать всю последовательность движения продукции, позволяет обеспечить защищенность потребителей от контрафактных товаров, способствует честной конкуренции среди производителей. Одновременно уменьшается стоимость надзорных и контрольных процедур благодаря замене бумажных бланков ВСД на электронные, снижаются затраты времени на формирование отчётов и аналитики.

Система «Меркурий» исключает возможность оформления продукции, поступающей из неблагополучных в эпизоотическом отношении территорий или с предприятий, на которые наложены временные ограничения, что позволяет предотвратить распространение инфекционных заболеваний животных.

Внесение в базу поставщиков и покупателей фактических адресов действующих и аттестованных предприятий, магазинов, складов исключает незаконное перемещение грузов в места несанкционированной торговли.

В настоящее время в компонентах системы «ВетИС» ежедневно работают более 100 тыс. пользователей по всей стране. По данным Россельхознадзора за 2020 год1 в системе «Меркурий» было оформлено порядка 4,2 млрд электронных ВСД (350 млн документов за месяц, ежедневно более 11,5 млн документов), более 85% из них были оформлены в автоматическом режиме. Для сравнения, до появления системы ВСД выдавались на бумажных бланках, их количество за год составляло всего порядка 52 млн экземпляров.

В системе «Аргус» более 90% заявок также рассматриваются в автономном режиме, решение принимается и доводится до заявителя без участия людей. За последние 10 лет было оформлено порядка 610 000 решений. Отмечено, что доля отказов постепенно снижается - от 7,6% в 2010 году до 2,5% в 2020 году.

В системе «Веста» обрабатывается до 9,5 млн исследований в месяц. На начальном этапе запуска сервиса (2010 год) в нем работали только единичные лаборатории Россельхознадзора, к 2020 году общее количество подведомственных и частных лабораторий достигло 705 единиц.

Системой «Сирано» ежемесячно фиксируются несколько тысяч нарушений биологической и пищевой безопасности (до 7,5 тыс. в месяц в 2020 году). Они сигналят о фактах несоответствия груза требованиям, отсутствии ВСД, ошибках в документах или сомнении в их подлинности.

При этом возможности информационной системы используются неравномерно в разрезе получаемых услуг (табл. 2).

Таблица 2

Степень автоматизации оказываемых услуг в системе ВетИС, 2020 год

Услуги Количество обращений, в год, единиц Доля заявлений в электронном виде, %

Оформление ветеринарных сертификатов 4 200 000 000 100

Оформление фитосанитарных, реэкспортных и карантинных сертификатов 1 709 316 31,8

Оформление разрешений на ввоз, вывоз и транзит по территории Российской Федерации продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных 51 925 100

Государственная регистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения 756 5

Государственная регистрация кормовых добавок для животных 524 5

Лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения 480 10

Лицензирование деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию 244 10

Выдача заключения о соответствии производителя лекарственных средств для ветеринарного применения требованиям правил надлежащей производственной практики 71 нет

Лицензирование деятельности по производству лекарственных средств для ветеринарного применения 35 2

Государственная регистрация кормов и кормовых добавок для животных, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащих такие организмы 25 нет

Лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах Вводится в настоявшее время

Источник: составлено автором на основе данных Россельхознадзора М1р8://герр.ги/ир1оа<1/МоскЛ"£8/Презентация%20 Данкверта.р(1£

Опыт применения системы «Меркурий» показал, что хозяйствующие субъекты - основные пользователи системы, относятся к ней неоднозначно (особенно в первые годы работы). Выявлены недоработки и недостатки как в самой системе, так и в нормативно-правовом обеспечении процесса, организационных вопросах, защищенности отдельных позиций, а также неблагоприятное влияние на ценообразование.

Сложность внедрения на этапе запуска ресурса была связана с настройкой программного обеспечения и техническими ограничениями оборудования, что постепенно преодолевалась в рабочем режиме. Но с расширением в 2018 году перечня субъектов, для кого стала обязательной сертификация (племенные хозяйства, фермы, мясомолочные заводы, птицефабрики, производители морепродуктов, розничные магазины, оптовые базы) проблемы возникли с персоналом, не имеющим навыков работы в системе. Это было значительным препятствием в работе.

1 Цифровизация и Россельхознадзор. - Ьйр8://герр.гиир1оа0ЛЬ1оск/£1?8/Презентация%20Данкверта.р11£

44

Зависимость оформления электронных ВСД от наличия у участников широкополосного доступа в Интернет также создает ограничения и риски. Помимо дополнительных затрат на подключение и обслуживание Интернета, есть объективные сложности с наличием сети Интернет как таковой на отдельных территориях. Отсутствие устойчивой Интернет-связи делает вынужденными нарушителями тех производителей, которые по каким-либо причинам не смогли её организовать.

