УДК 342 АГАФОНОВ Валентин Александрович,
ББК 67.400 кандидат юридических наук,
доцент кафедры права и методики его преподавания Уральского государственного педагогического университета,
12.00.02- конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные теоретические проблемы развития и совершенствования государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе. Акцентируется внимание на роли контрольной функции в этой сфере со стороны Президента России и органов исполнительной власти страны. Отмечается и важная роль и органов прокуратуры в этой области.
Ключевые слова: государственный контроль, государственный надзор, государственная служба, гражданская служба, муниципальная служба, прокурорский надзор, служебное поведение, законодательство России.
AGAFONOV Valentin Alexandrovich,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Law and Methods of Teaching him at the Ural State Pedagogical University
STATE CONTROL AND SUPERVISION OVER OBSERVANCE OF THE LEGISLATION ON STATE CIVIL AND MUNICIPAL SERVICE
Annotation: The article deals with actual theoretical problems of development and improvement of state control and supervision over observance of the legislation on state civil and municipal service. Attention is focused on the role of the control function in this sphere on the part of the President of Russia and the bodies of the state executive power of the country. The important role of prosecutors in this field is also noted.
Key words: state control, state supervision, public service, civil service, municipal service, prosecutor's supervision, official behavior, Russian legislation.
Осуществляемая в последние годы реформа государственной гражданской и муниципальной службы значительно изменила правовое регулирование правоотношений в данной сфере, заложила новые принципы государственной гражданской и муниципальной службы. Актуальной задачей законодательства о государственной гражданской и муниципальной службы является обеспечение соблюдения действующего законодательства о государственной гражданской и муниципальной службы, а также обеспечение законности и защиты прав и законных интересов государственных и муниципальных служащих. Государственный контроль и надзор обеспечи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
вают реализацию прав государственных служащих на защиту своих интересов, как в суде, так и во внесудебном порядке.
В связи с этим повышается потребность в усилении государственного контроля и надзора, осуществлении действенных мер по устранению нарушений в сфере государственной гражданской и муниципальной службы.
Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе имеет специфику государственного контроля и надзора. Поскольку основой, составляющей природу правоотношений на государственной гражданской и муниципальной службе, явля-
ется реализация властных полномочий, а государственный контроль и надзор в данной сфере осуществляется за властной деятельностью, представляется возможным выделить его как самостоятельный вид, отличающийся от других видов контроля и надзора.
Нарушения законодательства о государственной гражданской службе и
муниципальной службе относятся к особым субъектам. Особые субъекты это
лица, состоящие на должностях государственной гражданской службы и должностях муниципальной службы, осуществляющие профессиональную служебную (трудовую) деятельность с использованием властно-распорядительных и других полномочий государственных органов и органов местного самоуправления. К государственным гражданским и муниципальным служащим предъявляются особые квалификационные требования. Нарушение ими порядка службы, установленного законом, помимо причинения материального ущерба способствует дезорганизации или ослаблению управления, снижает авторитет государственных органов и органов местного самоуправления, дискредитирует власть в целом, подрывает у граждан уверенность в защищенности своих прав и законных интересов.
Основой, составляющей природу правоотношений на государственной гражданской службе и муниципальной службе, является реализация властных полномочий, а государственный контроль данной сфере осуществляется за властной деятельностью, представляется возможным выделить его как самостоятельный вид, отличающийся от других видов контроля [1, с. 384].
Государственная гражданская и муниципальная службы регулируются правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права. Нарушения законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе - это правонарушения со специальным субъектом. Их совершают в большинстве случаев лица, состоящие на должностях государственной гражданской службы и должностях муниципальной службы,
осуществляющие профессиональную служебную (трудовую) деятельность с
использованием властно-распорядительных и других полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.
Государственный контроль - деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами.
Сущность и назначение контроля состоит:
- в наблюдении за функционированием подконтрольных объектов, получении объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии;
- в возможности вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого (объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности);
- в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности;
- в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;
- в самостоятельном принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.
Государственный контроль в данной сфере является не только средством обеспечения законности и защиты интересов государства, но и представляет собой эффективный механизм защиты прав и законных интересов государственных и муниципальных служащих. Государственный контроль обеспечивают реализацию прав государственных и муниципальных служащих на защиту своих интересов как в суде, так и во внесудебном порядке [2, с. 10].
С точки зрения контролирующего субъекта выделяют два основных вида контроля: внутриведомственный и надведомственный.
Внутриведомственный контроль осуществляется исключительно силами и средствами аппарата государственного и муниципального управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Масштабы этого вида контроля ограничены исключительно соответствующей отраслью или сферой государственного управления. Внутриведомственный контроль - одна из важнейших функций руководства вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящими подчиненными организациями своей системы, зачастую он имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства [3, с. 365].
