Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1543
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Е.А., Садовская Т.Д.

В статье дана характеристика термина «государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Изучены причины нарушения трудового законодательства. Предложены меры, направленные на совершенствование законодательства в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 340

Е.А. Федорова, Т.Д. Садовская

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье дана характеристика термина «государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Изучены причины нарушения трудового законодательства. Предложены меры, направленные на совершенствование законодательства в указанной сфере.

Ключевые слова: трудовые права граждан, государственный контроль (надзор), система органов государственного контроля и надзора.

Трудовые права гражданина, провозглашенные как в международных актах, принятых большинством стран мирового сообщества, так и в национальном законодательстве, являются составляющей прав человека и гражданина. Наряду с этим трудовая деятельность остается одной из едва ли не самых незащищенных сфер деятельности, разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными возможностями граждан по их реализации весьма велик. Более того, проблемы обеспечения в организациях Российской Федерации здоровых и безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственно обусловленной заболеваемости и связанных с этим экономических потерь остаются достаточно острыми.

В этой связи немаловажное значение имеет государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как один из основных способов защиты трудовых прав и свобод граждан.

Правовая природа отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет сложный характер. В силу особенностей их субъектного состава и содержания государственного надзора и контроля правоотношения по государственному надзору и контролю являются комплексными отношениями со смежным правовым регулированием.

Основной объект защиты органами государственного надзора и контроля - трудовые права работников. Другой объект защиты органами государственного надзора и контроля - законные интересы работников. Целью охраны является предупреждение нарушений трудовых прав и законных интересов, в то время как целью защиты - восстановление нарушенных трудовых прав, обеспечение законных интересов.

Субъектами правоотношений по государственному надзору и контролю являются организационно неподчиненные друг другу субъекты: органы, осуществляющие государственный надзор и контроль, и работодатели, в отношении которых осуществляется государственный надзор и контроль.

Система органов государственного надзора и контроля, реализующих функцию защиты трудовых прав и законных интересов, в зависимости от содержания их деятельности состоит из двух элементов.

Первый элемент - специализированный орган государства - Федеральная служба по труду и занятости как орган, осуществляющий государственный надзор по защите трудовых прав и законных интересов работников.

© Федорова Е.А., Садовская Т.Д., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 2 (41). Том III

ISSN 2223-4047

Второй элемент состоит из группы органов, которая включает: прокуратуру; Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и иные государственные органы, для которых функция защиты трудовых прав и законных интересов не является основной.

Федеральная инспекция труда является органом государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В 2013 году Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами было проведено около 131,6 тыс. проверок, из которых более 57 тыс. проверок было проведено по вопросам охраны труда. В ходе проведенных проверок государственными инспекторами труда было выявлено свыше 660 тыс. нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая свыше 404,3 тыс. нарушений законодательства об охране труда. В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями более 75% занимают типичные причины организационного характера, такие как нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины и т.д.

Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности государственных инспекций труда свидетельствует, что основными причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства являются:

неисполнение должностными лицами работодателя своих трудовых обязанностей -38,9%;

непринятие работодателем достаточных мер по организации трудового процесса - 25,8%;

неинформированность по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателем - 7,3%;

финансово-экономические причины, вызвавшие воздействием внешних факторов (конъюнктура рынка, сезонный характер деятельности и пр.) - 5,5%.

Сопутствующими причинами продолжают оставаться:

низкий уровень правовых знаний и правовой нигилизм работодателей и работников в вопросах трудового законодательства;

отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства;

ненадлежащее осуществление внутриведомственного и регионального контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также самих работодателей;

отсутствие системной, закрепленной законодательно, координации всех действующих органов надзора и контроля, что является причиной дублирования функций, и не позволяет повысить в целом эффективность осуществления уполномоченными органами контрольно-надзорных полномочий.

По мнению специалистов, в число вопросов, требующих законодательного решения, необходимо включить следующие: а) унификация и разграничение понятий, используемых в сфере осуществления административного контроля и надзора; б) определение системы, видов и организационно-правовых форм административно-контрольных и административно-надзорных органов; в) определение содержания, объема и пределов осуществления контрольной и надзорной компетенции, отграничение их от других видов компетенции; г) определение исчерпывающего перечня общих административно-контрольных (надзорных) полномочий административно-контрольных и административно-надзорных органов, пределов и порядка (процедуры) их осуществления.

В этой связи важно оценивать необходимость создания единого действующего органа, осуществляющего координацию деятельности контрольно-надзорного характера; свободного

доступа к информации о реализации контрольно-надзорных мероприятий; консультационной поддержки заинтересованных лиц при проведении контроля (надзора) должностными лицами органов исполнительной власти.

Библиографический список

1. Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении в 2013 году государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [Электронный ресурс] // Федеральная служба по труду и занятости: сайт. - URL: http://www.rostrud.ru (дата обращения 16.01.2015).

ФЕДОРОВА Елена Алексеевна - магистрант, Тюменский государственный университет.

САДОВСКАЯ Татьяна Дмитриевна - кандидат юридических наук, доцент, Тюменский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.