Для части предприятий, не внедривших систему бухгалтерского учета «1С» и интегрированный шлюз с ВетИС, возникает проблема увеличения количества ветеринарных документов в обработке при проведении транзакций ветеринарной продукции через систему «Меркурий». Кроме того, детализация информации при работе в системе (многочисленные поля с необходимостью ставить метки) делает этот процесс достаточно трудоемким.

Необходимость компьютеризации сельского хозяйства для работы с системой «Меркурий» вызвала дополнительные затраты у участников - на интернетизацию удаленных производств, закупку техники, обучение сотрудников, приобретение лицензий, что в итоге привело к повышению себестоимости и цены продукции.

Из-за неполноты видов продукции в Справочнике ИС «Меркурий» у пользователей возникали сложности с введением точного наименования товара (особенно при производстве продукции).

Неустранимость влияния человеческого фактора. Правила оформления производственных транзакций продукции в системе «Меркурий» не допускают внесение изменений в данные предыдущих этапов. На практике возникает следующая ситуация: по мере продвижения товара по технологической цепочке (чаще это касается полуфабрикатов) разные специалисты на разных этапах производства дают его описание, при этом нередки случаи несовпадения их формулировок на входе и при последующем продвижении товара. В итоге появляется неточность при выборе необходимой позиции без возможности исправления.

Неоднозначно воспринимается профессиональным сообществом ситуация с предоставлением доступа в информационную систему «Меркурий» с правом оформления ВСД уполномоченным лицам, не имеющим ветеринарного образования и необходимой компетенции, а также не осуществляющим государственный ветеринарный контроль. Гипотетически это может привести к конфликту интересов организаций-производителей и торговых компаний, и негативно отразиться на безопасности продукции.

Существует проблема контроля эпизоотического состояния хозяйств-поставщиков продукции. Сейчас в системе «Меркурий» не появляется автоматически предупреждение о том, что продукция поступила из неблагополучного региона. Синхронизация с базой данных компонента «Цербер» идёт вручную через компонент «Аргус», который интегрирован с системой «Меркурий» в 2017 году. Актуален вопрос интеграции компонента «Меркурий» с компонентами «Цербер» и «Сирано».

Кроме того, до настоящего времени не решена задача прослеживаемости товаров на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), прежде всего по причине необеспеченности нормативно-правовым регулированием. Не все государства-члены ЕАЭС ратифицировали соглашение о внедрении механизма прослеживаемости1, реализация которого направлена на обеспечение прозрачности таможенных и налоговых платежей, законности оборота товаров и контроль. Документы от них поступают на бумажных носителях.

Трудности с разработкой нормативно-правового обеспечения обусловлены значительными расхождениями в методологических подходах на национальном уровне, а также разным потенциалом участников. Так, в России система прослеживаемости основана на декларациях по НДС, в Республике Беларусь - на электронных накладных, а в Армении и Киргизии только планировалась подобная разработка. В Казахстане информационные системы настроены на требования Всемирной торговой организации.

Отмечается неполная готовность национальных сегментов интегрированной информационной системы стран-членов ЕАЭС к реализации функционала по созданию системы цифровой прослеживаемости. Понадобятся значительные усилия стран-участников Союза для создания и интеграции систем с целью их функционирования на единой платформе.

В целом информационная среда для обеспечения государственного контроля в области ветеринарии демонстрирует активное развитие. Выполняются регулярные обновления компонентов ФГИС ВетИС, совершенствуются алгоритмы работы с ними, повышается степень взаимной интегрированности систем.

Для сопровождения фитосанитарного надзора Россельхознадзора создается ФГИС «Прослеживаемость пестицидов и агрохимикатов» (ФГИС ППА)2, которая позволит обеспечить учет партий удобрений и препаратов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений при их производстве, хранении, транспортировке, применении, реализации, обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении. Кроме того, в системе предусмотрел аналитический функционал (анализ и обработка информации, контроль за ее достоверностью).

Направления дальнейшего развития информационной среды сопровождения государственного контроля (надзора) в области обеспечения продовольственной безопасности связаны с усовершенствованием программных комплексов ФГИС ВетИС, дополнением справочников и реестров, повышением интегрированности компонентов информационных систем и уровня автоматизации услуг, обеспечением прослеживаемости подконтрольных товаров на территории Таможенного союза. В сфере фитосанитарного надзора предстоит решить задачу введения электронной фи-тосанитарной сертификации и развития компонентов ФГИС ППА.

1 Соглашение от 29.05.2019 «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза»:

2 Постановление Правительства РФ от 7 мая 2022 г. № 828 «О Федеральной государственной информационной системе про-слеживаемости пестицидов и агрохимикатов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.