Надведомственный контроль, напротив, осуществляется сторонними по отношению к подконтрольному субъекту органами.
В ст. 67 Закона о гражданской службе указывается, что вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под административным ведомством понимают систему организаций, организационно
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
подчиненных одному органу исполнительной власти [4, с.183].
Исходя из этого, под вневедомственным контролем принято понимать осуществление контрольной деятельности субъектами, не относящимися к соответствующему ведомству.
Вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе Российской Федерации - это целенаправленная организующая системная деятельность уполномоченных органов государства по установлению соответствия функционирования системы государственной гражданской и муниципальной службы нормативно-правовым стандартам и корректированию выявленных отклонений при помощи правовых средств [5, с. 10].
К основным задачам вневедомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе Российской Федерации можно отнести:
1) контроль за соблюдением нормативных предписаний, устанавливающих принципы, организационную структуру государственной службы, правовое положение служащих, условия и порядок поступления, прохождения и прекращения службы, взаимоотношения между служащими и гражданами;
2) контроль за соответствием законам правовых актов, издаваемых в государственных органах по вопросам государственной службы;
3) контроль целесообразности управленческих решений по организации и осуществлению службы в государственном органе;
4) контроль за соблюдением установленных для государственных служащих запретов и ограничений, служебной дисциплины, своевременным и доброкачественным выполнением гражданскими служащими возложенных на них обязанностей;
5) контроль за подбором, расстановкой, повышением квалификации кадрового состава служащих;
6) контроль за соблюдением прав и свобод, охраняемых законом интересов граждан;
7) контроль за рациональным распределением и использованием материальных,
финансовых и иных ресурсов в системе государственной службы [6].
Вневедомственный контроль как юридическая категория рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле вневедомственный контроль может осуществляться не только органами исполнительной власти, но и государственными органами иных ветвей власти, а также институтами гражданского общества, наделенными соответствующими полномо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
чиями. Сюда относятся парламентский, президентский, правительственный, судебный, финансовый, правозащитный, общественный контроль.
В узком смысле вневедомственный контроль осуществляется специально
уполномоченными государством органами, на что, собственно, и ориентирует законодатель в ст. 67 Закона о гражданской службе.
Вневедомственный контроль осуществляется: 1)специально
уполномоченными государственными органами; 2) в отношении
организационно неподчиненных государственных органов; 3) по проверке
соблюдения законодательства и эффективности государственной гражданской и муниципальной службы; 4) с использованием определенных государственно-властных полномочий [7].
Вневедомственный контроль по своей природе является административным, его содержание предполагает осуществление контрольной деятельности специальными государственными органами в отношении организационно неподчиненных им государственных органов и должностных лиц всех ветвей государственной власти, независимо от вида государственной и муниципальной службы. Государственные органы, наделенные полномочиями вневедомственного контроля, должны быть действительно независимыми, ведь в их задачу входит проверка законности, целесообразности и эффективности государственной гражданской и муниципальной службы органов всех ветвей государственной власти и муниципальной службы.
Эффективное взаимодействие государства и институтов гражданского общества в Российской Федерации, все больше зависит от эффективного функционирования контроля государственной гражданской и муниципальной службы. Посредством контроля государство обеспечивает соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми юридическими и физическими лицами. В свою очередь контроль юридических и физических лиц позволяет влиять на соблюдение законов самим государственным аппаратом, стабильное функционирование государства в рамках достойного развития общества. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вопросам государственного контроля посвящена ст. 67 «Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» не содержит каких-
либо положений, посвященных вопросам государственного контроля над соблюдением законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации. Вполне возможно, это обусловлено тем, что названный Закон устанавливает особенности, связанные с муниципальной службой, а в остальном отношения на муниципальной службе регулируются трудовым законодательством, поэтому в вопросах государственного контроля за соблюдением законодательства о муниципальной службе следует руководствоваться общими нормами трудового права, закрепленными в гл. 57 ТК РФ «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», государственный надзор и контроль должны осуществляться федеральными службами, что не исключает возможности появления нового государственного органа - федеральной службы по надзору и вневедомственному контролю за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации. Важнейшей правовой основой для реформирования действующей системы государственного контроля и надзора является Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
В нем поручено Правительству РФ, во-первых, обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами, включая страхование ответственности; во-вторых, обеспечить введение административного наказания в виде дисквалификации за грубое или неоднократное нарушение государственными и муниципальными служащими стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, а также за грубое нарушение ими порядка проведения проверочных и иных мероприятий при осуществлении контрольно - надзорных функций.
В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу - финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
Стадий контроля может быть: предварительным, текущим, последующим.
В зависимости от временного режима контрольной деятельности - постоянным (систематическим) и временным (периодическим).
В качестве основных субъектов государственного контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службы рассматриваются Президент РФ, Правительство РФ.
Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственной гражданской и муниципальной службы предопределены его общим правовым статусом (ст. 80-93 Конституции Российской Федерации).
Контроль со стороны Президента РФ за деятельностью органов государственной и муниципальной власти осуществляется в целях совершенствования, повышения эффективности государственной службы, исполнения норм законов и иных нормативных правовых актов, соблюдения принципов и требований законности, целесообразности, эффективности, гласности, независимости [8, с. 10].
Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.
Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надве-домственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.
Государственный контроль за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе как самостоятельная, функционально обособленная деятельность выражается в сознательной, целенаправленной, организующей работе по повышению эффективности государственного и муниципального управления.
Государственный надзор за соблюдением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе
Согласно ст. 5 Закона о муниципальной службы, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы.
Государственный надзор за соблюдением законодательства о государственной граждан-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
ской и муниципальный службе имеет немаловажное значение для обеспечения законности государственного и муниципального управления.
В ст. 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указано, что органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, проводят государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» не содержит каких-либо положений, посвященных вопросам государственного надзора за соблюдением законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации. Вполне возможно, это обусловлено тем, что названный Закон устанавливает особенности, связанные с муниципальной службой, а в остальном отношения на муниципальной службе регулируются трудовым законодательством, поэтому в вопросах государственного контроля за соблюдением законодательства о муниципальной службе следует руководствоваться общими нормами трудового права, закрепленными в гл. 57 ТК РФ «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и муниципальной службе в Российской Федерации от имени государства, является прокуратура.
Надзор за исполнением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе - одно из направлений широкой и многогранной деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности .
Задачи прокуроров, сущность государственного надзора, сформулированы в Конституции РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», а также в приказах Генерального прокурора РФ № 7 от 11.03.1992 года « О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона РФ «О прокуратуре РФ», и № 20 от 28.05.1992 года «Об органи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
зации надзора и управления в органах прокуратуры РФ».
Отношения, связанные с поступлением на государственную и муниципальную службу, прохождением и прекращением этих видов службы, а также определением правового положения (статуса) государственных и муниципальных служащих, регулируются нормами права, исполнение которых составляет предмет прокурорского надзора .
Государственная гражданская и муниципальная служба регулируется правовыми нормами, относящимися практически ко всем известным их видам. Реализация законов в сфере государственной и муниципальной службы осуществляется в виде действий (бездействия) не только государственных и муниципальных служащих, но и других лиц (органов), а также путем принятия правовых актов, соответствие которых закону является важной составляющей предмета прокурорского надзора .
Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре РФ». Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами (п. 2 ст. 4 Закона). Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор -самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами.
Прокуратура не обладает никакими административными функциями, поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор, и, наконец, не подвергает деятельность и акты соответствующих органов государственного и муниципального управления оценке с точки зрения сиюминутной целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные и муниципальные органы, общественные организации, должностные лица и граждане не нарушали закон.
Существенным отличием прокурорского надзора является и то, что он осуществляется от имени федеративного государства, поэтому имеет самые широкие границы, распространяется на все федеральные министерства и ведомства, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления. При этом предметом и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов.
В целях выявления нарушений законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе органы прокуратуры используют разнообразные источники и предоставленные им законом полномочия (ст. 22 статусного закона и другие нормы) . Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству. Законодательством РФ закреплена взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, для всех служащих установлены единые ограничения и обязательства к прохождению службы и единые требования к служебному поведению. Нарушения служебного поведения и урегулирования конфликтов интересов муниципальных и государственных гражданских служащих рассматриваются комиссиями. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов образуются в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Порядок организации комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов определяется законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления на основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ.
Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, подлежащая проверке, заключается в проведении конкурсов на занятие вакантных должностей государственной (муниципальной) службы; приеме на службу; перемещении по службе; назначении на должности государственной (муниципальной) службы; обеспечении исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, носящих антикоррупционный характер; проведении проверок достоверности и полноты сведений о дохо-
дах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, иных представляемых в соответствии с законом сведений; проведении служебных проверок (в том числе проверки информации о коррупционных нарушениях); применении дисциплинарных взысканий; освобождении от занимаемой должности; увольнении с государственной (муниципальной) службы. Результаты указанной деятельности находят отражение в актах органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим предмет надзора включает проверку соответствия законодательству о противодействии коррупции издаваемых государственными и муниципальными органами правовых актов. В настоящее время все органы власти проводят определенные антикоррупционные мероприятия, которые, как показала практика, дают свои положительные результаты.
Поводами для проверок так же служат поступающие в прокуратуру сигналы о конкретных нарушениях законов о государственной гражданской и муниципальной службе.
Генеральная прокуратура РФ и прокуратуры субъектов федерации ежегодно составляют сводные планы плановых проверок соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации. Проверками может охватываться изучение вопросов исполнение законов одним каким-либо органом или системе органов.
Согласно Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 г. № 26 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», решение о проведении проверки доводить до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. Срок проведения проверки не должен превышать двадцать рабочих дней. По решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен один раз не более чем на двадцать рабочих дней. Решение о последующем продлении на срок, не превышающий двадцать рабочих дней, может быть принято вышестоящим прокурором или его заместителем.
В частности, прокуратурой Свердловской области в 2016 году проведено 54 проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления . Цель проведения проверок: соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
права, требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, готовности Верхнесалдинской ГТС к безопасному проведению паводкоопасного периода, соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, соблюдение обязательных требований, установленных жилищным законодательством, соблюдение законодательства Российской Федерации о недрах, соблюдение законодательства в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водного законодательства, соблюдение законодательства Российской Федерации о недрах. Проверки проводились совместно с органами государственного надзора. В проверках принимали участие Государственная инспекция труда в Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области, Уральское управление Ростехнадзора, Уральское Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Анализ прокурорских проверок нарушения законов о гражданской службе и муниципальной службе показывает, что наиболее распространены нарушения основных обязанностей гражданского служащего, несоблюдение ограничений, связанных со службой, и непредставление (представление недостоверных либо ложных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (в совокупности они составляют около половины всех правонарушений), а также иные нарушения. К последним относятся: установление незаконных надбавок к должностным окладам и другие нарушения порядка оплаты труда служащих; не проведение в установленный срок аттестации служащих; не проведение проверок достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; нарушение порядка оформления личных дел служащих; отсутствие должностных регламентов и некоторые другие. По своей юридической природе выявленные нарушения законов о гражданской службе и муниципальной службе относятся к различным видам правонарушений, влекущим все основные виды юридической ответственности.
Выявив нарушения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе, прокурор добивается их устранения, для чего использует предоставленные ему зако-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
ном полномочия. «Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушителями закона негативных последствий» .
На выявления нарушения законов прокурор реагирует посредством определенных актов. Характерными признаками всех этих актов является то, что они принимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по проверке исполнения закона.
Законом «О прокуратуре РФ» применительно к рассматриваемой отрасли надзора названы следующие акты: протест, представление, постановление.
Условия и порядок принесения прокурором протеста, предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются законом «О прокуратуре РФ», а также ведомственными указаниями Генеральной прокуратуры РФ. Протест приносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной гражданской и муниципальной службы, а также должностными лицами.
В соответствии со ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Представление прокурора (ст. 24 Закона «О прокуратуре РФ») - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган или должностному лицу, полномочным устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов.
Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде.
В зависимости от характера нарушения закона должностным лицом прокурор в соответствии со ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ» выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном
правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Прокурорский надзор один из важнейших методов сохранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в стране, поскольку законность неотъемлемый, если не основной его атрибут.
Список литературы:
[1] Право государственной и муниципальной службы: учеб. пособие / под ред. А.В. Гусева, А.Н. Мутина, В.Ш. Шайхатдинова. Екатеринбург. 2011. С. 384.
[2] Уманская В. П. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 10.
[3] Липатов Э.Г. Административное право. Курс лекций: учебное пособие для вузов. М., 2006. С. 365.
[4] Административное право: учеб. / Рос-синский Б. В., Старилов Ю. Н. М., 2009. С.183.
[5] Гудаев Р.В. Вневедомственный контроль за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С.10.
[6] Зубарев С.М. Контроль за деятельностью государственных гражданских служащих: вопросы теории и правового регулирования [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-право-вой системы «Консультант Плюс».
[7] Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной
службы в России // Государство и право. 2003. № 7.
[8] Умайская В. П. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.10.
Spisok literatury:
[1] Pravo gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhby: ucheb. posobie / pod red. A.V. Guseva, A.N. Mutina, V.SH. SHajhatdinova. Ekaterinburg. 2011. S. 384.
[2] Umanskaya V. P. Gosudarstvennyj kontrol' i nadzor za soblyudeniem zakonodatel'stva o gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. S.10.
[3] Lipatov EH.G. Administrativnoe pravo. Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya vuzov. M., 2006. S. 365.
[4] Administrativnoe pravo: ucheb. / Rossinskij B. V., Starilov YU. N. M., 2009. S.183.
[5] Gudaev R.V. Vnevedomstvennyj kontrol' za soblyudeniem zakonodatel'stva o gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. S.10.
[6] Zubarev S.M. Kontrol' za deyatel'nost'yu gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih: voprosy teorii i pravovogo regulirovaniya [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».
[7] Buravlev YU.M. Problemy reformirovaniya i upravleniya sistemoj gosudarstvennoj sluzhby v Rossii // Gosudarstvo i pravo. 2003. № 7.
[8] Umajskaya V. P. Gosudarstvennyj kontrol' i nadzor za soblyudeniem zakonodatel'stva o gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. S.10.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018